Перейти к содержанию

Моральные казусы


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Просвещенная Совесть, Христианская Мудрость,... Навык К Различению Добра И Зла

 

Слишком общие и неконкретные понятия (хотя. надо признаться, звучат красиво). Зависят от контекста ситуации и конкретного деяния.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,8 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Отец Владимир, а как решил бы конкретно эту задачу православный учебник?

А вот так:

 

"Православная Церковь никогда не обращалась к казуистике и всегда предупреждала заботиться об избежании коллизий, в особенности таких, в которых повинен сам человек. (...) главным правилом при решении этих случаев должна служить Просвещенная Совесть, Христианская Мудрость, или, по выражению Апостола, должен решать Навык К Различению Добра И Зла (Евр. 5:14). Чем чище совесть человека, тем вернее будет она решать эти недоумения. Запасшись тем духовным снаряжением, о котором говорит ап. Павел в своем послании к Ефесянам, тем удачнее будет человек избегать действительных столкновений обязанностей. Нравственное бодрствование и молитва имеют здесь большое значение, как и вообще во всех моментах жизни христианина. Так, апостол Иаков указывает для христиан при коллизии на непосредственное научение от Бога после усердной молитвы (Иак. 1:5), обещанное верующим Самим Спасителем в критические минуты их жизни (Лк. 12:11–12)."

 

https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/konspekt-po-nravstvennomu-bogosloviyu/3_18

 

 

Честно говоря, такой отает мне нравится больше всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец Владимир, а как решил бы конкретно эту задачу православный учебник?

А вот так:

 

"Православная Церковь никогда не обращалась к казуистике и всегда предупреждала заботиться об избежании коллизий, в особенности таких, в которых повинен сам человек. (...) главным правилом при решении этих случаев должна служить Просвещенная Совесть, Христианская Мудрость, или, по выражению Апостола, должен решать Навык К Различению Добра И Зла (Евр. 5:14). Чем чище совесть человека, тем вернее будет она решать эти недоумения. Запасшись тем духовным снаряжением, о котором говорит ап. Павел в своем послании к Ефесянам, тем удачнее будет человек избегать действительных столкновений обязанностей. Нравственное бодрствование и молитва имеют здесь большое значение, как и вообще во всех моментах жизни христианина. Так, апостол Иаков указывает для христиан при коллизии на непосредственное научение от Бога после усердной молитвы (Иак. 1:5), обещанное верующим Самим Спасителем в критические минуты их жизни (Лк. 12:11–12)."

 

https://azbyka.ru/ot...ogosloviyu/3_18

 

Внешне красивое но фактически пустопорожнее бла-бла-бла.

 

Прошу прощения за грубость оценки

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, такой ответ мне нравится больше всего.

Конечно, это же просто замечательно! Не знаешь, как поступить - молись, постись, слушай радио "Радонеж", и тогда возможно, что на смертном одре ты наконец поймешь, правильно ты сделал или согрешил.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Можно ли заказывать пиццу в воскресный день? Ведь тем самым вынуждаем работать как минимум повара и курьера.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, не знаю. В воскресный день много кто на нас работает.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, разносчик пиццы все равно на работе вне зависимости от заказа. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело в том, что именно мои действия — конкретный заказ — вызывает необходимость производства работ. А вот водитель автобуса, например, всё равно будет рулить, вне зависимости от того, вошёл я в автобус или нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, в любом случае - он уже на работе (дежурстве).

И получит заработную плату.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно ли заказывать пиццу в воскресный день? Ведь тем самым вынуждаем работать как минимум повара и курьера.

Я думаю, что никакого греха здесь нет. Приготовление пищи в воскресный день не запрещается ведь? Значит, с поваром вопрос решен. А разносчик пиццы... Вы имеете в виду, что он занимается физическим трудом?:) Тогда и в ресторан грез сходить: будут работать повар и официант. Но кто скажет, что по воскресеньям грешно обедать в ресторане? П рпз в ресторан пойти не грех, то и пиццу можно заказывать с чистой совестью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ведь тем самым вынуждаем работать как минимум повара и курьера.

 

Но кормите их семьи, а также их работодателя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Вопрос об адиафорах. Как известно, ап. Павел советует все совершать во славу Божию, то есть христианин должен стараться всякое свое деяние возводить к высшей цели - Богу. В книге Маусбаха "Католическое моральное учение и его противники" акцентируется тот факт, что прежде чем возвести поступок к этой высшей цели, необходимо осознать, что действие является нравственно добрым: если я задумал построить приют для бездомных, я сперва осознаю этот поступок как добрый, а потом уже совершаю его во славу Божию. Что касается адиафор, то они могут стать добрыми действиями, если возводить их к благой цели, но к Богу как к высшей цели они возводятся только опосредованно, именно через какую-то другую добрую цель. Таким образом\. нельзя сказать: "Я сейчас постою на голове во славу Божию", нужна некая посредствующая цель, например развеселить кого-то, принести пользу своему здоровью и т. п. Если это все верно, так как оценить следующий житийный эпизод, упоминаемый, если я правильно помню, в фильме "Падре Пио". Один жонглер ушел в монастырь. Там он, конечно, как положено посещал все службы, но он из них мало что понимал, он не знал обычных, традиционных молитв, да и вообще навыка молитвы у него как такового не было Но стремясь угодить Богу, он оставался после богослужения в пустом храме, становился перед статуе Девы Марии и делал то, что он умел: жонглировал перед ней цветными шарами. Кто-то из братьев, случайно это увидев, рассказал обо всем аббату, который, украдкой заглянув в базилику, к своему изумлению стал свидетелем того, как Дева Мария улыбнулась жонглеру, а Богомладенец Христос захлопал в ладоши.

 

Итак, вопрос: чем случай с этим жонглером отличается от стояния на голове "во славу Божию" в приведенном Маусбахом примере? Или данный житийный эпизод противоречит католическому моральному учению, а потому вызывает сомнения в своей подлинности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно ли заказывать пиццу в воскресный день?

С этим вопросом вроде бы разобрались. Во всяком случае, возражений высказанному мной мнению не последовало. А вот не грех ли вызывать в воскресенье уборщицу? Тут мы уже однозначно имеем дело с физическим трудом. Но во-первых, наверняка неизвестно, христианка ли она, хотя, конечно, больше вероятности, что она крещена (вообще на иноверцев предписания позитивного церковного закона не распространяются), но она скорее всего не церковная и не соблюдает предписания о воскресном отдыхе, не посещает воскресные богослужения и т. п. Так как быть? Является ли тот факт, что она крещена в РПЦ (наибольшая вероятность) сам по себе обусловливающим недопустимость нанять ее воскресный день?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 месяцев спустя...

Спасибо большое, не находилась. Если вопрос уже обсуждался, можно дать ссылку.

Коснулось лично меня, и я в определенной растерянности.

Возрастающие требования к "бумаготворчеству" на работе давно привели к тому, что большую часть бумаг я делаю дома (рабочий день ненормированный, не сижу "от звонка до звонка"). Где-то когда-то читала (не помню за давностью лет), что это не является нарушением воскресного покоя. В последнее время стала встречать противоположную информацию. Ну и по сути - я ведь работаю, а не отдыхаю (хотя и не весь день). Попытки полностью отказаться от каких-либо дел, связанных с работой, в воскресенье, поставили перед дилеммой: или просто не выполнять часть требуемого, получать по шапке и подставлять еще и других, или сидеть за компьютером ночами, что явно не идет на пользу здоровью (уже аукнулось).

Существует ли приемлимый выход в данной ситуации?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надзея, можно я ваш вопрос в нашей группе на фейсбуке задам?
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Католический взгляд предполагает (я сновываюсь преимущественно на прочитанном у св. Альфонса Лигуори), что под предписанным воскресным отдыхом понимается воздержание от физического труда. Таким образом, вопрос должен сводиться к следующему: является ли упомянутая работа с бумагами физическим или интеллектуальным трудом? Если это интеллектуальный труд (а скорее всего это так, ведь даже вышивание относят к интеллектуальному труду), то пожалуйста - хоть весь день занимайтесь бумагами, если нужно, , только на мессу не забудьте сходить.:)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Католический взгляд предполагает... - хоть весь день занимайтесь бумагами, если нужно , только на мессу не забудьте сходить.:)

Так вот, оказывается, где первоисточник! Очень авторитетный.

Но, тем не менее, мои сомнения основаны вот на чем: смысл заповеди в том, что касается воздержания от труда - в предотвращении исчерпания сил от чрезмерного труда. Во времена св. Альфонса Лигуори, как мне представляется, интеллектуальный труд был делом привилегированных классов, и занятие им было делом добровольным.

Сейчас же ситуация, к сожалению, изменилась. Интеллектуальный труд в том проявлении, о котором я писала, все больше становится похожим на рабский. По крайней мере, я иногда чувствую, что мозг, фигурально выражаясь, кричит от перенапряжения. И отдых требуется именно ему. Кстати, в теплое время года таким отдыхом прекрасно могла бы служить работа на даче, или нетяжелая работа по дому (а сейчас тяжелой нет). Но все это уже попадает под запрет.

Короче говоря, у меня получается противоречие между буквой и духом, что не добавляет ясности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надзея, можно я ваш вопрос в нашей группе на фейсбуке задам?

Да, конечно.

Изменено пользователем Надзея
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во времена св. Альфонса Лигуори, как мне представляется, интеллектуальный труд был делом привилегированных классов, и занятие им было делом добровольным.

Я в этом не уверен. Лигуори приводит в качестве труда, дозволенного в воскресный день, преподавание музыки. Неужто учителя музыки были все сплошь состоятельными людьми и занимались этим от нечего делать? И тут следует смотреть на вопрос шире:дозволяется зарабатывать в воскресный день репетиторством. Но этим занимаются и занимались далеко не от хорошей жизни и без гарантии высокого заработка (вспомните Раскольникова из "Преступления и наказания", получавшего за свои уроки копейки).

 

Кстати, в теплое время года таким отдыхом прекрасно могла бы служить работа на даче, или нетяжелая работа по дому (а сейчас тяжелой нет). Но все это уже попадает под запрет.

Полагаю, Церковь могла бы изменить обычаи в изложенном Вами ключе, но пока этого не произошло, есть то, что есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Короче говоря, у меня получается противоречие между буквой и духом, что не добавляет ясности.

 

Попробуйте сопоставить свою ситуацию с тем что говорит катехизис и каноническое право.

 

 

ККП ( https://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf ):

 

Кан. 1247 – В воскресенье, а также по другим заповеданным праздникам верные обязаны участвовать в Мессе. Кроме того, им надлежит воздерживаться от тех работ и занятий, которые могут помешать отправлению культа Бога, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху.

 

 

ККЦ 2184 - 2188 ( https://catholic.tomsk.ru/catechism/0321.htm#s3p2a5 )

 

День благодати и отдыха от труда

Как Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих» (Быт 2, 2), так и человеческая жизнь проходит в ритме труда и отдыха, сменяющих друг друга. Установление Дня Господня способствует тому, чтобы все имели время для отдыха и свободно избранных занятий, достаточное для того, чтобы посвящать себя семейной, культурной, социальной и религиозной жизни.

В воскресенье и другие дни предписанных праздников верные должны воздерживаться от трудов или деятельности, которые препятствуют должному почитанию Бога, радости, присущей Дню Господню, исполнению дел милосердия и необходимому отдыху тела и духа.
Семейные обязанности или дело, приносящее большую общественную пользу, представляют собой законное основание для несоблюдения предписания о воскресном отдыхе. Верные должны следить за тем,
чтобы эти законные причины не повлекли за собой привычек, вредных для религии, семейной жизни и здоровья.

Любовь к истине ищет святого покоя; неизбежный долг любви принимает на себя праведный труд.

Христиане, располагающие временем для досуга, пусть помнят о братьях своих, у которых есть те же права и те же нужды, но которые не могут отдыхать из-за бедности и нищеты. Воскресенье традиционно посвящается, согласно принципам христианского благочестия, добрым делам и смиренному уходу за больными, инвалидами, стариками. Христиане освящают также этот день, даря своей семье и близким время и заботу, которые трудно предоставить в другие дни недели. Воскресенье - время размышления, молчания, чтения и раздумия, которые способствуют росту духовной и христианской жизни.

Почитание воскресных и праздничных дней требует общих усилий. Каждый христианин должен избегать того, чтобы без нужды налагать на других дела, которые помешают блюсти День Господень. Когда обычаи (спорт, развлечения и т.д.) или причины социального характера (общественные службы и т.д.)
требуют от некоторых воскресного труда, каждый несет ответственность за то, чтобы иметь достаточное время отдыха.
Верные должны благоразумно и с любовью заботиться о том, чтобы массовый досуг не вызывал, как это иногда бывает, эксцессов и насилия. Несмотря на экономические трудности, власти должны стараться обеспечить гражданам свободное время для отдыха и для религиозной жизни. Работодатели имеют подобные же обязанности по отношению к своим служащим.

В порядке уважения к религиозной свободе и к общему благу, христиане должны добиваться законного признания воскресных дней и церковных праздников нерабочими днями. Им надлежит подавать всем публичный пример молитвы, уважения и радости, а также защищать свои традиции как драгоценный вклад в духовную жизнь человеческого общества.
Если законодательство страны или другие причины заставляют людей работать в воскресенье, этот день должен быть, тем не менее, прожит как день нашего освобождения, которое позволяет нам участвовать в «торжествующем соборе», «церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр 12, 22-23).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надя, а в субботу не можете закончить работу с бумагами?

Если никак не можете, то что же делать... Придётся в воскресенье. Но это не полезно. Нужен хотя бы один день отдыха. Просто необходим!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое, не находилась. Если вопрос уже обсуждался, можно дать ссылку.

Коснулось лично меня, и я в определенной растерянности.

Возрастающие требования к "бумаготворчеству" на работе давно привели к тому, что большую часть бумаг я делаю дома (рабочий день ненормированный, не сижу "от звонка до звонка"). Где-то когда-то читала (не помню за давностью лет), что это не является нарушением воскресного покоя. В последнее время стала встречать противоположную информацию. Ну и по сути - я ведь работаю, а не отдыхаю (хотя и не весь день). Попытки полностью отказаться от каких-либо дел, связанных с работой, в воскресенье, поставили перед дилеммой: или просто не выполнять часть требуемого, получать по шапке и подставлять еще и других, или сидеть за компьютером ночами, что явно не идет на пользу здоровью (уже аукнулось).

Существует ли приемлимый выход в данной ситуации?

 

Хотя, само по себе, "бумаготворчество" традиционно может и не относят к тяжкой (запрещённой) в воскресенье работе, в вашем случаи я думаю оно имеет другое значение так как это часть вашей повседневной работы и она мешает вам полноценно праздновать воскресный день. Другое дело если у вас нет выбора и перенос этой работы на другие дни составляет большие трудности. Думая лучше всего эту ситуацию обсудить с опытным священником во время исповеди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тут и перенести некуда. Получается сверхзанятость на основной работе, тут уже работодатель виноват. Если он выдает такие рабочие задания, которые отнимают все рабочее и свободное время во все дни недели, то это уже получается подневольный труд, как бы рабочий день, хоть и дома. Я считаю, вины работника в этом нет.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...