Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Разговор начался в теме Руссикум https://catholichurch.ru/index.php/topic/1905-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BC/page__pid__104228?do=findComment&comment=104228 , но там это был оффтоп.Так что продолжаем здесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Итак, рипиды и флабеллумы (что по сути одно и тоже, но рипиды (рипидоны) – на Востоке, а флабеллумы (флабелии) – на Западе).Происходят от веера или опахала, и имели те же функции – давать прохладу и отгонять насекомых. Упоминаются в «Апостольских постановлениях» (VIII, 2). Поскольку восьмой книги я на русском языке не нашел, пересказываю. Говорится там про двух дьяконов, которые стоят по сторонам от алтаря и держат веера из тонких пластин, перьев павлина или тонкого сукна, и отгоняют летающих насекомых, чтобы они не садились на Святые Дары и не падали в Чашу.Позже, рипиды стали представлять собой деревянные или металлические круги на длинной ручке. На Востоке на этих кругах стали изображать ангелов. Об этом пишет Св. Софроний, патриарх Иерусалимский (ум 641), который указывает, что эти изображения херувимов и серафимов символизируют невидимое участие ангельских сил в Таинствах Церкви. Рипидами осеняли дискос и потир на великом входе, также использовали на Крестных ходах, на процессиях с мощами, на службах и процессиях где участвовал епископ и т.д. Как минимум до 9 в. рипиды и на Востоке украшались перьями (об этом упоминает патриарх Фотий Константинопольский (ум. в 896)). Византийская рипида. Рипиды, Кирилло-Белозерский монастырь. Рипида, XIX век, Псковский музей 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Видимо, постепенно рипиды и флабелии разделились на малые (напрестольные) и большие. Малые - для осенения Даров, а большие, в основном для процессий. Однако, примерно с XIV в. Чашу стали накрывать и малые рипиды и флабелии постепенно исчезают. Вот в Руссикуме остались (см. указанную в начальном посте тему), но уже практически не используются по назначению. Может еще где-то есть...Большие рипиды используются в Русской Православной Церкви и других Восточных Церквях. Коптская рипида. Москва, Храм Христа Спасителя, чтение Евангелия. Патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой лавре. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Флабеллум. Самым древним, сохранившимся до нашего времени на Западе флабеллумом является флабеллум из аббатства Св. Филибера (XI в.), который даже экспонировался на всемирной выставке в 1867 г.По сути дела представляет собой складной веер, украшенный изображениями и надписями. Ручка из слоновой кости. Флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Кёльнский флабеллум (диск от флабеллума),XIII в.Музей Метрополитен, Нью-Йорк Флабеллум из аббатства Кремсмюнстер,Австрия, XIII в. С изображением Воскресения Христа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Drogon Опубликовано 26 ноября, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2013 Постепенно использование флабеллумов для осенения Даров сошло на Западе на нет. Это произошло даже раньше, чем на Востоке, видимо, практика накрывания Даров возникла раньше. Но продолжали использоваться большие флабелии во время процессий и при сопровождении высшего духовенства, патриархов, кардиналов, архиепископов.. В этом качестве их их использовали до достаточно недавнего времени (а может и сейчас где-то используют на особо торжественных процессиях, не знаю).Такие флабелии представляют собой огромные полукруги (или чуть меньше) на очень длинных ручках, украшенные павлиньими или даже страусиными перьями. Папа Пий XII в сопровождении флабеллумов. Флабеллум на процессии папы Иоана XXII. Кардинал Мануэль Гонсалвиш Сережейру, патриарх Лиссабона. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти