Drogon Опубликовано 20 июля, 2014 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2014 София Юрьевна Олелькович-Радзивилл (1 мая 1585— 19 марта 1612) — княгиня Слуцкая и Копыльская, женаподчашего литовского Януша Радзивилла, последняя представительница княжеского рода Олельковичей Слуцких.Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизированапо Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 г. Основанием для включения в Собор и дальнейшей канонизации послужил рапорт Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.Даты памяти: 17 июня (4 июня) (Белоруссия), 1 апреля (19 марта по ст.ст.), 3-я неделя по Пятидесятнице(Собор белорусских Святых). София Слуцкая считалась долгое время православной. Долгое время, единственным известным документом, который подтверждал её принадлежность к православной религии было письмо Януша Радзивилла от 20 июня 1600 года к Папе Римскому, опубликованное в 1848 году. Документ сообщает о том, что католик Януш Радзивилл просил разрешения у главы католической церкви о заключении брака с княжной Софией Олелькович и обещал сохранить своей будущей жене её прежнюю веру. В аннотации к публикации прямо утверждается, что жених разрешает своей будущей жене сохранить "веру восточную". Публикаторы не дали никаких ссылок на архив или библиотеку, где хранился этот документ. Усомниться в подлинности письма заставляет то, что Януш Радзивилл назван католиком, хотя на самом деле был кальвинистом. Найденная в архиве Ходкевичей (опекунов княжны) копия этого письма позволяет говорить о фальсификации опубликованного документа]. Сравнительный анализ показал, что в текст публикации был введён ряд фраз, которые полностью изменяют его трактовку. В оригинальном документе говорится, что разрешение нужно лишь в связи с близким родством жениха и невесты и никак не оговаривается вопрос вероисповедания. Есть немало свидетельств о католической вере Софии Слуцкой. Наиболее ценными являются личные показания княжны. Так во время сессии суда 6 февраля 1600 года София Олелькович называла среди прочих причин, препятствующих её браку с Янушем Радзивиллом, своё католическое вероисповедание: "...а кsiжна <...> будучы поставлена перед их а паны и пріатели своими и перед нами возными и шляхтами при нас будучи мовила иж <...> пан Іануш Радивил не ест набоженства костела католицкого, которого я ест..." Несколько позже Криштоф Радзивилл "Перун" гарантировал своим листом от 13 июня 1600 года, что его сын Януш Радзивилл не будет принуждать свою невесту Софию Олелькович к принятию его веры (кальвинизм), а также обещал содержать и обеспечивать католического священника, которого княжна себе выберет согласно своей "римской" религии: "...ma listem swoym warowac poniewasz ysz Xiеzna iey M(ilo)sc iesth rozna w relij z synem moym podczaszym, ze xiezny iey M(ilos)ci do reliey swoey przymuszac, ani w nabozenstwie iey M(ilo)sczi zadnego gwaltu czynic niema. A kaplana ktore(g)o sobie wedlug wiary swey rzymskiey Xiazna iey M(ilos)cz obierze pozwolic ma chowac y opatrowac..." Сохранились и документы, регламентирующие порядок венчания и вероисповедание священника, который проводил обряд. Согласно этим документам Януш Радзивилл был обязан привезти с собой католического ксендза: "...podczaszy Wielkie(g)o Xiestwa Litewskie(g)o przybyc ma ku pryeciu szliubu s Xiezna Jey Moscia Slucka maiac z sobe xiedza reliey rzymskiey, ktory Xiedz ma dac szliub..." Согласно традиции, брак должен был благословлять именно представитель конфессии невесты. В те времена в Великом княжестве Литовском этому вопросу придавалось большое значение, так как в случае нарушения данного правила брак мог быть расторгнут, а брачные контракты обжалованы в суде. Признавали католичкой Софию Слуцкую и другие современники тех событий. Симон Окольский, повествуя о смерти княгини, писал: "Последняя княгиня Слуцкая похоронена в русской церкви, хотя была католичкой. Об этом позаботился её муж-еретик." 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 15 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2015 ...Итак, княжна София видит два препятствия к браку: близкое родство и различие вероисповедания.Дальнейшее развитие событий вызывает некоторое недоумение. Несмотря на отказ княжны Софии князю Янушу в феврале 1600 года, уже в июле того же года ситуация кардинально меняется: княжна София дает согласие на брак с Янушем Радзивиллом. Этой перемены Радзивиллы добились, аннулируя долг Ходкевичей, сверх того обязуясь выплатить им 360 000 злотых и уступить 500 волок (около 10 000 га.) земли в вечное пользование из владений княжны, якобы в счет затрат, понесенных Ходкевичами на ее воспитание [10]. Все это весьма красноречиво говорит не только о корыстных интересах Ходкевичей в деле опеки, но заставляет подозревать, что все февральские события в Вильно развивались по их сценарию и режиссуре. Ходкевичи, чтобы заставить Радзивиллов быть сговорчивее, грозили расторгнуть брачный договор. Для этого они, используя свое влияние на княжну, сумели внушить ей нужную им линию поведения. В связи с этим по иному следует смотреть и на документ от 6 февраля, который составили «паны енералове и ввозныя» и который обычно принимается как свидетельство католичества княжны Софии.Действительно, в этом документе говорится, что княжна София исповедует католичество. Однако следует обратить внимание на ряд обстоятельств, при которых документ составлялся. Во-первых, княжна была под влиянием семьи Ходкевичей, ревностных католиков. Пребывая в их доме не один год, она жила той религиозной традицией, которой придерживалась эта семья. Трудно требовать от девочки, которая пришла к Ходкевичам не достигнув и десятилетнего возраста, некоего исповеднического настроения. Во-вторых, если княжна и сознавала себя православной, то, как вполне резонно замечает о. Иоанн Горбунов, после заключения Брестской унии слово «православный», как выражение диссидентства, в официальном документе не могло фигурировать [11]. Кроме того, после Брестской унии княжна могла ошибочно принимать католичество тождественным православию. Наконец, документ составлен со слов княжны, однако, подпись ее, подтверждающая сказанное, в документе отсутствует, хотя княжна София уже достигла совершеннолетия, т.е. была юридически правомочна. Поэтому все сказанное в приведенном документе относится к косвенным свидетельствам и не заслуживает полного доверия.Хотя материально-финансовые притязания между Ходкевичами и Радзивиллами летом 1600 года были устранены, проблема родства и конфессионального различия между женихом и невестой оставалась открытой. Князь Януш предпринял попытку решить ее, обратившись к папе Клименту VIII с письмом следующего содержания:Sanctissime ac Beatissime Pater Domine, Domine Clementissime Postoscula pedum Sanctitatis VestraeAnte aliguot annos intercessit mihi Pactio Nuptialis cum Jllustri Sophia quondam Georgii Ducis Slucensus filia, quae quidem me, cum quartum Consanguinitatis gradum attigit, propter quod impedimentum, Sacramentum Matrimonij conferri Nobis nequaquam potest: Quoniam vero Sanctitas Vestra Legibus i psis ex hac specula in qua Deus Omni potens Sanctitatem Vestram Summum Antistitem constituit, pondus ac robur suum facti, eisque pro exigentia temporum ac Personarum moderari et dispensare dignatur; humiliter supplico Sanctitato Vestrae, ut pro ea benevolentia ac pietate, quam omnibus ad se confugientibus exhibet; Mihi quoque Religionem Sanctam cafholikam susci pienti, Sanctitas Vestra subvenire et auctoritate sua ad hoc matrimonium auxilio esse velit: Siquidem omnes Ecclesiae quae sunt in bonis dotalibus i psius Sophiae mihi iam pridem desponsatae ut in privilegiis ac immunitatibus suis permaneant, cautione juridica me obstrinit ac i psa Virgo ut in fide Catholica sine impedimento Religionis suae, mihi cohabitare posit, sedula inscri ption per me cautum est… Dat d. 20 Julij An: 1600 Sanctitatis Vestrae humilities subiectus Janussius Radzivil Dux de Birze et Dubinki.Святейший и Блаженнейший Отец и Господин , Милостивый Государь. Припадаю к стопам Вашего Святейшества.Несколько лет назад был заключен брачный договор между мною и светлейшей Софией , дочерью покойного Георгия князя Слуцкого. Хотя мы с нею находимся в чертвертой степени кровного родства [12] , что , впрочем , ни коим образом не может быть препятствием для совершения над нами таинства брака ,поскольку Ваше Святейшество с той вершины ,на которую поставил Вашу Светлость Всемогущий Бог Верховным Предстоятелем ,самим законом дает вес и силу и по нуждам времени и людей соизволяет ограничивать и отменять их действия; смиренно молю Ваше Святейшество , чтобы с тем же благоволением и милосердием, какие оказываете всем прибегающим ,также и мне ,поддерживающему святую католическую религию ,Ваше Святейшество пришло на помощь и Своею властью благоволило оказать содействие для этого брака , поскольку я принял юридическое обязательство в том ,чтобы все церкви ,составляющие приданое оной Софии, уже помолвленной со мною, сохраняли все свои привилегии и иммунитеты, а сама девица католической веры могла сожительствовать со мной без препятствий своей религии ,в чем мною написано подробно обязательство. Дано дня 20 июля 1600 года. Вашего Святейшества смиренный подданный Януш Радзивил, князь Биржи и Дубинок.В этом письме княжна София названа католичкой, на что любят обращать внимание некоторые заинтересованные исследователи. Однако вряд ли у Януша Радзивилла было адекватное представление о религиозном убеждении княжны Софии. Под бдительной опекой Ходкевичей он редко виделся с невестой, тем более наедине. Кроме того нелепо думать, что в ходе ухаживания молодого человека за юной княжной обсуждались религиозные вопросы. Предоставим слово самому Янушу: “Што да моёй размовы з князёўнай (да якой мне было цяжка патрапіць), то хіба ў танцы падыйсці мог” [13]. Поскольку княжна София проживала в семье католиков, то расхожее мнение, естественно, видело в ней тоже католичку. Видимо, и князь Януш разделял его.Но суть интриги с приведенным письмом не в том, что княжна София фигурирует в нем как католичка, а в том, что князь Януш отрекомендовался Папе Римскому как диссидент (то есть не-католик), который только поддерживает католичество (Sanctam Catholikam susсi pienti), то есть симпатизирует ему и не более. Поэтому факт обращения протестанта к главе католической церкви за благословением на брак с родственницей-католичкой представляется, мягко говоря, странным. Напомним, что Тридентский собор 1545-1563 гг. осудил протестантизм, а его сторонников, т.е. лютеран и кальвинистов, анафематствовал.Дальнейший ход событий свидетельствует, что сам Януш Радзивилл не был уверен в успехе своего предприятия. Сохранилось его письмо некоему влиятельному князю, содержащее следующие строки: «Писал Великой Княжеской Милости моему Милостивому Господину несколько недель назад через Его Милость Господина брата моего, но не получил от Великой Княжеской Милости никакого ответа. Теперь сам посылаю нижайшую просьбу, чтобы Ваша Великая Княжеская Милость, мой Милостивый Господин, послал ходатайство в Рим о получении диспенции [14], зная, что участие Великой Княжеской Милости очень бы мне помогло» [15].Подобную озабоченность выражал и Иероним Ходкевич, о чем свидетельствует его письмо от 22 июля 1600 г. Николаю Кшиштофору Радзивиллу, князю Несвижскому, католику.Основной смысл заключается в следующих словах: «Прошу Вашу княжескую Милость походатайствовать в апостольской столице, чтобы вместе с письмом «Kro. Je. Mci» [17], который тоже соблаговолил ходатайствовать, я мог иметь и Вашей Княжеской Милости ходатайство, чтобы если уж не Его Милости Господину Подчашему, который не является capax dispensationis [18], то, по крайней мере, по моей просьбе и ходатайству Вашей Княжеской Милости, Ее Милости Княжне, как католичке, можно было бы получить диспенсацию. Хотя я в силу обязательств приступил к действию, чтобы Княжну Ее Милость отдать в святой брачный союз Его Милости Господину Подчашему, но отказаться от всех возможностей [получить диспенсацию – А.В.] не следует. Чтобы так ушла из моих рук и не было на моей совести горечи. Поэтому прилежно прошу Вашу Княжескую Милость Милостивого Господина, чтобы Ваша Милость согласились ходатайствовать перед Святым Отцом, чтобы в той же мере совесть Ее Милости Княжны была сохранена, ибо, чего не могу понять, если не сможем получить такую диспенсацию, опасаюсь, чтобы Госпоже не открылись врата ереси, в чем periclitaretur et salus (испытание и спасение) другим, которые к этому склоняются… Из Бреста дня 22 июля года 1600».Тон письма выдает озабоченность Ходкевича диспенсацией, без которой он не может отвести невесту к алтарю костела. Обеспокоенность Ходкевича усугубляется перспективой бракосочетания в обиход костела, через «врата ереси», как сказано в письме. И эта перспектива уже принимается во внимание «другими», замечает дальше Ходкевич. Попытаемся разобраться в этом. Упомянутые «другие» — это, несомненно, лица, заинтересованные в устранении препятствий к браку, т.е. Радзивиллы. Если бы княжна София была согласна перейти в кальвинизм, то какое испытание (periclitaretur), на которое намекает Иероним, могло быть в этом для Радзивиллов? — ведь они сами кальвинисты! Но упомянутое «испытание» в то же время для Радзивиллов «спасение» (salus), т.е. возможность устранить существующее препятствие к браку. Из письма также следует, что эти «другие», т.е. Радзивиллы, «к этому склоняются», т.е. готовы использовать представившуюся возможность устранить препятствия к бракосочетанию. Для Януша Радзивилла как кальвиниста не имеет принципиального значения, где венчаться, т.к. венчание у кальвинистов – обряд, а не таинство, и его можно совершать без ущерба для своего религиозного чувства. Следовательно, для Януша предложенный путь – спасение (salus). Для кого же этот путь periclitaretur, т.е. испытание? Конечно для княжны Софии. Она должна сделать свой выбор: отказаться от католичества и вступить в брак через «врата ереси», т.е. Православие.По канонам Православной церкви для брака княжны Софии и князя Януша не было препятствий, так как Константинопольский Собор 1168 г., состоявшийся при патриархе Луке Хрисоверге, запрещал браки до седьмой степени кровного родства, а князь Януш и княжна София находились в восьмой степени [19]. О том, что препятствий к браку князя Януша и княжны Софии по канонам Восточной церкви нет, Радзивиллы могли узнать от православных, с которыми кальвинисты в 1599 г. заключили союз для совместной борьбы за соблюдение положений Варшавской конфедерации 1573 г. о свободе вероисповеданий, которые постоянно нарушались. Лидером этого союза со стороны кальвинистов был Кшыштоф Радзивилл. Естественно, что в ходе контактов представители обеих конфессий обсуждали более широкий круг вопросов, чем те, которые послужили основанием союза.Неожиданные выводы получаются из сопоставления чисел, которыми помечены упомянутые письма. Так, письмо Януша Радзивилла безымянному князю, содержащее просьбу о рекомендации, помечено 20 июля. Если желаемая рекомендация и была получена, то, несомненно, не ранее первой декады августа. Вряд ли князь Януш мог отправить свое письмо Папе раньше этого срока, поскольку логика вещей требует, чтобы все бумаги по вопросу диспенсации были отправлены в Рим единым пакетом, а не порознь. Напомним, что хлопоты Иеронима Ходкевича аналогичного рода тоже затягивались: его письмо с просьбой о рекомендации, адресованное Николаю Кшиштофу Радзивиллу, помечено 22 июля. Тем не менее, в середине сентября срок свадьбы князя Януша и княжны Софии был уже определен, как это следует из приглашения, отправленного Иеронимом Ходкевичем Н. Х. Радзивиллу 16 сентября.В этом письме, между прочим, говорится следующее: «Поскольку время свадьбы по некоторым важным причинам с согласия обеих сторон мы определили на 1 октября, поэтому прошу Вашу Княжескую Милость Милостивого Господина, чтобы Ваша Княжеская Милость (по обычной своей доброте неоднократно мне, Своему слуге, и дому моему оказанной) к этому времени был и Своей благородной особой это событие соблаговолил украсить… Из Бреста 16 сентября, года 1600».Считается, что ответ из Рима был получен в начале сентября. Это вполне согласуется с датой свадьбы, указанной Ходкевичем в приглашении Николаю Радзивиллу. Однако возникает проблема. Со времени отправки прошения в Рим (начало августа) до получения ответа (начало сентября) прошло не больше месяца. При существовавших средствах передвижения одолеть в два конца расстояние от Вильно до Рима просто немыслимо: по современным измерениям это около 5000 километров. А ведь еще нужно было время, чтобы добиться аудиенции у Папы, изложить суть дела и получить решение. Если придерживаться сроков, которые определены развитием упомянутых событий, то напрашивается вывод, что обращение Януша Радзивилла в Рим так и осталось неотправленным. В этом отношении показательно, что ни один исследователь не упоминает текст ответа Римской Канцелярии.Если предположить, что просьба в Рим все-таки была отправлена и диспенсация на брак получена, тогда как совместить эти факты с тем, что 1 октября 1600 года [21] князь Януш и княжна София венчались в замковой церкви Бреста, о чем сообщает Бартошевич, ссылаясь на некую рукопись, которой он располагает [22].Венчание в православном храме, естественно, совершалось по православному чину. Радзивиллы, как кальвинисты, считали венчание простым обрядом, в силу чего допускали участие в нем без ущерба своей вере. Но как согласовать факт венчания по православному чину с католичеством княжны Софии, о котором упорно твердили Ходкевичи? Княжна София, в отличие от Радзивиллов, венчание понимала как Таинство Церкви и принимать это Таинство она могла только в той церкви, к которой себя причисляла. Поэтому ее венчание с Янушем Радзивиллом в православном храме, несомненно, состоялось по ее желанию и с ее согласия. Следовательно, Православие было убеждением княжны Софии.Попытаемся это обосновать.Юрий Ходкевич, первый опекун княжны был католик, но известен и как щедрый фундатор православных церквей. Его родители, как уже говорилось, были православными. Вероятно, у него, как у старшего сына, по традиции того времени, после смерти отца (1569 г.), проживала мать – Софья Юрьевна Олелько. Таким образом, возможно, что в доме Юрия Ходкевича сохранялись и православные традиции. Кроме того, в условиях опеки, вероятно, было учтено православие отца княжны Софии и его желание видеть дочь православной. Допустить пренебрежение Юрия Ходкевича к памяти двоюродного брата значило бы отказать ему в простой порядочности. Наконец, в детстве княжну часто возили в Слуцк, где она оказывалась в православном мире: буквально на каждой улице она видела православные храмы, воздвигнутые ее благочестивыми предками. Взрослея, княжна все более осознавала свои православные истоки. После Брестской церковной унии (1596 г.) религиозные противоречия в ВКЛ сильно обострились. Вполне естественно, что Иероним Ходкевич стремился удержать княжну в католичестве. Это видно из его письма от 22 июля 1600 г. (см. выше), где он прямо говорит, что отпустить княжну из своих рук в ересь (т.е. в Православие) для него было бы большим огорчением.Неудержимое желание окатоличить святую Софию заставляет инициаторов этой затеи изыскивать новые аргументы в свою пользу. В частности, ссылаются на замечание Шимона Окольского, которым он предваряет опубликованный им текст надписи с надгробья святой Софии: «Ultima vero Ducissa sepulta est Sluciae in Ruthenorum Ecclesia, licet fuisset Catholica, sed suus maritus haereticus, ibi eam sepeliri curavit» [23] — «Действительно, последняя Княгиня [Слуцкая – В.А.] похоронена в Слуцке в русской церкви, хотя была католичка, но ее муж еретик там ее похоронить позаботился». Для Окольского княгиня София, выросшая в семье Ходкевичей, ревностных католиков, a priori была католичкой, поэтому ее погребение в православном храме он считает дерзкой выходкой князя Януша, оскорбляющей память покойной, как это следует из тона реплики пана Шимона. Однако такое суждение, по меньшей мере, некорректно. Во-первых, спустя тридцать лет после кончины святой Софии Окольский вряд ли располагал достоверными сведениями о истинных убеждениях святой княгини (да и нужна ли была ему эта достоверность?). Во-вторых, почему Окольский не допускает мысль, что князь Януш curavit (позаботился, как он говорит) похоронить свою супругу в православном храме, согласно ее последней воле.И все же вопрос о месте погребения святой Софии оказывается не столь уж и праздным для определения ее вероисповедания. В этом отношении особенно показательно сообщение Афанасия Кайнофольского о гробнице святой Софии в Киево-Печерской Лавре. Известно, что с XIV века Печерская обитель стала усыпальницей многих знатных родов. Здесь были погребены киевские удельные князья – Владимир Ольгердович, Скиргелло Ольгердович, Александр (Олелько) Владимирович, Симеон Олелькович, и их потомки – князья Слуцкие. Афанасий Кайнофольский поместил в своей книге «Teratоurgema lubo cuda» ряд надписей, скопированных из надгробий печерского некрополя, в числе которых и надписи, относящиеся к роду Олельковичей [24]. Публикация этих текстов у Кайнофольского предваряется надписанием: «Nagrobki fundatorom». На первом месте значится: «Nagrobek B. W. T. S. I. S. s. oycu Theodozemu zakonnikow ruskich wtoremu po s. Antonim Patriarsze». Необходимо определить понятие «nagrobek» у Кайнофольского. Несомненно, что в случае с nagrobkiem преподобного Феодосия речь идет о некоем фундаментальном сооружении (например, часовне). Трудно представить, чтобы мощи великого святого покоились в более скромном месте. Поскольку у Кайнофольского в ряду nagrobk?w значатся nagrobki представителей рода Олельковичей, то, значит, что и здесь речь идет о гробницах, а не о каких-то памятных плитах или мемориальных надписях. Такой вывод вполне согласуется с традицией тех времен: представители знатных семей хоронили своих родичей в отдельных часовнях или усыпальницах-склепах под храмами. В нашем случае речь идет, несомненно, о гробницах, в которых покоятся представители рода Олельковичей. Например, в эпитафии nagrobkа Василия Семеновича Олелько значится, между прочим: «…tu Bazili Semeonowicz Olelkowicz… odpoczywa». Подобным образом читаем и в эпитафии Юрия II Олельковича: «tu iest po?orzony» [25]. Наконец, у Кайнофольского представлена также эпитафия с nagrobkа святой праведной Иулиании, княжны Ольшанской, мощи которой были открыты в начале XVII в.: «Swietey Iuliannie Ierzyney Dabrowskiey, Xieznie Olszanskiey, swietym jey reliquiam. Nieskazytelnie w cerkwi Naswietszey Panny Pieczarskiey dekretu Sedziego Sprawiedliwego cudotwornie czekajacey, autor ten o?tarz wystawuie» [26].Из последних слов эпитафии — «этот алтарь поставляет» — следует, что и здесь речь идет о часовне, а не какой-то мемориальной доске в честь фундаторов, каковой, кстати, святая Иулиания никогда и не была.Среди гробниц, перечисленных у Кайнофольского, упоминаются гробницы … святой Софии и ее отца князя Юрия III. Этот факт вызывает, естественно, недоумение, поскольку общеизвестно, что останки святой Софии и князя Юрия почивали в Слуцке. С чем же связано данное противоречие? Ответ находится в тексте эпитафии святой Софии.Magnorum Lithuaniae Dynastorum. Ex Illustrissima S?ucii ac Kopyli Ducum Familia Zophiae Olelkoviciae. Patre, Auo, Proauo Georgio, Abauo Simeone, Atauo Michaele in S?ucko ac Kopyl Ducibus Tritauo Olelkone Wladimiri Kioviae Ducis Iagellonis Poloniae Regis Fratris, Eolgierdi Mag.: Lithuaniae Ducis Nepote, Gedimini Pronepote Vitenis Abnepote: Matre vero Barbara ex Illustri Kiscarum Familiae prognatae Ianussius Radzivil, Birzarum ac Dubinki in S?ucko ac Kopyl Dux, Mag. Ducatus Lithuan: Suppremus Pocillator… Maestissimus Coniunx Coniugi desideratis: Faemina genere, farma, Plus virtute auo fuo clarissimae, non absque lachrimis posuit. Vixit annos XXV. Men : X. Dies VIII. Catharina Filia, quae horis XVI supervixit, primo suscepte: secundo abortu passa, tertio partui vicina.Obijt An: M.DC.XII. Men: Mar. Die. IX.Великой Литовской Династии Из сиятельнейшей Слуцка и Копыля Княжеской семьи Софья Олелькович. От отца, деда, прадеда Георгия, прапрадеда Симеона, прапрапрадеда Михаила князей в Слуцке и Копыле, прадеда прадеда Олелько, Владимира Киевского князя, брата короля Польши Ягеллы, внука Ольгерда, Великого Князя Литовского, правнука Гедимина, Праправнука Витеня, от матери же Варвары, из сиятельного рода Кишек происходящей, Януш Раздивилл в Биржах, Дубинках, Слуцке и Копыле князь, верховный подчаший и прочая и прочая, великолепнейший супруг супруге возлюбленнейшей, жене и родом и красотою, а также и добродетелью в веке своем светлейшей, не без слез поставил. Прожила 25 лет, 10 месяцев, 8 дней. Дочь Катерина, перворожденная, которая прожила 16 часов; вторая [беременность – А. В.] закончилась выкидышем; третьи роды привели к смерти. Умерла: год 1612, месяц март, день 9-й.Возведение гробницы на территории Лавры – это, несомненно, исполнение воли почившей княгини и свидетельство ее Православия. Вряд ли радикально настроенные насельники православной обители допустили бы погребение католички на своей территории. Общеизвестно, что останки святой Софии всегда пребывали в Слуцке. Почему же их перезахоронение не состоялось, хотя в Киево-Печерской Лавре была воздвигнута гробница? Скорее всего, это было связано с тем, что при митрополите Петре Могиле началось почитание девы Иулиании, княжны Ольшанской, и княгини Софии Слуцкой в лике святых [27]. Естественно, жители Слуцка могли воспротивиться переносу мощей своей княгини, а отныне – и Небесной заступницы. Согласно Кайнофольскому, рядом с гробницей Софии находилась и гробница ее отца – князя Юрия III Олельковича. На ней была следующая эпитафия:W Roku Panskim 1586 Miesiaca Maia Dnia 6. Bywszy zyw lat Dwadzie??ia sze??Miesiacy o?m Dni dziewietna??ie JERZY XI?Z? S?UCKIE. Z dawney а Zаcney Jаge??oney Fаmiliey, Jerzego Olelkowicza, Xiа?e?i?S?uckiego, a Katharzyny Gr?bianki z Tenczynа Syn piervorodny, nie mieszkawszy roku z zon?sw?Katharzyn?Kiszank?, ktor?sobie by? poi??, z tego ?wi?t?z wielk?Mаtki y brа?i, przyia?io?, s?ug y Poddаnych swych ?a?o??i?jest powo?any [28].На основании этой эпитафии можно вычислить год рождения святой Софии. Князь умер 6 мая 1586 года. Здесь же говорится, что в браке он прожил менее года. Если учесть естественные сроки беременности, то следует вывод, что святая София родилась в 1586 году. (...)После замужества религиозные чувства святой Софии раскрылись во всей полноте. Предание свидетельствует о ее глубокой религиозности: она пешком, как простая крестьянка, отправлялась на богомолье к местночтимым святыням. Особую заботу она проявляла о православных храмах и монастырях, совершая дарения. Тот факт, что не найдено ни одной грамоты на дарение с ее подписью, вполне объясним: ведь она по брачному контракту передала свои владения в распоряжение мужа, дарение она совершала из личных средств. Ее забота о Церкви нашла отклик и в сердце ее супруга, который тоже стал поддерживать и опекать Православие.Учитывая все сказанное, будет, пожалуй, уместно напомнить, что в понимании Православной Церкви Предание – это не воспоминания, эта сама жизнь Церкви во всей полноте как она передана предшествующими поколениями последующим. Предание, таким образом, является для нас важнейшим аргументом, свидетельствующим о православии святой Софии. Католические оппоненты нашего утверждения ничего подобного со своих позиций сказать о святой Софии не могут. Традиция костела молчит. Как бы предчувствуя такую ситуацию, Бартошевич в своей книге Radziwi??owie отмечает, что княгиня София умерла в 25 лет, поэтому «в столь молодом возрасте не смогла, естественно, занять значительное положение в обществе» [35]. И, добавим от себя, в жизни костела. А вот в Православии она успела это совершить!В литературе утвердилось ошибочное мнение, что в замужестве святая София не была счастлива. При этом ссылаются на частые отлучки князя Януша: участие в войне со шведами (1600-1606 гг.), в походе на Москву (1609-1612 гг.), в рокоше (бунте) шляхты 1606 и 1607 гг. Но эти факты ничего не говорят против Януша как семьянина. Образ его жизни – это образ жизни магната той эпохи: походы, войны, сеймы, сеймики. Не без основания можно говорить о единодушии в отношениях супругов. Печально известный Поцей, инициатор Брестской унии, жаловался, что Януш под влиянием своей жены изгнал из пределов своих владений всех униатов и отнял все захваченные ими храмы и монастыри [36]. Януш, вне всякого сомнения, питал глубокое уважение к своей супруге. Это чувство сохранилось даже в его семье от второго брака с Елизаветой Гогенцоллерн, исповедавшей кальвинизм. После Януша Слуцким и Копыльским княжествами владел его сын Богуслав, который подтвердил все права православных церквей и монастырей на своих землях. Его наследница, дочь Людвика Каролина, издала 20 марта 1690 года указ, по которому в Слуцком и Копыльском княжествах, а также в других ее имениях на землях ВКЛ, церкви старой греко-русской религии остаются под благословением патриарха Константинопольского. При этом Людвика Каролина объясняет свои действия тем, что ее предки сохраняли и поддерживали эту религию [37]. Подобное заявление со стороны человека, исповедающего протестантизм, свидетельствует, что светлая память о ревнителях православия, какими были князья Олельковичи, оказывала особое влияние на мысли и решения на новых владельцев Слуцкого княжества. А в роде Олельковичей, несомненно, особое обаяние и свет излучал образ приснопамятной святой праведной Софии. Даже с переходом Случчины во владение несвижских Радзивилллов, исповедовавших католичество, православие продолжало пользоваться опекой и новых хозяев. Во владениях Радзивиллов вообще больше всего сохранилось православных церквей и православных верующих, если брать во внимание всю территорию ВКЛ. На их землях сохранились даже три монастыря: на случчине – Никольский Грозовский, на пинщине – Богоявленский и Дятловицкий.Полностью здесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти