Перейти к содержанию

Симпозиум «Вклад св. Фомы Аквинского в развитие общественных наук в Европе»


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

4812.jpg

 

Москва, 11 июня, Благовест-инфо. Международный симпозиум «Вклад св. Фомы Аквинского в развитие общественных наук в Европе» состоялся 10 июня в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Научный форум, посвященный 740-летию кончины выдающегося итальянского христианского мыслителя, организовали Итальянский институт культуры (Москва), Институт политических, экономических и социальных исследований (Рим), Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ), Научный совет по религиозно-социальным исследованиям РАН.

 

Открывая симпозиум, директор КЦ «Покровские ворота» Жана-Франсуа Тири отметил, что св. Фома Аквинский является одним из самых крупных богословов католического мира, однако в России он пока малоизвестен. Научный форум призван в какой-то мере восполнить этот пробел, пробудить интерес к наследию великого святого, повлиявшего на развитие богословия в течение многих столетий.

 

tomas_de_a.jpg

 

И в начале третьего тысячелетия христиане относятся к трудам св. Фомы не как к ценному музейному экспонату, но черпают в них ответы на многие вопросы, связанные с новыми вызовами. По словам профессора Адриано Дель'Аста, директора Итальянского института культуры, очень значимым в богословии св. Фомы было открытие того, что «работа для христианина имеет духовный смысл», что труд должен не только приносить материальные плоды, но «содействовать Богу в осуществлении Его замысла». С этой точки зрения можно говорить не только о социально-экономических и политических причинах мирового кризиса начала XXI в., но и об этической его стороне. «Всемирный кризис связан с недостатком желания… как гражданской добродетели. Желания чего? Совершенства, бесконечности. Важно, чтобы труд имел смысл в силу причастности к бесконечному», – пояснил профессор Дель'Аста. Он также упомянул об особенностях интеллектуальной работы самого св. Фомы, который, столкнувшись с трудными, неразрешимыми вопросами, «бросал бумаги и обнимал дарохранительницу» в надежде, что «присутствие Христа может решить самые сложные вопросы».

 

Этот яркий образ использовал в своем слове священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России. «Св. Фома обнимал дарохранительницу и удивлялся перед тайной Божией, понимая как никто другой ограниченность человеческого разума», – сказал он. Говоря о восприятии св. Фомы Аквинского в Советском Союзе и в постсоветской России, священник предостерег от того, чтобы тиражировать прежние стереотипы об «отождествлении св. Фомы с консерватизмом». О. Игорь считает, что святой был «передовым мыслителем своего времени», который смог «христианизировать» философию Аристотеля, инкультурировать Евангелие в сферу научного познания, создать новую методологию богословия. Что касается социального учения св. Фомы, то многие его фундаментальные открытия актуальны и по сей день, и современным мыслителям, ищущим новые социальные модели, стоит опираться на наследие св. Фомы и других ученых прошлого, отметил о. Игорь.

 

«Долг солидарности» – это понятие оказалось ключевым в послании профессора Марко Риччери, генерального секретаря Института политических, экономических и социальных исследований (ЭУРИСПЕС). Речь идет о том, что специалисты в области общественных наук не могут игнорировать этические аспекты в поиске решения острейших социальных проблем, они обязаны сотрудничать с общественными и религиозными организациями, в том числе – с католическими и православными богословами. Эту мысль продолжил профессор Вячеслав Бобков, генеральный директор ВЦУЖ, который также уверен, что без учета духовных ценностей и правильно понимаемого «общественного блага» (одна из важных категорий богословия св. Фомы) невозможно подходить к решению социальных вопросов в современном мире.

 

Профессор Михаил Гельвановский, сопредседатель Научного совета по религиозно-социальным исследованиям (Институт экономики РАН) представил доклад «Тенденции экономического развития в современном мире: христианский взгляд». Он дал неутешительный анализ современного состояния общества, которое, несмотря на достижения технического прогресса, во многом проигрывает социуму XIII века, когда «общее социальное поле было, бесспорно, гораздо возвышеннее и чище», а «Бог являлся центром вселенной и определял цели и намерения людей». Из наследия св. Фомы ученый выбрал три сюжета, которые он считает наиболее актуальными для современных специалистов: учение о гармонии науки и веры; рациональный подход к использованию философского наследия предшествующих поколений, в частности, мысль Аристотеля о двух сторонах хозяйственной деятельности человека – экономике и хрематистике (науке обогащения - ред.); рассуждения о социальном учении Церкви, основанном на понимании общества как «сообщества людей, стремящихся к полноте совершенства в Боге».

 

alexandro.jpg

 

Политические, социальные и экономические концепции св. Фомы, изложенные в его «Сумме теологии», были проанализированы в докладе гостя из Рима – профессора Алехандро Кроствейта, декана факультета общественных наук Папского университета св. Фомы Аквинского (Анджеликум). Поясняя, что? великий богослов XIII века вкладывал в понятия «природный закон», «добродетель», «общее благо», «справедливое действие», «социальная справедливость» и др., о. Алехандро подчеркнул, что социальное учение Католической Церкви, разработанное в XIX-XX вв., опиралось именно на концепции св. Фомы. Отцы II Ватиканского собора и католические богословы рубежа XX-XXI вв. продолжают развивать социальное учение св. Фомы, которое, по словам о. Алехандро, имеет «всеобъемлющий характер»: оно утверждает, что моральные нормы должны быть регуляторами не только поведения людей, но и экономики, политики и социальной сферы.

 

Социальная доктрина св. Фомы стала базисом для развития экономической школы в Саламанкском университете (XVII в.). Именно от трудов монахов-доминиканцев и иезуитов этой школы (а вовсе не от протестанта Адама Смита) ведет свое происхождение классическая экономическая теория, утверждал в своем докладе экономист Артем Логинов. Представители Саламанкской школы работали «на стыке морального богословия, политической доктрины и экономической теории, антропологии, философии и социальных наук», а это «намного ближе к реальности, нежели современный мейнстрим», считает докладчик и подробно аргументирует свою точку зрения.

 

О том, что рождение экономической мысли ошибочно связывается с именем Адама Смита, написал в своем послании на симпозиум профессор Стефано Заманьи (Болонский университет). Он отметил, что, в отличие от американцев, русских, китайцев и бразильцев, итальянцы и другие европейцы ведут отсчет экономической теории с XI в. Обращение к наследию святых Антонина Флорентийского, Бернардина Сиенского, Фомы Аквинского позволяет «подняться над полем идейного противоборства» социалистов и либералов, нащупать третий путь в области социально-экономических проблем, подчеркнул ученый.

Все доклады, прозвучавшие на симпозиуме, вызвали множество вопросов и оживленное обсуждение участников научного собрания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
В России Фома известен, и к нему есть интерес, но скорее как к философу, а не как к святому и богослову.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...