Neta Опубликовано 24 июня, 2014 Поделиться Опубликовано 24 июня, 2014 Москва, 11 июня, Благовест-инфо. Международный симпозиум «Вклад св. Фомы Аквинского в развитие общественных наук в Европе» состоялся 10 июня в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Научный форум, посвященный 740-летию кончины выдающегося итальянского христианского мыслителя, организовали Итальянский институт культуры (Москва), Институт политических, экономических и социальных исследований (Рим), Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ), Научный совет по религиозно-социальным исследованиям РАН. Открывая симпозиум, директор КЦ «Покровские ворота» Жана-Франсуа Тири отметил, что св. Фома Аквинский является одним из самых крупных богословов католического мира, однако в России он пока малоизвестен. Научный форум призван в какой-то мере восполнить этот пробел, пробудить интерес к наследию великого святого, повлиявшего на развитие богословия в течение многих столетий. И в начале третьего тысячелетия христиане относятся к трудам св. Фомы не как к ценному музейному экспонату, но черпают в них ответы на многие вопросы, связанные с новыми вызовами. По словам профессора Адриано Дель'Аста, директора Итальянского института культуры, очень значимым в богословии св. Фомы было открытие того, что «работа для христианина имеет духовный смысл», что труд должен не только приносить материальные плоды, но «содействовать Богу в осуществлении Его замысла». С этой точки зрения можно говорить не только о социально-экономических и политических причинах мирового кризиса начала XXI в., но и об этической его стороне. «Всемирный кризис связан с недостатком желания… как гражданской добродетели. Желания чего? Совершенства, бесконечности. Важно, чтобы труд имел смысл в силу причастности к бесконечному», – пояснил профессор Дель'Аста. Он также упомянул об особенностях интеллектуальной работы самого св. Фомы, который, столкнувшись с трудными, неразрешимыми вопросами, «бросал бумаги и обнимал дарохранительницу» в надежде, что «присутствие Христа может решить самые сложные вопросы». Этот яркий образ использовал в своем слове священник Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России. «Св. Фома обнимал дарохранительницу и удивлялся перед тайной Божией, понимая как никто другой ограниченность человеческого разума», – сказал он. Говоря о восприятии св. Фомы Аквинского в Советском Союзе и в постсоветской России, священник предостерег от того, чтобы тиражировать прежние стереотипы об «отождествлении св. Фомы с консерватизмом». О. Игорь считает, что святой был «передовым мыслителем своего времени», который смог «христианизировать» философию Аристотеля, инкультурировать Евангелие в сферу научного познания, создать новую методологию богословия. Что касается социального учения св. Фомы, то многие его фундаментальные открытия актуальны и по сей день, и современным мыслителям, ищущим новые социальные модели, стоит опираться на наследие св. Фомы и других ученых прошлого, отметил о. Игорь. «Долг солидарности» – это понятие оказалось ключевым в послании профессора Марко Риччери, генерального секретаря Института политических, экономических и социальных исследований (ЭУРИСПЕС). Речь идет о том, что специалисты в области общественных наук не могут игнорировать этические аспекты в поиске решения острейших социальных проблем, они обязаны сотрудничать с общественными и религиозными организациями, в том числе – с католическими и православными богословами. Эту мысль продолжил профессор Вячеслав Бобков, генеральный директор ВЦУЖ, который также уверен, что без учета духовных ценностей и правильно понимаемого «общественного блага» (одна из важных категорий богословия св. Фомы) невозможно подходить к решению социальных вопросов в современном мире. Профессор Михаил Гельвановский, сопредседатель Научного совета по религиозно-социальным исследованиям (Институт экономики РАН) представил доклад «Тенденции экономического развития в современном мире: христианский взгляд». Он дал неутешительный анализ современного состояния общества, которое, несмотря на достижения технического прогресса, во многом проигрывает социуму XIII века, когда «общее социальное поле было, бесспорно, гораздо возвышеннее и чище», а «Бог являлся центром вселенной и определял цели и намерения людей». Из наследия св. Фомы ученый выбрал три сюжета, которые он считает наиболее актуальными для современных специалистов: учение о гармонии науки и веры; рациональный подход к использованию философского наследия предшествующих поколений, в частности, мысль Аристотеля о двух сторонах хозяйственной деятельности человека – экономике и хрематистике (науке обогащения - ред.); рассуждения о социальном учении Церкви, основанном на понимании общества как «сообщества людей, стремящихся к полноте совершенства в Боге». Политические, социальные и экономические концепции св. Фомы, изложенные в его «Сумме теологии», были проанализированы в докладе гостя из Рима – профессора Алехандро Кроствейта, декана факультета общественных наук Папского университета св. Фомы Аквинского (Анджеликум). Поясняя, что? великий богослов XIII века вкладывал в понятия «природный закон», «добродетель», «общее благо», «справедливое действие», «социальная справедливость» и др., о. Алехандро подчеркнул, что социальное учение Католической Церкви, разработанное в XIX-XX вв., опиралось именно на концепции св. Фомы. Отцы II Ватиканского собора и католические богословы рубежа XX-XXI вв. продолжают развивать социальное учение св. Фомы, которое, по словам о. Алехандро, имеет «всеобъемлющий характер»: оно утверждает, что моральные нормы должны быть регуляторами не только поведения людей, но и экономики, политики и социальной сферы. Социальная доктрина св. Фомы стала базисом для развития экономической школы в Саламанкском университете (XVII в.). Именно от трудов монахов-доминиканцев и иезуитов этой школы (а вовсе не от протестанта Адама Смита) ведет свое происхождение классическая экономическая теория, утверждал в своем докладе экономист Артем Логинов. Представители Саламанкской школы работали «на стыке морального богословия, политической доктрины и экономической теории, антропологии, философии и социальных наук», а это «намного ближе к реальности, нежели современный мейнстрим», считает докладчик и подробно аргументирует свою точку зрения. О том, что рождение экономической мысли ошибочно связывается с именем Адама Смита, написал в своем послании на симпозиум профессор Стефано Заманьи (Болонский университет). Он отметил, что, в отличие от американцев, русских, китайцев и бразильцев, итальянцы и другие европейцы ведут отсчет экономической теории с XI в. Обращение к наследию святых Антонина Флорентийского, Бернардина Сиенского, Фомы Аквинского позволяет «подняться над полем идейного противоборства» социалистов и либералов, нащупать третий путь в области социально-экономических проблем, подчеркнул ученый.Все доклады, прозвучавшие на симпозиуме, вызвали множество вопросов и оживленное обсуждение участников научного собрания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Марион Опубликовано 24 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2014 В России Фома известен, и к нему есть интерес, но скорее как к философу, а не как к святому и богослову. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти