Перейти к содержанию

Молитвенное правило клирика и мирянина


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Когда-то на форуме писали о том, что в Католической Церкви нет определенного молитвенного правила для мирян (не помню, имелись ли в виду пи этом также и греко-католики, молитвословы которых, надо думать, мало чем отличаются от православных). А католические священники? Слышал, что им приписывается ежедневно весь суточный круг по Бревиарию, что до реформы занимало очень много времени, почему в иных фильмах можно видеть едущего карете аббата, непременно держащего в руках раскрытую книгу. Но ведь в латинском обряде всякий священник обязан совершать мессу ежедневно, и, можно сказать, что все эти молитвы суточного круга являются подготовкой к литургии. А как в византийском обряде, где священник, как я понимаю, может совершать литургию лишь пару раз в неделю? Вроде бы они также должны прочитывать суточный круг, хотя и в очень сокращенном виде. Это их ежедневное правило?

 

Вот в Русской Православной Церкви правило ко Св. Причащению теоретически (согласно правильникам) одинаково для клириков и мирян: помимо присутствия на вечерне и утрене на кануне литургии необходимо прочитать малое повечерие, где кроме канона ко Св. Причащению должны читаться особые каноны, в зависимости от дня недели. Но в молитвословах, предназначенных для мирян, обычно указываются одни и те же каноны: покаянный, молебный Божией Матери и Ангелу-Хранителю, причем вычитывание мирянами повечерия также не предполагается. На практике же и священнослужители порой повечерие не читают, ограничиваясь тремя канонами. Согласно же правильникам и канонникам, повечерие с дневными канонами должно читаться клириками и мирянами ежедневно.

 

Но тут надо заметить, откуда пошла практика вычитывания канонов. В давние времена бывало так, что православных священников не хватало, и один священник обслуживал несколько сел, а потому многие прихожане не имели возможности быть накануне на богослужении, а потому для них чтение канонов было своего рода компенсацией тех канонов, которые они не смогли послушать на утрене. Соответственно, если человек был на вечернем богослужении или, имея доступ к книгам (сейчас в Интренете, как вы понимаете, всё это есть), вычитал суточный круг, то какая необходимость читать еще какие-то дополнительные каноны? Очевидно, что и предписание ежедневно читать эти каноны должно служить компенсацией отсутствия верующего в церкви в течение буднего дня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чаще всего да, Бревиарий. Но есть же еще много священников принадлежащих к тем или иным монашеским орденам и религиозным движениям, тогда на это влияет еще и устав конкретного института посвященной жизни. А на счет мирян в современных документах Церкви вообще нет никакого даже минимального правила, грубо говоря даже Отче наш прочесть не обязан. Все на добровольной основе и по личному выбору. Мирянин может кратко помолиться исключительно своими словами, а может весь суточный круг и все тайны Розария осилить.

 

P.S. Упс вопрос то похоже про визанийский обряд. У меня есть молитвенник византийского обряда. Купила потому что там есть текст служб ГКЦ, на случай если вдруг захочу в гости на Литругию к ним пойти. У них же в Москве все очень скромно, поют те, кто пришел. :) Греко-католический молитвенник это что-то типа Краткого молитвослова РПЦ. Утро: стандартное начало, 50 псалом, 1 молитва Господу, 1 Богродице, Ангелу хранителю, молитва святому, имя которого носишь, Богородице Дево, Тропарь Креста, помянник. И вечером примерно такого же объема. Ко Причастию 3 молитвы. По Причастии 5 молитв + тропарь и кондак. На счет священников ГКЦ ничего не могу сказать.

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В кафедрале. 1989 года издания "Жизнь с Богом". Брюссель. Раритет! :)

 

Вот он в отсканированном виде: https://rutracker.org...c.php?t=3751752

Там в аннотации написано "совместно с православными", но он именно католический, как глава Церкви поминается Папа. Я видела несколько молитвенников УГКЦ, на украинском, содержание утренних и вечерних молитв, и молитв ко/по Причастию примерно то же. Т.е. без длинных правил как в РПЦ.

Изменено пользователем Mar!a
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня точно такой был, я его отдал в библиотеку при нашем приходе в Харькове, т.к. для меня там не было ничего представляющего ценность. Хотя кому из наших прихожан понадобится католический молитвенник?:)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задал вопрос в группе УГКЦ ВКонтакте. Говорят, что пропуск без уважительной причины вечерних и утренних молитв, образцы которых даны в молитвословах, является грехом. Больше никаких подробностей. Надо, чтобы отец Олег тут ответил и все разъяснил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя кому из наших прихожан понадобится католический молитвенник? :)

Ну мало ли, удовлетворить любопытство. Сравнить. :)

 

Говорят, что пропуск без уважительной причины вечерних и утренних молитв, образцы которых даны в молитвословах, является грехом.

На счет необязательности каких кто конкретных молитв, я выше пересказывала ответ священника латинского обряда данный мне, когда меня в свое время заинтересовал этот вопрос. Но все же мне кажется что ваши знакомые греко-католики из вконтакта описывают какую то свою местную традицию. А на деле это нигде не прописано. Да, надо звать о. Олега.

Изменено пользователем Mar!a
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну, я как униатка (все ж таки) - да не считается это грехом. Всякое бывает. Ну у нас по крайней мере. Или вы может про священника, если священник пропускает? Вот это не знаю. Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Христос Раждається!

если сухо о "обязаности", в смысле "если не делать хотя бы этого - грех": УГКЦ призывает своих приходских (монашествующие имеют свои требования) священников молиться Часослов самое малое один час в день (не считая Литургии, которую служить ежедневно имеем возможность почти всегда).

Лично у меня (кроме ежедневной Литургии, конечно), это всегда как правило из Часослова - Часы и Вечерняя. А уже другие личные предпочтения, наверное, не в тему, но Псалмы люблю молиться, Розарий.

С уважением, о.Олег

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УГКЦ призывает своих приходских (монашествующие имеют свои требования) священников молиться Часослов самое малое один час в день

А для мирян какое-то общепринятое правило есть, невыполнение которого считается грехом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УГКЦ призывает своих приходских (монашествующие имеют свои требования) священников молиться Часослов самое малое один час в день

Т.е. сколько прочитал за время, столько и прочитал, хоть вечерню с утреней, хоть часы с повечерием? А канон и молитвы к Св. Причащению?

 

не считая Литургии, которую служить ежедневно имеем возможность почти всегда

И женатые священники? Ну Вы понимаете, о чем я.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Католической Церкви нет дикого запрета на супружеское общение накануне причастия. Если ты об этом, Володя.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Католической Церкви нет дикого запрета на супружеское общение накануне причастия. Если ты об этом, Володя.

А почему дикий? Это категоричность запрета, может, и в самом деле дика. Ты читал Франциска Сальского (только не на русском языке, без купюр)? Он говорит, что в день причастия не следует просить супруга (супругу) об исполнении супружеского долга, хотя и оговаривается, что большого греха в этом нет, а для просимой стороны это еще и может вмениться в добродетель. Еще он добавляет, что, как я понял, супружеская близость, в любом случае не может быть препятствием для участия в Евхаристии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и мало ли что пишет св. Франциск? Он, что, эксперт по супружеству?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну и мало ли что пишет св. Франциск? Он, что, эксперт по супружеству?

Нет, но эксперт по благочестивой жизни.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УГКЦ призывает своих приходских (монашествующие имеют свои требования) священников молиться Часослов самое малое один час в день

Т.е. сколько прочитал за время, столько и прочитал, хоть вечерню с утреней, хоть часы с повечерием? А канон и молитвы к Св. Причащению?

ну... если кто просто "читает" (и, как в одной школе, когда Брежнев умер, учитель Минуту Молчания объявил со словами "время пошло!" нажимая секундомер :) - формально всё сделал по требованиям властей, но не очень ему это было к серцу) то да. А если молится, то, наверное, воспринимает этот "час Часослова" (кстати - это именно в Львовской Архиепархии "Декрет" Митрополита был по этому поводу, в других не знаю) в качестве некоего ориентира. Хотя, наверное, это моё, субъективно... Но - да: выбирает священник и, если, например, существует веская причина, по которой молиться Часослов не может (за рулём целый день, например), то молится так, как может (всю дорогу :) ). А молитвы перед Причастием: Златоустого, Дамаскина, Василия Великого..

не считая Литургии, которую служить ежедневно имеем возможность почти всегда
И женатые священники? Ну Вы понимаете, о чем я. :)

всё, что предусматривает Таинство Брака не конфликтует с Таинством Литургии

С уважением, о.Олег

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

УГКЦ призывает своих приходских (монашествующие имеют свои требования) священников молиться Часослов самое малое один час в день
А для мирян какое-то общепринятое правило есть, невыполнение которого считается грехом?

в значении объщепринятого закона (в значении "молиться именно это и это") наверное нет - есть обязаность молиться и обязаность эта естественно проистекает из бытия христианином (не только за названием), понимается в контексте Катехизмовых Правд веры "любить Бога/ближнего", "Он - мой Господь Бог", "празновать Святой День", "поститься, приступать к Таинствам", "за живых/мёртвых молиться"... А уже какое-то особенное Правило - или индивидуально, или из-за участия в молитве одной из многих объщин (например "Матери Божьей Неустанной Помощи", "Матери в молитве" и т.д...). Но, наверное, правомерно будет сказать, что многие под обязанностью ежедневно молиться понимают утренние и вечерние Молитвы и Литургию в Праздники и по Воскресеньям.

С уважением, о.Олег

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Католической Церкви нет дикого запрета на супружеское общение накануне причастия. Если ты об этом, Володя.

"- Вы служите Литургию каждый день? Но ведь у вас восемь детей - как это возможно?!!

- В Страстную Пятницу не служу..."

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну... если кто просто "читает" (и, как в одной школе, когда Брежнев умер, учитель Минуту Молчания объявил со словами "время пошло!" нажимая секундомер :) - формально всё сделал по требованиям властей, но не очень ему это было к сердцу) то да.

Я имею в виду, что нет такого, например, что всенепременно нужно прочитать малое повечерие, а не что-либо иное, или прочитать весь суточный круг, сколько бы это не занял времени.

 

кстати - это именно в Львовской Архиепархии "Декрет" Митрополита был по этому поводу, в других не знаю

Так это недавний декрет? А как молились до него? И еще вопрос. Если священник в храме совершил вечерню, утреню, часы, то он формально освобождается от обязанности молиться в этот день дома по Часослову?

 

А молитвы перед Причастием: Златоустого, Дамаскина, Василия Великого.

Т.е. тоже на выбор?.

 

всё, что предусматривает Таинство Брака не конфликтует с Таинством Литургии

Вот уж воистину добрая, благочестивая практика - ежедневно совершать литургию! А у нас есть приходы, где и в воскресный день литургию служит только один священник (обычно настоятель), а другие клирики храма ему не сослужат и не причащаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

На другом форуме встретилась такая цитата из воспоминаний митрополита Питирима (Нечаева):

 

Был такой замечательный иерарх — архиепископ Филарет Рижский. Как-то раз он сказал: «А я правило вообще не читаю». Я, иподьякон, услышав это, чуть в обморок не упал: как же так, такой хороший архиерей и вдруг — правило не читает! А он продолжал: «Я прихожу в свою домовую церковь и сижу в кресле перед алтарем, пока не почувствую, что готов служить обедню». Сколько он так сидит — он мне не рассказывал, и что он при этом делает — тоже, — я уже и вникать перестал: получил — и успокоился. Но, во всяком случае, это внутреннее состояние — уже не необходимость, а желание, и даже жажда молитвы, — как раз то, с чем священник должен подходить к литургии.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...

Слава Ісусу Христу!

извините - не заметил :(

Я имею в виду, что нет такого, например, что всенепременно нужно прочитать малое повечерие, а не что-либо иное, или прочитать весь суточный круг, сколько бы это не занял времени.

оставлено на выбор священнику

Так это недавний декрет? А как молились до него? И еще вопрос. Если священник в храме совершил вечерню, утреню, часы, то он формально освобождается от обязанности молиться в этот день дома по Часослову?

раньше священика обязовал весь суточный цыкл Часослова. Мой друг расказывал, как его дед-священник выходил на огород, садился на своё кресло, раскуривал трубку и окунался в молитву... :)

А о формальном подходе уже отвечал. Даже, если был в Исповедальне во время молитвы (даже второй Литургии/другое) то формально может себя уговорить... Даже вот, если считать, что Проповедь... не совсем часть Литургии (и я грешным делом во многих случаях слышаных проповедей даже за) - попроповедовал часок-другой и... формальности соблюдены или перевыполнены :)

"А молитвы перед Причастием: Златоустого, Дамаскина, Василия Великого" - Т.е. тоже на выбор?.

с оправданых причин наверное да

Вот уж воистину добрая, благочестивая практика - ежедневно совершать литургию! А у нас есть приходы, где и в воскресный день литургию служит только один священник (обычно настоятель), а другие клирики храма ему не сослужат и не причащаются.

не знаю даже... Господь на каждой Литургии призывает к Причастию "со страхом Божьим и верою" всех и, священнику, уверен, важно принимать Таинство Евхаристии

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недавно подержал в руках молитвослов для клириков, изданный монахами-василианами. Он содержит все службы суточного, включая и необходимые части Октоиха. Одна из особенностей молитвослова - те сокращения служб, которые там рекомендуются: шестопсалмие сокращается до одного псалма, причем выбор читаемого псалма зависит от дня недели, также и псалмы малого повечерия; канон на утрене, если не ошибаюсь, ограничивается 9-й песнью. А в Интернете нет ли случайно подобного молитвослова или богослужебного устава?

 

P.S. Кажется, нашел: https://ugcc-littexts...og-post_28.html Только тут нет ни полунощницы, ни утрени.

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...