Перейти к содержанию

Письмо Айн Рэнд


Юрий
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Большинство из форумчан, я думаю, слышали имя (вернее, псевдоним) Айн Рэнд (Ayn Rand; наст. ФИО Алиса Зиновьевна Розенбаум, 1905-1982). Американская писательница русско-еврейского происхождения, основательница философской школы объективизма. Хоть она сама и была атеисткой, она является авторитетом для многих католиков - особенно в США, но есть, я знаю и в Москве.

Весною 1949 года одна из племянниц Рэнд, 17-летняя Конни, написала ей письмо, прося дать ей взаймы 25 долларов на покупку платья на выпускной вечер средней школы. (Сразу уточню: 25 долларов тогда - это примерно 240 долларов сегодня, то есть, как мне показывает сайт Universal Currency Converter, 15600 рублей).

И вот что Айн Рэнд ей ответила (см. ниже перевод письма). Очень интересно, что кто думает об этом письме с точки зрения католической (и вообще христианской) морали?

 

"22 мая 1949 года

Дорогая Конни,

Ты очень молода, поэтому я не знаю, понимаешь ли Ты серьезность своего поступка, прося у меня денег. Так как я Тебя совсем не знаю, я подвергну Тебя испытанию.

Если Ты действительно хочешь взять у меня взаймы 25$, я воспользуюсь этим случаем, чтобы понять, что Ты за человек. Ты хочешь занять деньги до выпускного. Я сделаю еще лучше. Я сделаю так, чтобы Тебе было легче отдать долг, - но с условием, что Ты поймешь и примешь то, что это строгая и серьезная деловая сделка. Перед тем, как Ты займешь эти деньги, я хочу, чтобы Ты очень внимательно это обдумала.

Вот мои условия: если я пошлю Тебе 25$, я дам тебе год на возвращение долга. Я дам тебе шесть месяцев после Твоего выпускного, чтобы Ты устроилась на работу. Потом ты начнешь отплачивать долг регулярными платежами: Ты пошлешь мне 5$ 15 января 1950 года, и по 4$ в пятнадцатое число каждого последующего месяца; последний платеж будет 15 июня 1950 года - и это полностью возместит долг.

Готова ли Ты на такие условия?

Вот о чем я прошу тебя подумать: Как только Ты устроишься на работу, Тебе сразу понадобится много вещей, на которые Ты захочешь тратить свои деньги вместо того, чтобы возвратить долг. Я хочу, чтобы Ты решила сейчас, заранее, как честный и ответственный человек: захочешь и сможешь ли Ты вернуть эти деньги, что бы не случилось, - как обязательство, преобладающее над любыми другими расходами.

Я хочу, чтобы Ты прямо сейчас поняла: я не приму никаких оправданий, кроме тяжелой болезни. Если Ты заболеешь, я дам тебе отсрочку - но не по какой-либо другой причине. Если, когда придет время платить, Ты мне скажешь, что не можешь мне заплатить, так как Тебе нужны новые туфли или новый плащ, или что Ты дала деньги кому-нибудь другому в семье, которому они были нужнее, чем мне - тогда я буду считать Тебя жуликом и растратчицей. Нет, я не пошлю за Тобой полицию, - но я спишу Тебя как гнилого человека и никогда больше не буду с Тобой разговаривать или Тебе писать.

Сейчас я поясню Тебе, почему я так серьезна и строга в этом вопросе. Я презираю безответственных людей. Я не хочу иметь с ними дело или как-либо помогать им. Безответственный человек - это тот, кто дает расплывчатые обещания, потом нарушает данное слово, сваливает всю вину на обстоятельства и ждет от других людей, чтобы они им это простили. Ответственный же человек не дает обещания, не подумав обо всех последствиях и не будучи готовым их принять.

Ты хочешь 25$ с целью купить себе платье; Ты говоришь, что устроишься на работу и сможешь мне их вернуть. Это хорошо, и я хочу Тебе помочь, - ecли это точно и действительно то, что Ты имеешь в виду. Но если Ты подразумеваешь: дайте мне денег, а я их отплачу, если не изменю своих планов - тогда никакой сделки. Если я исполняю свою сторону сделки, Ты должна исполнять свою, точно так, как договорено, и что бы ни случилось.

Меня очень горько разочаровали [Твои сестры] Мими и Марна. Когда я впервые встретила Мими, она попросила у меня денег на курсы искусств. Я дала ей денег, но она не пошла на эти курсы. Я финансово поддерживала Марну в течение года, с целью помочь ей закончить среднюю школу. Она не закончила среднюю школу. Я рискну с Тобой, потому что не хочу взваливать на Тебя вину за действия Твоих сестер. Но я хочу, чтобы Ты мне показала, что Ты лучший человек.

Я расскажу Тебе о причинах моих условий. Я думаю, что человек, просящий у других людей денег и ожидающий, что они ему их дадут, - вместо того, чтобы иx заработать - это самый гнилой человек на свете. Я хотела бы, если смогу, с самого раннего возраста научить Тебя идее об уважающем себя, содержащем себя, ответственном, капиталистическом человеке. Если Ты займешь деньги и отплатишь их - это будет самый лучший урок отвественности, какой Ты можешь получить в жизни.

Я хочу, чтобы Ты отбросила идею - если она есть у Тебя в голове - что Ты имеешь право на деньги или поддержку с моей стороны только потому, что нам приходится быть родственницами. Я хочу, чтобы Ты поняла, очень четко и прямо сейчас, пока Ты молода, что ни один честный человек не верит в свою обязанность поддерживать своих родственников. Я в это не верю и не буду это делать. Я не могу сделать так, чтобы Ты мне понравилась и я захотела тебе помочь без какой-либо причины - просто потому, что Тебе нужна помощь. Это не уважительная причина. Но Ты можешь заслужить мое расположение, мой интерес к Тебе и мою помощь показав мне, что Ты - хороший человек.

Теперь хорошенько обдумай все это и сообщи мне, хочешь ли Ты занять у меня деньги на моих условиях и дашь ли Ты мне слово эти условия соблюдать. Если да, то я пошлю Тебе деньги. Если же Ты не понимаешь меня; если Ты думаешь, что я - черствая, жестокая богатая старуха и Ты не разделяешь моих идей - очень хорошо, Ты не обязана их разделять, но тогда Тебе не следует просить меня о помощи.

Я буду ждать Твоего ответа и, если окажется, что Ты человек моего типа, тогда я надеюсь, что это будет началом настоящей дружбы между нами, чему бы я была очень рада.

Твоя тетя."

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 53
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Популярные дни

А чем она так знаменита и уважаема католиками за что?

 

Не знаю, приучать к порядку и обязательности может и правильно. Но письмо меня не впечатлило. Честно сказать - я бы денег дала. Не смогла бы отдать или что - подумала бы давать ли в следующий раз. Но такое словоблудие из-за денег - мне не понравилось. ИМХО.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а чем все закончилось? племянница согласилась? вернула деньги?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Или племянница согласилась, но тётка денег не дала?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем она так знаменита

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BD_%D0%A0%D1%8D%D0%BD%D0%B4

 

и уважаема католиками за что?

Не "уважаема католиками", а "уважаема многими католиками". :) За что? Думаю, за ее капиталистический образ мышления, воспевающий трудолюбие и ответственность. Вряд ли они ее уважают за ее атеизм и критику организованной религии. :)

 

Честно сказать - я бы денег дала. Не смогла бы отдать или что - подумала бы давать ли в следующий раз.

Так Рэнд же ясно пишет: обеим сестрам Конни она денег дала, но те ее "кинули". Так что с точки зрения Рэнд это уже и был "следующий раз".

 

Но такое словоблудие из-за денег - мне не понравилось. ИМХО.

Словоблудие есть, в этом согласен. Но, с другой стороны, многое из того, что выглядит чрезмерным словоблудием в адрес взрослых людей, как раз годится для детей и подростков. Давайте не будем забывать, что адресат - девушка 17 лет, только-только вступающая на путь взрослой жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а чем все закончилось? племянница согласилась? вернула деньги?

Об этом история молчит (точнее, на этот вопрос я пока ответа не нашел).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну то сестры, а то эта конкретная девушка. Хотя, конечно, если это семейная тенденция - то основания для беспокойства есть. Ее право не давать. Но про родственников, тем более молодых (и глупых :)) разглагольствовать сия о том, что они самые гнилые люди и т.п. - как-то лишнее. Про "ни один честный человек не верит в обязанность поддерживать родственников" - вообще без комментариев.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что тетка и племянница достаточно близкие родственники. Но это только мое мнение. :)

А что предлагается обсудить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про "ни один честный человек не верит в обязанность поддерживать родственников" - вообще без комментариев.

А почему без комментариев? Как раз этот пункт, ИМХО, один из самых важных в этом тексте, и его как раз и стоит прокомментировать и проанализировать. Ибо он неоднозначен.

 

Вот Вы живете в Австралии, - а ведь именно в истории этой страны был очень яркий случай аборигенского художника-самоучки Альберта Наматжиры (Albert Namatjira), которому эта "обязанность поддерживать родственников" стоила жизни. Знаете его историю?

Изменено пользователем Юрий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы у меня была такая строгая тетя, я выросла бы более ответственной барышней. Хотя строгая тетя у меня была и помогала, но в конечно итоге, всегда прощала мои оплошности.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про "ни один честный человек не верит в обязанность поддерживать родственников" - вообще без комментариев.

А почему без комментариев? Как раз этот пункт, ИМХО, один из самых важных в этом тексте, и его как раз и стоит прокомментировать и проанализировать. Ибо он неоднозначен.

 

Вот Вы живете в Австралии, - а ведь именно в истории этой страны был очень яркий случай аборигенского художника-самоучки Альберта Наматжиры (Albert Namatjira), которому эта "обязанность поддерживать родственников" стоила жизни. Знаете его историю?

 

Прочитала, но у аборигенов "поддержка" часто своеобразная. Я эту поддержку наблюдаю вот прямо вживую. Тут дело не в поддержке, а в "коммунизме", неуважении к частной собственности. Ну и Альберт все же умер от сердечного приступа, проблем с родственничками он поимел, но так же модно утверждать, что жизни ему стоило уравнивание в правах с белым населением и разрешение покупать алкоголь.

 

Меня смущает категоричность: ни один честный человек не верит... Откуда такая уверенность в том, во что ВЕРЯТ другие и привязка веры к порядочности. Получается как бы - а те кто верят нечестные люди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы у меня была такая строгая тетя, я выросла бы более ответственной барышней. Хотя строгая тетя у меня была и помогала, но в конечно итоге, всегда прощала мои оплошности.

 

Ну вот старшим сестрицам не помогла эта строгость?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по-моему это письмо просто графомания
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а еще человеку, который дает деньги и читает длинные нудные лекции, следует подумать: стали бы его слушать бесплатно? Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При чем здесь графомания? Тетушка разве писала роман?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, это не воспитание ответственности и самоуважения, а исключительно воспитание "капиталистического человека" в самом негативном, я бы даже сказала - карикатурном смысле. Я имею в виду не саму лекция о том, что долги надо возвращать (хотя лекцию эту можно было бы подсократить раза в три), а то, в каких выражениях это делается. Тетушка поучает племянницу, что отношения между людьми должны строиться на сугубо деловой основе, а родственные связи - ничто. Вообще тон письма такой, как-будто подчиненный у начальника выпрашивает внеплановое повышения з/п. Ни капли тепла, ни намека на понимание, только - заслужи, докажи. Ну и апофеозом всей этой пафосной риторики стала фраза про то, что помочь просто потому, что человеку нужна помощь - это не уважительная причина. Мне вот представилась такая чисто гипотетическая ситуация. Предположим, тете понадобится какая-то помощь. Скажем, по хозяйству, в силу возраста, и она попросит племянницу помочь. Должна ли племянница, как "капиталистический человек", выставить тете прейскурант на услуги?

Честно говоря, у меня на месте племянницы как раз бы и пропало после такой отповеди всякое желание с тетей "разговаривать и писать". Постаралась бы взять в займы у кого-нибудь более адекватного, если бы не получилось, то взяла бы, конечно, у тети, вернула бы ей по мере возможностей, но желание поддерживать с ней какие-то контакты в дальнейшем вряд ли бы возникло.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Радка, там же речь не о "нужна помощь", а о новом платье.

 

например, сестрам, судя по письму, она дала денег на образование не в расчете на то, что они деньги вернут, а на то, что они образование _получат_

 

и они не оправдали именно тем, что не получили образования, за которое было заплачено.

 

да, письмо длинновато и суховато, но это могут быть и издержки стиля, и погрешности перевода, а в целом - дитя, которое требует довольно крупную сумму денег на предмет роскоши, не понимая цены деньгам, должно когда-то эту цену понять. я вот, например, недавно общалась с юным созданием десяти лет от роду, сокрушающимся по поводу отсутствия у него айфона. другому юному созданию на десятилетие родители заказали лимузин и фотосессию во дворце. пришлось разговаривать уже с родителями... :)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня смущает категоричность: ни один честный человек не верит... Откуда такая уверенность в том, во что ВЕРЯТ другие и привязка веры к порядочности. Получается как бы - а те кто верят нечестные люди.

Так я и говорю: это выражение Айн Рэнд двусмысленно. Говоря с христианской точки зрения его можно признать совершенно правильным - или совершенно ложным. Это зависит от контекста.

Надо ли помогать близким, попавшим в беду, реально нуждающимся, заболевшим и т.п.? - Разумеется, тут ответ ясен: это обязательно. И Апостол Павел об этом говорит в Первом послании к Тимофею, 5:8.

Но теперь представим себе иную ситуацию (довольно частую в реальной жизни): например, я мужик в самом соку, университет не закончил, серьезную работу не ищу, живу на пособие по безработице, дую пивасик, играю целыми днями в компьютерные игры. А у меня есть брат - очень богатый человек, наживший непомерным трудом большой капитал. И вот я у него требую, чтобы он от своего богатства мне ежемесячно отстегивал какую то сумму, чтобы меня содержать. "А почему я должен это делать?" - "Потому, что ты мой брат". И вот в такой ситуации фраза Айн Рэнд совершенно справедлива. Я же сам избрал такой образ жизни, - а ответственность хочу свалить на брата.

Похожая ситуация, кстати, обыграна в фильме того же Звягинцева "Елена".

Изменено пользователем Юрий
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Она просит денег не просто на новое платье, а на платье для выпускного, т.е. ситуация все же не рядовая, и из этого никак не следует, что девушка не понимает цену деньгам. Может, она вообще впервые в жизни просит денег на что-то.

В любом случае, я не считаю, что в ответ на просьбу племянницы дать денег в займы, следует рассказывать девочке, что родственные связи - пустой звук, а помогать человеку просто потому, что нужна помощь - не уважительная причина. Не важно, что речь в письме идет о платье - тетка считает нужду в помощи не уважительной причиной в принципе и учит этому "юное создание".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имею в виду не саму лекция о том, что долги надо возвращать (хотя лекцию эту можно было бы подсократить раза в три), а то, в каких выражениях это делается.

Ну, во-первых, Айн Рэнд на это могла бы возразить: "Не нравится длина и стиль моего увещевания? Прекрасно - Ты и не обязана его слушать или читать. До свидания, всего наилучшего." Если бы кто-то (особенно 17-летний) пришел ко мне в гости, я бы тоже не очень-то терпел, если бы он мне у меня дома стал указывать, как мне говорить.

Во-вторых, если бы Айн Рэнд подарила племяннице автомобиль и вот в таких же нудных, настырных словах писала бы ей, как важно соблюдать правила дорожного движения, не ухарствовать за рулем, не пить спиртного перед тем, как садится за руль, и почему это не надо делать, - это тоже было бы неадекватно? Аналогия тут налицо: прося взаймы серьезную сумму денег, 17-летняя девушка собирается вырулить на опасную автостраду под названием "взрослая жизнь". Не следует ли "весомо, грубо, зримо" разъяснить ей правила движения на этой автостраде?

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

помогать человеку просто потому, что нужна помощь - не уважительная причина... тетка считает нужду в помощи не уважительной причиной в принципе

Ну, так тут она, ИМХО, по сути права. Помощь помощи рознь; ее обязательность зависит от того, в чем просят помочь.

Помочь профинансировать операцию?

Помочь серьезному, но попавшему во временную беду человеку снова встать на ноги?

Помочь оплатить коммунальные долги, когда предназначенные для этого деньги проиграны в игровых автоматах?

Помочь дать взятку чиновнику?

Помочь дать взятку ректору вуза, чтобы парня-двоечника приняли в вуз и тем самым отмазали от армии?

Это же разные вещи с этической точки зрения.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если атеистка иудейского происхождения так уважаема "многими католиками", то может, вопрос стоит в их Католичестве?

И да, я б тоже не дал денег племяннице, но свое решение я б не стал бы оправдывать такими высокопарными словами

Изменено пользователем Solowhoff
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я и говорю: это выражение Айн Рэнд двусмысленно. Говоря с христианской точки зрения его можно признать совершенно правильным - или совершенно ложным. Это зависит от контекста.

Надо ли помогать близким, попавшим в беду, реально нуждающимся, заболевшим и т.п.? - Разумеется, тут ответ ясен: это обязательно. И Апостол Павел об этом говорит в Первом послании к Тимофею, 5:8.

Но теперь представим себе иную ситуацию (довольно частую в реальной жизни): например, я мужик в самом соку, университет не закончил, серьезную работу не ищу, живу на пособие по безработице, дую пивасик, играю целыми днями в компьютерные игры. А у меня есть брат - очень богатый человек, наживший непомерным трудом большой капитал. И вот я у него требую, чтобы он от своего богатства мне ежемесячно отстегивал какую то сумму, чтобы меня содержать. "А почему я должен это делать?" - "Потому, что ты мой брат". И вот в такой ситуации фраза Айн Рэнд совершенно справедлива. Я же сам избрал такой образ жизни, - а ответственность хочу свалить на брата.

Похожая ситуация, кстати, обыграна в фильме того же Звягинцева "Елена".

 

Юрий, тут как раз ситуация "аборигенская", но проблема тут в том, что считает брат-разгильдяй. Помочь не обязательно эквивалентно "отстегивать ежемесячно сумму", иногда отстегивать сумму пагубно. Но речь о том, во что верит дающий. И если он верит, что брату надо помогать - разве это делает его нечестным?

Проблема многих местных аборигенских поселений в том, что "помощь" они готовы принимать только в виде наличных или алкоголя. А государство их все трудоустроить пытается, всякими программами с бесплатным обучением, трудоустройством и тп.

Возможно, послать брату овощей - ибо он ведет сидячий образ жизни и питается наверняка фаст-фу дом будет лучшей помощью, чем давать ему деньги на пиво. Но вот сам факт того, что брат верит, что должен поддержать брата-разгильдяя разве делает его нечестным?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типичный западный подход. За копейку удавится и помрёт с миллионами, которые можно положить в гроб.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...