Перейти к содержанию

Католические святые России


Oleg-Michael
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Давайте попробуем составить список святых и блаженных, которые жили (или хотя бы бывали) на территории современной России. Я начну, а кто может - пусть продолжит.

 

Св. Рафиал Калиновский (1835-1907) - в середине 1850-х учился в СПб в Николаевской военно-инженерной академии, затем там же был какое-то время адъюнктом математики. В 1865-1872 гг. был в ссылке в Сибири: Усолье, Иркутск; участвовал в экспедиции в Култук. После освобождения жил в Смоленске до 1874 года.

 

Св. Зигмунт Щенсный (Сигизмунд Феликс) Фелинский (1822-1895) - вольнослушатель математического факультета Московского Университета (окончил в 1844 г.), с 1852 г. учился в Императорской Римско-католической духовной академии в СПб. В том же городе рукоположен в священный сан, а впоследствии и в епископский. Был викарием в Храме Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, преподавал в мужской и женской школах при нем, затем с 1857 года служил профессором философии и духовным отцом в Духовной академии. Став епископом, отбыл на свою кафедру в Варшаву, однако уже с 1863 г. вынужден прибыть в Гатчину, после чего находится в ссылке в Ярославле на протяжении почти 20 лет (до 1883 г.). Основатель прихода Воздвижения Св. Креста.

 

Блаж. Болеслава Мария Лямент (1862-1946) - в 1907-1917 гг. жила в СПб.

 

Блаж. Леонид Федоров (1879-1935) - родился в СПб, умер в Кирове (Вятке), и основную часть своей жизни провел в России. В ссылке был в Тобольске (еще при царе); при большевиках сидел в Москве в Сокольнической тюрьме и в Лефортово. Жил в Калуге. Затем сидел на Соловках. В ссылке в Архангельской области, в Котласе.

 

Блаж. Климентий Шептицкий (1869-1951) - умер во Владимирском централе.

 

Блаж. Алексей Зарицкий (1912-1963) - в 1957-1962 гг. миссионерствовал на Урале, в Оренбургской и Самарской областях. Также, очевидно, проезжал по российской территории этапом (из Львова в казахстанские лагеря, 1948). Апостольский администратор Казахстана и Сибири.

 

Блаж. Никита Будка (1877-1949) - также, очевидно, проехал всю Россию по этапу в Караганду.

 

Блаж. Григорий Лакота (1883-1950) - умер в лагере в Абези близ Воркуты.

 

Блаж. Николай Цегельский (1896-1951) - умер в лагере поселка Явас близ Потьмы (Мордовия).

 

Блаж. Иван Зятык (1899-1952) - умер в Озерлаге в Иркутской области.

 

Блаж. Олимпия Бида (1903-1952) - сидела в Томске, умерла в лагере близ Харска Томской обл.

 

Блаж. Лаврентия Герасимова (Гарасымив) (1911-1952) - тоже сидела в Томске, умерла в ссылке в Харске.

 

Блаж. Петр Вергун (1890-1957) - в 1946-1952 гг. в заключении в Сибири, затем в ссылке в пос. Ангарский Богучанского района Красноярского края, где и умер.

 

Блаж. Николай Чарнецкий (1884-1959) - был в заключении в 1945-1956 гг., в частности, близ г. Мариинск Кемеровской обл., в Мордовии.

 

Блаж. Симеон Лукач (1893-1964) - был в заключении в Сибири до 1955 г.

 

Блаж. Иван Слезюк (1896-1973) - был в заключении в Воркуте в 1950-1954 гг.

 

Блаж. Василий Величковский (1903-1973) - также в заключении в Воркуте до 1955 г.; в 1953 г. вывозился для следствия по дополнительному делу во Владимир.

 

(У многих новомучеников УГКЦ мы знаем дату ареста, но не знаем, в какой момент их тюрем где-нибудь в Украине перевезли в сибирские лагеря, поэтому пишем только дату освобождения. Блаж. Иван Слезнюк сидел также в 1962-1968 гг., но не знаем, где именно).

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сюда также надо добавить по списку средневековых восточнославянских святых, посмотрев, кто из них относится именно к российской территории. Св. Владимир был князем в Новгороде до Киева, св. Ольга родилась в районе Пскова, свв. Борис и Глеб были князьями российских городов, и т. д. Особняком стоит вопрос о канонизации Сергия Радонежского.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе литургической реформы Папа Павел VI внес в Римский календарь ряд средневековых славянских подвижников, что можно считать неким аналогом «одобрения культа» - подтверждения законности празднования неканонизированных святых. Сии суть (звездочкой я отметил тех, кто относится к территории современной России):

 

Савва Сербский (14 января) [1174-1237]

* Никита Новгородский (31 января) [†1108]

Иоанн, Антоний и Евстафий Виленские, мчч. (14 апреля) [†1342]

* Стефан Пермский просветитель (26 апреля) [1340-1396]

Стефан Печерский (27 апреля) [†1094]

Кирилл Туровский (28 апреля) [1130-1182]

* Игнатий Ростовский (28 апреля) [†1288]

* Исаия Ростовский чудотворец (15 мая) [†1090]

Евфросиния Полоцкая (23 мая) [†1173]

* Леонтий Ростовский (23 мая) [†1077]

* Никита Переяславльский чудотворец  (24 мая) [†1186]

* Герман и Сергий Валаамские (29 июня) [†?]

Антоний [983-1073] и Феодосий [†1074] Киево-Печерские (10 июля)

* Феодор «Черный», Давид и Константин Ярославские (19 сентября) [†1299]

* Михаил и Феодор Черниговские чудотворцы, мчч. (21 сентября) [†1246] (1)

* Сергий Радонежский чудотворец (25 сентября) [1314-1392]

* Авраам Ростовский чудотворец (29 октября) [†1073]

* Варлаам Хутынский (6 ноября) [†1193]

 

(1) Хотя сам город Чернигов находится в Украине, Черниговское княжество простиралось на территорию современной России, включая Курск и Рязань.

 

Многие приверженцы традиционного католичества сомневаются в возможности или уместности литургического почитания подвижников, которые при земной жизни не пребывали в полноте общения с Католической Церковью. С другой стороны, можно сослаться на постановления Пап также и дореформенных времен, принятые в контексте различных Св. Уний. Мне лично кажется наиболее уместным такой взгляд, согласно которому жизнь и писания каждого "кандидата" должны быть исследованы, и он должен быть отвергнут только в случае, если сам как-либо был причастен к антикатолической полемике. То есть Фотия или там Марка Ефесского почитать - это надо быть богословским шизофреником, а если человек не был анти-католиком, а просто вот исторически ему сложилось родиться в странах, оторванных от католичества, то здесь возможны варианты. Например, святой Исаак Сирин: он был по внешним признакам несторианином, но в его писаниях нет ничего несторианского; мы мало знаем о его жизни, но можем даже допустить, что он подвергался от несториан гонениям или, по меньшей мере, "непониманию". NB: антикатолическое "Слово о вере христианской и латинской", приписываемое Феодосию Печерскому, является, вероятно, псевдоэпиграфом.

  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще, конечно же, нельзя не упомянуть св. Адальберта Пражского [955-997], мученика на территории Пруссии - совр. Калининградской области;
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по поводу почитания Серафима Саровского и Александра Невского?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня нет данных о том, чтобы оно когда-либо было утверждено полномочными церковными властями.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Блаж. Урсула Ледуховская (1865-1939) - жила в Санкт-Петербурге в 1907-1914 гг.

 

Блаж. Георгий Матулевич-Матулайтис (1871-1927) - окончил Императорскую Римско-католическую духовную академию в Санкт-Петербурге (1899), преподавал там же в 1907-1918 гг.

 

Св. Альберт Хмелёвский (1845-1916) - в юности учился в СПб в кадетском корпусе.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Замечательная тема! А Нил Сорский может почитаться церковно?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А по поводу почитания Серафима Саровского и Александра Невского?

Серафим Саровский, к сожалению, послераскольный святой. Хотя лично я его почитаю, естественно, частным образом. Ну а оснований для почитания Александра Невского , с моей точки зрения, как-то не просматривается.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне тут подсказывают в личке, что св. Бригитта Шведская (1303-1373) в своих странствиях доходила до Карельского перешейка и чуть ли не Курортного района Санкт-Петербурга (Ваммелсуу). Странствия, правда, похоже, легендарные. Также - что св. Иосафат Кунцевич (1580-1623) освятил антиминс для униатской церкви в городе Велиж, ныне Смоленской области, правда, опять же, неясно (по крайней мере, мне), бывал ли он сам там или просто прислал антиминс.

 

Ну и, разумеется, св. Олаф Норвежский (+1030), который жил в Новгороде. Там впоследствии была латинская церковь его имени.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно ли считать католическим святым России японского монаха-августинца Николая ( https://catholichurch.ru/index.php/topic/2047-%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B8/ ) ?

Обоснование -

1. Был в Москве, на Соловках, Борисоглебском монастыре, Нижнем Новгороде (где и погиб).

2. Включен в «Жизнеописания великомучеников японских», изданных падре Н. Триго в Мюнхене в 1623 г.

3. В Японии имеются (по крайней мере) два памятника ему.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот дораскольные Юстиниан, Феодосий Великий и сам Константин включены в Римский календарь или нет?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Константин - точно нет. О Юстиниане и Феодосии старая Католическая энциклопедия (начала XX века) тоже не говорит как о святых.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно. Послераскольный Сергий Радонежский включен, а они нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно. Послераскольный Сергий Радонежский включен, а они нет.

Я не знал, что Феодосий у нас во святых. Но Юстиниана-то за что почитать? За его коварство или дьявольскую гордость?

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За 5-й Вселенский Собор, как "борца против криптонесторианства и оригенизма", ну и как видимого главу вселенской Церкви вместо епископа Рима. Вроде это он представлял себя Христом на земле, окружённым двенадцатью апостолами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно. Послераскольный Сергий Радонежский включен, а они нет.

 

Ну, мало ли кто жил до раскола. Арий и Несторий тоже жили до раскола, в конце концов :-). На самом деле отсутствие кого-л. в Римском Календаре еще само по себе не значит, что он не почитается Католической Церковью в целом, поскольку у восточных католиков - свои календари и списки святых. И в них как раз Константин есть. А с Сергием Радонежским и вообще русскими святыми после 1054 года Павел VI исходил, должно быть, из тех соображений, что схизма на русских просторах - понятие растяжимое. Вон марониты сотни лет жили вне контактов с Римским Престолом, но не были ни еретиками, ни схизматиками - т. е. не отрицали напрямую ничего из того, во что должны верить католики, и не отказывались от подчинения Папе и общения с теми, кто ему подчиняется (просто им этого общения никто не предлагал ввиду полной их неизвестности для западного мира). При этом, заметим, ни один митрополит Киевский с резиденцией в Москве в католические святцы не вошел, в том числе и в публиковавшиеся специально для греко-католиков: вероятно, именно потому, что все эти митрополиты как раз имели возможность доказать свою приверженность Вселенской Церкви, но доказывали лишь обратное. Что касается собственно Сергия Радонежского, то есть теория, что его почитание утвердил по просьбе митрополита Исидора Папа Евгений IV. Правда, я не знаю о существовании документов, которые бы это подтверждали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Константин - точно нет.

 

Константин включен в календарь УГКЦ https://news.ugcc.ua/calendar/2014-06/ (3 июня). Скорее всего он почитается так же и в других восточных католических Церквях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не знал, что Феодосий у нас во святых.

 

Если верить википедии , то день памяти 17 (30) января.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Константин - точно нет. О Юстиниане и Феодосии старая Католическая энциклопедия (начала XX века) тоже не говорит как о святых.

Константин почитается в УГКЦ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Cв. Максимилиан Кольбе после миссии в Японии возвращался в Польшу поездом. Проехал насквозь через СССР, провел одну ночь в гостинице в Москве (знать бы еще, в какой именно) и помолился на Красной площади о скорейшем исполнении Фатимских пророчеств.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Св. Климент Римский был выслан в Крым, где и умер (да, я знаю, что я провокатор).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Например, святой Исаак Сирин: он был по внешним признакам несторианином, но в его писаниях нет ничего несторианского

Если не считать его ссылок на несторианские авторитеты, подчищенных в греческих переводах. Так он в Католической церкви, стало быть, не святой официально?

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думал, что да, но вот сейчас не нашел подтверждений канонизации или литургического почитания. Разве что в Халдейской Церкви (у католиков восточно-сирийского обряда).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стало быть, по нынешней классификации Исаак Сирин, скорее, блаженный, нежели святой, так как его чтут поместно, а не вселенски.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...