Перейти к содержанию

УПЦ КП призвала к созданию единой Поместной Православной Церкви


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

А не являются ли православные тайными папистами?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 327
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

А не являются ли православные тайными папистами?

Так правильно. Христос ведь сказал: "Будьте, как дети". Маленькие дети чуть что плачут и кричат: "Мама! Мама!". Вот и православные в трудную минуту: "Папа! Папа!" :)

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А не являются ли православные тайными папистами?

Так правильно. Христос ведь сказал: "Будьте, как дети". Маленькие дети чуть что плачут и кричат: "Мама! Мама!". Вот и православные в трудную минуту: "Папа! Папа!" :)

 

Це точно :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Митрополит Александр (Драбинко) получил "втык" от Синода УПЦ: https://www.religion...ona-xarona.html

 

Продолжают копать себе могилу? Ну-ну.

 

Слепые пастыри.

Изменено пользователем Pawlo
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня в храмах Харьковской епархии зачитали обращение Синода УПЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжают копать себе могилу? Ну-ну.

Текст, написанный где-то в недрах УПЦ МП и принятый синодом в прошлую пятницу, вызывает лишь чувство горького сожаления. Люди в белых клобуках довольно безответственно повторяют: мы в "домике" и нас совершенно не волнует то, что происходит вокруг. Из обращения видно, что синод УПЦ МП отказывается видеть реальную ситуацию:

 

- продолжается отток прихожан из УПЦ МП в УПЦ КП (по соцопросам паства КП уже в два раза превышает паству МП, хотя 3-4 года назад всё было иначе);

 

- сбор подписей против автокефалии провалилися практически во всех(!) епархиях УПЦ МП: несмотря на жесткое давление епископата благочинные и настоятели выступили против, и епископы ничего не смогли с этим сделать (кто бы написал об этом подробно для российских СМИ?);

 

- никакой реальной поддержки со стороны поместных Православных Церквей нет: выступление Сербского патриарха в Москве не в счет (он сказал то, о чем его попросили - денежная часть премии позволяет исполнить волю ее хозяев), заявление синода Польской Церкви довольно двусмысленное, а остальные промолчали.

 

Словом, обращение от 25 мая показывает, что синод захотел невозможного: ничего не менять, сохранить всё, как было последние 25 лет. История за такие ошибки жестко наказывает. Это обращение - начало конца УПЦ МП. Жаль, что синод сам сделал этот выбор.

 

PS: Насколько я понимаю, при создании проекта обращения звучали и трезвые голоса, но все их предложения были отвергнуты.

 

https://www.facebook.com/chapnin/posts/10209366723403906

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да написать то не проблема.

Не слушал самого архим. Кирилла (Говоруна)? Там есть видео.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не слушал самого архим. Кирилла (Говоруна)? Там есть видео.

Очень интересно говорит. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно статистике, за УПЦ МП в Украине числится примерно 11 тысяч приходов. У УПЦ КП - порядка 5 тысяч приходов, у УАПЦ еще меньше - около 1 тысячи. Многие прихожане Московского патриархата, для которых отсутствие каноничности у УПЦ КП и УАПЦ выступает главным сдерживающим фактором, в случае предоставления автокефалии, могут примкнуть к новой церкви. После получения Томоса Украинской поместной церковью, Московский патриархат в Украине может лишиться около половины своих приходов.

 

Томос о признании Вселенским патриархатом (Константинопольской православной церковью) автокефалии Украинской поместной православной церкви готов. Об этом на днях независимо друг от друга сообщили архимандрит Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Кирилл Говорун и архиепископ Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Евстратий Зоря. Это подтверждают и собеседники издания. Президент Петр Порошенко сказал, что надеется на предоставление Константинопольским Синодом декрета об автокефалии в июле 2018 года - к 1030-летию крещения Киевской Руси. Такую возможность скептически оценивают официальные спикеры УПЦ МП. Становление в Украине новой канонической православной церкви может изменить расстановку сил как в украинском, так и мировом православии. Особо болезненным этот вопрос является для Русской православной церкви. Подробнее об этом - в материале РБК-Украина.

 

Несколько дней назад архимандрит Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), бывший руководитель отдела внешних церковных связей УПЦ МП Кирилл Говорун заявил, что Томос - указ о признании Вселенским патриархатом (Константинопольской православной церковью) автокефалии Украинской поместной православной церкви - уже написан. "Томос уже готов. Он уже написан. Я даже знаю, кто его писал - мой учитель в Афинском университете, где я учился. Это один из лучших канонистов в православном мире... И тексты, которые он пишет, канонические - абсолютно совершенны. Поэтому я думаю, что томос будет прекрасным документом каноничности, к нему невозможно будет предъявить никаких претензий. Томос готов", - сообщил архимандрит в эфире "5 канала".

 

Составление знакового для украинского православия документа подтвердил и архиепископ Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), руководитель информационного отдела Киевской патриархии Евстратий Зоря. "Еще за несколько недель до того, как отец Кирилл сказал в эфире, мы об этом знали. Поэтому да, я могу подтвердить, что сам текст уже подготовлен", - сказал он на днях в комментарии телеканалу "Прямой".

В Томосе, предоставляемом первой по чести в православном мире Константинопольской церковью, фактически излагается решение Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии. Этот документ является признанием Константинополем поместной православной церкви - независимой и самоуправляемой - на территории определенного государства. В нем, среди прочего, содержится аргументация, почему Синод принял решение предоставить автокефалию той или иной поместной церкви. Иными словами, в данном декрете прописано решение, за которое впоследствии будет голосовать Константинопольский Синод. "Как секретарь Священного Синода нашей церкви (УПЦ КП - ред.), могу сказать, что никогда нет смысла готовить проекты документов, которые не предусмотрены к принятию… Синод (Вселенского патриархата - ред.) заседает регулярно. Ежемесячно есть сессионные заседания Синода. И поэтому, как только со стороны председателя Синода, патриарха Варфоломея, будет видение того, что вопрос уже готов к вынесению на рассмотрение - он его вынесет на рассмотрение", - отметил в беседе с РБК-Украина архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря.

 

В пятницу, 1 июня, в беседе с журналистами во время Национального молитвенного завтрака в Киеве патриарх УПЦ КП Филарет спрогнозировал, что Украинская поместная православная церковь может получить Томос об автокефалии от Вселенского патриархата в июле 2018 года - к 1030-летию крещения Киевской Руси. На аналогичные сроки надеется и президент Петр Порошенко.

 

Менее оптимистично настроены в Московском патриархате. Как утверждает протоиерей Николай Данилевич, заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП, не стоит делать поспешных выводов касательно написания Томоса. "Эту информацию озвучил отец Кирилл Говорун. Он не является официальным лицом, а опирался на собственные источники, а потому мне трудно комментировать эту неофициальную информацию", - рассказал изданию он. "Даже если какие-то черновики документов и заготовлены, то это не значит, что они будут приняты. Поскольку, когда готовятся какие-то решения, то проекты текстов могут меняться, они могут вообще не приниматься, потому что решение принимает не единолично Вселенский патриарх, а Синод. А это коллективное решение. Я понимаю, что это заявление вызвало определенный ажиотаж, но мы оперируем официальной информации, а не тем, что кто-то где-то что-то услышал, что-то кому-то сказал", - пояснил Данилевич.

 

По мнению протоиерея УПЦ МП, Константинополь только получил просьбу и начал ее рассматривать, но никаких обязательств не давал. "Подчеркну, что Константинополь не брал на себя никаких обязательств. Они получили просьбу и будут изучать этот вопрос и согласовать. Поэтому здесь может быть все что угодно. Константинополь всегда говорил, что автокефалия возможна только тогда, когда все церкви в Украине объединятся - тогда можно говорить об автокефалии. Таким образом, я не думаю, что позиция Константинополя сейчас изменится. Константинополь официально имеет большое поле для маневра", - рассуждает протоиерей УПЦ МП. Он также отметил, что митрополит УПЦ МП Онуфрий уже пригласил представителей поместных православных церквей на празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси. "Представители поместных церквей приедут, и приедут к нам - они не приедут ни в Киевский патриархат, ни в Автокефальную церковь. Они приедут в нашу церковь, и они будут с нами. И я очень сомневаюсь, что когда представители нашей церкви и всех поместных церквей будут здесь, то Константинополь будет в это время давать Томос Киевскому патриархату и УАПЦ. Это просто нелогично, невозможно и противоречит всем правилам. Поэтому сейчас то, что говорится - это говорится больше в СМИ, а непосредственной официальной информации у нас очень мало. Более того, исходя из заявлений иерархов, епископов, в том числе и с Константинопольского патриархата, можно сказать, что таких шагов Константинополь не сделает", - заявил заместитель председателя отдела внешних церковных связей УПЦ МП.

 

Впрочем, источник РБК-Украина, информированный о ходе создания в Украине поместной православной церкви, говорит, что Томос действительно составлен, а финальное решение - положительное - Синодом Вселенского патриархата будет вынесено в течение "нескольких ближайших месяцев".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Процедурные тонкости

 

Напомним, в ходе официального визита в Турцию в начале апреля этого года Порошенко провел переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем. По возвращению в Киев, 17 апреля, президент Порошенко пригласил на встречу руководителей всех парламентских фракций и групп. Центральной темой встречи был церковный вопрос. Глава государства заявил, что будет обращаться к Вселенскому патриарху с просьбой о предоставлении Томоса Украинской поместной автокефальной церкви, и попросил лидеров фракций поддержать эту инициативу. Как утверждает проинформированный источник, во время переговоров с Варфоломеем в Фанаре Вселенский патриарх дал четкий посыл, что он готов к признанию украинской автокефалии, и благословил на дальнейшие действия украинских властей и духовенства.

 

Инициативу поддержали в УПЦ Киевского патриархата, где после встречи Порошенко с патриархом Филаретом все архиереи (патриарх, епископы, архиепископы, митрополиты - ред.) - около 40 - поставили свои подписи в обращении к Варфоломею. Кроме того, обращение подписали и архиереи УАПЦ - 14 человек.

 

Кроме того, по словам Черкасского и Каневского митрополита УПЦ МП Софрония (Дмитрука) в интервью изданию "Главком", прошение о Томосе поддержали в том числе примерно 10 епископов Московского патриархата. Озвученную цифру подтверждают также информированные источники РБК-Украина. Имена подписантов не разглашаются, но как сообщил сам митрополит Софроний, помимо него обращение поддержал Овручский и Коростенский митрополит Виссарион (Стретович). Также публично высказал свою поддержку обращению Переяслав-Хмельницкий и Вишневский митрополит УПЦ МП Александр (Драбинко).

 

19 апреля Верховная Рада 268 голосами "за" приняла постановление об обращении главы государства к Вселенскому патриарху Варфоломею о создании в Украине единой поместной православной церкви. Синод Вселенского патриархата принял к рассмотрению документы от украинской стороны и начал процедуры, необходимые для предоставления автокефалии. В частности, в коммюнике, опубликованном 22 апреля, Синод проинформировал, что на заседаниях 19 и 20 апреля принял решение "теснее общаться и координироваться с сестринскими Православными Церквями в этом вопросе".

 

"Сейчас проходит подготовка, а именно - происходит информирование со стороны Вселенского патриархата других поместных церквей о том, что такое решение в процессе подготовки, чтобы они были официально уведомлены. Соответствующая делегация вот уже посетила, в том числе, Афинского архиепископа, об этом сообщалось, и дальше будут посещать другие поместные церкви", - рассказал в беседе с РБК-Украина архиепископ УПЦ КП, руководитель информационного отдела Киевской патриархии Евстратий Зоря.

Информирование других поместных православных церквей - процесс скорее формальный, одобрение автокефалии для новой украинской церкви с их стороны не предполагается процедурой. "Часто допускают ошибку, когда говорят о том, кто будет принимать решение о предоставлении Томоса. Говорят, что будто бы представители других церквей должны принять решение. Это не так. Это абсолютная и исключительная прерогатива, полномочие Вселенского Патриарха и Синода. Синод - это архиереи Вселенского патрирхата, которые голосуют, определяются, поддерживают позицию Вселенского Патриарха о предоставлении Томоса. То есть речь не идет о той или иной позиции какой-либо из других церквей", - заявил изданию заместитель главы АП Ростислав Павленко.

 

Для принятия решения Синодом Вселенского патриархата, в состав которого входит 12 архиереев, достаточно большинства голосов - семи из двенадцати. Позиция патриарха и председателя Синода Варфоломея является ключевой. Причем, в случае принятия решения большинством, даже те, кто воздержался или проголосовал против, все равно обязаны поставить свою подпись под синодальным решением. Затем, сразу после подписания членами Синода, Томос вступает в силу.

 

Одобрение Константинополем обращения Украины и предоставление Томоса означает создание именно новой украинской церкви, новой церковной юрисдикции - Украинской поместной православной церкви. Все те архиереи, кто подписался под прошением о декрете образуют "тело" этой церкви. Они же и являются субъектом получения Томоса. В случае положительного решения Синода, с получением Томоса все подписавшиеся смогут приступить к непосредственному формированию новой церкви и ее органов, к составлению и утверждению ее Статута. Поскольку под прошением о Томосе подписалось все руководство УПЦ КП и УАПЦ, каждый из которых представляет свою церковь, то де-факто можно говорить об объединении этих конфессий. Теоретически, те священнослужители из Киевского патриархата или УАПЦ, кто не захочет войти в новую церковь, пойдут в раскол. Однако вероятность наличия таковых - крайне мала.

 

После вынесения Синодом решения о предоставлении украинской поместной церкви Томоса, объясняет замглавы АП Павленко, процедура заключается в следующем: в Киев отправляется представитель от Вселенской патриархии, дальше те архиереи, которые подписали от разных церквей обращение к патриарху Варфоломею, собираются на учредительный съезд - Собор. "На нем решаются вопросы, связанные с каноничностью этого собрания. И тогда на нем оглашается Томос. Архиереи избирают предстоятеля. Этот предстоятель в дальнейшем представляет церковь, обращается к другим церквам за признанием. Этот процесс может длиться несколько месяцев после предоставления Константинополем Томоса. Не только в теории, но и исходя из исторической практики, как это было с другими церквями, которым в течение новейшего времени предоставлялся Томос. При распаде Османской империи, после Первой мировой войны, позже после Второй мировой войны, когда решался вопрос о признании автокефалии православных церквей - происходил примерно такой же процесс", - пояснил Павленко.

 

При этом, подчеркнул он, новая украинская православная церковь не будет в прямом подчинении Вселенского патриарха. "Речь идет о создании независимой каноничной украинской церкви, которая на украинском соборе будет выбирать своего предстоятеля, своего патриарха. Вселенский патриарх имеет единственное право в православном мире предоставить Томос - решение о создании такой церкви. Но после создания она является независимой и имеет своего предстоятеля", - говорит Павленко.

 

Пока сложно прогнозировать, кто возглавит Украинскую поместную православную церковь. Если избирать нового предстоятеля будут около 40 архиереев КП, 14 - УАПЦ и около 10 - МП, то, следуя простой математике, преимущество очевидно будет за тем, кого поддержит Киевский Патриархат. Как утверждают информированные источники РБК-Украина, там намеренны поддерживать нынешнего патриарха Филарета. На сегодняшний день за Украинскую автокефальную церковь выступили только ориентировочно 10 из 85 архиереев УПЦ МП. Сколько их присоединится к Украинской поместной церкви после получения ею признания от Вселенского патриархата - неизвестно. Однако если таких, до проведения первого Собора, будет хотя бы еще порядка 30, как это многие прогнозируют, то расстановка сил изменится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Позиция и дальнейшая судьба УПЦ МП

 

В УПЦ МП стремление украинской власти и духовенства, подписавшихся под прошением о Томосе, не разделяют. "Как только эта ситуация возникла, то предстоятели церквей обратились к нам с просьбой озвучить нашу позицию и объяснить, что реально происходит в Украине. Тогда наш Блаженнейший митрополит Онуфрий направил письма всем поместным православным церквам, где описал ситуацию в Украине и изложил отношение нашей церкви до тех инициатив. Такое общение ведется регулярно, потому что есть и официальное, и неформальное общение", - сказал РБК-Украина заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП, протоиерей Николай Данилевич.

 

Кроме того, 25 мая состоялось заседание Синода УПЦ МП, на котором обсуждалось и возможное предоставление Томоса об автокефалии православной церкви в Украине. "Была озвучена наша позиция, также обращения на разных языках было направлено в информационное поле всех православных стран. Поместные православные церкви это прочитали, они знают нашу точку зрения. Наша точка зрения заключается в том, что мы не против - мы за идею единства. Но мы против метода, который сейчас нам навязывается. Идея правильная - метод неправильный. Нужно делать это все правильно, соборно, коллективно, а не так сепаратно: друг против друга - так не делается. Оно ничего не даст", - прокомментировал изданию протоиерей Николай Данилевич.

 

Синодом УПЦ МП также было принято обращение к епископату, духовенству и верующим по поводу возможности предоставления Константинопольским патриархатом автокефалии православной церкви в Украине. В нем, среди прочего, говорится, что УПЦ МП видит путь объединения только путем "возвращения тех, кто отошел, в лоно канонической Украинской православной церкви". В обращении отмечается, что автокефальный статус "имеет исключительно технический церковный характер" и он "не может быть инструментом в геополитической борьбе". "В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, не только угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда", - сообщается в обращении.

 

Процесс признания Константинополем новой Украинской поместной церкви предусматривает одновременное существование в Украине двух канонических церквей - УПЦ МП в качестве части РПЦ с широкой автномией и Украинской автокефальной поместной церкви. Хотя дальнейший статус Московского патриархата пока непонятен, полагают информированные собеседники РБК-Украина. "УПЦ МП существует как ветвь Русской церкви. Неважно, как она называется - она является ветвью, частью интегрированной частью Русской церкви. Она не является ни самостоятельной, даже в диптихе православных канонических церквей ее нет. И дальше, кто захочет - будет в подразделении Русской православной церкви. Единственное, что может возникнуть вопрос, как она себя будет называть, поскольку логично, что новая церковь будет называться Украинская православная церковь. Возможно будет какое-то переименование грандиозное", - допускает религиовед, директор религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский.

В то же время заведующая отделом истории религии и практического религиоведения отделения религиоведения Института философии НАНУ Людмила Филипович считает, что в УПЦ МП может произойти раскол. "Там есть приходы и верующие, которые при предоставлении Томоса до сих пор не признанным церквям, перейдут к этой поместной православной церкви. Потому что сейчас настроения в МП таковы, что они не согласны, например, с политикой, которую проводят иерархи этой церкви. Они хотят независимой церкви для украинского народа, чтобы служба велась на украинском языке, чтобы читали Библию на украинском языке, и так далее", - говорит Филипович.

 

Согласно статистике, за УПЦ МП в Украине числится примерно 11 тысяч приходов. У УПЦ КП - порядка 5 тысяч приходов, у УАПЦ еще меньше - около 1 тысячи. Многие прихожане и члены прихода Московского патриархата, для которых отсутствие каноничности у УПЦ КП и УАПЦ выступает главным сдерживающим фактором, в случае предоставления автокефалии Украинской церкви, могут примкнуть к новой церкви. После получения Томоса, Московский патриархат в Украине может лишиться около половины своих приходов. К тому же, как сообщил патриарх УПЦ КП Филарет, после создания поместной Украинской автокефальной православной церкви процедура предусматривает перерегистрацию уставов всех православных приходов, в том числе и Московского патриархата. И, по мнению Филарета, большинство украинских православных приходов зарегистрируется как украинская церковь.

 

Та часть Московского патриархата, которая не захочет присоединиться к Украинской поместной церкви, может попросить об экзархате в составе РПЦ, прогнозирует Людмила Филипович. "Ходят слухи, что они, возможно, попросят экзархат, так называемый украинский экзархат для РПЦ. Но он нежелателен для Украины. Представьте себе, что идет война, например, с немцами, а мы просим экзархат их немецкой церкви. Это как-то не очень комильфо, - говорит религиовед. - Думаю, что она останется как украинская православная церковь (хоть и это будет определенная тавтология), но в единстве с Московским патриархатом. А, возможно, поменяет статус. Сейчас для нас очевидно, что они не хотят никаких изменений и будут удерживать нынешний статус до последнего".

 

В УПЦ КП считают, что у церкви Московского патриархата после предоставления УПЦ Томоса будет два варианта действий - либо присоединиться к Украинской поместной церкви, либо перерегистрироваться как украинский экзархат РПЦ. "Они будут иметь право называться украинским экзархатом Русской православной церкви", - заявил патриарх Филарет. Он отметил, что после получения Томоса Украинская автокефальная православная церковь будет второй по численности прихожан в мире после российской, и самой большой по активности и религиозности верующих. В ответ на заявление Филарета, в УПЦ МП сказали, что не собираются менять свое название, поскольку "получили его раньше, чем независимое украинское государство". "Оно зарегистрировано во всех документах и нет никаких законных оснований его менять", - сказал архиепископ УПЦ МП Климент в интервью BBC. По его оценке, инициативы о переименовании со стороны государства будут рассматриваться как дискриминация людей по религиозным убеждениям. А такими заявлениями, считает Климент, "глава Киевского патриархата просто призывает к религиозной войне".

 

Компетентные собеседники РБК-Украина считают, что наиболее реалистичным выглядит сценарий с экзархатом в юрисдикции РПЦ. В пользу этой версии свидетельствует события, в последнее время произошедшие в русском православии. Дело в том, что в РПЦ нет единства по поводу автономии Московского патриархата в Украине - там также есть свои "голуби" и "ястребы". Прогнозируемо, что действующий патриарх РПЦ Кирилл, которого можно отнести к "голубям", в случае предоставления Томоса Украинской поместной церкви оставил бы за Московским патриархатом определенную автономию. В противовес, епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником" Владимира Путина и, главное, потенциальным преемником Кирилла на патриаршем престоле, - скорее "ястреб". Будучи сторонником автаркии во всем, что касается церковных вопросов, Тихон, по всей вероятности, предпочтет автокефалии УПЦ МП более контролируемый статус экзархата в составе РПЦ. Примечательно, что недавно синод РПЦ, состоявшийся 14 мая, назначил епископа Тихона Псковским митрополитом, что дает ему право выдвигать свою кандидатуру на будущих выборах патриарха РПЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Угроза для РПЦ

 

Становление в Украине новой канонической поместной православной церкви перекроит расстановку сил не только в украинском, но и мировом православии. Для РПЦ признание Вселенским патриархатом Украинской поместной церкви - злободневный вопрос. Возможность предоставления автокефалии украинской православной церкви даже стало предметом обсуждения на выше упомянутом синоде Русской православной церкви 14 мая. Как сообщил председатель отдела внешних церковных связей МП митрополит Иларион, на заседание синода РПЦ также присутствовал митрополит УПЦ МП Онуфрий. Российские иерархи пришли к выводу, что вопрос автокефалии украинской церкви не соответствует церковным канонам. "В синоде подчеркнули, что вопрос лежит вне церковного канонического поля. О предоставлении автокефалии ходатайствовала светская власть Украины при поддержке раскольнических неканонических группировок", - заявил митрополит Иларион. Церковный статус УПЦ КП и УАПЦ, добавил митрополит Русской церкви, не определен мировым православием, а УПЦ МП в Константинополь не обращалась. "Невозможно допустить принятие решений на основании инициатив неканонических группировок или светской власти, вмешательство которой во внутренние дела церкви недопустимо", - заявлял митрополит.

 

Для сопоставления цифр, в общей сложности Русская православная церковь, исходя из заявления патриарха РПЦ Кирилла, насчитывает почти 37 тысяч приходов по всему миру, включая РФ. В их числе - 11 тысяч, которые приходятся на УПЦ МП. Потенциальный отток половины приходов МП к новой Украинской поместной церкви существенно пошатнет первенство РПЦ в православном мире.

 

В Киевском патриархате уже заявили, что Россия и пророссийские силы в Украине с приближением признания автокефалии Православной Церкви в Украине пытаются помешать этому. И с этой целью оказывают давление на Константинопольский патриархат и ряд других поместных церквей.

 

Но и украинская сторона не занимает выжидательную позицию. По информации РБК-Украина, украинские дипломатические рычаги также задействованы во всех 14 странах, где есть поместные православные церкви. В настоящее время, в числе этих 14 самыми яркими сторонниками РПЦ являются Сербская, Болгарская, Сирийская и Грузинская православнык церкви.

 

В пользу создания Украинской поместной православной церкви может сыграть заметное похолодание в отношениях между Константинополем и Москвой. Причина - саботаж в июне 2016 года Всеправославного Собора на острове Крит стараниями РПЦ. Представители Русской церкви на него не приехали. До этого последний Всеправославный собор проходил свыше 300 лет назад. Вселенский патриарх Варфоломей считает делом своей жизни проведение такого собора. Путем признания Украинской поместной церкви Варфоломей имеет все шансы ослабить влияние РПЦ на мировой арене и показать, что не намерен принимать диктат Москвы. Ко всему прочему, Константинополь получит противовес РПЦ в Европе в виде большой славянской (негреческой) церкви - Украинской поместной православной церкви.

 

https://daily.rbc.ua/rus/show/pomestnaya-pravoslavnaya-tserkov-ukraina-1528172879.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Константинопольский патриарх Варфоломей в последние дни начал озвучивать по украинскому вопросу свою позицию, которую уже успели раскритиковать в Московской Патриархии, сообщает корреспондент портала "Религия в Украине".

 

11 июня, в день своих именин, во время литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре (Стамбул), патриарх Варфоломей обратился к теме решения православных расколов.

 

«Существование раскола не аргумент, чтобы лишать весь народ связей с церковной истиной и каноничностью, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, наоборот, скорее стимул для поиска спасительных и объединяющих решений», – сказал первоиерарх (перевод Risu).

 

«Когда Церковь-Мать ищет пути спасения наших братьев с Украины и Скопье (Македония – ред.), она исполняет свой апостольский долг. Наша обязанность и ответственность – привести эти народы обратно к церковной истине и каноническому порядку. Поэтому то, чего придерживается Вселенский Патриархат, он придерживается для блага всего мира и предлагает всем народам без исключения. В этом контексте существует и межхристианский диалог, который действует «в любви и истине», – отметил Вселенский патриарх.

 

В РПЦ выразили недоумение словами Константинопольского патриарха Варфоломея.

 

«Удивительно услышать с церковной кафедры, что на Украине якобы целый многомиллионный народ находится вне церковной истины и каноничности, а потому нуждается в срочном вмешательстве извне. А как же Украинская православная церковь, у которой более 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих во всех частях Украины?», - цитирует "Интерфакс" главу Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева).

 

Митрополит РПЦ напомнил, что в 2016 году на Синаксисе предстоятелей поместных Православных церквей патриарх Варфоломей публично приветствовал главу УПЦ (МП) Онуфрия, назвав его "единственным каноническим иерархом Православной церкви на Украине, разумеется, со всеми подчиненными ему остальными святыми архиереями".

 

Митрополит Иларион подчеркнул, что "вне общения с Церковью находится не народ Украины, а украинские раскольники", заявив, что раскол - это политический проект, возникший в 1990-е годы и что возможность преодолеть раскол всегда была и остается.

 

Следует отметить, что Константинополь признает каноничность иерархии Московского Патриархата в Украине, однако административную юрисдикцию Москвы на Украину давно оспаривает.

 

https://www.religion.in.ua/news/vazhlivo/40147-konstantinopol-ishhet-puti-spaseniya-nashix-bratev-s-ukrainy-i-skope-a-moskvu-yeto-udivlyaet.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автокефалия приближается. Почему патриарх Варфоломей "прицепил" Украину к Македонии

 

 

Cейчас македонский вопрос движется к решению, словно поезд, набравший полный ход. И если Фанар сам прицепил к этому поезду украинский вагон - значит, Киев тоже получит желаемый результат

 

28 июля на государственном уровне будет отмечаться 1030-летие Крещения Киевской Руси - Украины. До этой даты можно ожидать положительного решения синода Вселенского Патриархата о предоставлении православной церкви Украины томоса об автокефалии. По крайней мере, о такой надежде говорит Петр Порошенко.

 

Однако синоду Вселенского Патриархата предстоит одновременно с украинским решать еще один, не менее острый вопрос - македонский. Потому что просьбы предоставить поместной православной церкви канонический статус поступили не только из Киева, но и из Скопье - столицы Македонии. 30 мая синод Вселенского Патриархата под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея взялся за рассмотрение статуса Македонской Православной Церкви - Охридского Архиепископства (МПЦ-ОА). Просьбу этой церкви о восстановлении канонического статуса поддержал письмом премьер-министр Македонии Зоран Заев. Синод решил заняться этим вопросом "при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата".

 

Вовсе не выглядит совпадением, что 9 апреля встречу с патриархом Варфоломеем в его резиденции на Фанаре в Стамбуле имел президент Украины Петр Порошенко, а на следующий день, 10 апреля, - президент Македонии Джорге Иванов. Оба президента обсуждали с патриархом Варфоломеем предоставление канонического статуса православным церквям их стран. И оба президента по завершении встреч с патриархом выступили с оптимистичными прогнозами.

 

Прошло два месяца - и патриарх Варфоломей уже публично соединил украинский и македонский вопросы. 11 июня, в день своих именин, он заявил во время литургии в патриаршем храме св. Георгия на Фанаре, что перед Вселенским Патриархатом стоит обязанность и ответственность вернуть народы Украины и Македонии к истине и каноническим рамкам церкви. "Существование раскола не является аргументом, чтобы лишать весь народ связей с церковной правдой и каноничностью, отрицая нашу ответственность перед Богом и историей, а наоборот, скорее является стимулом для поиска спасительных и объединяющих решений, - сказал патриарх. - Когда Церковь-Мать ищет пути спасения наших братьев из Украины и Скопье, она исполняет свой апостольский долг. Наша обязанность и ответственность - привести эти народы обратно к церковной правде и каноническому порядку".

 

Эти слова патриарха Варфоломея вызвали множество комментариев. Адепты "русского мира" поспешили заявить, что патриарх-де отказал "раскольникам" в каноническом статусе и будет возвращать их "в лоно канонических церквей, от которых они откололись". Но такие интерпретации - всего лишь неуклюжая попытка выдать желаемое за действительное. И как раз то, что патриарх соединил украинский и македонский вопросы, дает основания надеяться, что оба эти вопроса будут решены положительно и притом в скором времени.

 

Дело в том, что македонский вопрос объективно ближе к решению, чем украинский. И если насчет готовности Фанара удовлетворить просьбу Киева могли бы быть какие-то сомнения, то отказать Скопье патриарх Варфоломей не может ни в коем случае. Фактически ситуация такова, что сейчас не Фанар откликается на просьбу Скопье, а наоборот, Скопье уступает настойчивым пожеланиям Фанара. В ноябре прошлого года МПЦ-ОА захотела обрести канонический статус путем признания своей церковью-матерью Болгарского патриархата. Эта идея была сразу же положительно воспринята в Болгарии и начала реализовываться, пока не вмешался Вселенский патриархат, решивший, что церковью-матерью может быть только он. Короче говоря, Фанар вынужден взять Скопье под свое крыло, ибо иначе это с радостью и без раздумий сделает София.

 

 

11 апреля, на следующий день после встречи с президентом Македонии, патриарх Варфоломей в беседе с делегацией преподавателей и аспирантов Охридской духовной семинарии заявил, что решение МПЦ-ОА признать своей церковью-матерью Болгарский патриархат "было неправильным. Это не поможет. Это усложняет ситуацию. Церковь-Мать всех балканских народов - Константинополь. Об этом говорит истинная история". Таким образом, сейчас македонский вопрос движется к решению, словно поезд, набравший полный ход. И если Фанар сам прицепил к этому поезду украинский вагон - значит, Киев тоже получит желаемый результат.

 

К тому же, объединение украинского и македонского вопросов очень невыгодно Русской православной церкви, которая неоднократно выступала в поддержку стремления МПЦ-ОА получить каноническую независимость от Сербской православной церкви. Например, можно вспомнить встречу Московского патриарха Кирилла с президентом Македонии Джорге Ивановым 9 февраля 2014 г. Как сообщил официальный сайт РПЦ, патриарх Кирилл "высказал мнение, что восстановление канонического статуса Македонской Православной Церкви будет фактором, который в большей мере, чем любой другой, будет обеспечивать сохранение македонской национальной, культурной, религиозной идентичности. А значит, урегулирование этой проблемы является делом особой важности".

 

Конечно, у Вселенского Патриархата есть не меньшие основания считать себя Церковью-Матерью для украинского православия, чем для македонского. И сейчас Фанар не стесняется вступать в конфликт с Москвой, активно убеждая другие православные церкви в необходимости украинской автокефалии. Для предоставления томоса согласие других церквей не требуется, Церковь-Мать такие решения принимает единолично, но позиций этих церквей будет важна позже, когда они будут определяться со своим отношением к новой церкви-сестре.

 

В качестве примера борьбы между Фанаром и Москвой приведем визиты в Тбилиси. 4 июня Патриархию Грузии посетил председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Илларион. Целью визита было обсуждение украинского вопроса. Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй с посланцем РПЦ не стал общаться (по крайней мере, о такой встрече не сообщалось). А 16 июня по тому же вопросу Патриархию Грузии посетили два высокопоставленных митрополита Вселенского патриархата. И католикос-патриарх Илия Второй имел с ними встречу.

 

https://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/40150-avtokefaliya-priblizhaetsya-pochemu-patriarx-varfolomej-pricepil-ukrainu-k-makedonii.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Раздвоение… Митрополит Иларион, признавая католиков братьями, пугает «окатоличиванием» Украины

 

Последние дни можно наблюдать заметную активизацию «министра иностранных дел» РПЦ МП митрополита Илариона (Алфеева) на «украинском фронте». Геополитическая конъюнктура сложилась так, что именно Московской патриархии выпала роль последнего «удерживающего» миража пост-советской империи. У Москвы, вследствие стратегических ошибок 2014-го и последующих годов, почти не осталось политических, экономических и даже военных инструментов удержания Украины в зоне своего контроля. Тем отчаянее разворачивается борьба против украинской автокефалии, поскольку принадлежность Украинской Церкви (пусть и не в полном составе) Московскому патриархату является последним еще живым рудиментом подчинения Украины России. И ключевая роль в этой борьбе досталась именно митрополиту Илариону, поскольку Патриарх самоустранился от активного участия в «битве за Украину».

 

Но это все очевидно, а теперь попробуем разобраться в том, «что скрыто». Факт активизации митрополита Илариона, поддержанной политической артиллерией Москвы в лице депутатов Гаврилова и Яровой на Межпарламентской ассамблее православия, свидетельствует о том, что перспектива провозглашения автокефалии Украинской Церкви во время предстоящего празднования 1030-летия Крещения Киевской Руси весьма высока. С другой стороны, об этом же свидетельствует активность американских дипломатов (а США, конечно, главный политический спонсор украинской автокефалии) в православных столицах – например, в Афинах. Илариону, кстати, в ходе своих дипломатических маневров в этом городе так и не удалось убедить предстоятеля Элладской Церкви сделать заявление в поддержку РПЦ МП, и тот ограничился туманной фразой «Будем следить за развитием событий».

 

Председатель ОВЦС МП, не скрывающий своих симпатий к католической Церкви, вынужден даже прибегнуть к радикальной «антикатолической» аргументации, популярной в кругах «Союза православных граждан» или «Ассоциации православных экспертов», доказывая невозможность украинской автокефалии. Правда, в отличие от совсем уж скандальных «экспертов», Илариону виртуозно удается вплетать в свою «антикатолическую» аргументацию нотки искреннего почтения к католицизму. Очевидно, в своей борьбе с украинской автокефалией «никодимовское» руководство РПЦ МП продолжает делать ставку на Ватикан. Разберем его аргументацию и риторику на примере свежего (от 27 июня) интервью греческому церковному агентству «Ромфеа».

 

Ключевая фраза Илариона, приведенная агентством только по-гречески, звучит примерно так: «План состоит в том, чтобы отделить каноническую Церковь от Московского патриархата и объединить ее с двумя раскольничьими образованиями. При этом cообщества, утверждающие, что новая Поместная Церковь должна иметь общение с преемником Святого Петра, тоже хотят участвовать в этом проекте. Если, как утверждают униаты, новая Церковь будет иметь общение с преемником Святого Петра, тогда мы говорим не о Православной Церкви, а о Католической Церкви!» Пожалуй, лишь слегка пренебрежительное слово «униаты» содержит какой-то намек на то, что Иларион негативно оценивают описанную им перспективу. В целом, если «преемник Святого Петра» является подлинным его преемником, а католическая Церковь – подлинной Церковью, такая перспектива не должна пугать митрополита Илариона. Конечно, среди православного народа в России сегодня сложился скорее антикатолический консенсус, но при этом хорошо известно, что ни Патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион этот консенсус не разделяют. Оба церковных лидера (но особенно Патриарх) сделали свою карьеру благодаря активному участию в экуменическом движении, причем с акцентом на сближении с католиками. Духовный отец нынешнего предстоятеля РПЦ МП митрополит Никодим (Ротов), даже скончавшийся на приеме у Папы, отличался самой искренней любовью ко всему католическому, о чем в наше время существует немало документальных свидетельств и воспоминаний.

 

Глава ОВЦС МП и устно, и письменно – в своих многочисленных книгах – не устает напоминать, что «правило молитвы – это правило веры». То есть с кем человек разделяет молитву, с тем он разделяет и веру, поскольку невозможно адресовать одну молитву разным объектам веры. На этой очевидности основано знаменитое 45-е Апостольское правило, которое, говоря современным языком, исключает молитву православных с инославными. Митрополит Иларион охотно практикует молитву с католиками, поскольку не считает их инославными. Как-то раз

он прямо исповедал: «У нас фактически существует взаимное признание таинств… Мы признаем таинства католической Церкви».

 

В контексте такого мировоззрения для митрополита Илариона не является «сотериологической катастрофой» принадлежность той или иной общины или целого народа к католицизму. Выступая в Западной Европе, он призывает людей вернуться к своим христианским корням, то есть к католицизму. И даже осуждение унии как «способа восстановления единства», которое также постоянно присутствует в риторике председателя ОВЦС МП, может быть правильно интерпретировано лишь в рамках экклезиологии «Церквей-сестер». В этих рамках уния рассматривается отнюдь не как «отпадение православных в ересь», а как недружественный акт прозелитизма со стороны одной сестры в отношении другой. Ну, что-то наподобие отторжнения Россией Крыма от Украины.

 

Во время современного православно-католического диалога, как только возникала перспектива «восстановления полноты церковного общения», католическая сторона охотно осуждала унию как метод такого восстановления, признавая, что полное «воссоединение Церквей» является гораздо более эффективным методом. Если именно под этим углом зрения посмотреть на прицитированную выше фразу из интервью Илариона «Ромфеа», то в ней можно увидеть сигнал, посылаемый католическим братьям и самому «преемнику Святого Петра»: если вы не осудите украинскую автокефалию, то мы будем рассматривать вашу позицию как поддержку унии, а пока вы поддерживаете унию, невозможно восстановление полного единства между нами.

 

Людям со взглядами Патриарха Кирилла и митрополита Илариона в современных геополитических условиях очень непросто маневрировать между личной прозападной экклезиологией и российской антизападной Realpolitik. Со стороны даже может показаться, что в таком маневрировании есть доля шизофрении, присущей вообще всей нынешней российской пропаганде, пытающейся, с одной стороны, выставить весь Запад источником угрозы и кошмарной бездуховности, а с другой, подчеркнуть и раздуть мнимые или реальные противоречия между США и Западной Европой.

 

Парадокс ситуации с Украиной для Патриарха Кирилла и митрополита Илариона состоит в том, что украинская церковная традиция исторически действительно была более открытой в отношении католицизма, чем традиция московская. Православная ученость, коллегиумы, даже церковно-певческая культура формировались в Киеве под влиянием унии и в контексте взаимодействия с нею. Патриарх и митрополит также максимально открыты в отношении католицизма, ценят ученость и церковно-певческую традицию, поэтому их борьба против украинской автокефалии, да еще и с использованием «антикатолической» риторики, превращается в род борьбы с самими собой. Говоря просто, они не отпускают Украину на Запад, потому что сами туда хотят.

 

https://www.religion...em-ukrainy.html

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья путаная.

Если Константинополь даст томос(в чём я сомневаюсь), то никакого общения с преемником Петра не будет. Да и вообще вопрос об объединении сейчас не стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже неоднократно писалось о возможном сближение с УГКЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сближении в смысле объединении?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сближении в смысле объединении?

В смысле активного экуменизма, вплоть до проведения совместных богослужений. Ранее я уже давал ссылки, в том числе на Чаплина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Активным экуменизмом давно занимается РПЦ.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сближении в смысле объединении?

В смысле активного экуменизма, вплоть до проведения совместных богослужений.

 

Ладно, совместно отслужить. А причастие тоже совместно или каждый своих?

Изменено пользователем black cat
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ладно, совместно отслужить. А причастие тоже совместно или каждый своих?

Это все на уровне предположений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...