Drogon Опубликовано 30 июня, 2014 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2014 Колокольный звон Использование колоколов в Западном богослужении имеет древнюю историю. К примеру, до Второго Ватиканского собора католическая месса вряд ли была бы узнаваемой без колокольного звона. Все католические храмы имели, по крайней мере, два колокола. Один висел высоко в дверном проеме между ризницей и святилищем, с длинной приводной тягой. Алтарник звонил в этот колокол когда он вместе со священником входил в святилище, призывая прихожан встать перед началом мессы. Другой находился на ступеньках алтаря, обычно не один, а с несколькими ручными колокольцами. Алтарник звонил в эти колокольца в самые торжественные моменты мессы, когда священник простирает свои руки над хлебом и вином, поднимает Святые Дары после слов благодарения (анафоры) и во время причастия священника. В некоторых храмах эти колокольца называют священными (Санктус белз). В отдельных храмах колокола располагались на башнях и их звон созывал прихожан в храм на церемонию венчания или погребения. Кельтские монахи-миссионеры пользовались кованным колоколом, называемым клока, как сигналом, талисманом и оружием. Он помогал собирать людей, отпугивал злых духов и напасти. Люди перед ним давали клятву и брали его с собой в бой как чудодейственное средство. В X веке при короле Карле Великом использование колоколов распространилось по всей Европе. Звон одного колокола времен Карла Великого в ранних готических соборах превратился в концерт колокольного искусства. Средневековье увидело расцвет "звонящих башен" подобных тем, что в Авиньоне, Труа, Лизье и Колоне. Все более совершенные звоны украшали традиционные торжества, различные праздники, обычные мессы, похороны и т. п. Звон больших колоколов означал одно, малых - другое, средних - третье; колокол клира, епископский колокол или карильон - четвертое. Епископ Менденский Дурандос различал следующие типы колоколов:- Секилья использовалась в трапезной монастыря;- Нола - в церковном хоре;- Нонула или двойной колокол - в часах;- Кампана - в отдельно стоящих башнях;- Сигнум - в колокольнях;- Тинтиннабулум - маленький колокол, колокольчик. В XVIII веке один итальянский священник по имени Ремондини насчитал семь причин колокольного звона в католической церкви:- Сбор паствы на богослужение;- В ознаменование праздников;- Призыв верующих к благодарственной молитве;- При просительной молитве о помощи Божией против непогоды или лютости духов ада;- В ознаменование прибытия государственных или церковных вельмож;- Придать праздничность публичным процессиям и песнопениям во славу Всевышнего.- Способствовать повышению благочестия верующих к усопшим. В Средние века в последние часы умирающего звучал проводной колокол. Колокол звенел со звонницы и люди верили, что злые духи, желающие овладеть отлетающей душой усопшего, в страхе разлетятся от звука колокола. Звон призывал людей прервать работу и помолиться за умершего человека. В некоторых местах люди считали, что звон помогает душе войти в потусторонний мир. Судный звон использовался припохоронных дрогах, когда процессия приближалась к храму. Колокол звучал пока процессия не войдет в здание. Под погребальный звон тело покойного несли к могиле. Колокол звучал при опускании гроба в могилу. Обычай звонить в колокола по усопшим в день Всех святых связан со звоном "Де Профундис", учрежденным в XVII веке. Звон этот поднимал верующих в час ночи, чтобы помолиться за умершего, читая псалом 130 (Де Профундис - "Из глубины взываю к Тебе, Господи"). "Ангельский звон" родился в 1096 году. Папа Урбан II призвал весь христианский мир молиться по вечерам, под колокольный звон, за успех первого Крестового похода против неверных. После 1200 года, в надежде, что еще более пылкое почитание Девы Марии обеспечит успех крестоносцев, францисканские монахи призывали верующих под вечерний звон петь Аве Мария. Со временем это почитание вылилось в обычай звонить в колокола трижды в день утром, днем и вечером. Название "ангельский" происходит от начальных слов посвящения: "Ангел Господень благовествует Марии". "Ангельский колокольный звон" является обычно перезвоном по три удара в каждый колокол. Этот звон сопровождает пение кратких стихов, ответ на них и "Аве Марию". Девять ударов колокола и заключительная молитва венчают посвящение. Такое происходит трижды в день. В настоящее время в конце службы звучит трезвон, одиночный качающийся колокол или девять ударов благовеста. Более значимые башенные и алтарные колокола несут на себе символические знаки или надписи. Им давали имена (например, Архангел Гавриил), они подвергались священному обряду крещения, когда на них возливался елей и возносился фимиам каждения, а иногда они покрывались крестильными одеждами. Такие колокола возвышали свои голоса над миром, прославляя Господа и призывая народ к молитве, благодарению и покаянию. (Из журнала "Колокольня", США, ноябрь - декабрь, 2000.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Helena Опубликовано 30 июня, 2014 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2014 (изменено) У нас когда звонят в колокол в храме - собаки со всех дворов "подпевают", так трогательно... Видимо, им нравится...А те, которые на улице бегают - садятся в кружок и подвывают... Наши ходили по жителям и спрашивали - не мешает звон. Сказали, что нет, звоните еще. Изменено 30 июня, 2014 пользователем Helena 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти