Перейти к содержанию

Св. Эдит Штайн: путь от атеизма к святости


Марион
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Была уже тема про эту святую, так что это продолжение.

Статья взята из католического журнала "Любите друг друга", №1(9) 2008

 

Святая Эдит Штайн была одной из самых выдающихся личностей европейской философской и культурной элиты. Бескомпромиссный поиск истины привёл её к вершинам святости. Она погибла мученической смертью в Освенциме в 1942 году. В 1998 году папа Иоанн Павел II причислил её к лику святых и объявил сопокровительницей Европы.

 

santa-teresa-benedicta-de-la-cruz-edith-stein.jpg

 

 

Эдит Штайн родилась во Вроц­лаве (в те годы Бреслау) 12 октября 1891 года в зажиточной еврейской семье, дом которой стоял на улице, называемой в настоящее время Дубоис. Эдит была самым младшим, одиннадцатым, ребёнком в семье Зигфрида и Августы Штайн. Чет­веро детей у четы Штайн умерли во младенчестве. Отец Эдит умер скоропостижно, когда ей ещё не было и двух лет. После смерти мужа Августа Штайн вынуждена была взять на себя управление фирмой, торгующей древесиной. Мать Эдит была исключительной женщиной, объединяющей всю семью теплом требовательной любви. Она была примером глубокой веры в Бога, верности ежедневной молитве, скрупулёзного соблюдения постов и религиозных обрядов.

 

«Простой образ жизни, её ес­тественная и непринуждённая ат­мосфера» - такой была семейная среда, в которой росла маленькая Эдит. Позже она признается, что была радостным и безмятежным ребёнком, но в то же время очень упрямой и озорной: «В первые годы жизни я была как ртуть, постоян­но в движении, кипящая идеями, дерзкая и дотошная, необузданная и при том упрямая, когда что-то противоречило моей воле (...) Но во мне скрывался иной мир. Всё уви­денное и услышанное в течение дня я снова переживала внутри себя. Вид пьяного мог преследовать меня и му­чить днём и ночью (...) Я не могла никогда понять как можно над этим смеяться. Когда я была студенткой - не вступая ни в какие организации и не давая обетов - я начала избегать употребления даже капли алкоголя, чтобы по собственной вине не потерять свободы духа и че­ловеческого достоинства» (История одной еврейской семьи, с.87-88).

 

Эдит никогда не соглашалась на посредственность. С детства она училась владеть собой, тщательно ис­полнять свои обязанности, упорным трудом и подчинением чувств воле она достигала поставленных целей, что было непросто для её сверхчувс­твительного сердца.

 

Радикальный отказ от веры

 

Эдит воспитывалась в среде веру­ющих, но не ортодоксальных иудеев. В её семье молились не по-еврейски, а на немецком языке. В субботу их фирма работала, как в обычные ра­бочие дни. В 1897 г. Эдит поступила в начальную школу. Затем в 1908— 1911 гг. училась в лицее им. Виктории во Вроцлаве. Девушка была очень способной и отличалась внутренней дисциплиной, самоотверженностью и выносливостью в работе, поэтому в учёбе достигла больших успехов.

 

В 15 лет Эдит прекратила молить­ся и отказалась от веры в Бога. В то время она жила у своей сестры Эль­зы. Эдит так пишет в автобиографии о своём решении: «После того, как я справлялась со своими домашними обязанностями, я читала. Читала и слушала разговоры взрослых, кото­рые не были для меня полезны. В библиотеке мужа моей сестры были кни­ги, совсем не подходящие для чтения пятнадцатилетней девушкой. Кроме того, Макс и Эльза были сознатель­ными атеистами, и в их доме не было и следа религиозности. Так что здесь я совершенно сознательно по собс­твенной воле перестала молиться» (Там же, с. 179). За два года до этого у Эдит начался духовный кризис. Её постоянно волновал поиск истины. Она видела, как её братья молились без внутреннего убеждения в сущес­твовании Бога. Эдит очень сильно пе­реживала похороны своих двух дядей, покончивших жизнь самоубийством. Своим чувствительным девичьим сердцем она ощутила, что во время похорон молились без веры в жизнь после смерти и во встречу с усопши­ми. Позднее она писала: «Бессмертие души для иудеев не является предме­том веры. Все их усилия направлены на земное. Даже набожность верую­щих направлена на освящение этой жизни» (там же, с. 98).

 

Эдит была бескомпромиссной в поиске истины. Она отказалась от веры в существование Бога, образ Ко­торого сложился у неё в детские годы, и до двадцатиоднолетнего возраста она считала себя атеисткой. «Состо­яние моей души перед обращением - это грех радикального неверия», - писала она после обращения. Од­нако и в тот период «радикального неверия» Эдит тосковала по истине и искала её на путях философского познания. В одном из писем к своему другу Р. Ингардену она писала: «Ког­да я оглядываюсь назад на те времена, то вижу всегда отчаянное состояние духа, в котором находилась, и неска­занное смятение и тьму». Её искрен­ний и страстный поиск истины был, в сущности, путём, ведущим к Богу, хотя тогда она не отдавала себе в этом отчёта. Найдя истину в личности Христа, Эдит написала: «Тоска по истине была моей единственной мо­литвой (...) Кто ищет истину - ищет Бога, даже если этого не понимает». Следует помнить, что в этот период смятения и тьмы, отчаянного состояния духа, вызванного атеизмом, Эдит сохраняла внутреннюю честность, дисциплинированность, чистоту серд­ца, верность этическому радикализму. В поиске истины она была бескомп­ромиссной, готовой на беспредельное самопожертвование. Она писала: Научная жизнь накладывает обязательства. Я всегда жила, как монахиня». Только благодаря чис­тоте сердца Эдит упорно шла путём зрелости к истине и не скатилась «в бездну крайнего агностического скептицизма» (Й.-И. Адамска ОСБ, Блаженная Э.Штайн. с. 31

 

В период учёбы она питала не­жные чувства к польскому студенту Роману Ингардену. а также к Хансу Липпсу. «Не смотря на то. что я пол­ностью отдавалась работе, я питала надежду на то, что познаю большую любовь и счастье в замужестве. - пи­сала она в автобиографии. - не зная вовсе основ католической веры и морали, я стремилась к католи­ческому идеалу брака. Среди моло­дых людей, с которыми я встречалась, один мне очень нравился, и я охотно вышла бы за него замуж» (История одной еврейской семьи, с. 284). Эдит сумела одухотворить свои чувства, чтобы любовь была жаждой добра для любимого человека, а не стрем­лением добиться его и обладать им. Она хранила свою девственность как драгоценное сокровище. В автобио­графии Эдит вспоминала: «Я осно­вывала нашу дружбу на нерушимом убеждении, что этот человек очень целомудрен (...) Я не хотела иметь контакты с людьми, хромающими в этой сфере» (Там же, с. 264).

 

Edith1.jpg?m=24010&w=283&h=363&g=0

Эдит Штайн - студентка

 

Крах атеистических убеждений

 

Эдит Штайн была одной из не­многих девушек, которые в 1911 году начали учёбу во Вроцлавском уни­верситете. Два года она изучала психологию, историю и немецкую фи­лологию. В 1913 году она перевелась в Геттинген, чтобы учиться у фило­софа с мировой славой Эдмунда Гус­серля, основателя знаменитой школы феноменологии, большинством уче­ников которого были евреи. «Гуссерль и его жена по происхождению были евреи, но очень давно перешедшие в протестантизм» (Там же, с. 320). Феноменология была новым фило­софским направлением, приведшим многих к христианству. Господству­ющая в те времена идеалистическая философия Канта сводила любой человеческий опыт и природу Бога к чисто субъективным понятиям. А Гуссерль, наоборот, подчёркивал возможность познания объективной реальности, в том числе и сверхъ­естественной. Таким образом, Эдит поняла, что и у неё есть возможность познания существования невидимого Бога. Особенно она была поражена лекциями двух еврейских профессо­ров: Адольфа Рейнаха. принявшего католичество и крестившегося в 1899 г., и Макса Шеллера. Гениальные лекции Шеллера о смирении и свя­тости открыли для Эдит неведомые ей до сих пор перспективы познания в сфере духа. Учёба в Геттингене, од­ном из самых престижных в области гуманитарных наук университете тогдашней Европы, способствовала тому, что стена атеистических убеждений Эдит треснула и начала разрушаться, и её дух постепенно стал открываться принятию тайны невидимого Бога.

 

Отдадим голос Э. Штайн: «Макса Шеллера переполняли католические идеи, и он умел привлечь к ним сторонников блеском своего ума и силой красноречия. Это было моё первое столкновение с неизвест­ным для меня миром. Оно ещё не привело меня к вере, но открыло определённую область «феномена», мимо которого я не могла пройти как слепая. Не зря нам постоянно внушались принципы подходить к каждой вещи непредубеждённо, от­брасывая всякие «опасения». Одни за другими спадали с меня узы рационалистических предрассудков, в которых я росла, не зная об этом, и внезапно передо мной возник мир веры. Ведь люди, с которыми я ежедневно встречалась, на ко­торых смотрела с восхищением, жили этой верой. Поэтому она должна быть достойной, по мень­шей мере, размышлений. Временно я была очень занята другими делами, и проблемами веры не занималась систематически.Я довольствовалась только некритическим впитыванием в себя импульсов, исходящих из моего окружения, которые - поч­ти незаметно - преобразили меня внутренне» (Там же, с. 333-334).

 

«В Геттингене я научилась уважать проблемы веры и верующих людей. Я даже иногда ходила со своими друзьями в протестантскую церковь (смешение политики и религии, превалирующих там в проповедях, не могло привести, естественно, меня к познанию истинной веры и, скорее, отталкивало меня), но пути к Богу я ещё не нашла» (Там же, с. 409). Итак, учёба в Геттингене привела к тому, что в Эдит начался процесс медленного разрушения атеизма и открытия увлекательной и таинственной действительности и веры в Бога.

 

В 1915 г., во время свирепство­вавшей Первой мировой войны, Эдит прервала учёбу, чтобы в течение пяти месяцев работать в полевом госпитале в Моравах сестрой милосердия Крас­ного Креста. С огромным участием, заботой и бескорыстной любовью она ухаживала за ранеными и за инфекционными больными. После возвращения, в августе 1916 г. она защитила докторскую диссертацию по философии во Фрайбургском университете у профессора Гуссерля, получив высочайшую оценку «summa cum laude». Это было необычайное достижение для того времени, когда женщин вообще не принимали в науч­ных кругах. Необыкновенный талант Эдит оценил проф. Гуссерль, доверив ей обязанности своего ассистента.

 

eh2.jpg

Эдмунд Гуссерль

 

Это - истина

 

Эдит начала приближаться к хрис­тианству, наблюдая за верующими людьми, у которых была подлинная связь с Богом, и поэтому они излучали особенное тепло любви и мир. Таким образом она открывала существо­вание неведомого, непознаваемого чувствами, но одновременно увле­кательного своей красотой сверхъес­тественного мира. Эдит углубилась в чтение Нового Завета, изучение молитвы «Отче наш» на немецком языке, знакомилась с произведениями великих христианских философов: св. Августина, св. Фомы. Иоанна Дунса Скота. В 1917 г. до Эдит дошла весть о гибели на фронте её любимого профессора Адольфа Рейнаха. Его вдова Анна попросила Эдит привести в порядок рукописи мужа. Эдит, как человек, не верящий в загробную жизнь, ожидала увидеть молодую вдову в глубокой депрессии. К своему удивлению девушка заметила, что Анна, несмотря на боль утраты лю­бимого мужа, излучала спокойствие духа и вообще не нуждалась в уте­шении. Эдит поняла. Анна черпала необычайную духовную силу в вере в воскресшего Христа и вечную жизнь. Через несколько лет Эдит писала: «На похоронах Рейнаха я впервые столкнулась с крестом и Божьей силой, которую Бог даёт тем, кто его несёт. Впервые в жизни я увидела Церковь в её победе над жалом смерти. В этот момент рух­нуло моё неверие и предстал Хрис­тос в тайне креста» (Мысли Эдит Штайн, Verbinum, 1995, с. 27).

 

Пример глубокой веры Анны Рейнах стал для Эдит чётким знаком, ведущим её к христианству. Но в то время ей ещё было трудно принять окончательное решение. Эдит должна была созреть, и на это ушло почти пять лет. После года напряжённой работы с Гуссерлем в 1918 г. Эдит отказалась быть у него ассистентом. Опубликовав несколько своих книг, после многочисленных выступлений на философских симпозиумах Эдит Штайн стала одной из самых выдаю­щихся личностей европейской фило­софской и культурной элиты.

 

 

Это было время, когда многолет­ний упорный поиск истины привёл Эдит Штайн к порогу христианства. Непосредственным поводом приня­тия окончательного решения все цело отдаться Христу и вступить в общину Католической церкви стала автобиография св. Терезы Великой, которую Эдит прочла за одну ночь. Это случилось летним вечером 1921 года в доме её дру­зей со студенческих времён Ядвиги и Конрада Мартиусов. Оставшись одна, Эдит взяла с полки первую попавшуюся книгу. Это оказалась автобиография св. Терезы Авиль-ской. По прошествии лет Эдит так вспоминала то событие: «Я достала наугад какую-то книгу. Её назва­ние было: «Жизнь святой Терезы Авильской, написанная ею самой». Я начала читать. Она меня заво­рожила! Я прочитала её на одном дыхании от корки до корки. Когда я закрыла книгу, то сказала себе: это - Истина». Для Эдит стало оче­видным, что Истина - это личность Христа, живущего и действующего в Своей Церкви. Поверить в Него - значит установить с Ним личный контакт в молитве и таинствах.

Утром она сразу же пошла в книжный магазин, чтобы купить католический катехизис и молитвен­ник. Её многолетний и болезненный поиск истины закончился решением принять крещение в Католической церкви. Мистический опыт Бога св. Терезы Авильской был для Эдит дополнением к её долгим поискам, которые она назвала особенным родом молитвы, ведущей к вере, и понимаемой как «отдохновение в Боге». Эдит поняла, что истинные эксперты на поприще веры - это мис­тики и святые, так как они пережили подлинный опыт Бога.

 

Edita_Stain_1928.jpg

 

Эдит так писала о своём освобож­дении из рабства атеизма: «В 1921 г., когда ко мне в руки попало «Житие» нашей святой матери Терезы (...), пришёл конец моему долгому по­иску истинной веры (...); Бог - это Истина. Кто ищет истину, ищет Бога, даже если об этом и не знает... Кто-то может быть неверующим не по своей вине (в смысле совер­шенного незнания Бога), и поэтому образы Священного Писания для него непонятны. Мы знаем, что отягощённость первородным грехом влечёт определённое затмение души, если и окружение затемняет её, то какую же оно несёт ответственность и какая на нём лежит вина! Но сам неверу­ющий тоже всегда разделяет эту ответственность. Всё реже встре­чается человек, который никогда ничего не слышал бы о Боге... Бог каждого ведёт своим путём: одни приходят к цели быстрее и проще, другие - позже и труднее. Всё, что мы можем сделать, это мелочь в сравне­нии с тем, что мы получаем. Но это немногое мы должны сделать сами. Прежде всего неустанно молиться о познании собственного пути; а найдя его, идти не сопротивляясь по вдохновению благодати. Кто так упорно и терпеливо поступает, не может сказать, что его усилия на­прасны. Только не нужно устанав­ливать Богу сроки» (Мысли Эдит Штайн, с. 46-47).

 

Эдит Штайн подчёркивает, что вера - это Божий дар. но человек дол­жен взять на себя труд открыться это­му дару и принять его: «Человек, в ко­тором действует благодать и который поддаётся ей. обычно ведёт долгую борьбу, чтобы постепенно вырваться из естественного мира и из себя. (...) Благодать сама должна прийти к чело­веку. Сам он в лучшем случае может дойти до её ворот, но никогда не суме­ет войти в них» (И.-И. Адамска ОСD, Блаженная Э.Штайн, с. 132). «Бог здесь вдохновляет, и Бог действует, но от человека требует сотрудни­чества, его собственного духовного поступка. Человеческий дух должен быть лишён всего, что его занима­ет в соответствии с его природой, и воспитан к тому, чтобы познавать Бога и радоваться в Нём» (Эдит Штайн, Знание Креста, с. 132).

 

В письме к своему знакомому, искренне искавшему Бога, Эдит даёт простой совет: «Что посоветовать? Я Вам уже посоветовала: стать ребёнком, и жизнь вместе со всеми поисками и всем философствова­нием доверить в руки Отца. А если Вы ещё не можете этого добиться, то просите неизвестного, вызыва­ющего сомнения Бога о помощи. Сейчас Вы наверняка смотрите на меня с удивлением, что я посмела советовать Вам такую простую, летскую мудрость. Это истинная мудрость, потому что она проста, в ней сокрыты все тайны. Это также путь, безопасно ведущий к цели» (И.-И. Адамска ОСD, Бла­женная Э.Штайн. с. 62).

 

Второе рождение

 

После нескольких месяцев ин­тенсивной подготовки Эдит приняла крещение 1 января 1922 г. в церкви св. Мартина в Бергцаберне. Принятие этого таинства стало для неё опытом второго духовного рождения, укоре­нения в Божьей действительности. Она писала: «Не вызывает сомнения, что при рождении от Духа душа всецело преображается. (...) Дух Света никогда не уничтожает индивидуальности человека, но венчается с ней, и благодаря этому человек испытывает новое рожде­ние» (Там же, с. 62).

 

Принимая крещение и первое При­частие, Эдит была полна решимости посвятить себя Богу в монашестве, но не хотела причинять боль своей матери, поэтому решила подождать несколько лет. Она принесла час­тные обеты целомудрия, бедности и послушания и стала учительницей немецкого языка в лицее сестёр-доми­никанок. Она не брала никакой платы за уроки. Со дня крещения Эдит ежедневно участвовала в Евхаристии. У неё был постоянный исповедник. Иисус Христос стал для неё вели­чайшей любовью. Она любила Его всеми силами своей души. Пребывала с Ним в адорации, размышляла о Его Страстях и смерти, часами молилась и созерцала. Так она открывалась единственной Божьей реальности любви и истины. Эдит открывала, что человек сам по себе ничтожен и может обрести свою бесконечную ценность и достоинство только в единении с Христом. Её приглашение к еже­дневному труду стремления к святос­ти верностью истине веры обращено к каждому: «Кто, следуя за истиной веры, ищет Бога, тот в добровольно взятом на себя труде откроется в том самом направлении, к которому при­влечён кто-то одарённый мистической благодатью; он будет освобождаться от чувств и <образов> памяти, даже от естественной деятельности ума и воли, и входить в обнажённое от всего одиночество своего внутрен­него мира, чтобы пребывать там во тьме вере, в простом излюбленном созерцании духом сокрытого Бога, Который хотя и сокрыт, присутствует» (Существование, с. 444).

 

Эдит так писала о собственном опыте молитвы: «Безграничное отдание себя Богу в любви, полное и постоянное единение - это вы­сшее вознесение сердца, до какого можем дойти, и высшая степень молитвы. Души, достигшие этого, - истинное сердце Церкви, живёт в них священническая любовь Хрис­та. Сокрытые с Христом в Боге, не знающие ничего кроме Божьей любви, переполняющей их и излучающейся на других» (Из собственной глубины, т. 2, с. 151-152).

 

В тот период Эдит Штайн мо­лилась и интенсивно занималась научной работой. Она написала не­сколько очень важных философских работ, закончила переводы трудов св. Фомы Аквинского и книгу великого кардинала Ньюмана, обратившегося из англиканства в католицизм в XIX веке. В 1928-1932 гг. её приглашали читать лекции в различные европей­ские университеты. Когда в 1933 г. к власти пришёл Гитлер, для евреев и католиков настало время великих преследований. Весной 1933 г. Эдит написала письмо Пию XI с просьбой выпустить энциклику, осуждающую гитлеровский атеизм. В октябре того же года Эдит ушла в монастырь босых кармелиток в Кёльне и приняла имя Бенедикты Креста.

 

Она буквально понимала заповедь любви к врагам и поэтому горячо молилась о гонимых и гонителях, отдавая себя в искупительную жертву за еврейский народ, немцев и мир на земле. Она тогда писала: «Мне стало ясно, что Бог снова возлагает тяжёлую руку на Свой народ и что судьба этого народа это и моя судьба (...) Я беседо­вала со Спасителем и сказала Ему, что знаю, что это Его крест сейчас возлагается на плечи еврейского народа. Большинство этого не пони­мает, но те, кто понимают, должны от имени всех с готовностью взять его на себя. Я хочу это сделать, пусть только Он скажет как. Когда бого­служение закончилось, у меня была внутренняя уверенность, что я выслу­шана. Но в чём будет заключаться это несение креста, я ещё не знала».

 

Эдит, поступив в монастырь, из­лучала радость, как никогда до этого. Чем можно объяснить тот факт, что величайшая интеллектуалка, лю­бившая танцы, альпинизм, греблю, теннис, концерты, театр, философские дискуссии, лишённая всего этого, была так счастлива в строгом затворе? Единственным источником этой радости было, как она сама пи­шет, «начало жизни, держась за руку Господа». Она также поняла, что в течение всей жизни не пережила столько радости, сколько в течение двух лет своего послушничества. Её радость проистекала из глубокого созерцания и смирения, то есть, из тесного единения в любви с Хрис­том. Из молитвы она черпала огром­ную мощь созерцания и творческие силы. В свободное от монастырских занятий время, в течение девяти месяцев она написала пятисотстраничное философское произведение «Endliches und Ewiges Sein».

 

После «Хрустальной ночи» 9 но­ября 1938 г., когда десятки тысяч евреев были арестованы и отправ­лены в концентрационные лагеря, сестра Бенедикта знала, что должна покинуть Германию, чтобы не дать гитлеровцам лишнего повода для ликвидации монастыря. В то время фашиствующие атеисты, руководс­твуясь ненавистью к Церкви, распус­тили множество монастырей, и мо­нахини оказались просто на улице. В новогоднюю ночь 1938 г. сестра Бенедикта и её родная сестра Роза, обратившаяся в католицизм в 1936 г., были тайно перевезены в кармелитский монастырь в голландский городок Эхт. В первые месяцы 1939 г. Гитлер санкционировал массовую пропа­гандистскую акцию, направленную против евреев в Польше. В тот же самый год в Вербное воскресенье с. Бенедикта написала настоятель­нице письмо, в котором выразила готовность принять смерть по Божьей воле в духе искупления за мир на земле, Церковь, евреев, немцев и уничтожение господства антихриста Гитлера.

 

В октаве праздника Божьего Тела 1939 г. она составила завещание, заканчивающееся словами: «Уже сейчас принимаю такую смерть, какую мне предопределил Бог, всецело и с радостью отдавая себя Его воле. Прошу Господа, чтобы Он захотел принять мои жизнь и смерть к Своей чести и славе за все дела Святейшего Сердца Иису­са и Марии, за святую Церковь, за сохранение, посвящение и совер­шенство нашего святого Ордена, за Кармель в Кёльне и Эхте, в духе искупления за неверие еврейского народа, чтобы Господь был при­нят своими, чтобы пришло Его Царство в славе, для испрошения спасения для Германии, за мир на земле и, наконец, за моих близких живых и усопших, которых мне дал Бог, чтобы никто из них не погиб» (цит. по:.J. I. Adamka, O nocy, ktoras prowadzila, с. 170).

 

Приветствую тебя, крест, единственная надежда

 

1 сентября 1939 г. Гитлер начал Вторую мировую войну нападением на Польшу. Двумя неделями позже с. Бенедикта написала потрясающее эссе «Приветствую Крест, нашу единственную надежду», в котором подчеркнула, что молитвой и состра­дательной любовью можно нести помощь раненым, умираю­щим и осиротевшим детям. Кто сможет забыть о себе, созерцая Страсти Христовы, силой мистической молитвы победит величайшее зло. Она пишет: «Scientiam crucis (знание креста) можно по­лучить только тогда, когда сам, до глубины, испыта­ешь крест. От начала я бы­ла в этом уверена и сказала в глубине сердца: Ave crux, spes unica (Приветствую крест, единственную надеж­ду!)» (Там же).

 

В 1941 г. фашисты оккупи­ровали Голландию. С 15 сен­тября 1941 г. сестру Бенедикту оккупационные власти при­нудили носить жёлтую звез­ду Давида с надписью «ев­рей» и регулярно отмечаться в гестапо. Сестра Бенедикта никогда не приветствовала гестаповцев возгласом «хайль Гитлер». Однажды она по­чувствовала внутренний им­пульс ясно продекларировать, на какой стороне баррикады она находится в идущей меж­ду Богом и сатаной битве, и поэтому приветствовала проходя­щего гестаповца словами: «Слава Иисусу Христу!». Офицер онемел от удивления, опустил голову и ничего не ответил. Во время пребывания в Эхте сестра Бенедикта написала последнее, несомненно, самое ценное своё произведение «Знание Креста». Это гениальное изучение богословия св. Иоанна Креста.

 

298.jpg

 

 

26 июня 1942 г. голландский епископат издал пастырское посла­ние с протестом против депортации евреев, исключения еврейских детей из единственно доступных для них католических школ. Гитлеровские власти велели епископам отозвать протест. Но, в отличие от протестант­ских пасторов, католические еписко­пы не только не отозвали послание, но и рекомендовали читать во всех храмах полную угроз телеграмму, полученную ими от оккупационных властей. В ответ гитлеровцы аресто­вали в воскресенье, 2 августа 1942 г., всех католиков еврейского происхождения, пребывающих на территории Голландии. Среди арестованных были с. Бенедикта и её сестра Роза Штайн. Перед отправкой в Освенцим они несколько дней находились на территории Голландии в лагере, где с. Бенедикта утешала узников и под­держивала их дух. Отдавая себе отчёт в том, что её вскоре ожидает смерть, тем не менее, с. Бенедикта, излучала радость. В Освенцим её вместе с сес­трой вывезли 7 августа 1942 г. в ва­гонах для скота. Дорога длилась три дня. Сестра Бенедикта до конца своих дней носила кармелитское монашес­кое облачение. Скорее всего, сразу же после прибытия в Освенцим она была отправлена в газовую камеру, а её тело сожгли в крематории. На месте мученической смерти Эдит Штайн установлена металлическая доска с цитатой из её сочинений: «Любовь будет нашей вечной жизнью, и уже здесь мы должны приближаться к ней насколько это возможно. Иисус стал Человеком, чтобы быть для нас Путём. Итак, что нуж­но делать? Изо всех сил опустошать себя (...) ум направить к Богу в пря­мом взгляде, волю в люб­ви подчинить Божьей воле. Это легко сказать, но труда всей жизни не достаточно, чтобы до­стигнуть этого, если бы Бог не соделал наиболее существенное. Нам надо всё же доверять, что Бог не откажет в Своей бла­годати, когда мы верно сделаем <то немногое>, что можем. А <то немно­гое^ беря абсолютно, зна­чит для нас очень много» (Крепость, с. 59).

 

Эдит Штайн, обращен­ная атеистка, кармелитка, один из самых выдающихся умов XX века, учёный-философ и одновременно святая, закончила свою зем­ную жизнь 9 августа 1942 г.. Она стала ярким знаком для людей, ищущих истину, и символом единства меж­ду католиками и иудеями. Папа Римский причис­лил её к лику блаженных в Кёльне 1 мая 1987 г. Её канонизировали в Риме 11 октября 1998 г. Годом позже она была объявлена сопокровительницей Европы. Святая Эдит Штайн указывает нам путь в поисках истины и жизни верой каждый день. Её свидетельство и сочинения сегод­ня исключительно актуальны.

 

Вслушаемся в её голос: «Не нуж­но, чтобы под конец своей жизни мы искали доказательства право­мочности религиозного опыта. Но нам необходимо высказаться «за» или «против» Бога. Этого Он от нас требует: решиться, не получив взамен никакой гарантии. Это - ог­ромный риск веры. Дорога ведёт от веры к видению, не наоборот. Тот, кто слишком гордый, чтобы протискиваться через такую узкую калитку, остаётся снаружи. Тот же, кто перебирается на другую сто­рону, ещё при жизни достигает всё более полной ясности и начинает понимать истинность максимы: Credo et intelligam – Верю и пони­маю. Я думаю, что немного удастся добиться на пути переживаний, фигурирующих и конструирую­щихся в воображении. Христос не оставил нас здесь сиротами. Он послал нам Своего Духа, чтобы Тот привёл нас к полной истине (ср. Ин 16,13). Он основал Свою Цер­ковь, ведомую Его Духом, и дал нам на земле Своего наместника, устами которого обращается к нам Святой Дух. Он соединил всех верующих в Церкви и восхотел, чтобы один был ответственен за другого. Таким образом, мы не одиноки, и когда мы теряем доверие к своему распознава­нию и даже к своей молитве, к нам на помощь приходит сила, проистекаю­щая из послушания Церкви и из веры в заступничество других» (Мысли Эдит Штайн, с. 99-100).

 

Edith%20Stein.jpg

 

Пусть пример святой Эдит Штайн мобилизует нас к бескомпромиссно­му странствию дорогой веры, то есть, к такому самовоспитанию, что­бы ежедневная молитва, регулярная исповедь и участие в Евхаристии воспринимались как самая важная привилегия и обязанность, а жизнь по Евангелию - как единственный путь, ведущий к счастью в небе. Вы­разим этот выбор словами молитвы Эдит Штайн:

 

«О Господи, дай мне всё, Что приводит меня к Тебе. И забери у меня всё, Господи Боже, Что может меня отвести от Тебя. Забери меня от себя самой И всю меня прими в Твою собс­твенность».

 

О. Мечислав Пиотровский SChr

 

(Перевод с польского: Виолетта Слиж, Ирина Воловицкая)

 

Источники:

 

1. Эдит Штайн, История одной еврейской семьи

 

2.Эдит Штайн, Размышления о женщине.

 

3. Й. Иммакулата Адамска ОСD, Блеск глубины.

 

4.Эдит Штайн, Знание Креста.

 

https://comiter-478.l....com/22015.html

https://comiter-478.l....com/22199.html

  • Like 11
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Круто. Слава Господи Тебе во святых Твоих! И слава святой Эдит Штайн.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

9 августа. В Европе:

 

СВ. ТЕРЕЗА БЕНЕДИКТА КРЕСТА (Эдит Штайн),

ДЕВА И МУЧЕНИЦА, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ЕВРОПЫ. Праздник

 

Коллекта дня:

Боже отцов наших, Ты привёл святую мученицу Терезу Бенедикту к вере Твоего Сына, распятого на Кресте, и к подражанию Ему вплоть до смерти. † По её заступничеству дай всем людям признать во Христе Спасителя * и через Него прийти к вечному созерцанию Твоей славы. Он с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
  • 11 месяцев спустя...

296749856_5449021318497302_8698394763737680342_n.jpg?stp=dst-jpg_s600x600&_nc_cat=107&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=cuLjRY0Y2BoAX_vdBrS&_nc_oc=AQnHzLljUWAFScewyQqsRkSBWkm6EEtYBxD9ewGu7o46b7NN3SJ-AimY6m63vmjBSTQ&tn=7D16bWVxynpk34al&_nc_ht=scontent-cdg2-1.xx&oh=00_AT9Jstj03DipyqnO533m9iuqRjzkt70RpyOVTBLGE1yjbQ&oe=62F6647D

 

7 секретов св. Эдит Штайн

 

Когда я была студенткой выпускного курса философского факультета Университета Нотр-Дам, Эдит Штайн стала моим другом. Тогда она ещё не была блаженной Эдит Штайн, и, тем более, святой Эдит Штайн, но она, совершенно очевидно, была чрезвычайно умной и святой женщиной. И я очень благодарна ей за её доброту ко мне. Она научила меня многим вещам, которые я называю её секретами, потому что она нашептала их мне в тишине мрачных для меня дней. Я делюсь ими, потому что она – дочь Церкви, и после её канонизации, её секреты принадлежат всем.

 

На её беатификации 1 мая 1987 года (ровно за 24 года до его собственной беатификации 1 мая 2011 года) святой Папа Иоанн Павел II сказал о ней: «Мы преклоняемся перед свидетельством жизни и смерти Эдит Штайн, выдающейся дочери Израиля и, в то же время, дочери Кармелитского Ордена, сестры Терезы Бенедикты Креста, личности, богатая жизнь которой стала драматическим синтезом нашего столетия. Это был синтез истории, полной глубоких ран, до сих пор причиняющих боль. И все они сошлись вместе в одном сердце, которое оставалось беспокойным и мятущимся, пока не обрело, наконец, успокоение в Боге».

 

Кто была эта женщина, которой восхищался Иоанн Павел II?

 

Эдит была последней из 11 детей, рождённых в её семье. Родилась она в Бреслау, Германия (ныне Вроцлав, Польша), в 1891 году, в еврейский Праздник Искупления Йом Киппур. Её отец умер, когда ей было всего два года, и мать содержала семью, взяв на себя управление его лесопилкой. Эдит, чрезвычайно одарённая и очень старательная, хорошо училась в школе, но в 14 лет она сознательно приняла решение перестать молиться, потому что утратила всякую веру в Бога, назвав себя сначала агностиком, а потом и атеисткой.

 

В 1913 году, когда ей было 22 года, она поступает в аспирантуру к профессору Эдмунду Гуссерлю, великому феноменологу, а потом становится его ассистентом. Как-то так получалось, что многие из его учеников обратились в католичество. В 1921 году пережила такое обращение и Эдит Штайн, которая была крещена в первый день Нового 1922 года. Ей было тогда 30 лет. Она хотела поступить в кармелитский монастырь сразу после обращения, но будучи послушной дочерью Церкви, прислушалась к рекомендациям тех, кто был облечён духовной властью, осталась в миру, чтобы быть свидетельницей правды. Она делала это, переводя труды кардинала Ньюмена и св. Фомы Аквинского, продолжая изучать философию, обучая девочек в Католической Доминиканской школе, выступая на встречах женщин-католичек.

 

Наконец в 1933 году, когда ей было 42, Эдит было позволено осуществить свою мечту и полностью посвятить себя Богу, став затворной монахиней-кармелиткой. Приход к власти нацистов и начатые ими преследования евреев положили конец её работе в миру. Она вступила в Кармелитский монастырь в Кёльне, Германия, где вела мирную жизнь до 31 декабря 1938 года, когда под покровом ночи её тайно переправили к кармелиткам в Эхт, Нидерланды.

 

Четыре года спустя Конференция католических епископов Нидерландов совершила акт героического мужества, огласив во всех церквях официальное письмо, осуждающее нацизм. В ответ на это нацисты в Нидерландах приказали арестовать всех евреев, обращённых в католичество. Эдит, теперь уже сестра Тереза Бенедикта Креста, и её родная сестра Роза, которая также обратилась и жила вместе с Эдит в кармелитском монастыре как сестра, выходящая в мир, были арестованы СС-овцами 2 августа 1942 года. Роза была испугана, и это понятно. Эдит, которая уже отдала себя Богу как новую Эсфирь, мягко позвала Розу: «Пойдём. Пойдём за наш народ». Неделю спустя, 9 августа 1942 года Эдит и Роза погибли в газовой камере в Аушвице.

 

С того дня прошло 45 лет, когда я начала свои исследования в Нотр-Дам как аспирантка по философии под руководством Ральфа МакИнери, большого поклонника Эдит Штайн. Это не стало продолжением того студенческого братства в любви к поискам мудрости, которого я ожидала. Мне было одиноко, да ещё и зима наступила слишком быстро. Я впала в депрессию и хотела «покинуть сцену».

 

Выход Эдит Штайн. Она прошла этот путь раньше меня, и у неё были свои секреты, которыми она могла поделиться. И эти секреты помогли сохранить здравый рассудок. Вот они в том самом порядке, в котором она мне их передала:

  • Академическая нагрузка

Каковы бы ни были ваши религиозные взгляды, желание попасть под автобус только ради того, чтобы закончить тяжкий период существования, практически неизбежный для аспиранта, кажется чем-то нормальным или, по крайней мере, не кажется чем-то неслыханным. Я испытала колоссальное облегчение, когда обнаружила, что мои слова: «Я не посягну на свою жизнь, но, если меня собьёт автобус, когда я перехожу дорогу в университетском городке, я буду считать это большой удачей», когда-то уже были сказаны Эдит Штайн. На самом деле!

 

Этот знак, что ни я, ни она не были приспособлены выносить напряжение академической жизни в большом университете, был также знаком того, что нам суждено было стать большими друзьями. Как сказал однажды К.С. Льюис: «Дружба рождается в тот момент, когда один человек говорит другому: «Что? И ты тоже?! А я думал, что я один такой».

  • Изучение Фомы Аквинского

С другой стороны, ничто так не успокаивает душу впавшего в депрессию философа, как изучение св. Фомы Аквинского. Эдит Штайн сформировалась как философ в феноменологической школе, но, став католичкой, она взялась за изучение св. Фомы. Она ценила папские одобрения, потоком лившиеся в течение столетий, кульминацией которых стал особый рескрипт святого Папы Пия X (Мotu Proprio) Doctoris Angelici. Там он пишет: «Мы от всего сердца одобряем ту дань великой хвалы, которая воздаётся этому святейшему гению, и потому считаем, что Фома должен именоваться не только Ангельским, но также и Универсальным Учителем Церкви; потому что Церковь приняла его философию, как свою собственную, что подтверждается множеством самых разных документов».

 

Эдит не была бездельницей. Если Церковь призвала её как католического философа изучать св. Фому, то его она и будет изучать. И что она обнаружила?

 

«Тот, кто пожил некоторое время умом св. Фомы – ясным, острым, спокойным, выверенным – и погрузился в его мир, начинает всё больше и больше чувствовать, что он с лёгкостью и уверенностью делает правильный выбор…» (Гуссерль и Аквинат: сравнение, 1929). Более того, как она написала другу, она не могла не воздать должного уважения св. Фоме, когда он дал ей ответы на философские проблемы, которые ранее казались ей неразрешимыми, предоставив то или другое простое различение.

  • Интеллектуальная привычка

И всё же Эдит полностью соглашалась с доктором Роном МакАртуром, что интеллектуальная привычка имеет значение. Она сформировалась как феноменолог, и всегда до определённой степени подходила к вечным вопросам через этот метод. Однако, сколько бы доброй воли она не вносила в изучение св. Фомы (а она проявила удивительную волю), она знала свои ограничения. Она оплакивала эти ограничения в письме к Отцу-провинциалу доминиканцев Кёльна: «Ещё больнее то понимание, что уже слишком поздно восполнять эти недостатки. Я была бы счастлива, если бы мне не приходилось больше писать. Но пока мои настоятели считают, что благодаря моим знаниям, я возможно смогу и обязана быть полезной другим, мне следует принять как факт, что пробелы, так хорошо известные мне, станут явными и для других».

  • Сладкое смирение

Это сладкое смирение делало её открытой к Истине. Она говорила, ссылаясь на свою жизнь до обращения: «Всякий, ищущий истины, ищет Бога, сознаёт он это или нет» и «Жажда истины была моей единственной молитвой». И как же она, настойчиво искавшая истины, а значит Бога, Его нашла?

  • Лучшие друзья

Одним из самых важных её секретов, доверенных мне, было то, что наши лучшие друзья – блаженные на небесах. Она усвоила этот урок в самый момент своего обращения, которое произошло, когда, оставшись вечером в доме своих друзей, она выбрала в их библиотеке книгу, чтобы скоротать время за чтением. Это была «Книга моей жизни» св. Терезы Авильской, и Эдит залпом прочитала её от начала до конца. Ранним утром следующего дня она перевернула последнюю страницу, закрыла книгу и сказала: «Это правда».

 

Я уже была католичкой, когда в первом семестре своей аспирантуры выбрала «Эссе о женщине», написанные Эдит. Моя соседка по комнате держала эту книгу у себя, но была не готова «нырнуть» в неё, и потому одолжила мне. Я была в полном восторге и следом за эссе прочитала биографию Эдит, написанную матерью-настоятельницей её монастыря после смерти Эдит.

 

Из этой биографии я узнала, что книга великой Терезы стала для Эдит настоящим другом. Хотя у меня уже были любимые святые, чем-то Эдит меня зацепила, притянула и удерживала близко к себе именно тогда, когда я в этом нуждалась.

  • Призвание

Следующий секрет, которым Эдит со мной поделилась, касался свободы молиться и распознавать своё призвание. Хотя я к тому времени уже была замужем и знала, что это моё главное призвание, мне ещё предстояло открыть Божий план в том, что касалось моих занятий философией. Эдит показала мне, что я свободна выбирать, что будет следующим. И моя свобода означала, что я могу всё время следовать за ней туда, куда она меня ведёт, – не к выдающимся достижениям в области философии, но в кармелитский орден, в который я вскоре вступила, как член третьего ордена. Как и сама Эдит, я пережила огромное облегчение и радость, когда исполнила это решение и вступила.

  • Новые друзья

В этой точке, передав меня Елизавете Пресвятой Троицы, которая стала моим новым лучшим другом, Эдит исчезла. Через несколько лет Елизавета также передала меня в другие руки, и история продолжается. Как сказала маленькая св. Тереза из Лизье слуге Божьему Марселю Вану, нам не нужно жаловаться на то, когда и как святые становятся нашими друзьями. Мы можем доверять Богу в том, что это всегда случается вовремя. Эдит тоже знала этот секрет и написала: «В Божьем плане было то, чего я совершенно не планировала. Я прихожу к живой вере и убеждению, что с Божьей точки зрения не существует случайностей, и что вся моя жизнь – до каждой детали, уже нанесена Богом на карту и имеет полный и совершенный смысл в Божьих всевидящих глазах».

 

Я часто думаю об уроках, которые мне преподала Эдит. Некоторые открытия пришли через её «Эссе о женщине», некоторые из её Писем, но ни одно из них не изменило мою жизнь больше, чем пример, который она подала мне, оказавшись там, где я в ней нуждалась, а затем удалившись под сень Его крыл, когда дело было сделано. Я думаю, что она интроверт, но на рекреациях, окружённая теплом своей кармелитской общины, она могла смеяться, как ребёнок, до тех пор, пока по её щекам не начинали течь слёзы. В этой укрытой ото всех жизни она нашла ту радость, которой никогда не переживала на глазах публики. Я молюсь, чтобы она помогла и вам найти своё призвание и ту миссию, которую Бог предназначил для вас, и чтобы вы – неважно, экстраверт вы или интроверт – тоже могли до слёз смеяться от радости.

 

Св. Эдит Штайн, молись за нас!

 

РУСКАТОЛИК.РУ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

68f0e61d2f47c180032bd924623028ce.jpg

 

О. Георгий Чистяков об Эдит Штайн

 

ЭДИТ ШТАЙН: ТАЙНА ВЕРЫ

В поисках вечного града

 

«Нам просто необходим час, в течение которого мы бы в молчании вслушивались в Слово Божие, давая ему действовать в нас», - писала Эдит Штайн. И в другом месте: «Бога надо молча слушать часами». Наконец, в «Науке Креста», над которой она продолжала работать и 2 августа 1942 года, в тот день, когда была арестована нацистами: «Самыми счастливыми в жизни Иисуса были, конечно, те часы в молчании ночи, когда Он один на один вёл диалог с Отцом». Казалось бы, естественно, что не просто монахиня-кармелитка, но затворница, открывшая для себя христианство благодаря текстам святой Терезы из Авилы, рассуждает именно так. Однако...

 

Доктор Эдит Штайн, или сестра Тереза Бенедикта Креста, кармелитка из Эхта, 9 августа 1942 года встретившая смерть в газовой камере в Освенциме и канонизированная в Риме 11 октября 1998 года Иоанном Павлом II, была не просто монахиней. Эдит Штайн родилась в Бреслау (ныне Вроцлав) в 1891 году в еврейской семье. Несмотря на бедность и, главное, вопреки той мрачной атмосфере, в которой проходили её школьные годы, она сумела поступить в университет в родном городе, где оказалась единственной девушкой на философском факультете.

 

В 1913 году Эдит переходит в Гёттингенский университет, в «мой дорогой Гёттинген», как потом писала она в одном из писем; там её сразу заметил Эдмунд Гуссерль, один из крупнейших философов XX столетия, вошедший в историю как основоположник феноменологии. Гуссерль привлёк Эдит к совместной работе и затем сделал своим ассистентом. Он поручил ей разбирать и систематизировать свой архив и по-настоящему дорожил любимой ученицей, но, будучи крайним эгоцентриком, считал, что Эдит может выйти замуж только за человека, который вместе с ней будет работать в качестве его помощника. Архив Гуссерля хранится в Лувенском университете. С тем, как он был систематизирован Эдит Штайн, в настоящее время не может не познакомиться каждый, кто пользуется хранящимися в нём материалами.

 

Эдит Штайн пишет статьи и книги и много преподаёт, а вечерами переводит с латинского языка на немецкий сочинения Фомы Аквинского, считая, что «переводчик должен напоминать стекло, которое пропускает сквозь себя весь свет, но при этом само остаётся невидимым», и блестяще комментирует их. Возможно, именно с её работ начинает утверждаться новое отношение к святому Фоме, которого теперь перестают переписывать заново, но именно воссоздают средствами немецкого или любого другого языка, сохраняя его стиль и все черты его индивидуальности. Мало-помалу она становится заметной фигурой в европейской науке и видным представителем феноменологической школы, но по-прежнему остаётся абсолютно равнодушной к религии.

 

Эдит перестала посещать синагогу, где постоянно бывала её благочестивая мать, ещё ребёнком; она не считала себя верующей и чувствовала, как и её учитель Гуссерль, что христианство от неё, философа и интеллектуала, так же далеко, как и религия предков - иудаизм. При этом отношение Гуссерля, который никогда не считал себя атеистом, лучше всего характеризуется словом дистанцированность; как свидетельствует его ученица (и крёстная мать Эдит Штайн) Ядвига Конрад-Марциус, однажды он сказал студентам: «Посмотрите на мой Новый Завет. Он всегда лежит у меня на письменном столе, но я никогда его не открываю. Ибо знаю, что, начав его читать, буду вынужден бросить философию». Позднее Гуссерль, как пишет Эрих Прживара, заметит, что в католической философии Эдит Штайн видно наиболее чистое воплощение его идей, а 15 апреля 1934 года, когда его ученица примет имя Тереза Бенедикта, пошлёт ей поздравительную телеграмму.

 

Однако Эдит, в отличие от своего мэтра, до 1917 года над проблемами веры просто не задумывалась. К размышлениям о вере её подтолкнула смерть Адольфа Рейнака, тоже ученика Гуссерля, убитого во Фландрии во время военных действий, и то мужество, с которым приняла его вдова своё горе. «В этот момент моё неверие рухнуло, мой иудаизм побледнел, а Христос начал сиять: Христос в тайне Креста... Это была моя первая встреча с Крестом и с той божественной силой, которая даруется тем, кто берёт его на плечи».

 

Именно тогда Эдит начинает читать Новый Завет. В это время она пишет своей сестре Эрне: «Мне бы хотелось рассказать тебе немного о том, что даёт мне новые силы после каждого нового удара, который я получаю... Я могу просто признаться, что после всего того, что я пережила за последний год, я говорю жизни "да" увереннее, чем когда-либо раньше».

 

Примерно тогда же, имея в виду исключительно научный интерес, она купила «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы и скоро неожиданно для себя поняла, что не может ограничиться простым чтением этого текста, но должна проделать упражнения. «Вопрос заключался лишь в том, что для этого было необходимо тридцать дней». К концу чтения Эдит осознала, что стала верующей. Об этом она потом расскажет отцу Эриху Прживаре.

 

«Я испытывала жажду жизни, ибо прекрасно видела, что не жила, а лишь боролась с тенью смерти», - писала Эдит, имея в виду и смерть Адольфа Рейнака, и самоубийство одного из коллег, и только что закончившуюся Первую мировую войну. Жажда эта была утолена неожиданно. В 1921 году, прочитав автобиографию святой Терезы из Авилы, она переживает мгновенное озарение, какой-то полный духовный переворот и сразу принимает решение креститься. Это было в доме Ганса Теодора Конрада и его жены Ядвиги Конрад-Марциус. Взяв книгу, как признавалась сама Эдит, «со скуки», она «мгновенно была захвачена ею и не могла остановиться, пока не дочитала её до конца. "Вот истина!" - сказала я себе, когда закрыла книгу».

 

Эта истина заключалась в том, что теперь Эдит осознала: христианство даёт возможность не размышлять о Боге, но прикоснуться к Нему, встретив Его Самого в глубинах собственного «я». Он - Тот, живой диалог с Кем можно начать в любой момент. Вера, напишет потом она в одной из своих книг, «хочет больше, чем отдельных истин о Боге; она хочет Самого Бога, Который есть истина, Бога целиком. Вера даёт возможность, не видя Бога, схватиться за Него».

 

Эдит решает пойти по стопам Терезы и стать кармелиткой, но сразу уйти в монастырь ей не удаётся. Она продолжает работу со студентами, преподаёт в Педагогической академии в Мюнстере, занимается научны­ми разработками и пишет книги, хотя ведёт по-настоящему монашеский образ жизни и в глубине своего сердца уже давно живёт в Кармеле, где позднее, в 1938 году, принесёт вечные обеты.

 

Сложно складываются её отношения с матерью, которая не в силах понять выбор дочери и считает её почти предательницей. Эдит не пытает­ся доказать ей свою правоту, а просто старается быть рядом с ней. Иногда она даже ходит вместе с ней в синагогу. Потом её мать скажет: «Я никогда не видела, чтобы кто-нибудь молился, как Эдит. Но удивительнее всего, что она по своей книге может следить за нашими молитвами».

 

Христианка, Эдит Штайн не отказывается от своего еврейства. Через крещение она не приходит, но возвращается к Богу, от Которого, подобно блудному сыну, ушла в ранней юности. На вопрос, почему она не вернулась в синагогу, а пришла в Церковь, сестра Тереза Бенедикта, наверное, могла бы ответить так же, как сделал это потом Жан-Мари Люстиже, кардинал, архиепископ Парижский. Отвечая на вопрос журналиста, почему он, осознав, что предназначен для духовной карьеры, не стал раввином, а крестился и поступил в семинарию, кардинал, цитируя слова Андрея и Нафанаила из Евангелия от Иоанна, сказал: «Я просто понял, что Иисус - это Мессия Израилев».

 

Быть может, не случайно она приняла крещение 1 января - в тот день, когда Церковь празднует Обрезание Господне. Торжество, которое более всего указывает на принадлежность Иисуса к еврейскому народу и тому Завету, который Бог заключил с Моисеем на горе Синай. Христианство как для Люстиже, так и для Эдит Штайн - не отрицание, а, наоборот, кульминация еврейства. Исполнение всех пророчеств. «Пойдём же за наш народ», - сказала Тереза Бенедикта своей сестре Розе, когда за ней пришли из гестапо.

 

Однако объяснить всё это матери Эдит не могла. Как писала она са­ма, «вера в Мессию среди иудеев сегодня практически исчезла. И, в сущности, одновременно с нею исчезла вера в жизнь вечную. Именно поэтому я не смогла сделать так, чтобы моя мать поняла, почему я крестилась и вступила в орден».

 

В Кармеле сестра Тереза Бенедикта не перестаёт заниматься наукой. Вплоть до самого ареста она по заданию конгрегации работает над большой книгой о святом Хуане де ла Крус. «Наука Креста» - так называется этот труд, где даётся философское осмысление аскезы и говорится о молитве на языке современной философии.

 

Опираясь на тексты святого Хуана, Эдит говорит о встрече с Богом, возможной лишь в глубинах души. Особенно её занимает тема келейной молитвы, которая возносится лишь в полном одиночестве. В молчании. Сестра Тереза Бенедикта в «Науке Креста» пишет, что самыми счастливыми в жизни Иисуса были ночные часы, когда Он оставался наедине с Отцом и говорил с Ним. Далее она отвечает на вопрос, почему именно они были самыми счастливыми Его часами. «Они позволяли Ему отдышаться после дня, проведённого среди людей и шума жизни». Оказывается, что молчание не самоценно. «Я полагаю, что всё больше погружаясь в Бога, человек должен больше и больше выходить за пределы самого себя, иначе говоря, всё больше посвящать себя миру, внося в него божественную жизнь», - писала Эдит в 1928 году.

 

Научная работа вполне может стать молитвой. Главное заключается в том, чтобы отдавать людям вокруг себя всё то, чем ты обладаешь. Понять, что науку можно превратить в служение Богу, как признаётся сама Эдит Штайн, ей помог только Фома Аквинский, вернее, её работа над его трактатом «De veritate» - «Об истине».

 

Уединение, одиночество, затвор, уход в пустыню и так далее, - всё это, с точки зрения сестры Терезы Бенедикты, сегодня, в условиях XX века, приобретает особый смысл. Время проповеди и обращений прошло. Сегодня надо не обращать других, а обращаться самим и служить другим, любя людей вокруг и помогая им, но, не надеясь, что они примут всё то, чем живёшь ты. Не случайно Иисус исцеляет тех, кто страдает, спеша на помощь всем и каждому, а затем уходит на всю ночь в своего рода за­твор, чтобы там молиться в полном одиночестве. Он не навязывает другим Своей молитвы, но молится за них один на горе - in monte solus.

 

Нам, если мы хотим быть Его учениками, такая молитва абсолютно необходима. «Молитва - это лестница Иакова, по которой дух человека поднимается к Богу, а благодать Божия спускается к человеку». В молитве человек переживает реальное прикосновение Божьей десницы, но это вовсе не означает, что он должен погрузиться в состояние, близкое к экстазу.

 

«Душа, обновлённая в Духе Святом, обладает внутренней и непроизвольной восприимчивостью», но выражается она только в том, что нам даётся способность адекватно и с должной глубиной воспринимать действительность. Именно в этом заключается, как в «Науке креста» говорит Эдит Штайн, «реализм святости». При этом та gratia pro gratia, или «благодать на благодать» (Ин 1. 16), которая даётся нам Богом «в часы внутренней молитвы», остаётся недоступной для нашего взора.

 

Задача христианина заключается в том, чтобы научиться «жить в руках Бога». Такова «маленькая и совсем простая истина», о которой Эдит Штайн постоянно задумывается в письмах к друзьям и сестрам из Кармеля. «Предаться в руки Бога» - это непросто всегда, даже и в тех случаях, когда вокруг царят тишина и благополучие. Но в условиях тоталитаризма, когда вовсю работает машина массового уничтожения людей, это почти невозможно.

 

Как далека «жизнь в руках Бога в простоте младенца и смирении мытаря» от существования «доброго христианина», который «исполняет свой долг», читает какую-нибудь «хорошую газету», «голосует, как положено» и прочая... - так писала Эдит Штайн, понимая, что христианство - это «долгая и опасная экспедиция», как скажет потом о. Александр Мень. И верно. Эдит Штайн была чуть ли не единственной за всю историю своей конгрегации монахиней-кармелиткой, покинувшей затвор и вышедшей за пределы монастыря через те самые двери, которые, казалось, навсегда закрылись за ней, давшей вечные обеты.

 

Нацизм для Эдит Штайн оказался проблемой не только в силу того, что она была еврейкой. С ранней юности Эдит, презиравшая «громогласные "ура" официального патриотизма», тем не менее, чувствовала себя немкой и придавала этому ощущению большое значение. Она писала Роману Ингардену, одному из своих коллег по феноменологическому кружку, сгруппировавшемуся вокруг Гуссерля, что не может быть влюблённой в Германию, поскольку нельзя быть влюблённой в саму себя: «Я сама - Германия, или, вернее, часть её». А что теперь? Как ощущать себя частью этой Германии? «Горе этой стране», - пишет сестра Тереза Бенедикта в январе 1938 года.

 

Остро чувствуя свою принадлежность и к немецкому народу, и к еврейскому, и к Церкви, и к человечеству и, что бесконечно важно иметь в виду, будучи далека от любого индивидуализма, затворница не от мира, но для мира, она, без сомнения, пыталась не только противостоять анти­семитизму нацистов, но и осмыслить его. Об этом (в частности, о своём письме Пию XI) Эдит Штайн рассказывает в очерке «Как я поступила в Кармель в Кёльне», однако текстов, в которых бы шла речь об этом, до нас почти не дошло.

 

Исключение составляет одна её фраза, записанная 9 ноября 1939 го­да сестрой Ренатой Святого Духа, которая станет потом первым биографом Эдит: «Сестра Бенедикта оцепенела от горя: Тень Креста ложится на мой народ». Вообще в этот период выражение «мой народ» становится в языке Эдит одним из ключевых. Речь идёт здесь, разумеется, не о том, что в период Холокоста над евреями исполнилось то проклятие, которое они сами призвали на свои головы словами «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27.25), как поняла слова Терезы Бенедикты сестра Рената, а о чём-то другом. О чём именно?

 

6 сентября 1938 года, принимая группу паломников из Бельгии, Пий XI сказал им: «В духовном плане мы - семиты». Его слова подхватил Жак Маритен, прокомментировавший их следующим образом: «Антисемитизм... это движение, в котором мы, христиане, не можем принимать ни­какого участия... В духовном плане мы - семиты: ничего более веского никогда не было сказано христианином против антисемитизма, и этот христианин - преемник святого Петра». И далее: «Антисемитизм нацистов есть по своей сути безумное отрицание Откровения с Синая и Закона 10 заповедей, в нём особенно проявляются... сверхъестественные страх и ненависть к христианству, к Закону Евангелия и к Царю Иудейскому... принявшему плоть от Девы Израиля».

 

Скорее всего, Эдит Штайн говорила именно об этом: Ветхий Завет для неё неотделим от Нового, поэтому евреи, обречённые нацистами на уничтожение именно по той причине, что Бог в Библии провозглашает их избранным народом, тогда как таковым, по их мнению, являются арийцы, умирая, в своём мученичестве становятся свидетелями правды не только Ветхого Завета, но и Евангелия, а, следовательно, Креста. Как младенцы из Вифлеема.

 

Эдит Штайн переступила порог Кармеля как раз в то время, когда начиналось массовое уничтожение евреев. С точки зрения ряда её друзей, этот шаг спасал её от концлагеря, однако сама она думала по-другому: «О, в это я не верю. Меня несомненно вытащат отсюда; во всяком случае, я не могу считать, что меня оставят в покое».

 

Сестра Бенедикта была права. Когда 2 августа 1942 года в монастырях Голландии было арестовано 245 беженцев из Германии, евреев, принявших католичество, она оказалась среди них. В специальном циркуляре рейхскомиссара по этому поводу говорилось: «Мы должны считать являющихся католиками евреев стопроцентными евреями и нашими злейшими врагами... по этой причине мы должны сделать так, чтобы они были депортированы на восток как можно скорее».

 

Она была арестована прямо в монастыре и увезена в концлагерь, сначала в Вестерборк, потом - в Освенцим. «Предательница», которая «отвергла» веру отцов, оказалась среди еврейских детей, за которыми, по некоторым данным, ухаживала в концлагере в последние дни своей жизни. Правда, конкретных свидетельств о том, что именно делала в лагере сестра Тереза Бенедикта в период с 2 по 9 августа 1942 года, нет, но в годы Первой мировой войны она окончила курсы сестёр милосердия и по-настоящему серьёзно работала в госпиталях, причём не только среди раненых, но и в отделении детской травматологии.

 

На железнодорожном вокзале в Шифферштадте сестру Бенедикту в монашеском одеянии увидела одна из её бывших учениц. Она успела крикнуть: «Передайте привет сестрам святой Магдалины. Меня увозят на восток». И передала ей клочок бумаги, на которой успела написать карандашом: «Привет! От тех, кого увозят в Польшу. Сестра Терезия Бенедикта».

 

Как и мать Мария (тоже философ, церковный писатель и монахиня! Удивительно, но они были ровесницы), Тереза Бенедикта кончает жизнь в газовой камере - 9 августа 1942 года, согласно опубликованным вскоре после войны Министерством юстиции Нидерландов официальным дан­ным. Обе умирают как мученицы. В православной инокине из Парижа кармелитка из Эхта нашла свою поистине родную сестру во Христе. «Я хочу только, чтобы во мне и через меня исполнилась воля Божия... Всё зависит от Него, поэтому я не волнуюсь. Но молитва необходима, чтобы сохранить верность несмотря ни на что и при любых обстоятельствах», - писала Эдит Штайн 16 апреля 1939 года матери Петре Брюнинг.

 

Православная инокиня, католический священник, русский батюшка из Парижа, лютеранский пастор и монахиня-кармелитка. Мать Мария Скопцова, отец Максимиллиан Кольбе и Дитрих Бонхоффер, отец Димитрий Клепинин и доктор Эдит Штайн, она же - сестра Тереза Бенедикта. В условиях полного торжества гитлеровского тоталитаризма, который беспощадно расправлялся с любыми проявлениями человеческого «я», они нашли силы идти путём свободы - духовной, интеллектуальной и личной. Не имея никакого отношения ни к одной из победивших Гитлера армий, они, как теперь становится ясно, сумели сделать не меньше, чем боевые генералы, руководившие военными операциями, или действовавшие в тылу у нацистов партизаны.

 

Все они были лишены жизни в концлагере, но при этом сумели не испугаться, стали не пассивными жертвами, а живыми свидетелями, как и призывал воскресший Иисус, той победы, которую Он одержал над злом. Иисус научил человека той самой невооружённой и не защищенной ничем, кроме веры, смелости, которая с первых дней истории Церкви и доныне не перестаёт поражать тех, в поле чьего зрения оказывается праведник. Они, быв её ярчайшими носителями, стали святыми для двадцать первого века.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

296831715_5449013731831394_4172112561983337823_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=peDV0sGCCK0AX8_qazB&tn=7D16bWVxynpk34al&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT9YhYFWe6RXm_GXQfPvELDRWJpK8hfCFdVEebb38cAztQ&oe=62F65C00

 

Святая Эдит Штайн. Мозаика. 1999. Капелла Redemptoris Mater, Ватикан

 

Эдит ШТАЙН (сестра Тереза Бенедикта Креста): цитаты

 

***

«Сущность любви состоит в преданности»

 

***

«Самыми счастливыми в жизни Иисуса были, конечно, те часы в молчании ночи, когда Он один на один вёл диалог с Отцом»

 

***

«Вера хочет больше, чем отдельных истин о Боге; она хочет Самого Бога, Который есть истина, Бога целиком. Вера даёт возможность, не видя Бога, схватиться за Него»

 

***

«Я полагаю, что всё больше погружаясь в Бога, человек должен больше и больше выходить за пределы самого себя, иначе говоря, всё больше посвящать себя миру, внося в него божественную жизнь»

 

***

«Нет нужды до конца жизни искать доказательств того, что наши религиозные чувства объективны. Однако совершенно необходимо, чтобы мы однозначно сказали свое «за»или «против» Бога. От нас только это и требуется: решиться на этот шаг, не требуя квитанции с гарантией. В этом состоит риск веры. Путь ведет от веры к рассудительности, а не наоборот. Тот, кому гордыня не позволяет пройти этим узким путем, остается снаружи. Но тот, кто проникнет на другую сторону, еще во время земной жизни достигнет великого света и постигнет то, что называется Credo et intelligam – Верую и понимаю. По-моему, здесь немногого удастся достичь путем конструирования в своем воображении религиозных переживаний. Христос не оставил нас одинокими сиротами. Он прислал нам своего Духа, чтобы Он привел нас к полной истине (см. Иоан. 16,13). Он основал свою Церковь, руководимую Его Духом, и дал нам своего наместника, чьими устами обращается к нам Святой Дух. В Церкви Он объединил всех верующих и хотел, чтобы они были ответственными друг за друга. Мы не остались одинокими, и благодаря этому, если и потеряем доверие к своим собственным мыслям и даже к своей молитве, нам на помощь приходит сила, истекающая из послушания Церкви, и из веры в заступничество других»

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Edith-Stein.jpg

 

День памяти: 9 августа

Годы жизни: 1891 - 1942

Покровительница: обращенных евреев, мучеников, Всемирного дня молодежи

 

Эдит Штайн (таково было имя этой святой при рождении) родилась 12 октября 1891 г, в принадлежащем тогда Германии, городе Бреслау. Она была еврейкой. Отец Эдит занимался бизнесом связанным с лесоматериалами, но скончался, когда Эдит было 2 года.

 

Эдит закончила курсы медсестер и во время I Мировой войны работала в австрийском полевом госпитале. Хотя с рождения, она принадлежала к иудейскому вероисповеданию, в 14 лет Эдит отказалась от своей веры.

 

Когда австрийский полевой госпиталь расформировали, Эдит Штайн отправилась в Германию и с отличием окончила докторантуру. 1 января 1922 г она приняла крещение, став христианкой. Эдит поступила в монастырь кармелитов, и, 15 апреля 1934 г. приняла облачения под именем Терезы Бенедикты. 2 августа 1942 г. ее, в часовне, вместе с другими сестрами, арестовали гитлеровские нацисты. Их препроводили в пересылочный лагерь, где они были отравлены газом (вероятная дата - 9 августа 1942 г.). Во время нацистских гонений, Тереза Бенедикта Креста умерла смертью католической мученицы. Папа Иоанн Павел II возвел ее в ранг блаженных в Кельне 1 мая 1987 г.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
56 минут назад, Neta сказал:

Возможно, это изображение 1 человек

Эдит Штайн.

К сожалению изображение не открывается, не удаётся установить соединение с сайтом. Я думаю, надо копировать фото на свой аппарат, а потом вставлять. Так будет надёжнее и долговечнее.😍

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...