Перейти к содержанию

Геры и субботники


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Предметом данной работы являются секты иудействующих, возникшие в России в конце XVIII - начале XIX вв. и существующие по сей день.

 

В этом религиозном движении, охватывающем преимущественно крестьян, выделяют несколько направлений. Одно из них противопоставляют обычно всем остальным как наиболее близкое к «нормативному иудаизму» или даже совпадающее с ним. Сектантов этого направления чаще всего называютгерами, хотя встречаются и другие названия: шапочники, талмудисты, субботники (последний термин иногда используется как самоназвание, если рядом нет иудействующих других толков). В дальнейшем мы будем использовать для обозначения этого направления термин «геры». Сектанты других направлений - субботники (бесшапочники, караимиты) - отличаются от геров в своих религиозных практиках, иногда сближающихся с караимскими. Мы будем называть их «субботниками».

 

В литературе, как правило, подчеркивается близость геров к евреям: «Их, собственно говоря, не следовало бы и считать сектантами: они - вернее - исповедники и исполнители закона Моисеева и талмуда, только русские по национальности».

 

Казалось бы, вопрос о различиях между герами и субботниками этим и исчерпывается. Смущает лишь одно обстоятельство: не совсем понятно, что такое «исповедники и исполнители закона Моисеева и талмуда» и какое отношение имеет это определение к этнографии. Действительно, и геры и субботники могут называть себя евреями и считают себя последователями Моисеева закона: соблюдают субботу и еврейские праздники, кашрут и т.п.. Вместе с тем очевидно, что они делают это по-разному, и наблюдателям, знакомым не понаслышке с жизнью еврейской религиозной общины, это различие бросается в глаза.

 

Вот, например, как начинает описание религиозных практик герской общины В. Дымшиц: «Нет смысла подробно обсуждать, какие именно иудейские заповеди и как исполняли геры, так как речь идет о полном соблюдении галахи во всем объеме и со всеми особенностями ашкеназского ритуала. Остановлюсь только на некоторых особенностях ритуала, которые отличают именно Приволенскую еврейскую общину».

 

Весьма сходным образом описывали геров и другие авторы, так или иначе непосредственно участвовавшие в религиозных практиках геров: С. Ан-ский, М. Элькин, М. Меримзон в начале XX в., и, вместе с В. Дымшицем, автор этих строк - в конце XX в.. Структура этих описаний такова: вначале декларируется принадлежность геров к еврейской религии, затем следует развернутое описание особенностей герской общины - отклонений от «нормативного иудаизма», которые рассматриваются теперь как особенности данной локальной иудейской общины.

 

Описания, построенные по такой схеме, дают заранее предсказуемый результат: если геры с самого начала определяются как евреи, их «еврейские» признаки будут замечены и подчеркнуты в описании, а все остальные - опущены или же истолкованы как еврейские: «Его глаза и нестриженная борода напоминали о наших людях. В его взгляде были скорбь и страх, голос звучал устало и кротко, в нем были видны типичные признаки еврея в галуте».

 

Идентификация геров как иудеев, как «своих» происходит на уровне скорее эмоциональном, чем логическом, и даже пробелы в еврейских знаниях крестьян воспринимаются как впечатляющие свидетельства их еврейства. Например, «старичок», забывший благословение и растерянно повторявший первое слово, вызывает у просвещенного С. Ан-ского что-то вроде религиозного энтузиазма: «И если только молитвы доходят до престола Всевышнего, то этот растерянный "Борху" старичка-крестьянина наверное вызвал трепет восторга во всех небесных сферах, и был принят Господом, как лучший дар человеческого сердца».

 

На фоне этих религиозных восторгов попытка В. Дымшица найти формальные, а не эмоциональные основания для признания геров евреями выглядит важным шагом вперед. Вместе с тем очевидно, что «полное соблюдение галахи» таким основанием быть не может (по крайней мере, если считать, как сейчас это принято, галаху - сводом законов, перечнем заповедей). Геры, как и все другие евреи, соблюдают отнюдь не все заповеди. Однако - и это хорошо ощущают цитированные выше авторы - геры, в отличие от субботников, соблюдают заповеди по-еврейски. Иными словами, наблюдатели, более или менее причастные к еврейской религиозной традиции, являются в этом вопросе скорее информантами (и в этом качестве их свидетельства обладают для нас несомненной ценностью), чем этнографами, отстраненно и «объективно» описывающими чужую культуру.

 

Поскольку автор относит себя именно к этой категории, он не может полагаться на собственные полевые наблюдения и интуиции в вопросе о различии между герами и субботниками: это различие слишком очевидно для него. Поэтому возникает необходимость обратиться к свидетельствам русских этнографов, миссионеров и юристов, писавших об иудействующих в XIX в. и испытывавших, напротив, серьезные трудности при описании различий между толками.

 

Читать далее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...