Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

- - - - -

Непорочное Зачатие Девы Марии и Фома Аквинский

Непорочное Зачатие Девы Марии

Сообщений в теме: 27

#21 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 747 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 07 Март 2013 - 06:42

Просмотр сообщенияПавел Недашковский (03 Октябрь 2012 - 00:36) писал:

В этой теме речь идет о том, что различие с Дунсом Скотом и Учением Магистериума о Непорочном Зачатии Богородицы («Ex Omnibus Afflictions» папы Пия V, «Sollicitudo Omnium Ecclesiarum» папы Александра VII, «Ineffabilis Deus» папы Пия IX) проходит у Фомы в области антропологии, а не мариологии
А можно поподробнее про различие в этих двух областях? Антропологический момент, по-моему, весьма важен. По Фоме, получается, Мария приравнивается к Иеремии да Иоанну Крестителю в деле "исполненности" благодати во чреве?
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#22 ioann22

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 655 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 21 Март 2013 - 04:31

Фома считал, что эмбрион в процессе роста проходит промежуточные виды. В начале это тело растительной души. Есть жизнь, питание, рост, но нет чувств. Затем душа умирает. Возникает другая душа: животная. Тело становится телом животной души. Потом и животная душа умирает, уходит в небытие. После этого Бог вдувает уже человеческую душу, а тело получает человекообразность.

Вот пока нет человеческой души, плод (будущей Марии), по мнению Фомы, был нечистым от зачатия. Иначе говоря, нечистым было нечто, что еще не человек. Затем Бог вдунул душу в это нечистое тело, сделав его человеческим. Поэтому нечистота на какое-то краткое время запятнала душу Марии. Отсюда вывод, к которому и пытался подвести Фома: и Мария нуждалась в Искупителе.

#23 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 7 684 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 21 Март 2013 - 14:00

Просмотр сообщенияioann22 (21 Март 2013 - 04:31) писал:

Вот пока нет человеческой души, плод (будущей Марии), по мнению Фомы, был нечистым от зачатия.
Как же может распространяться первородный грех на то, что не является человеком? Я так понимаю, весь сотворенный мир испытывает в той или иной степени последствия грехопадения, но печать первородного греха несет в себе только человек. Тогда о какой нечистоте речь?

#24 ioann22

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 655 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 21 Март 2013 - 21:13

Просмотр сообщенияВладимир М. (21 Март 2013 - 14:00) писал:

Как же может распространяться первородный грех на то, что не является человеком? Я так понимаю, весь сотворенный мир испытывает в той или иной степени последствия грехопадения, но печать первородного греха несет в себе только человек. Тогда о какой нечистоте речь?

До вдуновения чел. души плод (по Фоме) не является человеком актуально, но является человеком потенциально. А первородный грех переходит через отцовское действие порождения. Промежуточные виды (растительная душа, животная душа) не могут разорвать первородный грех, имеющий начало в семени отца и конец в вдуновении чел. души.

#25 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 7 684 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено неделю назад

Просмотр сообщенияioann22 (08 Октябрь 2012 - 23:15) писал:

А папы до догматизации непорочного зачатия Марии склонялись к непорочному зачатию Марии. Например, на Тридентском Соборе в постановлении о первородном грехе сделано исключение для Девы Марии. Отцы этого Собора уже в то время (до догматизации непорочного зачатия) первородный грех не относили к Пресвятой Приснодеве Марии. То есть, соборно непорочное зачатие было утверждено задолго до Пия IX.
Так зачем все-таки понадобилось провозглашать догмат в 1854 г.? Кстати, ведь в Римской церкви к тому времени давно утвердился праздник Непорочного зачатия.

#26 ioann22

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 655 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 5 дней назад

Колебались, видимо. На Тридентском Соборе Непорочное Зачатие было имплицитное и негативное (через исключение Девы Марии), а в догмате — эксплицитное и позитивное.

О.Владимир, можешь еще раз процитировать толкование прп.Максимом Исповедником «монофелитских» слов папы римского Гонория? Найти не могу.

#27 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 7 684 сообщений
  • ГородХарьков
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 4 дней назад

Просмотр сообщенияioann22 (07 Декабрь 2017 - 00:19) писал:

Колебались, видимо. На Тридентском Соборе Непорочное Зачатие было имплицитное и негативное (через исключение Девы Марии), а в догмате — эксплицитное и позитивное.
Я к тому, что если бвли сомнения, то как же литургическая практика?


Цитата

О.Владимир, можешь еще раз процитировать толкование прп.Максимом Исповедником «монофелитских» слов папы римского Гонория? Найти не могу.
Должно быть оно: http://catholichurch...80%D0%B8%D0%B8/

Сообщение отредактировал Владимир М.: 4 дней назад


#28 ioann22

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 655 сообщений
  • ГородМосква
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 4 дней назад

Спасибо. Ну, бытовало и такое мнение:

«Ужасаюсь, видя, что ныне некоторые из вас возжелали переменить состояние важных вещей, вводя новое празднество, неведомое Церкви, неодобряемое разумом, неоправдываемое древним преданием. Ужели мы более сведущи и более благочестивы, нежели отцы наши?… Вы скажете, должно как можно более прославлять Матерь Господа. Это правда; но прославление, воздаваемое Царице Небесной, требует различения. Царственная сия Дева не имеет надобности в ложных прославлениях, обладая истинными венцами славы и знамениями достоинства. Прославляйте чистоту Ея плоти и святость Ея жизни. Удивляйтесь обилию даров сей Девы; поклоняйтесь Ея Божественному Сыну; возносите Ту, которая зачала, не зная похоти, и родила, не зная болезни. Что же еще нужно прибавить к сим достоинствам? Говорят, что должно почитать зачатие, которое предшествовало славному рождению; ибо если бы не предшествовало зачатие, то и рождение не было бы прославлено. Но что сказать, если бы кто-нибудь по той же самой причине потребовал такого же чествования отца и матери св. Марии. Равно могут потребовать того же для Ея дедов и прадедов — до бесконечности. При том же, каким образом грех не мог быть там, где была похоть? Тем более пусть не говорят, что св. Дева зачалась от Духа Святого, а не от человека; я утвердительно говорю, что Дух Святый сошел на Нее, а не то, что пришел с Нею…
Я говорю, что Дева Мария не могла быть освящена прежде Своего зачатия, поелику не существовала; если тем паче не могла быть Она освященною в минуту Своего зачатия, по причине греха с зачатием нераздельного, то остается верить, что Она освящена после того, как зачалась в утробе Своей матери. Это освящение, если оно уничтожает грех, делает святым Ея рождение, но не зачатие. Никому не дано право быть зачатым во святости. Один Господь Христос зачат от Духа Святого, и Он один свят от самого зачатия Своего. Исключая Его, ко всем потомкам Адама относится то, что один из них говорит о себе самом как по чувству смирения, так и по сознанию истины: “се бо в беззакониях зачат есмь” (Пс. 50, 7). Как можно требовать, чтобы это зачатие было свято, когда оно не было делом Духа Святого, не говоря уже, что оно происходило от похоти? Святая Дева отвергнет, конечно, ту славу, которая, по-видимому, прославляет грех; Она никак не оправдает новизны, выдуманной вопреки учению Церкви, новизны, которая есть мать неблагоразумия, сестра неверия и дочь легкомыслия».

[Св.Бернард Клервоский. Bernard, Ep. 174; Цитировано архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем) из Лебедева: «Разности в учении Церквей»]

То есть, празднование зачатия Девы от Иоакима и Анны (а не только рождения Девы от Иоакима и Анны) могло восприниматься некоторыми католиками как преувеличенное благочестивое превозношение Девы, которое, строго говоря, не было бы правильным с богословской точки зрения. Наверное, некоторые воспринимали это как перебор по типу преувеличенного культа икон, когда их брали в восприемники или соскабливали с них краску, чтобы добавить в Святые Дары.

Сообщение отредактировал ioann22: 4 дней назад






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных