Перейти к содержанию

Персидская притча


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Очень понравилась!

 

 

"Один пожилой человек жил вместе со своим внуком в горах. Будучи мусульманином, каждое утро он проводил за чтением Корана. Внук старался быть похожим на деда и во всем ему подражал. Однажды он спросил: «Дедушка, я стараюсь читать Коран так же, как и ты, но я не понимаю его. Все, что запоминаю, я забываю сразу после того, как закрою книгу. Так какая польза в чтении Корана?»

Дед, клавший уголь в печь, остановился и ответил: «Возьми корзину для угля, спустись к реке, наполни е водой и принеси сюда».

Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекла до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: «Попробуй идти быстрее» и отправил внука обратно к реке, чтобы тот попытался снова. В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой до того, как он достиг дома. Сказав деду, что воду невозможно нести в корзине, мальчик отправился за ведром.

Дед возразил: «Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно выкладываешься».

Мальчик, желая показать, что даже если он будет бежать изо всех сил, вода выльется до того, как он добежит до дома, снова погрузил корзину в реку и побежал так быстро, как только мог. Но пока он увидел деда, корзина вновь была уже пустой. «Видишь дедушка, это бесполезно!», - подытожил выдохшийся внук.

«Так, ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину», - ответил дед.

Мальчик посмотрел на не и увидел, что чрная от угля корзина стала чистой как внутри, так и снаружи.

«Сынок, вот, что происходит, когда ты читаешь Коран. Ты можешь не понимать и не запомнить из него ничего, но когда ты его читаешь, он меняет тебя: как внешне, так и внутренне. Так Аллах меняет нашу жизнь».

Изменено пользователем Маричка
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я с слышала вариант со старым и молодым монахами, молитвой и корзиной из-под навоза
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бесполезная и даже вредная, а потому глупая притча. Не понимаешь текст молитвы или Писание - все равно повторяй слова, как какое-то заклинание.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В том варианте, который я слышала, монах понимал :) он говорил, что молится механически, без души. И тогда его послали мыть корзину ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В том варианте, который я слышала, монах понимал :) он говорил, что молится механически, без души. И тогда его послали мыть корзину ;)

Если под механичностью имеется в виду, что монах, умом следя за словами молитвы, не присоединял к ним чувства, тогда в притче есть смысл: хотя молитва его была несовершенной, но это все же молитва, и она несомненно приносит пользу.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если под механичностью имеется в виду, что монах, умом следя за словами молитвы, не присоединял к ним чувства, тогда в притче есть смысл: хотя молитва его была несовершенной, но это все же молитва, и она несомненно приносит пользу.

 

да-да, именно в этом был смысл, просто писала с телефона, неудобно выражаться яснее, надо выражаться короче :)

 

Наверное, потому что в персидском варианте сакрализируется текст как данность, а не его содержание. Для ислама это вообще характерно - поэтому, например, я слышала о запрете газетой застилать мусорное ведро - там ведь может быть написано что-то из корана.

 

А в христианской притче главное - содержание. Даже если ты не вкладываешь особого чувства в свою молитву, она приносит пользу твоей душе.

Ну, кстати, да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну все, запинали персов под лавку. Признаю :) Пусть лучше монах с корзинами будет :) Cогласна :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я с слышала вариант со старым и молодым монахами, молитвой и корзиной из-под навоза

С навозом - как-то реалистичней. Ибо качественно отмыть ч0рную от угля корзинку просто водой, от древесного ли, или от каменного, на практике едва ли получится, даже при более эффективном способе промывки, нежели вышеописанный. Ситуация из серии "Вай, а такой умный вещь хотел сказать..."

Впрочем, жителям шахтерских регионов наверное виднее.

 

Вообще же, будь жертва дедовщины посообразительнее, - приволок бы воду в ведре, у хаты перелил бы в корзину, бысто сдал бы ее деду - и таким образом сумел бы отчитаться о проделанной работе в полном соответствии с техническим заданием.

Изменено пользователем kajum
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каюм, ну вы просто Абу ибн Абу-Талиб, мудрейший из мудрейших :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не уверена насчет угля, если это пыль, то, наверное, смывается легче, чем навоз, который мог залепить щели, и монаху удалось бы принести воды. Впрочем, не имела дел близко ни с углем, ни с навозом, могу ошибаться насчет их свойств.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя что это мы в символическом по сути произведении сосредоточились на реализьме? Давайте того, о морали.

Мне кажется, мораль такова: не задавай старшим лишних вопросов, а то заставят тебя ломом плац подметать.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно еще так - старший выкрутится даже из самой глупой ситуации. Потому что мудрый :)

 

upd

Как Каюм ибн Али, чья мудрость затмевает солнце

Изменено пользователем Маричка
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бесполезная и даже вредная, а потому глупая притча. Не понимаешь текст молитвы или Писание - все равно повторяй слова, как какое-то заклинание.

Если под механичностью имеется в виду, что монах, умом следя за словами молитвы, не присоединял к ним чувства, тогда в притче есть смысл: хотя молитва его была несовершенной, но это все же молитва, и она несомненно приносит пользу.

Иногда даже механически повторяемая молитва полезна. Бывает. когда чувства и сознание огрубело (после духовного падения или наоборот перед получением духа) настолько, что актуальным становится только этот, самый низший и поверхностный уровень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иногда даже механически повторяемая молитва полезна. Бывает. когда чувства и сознание огрубело (после духовного падения или наоборот перед получением духа) настолько, что актуальным становится только этот, самый низший и поверхностный уровень.

Молитва - возношение ума и сердца к Богу. Если нет ни того, ни другого, то каковы основания называть произносимое молитвой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Молитва - возношение ума и сердца к Богу. Если нет ни того, ни другого, то каковы основания называть произносимое молитвой?

Когда возношения ума и сердца практически нет, по черствости, тупости или неведению, а бессознательная интенция к Нему все же имеет место, то такое основание по-моему есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда возношения ума и сердца практически нет, по черствости, тупости или неведению, а бессознательная интенция к Нему все же имеет место, то такое основание по-моему есть.

Если эта интенция бессознательная, то как можно убедиться в том, что она есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если эта интенция бессознательная, то как можно убедиться в том, что она есть?

"Бессознательная" - не в смысле своего наличия или отсутствия, а в смысле своего содержания, своей направленности.

То есть человек может просто не сознавать, Кому он молится и зачем. А взывание к высшим силам (понимаемым крайне смутно, как "космическая энергия" и т.д.)- это стихийно присутствующее в человеке устремление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть человек может просто не сознавать, Кому он молится и зачем. А взывание к высшим силам (понимаемым крайне смутно, как "космическая энергия" и т.д.)- это стихийно присутствующее в человеке устремление.

Не понимаю Вас. Почему высшие силы понимаются смутно? Совсем не смутно. Просто человек читает "Отче наш", а сам думает о том, что надо забрать ребенка из детского сада, а жена требует ей новую шубу купить. Может такая "молитва" быть угодной Богу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понимаю Вас. Почему высшие силы понимаются смутно? Совсем не смутно. Просто человек читает "Отче наш", а сам думает о том, что надо забрать ребенка из детского сада, а жена требует ей новую шубу купить. Может такая "молитва" быть угодной Богу?

Человек может вполне погрязнуть в том, что зовется "житейским морем". Утратить всякое чувство благоговения, разувериться, отойти от Церкви и веры. Ничего уже в нем не колеблется в душе. А вот заученный в детстве текст "Отче наш" он прекрасно помнит и повторяет его чисто механически. Во время житейских раздумий и забот. Может такая "молитва" быть угодной Богу? Скорее может, чем нет. Мало-помалу даже такое механическое повторение может привести к более духовной молитве, растопить лед и окаменевшее сердце вновь сделать живым.

Неугодна такая молитва будет лишь тогда, когда по состоянию своего сердца человек может молиться усерднее, но халтурит и "опускается" до уровня механического повторения или близкого к тому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бесполезная и даже вредная, а потому глупая притча. Не понимаешь текст молитвы или Писание - все равно повторяй слова, как какое-то заклинание.

Кстати, из притчи такой буквализм и не следует.

А следует то, что полезный эффект (в духе прежде всего) можно обрести даже и не ставя изначально себе цели добиться именно этого и не понимая его смысла.

Можно не то что вообще не понимать текст, но понимать его в конечном, ограниченном смысле.

Вот и Христос говорит, в ответ на недоумение Петра по поводу мытья ног: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин 13:7).

 

"Читать Коран" здесь соразмерно "дать помыть ноги".

 

Специфически притча высвечивается в гегелевской мысли о "хитрости мирового разума", который в ходе истории играет конечными существами как хочет, а в конце концов все равно достигает своего и приводит все к себе.

 

Разум столь же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель. В этом смысле можно сказать, что божественное провидение ведет себя по отношению к миру и его процессу как абсолютная хитрость. Бог дает людям действовать, как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, которые отличны от целей, руководивших теми, которыми он пользуется.

Гегель Г.В.Ф, Энциклопедия философских наук, М., 1975, Т.1., с. 397-398

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...