Перейти к содержанию

Католический теопасхизм


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Опальный российский патролог Лурье, с его известными поисками "крипто-несториан" в Католичестве и Православии, популяризировал тезис о том, что Католичество отвергло Теопасхизм ссылаясь на безуспешную поездку скифских монахов к папе Гормизду. Чтобы опровергнуть это, хорошо было бы перевести главу из 2-го тома 2-й части "Христологии" Грильмейера

 

Aloys Grillmeier

"Christ in Christian Tradition", volume two "From the Council of Chakedon (451) to Gregory the Great (590-604)", part one "Reception and Contradiction, The development of the discussion about Chakedon from 451 to the beginning of the reign of Justinian", 322-343 pp.

 

 

Но даже без этого, достаточно обратится к двум примерам теопасхических формул, одна из которых имеет догматический статус в Католичестве

 

Боэций, Против Евтихия и Нестория (512 г.)

"в то время как претерпевало страдание человечество (Христа), правильно говорилось, что страдает Бог (Deus tamen passus esse dicatur) - не потому, что само Божество стало человечеством, а потому, что человечество было воспринято Божеством"

 

Папа Иоанн II, догматическое Послание сенаторам Константинополя (534 г.)

Латинский текст определений Послания в DS 401

Английский текст первой части Послания в The Sources Of Catholic Dogma, p. 83

 

"Император Юстиниан, наш сын, как вы знаете, в содержании своего Послания обозначил аргументы возникшие относительно трех этих вопросов. Может ли Один из Троицы быть назван Христом и нашим Богом, то есть, Одним Святым Лицом из Трех Лиц Святой Троицы? Может ли Бог Христос быть невосприимчмвым к страданиям, если Божество восприняло тело? Может ли верно и истинно (Матерь Божья и Матерь Бога-Слова Воплотившегося от нее) Матерь нашего Господа Бога Христа быть названа Приснодевой Марией? В этих вопросах мы признаем Католическую веру Императора, и мы указываем, что это истинно из примеров Пророков, Апостолов и Отцов. В этих примерах мы ясно указываем, что Один из Святой Троицы это Христос, то есть, Одно из Трех Лиц Святой Троицы, это Святой Лицо или субстанция, которую греки называют «ипостась», мы подтверждаем примерами, что Бог истинно страдал плотью (Deum vero carne passum)"

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в латинских песнопениях встречаются теопасхитские выражения? Вот в византийской литургию они есть в гимне "Единородный Сыне": "...распныйся же, Христе Боже наш, един сый Святыя Троицы...".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в латинских песнопениях встречаются теопасхитские выражения? Вот в византийской литургию они есть в гимне "Единородный Сыне": "...распныйся же, Христе Боже наш, един сый Святыя Троицы...".

 

В том же Te Deum и Exultet но не в таких кратких формах

 

"Тебя, Бога, хвалим... Ты, одолев жало смерти"

 

"Воистину достойно и праведно всем сердцем и душой многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего и Его Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа; Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ещё преп.Максим Исповедник в Догматическом томосе к пресвитеру Марину цитирует папу римского Гонория, где тот исповедует общение свойств и правомерность синекдохи*

 

"Что же до папы римлян Гонория, то, думаю, тем, что в послании, написанном к Сергию, он употребил выражение «одна энергия», он не отказывался, а скорее, соглашался признать у Христа двоицу энергии?, присущих природам, то есть как подобало ее составил; не на основании ведь отрицания человеческои? и природнои? воли Спасителя он это говорил, а к тому, что воля плоти и страстнои? помысел отнюдь не был предпосылкои? Его непорочного зачатия и нетленного рождения.

Ведь одна лишь Божественная, то есть Отеческая воля это сделала – через Сына, самолично совершающего Собственное воплощение, и при содеи?ствии Святого Духа. И что Гонории? деи?ствительно держится такого мнения, явствует отсюда. Ведь уже сказав, что вследствие невыразимого соединения человеческои? и Божественнои? природ, говорится и что Бог пострадал, и что человечество с Неба сошло вместе с Божеством, и что так обнаруживается свои?ств, — естественно присущих каждои? из двух природ одного Христа и Сына, — взаимообмен, соответствующии? их совершенному скрещиванию, он заключает, говоря: «Почему и волю одну исповедуем Господа нашего Иисуса Христа». Как может он это говорить? – «Поскольку со стороны Божества воспринята заведомо природа наша, не грех» - вторит он чуть ли не буквально великому Афанасию, пишущему против нечестивого Апполинария так: «Рождён от жены, восстановив Себе форму от первого создания человека, имея доказательством плоть без плотских волнении? и человеческих помыслов, в образе новизны; ведь одно только воление Божества [способствовало воплощению Христа], поскольку и вся [Его человеческая] природа – [от воли] Божества»."

-----------

* Это когда целое именуется через часть, то есть, когда Богочеловек Христос именуется не прямо Христом, а через одну Свою часть, в то время как о второй части Христа мы узнаём из самого контекста.

Например, "Бог пострадал". Это синекдоха. Христос, будучи целым двух частей, здесь назван лишь Богом, то есть Своей частью. О второй, человеческой части Христа не сказано прямо, но сказано косвенно через глагол "пострадал".

Без синекдохи получится так: "Христос пострадал" или "Богочеловек пострадал".

 

Но почему мы не говорим так: "тело хочет слушать музыку", "душа потеет"? Вполне себе синекдоха. Но такая синекдоха режет слух. Может быть, антиохийцам резали слух александрийские синекдохи?

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Aloys Grillmeier

"Christ in Christian Tradition", volume two "From the Council of Chakedon (451) to Gregory the Great (590-604)", part one "Reception and Contradiction, The development of the discussion about Chakedon from 451 to the beginning of the reign of Justinian", p. 326

 

"Скифские монахи не нашли понимания их просьбы в Риме и по этой причине они обратились в письме к епископам Африки, которые были изгнаны вандалами на Сардинию, Их духовным лидером был Фульгенций Руспийский"

 

Вот теопасхическая формула самого Фульгенция в XVII Послании (PL, vol 65)

 

"это Одно Лицо из Троицы (id est una ex Trinitate persona), Христос Бог Сын Единородный, чтобы нас спасти, плотью был зачат и родился из чрева Девы Матери, Кто истинный и всевышний Бог от лона Бога Отца (qui verus et summus Deus est ex utero Dei Patris)... Не Троица, но сиянием Отчей Славы Христос, пострадавший за нас плотью (pro nobis est carne passus), Который Один рожден от Отца и есть бесстрастный Бог (est impassibilis Deus)"

Изменено пользователем Павел Недашковский
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...