Перейти к содержанию

Верить в Библию


Irenko
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Так и со сдешними богословами. Один говорит - понимать Библию надо буквально, а то ересь, другой говорит - если что не так, то это аллегория, иносказание, толковать надо. С таким богословием спорить трудно.

 

Для Вас новость, что даже римским католикам не предписано, что они должны все места Библии толковать единообразно? А у всех прочих христиан даже и инстанции нет, которая могла бы нечто подобное предписать. Очень удобно себе выдумывать оппонента-идиота, а потом этого идиота с победоносным видом опровергать. Но почему реальные оппоненты должны ради Вашего удобства приводить себя в соответствие с выдуманным Вами идиотом?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 163
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

А что, у нас должно быть всё единогласно?
Ну уж не так радикально. Хотя и предсказуемо. Наиболее умные уже и с теорией эволюцией согласны.

 

Несколько методологических замечаний (странно, что они Вам самостоятельно в голову не приходят):

 

1. В подавляющем большинстве случаев, описанные в Библии чудеса со сферой компетенции каких-либо естественных наук вообще никак не пересекаются. Науки занимаются воспроизводимыми (и, в силу этого, доступными изучению) процессами/явлениями. Единичные, невоспроизводимые события просто не относятся к их ведению.

1.1. То же самое относится и к пророчествам, о грядущих эсхатологических событиях, даже в ещё большей степени. Понятно, что если явление Бога во всей Его славе, и рождение новой земли и нового неба произойдёт, то это никак не будет следовать из природных процессов нашей Вселенной, нашего пространственно-временного континуума. Следовательно, наши естественные науки никакого об этом суждения иметь не могут.

1.2. Если нам рассказывают, что произошло какое-то единичное, невоспроизводимое событие, мы вольны выбирать - можно решить, что рассказчик лжёт, можно решить, что он ошибается, а можно - что в данном случае проявился какой-то неизвестный нам фактор (могут же быть неизвестные факторы).

 

1.3. Вполне можно быть рационально мыслящим человеком, но принимать практически все библейские рассказы о чудесах, исходя из того, что их авторы, а также их истолкователи - это подвижники той самой веры, которую и мы, по милости Божией, исповедуем. А значит, вне зависимости от того, что там было фактически, эти рассказы обладают важным смыслом.

 

2. Едва ли ни единственная библейская тема, где вышеназванное решение не подходит - это рассказ о сотворении, изложенный в первых главах книги Бытия. Не подходит оно именно потому, что сотворение - это не единичное событие, а целая последовательность событий, целый процесс. Если читать книгу Бытия, как монографию по естественной истории Вселенной, то придётся признать, что между этой историей, и той, которую конструируют наши естественные науки - физика, геология, биология, и др., действительно есть серьезное противоречие. Как это противоречие решать? Здесь среди христиан нет единого мнения (да и нет никого, кто мог бы такое единое мнение предписать всем христианам всех конфессий). Подход фундаменталистов состоит в том, что если естественные науки противоречат буквальному прочтению книги Бытия, то тем хуже для естественных наук. Но их подход - не просто не единственный, но и отнюдь не самый распространенный. А многие другие (в том числе и моя малость) скажут Вам, что Библия - это не учебник физики или биологии. В её тексте нет никаких оснований считать, что её авторы, вдохновленные Богом, имели в виду написать учебник физики. Это в полной мере относится и к автору книги Бытия. Он взял хорошо известный древним евреям материал - ближневосточные мифы, и переделал их так, чтобы провести главную идею: мир есть творение Бога. А много столетий спустя другой библейский автор в Прологе Евангелия от Иоанна, комментируя как раз начало книги Бытия, проводит эту же самую идею, но используя уже не ближневосточные мифы, а совершенно другой материал - стоическую философию (см. Ин.1:1-3). Вот эта главная идея (мир есть творение Бога) и является боговдохновенной истиной, предметом нашей веры - причём не сама по себе, а с тем принципиально важным, неотъемлемым дополнением, что Бог раскрывается, как благой Творец мира, и, тем же самым актом, "раскрывает смысл творения", только в Иисусе Христе.

Изменено пользователем n-vilonov
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. В подавляющем большинстве случаев, описанные в Библии чудеса со сферой компетенции каких-либо естественных наук вообще никак не пересекаются. Науки занимаются воспроизводимыми (и, в силу этого, доступными изучению) процессами/явлениями. Единичные, невоспроизводимые события просто не относятся к их ведению.

 

 

Единичное чудесное событие не имеет естественных причин, но должно иметь естественные следствия. Например, воскрешение Лазаря никаких естественных причин иметь не может, но имеет естественным следствием все дела, которые сделал Лазарь после воскрешения, последствия этих дел и т.д. Если описываемые события достаточно масштабны, то можно ожидать обнаруживаемых естественных следствий. Например, после вышедших из Египта евреев действительно должны оставаться следы стоянок, действительно такое событие должно быть зафиксировано египтянами и т.д., и т.д.

 

Другое дело, что обнаружение следов даже таких событий как Исход кажется весьма проблематичным и возможным только как случайная находка. Тем более следы таких событий как избиение младенцев (которых там было, нужно думать, человек двадцать) или путешествие волхвов вряд ли могут дойти до наших дней.

 

Тем не менее, такие следы должны существовать м теоретически могут быть обнаружены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если описываемые события достаточно масштабны, то можно ожидать обнаруживаемых естественных следствий. Например, после вышедших из Египта евреев действительно должны оставаться следы стоянок, действительно такое событие должно быть зафиксировано египтянами и т.д., и т.д. Другое дело, что обнаружение следов даже таких событий как Исход кажется весьма проблематичным и возможным только как случайная находка.

 

В том-то и дело, что вероятность обнаружения археологических следов значительна только в случае массовых процессов. А даже Исход мы уже, кажется, обсуждали - скорее всего, это было перемещение небольшой группы лиц.

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если описываемые события достаточно масштабны, то можно ожидать обнаруживаемых естественных следствий. Например, после вышедших из Египта евреев действительно должны оставаться следы стоянок, действительно такое событие должно быть зафиксировано египтянами и т.д., и т.д. Другое дело, что обнаружение следов даже таких событий как Исхода кажется весьма проблематичным и возможным только как случайная находка.

 

В том-то и дело, что вероятность обнаружения археологических следов значительна только в случае массовых процессов. А даже Исход мы уже, кажется, обсуждали - скорее всего, это было перемещение небольшой группы лиц.

 

Абсолютно согласен. Я пытался оспорить только то, что процитировал - что чудеса не пересекаются со сферой компетенции наук. Причины чуда не пересекаются, последствия пересекаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И уж последствия Потопа просто обязаны быть обнаруживаемы, иначе пришлось бы предположить ещё одно не меньшее чудо по из сокрытию.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот упоминания о евреях в Египте:

 

Комментарий Сончино. Примечания к книге Шмот:

 

Все сведения о евреях в Египте, которыми мы располагаем, содержатся в немногих случайных записях, высеченных на монументах. В таких записях евреи упоминаются как аперу или апуриу. Одним из примеров упоминания о евреях в незначительных для того времени документах является отчет, направленный официальному лицу во время правления Рамсеса II. В нем содержатся следующие слова: "Я повиновался приказу, изложенному в послании моего господина, в котором сказано: "Дай зерна солдатам-египтянам, а также дай зерно апуриу, которые доставляют камни для строительства великого города Па-Рамессу...". Я давал им зерно в каждом месяце, как повелел мой господин". В другом историческом памятнике, относящемся к этой же эпохе, содержится похожая запись: "Я повиновался приказу, изложенному в послании моего господина, в котором сказано: "Дай продукты питания солдатам, а также дай зерно аперу, которые доставляют камни для [храма] Ра [божества солнца] в Рамсесе, любимом Амоном, в южную часть Мемфиса". Таким образом, о факте проживания целого народа на территории Египта на протяжении двухсот лет мы узнаем из сухих официальных отчетов, а о судьбах рабов, об их страданиях, о стремлении освободиться из египетских документов узнать невозможно ничего.

 

В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков. Этот рисунок описан в книге «Танах как история» (стр. 108):

 

 

«Прежде всего бросается в глаза светлая кожа рабов, одетых в короткие туники. Кожа надсмотрщиков несрав­ненно темнее. Светлокожие выглядят семитами, но никак не египтянами».

 

Кроме того, там приводится перевод надписи на одном из рисунков, это прямая речь одного надсмотрщика: «В моей руке палка. Чтобы не ленились».

 

Второе свидетельство, можно отнести к разряду предполагаемых доказательств, а вот комментарий Сончино, к прямому, так как он лингвистическое доказательство приводит: В таких записях евреи упоминаются как аперу или апуриу.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В.Сорокин Историко-культурный контекст Ветхого Завета:

 

Собственно, «гиксосами» (египетское название «хека-хасут», что означает буквально «владыки пустынных нагорий») называли вождей тех семитских племён, которые обитали на территории Синайского полуострова, а также севернее, Речь идёт о нашествии этих семитских племён на Египет, которое имело место в XVIII - XVII веках. Надо заметить, что не все семитские племена прорывались на египетскую территорию силой; некоторые проникали мирным путём, так, как это сделало племя Иакова. Оседали семитские кочевники в основном в северном Египте, в дельте Нила. Территория дельты была вполне пригодна для занятия пастбищно-отгонным скотоводством: болота в этих местах чередовались с заливными лугами, а климат был исключительно благоприятным.

 

К тому же, египтяне, с предубеждением относившиеся к скотоводству как к варварскому и даже оскверняющему занятию (например, в Быт 46:34), нечасто селились на этих землях. В результате к концу XVIII веке на территории дельты накопилась уже масса семитского населения, достаточная для создания собственного небольшого государства, а впоследствии выходцы из семитских племён дельты сумели занять даже египетский престол. Произошло это в XVII веке, и, по-видимому, именно на середину XVII века приходится карьера Иосифа и переселение в Египет его соплеменников.

 

Важно учитывать и тот факт, что вскоре после смерти Иосифа и ухода из жизни поколения переселенцев политическая ситуация в Египте существенно изменилась. Фараонов семитского происхождения сменили на египетском престоле коренные египтяне, и в стране началась реставрация.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И уж последствия Потопа просто обязаны быть обнаруживаемы, иначе пришлось бы предположить ещё одно не меньшее чудо по из сокрытию.

 

Насчёт Потопа:

 

1. Насколько я помню, потоп археологически подтверждается, только не как всемирное, а как локальное событие, или череда событий - как наводнения в нижней Месопотамии. Для предков древних евреев это были всё равно что всемирные катаклизмы, поскольку охватывали весь их мир.

 

2. Насчёт "сокрытия" - Вы, очевидно, намекаете на ту возможность, что Бог мог сотворить мир в точности так, как описано в первых главах книги Бытия, а потом создать ту видимость, на основании которой наши естественные науки приходят к своим выводам. Самое забавное, что опровергнуть подобное предположение какими бы то ни было научными данными в принципе нельзя. Бог - это заведомо более мощный ум, и Он может для нас создавать какие угодно видимости, а мы их будем принимать за чистую монету. Я не доверяю этой возможности по чисто богословским соображениям - в Откровении нет никаких намёков на то, что Бог может захотеть ввести нас в такой грандиозный обман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я пытался оспорить только то, что процитировал - что чудеса не пересекаются со сферой компетенции наук. Причины чуда не пересекаются, последствия пересекаются.

 

Обратите внимание, что я говорил о сфере компетенции естественных наук - а Вы привлекли уже другую науку, историю (и её подразделение, археологию).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Касательно Исхода:

 

Дата исхода евреев из Египта

 

Первые следы еврейского присутствия в земле Ханаанской археологи обнаружили на уровне 1200 г. до н. э., в виде фундаментов домов нового типа, отсюда и выводится дата 1250 г. до н. э.

 

Зильберман Михаил Израйлевич, не отрицает Исход, вот что он писал:

 

Дата Исхода евреев из Египта - кардинальная веха в реконструкции ряда аспектов истории Древнего Израиля до эпохи Царей. Наиболее ранней возможной датой Исхода считается ХIV в. до н.э.(надпись об исходе евреев из Египта сохранилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э.).

Генетические данные о коhэнах и некоторых других группах евреев указывают на разный в различных группах, но в целом низкий (в случае с коhэнами очень низкий) уровень смешения евреев с окружающими их народами. Таким образом, евреи, благодаря Иудаизму, достаточно успешно противостояли ассимиляции в течение тысячелетий.

 

Археология подтверждает Тору:

 

Профессор Адам Зарталь из Хайфского университета в течение 21 лет исследовал 3000 кв. км. в Самарии, что составляет около половины всей площади Иудеи и Самарии. Было найдено около 200 поселений 13—12 вв. до н.э., большая часть которых ранее не была известна. Результаты работы зафиксированы в двух уже вышедших и в трех готовящихся к изданию томах. В статье «Взойдите на гору Эйваль», опубликованной в газете «Аарец», проф. Зарталь показывает соответствие между сказанным в книгах Второзакония и Йеошуа и данными проведенных им археологических раскопок.

В книге Второзакония, гл. 27, Моше велит сынам Израиля перейти через Иордан и провести церемонию на горе Эйваль, у специального жертвенника, который нужно будет там построить. Евреи принесут жертвоприношения, высекут слова Торы на камнях, а затем проведут церемонию благословений и проклятий между горой Гризим и горой Эйваль. В книге Йеошуа рассказывается, как сыны Израиля в точности выполнили все сказанное им.

Исследованные проф. Зартелем древние поселения отличались от позднеханаанских архитектурой и предметами быта. Они в точности соответствуют тому, как должны выглядеть поселения полукочевого народа, вступающего в Ханаан из-за Иордана. Сопоставление образцов посуды того периода показывает продвижение с востока на запад — от долины Иордана к морю. Это как раз соответствует свидетельству Писания о переходе через Иордан и постепенном заселении земли и продвижении на восток.

Отвегающих Писание это не убедило. Может быть, эти поселения принадлежат древним ханаанейцам? Дома и осколки глиняной посуды, утверждали они, ничего не говорят о национальной принадлежности. И тогда был обнаружен жертвенник на горе Эйваль.

Профессор Зарталь рассказывает: на восточном склоне горы Эйваль мы обнаружили объект площадью около 14 дунамов. Обломки глиняной посуды, найденные там, показывают, что этот объект был основан в конце 13 века до н.э. и просуществовал около 50 лет — хронология, соответствущая традиционному пониманию истории завоевания евреями Ханаана. В этом месте стояло большое сооружение, в центре которого — каменное возвышение, на которое поднимались по пологому каменному склону. Эта постройка со склоном в точности отвечает описаниям еврейских жертвенников, приведенных в книге пророка Йехзкеля (гл. 43), в мишне Мидот (3), у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденного в пещерах Мертвого моря. Внутри возвышения и вокруг него были найдены слои песка и в них — кости животных, принесенных в жертву. Большая часть этих животных — это молодые самцы крупного и мелкого рогатого скота, подходящие под законы жертвоприношений Торы. Архитектурная идентификация, период (начало завоевания евреями Ханаана) и место (гора Эйваль) позволяют с очень большой вероятностью идентифицировать данный объект с жертвенником, упомянутым во Второзаконии и в книге Йеошуа. Методы строительства, обломки посуды и другие данные совпадали с аналогичными находками, обнаружунными в различных местах между Иорданом и горами Самарии.

Из раскопок на горе Эйваль напрашиваются далеко идущие выводы. Если на горе Эйваль стоял жертвенник и возле него был проведен грандиозный ритуал (это соответствует его расположению и форме горы, подходящей для собрания большого количества народа), то это подтверждает традицию, зафиксированную в книгах Второзакония и Йеошуа. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Торы и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период — в точности так, как написано в Торе. В то время как «отрицатели» утверждают, что Писания — очень поздние по времени зарождения и недостоверные традиции, проф. Зарталь считает, что жертвенник на горе Эйваль показывает, что книги Второзакония и Йеошуа были написаны в ранний период, и это открытие — археологическое свидетельство достоверности Писания как исторического источника. Проф. Ларри Герр из Торонтского университета, проводящий раскопки в Тель-Оммейри недалеко от Оммана, обнаружил обломки глиняной посуды, идентичные найденным на горе Эйваль. Это первое свидетельство о присутствии в тот период еврейского населения и на восточном берегу Иордана.

Изменено пользователем Денис В.Н.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание, что я говорил о сфере компетенции естественных наук - а Вы привлекли уже другую науку, историю (и её подразделение, археологию).

 

Если чудо происходит сегодня, последствия его измеримы и физикой-химией и даже просчитываются математически :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И уж последствия Потопа просто обязаны быть обнаруживаемы, иначе пришлось бы предположить ещё одно не меньшее чудо по из сокрытию.

 

2. Насчёт "сокрытия" - Вы, очевидно, намекаете на ту возможность, что Бог мог сотворить мир в точности так, как описано в первых главах книги Бытия, а потом создать ту видимость, на основании которой наши естественные науки приходят к своим выводам. Самое забавное, что опровергнуть подобное предположение какими бы то ни было научными данными в принципе нельзя. Бог - это заведомо более мощный ум, и Он может для нас создавать какие угодно видимости, а мы их будем принимать за чистую монету. Я не доверяю этой возможности по чисто богословским соображениям - в Откровении нет никаких намёков на то, что Бог может захотеть ввести нас в такой грандиозный обман.

 

Нет, я как раз намекаю на невозможность такого допущения "по чисто богословским соображениям" :). Хотя ничего невозможного здесь действительно нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков.

 

 

А какие там у рабов на рисунке носы, длинные?

 

(дальше пока не читал, м.б. завтра)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обратите внимание, что я говорил о сфере компетенции естественных наук - а Вы привлекли уже другую науку, историю (и её подразделение, археологию).
Если чудо происходит сегодня, последствия его измеримы и физикой-химией и даже просчитываются математически :)

 

Наблюдаемые последствия измеримы (хотя всегда остаётся возможность для спора, последствиями чего они являются - ведь сначала произошло бы чудо, а уже затем бросились бы наблюдать, измерять, исследовать; то есть, сам момент чуда оказался бы вне научного, вооруженного соответствующими приборами, и т.д., наблюдения). Но какое отношение это имеет к чудесам, описанным в Библии - в собрании текстов, написание которых завершилось без малого две тысячи лет назад? Библейские чудеса по определению не являются "чудесами, происходящими сегодня".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если говорить только о библейских чудесах - да. Хотя и здесь есть м.б. место, скажем, радиоизотопному датированию, что уже не совсем история :).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В могиле одного из египтян, министра фараона, есть рисунки, среди них изготовление кирпичей рабами под руководством надсмотрщиков.

 

 

А какие там у рабов на рисунке носы, длинные?

 

(дальше пока не читал, м.б. завтра)

 

Об этом возможно знает только автор статьи, который приводит предполагаемое свидетельство:

 

Археология подтверждает Тору — читать онлайн | Замир Коэн | Иудаизм и евреи на Толдот.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

радиоизотопному датированию, что уже не совсем история

 

Это один из методов, применяемых археологией (то есть, одной из исторических дисциплин). Так что это тоже относится к сфере компетенции именно исторической науки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще информация по израильскому археологу Адаму Зерталю - Зерталь, Адам — Википедия
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Например, после вышедших из Египта евреев действительно должны оставаться следы стоянок, действительно такое событие должно быть зафиксировано египтянами и т.д., и т.д

 

Из Египта в те времена нередко исходили и входили в него те или иные племена. Поэтому в самом по себе Исходе нет ничего удивительного. Он нормально ложится в исторический контекст

 

Что же касается прямых следов от миграции, скорее всего, порядка нескольких тысяч людей, то не удивительно, что за за 3 - 3,5 тысячи лет они могли и не сохраниться.

 

Собственно я читал еще вполне советские атеистические книги (того же Косидовского взять) которые прямым текстом допускали и даже склонялись к тому, что у Исхода есть историческая основа. Что такого могло измениться в исследованиях Ближнего Востока и египтологии, чтобы этот вывод надо было обязательно пересмотреть?

Изменено пользователем Pawlo
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

2. Насчёт "сокрытия" - Вы, очевидно, намекаете на ту возможность, что Бог мог сотворить мир в точности так, как описано в первых главах книги Бытия, а потом создать ту видимость, на основании которой наши естественные науки приходят к своим выводам. Самое забавное, что опровергнуть подобное предположение какими бы то ни было научными данными в принципе нельзя. Бог - это заведомо более мощный ум, и Он может для нас создавать какие угодно видимости, а мы их будем принимать за чистую монету. Я не доверяю этой возможности по чисто богословским соображениям - в Откровении нет никаких намёков на то, что Бог может захотеть ввести нас в такой грандиозный обман.

 

Да эта теория выглядит зело странно и выставляет Господа в непонятном свете. Тогда уж логичней принять теорию переписывания, что после Грехопадения сам простраственно-временной континуум с его законам и прошлым был ретроспективно переписан Богом

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про историчность Исхода - обычно верующие в исход никак не могут назвать конкретную дату. Когда их просят, они начинают злиться и говорить, что неправомочно это требовать, может быть одна дата, а может быть другая. Почему так? А потом что, какую бы датировку ни принять, скажем Исхода, она будет не согласовываться с Завоеванием. Назовут дату Завоевания, с Исходом будет проблема. Вот здесь приведет список анахронизмов, который ортодоксам-буквалистам ну никак не удается решить: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исход#Анахронизмы

 

- Библия упоминает верблюдов среди скота фараона (Исх. 9:3), а также в рассказе о продаже в рабство Иосифа его братьями (Быт. 37:25). Однако одомашнивание верблюдов произошло в железном веке, приблизительно между XI и X веками до н. э. и использовались широко в этом качестве на Ближнем Востоке только после 1000 года до н. э. Первыми одомашнили верблюдов арамеи.

- В истории об Иосифе упоминается верблюжий караван, везущий «стираксу, бальзам и ладан», которые были основными продуктами аравийской торговли, процветавшей в 8-7 вв. до н. э.

Согласно Библии, царь Эдома отказался пропустить израильтян через свою землю (Чис. 20:14). По археологическим данным, территория Эдома в бронзовом веке была скудно населена кочевыми племенами, а эдомское государство впервые появилось в VII веке до н. э.

- Пятикнижие упоминает, что израильтяне победили пять царей мадианитян и разграбили их города (Чис. 31:1-12). Аналогично Эдому, урбанизация земли Мадиам не известна до VII века до н. э.

- Предание об исходе гласит, что израильтяне столкнулись с ханаанеями на севере пустыни Негев. Однако упоминаемые селения, такие как Арад (Чис. 21:1-3), не были заселены с ранней бронзы до VIII века до н. э.

- В библейской Книге Иисуса Навина говорится о городах, которые были захвачены и уничтожены евреями. Время предполагаемого завоевания Ханаана израильтянами во главе с Иисусом Навином — конец бронзового века (XIII в. до н. э. по наиболее распространенной оценке) проблематично сопоставить со временем разрушения городов Ханаана, поскольку последнее археологически датируются в широком промежутке от XV до середины XII вв. до н. э.). Археологические исследования также показывают, что в конце бронзового века на месте многих из упоминаемых в Библии городов еще не было поселений, либо же к этому времени они уже давно лежали в руинах. Особенно показательна история с городами Иерихон и Ай. Иерихон, как рассказывает Библия, был первым городом Ханаана, захваченным евреями. Но раскопки показали, что в конце бронзового века на месте Иерихона не было никакого укрепленного поселения, даже деревни. Город Ай, согласно библейскому повествованию, был захвачен вторым. Но раскопки на месте города, предположительно идентифицируемого с Аем, показали, что он был полностью разрушен около 2250 года до нашей эры, и лежал в руинах около тысячи лет, вплоть до возникновения на этом месте еврейской деревни около 1200 года до нашей эры. Место, отождествляемое с оазисом Кадеш Барнеа, в котором евреи, согласно Торе, жили до завоевания Ханаана, было заселено только в X веке до нашей эры.

- Библия говорит, что города Ханаана были укреплёнными и «высокими до небес». Но Ханаан в конце бронзового века был провинцией Египта, находился под его полным контролем; египтяне намеренно не допускали наличия укреплённых городов, и не было стен, которые можно было разрушить, как это описано в истории с Иерихоном. Отсутствие стен во всех городах Ханаана конца бронзового века подтверждается археологическими данными. Кроме того, в полностью контролируемом египтянами Ханаане по всей стране стояли гарнизоны египтян, и кочевники евреи, просто не смогли бы завоевать страну, в которой везде стояли египетские войска. Но Библия не упоминает о присутствии египтян в Ханаане в конце бронзового века.

- Гесем — территория, где в восточной дельте поселились израильтяне (Бытие 45:10) — не египетское название, а семитское. Начиная с седьмого века до н. э. арабы-кедариты расширили границы оседлых земель Леванта, а в шестом веке они достигли дельты. Позже, в пятом веке, они стали доминирующим фактором в дельте. По словам Редфорда, название Гесем происходит от Гешем — династического имени царской семьи кедаритов.

- Также опасение египтян вторжения с востока, до нападения Ассирии в седьмом веке, Египет никогда бы не подвергся вторжению с этой стороны. И в рассказе об Исходе фараон опасается, что уходящие израильтяне будут сотрудничать с врагом. Эти драматические штрихи будут иметь смысл только после великого века египетского могущества времен династии Рамсеса, на фоне вторжения в значительно ослабленный Египет ассирийцев, вавилонян, персов в седьмом и шестом веках до н. э.

- Согласно египтологу Дональду Редфорду, топонимические детали в книге Исход отражают исторический контекст Египта не ранее VII века до н. э. Редфорд утверждал, что кто бы ни был автором книги Исход, он не имел доступа к египетским источникам старше VII века до н. э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про историчность Исхода - обычно верующие в исход ...

 

И какое всё это имеет значение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий, что Вам до нашего Исхода?

И Библии? :)

 

Живите себе спокойно.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот Вы бы глянули, Валерий, на сообщение номер ровно 100 в этой теме да попробовали бы мне ответить. Вы тут с нами уже больше года общаетесь. Интересно, Вы хотя бы немножко поняли, во что верят христиане? В свете хотя бы вот этой темы.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться


×
×
  • Создать...