Перейти к содержанию

О «вредных привычках» прихожан


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Храним ли мы в храме благоговение? Осознаем ли величие святыни, в которой находимся? Размышляет епископ Обуховский Иона (Черепанов)

 

Знаете ли вы, что чудо насыщения пяти тысяч человек продолжается в истории до наших дней? Как тогда «ели все и насытились» пятью хлебами и двумя рыбами, так и сейчас Господь насыщает миллионы и миллионы людей Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью во время Божественной литургии.

 

147.jpg

 

Почему произошло чудесное умножение хлеба и рыбы?

Наверное, потому, что те, кто пришел послушать Христа, были настолько впечатлены и восхищены Его проповедью, что им уже ничего другого было не нужно, они забыли обо всех своих земных потребностях. Причем в то время не все знали, что это Мессия, Богочеловек, люди просто были вдохновлены словами, которые слышали из Его уст.

 

Каждый раз в храме и мы собираемся к ногам Христовым, чтобы услышать Его слово, услышать слова пророков, псалмопевцев, восхваляющих Господа, те слова, которыми молилась и продолжает молиться Церковь нашему Спасителю. Но всегда ли мы находимся в храме, где без благоговения и шагу ступить нельзя, с тем настроением, которое должно вдохновлять нас на молитву?

Как-то я прочитал повествование одного почтенного архипастыря.

 

Будучи совсем ещё молодым человеком в 1930-е годы, он был арестован. Его поместили в камеру, в которой находились такие же, как он, арестованные за веру православные священнослужители и миряне, а также духовенство других конфессий – и все ожидали своей участи.

 

Этот молодой человек, будущий епископ, когда ему указали его место на нарах, улегся, достал утаенное во время ареста Евангелие небольшого формата и стал читать. И тут к нему подошел католический ксендз и сказал: «Молодой человек, эту книгу нужно читать только стоя». А другой, православный священник, который тут же рядом лежал на нарах и умирал после избиения на допросе, еле слышно произнес: «Или на коленях…»

Спустя много десятилетий этот епископ рассказывал: «Тогда я получил первый урок благоговения, без которого в Церкви нельзя ступить и шагу».

А мы храним ли благоговение и осознание величия святыни, в которой находимся?

 

Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм.

 

Мы знаем заповедь: шесть дней делай свои дела, а седьмой день посвящай Господу Богу твоему. И удивляет, что люди, которые после трудовой недели встали рано, ехали зачастую из другого конца города на общественном транспорте, а то и вообще из других городов, тратят драгоценные минуты пребывания в храме Божьем на болтовню.

 

Получается, мы выделили для Бога, вырвали из своего плотного графика два часа, и даже из этих двух часов не можем 10 минут, когда читаются часы, пребыть в благоговении, в молитве. Неужели не было целой недели, телефонов и других средств коммуникации, чтобы обсудить какие-то вопросы или новости? Думаю, ничем иным, как небрежением к храму и отсутствием благоговения, нельзя объяснить подобное поведение православных христиан.

 

Также я не раз бывал свидетелем того, как пришедшие в церковь ведут себя, совершенно не задумываясь о тех, кто с ними рядом. Это начинается буквально у входа: люди толпятся, не пропуская друг друга, стремясь войти первыми. То есть ведут себя по законам того мира, который «во зле лежит».

Но Господь сказал: «Всё, что вы сотворили ближнему, то Мне сотворили». Наш ближний – это образ Христов. И, любя ближнего, относясь к нему с пониманием, терпением и расположением, мы всё это совершаем по отношению к Самому Христу, нашему Создателю.

 

Задумываемся ли мы о том, не помешает ли ближнему наше хождение по храму во время службы? Не мешают ли ближнему наши неуставные поклоны, подпевание за богослужением…

 

Об этом хотелось бы сказать особо. К сожалению, некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору. Представьте себя на месте стоящих рядом людей, которые сосредоточенно внимают тому, что поется, и вдруг рядом слышат какое-то мурлыканье. Если у вас «душа» поёт, изучайте церковное хоровое искусство и пойте на клиросе или в том храме, где принято общее пение. Таким образом, вы и ближнему не будете мешать молиться, и сможете принести Богу «плод устен».

 

Или, бывает, во время чтения часов или других молитв люди узнают, что называется, знакомые слова и начинают повторять их за чтецом. В таком случае также нарушается чин богослужения, а всё это мешает нашим ближним молиться в храме.

 

Что уже говорить о не выключенных мобильных телефонах, об опозданиях на богослужения.

 

Ну а некоторые привычки являются откровенно кощунственными. Например, стоять к Причастию или ко кресту к «своему любимому батюшке». Вы причащаетесь не из рук батюшки, а из рук Христовых. Выбирать, у кого причащаться, это кощунство и глумление над величайшим таинством.

 

Видя подобное, хочется сказать: пожалуйста, давайте помнить о ближних, о тех, кто рядом с нами, о том образе Христовом, который носит каждый человек.

Также будем помнить о том, что мы находимся в доме Божьем, и каждую секундочку, которая нам дана для этого, будем использовать для молитвы, для беседы с Богом. И пребывать в доме Господа нашего давайте будем с тем благоговением, без которого, действительно, в Церкви нельзя ступить и шагу.

 

Правмир

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видится мне, что слова владыки Ионы актуальны не только для православных.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увы, это так. За 5 лет настоятельства в нашем приходе наш о.Александр вроде как отучил литовцев громко беседовать в холле перед их святой Мессой, т.к. в это время еще служится Сумма на русском. А еще хуже того, заходили и шумно рассаживались во время оной.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм.
Справедливости ради - это самое "чтение часов перед Литургией", представляет собой бесконечный однообразный монотонный бубнеж, часто совершенно неразборчивый, с периодическими повторами одного и того же. Так что какие бы глубокомысленные и боговдохновенные тексты при этом не зачитывались - но "внимать" им по два часа, да еще стоя по стойке "смирно", практически в неподвижности, по-видимому скучно и тягостно даже старушкам, основному контингенту храмов РПЦ. Не говоря уж о всех прочих.

 

Насчет недостаточности благоговения у паствы РПЦ - так тут в первую очередь заслуга самих священников. Если держать прямо в храме ларек - понятное дело, что возле него даже в ключевые моменты службы будет идти торговлишка и будут греметь медяками на кассе. К тому же, системной кахетизации в РПЦ, насколько знаю, до сих пор не налажено, рядового прихожанина толком никто не инструктирует, когда где подпевать или не подпевать, куда поворачиваться и что делать; по многим обрядовым моментам полный разброд и шатание, нет каких-то единых внятных правил и традиций, сами священники в них путаются, не то что прихожане.

 

В КЦ несколько другая история - там хоть ларьков в самом богослужебном помещении обычно не ставят, но курс на снижение "благоговения" уже много лет проводится "сверху". Ведь именно церковное руководство идет на упрощение обрядовости ради утилитарности, и не настаивает на поддержании традиционных форм благочестия; именно оно ведь строит новые костелы в виде конференцзалов и цирков-шапито; именно оно санкционирует внесение в мессу различных элементов балагана в наивной надежде снискать популярность у "современного человека". Ну а поведение паствы в храме получается во многом таким, каким его формируют священники. Если, к примеру, приучают детишек в католических школах, что вполне нормально на мессах сидеть по-турецки, а затем идти и получать Причастие на руки у тетеньки-аколитши, не то что с "книксеном" на подступах - даже без кивка головой" - то чего ж удивляться-то, что подросшие детишки будут воспринимать это все как вполне традиционную каноническую норму, и что следущее поколение католиков будет жить при модернизме.

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Справедливости ради - это самое "чтение часов перед Литургией", представляет собой бесконечный однообразный монотонный бубнеж, часто совершенно неразборчивый, с периодическими повторами одного и того же. Так что какие бы глубокомысленные и боговдохновенные тексты при этом не зачитывались - но "внимать" им по два часа, да еще стоя по стойке "смирно", практически в неподвижности, по-видимому скучно и тягостно даже старушкам, основному контингенту храмов РПЦ. Не говоря уж о всех прочих.

Вообще-то чтение третьего и шестого часа перед литургией занимает в среднем минут двадцать. И какие там "периодические повторы"? Трисвятое по Отче наш или сорок раз "Господи, помилуй"?

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я и за 15 минут прочитывал часы. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то чтение третьего и шестого часа перед литургией занимает в среднем минут двадцать. И какие там "периодические повторы"? Трисвятое по Отче наш или сорок раз "Господи, помилуй"?

Ну возможно в приходе автора статьи Ионы Черепанова успевают утомить паству и за 20 минут, - либо у них часы читают дольше. Вообще же, речь идет о характере современного формата богослужения в РПЦ в целом. Ибо зело он тягостен он и зануден, даже для самих прихожан, не то что уж для залетных захожан. Ведь не только часы, а и большая часть самой Литургии, и всенощной, и вечерни / утрени, и т.д. выглядит как затяжное, монотонное и как правило маловразумительное вычитывание. Разумеется, жае самым сознательным прихожанам вскоре становится скучно и тягостно. Вот и отвлекаются на трёп и хождение со свечками, а детишки - на подвижные игры по углам храма. Поелику есть к тому вполне объективные предпосылки.

 

Даже когда в судах приговоры и постановления в подобной же манере зачитывают, монотонной скроговоркой, - там вроде и текст свежий, а не такой, что из раза в раз годами один и тот же; и смысл текста для кого-то весьма насущное значение имеет... - а все равно присутсвующих в сон клонит. Но они на оглашении хоть стоять все время не обязаны...

"Периодические повторы" - да разные всякие... Как заведут какое-нибудь "отче Кириаче, моли бога о нас" периодически в течение всей службы - так к концу поли половину паствы от этого отче Кириаче передергивать начинает.

Изменено пользователем kajum
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну возможно в приходе автора статьи Ионы Черепанова успевают утомить паству и за 20 минут, - либо у них часы читают дольше. Вообще же, речь идет о характере современного формата богослужения в РПЦ в целом. Ибо зело он тягостен он и зануден, даже для самих прихожан, не то что уж для залетных захожан. Ведь не только часы, а и большая часть самой Литургии, и всенощной, и вечерни / утрени, и т.д. выглядит как затяжное, монотонное и как правило маловразумительное вычитывание. Разумеется, жае самым сознательным прихожанам вскоре становится скучно и тягостно. Вот и отвлекаются на трёп и хождение со свечками, а детишки - на подвижные игры по углам храма. Поелику есть к тому вполне объективные предпосылки.

 

Даже когда в судах приговоры и постановления в подобной же манере зачитывают, монотонной скроговоркой, - там вроде и текст свежий, а не такой, что из раза в раз годами один и тот же; и смысл текста для кого-то весьма насущное значение имеет... - а все равно присутсвующих в сон клонит. Но они на оглашении хоть стоять все время не обязаны...

"Периодические повторы" - да разные всякие... Как заведут какое-нибудь "отче Кириаче, моли бога о нас" периодически в течение всей службы - так к концу поли половину паствы от этого отче Кириаче передергивать начинает.

Если человек участвует в богослужении то там нет времени скучать. А если просто так стоит то зачем он вообще там?

Насчет повторов посмотрел часы и не нашел там особо повторов. Разве что те которые за отсутствием священника читаются. Сомневаюсь что в новых книгах по другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору...

 

...Видится мне, что слова владыки Ионы актуальны не только для православных...

 

Ой, а я всегда подпеваю на Мессе в меру сил. Разве это неправильно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В кафедральном в Москве наоборот говорят, чтобы пели прихожане. Что это их задача, а хор в этом только помогает. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...