Перейти к содержанию

Беспоповство: жизнь без Евхаристии


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В Латвии традиционно много староверов-беспоповцев (поморов- [изначально]федосеевцев*** брачного согласия). Их жизнь, устои, ментальность всегда меня фасцинировали (с 12-13 лет). Сейчас я опять стал о них думать. Каково это - жить без Причастия и вообще без Таинств (кроме Крещения)?

[***Уточнение: Во второй половине 19 в. рижские федосеевцы (небрачные беспоповцы) приняли брак, сохранив прочие особенности старопоморского богослужения.]

В беспоповской моленной (сейчас ее называют "храмом", хотя раньше староверы этого наименования не признавали и от него открещивались) есть иконостас с множеством икон, но за ним нет Алтаря, нет никакого алтарного пространства - там просто стена.

Нет Священства - нет Евхаристии. Это стараются "компенсировать" многочасовыми чтениями часов, неевхаристической части Литургии.

Нет Священства - нет действительной Исповеди. Каждый беспоповец должен раз в год исповедоваться наставнику, который никакой не священник, а по статусу такой же простой мужик ("большак"), хоть и в подряснике. И этот факт заносится в "исповедальную книгу", чтобы вести учет, кто практикующий, а кто нет.

Нет и никакого богословия. "Много вопросов не задавай - от лукаваго это. Бороду не брей (или: платочек носи), табак не кури, кофию не пей, галстух не носи, кукишем (щепотью) не крестись, на день по три лествицы отмаливай, по сту земных поклонов клади - и спасешься. А мудрствование - то от лукаваго..."

Хотелось бы узнать, имел ли кто-либо из присутствующих опыт общения с беспоповцами и... ну, просто говоря: как это?

Предлагаю Вашему вниманию пару найденных мною видеозарисовок о том, как проходит служба у беспоповцев.

https://www.youtube.com/watch?v=n8dQJRcVuYw

 

https://www.youtube.com/watch?v=cj-ykhRedf4

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 59
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Слыхал от беспоповцев, что многие из них используют для Евхаристии преждеосвященные Дары.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слыхал от беспоповцев, что многие из них используют для Евхаристии преждеосвященные Дары.

Да, но отнюдь не все. Это зависит от толка. Кстати, именно это послужило одной из основных причин раскола среди старообрядцев Латвии: в 2002 году наставником Иоанном Миролюбовым в Рижский Гребенщиковский Храм был приглашен русский священник-единоверец, который отслужил Литургию Преждеосвященных Даров, а затем причастил и соборовал желающих. Большинство поморов, собравшиеся на собор в Питере, признали это вероотступничеством и ipso facto переходом в "никонианство".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует не сколько то, что они сами чувствуют, сколько как они "дошли до жизни такой" не смотря на то, что в Евангелии есть прямое указание самого Христа совершать Евхаристию. Опыта общения с ними не имею, даже живьем не видела, тоже с удовольствием почитаю, если кто поделиться впечатлениями.

"Много вопросов не задавай - от лукаваго это.

Это и в РПЦ очень распространенный ответ ;)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут все просто: мы живем в апокалиптические времена, наступило царство Антихриста (многие считают лично Антихристом - Петра I, другие его ни с какой конкретной исторической фигурой не ассоциируют), апостольское священство иссякло, Евхаристии больше нет.

Только тут для некоторых выходит неувязка: как правильно написал Иосиф, многие беспоповцы причащаются Дарами, освященными у поповцев или единоверцев (т.е. тех же никониан). То есть... иссякло священство или нет? Если нет, то почему бы не признать беспоповство ложным? Но, как я уже цитировал: "Не мудрствуй лукаво..."

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут все просто: мы живем в апокалиптические времена, наступило царство Антихриста (многие считают лично Антихристом - Петра I, другие его ни с какой конкретной исторической фигурой не ассоциируют), апостольское священство иссякло, Евхаристии больше нет.

Это вы иронизируете или у них реально такое объяснение? Ну если серьезно, ничего не попишешь, классическое махровое сектантство и не более. Тогда вопрос нужно ставить шире. Как это быть сектантом. Как и почему некоторые люди попадают в секты, потому что безпоповцы тогда ни в чем не оригинальны, сектанты ничего нового выдумать так и не смогли и формула по сей день одна и та же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В беспоповской моленной (сейчас ее называют "храмом", хотя раньше староверы этого наименования не признавали и от него открещивались) есть иконостас с множеством икон, но за ним нет Алтаря, нет никакого алтарного пространства - там просто стена.

 

 

Да, так и есть:

https://www.panoramas.lt/m_katalog.php?p_id=372&lg=2

 

Но оно им и не нужно ,раз не совершается таинство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[

Это вы иронизируете или у них реально такое объяснение? Ну если серьезно, ничего не попишешь, классическое махровое сектантство и не более. Тогда вопрос нужно ставить шире. Как это быть сектантом. Как и почему некоторые люди попадают в секты, потому что безпоповцы тогда ни в чем не оригинальны, сектанты ничего нового выдумать так и не смогли и формула по сей день одна и та же.

"Православные выгнали, на кострах жгли, гонение было, и отлучились старообрядцы " (с)

 

И отдельная религия сформировалась отличная от православия- нет батюшки ,есть только избираемый наставник, следуют традициям старейших книг ,по -другому складывают пальцы крестясь, не имеют Причастия, во время обряда определенную роль могут играть женщины (что видно в ролике) etc. И они это отличие от православных подчеркивают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать, имел ли кто-либо из присутствующих опыт общения с беспоповцами и... ну, просто говоря: как это?

Ну упорные и с характером, видно на характере отразилась борьба за веру. У моей мамы есть подруга юности из под Зарасай, староверка, то такой специфичный характер, боевой . :) То я ее с детства знаю, так вот: она в староверский молельный дом не ходит, там вроде бы тоже какие то конфликты, а ходит она молиться в православный монастырь, а исповедоваться и причащаться ей как староверке не надо там вообще. А муж и дети - католики, и у ее братьев - жены и дети тоже. Когда католик с старовером женится то у детей интересная смесь получается: католическая чувствительность плюс староверское упорство :).

А Зарасай- это в в Аукштайтии, то на горку ,то с горки , дорога петляет то вверх то вниз и, всё новые и новые виды на озера открывается ,и то там то тут деревянные католические церкви ,то деревянные староверские молельные дома. Красиво. Причем католические тоже построенные без гвоздей ,мол от староверов перенято. Гости из Европы приезжают и ах ах, такая красота )))

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вы иронизируете или у них реально такое объяснение?

Да нет, я не иронизирую. На самом деле следует различать две вещи: беспоповСТВО, как таковое, и мнения индивидуальных беспоповЦЕВ.

ИМХО, тут вопрос интеллектуальной честности и последовательности. Сама идея беспоповства логически основывается на прекращении апостольского преемства, и только на ней и может основываться. Иначе зачем же быть беспоповству?

Есть и такие беспоповцы, которые считают, что на самом деле апостольское преемство и священство пресеклось лишь у них, зато у поповцев (вариант: у никониан) оно сохранилось, - но у тех всякие нововведения и ереси, зато у беспоповцев полнота истины и чистота обрядов. Но в таком случае это непоследовательно: ведь если так, надо побыстрее бежать к тем, у которых Таинства сохранились, или хотя бы через них возобновить Таинства у себя - то есть, в конечном счете, стать поповцем.

Вот одним из таких последовательных людей и был духовный наставник, бывший глава Гребенщиковской общины Иоанн Миролюбов. Он прошел курс обучения в "никонианском" учебном заведении в России, стал искать возобновления таинств, пригласил единоверческого батюшку для Литургии Преждеосвященных Даров. Потом были скандалы, суды, и т.д. - и в общине произошел раскол. И в конце концов Иоанн Миролюбов... перешел в РПЦ МП (если не ошибаюсь, был рукоположен во диакона). Вот это интеллектуально честный, последовательный поступок: если не веришь в исчезновение Таинств, иди к тем, у кого они есть.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть и такие беспоповцы, которые считают, что на самом деле апостольское преемство и священство пресеклось лишь у них, зато у поповцев (вариант: у никониан) оно сохранилось, - но у тех всякие нововведения и ереси, зато у беспоповцев полнота истины и чистота обрядов.
А у них есть претензии к поповцам по чистоте обряда?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать, имел ли кто-либо из присутствующих опыт общения с беспоповцами и... ну, просто говоря: как это?

 

Мой опыт общения с беспоповцами небольшой и поверхностный. Лет 20 назад в Видзах мы заходили к ним в молельню, разговаривали, они приглашали нас на службу.

Позже немного встречался с беспоповцами в Полоцке. Там у местных греко-католиков сложились с ними довольно теплые отношения. Началось это, кажется, когда там служил нынешний львовский викарный епископ Венедикт (Алексийчук). Не знаю, как там обстоят дела в обычное время, но когда в Полоцк входит традиционная греко-католическая пилигримка, беспоповцы встречают ее колокольным звоном, приглашают зайти к ним в молельню, угощают каким-нибудь компотом с печенюшками. Прошлым летом они организовали чай в трапезной. Их старший приходил и на литургию, которая служится в конце пилигримки.

Все это несколько развеяло мои стереотипы о старообрядческой замкнутости.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте посмотрим, какие были исторические формы беспоповства (многие из них, если не большинство, не сохранились).

 

ФЕДОСЕЕВЦЫ - оформились в начале 90-х годов XVII в. на северо-западе России. Основатель - бывший дьякон Феодосий Васильев (1661—1711). Радикальное безбрачие. "… 5-е, Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в ня же православнаго священства в конец по благочестию лишились. А посему и союзом брачным некому обязать, кроме как антихристовым попам, а безвенчанные браки имут запрещение от царя Алексея Комнина. Да и Апостол глаголет яко имущие жены яко неимущие будут." Непримиримость к российскому государству. Строгий аскетизм. Со временем аскетизм в некоторых группах смягчился; рижские и польские федоссевцы - "новожены" стали признавать брак, заключенный духовным наставником.

 

ПОМОРЫ (ПОМОРЦЫ) - или Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - крупнейшее объединение беспоповцев. Духовным центром этого согласия долгое время являлась Выговская обитель в Поморье, - отсюда и название. Долгое время спорили о "бессвященнословном браке", то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. Наконец на Выговском соборе 1798 года брачный чин был разрешен и утвержден. Несогласные с этим стали называться "старопоморцами" и перешли к федосеевцам или филипповцам. Но в 19 веке началось обратное движение: многие федосеевцы (в т.ч. рижские) признали заключение брака наставниками, то есть, в конечном счете, стали поморцами. Брак, заключенный у православных, поморцы признают действительным.

 

ФИЛИППОВЦЫ - откололись от поморцев в 1737 году, самоназвание - просто "поморцы" или "христиане старопоморского и соловецкого потомства". Бывают брачные и безбрачные. В царское время за царя отказывались молиться.

 

ААРОНОВЦЫ - откололись от филипповцев. Не считали необходимым удаление от мира и допускали брак, - но брак, заключенный у православных, не признавался (надо было или развестись, или перевенчаться). В отличие от филипповцев, молились за царя - но отвергали паспорта. Других староверов, желающих перейти в аароновское согласие, сначала принимали путем поста и покаяния, но позже стали перекрещивать, как еретиков.

 

ПАСТУХОВЦЫ - откололись от филипповцев под предводительством пастуха Василия Степанова. Отказывались пользоваться деньгами и паспортами (ибо на них был царский герб). Новопришедших перекрещивали, как еретиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А у них есть претензии к поповцам по чистоте обряда?

Сего не вем. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже не оффтоп... Во втором ролике странное. сначала похожее на епитрахиль облачение. при повороте видны кисти на "епитрахили". Что это?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БЕГУНЫ (СТРАННИКИ) - самостоятельное согласие, развившееся в 1760-х годах на базе филипповского. Нормальным состоянием считали "вечное странство", разрыв с миром и государством. Отказывались от уплаты налогов, военной службы, каких-либо контактов с государством. Паспорта не имели, а вместо них носили простой лист бумаги с надписью: "Господь защититель живота моего: кого страшуся?". Те, кто не были в бегах, назывались "странноприимцами" - они давали кров, пищу и укрытие тем, кто в бегах. При вступлении в общину принимали новое крещение и новые имена. В некоторых случаях признавали самокрещение: человек мог сам себя окрестить трехкратным погружением. Умерших хоронили не на кладбище, а где-нибудь в сарае, погребе или в лесу, без гроба (просто в саване), и место захоронения никак не отмечалось.

 

БЕГУНЫ-НЕПЛАТЕЛЬЩИКИ - обособились в среде бегунов. Частично отвергли почитание святых (поклоняясь отдельным «старым» мощам), богослужение, не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы у них были заменены на домашние религиозные беседы, на которых читались определенные книги.

 

БЕГУНЫ-ЛУЧИНКОВЦЫ - обособились в среде бегунов. Считали, что Антихрист испоганил все предметы богослужения, кроме лучины (она единственная чистая). Свечи, керосиновые лампы, а тем более электричество отвергали. Также отвергали деньги.

 

БЕГУНЫ-АНТИПОВЦЫ (БЕЗДЕНЕЖНИКИ) - тоже отвергали деньги.

 

БРАЧНЫЕ СТРАННИКИ - разрешали брак и после того, как принимался обет "странничества" и человек шел бродяжить.

 

ПУСТЫННИКИ -обособились в среде бегунов, но вместо странничества удалялись в леса и там жили как анахориты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь оставим русский Север и переместимся к Волге, где нас ждет нетовская ветвь беспоповства.

 

НЕТОВЦЫ (СПАСОВЦЫ) - независимо основаны в Среднем Поволжье Козьмой Андреевым. Название - от слова "нет": благодати нет, вся благодать взята на небо, церкви больше нет, таинства истреблены. Никтo сам не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса. Однако нетовцы позволяли своим адептам принимать крещение от православных.

 

САМОКРЕЩЕНЦЫ (БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ) - откололись от нетовцев. Не желали креститься у православных. Ввели обряд самокрещения: каждый крестил себя сам, прочитав Символ Веры и окунувшись три раза в собранную дождевую воду. Потом позволили крестить (особенно младенцев) повивальным бабкам - отсюда второе название. Брак признавали, причем это было самовенчание по тому же принципу, что и самокрещение. Самокрещенцы отвергали пение на своих службах (нельзя петь, когда Антихрист уже пришел).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думал, что за 70 лет соввласти беспоповцы в России/СНГ вообще вывелись...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Юрий, очень интересная информация! :)

 

Только вот... Как бы это сформулировать поделикатнее... Если у них заключать брак в ПЦ нельзя (было), своих священников нет, а невенчанный брак не признаётся, как они размножались как они до сих пор не вымерли? :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думал, что за 70 лет соввласти беспоповцы в России/СНГ вообще вывелись...

Последний "корабль" скопцов официально "пойман" в 1994 году. Корабельное пение (особые скопческие молитвенные песни) зарегистрированы студентами - антропологами МГУ в ... 2008. В электричке под Чеховым. Под аудиозапись.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я это к тому, что все сложно в мире "старообрядцев".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только вот... Как бы это сформулировать поделикатнее... Если у них заключать брак в ПЦ нельзя (было), своих священников нет, а невенчанный брак не признаётся, как они размножались как они до сих пор не вымерли? :huh:

 

Балтийские и польские идут под венец, это точно. Хоть они и беспоповцы. И забрасывают молодых крупой на входе в молельный дом, а когда возвращаются домой - происходит "наделение" (дарят подарки :) )

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думал, что за 70 лет соввласти беспоповцы в России/СНГ вообще вывелись...

Последний "корабль" скопцов официально "пойман" в 1994 году. Корабельное пение (особые скопческие молитвенные песни) зарегистрированы студентами - антропологами МГУ в ... 2008. В электричке под Чеховым. Под аудиозапись.

Я это к тому, что все сложно в мире "старообрядцев".

 

Ну, хлысты и особенно скопцы - это вообще песТня... :mellow: Старообрядцы-беспоповцы нервно курят в сторонке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К стыду, Если о скопцах меня просвещал профессор кафедры религиоведения МГУ, то о хлыстах почитай и не знаю ничего. Есть приличная статья для просвещения?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К стыду - "приличных статей" не знаю, в основном из википедии черпаю... :wub: :lol:

З.Ы. Тоже буду благодарна, если кто-то подскажет толковую статью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...