Перейти к содержанию

Колокольный звон


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Колокольный звон

 

 

 

Использование колоколов в Западном богослужении имеет древнюю историю. К примеру, до Второго Ватиканского собора католическая месса вряд ли была бы узнаваемой без колокольного звона. Все католические храмы имели, по крайней мере, два колокола. Один висел высоко в дверном проеме между ризницей и святилищем, с длинной приводной тягой. Алтарник звонил в этот колокол когда он вместе со священником входил в святилище, призывая прихожан встать перед началом мессы. Другой находился на ступеньках алтаря, обычно не один, а с несколькими ручными колокольцами. Алтарник звонил в эти колокольца в самые торжественные моменты мессы, когда священник простирает свои руки над хлебом и вином, поднимает Святые Дары после слов благодарения (анафоры) и во время причастия священника. В некоторых храмах эти колокольца называют священными (Санктус белз). В отдельных храмах колокола располагались на башнях и их звон созывал прихожан в храм на церемонию венчания или погребения.

 

Кельтские монахи-миссионеры пользовались кованным колоколом, называемым клока, как сигналом, талисманом и оружием. Он помогал собирать людей, отпугивал злых духов и напасти. Люди перед ним давали клятву и брали его с собой в бой как чудодейственное средство. В X веке при короле Карле Великом использование колоколов распространилось по всей Европе. Звон одного колокола времен Карла Великого в ранних готических соборах превратился в концерт колокольного искусства. Средневековье увидело расцвет "звонящих башен" подобных тем, что в Авиньоне, Труа, Лизье и Колоне. Все более совершенные звоны украшали традиционные торжества, различные праздники, обычные мессы, похороны и т. п. Звон больших колоколов означал одно, малых - другое, средних - третье; колокол клира, епископский колокол или карильон - четвертое.

 

Епископ Менденский Дурандос различал следующие типы колоколов:

- Секилья использовалась в трапезной монастыря;

- Нола - в церковном хоре;

- Нонула или двойной колокол - в часах;

- Кампана - в отдельно стоящих башнях;

- Сигнум - в колокольнях;

- Тинтиннабулум - маленький колокол, колокольчик.

 

В XVIII веке один итальянский священник по имени Ремондини насчитал семь причин колокольного звона в католической церкви:

- Сбор паствы на богослужение;

- В ознаменование праздников;

- Призыв верующих к благодарственной молитве;

- При просительной молитве о помощи Божией против непогоды или лютости духов ада;

- В ознаменование прибытия государственных или церковных вельмож;

- Придать праздничность публичным процессиям и песнопениям во славу Всевышнего.

- Способствовать повышению благочестия верующих к усопшим.

 

В Средние века в последние часы умирающего звучал проводной колокол. Колокол звенел со звонницы и люди верили, что злые духи, желающие овладеть отлетающей душой усопшего, в страхе разлетятся от звука колокола. Звон призывал людей прервать работу и помолиться за умершего человека. В некоторых местах люди считали, что звон помогает душе войти в потусторонний мир. Судный звон использовался припохоронных дрогах, когда процессия приближалась к храму. Колокол звучал пока процессия не войдет в здание. Под погребальный звон тело покойного несли к могиле. Колокол звучал при опускании гроба в могилу. Обычай звонить в колокола по усопшим в день Всех святых связан со звоном "Де Профундис", учрежденным в XVII веке. Звон этот поднимал верующих в час ночи, чтобы помолиться за умершего, читая псалом 130 (Де Профундис - "Из глубины взываю к Тебе, Господи").

 

 

"Ангельский звон" родился в 1096 году. Папа Урбан II призвал весь христианский мир молиться по вечерам, под колокольный звон, за успех первого Крестового похода против неверных. После 1200 года, в надежде, что еще более пылкое почитание Девы Марии обеспечит успех крестоносцев, францисканские монахи призывали верующих под вечерний звон петь Аве Мария. Со временем это почитание вылилось в обычай звонить в колокола трижды в день утром, днем и вечером. Название "ангельский" происходит от начальных слов посвящения: "Ангел Господень благовествует Марии". "Ангельский колокольный звон" является обычно перезвоном по три удара в каждый колокол. Этот звон сопровождает пение кратких стихов, ответ на них и "Аве Марию". Девять ударов колокола и заключительная молитва венчают посвящение. Такое происходит трижды в день. В настоящее время в конце службы звучит трезвон, одиночный качающийся колокол или девять ударов благовеста.

 

Более значимые башенные и алтарные колокола несут на себе символические знаки или надписи. Им давали имена (например, Архангел Гавриил), они подвергались священному обряду крещения, когда на них возливался елей и возносился фимиам каждения, а иногда они покрывались крестильными одеждами. Такие колокола возвышали свои голоса над миром, прославляя Господа и призывая народ к молитве, благодарению и покаянию.

 

(Из журнала "Колокольня", США, ноябрь - декабрь, 2000.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас когда звонят в колокол в храме - собаки со всех дворов "подпевают", так трогательно... :)

Видимо, им нравится...

А те, которые на улице бегают - садятся в кружок и подвывают...

 

Наши ходили по жителям и спрашивали - не мешает звон. Сказали, что нет, звоните еще. :)

Изменено пользователем Helena
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...