Перейти к содержанию

Мрачное Средневековье


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Типа мистерии?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотрел ли кто-нибудь фильм Пупи Авати "Магнификат"? Интересует степень достоверности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Из комментариев к статье "Миф о грязной Европе"(https://fakeoff.org/c...gryaznoy-evrope) -

 

Irina Senina

 

 

 

 

В 16 веке не было в городе общественных бань!!!!!!!!! Пипец! Вшивость, грязные, вонючие тела - вот настоящий облик обитателей средневековой Европы. Исключение, пожалуй, - Испания, да и то. Более чистоплотны были протестанты. А католики - просто невероятные грязнули. Потому и эпидемии свирепствовали

 

 

.ina Senina

 

 

 

Генрих 4 практически никогда не мылся, от него воняло, как от козла. Людовик 14 мыла боялся, как огня. Единственная, кто мылся при дворе - его любовница - хромоножка, да и то, после того, как испанский посол зажал нос при разговоре с ней.

Франция - образец бескультурья и нечистоплотности. Почитайте "Проклятые короли". В Испании было намного чище. И Италии.

Что касается России, то она как раз испокон веку славилась и банями и чистоплотностью населения. И пьянство начало развиваться только при отце Петра Первого - Федоре. А уж при Петре расцвело. Сам был алкоголиком с подачи немцев.

 

Вот тебе раз, а отчество царя Петра, оказывается, Федорович было, а я-то думал - Алексеевич!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что мылись редко, - наверное, правда, а вот насчет того, что прямо воняли, сомнительно, так как дезодорирующих средств, кажется, было предостаточно. Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из комментариев к статье "Миф о грязной Европе"(https://fakeoff.org/c...gryaznoy-evrope) -

 

Irina Senina

 

Отчасти я её поимаю, эту Ирину Шенину. Вот нафига автор статьи начал наезжать на Московию? Речь в статье о Европе, автор доказывает, что европейцы были чистоплотными. Молодец, всё правильно, хорошее дело. Но тут же вдруг, не в тему и без доказательств, начинает обзывать московитов. Московский князь вонял хуже бомжа. Ну так приведи хотя бы доказательства, если считаешь, что это в тему. Но вообще непонятно, причём здесь Московия. Так что, всё понятно, девушка на эмоциях впряглась за Отчизну :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отчасти я её поимаю, эту Ирину Шенину.

Только "отчасти"? Девушку можно понять чуть менее, чем полностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот нафига автор статьи начал наезжать на Московию?

Да само настойчивое употребление политонима "московиты", "Московия" (и не разу от своего имени - "русские", "Россия" [кроме "исторические мифы России, которая Московия"] должно было подсказать Вам ответ. Кликните на имя автора и посмотрите, откуда он, и какие материалы разместил.

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отчасти я её поимаю, эту Ирину Шенину.

Только "отчасти"? Девушку можно понять чуть менее, чем полностью.

 

Что не знает отчество Петра Первого, это по нынешним временам простительно, ведь она же не профессиональный историк. Но на европейцев зачем наехала? Наехала бы лучше на автора статьи, на этого хоть понятно за что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот нафига автор статьи начал наезжать на Московию?

Да само настойчивое употребление политонима "московиты", "Московия" (и не разу от своего имени - "русские", "Россия" [кроме "исторические мифы России, которая Московия"] должно было подсказать Вам ответ. Кликните на имя автора и посмотрите, откуда он, и какие материалы разместил.

 

Это был риторический вопрос :). У Вас, впрочем, такой же риторический ответ :). Однако, тема Украины здесь будет оффтопом, мне кажется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но на европейцев зачем наехала? Наехала бы лучше на автора статьи, на этого хоть понятно за что.

Мамзель пошла по пути наименьшего сопротивления. Но пафос ее благороден. Мысленно я пришлю ей фиалок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что насчет "грязного" средневековья (это ведь тоже относится к мрачному? во всяком случае, когда у меня грязно, то это довольно мрачно... :))

 

Общее место - грязь, гниющие трупы животных на улицах городов, вшивые дамы-кавалеры, реки нечистот, опорожнение ночных ваз на головы прохожим из окон домов (туда же выливались помои и т.д.). Ну и опровержение этих мифов со стороны пламенных защитников средневековой романтики. Мол, помои из окна - это максимум грязная вода после мытья посуды или пола, а содержимое ночных горшков все в дело шло - на удобрения; трупов животных никаких не было, так как любое копытце было ценным; все - от продуктовых отходов до тряпочек - употреблялось в дело, съедалось, использовалось как вторсырье и так далее. Не могу найти сейчас эту статью, но мне она показалась надуманной несколько.

 

Хотелось бы услышать мнение историков, есть ли достоверные данные какие-нибудь насчет чистоты городских улиц? Про чистоплотность уже более-менее рассказали...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

>Так что, всё понятно, девушка на эмоциях впряглась за Отчизну :).

 

Отчизну, а равно и Веру с Истиной, тоже надо уметь защищать. Порой эмоции, вкупе с невежественным пафосом, мешают это сделать. И можно оказаться дуратском положении. Примером может сам автор статей и некоторые комментаторы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Как развлечься в Средние века

 

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века

 

Подготовила Анна Пузырева

 

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?

 

Сходить в церковь и послушать проповедника

 

content_Jean_fouquet__libro_d_ore_di_e_tienne_chevalier_39.JPG

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век

 

 

© Wikimedia Commons

 

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

 

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

 

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотреть представление

 

content_Harley_4380___f._1___Dance_of_the_Wodewoses.jpg

 

Танец «диких людей». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. 1470–1472 годы

© British Library

 

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

 

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

 

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

 

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные. Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

 

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

 

Послушать музыку или стихи

 

content_BNF_Franc_ais_338_Guiron_le_Courtois_Folio_457v_Dating_1380-1390_From_Paris__France_Holding_Institution_Bibliothe_que_Nationale.jpg

 

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы

© Biblioth?que nationale de France

 

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

 

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

 

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин». Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потанцевать

 

content_Meister_des_Rosenromans_001.jpg

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы

 

© Wikimedia Commons

 

 

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

 

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями. Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

 

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

 

Сходить на ярмарку

 

content_024.jpg

 

Ярмарка. Миниатюра к «Политике» Аристотеля. XV век

 

© Biblioth?que nationale de France

 

 

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

 

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах. Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

 

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки. В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поучаствовать в карнавале

 

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

 

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

 

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

 

Поприветствовать гостя или правителя

 

content_WLB_Cod.bibl.fol.5_Weltchronik_Folio_106v_Dating_1383_From_Trier__Germany_Holding_Institution_Wu_rttembergische_Landesbibliothek.jpg

 

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год

 

© W?rttembergische Landesbibliothek

 

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

 

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

 

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

 

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмотреть рыцарский турнир

 

content_Codex_Manesse__UB_Heidelberg__Cod._Pal._germ._848__fol._17r___Herzog_von_Anhalt__Date_between_1305_and_1315.jpg

 

Миниатюра из цюрихского песенника «Манесский кодекс». XIV век

© Wikimedia Commons

 

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

 

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором. Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины. В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

 

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье».

 

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

 

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья. После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

 

Принять участие в спортивных состязаниях

 

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

 

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

 

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

 

Поиграть

content_Miniature_from_the_Alfonso_manuscript__1283__Grunfeld_1975-60_.jpg

 

Миниатюра из трактата Альфонсо Мудрого. 1283 год

© Real Academia de la Historia

 

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

 

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание

.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

 

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

 

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...
  • 7 месяцев спустя...

srednevv.jpg

 

6 причин, по которым Средневековье не было таким уж тёмным временем, как принято считать

 

Столетия после падения Римской империи в 476 году и завоевания её варварами часто называют «тёмными веками». Многие летописцы того времени описывали Средневековье, как мрачный период невежества, падения образования и науки. Сразу в мозгу возникают картины религиозных фанатиков, сжигающих книги, а заодно и учёных, везде грязь и, конечно же, чума. Но было ли Средневековье таким «тёмным» на самом деле, как все привыкли считать?

 

1. Термин «Тёмные века» возник в поздний период, благодаря учёным, которые слишком предвзято относились к Древнему Риму

 

Это произошло после того как германские племена завоевали Римскую империю. На всей территории они уничтожили римские традиции, заменив их своими. Негативный взгляд на эту эпоху сформировался под влиянием сохранившихся текстов того времени. Такие авторы, как святой Иероним, святой Патрик, Григорий Турский и прочие были просто зациклены на Риме. Именно благодаря им всё стало рассматриваться в исключительно дурном свете.

 

1817277050.jpg

 

Святой Иероним.

 

 

1817256728.jpg

 

Святой Патрик.

 

Отчасти они были правы, ведь были утеряны многие инновации. Уровень грамотности упал в сравнении с Древним Римом. Но сказать, что наука и образование не развивались, нельзя. Учёные эпохи Возрождения, как например, Петрарка, обрисовывали Рим и Древнюю Грецию, как верх человеческих достижений во всех областях. Они бесконечно романтизировали это безвозвратно ушедшее время и полностью отвергали настоящее. Многие писатели и философы тех времён просто не замечали великих лидеров, научных достижений и шедевров искусства, живя прошлым.

 

1817282223.jpg

 

Франческо Петрарка.

 

 

2. Церковь заняла место Римской империи и стала самой могущественной силой в Европе

 

Когда пал Рим, в Европе не было властной централизованной политической структуры, которая могла бы заменить его. Исключение составил лишь короткий период правления Карла Великого. Но свято место пусто не бывает. Таким институтом власти стала церковь. Своё главенствующее место ей удалось занять благодаря развитию монашества. Это движение родилось в 3 веке, его родоначальником был Антоний Египетский. Период наибольшего расцвета монашества пришёлся на 10-13 века.

 

Все монархи того времени имели тесные взаимоотношения с церковью. Власть полностью опиралась на религиозные институты. В это время значительно вырос авторитет Римской католической церкви в лице пап. Короли и королевы не могли ничего решать без их одобрения. В отличие от времён Римской империи ни о какой монополизации власти правителями речи не шло. Мощный рычаг влияния в лице церкви нёс вполне позитивные последствия. Ограничение королевской власти, а позже принятие Великой хартии вольностей и рождение английского парламента – стали важными вехами в мировой истории.

 

1817284556.jpg

 

Великая хартия вольностей.

 

3. Рост монашества имел важные последствия для более поздних западных взглядов и формирования ценностей

 

Доминирование церкви в раннем средневековье было основной причиной, по которой более поздние учёные заклеймили этот период как «непросвещённый». Особенно ярко это было описано исследователями протестантской Реформации в 16 веке и эпохи Просвещения в 17 и 18 веках. Эти историки считали, что в этот период церковь оказывает тормозящее воздействие на научный и интеллектуальный прогресс. Они писали о том, что религиозное благочестие полностью подавляет науку и искусство. Но это совсем не было правдой. Раннехристианское монашество поощряло грамотность. При монастырях были школы, где люли обучались различным наукам. Многие средневековые церковники были не только покровителями разных искусств, но и сами были талантливыми художниками, писателями, учёными.

 

1817219073.jpg

 

Реформация осуждала Средневековье.

 

Одним из наиболее влиятельных монахов раннего средневековья был Бенедикт Нурсийский (480-543гг.). Он основал великое аббатство Монтекассино. Его главным правилом, своего рода конституцией, стал письменный кодекс для бенедиктинцев. Он устанавливал стандарты существования и организации для монастыря и общины. Этот свод правил ограничивал власть аббата. Кроме того, Бенедикт говорил, что праздность — это враг души. Монах считал, что все духовные лица должны заниматься всеми видами труда: физическим, интеллектуальным и духовным. Кодекс Бенедикта стал образцом для большинства западных монастырей. Всё это на столетия опередило знаменитые протестантские догмы о трудовой этике.

 

1817283826.jpg

 

Бенедикт Нурсийский.

 

1817236534.jpg

 

Аббатство Монтекассино.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4. Раннее средневековье было временем подъёма сельского хозяйства

 

До раннего средневековья процветание сельского хозяйства Европы в значительной степени ограничивалось югом. Там были в основном песчаный и рыхлые почвы. Их легко было возделывать простеньким примитивным плугом. С остальными землями было тяжело. Они почти никак не возделывались. Изобретение тяжёлого плуга, который мог глубоко вспахивать тяжёлую глинистую почву, изменило всё. К 10 веку сельское хозяйство Северной Европы полностью изменилось, весьма активно развиваясь. Ещё одной ключевой инновацией того времени стала сбруя, которую надевали на шею и плечи лошади. Она помогала правильно распределить нагрузку. Лошади оказались намного сильнее и эффективнее быков. Сбруя произвела настоящую революцию как в сельском хозяйстве, так и в развитии передвижения человека. В это же время стали использовать металлические подковы.

 

1817245494.jpg

 

Изобретение тяжёлого плуга и сбруи позволило сделать мощный скачок в развитии сельского хозяйства.

 

Кроме этого, в средние века имело место такое явление, как «тёплый период». Тогда тёплая хорошая погода преобладала. Учёные считают что в сочетании с ключевыми достижениями в области сельскохозяйственных технологий, это отлично способствовало бурному скачку в развитии сельского хозяйства в те века.

 

1817232674.jpg

 

Настоящему буму в сельском хозяйстве способствовала и погода в те времена.

 

5. В исламском мире были достигнуты большие успехи в науке и математике

 

Среди наиболее популярных мифов о «тёмных веках» - идея о том, что средневековая христианская церковь подавляла естествоиспытателей. Запрещались якобы такие процедуры, как вскрытие, например, тормозя весь научный прогресс. На самом деле никаких исторических подтверждений этого нет. Просто этот процесс шёл несколько медленнее в Западной Европе, чем на востоке. Но он был постоянным, устойчивым и смог заложить мощное основания для будущих открытий и достижений.

 

1817278032.jpg

 

На востоке наука развивалась более быстрыми темпами.

 

В исламском мире, напротив, прогресс шёл семимильными шагами. Они сделали большой скачок в развитии математики и других наук. В основном это произошло благодаря тому, что на востоке использовали древнегреческие научные тексты, переведённые на арабский. Впоследствии латинский перевод «Сводной книги по расчётам путем завершения и уравновешивания» персидского астронома и математика 9 века аль-Хорезми познакомил Европу с алгеброй. Открыв первые систематические решения подобных задач, линейных и квадратных уравнений. Система аль-Хорезми подарила науке слово «алгоритм».

 

1817277915.jpg

 

Аль-Хорезми познакомил Европу с алгеброй и подарил слово алгоритм.

 

6. Каролингское Возрождение пережило бурный расцвет искусства, литературы, архитектуры и науки

 

Карл, сын Пепина Короткого, унаследовал франкское королевство вместе со своим братом Карломаном, когда Пипин умер в 768 году. Несколько лет спустя скончался Карломан. На своё тридцатилетие Карл получил над всем королевством абсолютный контроль. Истории он известен как Карл Великий или Большой. Этот король вёл многочисленные войны с мусульманами в Испании, баварцами и саксами в северной Германии и лангобардами в Италии. Это, в свою очередь, привело к расширению франкской империи. Как представитель первого германского племени, исповедующего католицизм, Карл Великий серьёзно относился к распространению веры. В 800 году Карл был коронован Папой Львом III в качестве «императора римлян». В конце концов, это превратилось в титул императора Священной Римской империи.

 

1817277276.jpg

 

Карл Великий.

 

Карл Великий был бесконечно горд носить этот титул. Он старался делать всё для развития сильного государства. Король поощрял возрождение и развитие архитектуры в римском стиле. Монарх продвигал образовательную реформу и обеспечивал сохранение классических латинских текстов.

 

1817288544.jpg

 

Карл был вдохновителем и автором Каролингского Возрождения.

 

Ключевым достижением правления Карла Великого было введение стандартного почерка, известного как каролингский миниатюрный шрифт. Благодаря таким нововведениям, как пунктуация, регистр и интервалы между словами, он произвёл подлинную революцию в сфере чтения и письма. Было упрощено производство книг и других документов.

 

1817257194.jpg

 

Монах переписывает книгу.

 

Династия Каролингов просуществовала слишком короткое время. Бесценное же наследие на века обеспечило твёрдую основу для позднего культурного возрождения. Книги, школы, учебные программы и пособия, методы обучения, отношение к науке — всё это было достижениями «тёмных» веков.

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...