Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Св. Эдит Штайн: путь от атеизма к святости


Сообщений в теме: 4

#1 Марион

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 038 сообщений
  • ГородПермь
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 20 Май 2014 - 22:24

Была уже тема про эту святую, так что это продолжение.
Статья взята из католического журнала "Любите друг друга", №1(9) 2008

Святая Эдит Штайн была одной из самых выдающихся личностей европейской философской и культурной элиты. Бескомпромиссный поиск истины привёл её к вершинам святости. Она погибла мученической смертью в Освенциме в 1942 году. В 1998 году папа Иоанн Павел II причислил её к лику святых и объявил сопокровительницей Европы.

Изображение



Эдит Штайн родилась во Вроц­лаве (в те годы Бреслау) 12 октября 1891 года в зажиточной еврейской семье, дом которой стоял на улице, называемой в настоящее время Дубоис. Эдит была самым младшим, одиннадцатым, ребёнком в семье Зигфрида и Августы Штайн. Чет­веро детей у четы Штайн умерли во младенчестве. Отец Эдит умер скоропостижно, когда ей ещё не было и двух лет. После смерти мужа Августа Штайн вынуждена была взять на себя управление фирмой, торгующей древесиной. Мать Эдит была исключительной женщиной, объединяющей всю семью теплом требовательной любви. Она была примером глубокой веры в Бога, верности ежедневной молитве, скрупулёзного соблюдения постов и религиозных обрядов.

«Простой образ жизни, её ес­тественная и непринуждённая ат­мосфера» - такой была семейная среда, в которой росла маленькая Эдит. Позже она признается, что была радостным и безмятежным ребёнком, но в то же время очень упрямой и озорной: «В первые годы жизни я была как ртуть, постоян­но в движении, кипящая идеями, дерзкая и дотошная, необузданная и при том упрямая, когда что-то противоречило моей воле (...) Но во мне скрывался иной мир. Всё уви­денное и услышанное в течение дня я снова переживала внутри себя. Вид пьяного мог преследовать меня и му­чить днём и ночью (...) Я не могла никогда понять как можно над этим смеяться. Когда я была студенткой - не вступая ни в какие организации и не давая обетов - я начала избегать употребления даже капли алкоголя, чтобы по собственной вине не потерять свободы духа и че­ловеческого достоинства» (История одной еврейской семьи, с.87-88).

Эдит никогда не соглашалась на посредственность. С детства она училась владеть собой, тщательно ис­полнять свои обязанности, упорным трудом и подчинением чувств воле она достигала поставленных целей, что было непросто для её сверхчувс­твительного сердца.

Радикальный отказ от веры

Эдит воспитывалась в среде веру­ющих, но не ортодоксальных иудеев. В её семье молились не по-еврейски, а на немецком языке. В субботу их фирма работала, как в обычные ра­бочие дни. В 1897 г. Эдит поступила в начальную школу. Затем в 1908— 1911 гг. училась в лицее им. Виктории во Вроцлаве. Девушка была очень способной и отличалась внутренней дисциплиной, самоотверженностью и выносливостью в работе, поэтому в учёбе достигла больших успехов.

В 15 лет Эдит прекратила молить­ся и отказалась от веры в Бога. В то время она жила у своей сестры Эль­зы. Эдит так пишет в автобиографии о своём решении: «После того, как я справлялась со своими домашними обязанностями, я читала. Читала и слушала разговоры взрослых, кото­рые не были для меня полезны. В библиотеке мужа моей сестры были кни­ги, совсем не подходящие для чтения пятнадцатилетней девушкой. Кроме того, Макс и Эльза были сознатель­ными атеистами, и в их доме не было и следа религиозности. Так что здесь я совершенно сознательно по собс­твенной воле перестала молиться» (Там же, с. 179). За два года до этого у Эдит начался духовный кризис. Её постоянно волновал поиск истины. Она видела, как её братья молились без внутреннего убеждения в сущес­твовании Бога. Эдит очень сильно пе­реживала похороны своих двух дядей, покончивших жизнь самоубийством. Своим чувствительным девичьим сердцем она ощутила, что во время похорон молились без веры в жизнь после смерти и во встречу с усопши­ми. Позднее она писала: «Бессмертие души для иудеев не является предме­том веры. Все их усилия направлены на земное. Даже набожность верую­щих направлена на освящение этой жизни» (там же, с. 98).

Эдит была бескомпромиссной в поиске истины. Она отказалась от веры в существование Бога, образ Ко­торого сложился у неё в детские годы, и до двадцатиоднолетнего возраста она считала себя атеисткой. «Состо­яние моей души перед обращением - это грех радикального неверия», - писала она после обращения. Од­нако и в тот период «радикального неверия» Эдит тосковала по истине и искала её на путях философского познания. В одном из писем к своему другу Р. Ингардену она писала: «Ког­да я оглядываюсь назад на те времена, то вижу всегда отчаянное состояние духа, в котором находилась, и неска­занное смятение и тьму». Её искрен­ний и страстный поиск истины был, в сущности, путём, ведущим к Богу, хотя тогда она не отдавала себе в этом отчёта. Найдя истину в личности Христа, Эдит написала: «Тоска по истине была моей единственной мо­литвой (...) Кто ищет истину - ищет Бога, даже если этого не понимает». Следует помнить, что в этот период смятения и тьмы, отчаянного состояния духа, вызванного атеизмом, Эдит сохраняла внутреннюю честность, дисциплинированность, чистоту серд­ца, верность этическому радикализму. В поиске истины она была бескомп­ромиссной, готовой на беспредельное самопожертвование. Она писала: Научная жизнь накладывает обязательства. Я всегда жила, как монахиня». Только благодаря чис­тоте сердца Эдит упорно шла путём зрелости к истине и не скатилась «в бездну крайнего агностического скептицизма» (Й.-И. Адамска ОСБ, Блаженная Э.Штайн. с. 31

В период учёбы она питала не­жные чувства к польскому студенту Роману Ингардену. а также к Хансу Липпсу. «Не смотря на то. что я пол­ностью отдавалась работе, я питала надежду на то, что познаю большую любовь и счастье в замужестве. - пи­сала она в автобиографии. - не зная вовсе основ католической веры и морали, я стремилась к католи­ческому идеалу брака. Среди моло­дых людей, с которыми я встречалась, один мне очень нравился, и я охотно вышла бы за него замуж» (История одной еврейской семьи, с. 284). Эдит сумела одухотворить свои чувства, чтобы любовь была жаждой добра для любимого человека, а не стрем­лением добиться его и обладать им. Она хранила свою девственность как драгоценное сокровище. В автобио­графии Эдит вспоминала: «Я осно­вывала нашу дружбу на нерушимом убеждении, что этот человек очень целомудрен (...) Я не хотела иметь контакты с людьми, хромающими в этой сфере» (Там же, с. 264).

Изображение
Эдит Штайн - студентка

Крах атеистических убеждений

Эдит Штайн была одной из не­многих девушек, которые в 1911 году начали учёбу во Вроцлавском уни­верситете. Два года она изучала психологию, историю и немецкую фи­лологию. В 1913 году она перевелась в Геттинген, чтобы учиться у фило­софа с мировой славой Эдмунда Гус­серля, основателя знаменитой школы феноменологии, большинством уче­ников которого были евреи. «Гуссерль и его жена по происхождению были евреи, но очень давно перешедшие в протестантизм» (Там же, с. 320). Феноменология была новым фило­софским направлением, приведшим многих к христианству. Господству­ющая в те времена идеалистическая философия Канта сводила любой человеческий опыт и природу Бога к чисто субъективным понятиям. А Гуссерль, наоборот, подчёркивал возможность познания объективной реальности, в том числе и сверхъ­естественной. Таким образом, Эдит поняла, что и у неё есть возможность познания существования невидимого Бога. Особенно она была поражена лекциями двух еврейских профессо­ров: Адольфа Рейнаха. принявшего католичество и крестившегося в 1899 г., и Макса Шеллера. Гениальные лекции Шеллера о смирении и свя­тости открыли для Эдит неведомые ей до сих пор перспективы познания в сфере духа. Учёба в Геттингене, од­ном из самых престижных в области гуманитарных наук университете тогдашней Европы, способствовала тому, что стена атеистических убеждений Эдит треснула и начала разрушаться, и её дух постепенно стал открываться принятию тайны невидимого Бога.

Отдадим голос Э. Штайн: «Макса Шеллера переполняли католические идеи, и он умел привлечь к ним сторонников блеском своего ума и силой красноречия. Это было моё первое столкновение с неизвест­ным для меня миром. Оно ещё не привело меня к вере, но открыло определённую область «феномена», мимо которого я не могла пройти как слепая. Не зря нам постоянно внушались принципы подходить к каждой вещи непредубеждённо, от­брасывая всякие «опасения». Одни за другими спадали с меня узы рационалистических предрассудков, в которых я росла, не зная об этом, и внезапно передо мной возник мир веры. Ведь люди, с которыми я ежедневно встречалась, на ко­торых смотрела с восхищением, жили этой верой. Поэтому она должна быть достойной, по мень­шей мере, размышлений. Временно я была очень занята другими делами, и проблемами веры не занималась систематически.Я довольствовалась только некритическим впитыванием в себя импульсов, исходящих из моего окружения, которые - поч­ти незаметно - преобразили меня внутренне» (Там же, с. 333-334).

«В Геттингене я научилась уважать проблемы веры и верующих людей. Я даже иногда ходила со своими друзьями в протестантскую церковь (смешение политики и религии, превалирующих там в проповедях, не могло привести, естественно, меня к познанию истинной веры и, скорее, отталкивало меня), но пути к Богу я ещё не нашла» (Там же, с. 409). Итак, учёба в Геттингене привела к тому, что в Эдит начался процесс медленного разрушения атеизма и открытия увлекательной и таинственной действительности и веры в Бога.

В 1915 г., во время свирепство­вавшей Первой мировой войны, Эдит прервала учёбу, чтобы в течение пяти месяцев работать в полевом госпитале в Моравах сестрой милосердия Крас­ного Креста. С огромным участием, заботой и бескорыстной любовью она ухаживала за ранеными и за инфекционными больными. После возвращения, в августе 1916 г. она защитила докторскую диссертацию по философии во Фрайбургском университете у профессора Гуссерля, получив высочайшую оценку «summa cum laude». Это было необычайное достижение для того времени, когда женщин вообще не принимали в науч­ных кругах. Необыкновенный талант Эдит оценил проф. Гуссерль, доверив ей обязанности своего ассистента.

Изображение
Эдмунд Гуссерль

Это - истина

Эдит начала приближаться к хрис­тианству, наблюдая за верующими людьми, у которых была подлинная связь с Богом, и поэтому они излучали особенное тепло любви и мир. Таким образом она открывала существо­вание неведомого, непознаваемого чувствами, но одновременно увле­кательного своей красотой сверхъес­тественного мира. Эдит углубилась в чтение Нового Завета, изучение молитвы «Отче наш» на немецком языке, знакомилась с произведениями великих христианских философов: св. Августина, св. Фомы. Иоанна Дунса Скота. В 1917 г. до Эдит дошла весть о гибели на фронте её любимого профессора Адольфа Рейнаха. Его вдова Анна попросила Эдит привести в порядок рукописи мужа. Эдит, как человек, не верящий в загробную жизнь, ожидала увидеть молодую вдову в глубокой депрессии. К своему удивлению девушка заметила, что Анна, несмотря на боль утраты лю­бимого мужа, излучала спокойствие духа и вообще не нуждалась в уте­шении. Эдит поняла. Анна черпала необычайную духовную силу в вере в воскресшего Христа и вечную жизнь. Через несколько лет Эдит писала: «На похоронах Рейнаха я впервые столкнулась с крестом и Божьей силой, которую Бог даёт тем, кто его несёт. Впервые в жизни я увидела Церковь в её победе над жалом смерти. В этот момент рух­нуло моё неверие и предстал Хрис­тос в тайне креста» (Мысли Эдит Штайн, Verbinum, 1995, с. 27).

Пример глубокой веры Анны Рейнах стал для Эдит чётким знаком, ведущим её к христианству. Но в то время ей ещё было трудно принять окончательное решение. Эдит должна была созреть, и на это ушло почти пять лет. После года напряжённой работы с Гуссерлем в 1918 г. Эдит отказалась быть у него ассистентом. Опубликовав несколько своих книг, после многочисленных выступлений на философских симпозиумах Эдит Штайн стала одной из самых выдаю­щихся личностей европейской фило­софской и культурной элиты.


Это было время, когда многолет­ний упорный поиск истины привёл Эдит Штайн к порогу христианства. Непосредственным поводом приня­тия окончательного решения все цело отдаться Христу и вступить в общину Католической церкви стала автобиография св. Терезы Великой, которую Эдит прочла за одну ночь. Это случилось летним вечером 1921 года в доме её дру­зей со студенческих времён Ядвиги и Конрада Мартиусов. Оставшись одна, Эдит взяла с полки первую попавшуюся книгу. Это оказалась автобиография св. Терезы Авиль-ской. По прошествии лет Эдит так вспоминала то событие: «Я достала наугад какую-то книгу. Её назва­ние было: «Жизнь святой Терезы Авильской, написанная ею самой». Я начала читать. Она меня заво­рожила! Я прочитала её на одном дыхании от корки до корки. Когда я закрыла книгу, то сказала себе: это - Истина». Для Эдит стало оче­видным, что Истина - это личность Христа, живущего и действующего в Своей Церкви. Поверить в Него - значит установить с Ним личный контакт в молитве и таинствах.
Утром она сразу же пошла в книжный магазин, чтобы купить католический катехизис и молитвен­ник. Её многолетний и болезненный поиск истины закончился решением принять крещение в Католической церкви. Мистический опыт Бога св. Терезы Авильской был для Эдит дополнением к её долгим поискам, которые она назвала особенным родом молитвы, ведущей к вере, и понимаемой как «отдохновение в Боге». Эдит поняла, что истинные эксперты на поприще веры - это мис­тики и святые, так как они пережили подлинный опыт Бога.

Изображение

Эдит так писала о своём освобож­дении из рабства атеизма: «В 1921 г., когда ко мне в руки попало «Житие» нашей святой матери Терезы (...), пришёл конец моему долгому по­иску истинной веры (...); Бог - это Истина. Кто ищет истину, ищет Бога, даже если об этом и не знает... Кто-то может быть неверующим не по своей вине (в смысле совер­шенного незнания Бога), и поэтому образы Священного Писания для него непонятны. Мы знаем, что отягощённость первородным грехом влечёт определённое затмение души, если и окружение затемняет её, то какую же оно несёт ответственность и какая на нём лежит вина! Но сам неверу­ющий тоже всегда разделяет эту ответственность. Всё реже встре­чается человек, который никогда ничего не слышал бы о Боге... Бог каждого ведёт своим путём: одни приходят к цели быстрее и проще, другие - позже и труднее. Всё, что мы можем сделать, это мелочь в сравне­нии с тем, что мы получаем. Но это немногое мы должны сделать сами. Прежде всего неустанно молиться о познании собственного пути; а найдя его, идти не сопротивляясь по вдохновению благодати. Кто так упорно и терпеливо поступает, не может сказать, что его усилия на­прасны. Только не нужно устанав­ливать Богу сроки» (Мысли Эдит Штайн, с. 46-47).

Эдит Штайн подчёркивает, что вера - это Божий дар. но человек дол­жен взять на себя труд открыться это­му дару и принять его: «Человек, в ко­тором действует благодать и который поддаётся ей. обычно ведёт долгую борьбу, чтобы постепенно вырваться из естественного мира и из себя. (...) Благодать сама должна прийти к чело­веку. Сам он в лучшем случае может дойти до её ворот, но никогда не суме­ет войти в них» (И.-И. Адамска ОСD, Блаженная Э.Штайн, с. 132). «Бог здесь вдохновляет, и Бог действует, но от человека требует сотрудни­чества, его собственного духовного поступка. Человеческий дух должен быть лишён всего, что его занима­ет в соответствии с его природой, и воспитан к тому, чтобы познавать Бога и радоваться в Нём» (Эдит Штайн, Знание Креста, с. 132).

В письме к своему знакомому, искренне искавшему Бога, Эдит даёт простой совет: «Что посоветовать? Я Вам уже посоветовала: стать ребёнком, и жизнь вместе со всеми поисками и всем философствова­нием доверить в руки Отца. А если Вы ещё не можете этого добиться, то просите неизвестного, вызыва­ющего сомнения Бога о помощи. Сейчас Вы наверняка смотрите на меня с удивлением, что я посмела советовать Вам такую простую, летскую мудрость. Это истинная мудрость, потому что она проста, в ней сокрыты все тайны. Это также путь, безопасно ведущий к цели» (И.-И. Адамска ОСD, Бла­женная Э.Штайн. с. 62).

Второе рождение

После нескольких месяцев ин­тенсивной подготовки Эдит приняла крещение 1 января 1922 г. в церкви св. Мартина в Бергцаберне. Принятие этого таинства стало для неё опытом второго духовного рождения, укоре­нения в Божьей действительности. Она писала: «Не вызывает сомнения, что при рождении от Духа душа всецело преображается. (...) Дух Света никогда не уничтожает индивидуальности человека, но венчается с ней, и благодаря этому человек испытывает новое рожде­ние» (Там же, с. 62).

Принимая крещение и первое При­частие, Эдит была полна решимости посвятить себя Богу в монашестве, но не хотела причинять боль своей матери, поэтому решила подождать несколько лет. Она принесла час­тные обеты целомудрия, бедности и послушания и стала учительницей немецкого языка в лицее сестёр-доми­никанок. Она не брала никакой платы за уроки. Со дня крещения Эдит ежедневно участвовала в Евхаристии. У неё был постоянный исповедник. Иисус Христос стал для неё вели­чайшей любовью. Она любила Его всеми силами своей души. Пребывала с Ним в адорации, размышляла о Его Страстях и смерти, часами молилась и созерцала. Так она открывалась единственной Божьей реальности любви и истины. Эдит открывала, что человек сам по себе ничтожен и может обрести свою бесконечную ценность и достоинство только в единении с Христом. Её приглашение к еже­дневному труду стремления к святос­ти верностью истине веры обращено к каждому: «Кто, следуя за истиной веры, ищет Бога, тот в добровольно взятом на себя труде откроется в том самом направлении, к которому при­влечён кто-то одарённый мистической благодатью; он будет освобождаться от чувств и <образов> памяти, даже от естественной деятельности ума и воли, и входить в обнажённое от всего одиночество своего внутрен­него мира, чтобы пребывать там во тьме вере, в простом излюбленном созерцании духом сокрытого Бога, Который хотя и сокрыт, присутствует» (Существование, с. 444).

Эдит так писала о собственном опыте молитвы: «Безграничное отдание себя Богу в любви, полное и постоянное единение - это вы­сшее вознесение сердца, до какого можем дойти, и высшая степень молитвы. Души, достигшие этого, - истинное сердце Церкви, живёт в них священническая любовь Хрис­та. Сокрытые с Христом в Боге, не знающие ничего кроме Божьей любви, переполняющей их и излучающейся на других» (Из собственной глубины, т. 2, с. 151-152).

В тот период Эдит Штайн мо­лилась и интенсивно занималась научной работой. Она написала не­сколько очень важных философских работ, закончила переводы трудов св. Фомы Аквинского и книгу великого кардинала Ньюмана, обратившегося из англиканства в католицизм в XIX веке. В 1928-1932 гг. её приглашали читать лекции в различные европей­ские университеты. Когда в 1933 г. к власти пришёл Гитлер, для евреев и католиков настало время великих преследований. Весной 1933 г. Эдит написала письмо Пию XI с просьбой выпустить энциклику, осуждающую гитлеровский атеизм. В октябре того же года Эдит ушла в монастырь босых кармелиток в Кёльне и приняла имя Бенедикты Креста.

Она буквально понимала заповедь любви к врагам и поэтому горячо молилась о гонимых и гонителях, отдавая себя в искупительную жертву за еврейский народ, немцев и мир на земле. Она тогда писала: «Мне стало ясно, что Бог снова возлагает тяжёлую руку на Свой народ и что судьба этого народа это и моя судьба (...) Я беседо­вала со Спасителем и сказала Ему, что знаю, что это Его крест сейчас возлагается на плечи еврейского народа. Большинство этого не пони­мает, но те, кто понимают, должны от имени всех с готовностью взять его на себя. Я хочу это сделать, пусть только Он скажет как. Когда бого­служение закончилось, у меня была внутренняя уверенность, что я выслу­шана. Но в чём будет заключаться это несение креста, я ещё не знала».

Эдит, поступив в монастырь, из­лучала радость, как никогда до этого. Чем можно объяснить тот факт, что величайшая интеллектуалка, лю­бившая танцы, альпинизм, греблю, теннис, концерты, театр, философские дискуссии, лишённая всего этого, была так счастлива в строгом затворе? Единственным источником этой радости было, как она сама пи­шет, «начало жизни, держась за руку Господа». Она также поняла, что в течение всей жизни не пережила столько радости, сколько в течение двух лет своего послушничества. Её радость проистекала из глубокого созерцания и смирения, то есть, из тесного единения в любви с Хрис­том. Из молитвы она черпала огром­ную мощь созерцания и творческие силы. В свободное от монастырских занятий время, в течение девяти месяцев она написала пятисотстраничное философское произведение «Endliches und Ewiges Sein».

После «Хрустальной ночи» 9 но­ября 1938 г., когда десятки тысяч евреев были арестованы и отправ­лены в концентрационные лагеря, сестра Бенедикта знала, что должна покинуть Германию, чтобы не дать гитлеровцам лишнего повода для ликвидации монастыря. В то время фашиствующие атеисты, руководс­твуясь ненавистью к Церкви, распус­тили множество монастырей, и мо­нахини оказались просто на улице. В новогоднюю ночь 1938 г. сестра Бенедикта и её родная сестра Роза, обратившаяся в католицизм в 1936 г., были тайно перевезены в кармелитский монастырь в голландский городок Эхт. В первые месяцы 1939 г. Гитлер санкционировал массовую пропа­гандистскую акцию, направленную против евреев в Польше. В тот же самый год в Вербное воскресенье с. Бенедикта написала настоятель­нице письмо, в котором выразила готовность принять смерть по Божьей воле в духе искупления за мир на земле, Церковь, евреев, немцев и уничтожение господства антихриста Гитлера.

В октаве праздника Божьего Тела 1939 г. она составила завещание, заканчивающееся словами: «Уже сейчас принимаю такую смерть, какую мне предопределил Бог, всецело и с радостью отдавая себя Его воле. Прошу Господа, чтобы Он захотел принять мои жизнь и смерть к Своей чести и славе за все дела Святейшего Сердца Иису­са и Марии, за святую Церковь, за сохранение, посвящение и совер­шенство нашего святого Ордена, за Кармель в Кёльне и Эхте, в духе искупления за неверие еврейского народа, чтобы Господь был при­нят своими, чтобы пришло Его Царство в славе, для испрошения спасения для Германии, за мир на земле и, наконец, за моих близких живых и усопших, которых мне дал Бог, чтобы никто из них не погиб» (цит. по:.J. I. Adamka, O nocy, ktoras prowadzila, с. 170).

Приветствую тебя, крест, единственная надежда

1 сентября 1939 г. Гитлер начал Вторую мировую войну нападением на Польшу. Двумя неделями позже с. Бенедикта написала потрясающее эссе «Приветствую Крест, нашу единственную надежду», в котором подчеркнула, что молитвой и состра­дательной любовью можно нести помощь раненым, умираю­щим и осиротевшим детям. Кто сможет забыть о себе, созерцая Страсти Христовы, силой мистической молитвы победит величайшее зло. Она пишет: «Scientiam crucis (знание креста) можно по­лучить только тогда, когда сам, до глубины, испыта­ешь крест. От начала я бы­ла в этом уверена и сказала в глубине сердца: Ave crux, spes unica (Приветствую крест, единственную надеж­ду!)» (Там же).

В 1941 г. фашисты оккупи­ровали Голландию. С 15 сен­тября 1941 г. сестру Бенедикту оккупационные власти при­нудили носить жёлтую звез­ду Давида с надписью «ев­рей» и регулярно отмечаться в гестапо. Сестра Бенедикта никогда не приветствовала гестаповцев возгласом «хайль Гитлер». Однажды она по­чувствовала внутренний им­пульс ясно продекларировать, на какой стороне баррикады она находится в идущей меж­ду Богом и сатаной битве, и поэтому приветствовала проходя­щего гестаповца словами: «Слава Иисусу Христу!». Офицер онемел от удивления, опустил голову и ничего не ответил. Во время пребывания в Эхте сестра Бенедикта написала последнее, несомненно, самое ценное своё произведение «Знание Креста». Это гениальное изучение богословия св. Иоанна Креста.

Изображение Изображение

26 июня 1942 г. голландский епископат издал пастырское посла­ние с протестом против депортации евреев, исключения еврейских детей из единственно доступных для них католических школ. Гитлеровские власти велели епископам отозвать протест. Но, в отличие от протестант­ских пасторов, католические еписко­пы не только не отозвали послание, но и рекомендовали читать во всех храмах полную угроз телеграмму, полученную ими от оккупационных властей. В ответ гитлеровцы аресто­вали в воскресенье, 2 августа 1942 г., всех католиков еврейского происхождения, пребывающих на территории Голландии. Среди арестованных были с. Бенедикта и её сестра Роза Штайн. Перед отправкой в Освенцим они несколько дней находились на территории Голландии в лагере, где с. Бенедикта утешала узников и под­держивала их дух. Отдавая себе отчёт в том, что её вскоре ожидает смерть, тем не менее, с. Бенедикта, излучала радость. В Освенцим её вместе с сес­трой вывезли 7 августа 1942 г. в ва­гонах для скота. Дорога длилась три дня. Сестра Бенедикта до конца своих дней носила кармелитское монашес­кое облачение. Скорее всего, сразу же после прибытия в Освенцим она была отправлена в газовую камеру, а её тело сожгли в крематории. На месте мученической смерти Эдит Штайн установлена металлическая доска с цитатой из её сочинений: «Любовь будет нашей вечной жизнью, и уже здесь мы должны приближаться к ней насколько это возможно. Иисус стал Человеком, чтобы быть для нас Путём. Итак, что нуж­но делать? Изо всех сил опустошать себя (...) ум направить к Богу в пря­мом взгляде, волю в люб­ви подчинить Божьей воле. Это легко сказать, но труда всей жизни не достаточно, чтобы до­стигнуть этого, если бы Бог не соделал наиболее существенное. Нам надо всё же доверять, что Бог не откажет в Своей бла­годати, когда мы верно сделаем <то немногое>, что можем. А <то немно­гое^ беря абсолютно, зна­чит для нас очень много» (Крепость, с. 59).

Эдит Штайн, обращен­ная атеистка, кармелитка, один из самых выдающихся умов XX века, учёный-философ и одновременно святая, закончила свою зем­ную жизнь 9 августа 1942 г.. Она стала ярким знаком для людей, ищущих истину, и символом единства меж­ду католиками и иудеями. Папа Римский причис­лил её к лику блаженных в Кёльне 1 мая 1987 г. Её канонизировали в Риме 11 октября 1998 г. Годом позже она была объявлена сопокровительницей Европы. Святая Эдит Штайн указывает нам путь в поисках истины и жизни верой каждый день. Её свидетельство и сочинения сегод­ня исключительно актуальны.

Вслушаемся в её голос: «Не нуж­но, чтобы под конец своей жизни мы искали доказательства право­мочности религиозного опыта. Но нам необходимо высказаться «за» или «против» Бога. Этого Он от нас требует: решиться, не получив взамен никакой гарантии. Это - ог­ромный риск веры. Дорога ведёт от веры к видению, не наоборот. Тот, кто слишком гордый, чтобы протискиваться через такую узкую калитку, остаётся снаружи. Тот же, кто перебирается на другую сто­рону, ещё при жизни достигает всё более полной ясности и начинает понимать истинность максимы: Credo et intelligam – Верю и пони­маю. Я думаю, что немного удастся добиться на пути переживаний, фигурирующих и конструирую­щихся в воображении. Христос не оставил нас здесь сиротами. Он послал нам Своего Духа, чтобы Тот привёл нас к полной истине (ср. Ин 16,13). Он основал Свою Цер­ковь, ведомую Его Духом, и дал нам на земле Своего наместника, устами которого обращается к нам Святой Дух. Он соединил всех верующих в Церкви и восхотел, чтобы один был ответственен за другого. Таким образом, мы не одиноки, и когда мы теряем доверие к своему распознава­нию и даже к своей молитве, к нам на помощь приходит сила, проистекаю­щая из послушания Церкви и из веры в заступничество других» (Мысли Эдит Штайн, с. 99-100).

Изображение Изображение

Пусть пример святой Эдит Штайн мобилизует нас к бескомпромиссно­му странствию дорогой веры, то есть, к такому самовоспитанию, что­бы ежедневная молитва, регулярная исповедь и участие в Евхаристии воспринимались как самая важная привилегия и обязанность, а жизнь по Евангелию - как единственный путь, ведущий к счастью в небе. Вы­разим этот выбор словами молитвы Эдит Штайн:

«О Господи, дай мне всё, Что приводит меня к Тебе. И забери у меня всё, Господи Боже, Что может меня отвести от Тебя. Забери меня от себя самой И всю меня прими в Твою собс­твенность».

О. Мечислав Пиотровский SChr

(Перевод с польского: Виолетта Слиж, Ирина Воловицкая)

Источники:

1. Эдит Штайн, История одной еврейской семьи

2.Эдит Штайн, Размышления о женщине.

3. Й. Иммакулата Адамска ОСD, Блеск глубины.

4.Эдит Штайн, Знание Креста.

http://comiter-478.l....com/22015.html
http://comiter-478.l....com/22199.html
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis

#2 Konst

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 756 сообщений
  • ГородНовокузнецк, Сибирь, Кузбасс.
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 21 Май 2014 - 11:44

Круто. Слава Господи Тебе во святых Твоих! И слава святой Эдит Штайн.

#3 Neta

    Завсегдатай

  • Администраторы
  • 15 797 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 09 Август 2016 - 00:54

Изображение

ГЕРМАНИЯ. Кельн. Памятник Эдит Штайн.
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#4 Neta

    Завсегдатай

  • Администраторы
  • 15 797 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 09 Август 2017 - 12:05

9 августа. В Европе:

СВ. ТЕРЕЗА БЕНЕДИКТА КРЕСТА (Эдит Штайн),
ДЕВА И МУЧЕНИЦА, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ЕВРОПЫ. Праздник


Коллекта дня:
Боже отцов наших, Ты привёл святую мученицу Терезу Бенедикту к вере Твоего Сына, распятого на Кресте, и к подражанию Ему вплоть до смерти. † По её заступничеству дай всем людям признать во Христе Спасителя * и через Него прийти к вечному созерцанию Твоей славы. Он с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#5 Neta

    Завсегдатай

  • Администраторы
  • 15 797 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено неделю назад


Биография Эдит Штайн (видео)

Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных