Перейти к содержанию

История Черного Лося


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Черный Лось (1863-1950)

Это история жизни индейца из племени оглала-сиу (народ лакота). Эхака Сапа (Black Elk, или Черный Лось) родился в июле 1863 г. Его отец был знахарь и воин. 21 декабря 1866 г. в сражении с американскими солдатами (т.н. Резня Феттермана) он получил серьезное ранение и стал инвалидом, он хромал до конца жизни.

Когда Черному Лосю исполнилось девять лет, он заболел какой-то неведомой болезнью. Его лицо, руки и ноги распухли и он впал в некое подобие комы. В течение 12 дней мальчик находился без сознания. Во время комы ему было дано видеть невероятные видения. Некими высшими силами он был одарен сверхъестественной силой, и ему была доверена миссия спасения племени. Это видение оказало огромное влияние на всю его жизнь. До самой смерти Черный Лось размышлял над его истинным значением. Долгое время он сохранял свое видение в тайне. Когда же, в конце концов, он открыл ее (в 1881 г.), его провозгласили шаманом и с того времени считали святым человеком. Он стал одним из наиболее почитаемых членов, вождей своего племени.

В 13-летнем возрасте, в июне 1876 г., Черный Лось принял участие в знаменитой битве при Литл Бигхорн., в которой индейцы под предводительством своих вождей Бешеного Коня и Сидящего Быка наголову разгромили американскую кавалерию Джорджа Кастера. В битве погиб и сам Кастер.

Однако в мае 1877 г. был убит Бешеный Конь, а Сидящий Бык со своим племенем вынужден был бежать в Канаду. Семья Черного Лося последовала за Сидящим Быком. Правда, через некоторое время они вернулись в США. В 1886 г. Черный Лось, вместе с Сидящим Быком примкнул к знаменитому Шоу Дикого Запада, созданному охотником на бизонов и шоуменом Буффало Биллом (Уильям Фредерик Коди). [1]

Вместе с театральной труппой Коди Черный Лось совершил путешествие по Европе. За это время он немного научился говорить по-английски, и в 1889 г. вернулся на родину.

 

gallery_4_26_41949.jpg

 

Черный Лось, 1937 год

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В это время среди индейцев лакота, как пожар, распространялось мессианское движение, называемое Пляской Духа, основанное пророком из племени пайюта Вовокой (англ. имя Джек Уилсон). В основе этого движения лежали библейские и христианские идеи. Вовока проповедовал доктрину любви и мира, рассказывал о том, что Бог придет на землю и индейцы должны подготовиться к его приходу, обучившись особым обрядам, основную часть которых составляли песнопение и круговая пляска. Приверженцев нового учения ожидало избавление от белых людей, которые должны были исчезнуть, а мёртвые индейцы возвратиться на землю вместе с огромными бизоньими стадами. Черный Лось также примкнул к этому движению.

И хотя проповедь Вовоки имела мирный характер, но движение приобрело такой размах, что власти США были не на шутку встревожены. Начались аресты среди индейских вождей. В 1890 г. власти пытались арестовать Сидящего Быка, хотя он и не участвовал в этом движении [2]. Во время ареста произошла перестрелка и Сидящий Бык был убит.

29 декабря 1890 г. произошла т.н. Бойня на ручье Вундед Ни. Солдаты армии США пытались разоружить индейцев племени сиу. Индейцев было ок. 300 человек, среди них были женщины и дети. Когда большинство индейцев сдало оружие, произошел случайный выстрел, который спровоцировал хаотичную перестрелку. Солдаты стали расстреливать безоружных индейцев из ружей и пушек. Было убито 153 индейца, включая и женщин с детьми. Со стороны солдат погибло 25 человек, причем многие были убиты своими же, поскольку стрельба велась хаотично и с близкого расстояния. При самом расстреле Черный Лось не присутствовал, он подоспел на место событий уже в самом конце, но все же ему удалось спасти нескольких своих соплеменников от гибели. Зрелище мертвых мужчин, женщин и детей, лежащих в кучах и поодиночке в извилистом овраге, многие из которых были буквально разорваны пушечными выстрелами, произвело на него неизгладимое впечатление. На какое-то время Черный Лось отвернулся от белых людей.

В 1892 г. Черный Лось женился на индианке-католичке по имени Кэт, которая родила ему троих сыновей. До зрелого возраста из них дожил только один – Бен. Кэт умерла около 1903 г.

Несмотря на то, что в племени, в котором жил Черный Лось, почти все были уже католиками, и принять католичество Черного Лося уговаривал его самый близкий друг, он все никак не мог решиться на этот шаг. Черный Лось нуждался в некоем более сильном импульсе и в скором времени он его дождался.

Как шаман и знахарь Черный Лось занимался лечением своих соплеменников. Так в ноябре 1904 г. его позвали к умирающему мальчику. Собрав свои шаманские принадлежности, он отправился к больному. Когда Черный Лось начал свой ритуал, вошел немецкий иезуит Йозеф Линдебнер Священник выбросил шаманские трещотки и бубны, а табак, приготовленный в жертву для духов, выкинул в огонь. «Пошел вон, сатана!» – приказал Черному Лосю священник. После этого он дал больному святое Причастие и совершил над ним таинство Помазание больных.

Когда иезуит вышел из шатра, он встретил сидящего перед ним Черного Лося. Индеец выглядел так, как будто он потерял все духовные силы. Черный Лось чувствовал, что он столкнулся духовной силой, гораздо большей, чем его собственная. Когда священник пригласил его посетить свою миссию и остаться там на некоторое время, Черный Лось согласился. Там, его интерес к христианской вере перерос в твердую уверенность в ее истинности, и он стал готовиться к крещению.

6 декабря 1904 г. Черный Лось был крещен и принял имя Николая, в честь св. Николая Мирликийского. Он чувствовал, что Господь избрал его, чтобы вести его народ к новой жизни, к спасению. В этом истинное воплощение его видения и настоящий труд его жизни. Черный Лось бросил свое шаманское ремесло и всем сердцем углубился в изучение католической веры.

Итак, Черный Лось сделался католическим катехизатором. В течение многих лет он жертвенно помогал иезуитам как проповедник-миссионер. Объезжал территории, на которых жили индейцы сиу, посещал другие племена – арапахи, омаха, шошоны и др. Он говорил им о вере, читал Писание, проповедовал, посещал больных, при необходимости крестил и хоронил мертвых. Он был не только хорошим проповедником, но и защитником веры. Однажды, надеясь на легкую победу над неграмотным индейцем, протестантский пастор спросил его, на каком основании он почитает Пресвятую Деву Мариию? «Хорошо ли поступают ангелы?» - спросил в ответ Черный Лось. «Да» - ответил пастор. «А Святой Дух?» - «Да». – «Ну тогда, если они уважали Деву Марию, почему бы и мне не поступать так же?» Всего он обратил в католическую веру около 400 человек.

В 1906 г. Черный Лось женился во второй раз, на Анне (Ангелина) Биссонетт. От нее у него было два сына и дочь Люси. Все, что мы знаем о позднем периоде жизни Черного Лося, мы знает от Люси. Когда тяжело заболел младший сын Черного Лося Николай, Черный Лось вымолил его, обращаясь к св. Терезе из Лизьё.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

gallery_4_26_36004.jpg

 

Черный Лось с семьей - женой Анной и дочерью Люси.

 

 

В 1912 -1913 гг. Черный Лось предпринял поездку с католическими лекциями на Восток, к белым, по крупным городам, таким как Нью-Йорк, Вашингтон. Таким образом он пытался привлечь финансирование для индейских церквей.

В 1930 г. Черный Лось познакомился с писателем Джоном Нейхартом, который записал некоторые его воспоминания, а позднее издал книгу «Говорит Черный Лось». Однако, Нейхарта интересовал только индейский фольклор, языческая экзотика, шаманские обряды. Перешедшие в христианство индейцы были ему неинтересны. Не будучи сам католиком, Нейхарт нисколько не был заинтересован в пропаганде Католической Церкви. Поэтому из книги нельзя ничего узнать о христианской жизни Черного Лося, его образ получился совершенно искаженным. Книга стала приобретать популярность, и в адрес Черного Лося зазвучали упреки в том, что его крещение было неискренним, в том, что он продолжает оставаться язычником.

В 1934 г., чтобы опровергнуть эту клевету, Черный Лось написал публичное заявление о своей приверженности христианству и католической вере. Его дочь Люси вспоминает, что он всегда, даже в старости, несмотря на болезни и страдания, оставался мудрым, терпеливым, веселым и доброжелательным человеком. В 1941 г. умерла его вторая жена. Долгие годы, как и многие индейцы, Черный Лось болел туберкулезом. В 1948 г. он сломал бедро и у него случился инсульт. С этих пор он оказался прикован к инвалидной коляске. Остаток жизни Черный Лось прожил вместе со своими детьми. Он умер 17 августа 1950 г. в возрасте 87 лет. Незадолго до смерти он предсказал, что после его смерти будет великое знамение на небе. И действительно (это подтверждено свидетелями), в ночь после смерти Черного Лося все небо осветилось необыкновенно ярким и красочным сиянием. И было видно множество падающих звезд.

 

Примечания:

 

[1] За день до своей смерти в 1917 г. Уильям Коди присоединился к Католической Церкви.

[2] Известно, что Сидящий Бык намеревался принять крещение в Католической Церкви, но документ о том, что это крещение состоялось не найден.

  • Like 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...

7b22578510624252b12031f94ff3e97f.jpg

 

Католические епископы США начинают процесс беатификации Черного Лося, легендарного индейца из племени Дакота

 

Католические епископы США приняли решение начать процесс беатификации Черного Лося, легендарного индейца из племени Дакота. До сих пор североамериканские индейцы имели только одну святую — Екатерину Текаквите, подвижницу-католичку XVII в.

 

Черный Лось (1863-1950 гг.) был двоюродным братом известного йндейского вождя по имени Неистовый Конь. В 9-летнем возрасте, когда имел лихорадку во время болезни, ему было некое видение, в результате которого индеец научился лечить людей. Практиковал традиционные индейские верования, его духовность была языческая. В 1876 году участвовал в битве на реке Литл Биг Хорн против американских солдат.

 

В 1887-89 гг. Черный Лось выступал в цирковых представлениях на тему Дикого Запада в Великобритании (также и перед королевой Викторией), Франции, Германии и Италии. Научился говорить по-английски.

 

После поражения племени Дакота в знаменитой бойне на ручье Вундед-Ни (во время сражения получил ранение бедра) проживал в резервации Пайн Ридж. В 30-40-х годах ХХ в. организовал представления о культуре Дакота.

 

После смерти первой жены, в 1904 году, Черный Лось был крещен под именем Николас, стал католиком. Катехизировал своих родственников и соплеменников, приведя сотни индейцев к крещению. В то же время он продолжал практиковать древние обряды своего племени. Его рассказы собрал Джон Нейгардт, который опубликовал их в изданной в 1932 г. книге «Черный Лось говорит».

 

Сибирская католическая газета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\В то же время он продолжал практиковать древние обряды своего племени. Его рассказы собрал Джон Нейгардт, который опубликовал их в изданной в 1932 г. книге «Черный Лось говорит»\

 

В 1930 г. Черный Лось познакомился с писателем Джоном Нейхартом, который записал некоторые его воспоминания, а позднее издал книгу «Говорит Черный Лось». Однако, Нейхарта интересовал только индейский фольклор, языческая экзотика, шаманские обряды. Перешедшие в христианство индейцы были ему неинтересны. Не будучи сам католиком, Нейхарт нисколько не был заинтересован в пропаганде Католической Церкви. Поэтому из книги нельзя ничего узнать о христианской жизни Черного Лося, его образ получился совершенно искаженным. Книга стала приобретать популярность, и в адрес Черного Лося зазвучали упреки в том, что его крещение было неискренним, в том, что он продолжает оставаться язычником.

В 1934 г., чтобы опровергнуть эту клевету, Черный Лось написал публичное заявление о своей приверженности христианству и католической вере.

.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

Frazier-Another-Vision-of-Black-Elk-300x225.jpg

 

Беатификация Чёрного Лося — Pro et contra

 

Как уже сообщалось ранее, Католическая Церковь может канонизировать еще одного праведника из числа коренных американцев, если комиссия Ватикана, отправленная в Южную Дакоту, подтвердит минимум два из многих посмертных чудес, совершенных Николасом Черным Лосем, индейским знахарем из племени сиу, который приобрел широкую известность как католический катехизатор в США.

 

Священник Луис Эскаланте, постулатор Ватикана, провел немало времени дней в этих местах, собирая сведения о жизни Черного Лося. Роль постулатора, высоко сведущего в церковной доктрине и богословии, заключается в том, чтобы представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане. Он возглавляет инициативную группу, собирающую материалы о жизни кандидата и свидетельства о посмертных чудесах – то есть своего рода досье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству, причем информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией.

 

Процесс канонизации Черного Лося был запущен Католическим епископатом США в конце октября прошлого года. Начало процесса было отмечено богослужением в церкви Святого Розария в Пайн-Ридже, на территории резервации индейцев оглала, одного из семи родов племени лакота или сиу. На службе, которую возглавил епископ города Рэпид-Сити Роберт Грусс, присутствовали многие родственники Черного Лося. Епископ напомнил, что обратившийся к Иисусу Христу знахарь привел к вере сотни своих соплеменников. Он также призвал к активному сбору материалов о жизни Черного Лося и к молитвам о его скорейшем прославлении.

 

Если процесс завершится канонизацией, Николас Черный Лось станет первым святым, родившимся на территории Южной Дакоты и вторым святым из североамериканских индейцев (первой в 2012 году была прославлена Катери Текаквита из племени мохавков (1656-1680).

 

Точная дата рождения Черного Лося неизвестна – он появился на свет в период 1858-1866 гг. В его роду многие занимались ведовством и лечением, и он тоже стал знахарем. По воспоминаниям современников, Черный Лось имел мистические видения. В молодости он принимал участие в борьбе с «бледнолицыми» под началом знаменитого вождя по имени Бешеный Конь, после гибели которого (1877 год) бежал в Канаду, но в 1880 году вместе со своими близкими вернулся в США. Не желая жить в резервации, он примкнул в 1887 году к цирковой труппе и совершил турне по Европе. Вернувшись на родину, Черный Лось вновь примкнул к восставшим индейцам, участвовал в битве при Вундед-Ни (29 декабря 1890), когда погибло более 120 воинов и 230 женщин и детей. Раненный в живот, он сдался в плен, после чего полностью посвятил себя служению знахаря. В 1904 году, когда он занимался очередным «исцелением», его остановил и вразумил священник-иезуит. Черный Лось серьезно заинтересовался католической верой и вскоре отрекся от шаманизма и стал христианином. Остаток жизни он посвятил проповеди христианства в индейских резервациях. Скончался неутомимый катехизатор в 1950 году в резервации Пайн-Ридж.

 

Постулатор Эскаланте собрал в этот приезд немало сведений о жизни кандидата на канонизацию и свидетельств о свершенных им посмертных чудесах. По завершении этого процесса, в Ватикане пройдет некое подобие судебного процесса, на котором будут рассмотрены как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы ее противников (последних до 1983 года назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»). Если процесс завершится в пользу кандидата, то дело рассмотрит конгрегация по делам святых, и окончательное решение о причислении подвижника к лику блаженных примет папа. По некоторым оценкам, процесс канонизации Черного Лося может занять более 10 лет.

 

Аарон Десерса, 65-летний правнук Черного Лося и соавтор книги «Черный Лось живет: свидетельства его родни», сообщил в интервью службе Religion News Service, что его славный предок «верил в высшую связь всех мировых религий». Десерза приводит несколько случаев чудесного излечения членов племени от рака и других страшных болезней еще при жизни будущего святого. Эти случаи формально не учитываются в его досье комиссией Ватикана, но принимаются к сведению.

 

Впрочем, далеко не все в резервации Пайн-Ридж, где по сей день живут многие потомки Черного Лося, считают, что он заслуживает причисления к лику блаженных. Среди скептиков и его правнучка Шарлотта Черный Лось, юрист и активистка движения в защиту природы. Она заявляет, что считает Католическую церковь изощренной разновидностью обычного культа. Стать католическим катехизатором, по ее словам, ее предка побудили многочисленные дары и льготы от церкви – среди прочего, к примеру, он получил от церкви машину и полную свободу выезда из резервации, в отличие от остальных соплеменников. Шарлотта уверена, что прадедушка даже не был истинно верующим католиком, и уж тем более не заслуживает причисления к лику блаженных. «Я не считаю, что он заслужил причисления к лику святых, – подчеркнула Шарлотта Черный Лось. – Однако я и не собираюсь кричать об этом на всех углах и идти против течения со своими протестами. Для многих из моих родственников это большая честь, они придают этому большое значение. И, конечно же, огромное значение канонизации придают церковные миссии в землях индейцев, они счастливы будут иметь своего местного святого».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

204102858_4555043447858511_6840020947369091618_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-3&_nc_sid=a26aad&_nc_ohc=xeOduSBwbeUAX9deLjV&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&tp=7&oh=21c9f9ceb553ce41e34bcdfc825d8219&oe=60D54E1C

 

На фото: слуга Божий Николай Черный Лось с дочерью Люси (на знаю, как переводится Looks Twice)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

204102858_4555043447858511_6840020947369091618_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-3&_nc_sid=a26aad&_nc_ohc=xeOduSBwbeUAX9deLjV&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&tp=7&oh=21c9f9ceb553ce41e34bcdfc825d8219&oe=60D54E1C

 

На фото: слуга Божий Николай Черный Лось с дочерью Люси (на знаю, как переводится Looks Twice)

Глядит два раза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно и так. Хотя имена у индейцев иногда представляют просто фразу. Типа: Билл Олень гуляет по лесу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...