Перейти к содержанию

Русские святые, жившие до Флорентийского собора.


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Можно какое-то подтверждение? Я посмотрел пару изданий Martyrologium Romanum и одно Calendarium Romanum новообрядного, и ни в одном не обрел такого святого (по крайней мере, 23 мая).

 

Ой, я сейчас ссылку потерял, но как найду, сразу дам. Но, может, ты раньше меня найдешь. Это, кажется, был календарь изд. 1969 г., т.е. Павла VI, и там он значился как "Leonitus of Rostov, bp., m.".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 57
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Вот здесь - https://www.therealpr...ry/calendar.htm

 

Хотя может это какой-то лажовый календарь? Поскольку в других местах я тоже его не вижу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сдается мне, лажовый, поскольку там же сказано: "In the ecclesiastical year presented here, all the revisions pertaining to the universal Church have been incorporated. Included also are the saints who are traditionally honored on certain days, either locally or universally, but who are not in the liturgical calendar for the universal Church".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда, может его, действительно, в календаре нет...

Разве, что у греко-католиков может быть, как местночтимый, поскольку особых претензий к его почитанию, вроде как нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ярополк Изяславич (Пётр) (1043/47 — 5 декабря 1086) — князь волынский и туровский, сын киевского князя Изяслава Ярославича и Гертруды Польской, внук Ярослава Мудрого. Был женат на Кунигунде (Ирине), дочери графа Веймара Оттона I. Святой, канонизированный Русской Православной Церковью. День памяти 5 декабря. В 1073 году, вместе с отцом был изгнан из Киева и бежал на запад, германский король Генрих IV отказал им в помощи, и тогда они отправились к папе Григорию VII, который поддержал Изяслава и Ярополка, признав их своими вассалами. Об аудиенции Ярополка у папы римского сохранились документы в Трирском псалтыре, в котором есть и миниатюрный портрет Ярополка и супруги Ирины. Ярополк почитал св. апостола Петра, в честь которого был назван при крещении. Он построил церковь Святого Петра в Киеве и поместил изображение святого на своих монетах.

 

455px-Christ_irina%2C_Egbert_Psalter.jpg

 

Икона из Трирского псалтыря. Христос коронует князя Ярополка и его жену Ирину.

 

Saint_Yaropolk.jpg

 

А это уже икона самого Ярополка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного о Трирском псалтыре, раз уж о нем зашла речь.

Трирский псалтырь, Псалтырь Эгберта или Молитвенник Гертруды - иллюстрированная рукопись, была создана монахами аббатства Рейхенау в конце X века для архиепископа Эгберта из Трира. Позже она попала к Гертруде Польской, которая вышла замуж за князя Изяслава Ярославича, в качестве приданого. Сама Гертруда дополнила молитвенник молитвами к апостолу Петру, за сына своего Ярополка. Видимо, уже в Киеве в молитвенник были вставлены пять миниатюр в византийском стиле, в частности миниатюра, где Христос коронует Ярополка и Ирину, где Ярополк, Ирина и Гертруда молятся св. Петру, с изображением св. Петра. Ныне псалтырь хранится в музее города Чивидале (бывш. Фриуль) на севере Италии.

 

22398.p.jpg

 

Св. апостол Петр, Молитвенник Гертруды.

 

Среди вставленных византийских миниатюр - икона Богородицы Панахранта (обычно переводят как Пренепорочная или Пречистая; а-хрантос — незапятнанный или (ничем) не зараженный). Вот она -

 

22397.p.jpg

 

Эта икона особым образом почиталась в Киево-Печерской Лавре. Более поздний ее вариант, со свв. Антонием и Феодосием Печерскими, стоящими по обе стороны от Богородицы, называется Печерской (Свенской) иконой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Исайя Ростовский (ум. 15 мая 1090) — епископ Ростовский и Суздальский, святой. Уроженец Киевской земли. Постригся в Печерской обители при преподобом Феодосии. Был игуменом монастыря святого великомученика Димитрия в Киеве (с 1062). Епископ Ростовский и Суздальский после смерти епископа Леонтия (не позднее 1077). Исаия утвердил христианство на Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы. Упоминается как святой в этом странном календаре 1969 года, и на сайте https://saints.sqpn.com/
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стефан Печерский (+ 1094), епископ Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия (+ 1074) и был любимым его учеником. В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом Владимира-Волынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь. Он много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни. Память в РПЦ 27 апреля.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никита Новгородский (ум. 31 января 1108, Новгород) — епископ Новгородский, постриженник Киево-Печерского монастыря. В 1547 году на первом Макарьевском соборе он был канонизирован для общецерковного почитания.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ярослав Святославич (в крещении Панкратий) (в местных святцах упоминается как Константин (Ярослав) (1070-е — 1129) — князь Муромский и Черниговский. Младший сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды Саксонской, вероятно дочери маркграфа Луитпольда (Леопольда) Бабенберга, родственницы св. папы Льва IX, внук Ярослава Владимировича Мудрого. почитается как святой благоверный князь Ярослав Муромский, память 21 мая/3 июня. Канонизирован в Русской Церкови вместе с сыновьями Макарьевским собором в 1547 году. Имя жены Ярослава — Ирина (упоминается только в «Житии» её мужа, а также изображена в некоторых житийных иконах. Погребена в Муромском Благовещенском соборе. Является местночтимой муромской святой). Дети - Михаил Константинович — почитается общероссийским святым; погиб в Муроме в малолетстве от рук язычников. Феодор Константинович — почитается общероссийским святым, наследовал муромский престол после кончины своего отца; историки отождествляют его со старшим братом Юрием.

 

s.jpg

 

Вот как раз средневековое изображение всей семьи Ярослава. Его отец Святослав и мать Ода (то ли они, действительно были не красавцы, то ли таково видение художника), за спиной Оды, видимо, сыновья Святослава от первого брака, и рядом с Одой, самый маленький, сам Ярослав.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ярослав Святославич получил в удел Рязань и Муром. Если Рязань к тому времени была уже городом более-менее христианским, то в Муроме преобладали язычники. Если верить житию, Ярослав послал туда в качестве посланца своего сына Михаила, но тамошние язычники его убили. Тогда Ярослав явился в город с дружиной и муромчане вынуждены были подчиниться, но христианскую веру принимать не торопились. Некоторое время спустя они даже устроили мятеж, окружили дворец князя и стали угрожать ему смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве.

 

 

92861906.jpg

 

Князь Ярослав (Константин) с сыновьями Федором и Михаилом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евфросиния Полоцкая (Ефросинья, языческое имя — Предслава; между 1101 и 1105—1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича, инокиня и просветительница. Совершила паломничество в Иерусалим, где ее якобы принимал Иерусалимский король Амори I. Прославлена в лике святых российским Святейшим Синодом как преподобная в мае 1910 года. Память (по юлианскому календарю): 23 мая.

 

Сайт - https://saints.sqpn.c...yne-of-polotsk/ говорит, что вроде бы она была канонизирована папой Иоанном-Павлом II в 1984 г.

 

М. Таубе пишет об ее родственнице княжне Полоцкой Параскеве, которая ходила на богомолье в Рим, прожила там целых 7 лет, и там же скончалась в 1239 году, и в 1273 г. была причислена к лику святых

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мстислав Владимирович Великий (1 июня 1076 — 14 апреля 1132), в крещении Феодор, в Европе был известен как Гаральд, наречён в честь деда Гаральда II Годвинсона, последнего англосаксонского короля. Великий князь Киевский (1125—1132), сын князя Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской. В 1095 Мстислав женился на своей четвероюродной сестре, дочери шведского короля Инге I принцессе Христине. Дети - Ингеборга Киевская — вышла замуж за датского князя Кнуда Лаварда, Мальмфрида Мстиславна — вышла замуж за Сигурда I Норвежского, затем Эрика II Датского, Ефросинья Мстиславна, вышла замуж за короля Венгрии Гезу II, монахиня монастыря иоаннитов в Иерусалиме. Почитался ещё при земной жизни.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир Мстиславич Псковский (до 1178—после 1226), князь Псковский, был в родственных отношениях с ливонскими рыцарями. После попытки наладить мирные отношения с Орденом путем заключения династического брака с немцами (в 1212 году) был изгнан псковичами. Был принят в Риге (здесь в его честь назван город Валмиера). После этого участвовал в переговорах Ордена меченосцев с Владимиром Полоцким. Находясь в свите ливонского епископа Альберта на съезде в Герцике в 1213 г., благодаря дипломатическому искусству, добился предотвращения кровопролития между немцами и полочанами.Был назначен фогтом в Идумейскую землю (между Ригою и Венденом). В последствии то ссорился с немцами, то мирился. Был князем Ржевским. Вместе со своей супругой Агриппиной Ржевской почитался святым.

Известно, что мощи Владимира и Агриппины в XVII – первой половине XVIII века почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве, по указу императрицы Анны Иоанновны Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 году провел расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины.

О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». Архиерей запретил церковное празднование Владимира и Агриппины, гробницу разобрали. Деканонизированы по распоряжению Святейшего Синода.

Деканонизация святых Владимира и Агриппины, как и других тверских святых, была одним из последствий церковной реформы XVII века. Однако их почитание продолжалось у старообрядцев.

В 1979 году по инициативе митрополита Алексия (Коноплёва) Калининского и Кашинского почитание возобновлено, общецерковная канонизация в РПЦ.

 

516px-St_vladimir_rjevskiy.jpg

 

Икона с изображением князя Владимира и княгини Агриппины в молении облачному Спасу, с нимбами. Снизу надпись: «Икона Князя Владимира и Княгини Агрипены: пожертвована И. А. Крыжовымъ (г. Ржевъ)». (Тверской музейный архив).

 

332px-St_vladimir_rjevskiy2.jpg

Надгробная доска с изображением князя Владимира и княгини Агриппины (цветная литография). На образе сделана надпись: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». (Обернибесов был воеводою в Ржеве в 1698 г.)

 

 

Его сын, Ярослав Владимирович, и есть тот самый князь, который при помощи своих родственников из Ордена завоевал Псков, и из-за которого "мертвый Псков зовет тебя, Ярославич" и вся эта заваруха, окончившаяся Ледовым побоищем.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа Римский Григорий VII и великий князь киевский Изяслав Ярославич:

 

Послание римского папы Григория VII великому киевскому князю Изяславу Ярославичу от 17 апреля 1075 г.

Послание римского папы Григория VII польскому князю Болеславу II Смелому от 20 апреля 1075 г.

 

https://catholichurch.ru/index.php/files/file/336-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9-vii-%D0%B8-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Михаил Всеволодович (известный также, как Михаил Черниговский, 1179—1246) — князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1223—1246), Галицкий (1235—1239), Великий князь Киевский (1238—1239, 1241—1243). Сын Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года; день памяти — 20 сентября (3 октября). Некоторые историки считают, что именно он послал на I Лионский собор "архиепископа" Петра с сообщением о татарах, но это вопрос дискуссионный.

Во время своей поездки в Орду отказался поклониться языческим идолам, за что был убит вместе со своим боярином Феодором.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тохта (Токта, Токтай, Токтагу, Тукта, ок. 1270 - 1312/13) - хан Золотой Орды в 1291 – 1312 гг. Сын Менгу-Тимура. После смерти хана Тула-Буги при поддержке бекляри-бека Ногая захватил власть в Золотой Орде. В 1293 г. Тохта и Ногай организовали поход на Северо-Восточную Русь. В 1299 г. вступил в открытую борьбу с Ногаем, после ряда сражений нанёс ему поражение. В 1308 г. Т. обратился в католичество, крещен с именем Иоанн. Вместе с ним обратились его мать Тодотелия, жена Керлей и сыновья Георгий, Курмас и Абуста. Стал францисканцем и после смерти Т. был похоронен во францисканском монастыре св. Иоанна в монашеском облачении. В 1348 г. нетленные останки Т., почитавшегося святым, перенесли в Сарай Бату (с 1315 г. там была католическая епархия). (см. Analecta Franciscana, III, 456)

Он, конечно не русский, но жил до Флорентийского собора :) И главное, на территории нынешней России, поскольку Сарай-Бату - это нынешнее село Селитренное в Харабалинском районе Астраханской области. Сейчас там функционируют учреждения культуры: музей «Селитренное городище» (https://astrakhan-musei.ru/), Селитренская сельская библиотека (https://selbub.ucoz.ru/), Историко- культурный центр «Сарай- Бату» (https://saray-batu.ru/ ).

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потрясающая история. О католичестве и францисканстве (видимо, всё же терциарстве) Тохты упоминает украинская Википедия, но без ссылки на источники. А каковы они?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потрясающая история. О католичестве и францисканстве (видимо, всё же терциарстве) Тохты упоминает украинская Википедия, но без ссылки на источники. А каковы они?

 

Основные источники, как я понимаю, это переписка францисканских миссионеров Сарайской епархии с руководством Ордена и Святым Престолом, а также записки европейских путешественников, бывших в Золотой Орде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так а где они опубликованы?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, какие-то путешественники опубликованы даже на русском языке. Есть ли у них (у тех, кто опубликован), и у кого именно, про Тохту, надо смотреть. Во-вторых, вероятно, в каких то исторических работах цитируются... Естественно, в Ватикане есть оригиналы :) И, по словам, о. Грегора Приходько, если я не путаю, копии ватиканских документов есть в семинарии в Казахстане. Там, наверное, в основном, то что касается Казахстана, но, возможно, и про Сарай что-то есть...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И, по словам, о. Грегора Приходько...

Того самого, который во Франции служит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Того самого, который во Франции служит?

 

Да, его. Он же в свое время писал работу "История христианства в Казахстане и Средней Азии". Он сам, если не путаю, родом из Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. Он сам, если не путаю, родом из Казахстана.

Так и есть. Я просто не знал, что Вы его знаете. Хороший батюшка. Кстати, биритуалист.

Изменено пользователем Владимир М.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я просто не знал, что Вы его знаете.

 

Работу его читал. В Фэйсбуке его видел. А лично не знаком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...