Перейти к содержанию

Момент Пресуществления


ioann22
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Это Деяния Собора, или устные рассуждения в ходе Собора?

 

У Волконского читаем - "Западные спросили, почему восточные, после того, как Св. Дары пресуществлены евангельскими словами, призывают Господа, говоря "…сотвори ибо хлеб сей… Тело Христа…". Восточные (митрополиты) ответили: "Мы веруем и признаем, что евангельскими словами таинство Тела и Крови Христовой вполне совершено; но потом мы молимся, что бы честный хлеб и вино, которые в чаше, стали в нас, содействием Духа Святого, Телом и Кровью Иисуса Христа, во отпущение грехов причащающихся, а не в суд или осуждение; подобно тому, как и вы, западные, говорите после полного освящения: "Повели, Владыка, да будут сии Дары принесены к Твоему пренебесному жертвеннику руками св. Ангела". Западные удовлетворились этим объяснением".

 

Подробнее надо поискать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 179
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

А я однажды была свидетельницей как священник перепутал хлеб и вино (в полудреме служил, что-ли) и, не помню точно, то ли над чашей сказал что "сие есть Тело Мое", то ли над хлебом сказал про кровь.

Как этот казус трактовать? Можно ли с уверенностью сказать что было Пресуществление и на каком основании?

 

Не было, ясно дело...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не было, ясно дело...

А мне что-то не ясно. Хотя сама я не пошла к причастию на той службе. А вот никого из канадских прихожан это, похоже, не смутило.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восточные (митрополиты) ответили: "Мы веруем и признаем, что евангельскими словами таинство Тела и Крови Христовой вполне совершено; но потом мы молимся, чтобы честный хлеб и вино, которые в чаше, стали в нас, содействием Духа Святого, Телом и Кровью Иисуса Христа, во отпущение грехов причащающихся, а не в суд или осуждение; подобно тому, как и вы, западные, говорите после полного освящения: "Повели, Владыка, да будут сии Дары принесены к Твоему пренебесному жертвеннику руками св. Ангела".

Трудно понять их логику.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т. е. они объясняли епиклезу как молитву о ниспослании плодов Евхаристии. Один из Отцов Флорентийского Собора, кардинал Виссарион, митр. Никейский, объяснял еще одним способом ("теория литургичекой драмы"): епиклеза повествует о действии Духа Святаго, уже произосшедшего во время произнесения установительных слов.

 

При этом отцы Флорентийского Соборы приняли изъяснение Николая Кавасилы (православного литургиста, который был противником учения о пресуществлении на установительных словах), что абзац Supplices Te rogamus - в римском каноне - епиклеза ("Ангел" - Дух Святый, а не Бог-Сын, как думал св. Фома Аквинский...). Кстати у епиклитистов есть две точки зрения: Нила Кавасилы (пресуществление только на епиклезе) и Евфимия Зигабена (для пресуществления нужны и установительные слова, и епиклеза - теория привлекательная для современных экуменистов).

 

Меня, как католического традиционалиста, устраивает замечание православного философа В. Н. Лосского, что отрицание латынянами пресуществления на епиклезе вытекает из их веры в Flioque. В. Н. Лосский не верует в Flioque и верует в пресуществление на епиклезе. Я верую в Flioque и не верую в пресуществление на епиклезе. Такое замечание будет возмущать только православно-католического экумениста, который хотел бы веровать и в Flioque, и в пресуществление на епиклезе. ;)

 

В католическое вероучение о пресуществлении на установительных словах и только на Востоке веровали:

 

а) большинство униатов, живших до Второго Ватиканского Собора, в том числе восточные отцы Флорентийского Собора;

б) На Руси отделенные от Рима "православные" - на великой Руси до Никона, на Малой и Белой до XVIII века включительно, пока после разделов Польши их не "причесали" по "великорусскому" образцу (хотя старообрядцы, подлинные хранители великорусской старины, до конца ХХ в. отвергали учение о пресуществлении на епиклезе).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это противоречит тексту византийской литургии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дословный смысл некоторых мест Писания таков, что без истолковательного усилия можно такого натолковать...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Вы к чему?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Володя, а как Вы объясняете то обстоятельство, что сам св. Иоанн Златоуст ясно высказался в пользу пресуществления на установительных словах?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Володя, а как Вы объясняете то обстоятельство, что сам св. Иоанн Златоуст ясно высказался в пользу пресуществления на установительных словах?

Мне об этом не известно. Можно цитату? Хотя, к слову сказать, он автором одноименной литургии вроде как не является.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Вы к чему?

 

Слова "преложив Духом Святым" также не ознчают, что Он прелагает в этот момент, как слова из книги Иисуса Навина, что солнце вращается вокруг земли, или слова из Евангелия от Иоанна, что надо себя кастрировать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне об этом не известно. Можно цитату? Хотя, к слову сказать, он автором одноименной литургии вроде как не является.

Беседа первая "О предательстве Иуды":

 

"Приступим же все с надлежащею скромностью и вниманием; и никто пусть не будет Иудою, никто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос и теперь; Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. Сие есть тело Мое, сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. I, 28), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенною на каждой трапезе в церквах".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слова "преложив Духом Святым" также не ознчают, что Он прелагает в этот момент, как слова из книги Иисуса Навина, что солнце вращается вокруг земли, или слова из Евангелия от Иоанна, что надо себя кастрировать...

Сомнительная аналогия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне об этом не известно. Можно цитату? Хотя, к слову сказать, он автором одноименной литургии вроде как не является.

 

"Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия. "Сие есть Тело Мое", - сказал Он. Эти слова претворяют предложенное..." (О предательстве Иуды, Бес. I, 6).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Иоанн Златоуст не является автором в современном смысле слова, он не писал ее от начала до конца. Напоминаю, что последование литургии он составлял как сокращение литургии св. Василия Великого, а "Единородный Сыне" было добавлено впоследствии царем Иустинианом Великим. Тем не менее, автором ее, в средневековом смысле слова, был именно Златоуст. Составитель-инициатор.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сие есть тело Мое, сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. I, 28), хотя произнесено однажды, но в действительности во все время дает нашей природе силу к деторождению; так и это изречение, произнесенное однажды, с того времени доныне и до Его пришествия делает жертву совершенною на каждой трапезе в церквах".

Речь идет о том, что преложение происходит благодаря произнесенным однажды словам Христа. О моменте пресуществления здесь ничего не сказано. Впрочем, понятно, что на самой Тайной вечере оно произошло в момент произнесения установительных слов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Иоанн Златоуст не является автором в современном смысле слова, он не писал ее от начала до конца. Напоминаю, что последование литургии он составлял как сокращение литургии св. Василия Великого, а "Единородный Сыне" было добавлено впоследствии царем Иустинианом Великим. Тем не менее, автором ее, в средневековом смысле слова, был именно Златоуст. Составитель-инициатор.

Так и Василий Великий - вряд ли автор литургии Василия Великого. А литургия Иоанна Златоуста, по Мейендорфу, - не что иное, как средневековая византийская богослужебная практика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь идет о том, что преложение происходит благодаря произнесенным однажды словам Христа. О моменте пресуществления здесь ничего не сказано. Впрочем, понятно, что на самой Тайной вечере оно произошло в момент произнесения установительных слов.

Стоп, но св. Иоанн ясно пишет о священнике как образе Христа, священнике, произносящем "те слова".

Слова, которые "претворяют", а не однажды "претворили".

 

(Предстоит Христос и теперь; Кто учредил ту трапезу, Тот же теперь устрояет и эту. Не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова; а действует сила и благодать Божия)

 

Кроме того, некоторые "эпиклезники", как их называет рыцарь, склонны были считать, что и на Тайной Вечере пресуществление произошло не произнесением установительных слов. Во всяком случае, братья Лихуды, вторые после Епифания Славинецкого высказавшие в России мысль о пресуществлении на эпиклезисе, учили о том, что на ТВ Христос произнес эти слова только для ознакомления апостолов с тем, что им предстоить вкушать Тело и Кровь. Так что связь тут ими проводилась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стоп, но св. Иоанн ясно пишет о священнике как образе Христа, священнике, произносящем "те слова".

Слова, которые "претворяют", а не однажды "претворили".

Правильно, Произнесены Христом однажды, а претворяют и ныне, В какой момент претворяют, не сказано, хотя и говорится о произнесении священником этих слов. Можно посмотреть на данный вопрос и с другой стороны. Что такого в словах Златоуста, что было бы неприемлемо для "эпиклезников"? На Тайной вечере преложение произошло в момент произнесения слов? Да. Священник изображает собой Христа? Да. В общем, я не вижу, как из слов Златоуста следует вывод, который делаете Вы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И всё-таки. Можете ли вы точно ответить. В какой момент хлеб становится Телом Христовым?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно, Произнесены Христом однажды, а претворяют и ныне, В какой момент претворяют, не сказано, хотя и говорится о произнесении священником этих слов. Можно посмотреть на данный вопрос и с другой стороны. Что такого в словах Златоуста, что было бы неприемлемо для "эпиклезников"? На Тайной вечере преложение произошло в момент произнесения слов? Да. Священник изображает собой Христа? Да. В общем, я не вижу, как из слов Златоуста следует вывод, который делаете Вы.

И в чем тогда действие священника "во образе Христа" ("представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова")? Ведь тогда он произносит "те слова" не "во образе Христа", а только "повествовательно".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообщем-то меня поражает развитие богословия отделившихся церквей после раскола. Особенно после Никона. Готовы наплевать на восточных отцов, лишь бы не как у латынников.

Непорочное Зачатие Богородицы обЪявили страшнейшей ересью. Так называемая борьба с хлебопоклоннической ересью это вообще позор. Вслед за янсенистами запретили икону Отечество.

Сейчас ещё само слово пресуществление стали ненавидеть. Нравственную теорию искупления придумали вместо Библейской и Святоотеческой юридической.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в чем тогда действие священника "во образе Христа" ("представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова")? Ведь тогда он произносит "те слова" не "во образе Христа", а только "повествовательно".

Произнесение слов имеет значение воспоминания, но вместе с тем через священника действует Сам Христос, прелагая Дары после эпиклезы. Вам такой взгляд кажется противоречим?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И всё-таки. Можете ли вы точно ответить. В какой момент хлеб становится Телом Христовым?

 

Это кому вопрос?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...