Перейти к содержанию

Исторические анекдоты


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Имеются ввиду "анекдоты" в старом значении этого слова, а не веселые истории про Петьку и Василь Иваныча.

 

 

Жозеф де Местр "Религия и нравы русских" -

 

1. В детстве я прочитал интересный рассказ о стремлении Петра I воссоединить все Церкви. Старый профессор математики, превосходный человек по имени Дюпюи однажды поведал мне о том, что в Париже он был знаком с доктором Сорбонны, у которого Петр I попросил прочитать его научное исследование. Этот доктор рассказывал профессору, что, взяв его работу на прочтение, Петр спустя несколько дней сказал ему:

 

- Это просто здорово, Вы правы. Как только прибуду в Россию, я прикажу взять на вооружение этот проект.

 

- Но Ваше Величество, - возразил доктор, - мне кажется, Вы слишком торопитесь. Прежде всего надо узнать, одобрят ли эту идею русские епископы.

 

Услышав это, Петр пришел в чрезвычайное негодование:

 

- Если они посмеют мне перечить, - сказал он, - я побью их палкой.

 

 

2. Русские подозревали, что он (Павел I) может быть католиком, а он, со своей стороны, любил приводить в замешательство русское духовенство. Когда приближался праздник Рождества, он велел передать архиепископу, что собирается на Пасху совершить торжественное богослужение в соборе. Ужас охватил Священный синод, который послал к нему депутацию, призванную сообщить, что, не будучи рукоположенным священником, он не может совершать богослужения.

 

- Но разве я не являюсь главой русской Церкви? И если вы, мои подчиненные, можете совершать богослужение, то тем более это могу делать я, начальствующий над вами, — ответил Павел.

 

Священный синод снова задумался, чтобы дать ответ на этот категоричный довод.

 

Императору сказали, что в Церкви нет такого великолепного облачения, в которое было бы непостыдно облечься Его Императорскому Величеству.

 

— Это не важно, — ответил Павел, — я повелю сшить его.

 

Синод снова задумался. Наконец, императору сказали, что он был дважды женат, а русская Церковь не приемлет двоеженства. Тогда Павел решил, что пора прекратить эту комедию и не смущать духовенство, однако оно все-таки было неповинно в его смерти.

  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 146
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Уж не знаю, можно ли этот случай отнести к полноценным анекдотам, но некоторые формулировки показались мне анекдотичными.

 

Из переписки Екатерины II с Казановой, в которой последний убеждал Екатерину заставить РПЦ перейти на Григорианский календарь, на что она ему ответила следующее:

 

"Полная уверенность нравится умам, привыкшим в важных делах всё подвергать сомнению. А потому, если представляется случай иметь такую уверенность в мелочах, то необходимо этим пользоваться. Мне кажется, что Григорию XIII, не было надобности даже давать отчёт в своей ошибке, хотя бы даже он был уверен, что действительно ошибка существует. Я считаю, что правитель должен быть уверенным в глазах своих подданных. Но римский первосвященник мог совершить эту реформу с такой лёгкостью, какой не была бы возможна в греческой церкви, которая строго держится старинных обычаев. Конечно, моя церковь не оказала бы мне неповиновения, если бы я повелела исключить 11 дней, но как огорчились бы они, видя себя вынужденными отменить для сотни святых празднования присвоенного им дня, потому, что он вошёл в число исключенных дней. В вашем календаре для каждого дня значится по большей части лишь один святой, а в нашем их приходится и по 10 и по 12".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...

...когда Эдисон заболел, все его лечение протекало совершенно разумно и логично. Врач прописал ему множество различных лекарств. "Правильно!" - подумал Эдисон - "врач тоже хочет жить". Аптекарь приготовил их и продал. "И это верно" - согласился великий изобретатель - "аптекарь тоже хочет жить". Подумав еще немного, Эдисон понял, что и он тоже хочет жить, в результате чего и выбросил все прописанные ему лекарства в камин. И прожил до весьма почтенных лет.

 

https://internet.chgk.info/znatoki/boris/burda/fun/medics.html

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Это уж скорее целая история, а не анекдот.

 

 

Уильям Максвелл, пятый граф Нитсдейл (1676 - 1744), родился в католической и якобитской семье. Отец - Роберт Максвелл умер в 1683, и сына воспитывала мать – Люси Дуглас. В 1697 году, Уильям отправился во Францию, в Сен-Жермен, чтоб засвидетельствовать свою преданность изгнанному из Англии королю-католику.

Там он познакомился с семнадцатилетней Уинифрид Герберт, дочерью видного английского якобита в изгнании. Вскоре они поженились и вернулись на родину, обосновавшись в Терреглесе, родовом имении Максвеллов. Жизнь молодоженов не была безоблачна, соседи-протестанты католиков не жаловали. Они подозревали Максвеллов в укрывании иезуитов и даже несколько раз устраивали Максвеллам поджоги. Впрочем, подозрения были вероятно, небезосновательные. В 1715, сразу после начала якобитского восстания, Уильям Максвелл присоединился к восставшим. Однако вскоре восстание было подавлено. В битве при Престоне Уильям попал в плен. Его привезли в Лондон, бросили в Тауэр, судили, обвинили в государственной измене и приговорили к смертной казни.

 

Уинифрид тотчас же помчалась в Лондон, чтобы просить короля о помиловании ее мужа. Она бросилась в ноги Георга I, когда он проходил по одной из зал дворца, но тот не соизволил даже бросить на нее взгляд и продолжал идти с прежней скоростью. Уинифрид, желая удержать его, вцепилась в полы его камзола. Но поскольку король не остановился, она упала и вынуждена была некоторое расстояния протащиться за королем по полу, пока придворные не отцепили ее.

 

Такое отношение кого угодно привело бы в отчаяние. Но не Уинифрид. Потерпев неудачу с королем, она обратилась к коменданту Тауэра с просьбой разрешить ей свидание с мужем. Комендант оказался не столь жестокосерден и свидание разрешил. Казнь графа Нитсдейла была назначена на 24 февраля 1716 года. Накануне вечером леди Уинифрид Максвелл явилась в Тауэр на свидание к муже. Явилась не одна ( в то время леди вообще одни не ездили), а в сопровождении гувернантки мисс Эванс и двух лондонских знакомых – миссис Милз и миссис Морган. С собой они принесли кошелек, содержимое которого раздали стражникам, чтобы они могли выпить за несчастного узника. Впрочем, денег было не так уж и много, Уинифрид боялась, что излишняя щедрость вызовет подозрения. Все было продумано, миссис Милз была довольно высокого роста и постоянно держала у лица платок, изображая скорбь по поводу несчастной судьбы графа Нитсдейла. С собой женщины пронесли запасное женское платье и плащ. Они постоянно сновали, то в камеру, то из нее. То миссис Морган становилось дурно и ее спешно выводили на воздух, потом она возвращалась, но зачем-то выходила миссис Милз, то оказывалось, что самой Уинифрид нужна была, какая-то вещь и за нею посылали мисс Эванс. Вскоре подвыпившие стражники перестали понимать, сколько женщин находится в камере, а сколько за ее пределами. К тому же тут сновали и их собственные жены.

 

Во время всей этой суматохи граф успел переодеться в женское платье, кое-как загримировался, закутался в плащ, и улучив момент выскользнул из камеры, закрыв лицо платком, изображая расстроенную и рыдающую миссис Милз. В результате в камере осталась только одна Уинифрид, которая еще некоторое время довольно громким голосом продолжала вести трогательную беседу со своим давным давно удравшим мужем. Потом вышла и она, захлопнув дверь и попросив не беспокоить некоторое время мужа и дать ему возможность помолиться.

 

painting1.jpg

 

Эмили Мэри Осборн Лорд Нидсдейл. Побег из Тауэра.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На следующий день Максвеллов искали по всей стране, и им пришлось некоторое время прятаться в Лондоне у знакомых, а потом графа Уильяма удалось переправить во Францию в свите венецианского посла. Затем Уинифрид вернулась в Шотландию чтобы забрать и сохранить для семьи все важные бумаги, и распорядится недвижимостью на время изгнания, чтоб их пятерым детям не пришлось умереть с голоду на случай лишения титулов и имущества.

 

Потом она присоединилась к своему мужу в Риме, при дворе короля Якова, счастливо избежав всех облав и ловушек. Жили они не богато, но счастливо.

Уинифрид устроилась гувернанткой у кардинала Генриха Бенедикта Стюарта, будущего Генриха IX и Самого Младшего Претендента. Умерла она в 1749 году, пережив мужа на пять лет.

 

Самого почетного титула (для католички и якобитки) ее удостоил, как это ни странно, король Георг I – «баба, которая насолила мне так, как ни одна другая баба на свете».

  • Like 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gallery_4_23_15426.jpg

 

Генрих Бенедикт Мария Клемент Стюарт, кардинал Йоркский, последний представитель династии Стюартов и последний претендент на английский престол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одним из первых, кому удалось бежать из Тауэра, был католический священник-иезуит Джон Джерард. Его отец пострадал за попытку освободить шотландскую королеву Марию Стюарт.

Сам Джон попался в руки властей, был посажен в Тауэр и подвергся пыткам. Но это его не сломило. Подкупив тюремщика, Джерард установил связь с сидящим рядом в другой камере католическим священником Джоном и они разработали план побега. Джерард переправил на волю своим друзьям письмо, написанное апельсиновым соком (видимо, в те времена питание узников Тауэра было здоровым). Ночью 4 октября 1597 года два узника с помощью добытой ими веревки спустились по стене и скалистому обрыву к поверхности Темзы, где их уже ждала лодка.

Джерард благополучно скончался в 1637 году, в возрасте 73 лет в семинарии Английского колледжа в Риме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот так англичане пытаются научить детей родной истории. Вот, как раз, сюжет о Джоне Джерарде -

 

https://www.youtube.com/watch?v=jcwG6h20GxU

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

В одном из приютов перед визитом Высокой гостьи Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны маленьких девочек наставляли: «Войдёт Великая Княгиня, вы все – хором: «Здравствуйте!» и – целуйте ручки».

 

— Здравствуйте и целуйте ручки! – воскликнули дети, когда Елизавета Фёдоровна вошла, и протянули свои ручки для поцелуя. Великая Княгиня перецеловала все их, затем утешала сконфуженную директрису, а на другой день привезла множество подарков.

 

Из книги «Свет негасимый. Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна».

41604081.122630652.jpeg

  • Like 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

VI дивизия армии генерала Алленби в феврале 1918 года получила приказ взять город Иерихон. Одной из бригад было поручено в качестве промежуточной цели овладеть деревушкой Михмас, расположенной в ущелье. Английские части начали подготовку к трудной фронтальной атаке, не имея вдобавок сведений о численности и расположении оборонительных сооружений противника. Англичан выручило, что один из офицеров — В. Джилберт припомнил эпизод, рассказанный в Библии, в главах 13 и 14 первой книги Самуила. В нем повествуется, как сын царя Саула Ионафан вместе с воинами неожиданно проник в лагерь филистимлян, окопавшихся в Михмасе. Не прошли ли нападающие по какой-то тайной тропе? Вскоре был обнаружен этот проход, и селение было захвачено одной ротой, неожиданно обрушившейся на турецкий гарнизон.

 

Почерпнуто из книжки: Ефим Черняк. Секретная Дипломатия Великобритании.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из комментариев в ЖЖ Дунаева:

 

"кстати, один адвокат знакомый рассказывал, как он знакомился с материалами расстрельного дела 30-х годов, там было в начале указано: Каким языком владеет - "латинский", а в обвинительном заключении в конце -- "латинский шпион". Так и расстреляли, не разбирались".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Анекдот о английском философе-солипсисте Дж. Беркли (1685 - 1753), некогда рассказанный преподавателем философии в Харьковском университете.

 

Напомню, что солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, согласно этому учению, реально существует лишь субъект познания познания, а все остальное является продуктом его восприятия.

 

Однажды английский король беседовал с Беркли (по-видимому, философские взгляды последнего вызывали неподдельный интерес монарха).

- Итак, насколько мне известно, вы утверждаете, - сказал король, - что существуете только вы, а все остальное - лишь продукт вашего восприятия. Скажите, а вот я, король Англии, - тоже продукт вашего восприятия?

- Ваше величество, - отвечал Беркли, - в мире существуете только вы и я, а все остальное - продукт нашего с вами восприятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известно, что Петр Великий и король Польский были очень сильны. Однажды царь Петр остался у Августа ужинать. Во время ужина Август заметил, что поданая ему тарелка не совсем чиста. Согнув тарелку рукой в трубочку, он бросил ее в сторону. Петр думал, что король щеголяет перед ним силой, также согнул тарелку и положил ее перед собой. Государи начали сминать посуду и перепортили почти весь серебряый сервиз.

 

Взято отсюда, но впервые этот рассказ я прочитал в детском журнале "Трамвай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Петр I и караульные

 

Зимой на Неве ставились рогатки, чтобы после наступления темноты не пропускать никого ни в город, ни из города. Однажды император Петр I решил сам проверить караулы. Подъехал он к одному часовому, прикинулся подгулявшим купцом и попросил пропустить его, предлагая за пропуск деньги. Часовой отказывался пропускать его, хотя Петр дошел уже до 10 рублей, суммы по тем временам очень значительной. Часовой же, видя такое упорство, пригрозил, что будет вынужден застрелить его.

Петр уехал и направился к другому часовому. Тот же пропустил Петра за 2 рубля.

На следующий день был объявлен приказ по полку: продажного часового повесить, а полученные им рубли просверлить и подвесить ему на шею. Добросовестного же часового произвести в капралы и пожаловать его десятью рублями.

 

https://vlastitel.com.ru/znaete/petr.html

 

Там еще и другие анекдоты есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1609 году Генрих IV приказал Франциску Сальскому ехать в Жекс, чтобы обсудить с бароном де Люксом меры по восстановлению католического культа в этих краях. Наш святой, отправившийся в путь в сопровождении эскорта из двенадцати всадников, был остановлен разливом реки Роны. Что же делать? Если не ждать падения уровня воды, единственный способ миновать реку - проехать по женевскому мосту, Но ехать через Женеву означало попасться кальвинистам, которые юыли бы чрезвычайно рады арестовать и даже посадить в тюрьму епископа, у которого больше не было права проживать в этом городе.

 

Франциск, совершив мессу в намерении узнать волю Божию, с юмором произнес: "Раз наши жители Женевы не хотят слушать мессу, я к ним приеду с уже совершенной". Помолившись, монсеньор решил проехать самой короткой дорогой, то есть через улицы Женевы! У городских ворот часовые проверяли личность путешественников. Пропустят ли они епископа в фиолетовой сутане вместе с сопровождающим его эскортом? Окончание истории рассказал сам Франциск Сальский в письме, адресованном отцу Поссевину, своему бывшему преподавателю богословия в Падуе:

 

Когда я прибыл к городским воротам, стражник спросил, кто я; я передал через своего генерального викария, что я господин епископ. На вопрос "Какой епископ?" я велел ответить: "Господин епископ этой епархии". Тогда караульный записал в своем реестре такие слова: "Господин Франсуа де Саль, епископ этой епархии". Не знаю, понял ли он слово "епархия", во всяком случае он меня пропустил, и так я проехал на коне посреди города под весьма почтительные приветствия большинства мужчин и женщин. После моего выезда из города, когда шум о моем проезде распространился в народе, на этот счет ходили самые разные суждения. Мятежники говорили, что меня надо было задержать, дабы вынудить меня отречься от моего епископского достоинства; самые честные, напротив, сказали, что меня следовало задержать, вежливо обойдясь со мной как с соседним сеньором и другом. Но в целом они усмотрели дурное предзнаменование в уверенности, с которой я хладнокровно проехал среди них со своими епископскими регалиями и сказал у их ворот, что я их епископ; ничего подобного не случалось со времени их бунта (против Римско-Католической Церкви).

 

Так женевский епископ и принц проехал через епископский город под носом у бородатых кальвинистов и прибыл в Жекс целым и невредимым. По этому поводу барон де Люкс передал католикам восемь приходов, ранее попавших в руки еретиков. Когда стало известно, что прелат имел дерзость проехать через город, избежав караульных, некоторые протестанты дали волю своему гневу: "Что ж, пусть он только вернется... тогда он увидит!" Другие поклялись отрубить ему голову на Моларской площади, если им удастся добраться до него.

 

Барону де Люксу, который упрекнул Франциска за то, что тот подверг свою жизнь такой опасности, наш святой ответил с улыбкой:

 

Я доверился Богу, и Он избавил меня из их рук, ибо то, ради чего я дерзновенно проехал через город, - большая слава Божия, Благословим Бога, и не стоит бояться миновавшей опасности.

 

Из книги о. Жилля Жангенена "Юмор и святость у Франциска Сальского". Я постараюсь найти в ней еще какие-нибудь подходящие для этой темы истории.

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Поссевин, видимо, тот самый иезуит Антонио Поссевино что вел диспуты о вере с Иваном Грозным в Москве.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Поссевин, видимо, тот самый иезуит Антонио Поссевино что вел диспуты о вере с Иваном Грозным в Москве.

Он самый. Его ведь и так, и так называют: Поссевин и Поссевино на итальянский манер. По-французски, видать, тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто я знаю, что Поссевин преподавал в иезуитском колледже в Париже, а св. Франциск учился в иезуитском колледже, но опять таки в Париже. А вот про Падую я ничего не слышал...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто я знаю, что Поссевин преподавал в иезуитском колледже в Париже, а св. Франциск учился в иезуитском колледже, но опять таки в Париже. А вот про Падую я ничего не слышал...

После колледжа Франциск изучал гражданское и церковное право в Падуе, где в 1591 г. защитил докторскую диссертацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не анекдот, а реальный исторический факт - Карл VII Сверкерссон (1160-1167) был первым королем Швеции с именем Карл. До него в Швеции королей с таким именем не было. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Франциск Сальский умел умерять пыл некоторых дам, которые почитали его за святого. В 1622 году женевский епископ был в гостях у графини Суассонской. Эта знатная дама почтительно поцеловала полу сутаны прелата. сделав ему при этом такой скорее льстивый комплимент:

- Если бы вы, монсеньор, были в красной сутане, я бы приняла вас за святого Карло Борромео!

- А я, - любезно отвечал Франциск, - предпочел бы тысячу раз быть похожим на святого Карло Борромео, нежели облачиться в красную сутану!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...

Из истории евхаристического движения в РПЦ. Вспоминает епископ Нектарий (Яшунский).

 

А еще Семкин с Кочетковым организовали «евхаристическое движение», члены которого ратовали за частое причащение, бывшее в те годы редкостью среди обычных прихожан обычных храмов. Впрочем, это мне рассказывала не Майка, а уже много позже – Димочка Лурье, со слов своего приятеля Коли Балашова (ныне известного функционера Отдела Внешних Церковных Сношений РПЦ МП), активного участника этого движения. Движенцы начали с того, что причащались каждое воскресенье и за всеми теми службами, на которые им удавалось попасть среди недели. Потом им и этого показалось мало, и они стали по воскресеньям и праздникам причащаться на двух литургиях – ранней и поздней, а еще нашли какого-то сочувствующего батюшку, который согласился отливать им причастие в баночку, чтобы они могли причащаться сами и сколь хотят часто, и они стали делать это по нескольку раз на дню. У Коли Балашова от этого открылись духовные очи, и он стал видеть бесов, которые сидели на плечах у некоторых прихожан. Решив бороться с этим злом, Коля приобрел водяной пистолет, который зарядил святой водой, и стал отстреливать нечистых духов. Один раз на Крещение, когда в церкви было столпотворение верующих, он увидел на плече у одной бабуси особенно жирного беса, и всадил в него хороший заряд, попавший в лицо и самой той рабе Божьей, которая – то ли от неожиданности, то ли по прямому действию того самого беса – в ответ огрела Колю по голове целым бидончиком со святой водой, который она только что успела наполнить. Коля рухнул без сознания, так что пришлось вызывать скорую помощь, которая отвезла его сперва в травматологию, а затем и в психушку. После этого прискорбного эпизода евхаристическое движение вскоре распалось.

 

Впрочем, к описываемому мною периоду времени Кочеткова и Семкина уже не было в ЛДАиС, и они оба служили чтецами в каких-то московских храмах, так как дьяконское служение им было воспрещено со стороны КГБ, хотя формальному запрету в священнослужении со стороны церковной иерархии они и не подвергались. Никто тогда не знал, что СССР с его порядками осталось существовать не много лет, и поэтому изменений в своей судьбе они не предвидели. С отчаяния и разочарования Семкин стал попивать, а вскоре и женился, отвечая на недоуменные вопросы православных по этому поводу: «А я – буддийский монах. Нам можно». А Кочетков не сломался и даже организовал общину своих последователей, которая в перестройку, когда запреты КГБ пали, и он принял священный сан, сильно разрослась и стала весьма известной.

 

https://danuvius.livejournal.com/409328.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Св. Альфонс де Лигуори уже четыре-пять лет был епископом Сант-Агаты-деи-Готти, когда настоятель одного из приходов его епархии, на протяжении долгих лет сидевший за преступления в тюрьме, был, с согласия прелата, амнистирован принцем де ла Риччия. При условии, приказал принц, чтобы он принес епископу публичное покаяние в своих прошлых проступках. Даже не думая смириться, прощенный священник явился в епископский дворец с ненавистью в сердце и дерзостью на устах: "Я никогда не прощу вам, владыка, то зло, которое вы мне причинили и за которое я требую компенсации!" Альфонс спокойно протянул ему экземпляр своей книги "Путь спасения". "Возьмите, прочтите это, - сказал он, - и вам возместится все зло, которое я мог вам причинить."

(Из предисловия о. Теодула Рей-Мерме к книге св. Альфонса де Лигуори "Путь спасения".)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Леонид Утёсов приехал в Ригу. Пришёл он к знаменитому еврейскому портному и попросил сшить костюм.

- Но учтите, я в Риге всего три дня.

- Вы получите костюм завтра, - абсолютно равнодушно ответил портной.

- Как вы успеете? - удивился Леонид Осипович.

- У нас ещё нет планового хозяйства, - объяснил портной.

- Я хотел бы, чтобы новый костюм выглядел не хуже этого.

И Утесов показал на свой лучший костюм, надетый по случаю <заграничного> вояжа.

Портной обошел вокруг артиста, осматривая каждый шов, каждую складку.

- Кто вам шил это?

- Поляков, - гордо назвал артист известного московского закройщика.

- Меня не интересует фамилия, - отрезал портной, - я спрашиваю, кто он по профессии.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Когда митрополит Евлогий (Георгиевский) приехал в Париж, то столкнулся с тем, что богослужения в Алексанро-Невском храме (до революции это была посольская церковь) очень сильно сокращаются, и он старался хоть как-то привести их в соответствие с уставом. Понятно, что нравилось это далеко не всем. Вот что рассказывает сам владыка в своих воспоминаниях:

 

Прежде всего я решил выправить богослужение. Духовенство привыкло к сокращенным службам. Я его не виню - сказывалась прежняя выучка, но времена эти уже миновали, и нужно было, хоть в какой-то мере, вернуться к некоторой полноте и стройности богослужебного устава. Мне пришлось мягко, но упорно преодолевать старые привычки. Кое-кого из клириков это не устраивало, а у некоторых прихожан, привыкших к кратким службам домовых церквей, вызвало неудовольствие. «Я хожу в нижнюю церковь, там служба короче», - сказала великая княгиня Елена Владимировна*. - «Что же вы хотите, чтобы обедня не длилась больше часу?» - спросил я. - «Да». - «Дурная придворная привычка...» - «А... вы большевик!» - заметила великая княгиня.

 

 

*Внучка Александра II.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...