Перейти к содержанию

Икона Девы Марии : "Gefangenenmadonna"


Маричка
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Думаю, что многим известна "Stalingradmadonna" - Сталинградская Мадонна, икона, которую написал лютеранский пастор, военный врач Курт Ройбер зимой 1943, под Сталинградом. Она еще известна как "Богородица Примирения".

Но это не единственная икона, которую он написал. Вот гораздо менее известная "Gefangenenmadonna" - Пленная Мадонна. Написал он ее незадолго до смерти, в лагере военнопленных под городом Елабуга.

Библиотека имени Михаила Ульянова: "Военный Бог, храни своих солдат".  Сталинградская мадонна Курта Ройбера

Надпись на иконе:

Рождество. Свет. Любовь. Жизнь. 1943.

PS

По мне, так пронзительнейший образ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, поразительнейший образ.

 

 

Только перед лицом ужаса души ваши сразу очищаются
к\ф "Константин" Изменено пользователем panpotworny
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

slayder_madona.jpg

Сталинградская Мадонна

На углу Пражской и Коммунистической улиц в Волгограде, в окружении советских пятиэтажек, стоит возведенная еще в конце XIX века католическая церковь св. Николая. В алтарной части храма, под распятием установлен резной образ «Сталинградской» Божией Матери. Это копия с рисунка, написанного немецким пастором Куртом Ройбером. Нередко этот образ называют Богоматерью Примирения.

Курт Ройбер, офицер медицинской службы 16-й танковой дивизии, входившей в состав 6-й армии под командованием генерала Фридриха Паулюса, был человеком непростой судьбы. Он родился в крестьянской семье, изучал богословие, был рукоположен в пасторы и служил в деревенской церквушке в Вихманхаузен. Еще учась в университете, он близко познакомился с философом, богословом и врачом, будущим Нобелевским лауреатом Альбертом Швейцером. Именно под его влиянием Ройбер увлекся медициной и не только получил диплом врача, но и защитил докторскую диссертацию на тему «Этика врачующего сословия».

С этого момента день пастора Курта Ройбера был разделен пополам: утром больница, вечером служба в церкви. Тут надо добавить еще и замечательные способности к рисованию, которые он развивал с детства. Богослов, врач, художник, отец троих детей… Вместе с тем, утверждают, что у национал-социалистов он был зачислен в ряды неблагонадежных. В проповедях он порой критиковал власти, а однажды, в период расцвета гонений на евреев, отправился в соседний город, чтобы демонстративно посетить еврейского портного и заказать у него новый костюм.

327051439_497225682483550_84857241941076

Глядя на фотографии этого улыбающегося шутника, сложно понять, что занесло его в поля России. Пишут, что он был призван в армию в качестве военврача в 1939 году. Работая в госпиталях и санитарных поездах, он прошёл Румынию, Болгарию, Грецию. Был ранен. После возвращения из госпиталя, летом 1941 года был отправлен в СССР. За его плечами были операция «Барбаросса», Киевская операция… Работал на оккупированной территории, в свободное время рисовал местное население. 150 графических портретов он привез домой во время отпуска. К августу 1942 года военврач Ройбер вместе со своей 16-й танковой дивизией оказался в Сталинграде.

Все эти фронтовые письма, как и рисунки Курта Ройбера бережно хранятся в доме его дочери Уте Толкимитт. Он писал своей жене: «Мы ведём крестовый поход без креста… За год участия в русской войне становишься объективнее и справедливее в оценках. Я познакомился с прекрасными людьми. Сколько потоков крови и слёз, террора души и тела прокатилось через эту страну».

К декабрю положение немецких войск было фатальным. Армия генерала Паулюса уже находилась в окружении и безуспешно пыталась порвать кольцо. Многие понимали, что дело движется к полному разгрому, надежд никаких. Тем временем приближалось Рождество.

327591438_718755776292466_74374164199210

«Кто-то из солдат спросил меня, могу ли я нарисовать для них картину к Рождеству», — писал Ройбер своей жене. — «Когда я начал рисовать ее, из отдельных линий и штрихов стало складываться единое целое. Она стала выглядеть и как фреска, и как скульптура. На картине мать с ребенком склонили друг ко другу головы, укрытые одним большим полотном ткани. Когда открылась дощатая дверь моего бункера, и мои товарищи вошли внутрь, они остановились как зачарованные, потрясенные и благоговейно молчали, стоя над картиной, висящей на глинобитной стене. Под самой картиной горел огонек на вбитом в стену полене. Все торжество, вся светлая радость Рождества засияли в этой иконе».

Написанную углем на обратной стороне трофейной советской карты Богоматерь, военврач окружил надписями: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград».

В рождественскую ночь самой исполняемой была песня «Тихая ночь, святая ночь». Солдаты хриплыми голосами распевали ее в своих землянках при свете заранее припасенных свечных огарков. На генерала Штрекера, объезжавшего передовые позиции, это произвело впечатление. «Здесь, в пекле войны, звучит «Тихая ночь». Вот что значит настоящее солдатское братство!» — записал он в своем дневнике.

Впрочем, благочестивой картинки «Рождество в окопах» не получится. Даже пастор не совершал праздничного богослужения. Вместе с другими медиками он распил последнюю бутылку шампанского «за всех, кого любим». Но даже пригубить из бокалов не удалось. Как пишет Ройбер, в непосредственной близости от них разорвались бомбы. Курт, схватив докторскую сумку выскочил наружу. Вскоре украшенный рождественскими венками бункер превратился в лазарет, куда затащили всех пострадавших. Ройбер писал: «Один из них был ранен в голову, и я уже ничего мог сделать для него. Он был одним из тех, кто праздновал вместе с нами, но должен был отправиться на дежурство. Выходя он пообещал, что еще споет с нами. Но уже через несколько минут он был мертв. Все еще длится рождественская ночь, но как вокруг много печали».

В последующие недели положение немецких войск ухудшилось. 13 января 1943 года «Сталинградская Мадонна» была вывезена из окружения на последнем самолёте в руках тяжелораненого командира подразделения Вильгельма Гроссе. Землянка, в которой была нарисован образ Богородицы, была уничтожена через неделю прямым попаданием бомбы.

Вскоре советские войска заняли Сталинград. Из более 300 тысяч солдат 6 армии, попавшей в окружение, 90 тысяч выживших попали в плен. Среди них был и Ройбер. Он был отправлен в лагерь для военнопленных в Селе Оранки, обустроенный в бывшем Оранском Богородицком монастыре.

328105250_594716445986462_25427899691035

«Военнопленных стали перебрасывать сюда после Сталинградской битвы, — рассказывает директор оранской сельской библиотеки Татьяна Ковалева. — Первоначально это были немцы, венгры, румыны, итальянцы, испанцы, бельгийцы и даже французы. Старики из нашего села рассказывали, что многие из прибывших зимой 1943 года, были страшно обморожены, истощены и основательно изъедены ядреной солдатской вошью. Немудрено, что пленных повели в баню. Когда им дали приказ раздеваться, пленные неожиданно стали один за другим падать на колени, рыдать и молить о пощаде. Оказывается, они решили, что их собираются вести в газовые камеры!»

В лагерной больнице медики проводили многочисленные операции по ампутированию обмороженных конечностей. Лагерное начальство разрешало пленным врачам попытаться спасти других военнопленных. Врачевал ли Курт Ройбер неизвестно. Но именно здесь он заболел сыпным тифом. Выздоровел и даже был переведен в лагерь в Елабугу, но там впал в кому и умер 20 января 1944 года. Незадолго до своей смерти Ройбер переслал в Германию своей семье свой последний рисунок — «Мадонна военнопленных».

328708965_528016079172522_98211733588756

«Сталинградская Мадонна» долгие годы хранилась в семье пастора и врача в Вихманхаузене. 26 августа 1983 года, по просьбе Федерального президента Германии Карла Карстенса, образ был передан в Мемориальную церковь кайзера Вильгельма в Берлине. Этот храм был разрушен в результате бомбового налёта союзников в ноябре 1943 года. В середине церковь отстроили, оставив нетронутыми руины колокольни, и она стала своеобразным мемориалом разрушения и созидания.

В 1990 году «Сталинградская Мадонна» была освящена иерархами трех христианских конфессий из трёх европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятелем англиканского собора в Ковентри, лютеранским епископом из Берлина и православным епископом Саратовским и Волгоградским Пименом (Хмелевским)

Спустя три года бывшие воины-австрийцы, приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, подарили местному приходу резную копию Сталинградской Мадонны.

Сталинградская Мадонна - Wikiwand

В этом образе и его истории переплетено много противоречий. Странным образом слились воедино Сталин и Богородица, страдающие нацисты и бравые красноармейцы, лютеране, православные, англикане… Может не случайно волгоградские католики почитают ее, как икону «Девы Марии Примирения».

Михаил Фатеев

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Нета. С этим образом у меня много связано.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя, чего там потом. Просто однажды, после того, как отвалялась в Харьковском госпитале, колесила по окрестностям. Заехала в Дробицький Яр, поставить свечку. А объездная дорога в Харькове - это такое заколдованное место, что невозможно представить похожее. Едешь по объездной, указатель-поворот: Харьков - 7 км. Сворачиваешь в сторону Харькова, едешь. Километров через пять - указатель-поворот Харьков - 7 км. Сворачиваешь едешь. Указатель...сворачиваешь...едешь...указатель. А по левую руку а туманной дымке Харьков, по правую - лес. И колесить так можно с самого утра до вечера. Заколдованное место. Короче, крутилась, потом мне все это надоело, свернула на Лопань и решила, что для бешенной собаки сто верст не крюк :) И еду себе потихонечку, лес слева, лес справа. Поворот на проселок, указатель: Немецкое военное кладбище. Я свернула, проехала вышла, пошла. Потом часто туда ездила. В Яр, и туда. Вот как то так. Мое личное примирение. Типа того. А икону - там есть маленькая часовенка, без двери. Лютеранская, как я понимаю - там перед входом написано, что от немецкой евангелической церкви. Всегда туда заходила, помолится, когда приезжала. Удивительно, я не разу не встретила там ни одного человека. То есть вообще. Оно и хорошо, наверное. А насчет иконы Сталинградской Мадонны - она просто всегда со мной была, в смысле в папке с документами. Думаю, что не без Ее вмешательства я туда приехала. Надо было, наверное. Сколько можно ненавидеть. Пора заканчивать.

Вот примерно так. Киношный расказ, да? Это потому что я так рассказываю, по-киношному :) Дели на десять все :)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший рассказ. Это правда, пора заканчивать...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом образе и его истории переплетено много противоречий. Странным образом слились воедино Сталин и Богородица, страдающие нацисты и бравые красноармейцы, лютеране, православные, англикане… Может не случайно волгоградские католики почитают ее, как икону «Девы Марии Примирения».

 

Михаил Фатеев

Не отмеченное Фатеевым противоречие - противоречие между характером образа и его почитанием волгоградскими католиками. Дело в том, что на иконе имеется надпись "Festung Stalingrad", не случайно зафотошопленная (?) на одной из приводимых фотографий. "Фестунгами" (крепостями) немецкая пропаганда объявляла некоторые укрепленные города, показывая тем самым намерение удерживать их, несмотря ни на что. Сталинград стал первым таким "фестунгом", а до конца войны появились и другие.

 

Иконописец, вероятно, был неплохим человеком, но, как свидетельствует надпись, германской пропаганде подверженным.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так давно пора, Нета. По 19-20 лет им всем было. Как и нашим, которые на наших военных кладбищах лежат. Война кончилась, для них - в 1942. Всё.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, мне никакого противоречия не видится. Как город называли в германской армии, так и написано. А как еще написано должно быть? Мне кажется, ищете черную кошку в темной комнате.

И потом, Максим, он все таки был немецкий солдат.

Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Максим, мне никакого противоречия не видится. Как город называли в германской армии, так и написано.

Ну я как раз и говорю: как город называли в германской армии - и это название не географическое, нейтральное, а идеологическое, если не прямо связанное с корнями нацистской идеологии, то, во всяком случае, военно-пропагандистское - так он надписан и на иконе. Это как если бы у нас воображаемый иконописец-сталинист надписал бы на иконе "великая сталинская стройка Беломорканал". Есть ли противоречие тут с самой идеей иконы? Я думаю, что да. Но я усматриваю тут более простое и более очевидное противоречие - с волгоградскими католиками, которые, по Фатееву, прямо-таки почитают эту икону. Впрочем, если они в силу святой своей простоты противоречия тут не осознают...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Ройбера очень хорошие рисунки, кстати, особенно портреты. Как своих сослуживцев, так и местных жителей и советских солдат. Я на немецком сайте смотрела некоторые. Запомнился портрет советского лейтенанта, он был тяжело ранен и Ройбер был его лечащим врачом. Там же, под Сталинградом. Там еще комментарий был к рисунку, что лейтенант скончался, когда Ройбер пошел добывать дрова для печки, чтобы раненым не замерзнуть в госпитальной землянке. Это написано на обороте рисунка, самим Ройбером. Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оказывается, они решили, что их собираются вести в газовые камеры!

А откуда фронтовики-вермахтовцы были в курсе о порядке функционирования газовых камер в концлагерях? Вроде бы такие подробности до населения и до личного состава Вермахта не очень-то доводились.

 

В рождественскую ночь самой исполняемой была песня «Тихая ночь, святая ночь». Солдаты хриплыми голосами распевали ее в своих землянках при свете заранее припасенных свечных огарков.
А наши поздравили их прямо-таки по-будановски, особо массированным артобстрелом.

Что, впрочем, в данной ситуации было вполне логично и правильно - остатки боевого духа обложенной группировки требовалось ломать как можно быстрее всеми доступными способами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Festung Stalingrad - это вносит серьезные коррективы, подпись "закрывает". Значит, икона предназначалась не для всех, но только для окруженных и пленных немцев, только для них Сталинград был согласно немецкой пропаганде "крепостью".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Марион, я думаю, что это ничего и никуда не вносит. Просто не стоит изначально обманываться, подгоняя под то, что нам хотелось бы услышать. Мы для него были враги, хотя бы потому, что он немецкий солдат и давал присягу, вне зависимости от того, как он мог относится к советским людям лично и к войне. Об этом, кстати, никто не знает, но он был христанин, пастор, военный врач. А немецкие солдаты были его боевые товарищи, и конечно же рисунок он сделал для них. Я даже не знаю, что в этом факте может кого-то напрягать особо. Это просто нормально. Была война. Если войну конечно можно вообще считать делом нормальным. Изменено пользователем Маричка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

272695546_1166334850566984_5721348044639

В канун годовщины сталинградской победы Волгоградский театр кукол покажет уникальный спектакль «Сталинградская Мадонна». Он посвящен подвигу военного Сталинграда, всем погибшим и всем, кто сумел выжить в аду величайшей битвы ХХ века. Наш долг – помнить о них...

Итак, во вторник, 1 февраля, в 18.00 мы показываем проникновенный спектакль - драматическую повесть "СТАЛИНГРАДСКАЯ МАДОННА" (7+)

...Гремит Сталинградское сражение. 7-летний сталинградец Ваня живет в подвале своего разрушенного дома, выполняет наказ ушедшего на фронт отца: ухаживает за родником и берёзкой.

Смелый мальчишка остался без мамы, совсем один. Выжить Ване помогли русский солдат Николай и немецкий врач Курт Райнер.

Однажды на обрывке военной карты Курт нарисовал образ Божьей Матери, который Ваня в бреду принял за свою маму...

История основана на реальных фактах.

У персонажа Курта Райнера есть реальный прототип - немецкий офицер, доктор теологии, священник, художник Курт Ройбер. Во время Сталинградской битвы он создал рисунок, известный сейчас как "Сталинградская Мадонна". Годы спустя это изображение вернулось из Германии на русскую землю, его можно увидеть в католическом храме Волгограда. «Сталинградская Мадонна» Курта Ройбера с надписью «Свет. Жизнь. Любовь» стала для всего мира «Мадонной примирения».

...В нашем спектакле не только семилетний мальчик Ваня и немецкий врач — и волею судьбы солдат — Курт Райнер оживают перед зрителями. Но и сама война, и само человеческое участие, сочувствие, великодушие, вера и надежда...

272691942_1166334837233652_1995621784507

Волгоградский областной театр кукол

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...