Перейти к содержанию

Епископ Иосиф Верт: «Моя первоочередная задача – собрать паству»!


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Недавно Санкт-Петербург посетил епископ Преображенской епархии Иосиф Верт, который одновременно является ординарием для католиков византийского обряда на территории России.

Мы побеседовали с ним о современном положении российских греко-католиков.

 

werth_02.jpg

 

- Владыка, как обстоят дела с греко-католическими общинами в России, особенно в ее европейской части?

- Европейская часть, как бы это не звучало парадоксально, меньше исследована, чем Сибирь. Может быть, потому что в Сибирь ссылали людей большими группами во времена Сталина. Там с 1958 года в Прокопьевске служил священник Василий Рутка, монах-редемторист восточного обряда, из Украины. Он хорошо знал немецкий язык и служил в Прокопьевске для немцев римо-католиков и украинцев греко-католиков. Люди знали, что там есть священник, поэтому и с соседних регионов приезжали, чтобы окрестить своих детей, чтобы повенчаться. Поэтому там, в Кузбассе, греко-католики имеют глубокие корни.

Вторая большая группа греко-католиков в Западной Сибири, они проживают на севере Тюменской области. Туда в начале 70-х годов приехало много людей с Западной Украины, когда на севере Тюменской области начались нефтяные разработки. Сегодня там проживают несколько десятков тысяч выходцев из Западной Украины, т.е. греко-католиков.

 

werth_03.jpg

 

Поэтому когда я в 1991 году прибыл в Новосибирск как епископ, там уже были общины. В первую очередь, конечно, вокруг Прокопьевска. Вскоре сформировалась община в Омске, потом на севере Тюменской области. Этот процесс шел естественно, мы его даже не форсировали. А вот в европейской части… Я сам стал интересоваться этим, только когда был назначен папой Иоанном Павлом II, ныне уже блаженным, ординарием для католиков византийского обряда. Я тогда приехал в Москву, там я встречался с маленькими общинами, с маленькими группами греко-католков. Потом я побывал и здесь, в Санкт-Петербурге. У нас каждый год проходят встречи греко-католических священников и священники из европейской части России всегда участвуют в них. Так я узнал о ситуации здесь.

И что мы сделали? Мы просто оформили эти группы. Эти группы собирались сами по себе. Без священника. Все это протекало стихийно, без нужного порядка. Начиная с 2005 года в эту жизнь греко-католиков европейской части России был внесен некий порядок. Сейчас есть общины, которые имеют статус приходов. Мы пробуем эти маленькие общины развивать и укреплять.

- Какие первоочередные задачи стоят перед греко-католическими общинами?

- Передо мной и перед священниками, которые являются ответственными за эти общины, стоит задача, и это в первую очередь, собрать паству. На севере Тюменской области проживают десятки тысяч греко-католиков, а наши общины не велики. Если на Пасху приходит триста человек, то это уже считается большая община! В других местах греко-католические группы еще меньше. В европейской части нигде нет общины в 300 человек. Необходимо собрать людей, которые ощущают себя греко-католиками, которые хотели бы практиковать свою веру в восточном обряде. Надо пробовать собирать их хотя бы в маленькие общины и насколько это возможно регулярно их окормлять. И это – первоочередная задача.

 

werth_piter.jpg

 

- Владыка, Вы посетили петербургскую греко-католическую общину святых Кирилла и Мефодия. Это уже не первая ваша встреча с местными католиками восточного обряда. Вы видите ее в динамке. Что можете сказать о ней?

- Я уже несколько лет, не по моей вине, не совершал литургию с греко-католиками в Петербурге, поэтому динамику не могу ощутить. Но сегодня, в будний день, я увидел сознательную общину. Это не были любопытствующие или зрители, а люди, которые участвовали в молитве. Я хочу им пожелать, чтобы развитие продолжалось. Знаменитый богослов XX- го века Карл Ранер сказал, что христиане в будущем или будут мистиками, или их совсем не будет. И я хочу пожелать им глубины духовной жизни.

- Скоро наступит Светлое Христово Воскресение по юлианскому календарю, что бы Вы хотели пожелать российским греко-католикам?

- Я перед Пасхой по юлианскому календарю и на Пасху буду в Тюменской области. Там, в Сургуте, как раз 1 мая будет освящение храма. Я остаюсь там также и на Пасху.

 

werth_05.jpg

 

Светлое Христово Воскресение – это главный праздник, но с ним мы сталкиваемся постоянно. Каждая литургия – это Пасха. Я хочу пожелать, чтобы Пасха проявилась как можно реальнее в жизни каждого верующего, чтобы каждый снова и снова воскресал вместе с Воскресшим Иисусом Христом. Воскресал из своих слабостей, ошибок, грехов к более совершенной жизни, к святости.

 

Беседовал Михаил Фатеев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
Короче, задача еп.Иосифа окормлять западенцев и их потомков, это всё, или я что-то упустил?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему же? Насколько я знаю, многие католики хотели бы присоединиться в восточному обряду, но нет возможности, потому что приходов мало. Я желаю владыке Верту более прислушиваться к таким верующим. Даже у нас на форуме есть такие. В идеале нужен возврат к полноценному экзархату, который существовал до репрессий. Надеюсь, никакие реверансы перед МП или недовольство МП активизацией жизни греко-католических общин, не помешают "собиранию паствы".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
Для начала надо облачения и бороды по русскому обряду. От этого антуража Галицией за версту несет. Особенно фелонь попа на второй фотке справа от епископа в особенности ужасна.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внешность так важна? Не можете вы, фотиане, без антуражу, ну, никак.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
Если не важна то почему они вырядились как в УГКЦ? Согласись, это даже технически сложнее, т.к пошить облачение по синодальному крою можно в любой ближайшей церковной мастерской. А тут явно люди постарались достать "родное" из-за бугра((((.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно сказать, я в облачениях вообще ничего не понимаю. Различаю только литургические цвета и названия некоторых атрибутов. Меня внешность как-то мало волнует вообще. Главное, чтобы содержание было соответствующим. Вот не знаю, доживу ли до возрождения греко-католичества в России или нет. А хотелось бы. Хотя я понимаю, что не все так просто, и дело не в количестве желающих этого обряда.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для начала надо облачения и бороды по русскому обряду. От этого антуража Галицией за версту несет. Особенно фелонь попа на второй фотке справа от епископа в особенности ужасна.

Я таких фелоней (без твердого оплечья из простой белой ткани с вышивкой) видел море и в Греции, и в Болгарии. По нормальному греко-византийскому обряду. Вот с бородами - незадача. Ну не хотят они бород...А остальные фелони хот пойдут?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан

У нас не Греция и Болгария. Потребны ризы с московским оплечьем (это древний обычай идущий от фелоней времен Сергия. Оное оплечье даже реформы Никона не затронули, хотя укоротили длину спереди и убрали пуговки).

Здесь вам не там. И обряд свой- синодальный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас не Греция и Болгария. Потребны ризы с московским оплечьем. Здесь вам не там. И обряд свой- синодальный.

Епископ Верт не экзарх РГКЦ, а ординарий католиков византийского обряда. Вообще всех, украинских в том числе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще Макс прав, я тоже думаю, что миссионерство было бы эффективнее в России

 

1. Развивая РГКЦ именно как Русскую Партикулярную Католическую Церковь независимую от Кремля (так же как УГКЦ позиционирует себя как национальная украинская Церковь)

2. Перенимая внешние формы свойственные русской традиции (привычные на бытовом уровне)

 

На бытовом уровне для большинства русских Латинский обряд "не наш" а вот у РГКЦ могли бы быть куда большие перспективы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иезуиты в Азии же адаптировались под внешние, привычные местному населению, формы
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще Макс прав, я тоже думаю, что миссионерство было бы эффективнее в России

Это совсем другая история.

 

Владыка Иосиф рассматривает в качестве первоочередной задачи не миссионерство, а "собирание паствы". Это у него не только греко-католиков касается, а и латинских тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
Каков канонический статус такого занятия? Чем "собирание паствы" отличается от миссионерства? Вера, она что, генетически обусловлена?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каков канонический статус такого занятия? Чем "собирание паствы" отличается от миссионерства? Вера, она что, генетически обусловлена?

Ну, генетически-не генетически, а владыка Иосиф, как я его понимаю, считает, что послан прежде всего к рассеянным овцам дома Израилева потомкам поляков и немцев. С поправкой на обряд - западных украинцев. Отличается ли это от миссионерства? Конечно, отличается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан

 

1. Развивая РГКЦ именно как Русскую Партикулярную Католическую Церковь независимую от Кремля

Независимую от Кремля не получится. Или она не будет развиватся. Опять же- здесь вам не там.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Своих собрать надо сначала. И кто захочет к ним присоединиться, не откажут же конечно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан

Ну, генетически-не генетически, а владыка Иосиф, как я его понимаю, считает, что послан прежде всего к рассеянным овцам дома Израилева потомкам поляков и немцев. С поправкой на обряд - западных украинцев. Отличается ли это от миссионерства? Конечно, отличается.

Он сам это придумал?

Патриарший архидиакон западный украинец. Интересно, убъет он кадилом еп.Иосифа или нет, если тот придет к нему с оными притензиями: "мол имею на тебя некоторые прозелетические виды, т.к ты западный украинец" ?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
А у покойного Патриарха остзейские корни. Эх опаздал Верт.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иезуиты в Азии же адаптировались под внешние, привычные местному населению, формы

 

Там просто не было изначально никаких жителей , переселенных или переселившихся из катол. краев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан
А если например у меня монгольские корни, я в сферу интересов Верта не попадаю. Бо второй сорт. :(
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он сам это придумал?

Патриарший архидиакон западный украинец. Интересно убъет он кадилом еп.Иосифа или нет, если тот придет к нему с оными притензиями: "мол имею на тебя некоторые прозелетические виды, т.к ты западный украинец" ?!

Я, справедливости ради, не знаю его конкретных высказываний по западным украинцам. По латинским католикам он рассуждает так: есть группы - польские. немецкие и проч. подобн. - которые сохранили привычку к католичеству. Например, сами собираются на молитву. Задача иерархии - помочь им, собрать в полноценные общины. Есть потомки "традиционных католиков". Есть задача - помочь им "обрести корни".

 

То же самое, как видно из материала, действует в отношении западных украинцев. Нет, он не собирается обращать в католичество всех западных украинцев, но тем, кто сохранил склонность к греко-католичеству, он хочет помочь. Русских тоже гнать не будут, если придут. но их обращение не только не самоцель, а вообще на уровне задач не ставится.

 

При этом сама по себе деятельность по "собиранию паствы" у владыки Иосифа достаточно эффективна. Но это совершенно не миссионерская деятельность в собственном смысле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Независимую от Кремля не получится. Или она не будет развиватся. Опять же- здесь вам не там

 

Не факт. Все можно делать "без шума и пыли" было бы желание и финансирование

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я, справедливости ради, не знаю его конкретных высказываний по западным украинцам. По латинским католикам он рассуждает так: есть группы - польские. немецкие и проч. подобн. - которые сохранили привычку к католичеству. Например, сами собираются на молитву. Задача иерархии - помочь им, собрать в полноценные общины. Есть потомки "традиционных католиков". Есть задача - помочь им "обрести корни".

 

То же самое, как видно из материала, действует в отношении западных украинцев. Нет, он не собирается обращать в католичество всех западных украинцев, но тем, кто сохранил склонность к греко-католичеству, он хочет помочь. Русских тоже гнать не будут, если придут. но их обращение не только не самоцель, а вообще на уровне задач не ставится.

 

При этом сама по себе деятельность по "собиранию паствы" у владыки Иосифа достаточно эффективна. Но это совершенно не миссионерская деятельность в собственном смысле.

 

Не думаю, что это правильный подход, так КЦ (в Латинском и Византийском обрядах) будет оставаться Церковью "не русских" на бытовом уровне для россиян. Скажи что я ошибаюсь

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Макс Али-хан

 

 

Не факт. Все можно делать "без шума и пыли" было бы желание и финансирование

Дело не в этом. Но это уже оффтоп.

Кстати единственный из ваших кто реально "сек фишку", был Шептицкий, потому его кругу кое что и удалось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...