Перейти к содержанию

70 лет со дня гибели небесной покровительницы Европы


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

356770a165ba0827dff0dc0c0b83fde7.png

 

9 августа исполнилось 70 лет со дня гибели в концлагере Аушвиц-Биркенау святой Эдит Штайн, известной под монашеским именем Тереза Бенедикта Креста.

 

birkenau.jpg

 

Центром памятных торжеств стала месса, совершенная на территории бывшего концлагеря президентом Совета европейских епископских конференций примасом Венгрии кардиналом Петером Эрдо. Алтарь был установлен рядом с памятником, погибшим в Аушвиц, находящемся у руин крематория. Проповедь во время богослужения прочитал архиепископ Кельнский кардинал Иоахим Майснер, который родился в одном городе с Эдит Штайн.

 

Joachim_Meisner.jpg

 

В своей проповеди немецкий кардинал сказал: «Истина не бывает относительной! Она не существует во множественном числе. Она не принимается большинством голосов. Она либо есть, либо ее нет. Неверно утверждение, что все одинаково истинно, та как в таком случае все было бы одинаково фальшиво. Эдит Штайн указывает нам путь, который ведет от диктатуры относительности к истинному человеческому достоинству.

(…)

Уже вступая в Кармель в Кельне, она понимала, что грозит евреям в Германии и в занятой немцами Европе. Тогда в очередной раз для нее настал час истины.

(…)

Есть нечто, что до сих пор заставляет меня краснеть. А именно, тот факт, что никто в то время из немецких христиан не заступился за Эдит Штайн и ее народ, стоящий у креста. Мы оставили их одних под крестом. Это не должно никогда, никогда повториться»!

 

missa.jpg

 

Сегодняшнее богослужение стало четвертым, совершенным на этом месте. Первою мессу в Биркенау отслужил в 1972 году кардинал Джон Круль из Филадельфии, она была посвящена годовщине беатификации Максимилиана Кольбе. Затем папа Иоанн Павел II совершил здесь литургию в 1979 году. Третью мессу отслужили здесь польские епископы в мае 1987 года по случаю беатификации Эдит Штайн.

После мессы в близлежащем Центре диалога и молитвы молодежь из Германии и Польши представила спектакль «По следам Эдит Штайн».

 

Edyta_Stein_young.jpg

 

Эдит Штайн родилась в немецком городе Бреслау в семье религиозных евреев. Однако уже в подростковом возрасте она стала придерживаться агностических взглядов. Девушка получила великолепное образование в университетах Германии. После защиты диссертации она стала сотрудником выдающегося философа Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии.

 

В 1922 году Эдит приняла решение принять крещение в Католической Церкви. Большую роль в её обращении сыграли книги святой Терезы Авильской. После своего обращения Эдит работала преподавателем в доминиканской школе, изучала историю философской католической мысли, не оставляя и собственных занятий философией.

 

 

Edyta_Stein_jpg.jpg

 

В 1932 году она получила право свободного преподавания в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте, однако проработала там лишь год, так как в 1933 году Гитлер запретил евреям занимать любые общественные должности.

 

В том же году Эдит Штайн приняла монашеские обеты и стала монахиней-кармелиткой. Принося обеты, она приняла имя Тереза Бенедикта Креста. Будучи монахиней она переработала свой основной труд «Конечное существо и вечное Существо» и написала книгу «Scientia Crucis» (Наука Креста).

В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Голландию, в монастырь города Эхте.

 

gallery_4_8_19670.jpg

 

20 июля 1942 года во всех церквях Голландии зачитали обращение конференции епископов Голландии, осуждающее расизм нацистов. В ответ на это 26 июля 1942 г. рейхскомиссар Нидерландов Зейс-Инкварт приказал арестовать крещеных евреев, которых до этого времени нацисты не трогали. В августе 1942 г. сестра Тереза была отправлена в Аушвиц вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере.

 

Папа Иоанн Павел II в 1987 году причислил Эдит Штайн к лику блаженных, а спустя 11 лет к лику святых.

9 августа в день смерти святой Эдит Штайн Католическая Церковь по традиции молится за жертв Холокоста. Святая Тереса Бенедикта Креста является покровительницей Европы.

 

https://catherine.spb...nts/edith_stein

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 61
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

На украинском начали издавать ее работы по феноменологии. Удивительное различие судьбы у учеников Гуссерля - это Хайдеггер, который поддержал нацистов, и Эдита Штайн, которая стала мученицей, Эманюэль Левинас, который, будучи евреем и иудеем, прошел через нацистские лагеря и стал принципиальным автором для христианской теологии

 

Святая Эдит Штайн, моли Бога о нас!

 

Наталья спасибо за тему! :rolleyes:

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ее канонозировали за то, что она еврейка-мученица?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно читать о мученической смерти канонизированной святой как о гибели. Как-то не принято это, не привычно.

Много в Церкви мучеников, но их день обычно не называется днем их гибели.

 

Наверное это придирки, но как-то по глазам бьет "день гибели небесной покровительницы". Это скорее уж рождение Эдит Штайн как небесной покровительницы Европы. при этой жизни она не была еще небесной покровительницей.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, придирки, конечно, Ана. В этот день 70 лет назад она погибла мученической смертью. С этим трудно спорить. А спор о лингвистическом построении предложения неуместен, так же, как и вопрос Соловьева. Католики становятся прагматиками, и даже циниками. Это печально. Для меня Эдит Штайн очень необычная, непривычная святая, послушание и кротость которой удивительным образом сочеталась с деятельной, активной позицией ученого и гражданина.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ее канонозировали за то, что она еврейка-мученица?

Её канонизировали потому, что она мученица за веру. А ваш антисемитизм, Александр, становится уже чересчур явным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Её канонизировали потому, что она мученица за веру. А ваш антисемитизм, Александр, становится уже чересчур явным.

 

Но ведь ее отправили в Освенцим за то , что она была еврейкой, а не за веру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то да, у меня тоже есть масса сомнений насчёт "мученичества" :). По-моему, её палачей совершенно не интересовало её вероисповедание, поводом к преследованию стала её национальность.

Но я расслабилась на тему безошибочности, так что не сильно парюсь :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Антисемитские происки Третьего Рейха уже в 1933 г. положили конец общественной деятельности Эдит Штайн, и она решает, что пришло время исполнить давнюю мечту - стать кармелиткой (о чем она думала с самого момента обращения). Она сказала: "Не может быть призвания выше, чем sponsa Christi (невеста Христа), и кто видит этот путь для себя открытым, не будет стремиться ни к чему иному". Она считала монашескую жизнь, полную отдачу себя Богу "единственным возможным утолением женской жажды любви". Но не будет ли это просто бегством от гонений? Эдит верит: сам Господь страдает в еврейских братьях и сестрах. Ради них она хочет быть ближе к Господу, чтобы вместе с ними разделить Его страдания, несущие Спасение. Ее выбор падает на монастырь кармелиток в Кельне.

Болезненным оказалось прощание с семьей. Когда она (по ее воспоминаниям), уже уходя на вокзал, оглянулась на дом, "в окнах никого не было".

 

Под знаком Креста

 

Четырнадцатого октября 1933 г. Эдит Штайн переступает порог затвора кельнского монастыря кармелиток. При облачении в монашескую одежду - 15 апреля 1934 г. - она выбирает имя Тереза Бенедикта Креста (Teresia Benediсta a Cruсe - досл. "Тереза, благословленная Крестом").

Между тем гонения на евреев ожесточаются, несмотря на все усилия, "прогрессивной общественности", в которых Эдит Штайн принимает не последнее участие.

Сестра Бенедикта чувствует, что ее судьба тесно связана с судьбой ее народа. Она переживает свое призвание как возможность "за всех предстоять перед Богом". В 1938 г., вскоре после своих Вечных обетов, она пишет: "Я должна постоянно думать о царице Есфири, которая как раз затем была выбрана из своего народа, чтобы ходатайствовать за народ. Я - очень бедная и слабая Есфирь, но Царь, избравший меня, бесконечно велик и милосерден".

 

В самом конце 1938 г., после ужасов "Хрустальной ночи", Эдит Штайн находит прибежище у кармелиток г. Эхта (Нидерланды). С ней едет и сестра Роза, которая поселяется при монастыре. Там Эдит пишет главный труд своей жизни "Науку Креста" - о жизни и духовности св. Иоанна Креста (San Juan de la Cruz), великого испанского мистика, сподвижника св. Терезы Авильской по реформации кармелитского ордена, Учителя Церкви, чьи произведения она изучает уже много лет. Этой книге суждено было остаться незаконченной…

Сестра Бенедикта написала: "Постичь scientiam crucis (науку Креста) можно лишь тогда, когда основательно почувствуешь крест. В этом я была убеждена с самого начала и от всего сердца сказала: Ave crux, spes uniсa! (Здравствуй, крест, единственная надежда!). Она чувствует, что пришло время "взять свой крест и следовать за Христом". (ср. Мтф. 16,34).

 

Вскоре после этого, на праздник Воздвиженья Креста Господня (14 сентября), сестра Бенедикта пишет: "Мир в огне. Пожар может охватить и наш дом. Но высоко над любым огнем возвышается Крест. Пламя не может его поглотить. Он - путь с земли на Небо. Кто его обнимет с верой, надеждой и любовью, того он вознесет в лоно Триединого". Она давно готова к страданиям и даже смерти. И время ее крестной жертвы настало.

Второго августа 1942 г. гестапо арестовало Эдит и Розу Штайн. Вместе с другими евреями-католиками они оказались в лагере Вестерборк. Сестра Бенедикта, по свидетельству очевидцев, была совершенно спокойной, так как предала свою жизнь в Божьи руки. Как могла, она старалась помочь окружавшим ее людям, и в ее глазах "горело пламя святой кармелитки".

 

Через несколько дней они были отправлены "на восток", в Освенцим, где предположительно 9 августа 1942 г. (точная дата не установлена) погибли в газовой камере. Хедвиг Конрад-Марциус, узнав о смерти своей подруги, скажет: "Утешительно знать, что это был всего лишь разрыв тонкой легкой завесы, которая отделяла ее от вечной жизни".

Эдит Штайн прошла весь путь следования за Христом и, подобно Ему, была верна Богу "даже до смерти и смерти крестной" (ср. Флп 2,8). Сквозь года звучат ее слова: "Через Крест и страдания к славе Воскресения - вот путь воплотившегося Сына Божия. С Сыном Человеческим через страдания и смерть к достижению славы Воскресения - вот путь каждого из нас, всего человечества".

https://stmaria.ru/in...dith-stein.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь ее отправили в Освенцим за то , что она была еврейкой, а не за веру.

А владыку Леонида Фёдорова разве формально отправили в лагерь за веру? А Апостола Иоанна (кстати, еврея) вообще не убили? Вас тоже смущает его канонизация? И не смущает ли вас, что Церковь стоит на еврее?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Леонид Фёдоров "сидел по церковному делу", и как там это было дано де юре, вопрос другой. Важно, что фактически его преследовали за свидетельство о вере.

Эдит Штайн фактически не преследовали за свидетельство о вере. Её преследовали за то, что она еврейка, что само по себе очень плохо, но вера тут была совершенно ни при чём, насколько я понимаю.

Лично мне так кажется, что и сама канонизация Эдит Штайн могла быть обусловлена желанием Церкви "наладить диалог" с иудеями. Ну это дело церковной политики, я не вникаю. Меня интересует формулировка в данном случае, и чем она обусловлена.

 

А Ап. Иоанн не мученик. Всё правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эдит Штайн фактически не преследовали за свидетельство о вере. Её преследовали за то, что она еврейка, что само по себе очень плохо, но вера тут была совершенно ни при чём, насколько я понимаю.

Непосредственным поводом к аресту Эдит Штайн стало заявление католических епископов Голландии против расовой политики нацистов. Т.е. католики-евреи, вероятнее всего, могли бы пережить войну, если бы не были евреями. Но столь же верно, что непосредственной причиной их смерти послужило стремление гитлеровского режима к мести Церкви за ее нравственно-социальное свидетельство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Побойтесь Бога, братья и сестры. Умерла она, как христианка, как подвижница. Не каждому из верующих дано умереть с такой верой. Почитайте выше.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А владыку Леонида Фёдорова разве формально отправили в лагерь за веру? А Апостола Иоанна (кстати, еврея) вообще не убили? Вас тоже смущает его канонизация? И не смущает ли вас, что Церковь стоит на еврее?

 

Владыку Леонида (Федорова) Советы преследовали именно как христианина и владыку. В этом была его антисоветчина. Если б он отрекся от веры и признал бы истинность материализма - это его б спасло. А вот Эдиту Штайн преследовали именно как еврейку, и даже если б она отреклась от веры - это ее не спасло бы, а даже усугубило б ее положение.

А то, что апостолы, Богородица и сам Христос по плоти - были евреями - меня не смущает. Более того, у меня есть друзья - евреи католического вероисповедания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Непосредственным поводом к аресту Эдит Штайн стало заявление католических епископов Голландии против расовой политики нацистов. Т.е. католики-евреи, вероятнее всего, могли бы пережить войну, если бы не были евреями. Но столь же верно, что непосредственной причиной их смерти послужило стремление гитлеровского режима к мести Церкви за ее нравственно-социальное свидетельство.

И назовите, кто из епископов пострадал за это заявление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И назовите, кто из епископов пострадал за это заявление.

Я не вижу логики в этом предложении. Кажется, ясно написано, что за заявление епископов пострадали голландские евреи-католики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне казалось, что за это заявление пострадали голландские евреи вне зависимости от вероисповедания, и не уверена, чтобы у них был другой выбор.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне казалось, что за это заявление пострадали голландские евреи вне зависимости от вероисповедания, и не уверена, чтобы у них был другой выбор.

Евреи-некатолики посылались в концлагеря с 1941 г. Евреи-католики - только после епископского заявления.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евреи-некатолики посылались в концлагеря с 1941 г. Евреи-католики - только после епископского заявления.

 

Депортация евреев (вне зависимости от вероисповедания) из Нидерландов в концлагеря Польши и Германии началась с 15 июня 1942 г. Естественно, что начинали с иудеев. Их легче виделить из общей массы, нежели евреев-христиан. Да их (евреев-христиан) не так уж и много было (2.5 тыс.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Депортация евреев (вне зависимости от вероисповедания) из Нидерландов в концлагеря Польши и Германии началась с 15 июня 1942 г. Естественно, что начинали с иудеев. Их легче виделить из общей массы, нежели евреев-христиан. Да их (евреев-христиан) не так уж и много было (2.5 тыс.)

Во-первых, выше сказано не о депортации (массовой), а о направлении евреев-некатоликов в концлагеря. Таковое впервые имело место в феврале 1941 г. и затронуло порядка 400-600 человек.

 

Во-вторых, даже если бы первые репрессии против евреев начались только в 1942 г., истиной является то, что применение депортации по отношению к католикам было актом мести Церкви за обнародования послания епископов, зачитанного в церквях 26 июля 1942 г., то есть уже после начала депортации. До этой даты евреев-католиков не трогали.

 

Факт начала уничтожения евреев-католиков в порядке мести голландской церкви подтверждается документами. Например, заявлениями рейхскомиссара Зейсса-Инкварта (цитирую по Сикари):

 

"Поскольку католические епископы вмешались в дела, их лично не затрагивающие, все евреи-католики должны быть депортированы в течение недели. Никакое вмешательство в их защиту не должно приниматься во внимание" (распоряжение отдано на следующий день после проповеди).

 

и "В некоторых протестантских церквях тоже были прочитаны послания..., однако представители протестантских Церквей сообщили нам, что это не входило в их намерения, но что они по чисто техническим причинам не смогли повсюду воспрепятствовать чтению этих посланий. Если же католическое духовенство не хочет взять на себя труд вести переговоры с нами, мы, со своей стороны, вынуждены считать католиков еврейской крови своими злейшими врагами и, следовательно, как можно быстрее депортировать их на восток".

 

Другими словами, в действиях гитлеровцев по отношению к евреям-католикам органично сочетались мотив расовой ненависти и мотив ненависти к Церкви и ее вере.

 

В-третьих, мне кажется, что на этом можно и остановиться, и что дальнейшее обсуждение проблемы "а правильно ли мученица была канонизирована как мученица" (и, тем более, "а правильно ли она была канонизирована вообще") на католическом форуме становится не вполне приличным.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. Вы хотите сказать, что евреев-протестантов не трогали? Кстати, если послание послужило поводом к преследованию, то почему епископы не пострадали?

А вообще, из 154 тыс.голландских евреев только 700 человек было католиками (а вообще, евреев-христиан - 2.5 тыс.). Да и в другихстранахевреев преследовали невзирая на вероисповедание. Мог ли Зейсс-Инкварт поступить по-другому?

Кстати, сам Зейсс-Инкварт перед казнью исповедовался и причастился у католического священника. Может, он тоже мученик?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Лично мне так кажется, что и сама канонизация Эдит Штайн могла быть обусловлена желанием Церкви "наладить диалог" с иудеями.

Ровным счётом наоборот. Вы, что не читали многочисленных протестов иудеев против канонизации "изменницы веры"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. Вы хотите сказать, что евреев-протестантов не трогали? Кстати, если послание послужило поводом к преследованию, то почему епископы не пострадали?

А вообще, из 154 тыс.голландских евреев только 700 человек было католиками (а вообще, евреев-христиан - 2.5 тыс.). Да и в другихстранахевреев преследовали невзирая на вероисповедание. Мог ли Зейсс-Инкварт поступить по-другому?

Вы не вполне внимательно следите за моей мыслью. Для выяснения мотива конкретной акции совершенно неважно, погибли бы потом ее жертвы или нет. На момент принятия решения о депортации у самого Зейсса-Инкварта не было окончательной ясности, какова должна быть политика по отношению к евреям-христианам. Епископам, как католическим, так и протестантским, было разрешено ходатайствовать за христиан, и, как это видно из процитированных слов рейхскомиссара, сам он полагал, что их судьба может стать, как он выражается, предметом "переговоров". То есть участь евреев-католиков была однозначно определена только после антинацистской проповеди в католических церквях. Мотив ненависти к Церкви в конкретной ситуации наложился на мотив расовой ненависти.

 

Почему непременно должны пострадать епископы, очередной раз неясно. Естественно, планов немедленного экстерминатуса всех католиков у нацистов не было. Что отнюдь не отменяет мотива мести Церкви в соображении "Ах так, ну тогда мы немедленно перебьем "ваших католических евреев".

Кстати, сам Зейсс-Инкварт перед казнью исповедовался и причастился у католического священника. Может, он тоже мученик?

Нюрнбергский трибунал казнил Зейсса-Инкварта из ненависти к Католической Церкви?

 

И, Александр, еще раз такая вещь - если у кого-то из нетвердых в вере возникли добросовестные сомнения в канонизации св. мученицы Терезы-Бенедикты, то они, как я полагаю, должны быть уже развеяны. Спорить же с фрондой под как бы традиционалистским соусом особо неинтересно, а когда дело касается святых - еще и неприятно. Я думаю, вы не обидетесь на личную рекомендацию: не стоит продолжать эту тему, это недушеполезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ровным счётом наоборот. Вы, что не читали многочисленных протестов иудеев против канонизации "изменницы веры"?

Кстати. Были же завывания: "ее дважды похитили у нас: первый раз крещением, второй - канонизацией".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В-третьих, мне кажется, что на этом можно и остановиться, и что дальнейшее обсуждение проблемы "а правильно ли мученица была канонизирована как мученица" (и, тем более, "а правильно ли она была канонизирована вообще") на католическом форуме становится не вполне приличным.

Давайте. Давайте вообще ничего никогда ни у кого не будем спрашивать. И будут у нас мир, добро и полный фундаментализм.

 

Но мысль мне ясна. Спасибо за инфу. Я буду думать.

 

Ровным счётом наоборот. Вы, что не читали многочисленных протестов иудеев против канонизации "изменницы веры"?

Нет. Я много чего не читала.

Мне просто кажется, что Эдит Штайн стала частью, пардон май френч, иудеофильского мифа, как некая фигура, "соединившая в себе" христианство и иудаизм. А меня напрягает христианское иудеофильство, врать не буду. Как явление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...