Neta Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 Храним ли мы в храме благоговение? Осознаем ли величие святыни, в которой находимся? Размышляет епископ Обуховский Иона (Черепанов) Знаете ли вы, что чудо насыщения пяти тысяч человек продолжается в истории до наших дней? Как тогда «ели все и насытились» пятью хлебами и двумя рыбами, так и сейчас Господь насыщает миллионы и миллионы людей Своим Пречистым Телом и Своей Пречистой Кровью во время Божественной литургии. Почему произошло чудесное умножение хлеба и рыбы?Наверное, потому, что те, кто пришел послушать Христа, были настолько впечатлены и восхищены Его проповедью, что им уже ничего другого было не нужно, они забыли обо всех своих земных потребностях. Причем в то время не все знали, что это Мессия, Богочеловек, люди просто были вдохновлены словами, которые слышали из Его уст. Каждый раз в храме и мы собираемся к ногам Христовым, чтобы услышать Его слово, услышать слова пророков, псалмопевцев, восхваляющих Господа, те слова, которыми молилась и продолжает молиться Церковь нашему Спасителю. Но всегда ли мы находимся в храме, где без благоговения и шагу ступить нельзя, с тем настроением, которое должно вдохновлять нас на молитву?Как-то я прочитал повествование одного почтенного архипастыря. Будучи совсем ещё молодым человеком в 1930-е годы, он был арестован. Его поместили в камеру, в которой находились такие же, как он, арестованные за веру православные священнослужители и миряне, а также духовенство других конфессий – и все ожидали своей участи. Этот молодой человек, будущий епископ, когда ему указали его место на нарах, улегся, достал утаенное во время ареста Евангелие небольшого формата и стал читать. И тут к нему подошел католический ксендз и сказал: «Молодой человек, эту книгу нужно читать только стоя». А другой, православный священник, который тут же рядом лежал на нарах и умирал после избиения на допросе, еле слышно произнес: «Или на коленях…»Спустя много десятилетий этот епископ рассказывал: «Тогда я получил первый урок благоговения, без которого в Церкви нельзя ступить и шагу».А мы храним ли благоговение и осознание величия святыни, в которой находимся? Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм. Мы знаем заповедь: шесть дней делай свои дела, а седьмой день посвящай Господу Богу твоему. И удивляет, что люди, которые после трудовой недели встали рано, ехали зачастую из другого конца города на общественном транспорте, а то и вообще из других городов, тратят драгоценные минуты пребывания в храме Божьем на болтовню. Получается, мы выделили для Бога, вырвали из своего плотного графика два часа, и даже из этих двух часов не можем 10 минут, когда читаются часы, пребыть в благоговении, в молитве. Неужели не было целой недели, телефонов и других средств коммуникации, чтобы обсудить какие-то вопросы или новости? Думаю, ничем иным, как небрежением к храму и отсутствием благоговения, нельзя объяснить подобное поведение православных христиан. Также я не раз бывал свидетелем того, как пришедшие в церковь ведут себя, совершенно не задумываясь о тех, кто с ними рядом. Это начинается буквально у входа: люди толпятся, не пропуская друг друга, стремясь войти первыми. То есть ведут себя по законам того мира, который «во зле лежит».Но Господь сказал: «Всё, что вы сотворили ближнему, то Мне сотворили». Наш ближний – это образ Христов. И, любя ближнего, относясь к нему с пониманием, терпением и расположением, мы всё это совершаем по отношению к Самому Христу, нашему Создателю. Задумываемся ли мы о том, не помешает ли ближнему наше хождение по храму во время службы? Не мешают ли ближнему наши неуставные поклоны, подпевание за богослужением… Об этом хотелось бы сказать особо. К сожалению, некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору. Представьте себя на месте стоящих рядом людей, которые сосредоточенно внимают тому, что поется, и вдруг рядом слышат какое-то мурлыканье. Если у вас «душа» поёт, изучайте церковное хоровое искусство и пойте на клиросе или в том храме, где принято общее пение. Таким образом, вы и ближнему не будете мешать молиться, и сможете принести Богу «плод устен». Или, бывает, во время чтения часов или других молитв люди узнают, что называется, знакомые слова и начинают повторять их за чтецом. В таком случае также нарушается чин богослужения, а всё это мешает нашим ближним молиться в храме. Что уже говорить о не выключенных мобильных телефонах, об опозданиях на богослужения. Ну а некоторые привычки являются откровенно кощунственными. Например, стоять к Причастию или ко кресту к «своему любимому батюшке». Вы причащаетесь не из рук батюшки, а из рук Христовых. Выбирать, у кого причащаться, это кощунство и глумление над величайшим таинством. Видя подобное, хочется сказать: пожалуйста, давайте помнить о ближних, о тех, кто рядом с нами, о том образе Христовом, который носит каждый человек.Также будем помнить о том, что мы находимся в доме Божьем, и каждую секундочку, которая нам дана для этого, будем использовать для молитвы, для беседы с Богом. И пребывать в доме Господа нашего давайте будем с тем благоговением, без которого, действительно, в Церкви нельзя ступить и шагу. Правмир 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 30 июля, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 Видится мне, что слова владыки Ионы актуальны не только для православных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Инесса Опубликовано 30 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2015 Увы, это так. За 5 лет настоятельства в нашем приходе наш о.Александр вроде как отучил литовцев громко беседовать в холле перед их святой Мессой, т.к. в это время еще служится Сумма на русском. А еще хуже того, заходили и шумно рассаживались во время оной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kajum Опубликовано 1 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2015 (изменено) Я часто бываю свидетелем, как, например, во время чтения часов перед Литургией прихожане занимаются чем угодно, только не внимают слову Божию, тому, что читается. Почему-то многие считают для себя необходимым пообщаться со знакомыми, обсудить какие-то вопросы, спросить, «как живете, как животик» – то есть, поболтать на темы, совершенно далекие от той цели, которая привела нас в храм.Справедливости ради - это самое "чтение часов перед Литургией", представляет собой бесконечный однообразный монотонный бубнеж, часто совершенно неразборчивый, с периодическими повторами одного и того же. Так что какие бы глубокомысленные и боговдохновенные тексты при этом не зачитывались - но "внимать" им по два часа, да еще стоя по стойке "смирно", практически в неподвижности, по-видимому скучно и тягостно даже старушкам, основному контингенту храмов РПЦ. Не говоря уж о всех прочих. Насчет недостаточности благоговения у паствы РПЦ - так тут в первую очередь заслуга самих священников. Если держать прямо в храме ларек - понятное дело, что возле него даже в ключевые моменты службы будет идти торговлишка и будут греметь медяками на кассе. К тому же, системной кахетизации в РПЦ, насколько знаю, до сих пор не налажено, рядового прихожанина толком никто не инструктирует, когда где подпевать или не подпевать, куда поворачиваться и что делать; по многим обрядовым моментам полный разброд и шатание, нет каких-то единых внятных правил и традиций, сами священники в них путаются, не то что прихожане. В КЦ несколько другая история - там хоть ларьков в самом богослужебном помещении обычно не ставят, но курс на снижение "благоговения" уже много лет проводится "сверху". Ведь именно церковное руководство идет на упрощение обрядовости ради утилитарности, и не настаивает на поддержании традиционных форм благочестия; именно оно ведь строит новые костелы в виде конференцзалов и цирков-шапито; именно оно санкционирует внесение в мессу различных элементов балагана в наивной надежде снискать популярность у "современного человека". Ну а поведение паствы в храме получается во многом таким, каким его формируют священники. Если, к примеру, приучают детишек в католических школах, что вполне нормально на мессах сидеть по-турецки, а затем идти и получать Причастие на руки у тетеньки-аколитши, не то что с "книксеном" на подступах - даже без кивка головой" - то чего ж удивляться-то, что подросшие детишки будут воспринимать это все как вполне традиционную каноническую норму, и что следущее поколение католиков будет жить при модернизме. Изменено 1 августа, 2015 пользователем kajum Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Владимир М. Опубликовано 1 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2015 (изменено) Справедливости ради - это самое "чтение часов перед Литургией", представляет собой бесконечный однообразный монотонный бубнеж, часто совершенно неразборчивый, с периодическими повторами одного и того же. Так что какие бы глубокомысленные и боговдохновенные тексты при этом не зачитывались - но "внимать" им по два часа, да еще стоя по стойке "смирно", практически в неподвижности, по-видимому скучно и тягостно даже старушкам, основному контингенту храмов РПЦ. Не говоря уж о всех прочих.Вообще-то чтение третьего и шестого часа перед литургией занимает в среднем минут двадцать. И какие там "периодические повторы"? Трисвятое по Отче наш или сорок раз "Господи, помилуй"? Изменено 1 августа, 2015 пользователем Владимир М. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 1 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2015 Я и за 15 минут прочитывал часы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kajum Опубликовано 3 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2015 (изменено) Вообще-то чтение третьего и шестого часа перед литургией занимает в среднем минут двадцать. И какие там "периодические повторы"? Трисвятое по Отче наш или сорок раз "Господи, помилуй"?Ну возможно в приходе автора статьи Ионы Черепанова успевают утомить паству и за 20 минут, - либо у них часы читают дольше. Вообще же, речь идет о характере современного формата богослужения в РПЦ в целом. Ибо зело он тягостен он и зануден, даже для самих прихожан, не то что уж для залетных захожан. Ведь не только часы, а и большая часть самой Литургии, и всенощной, и вечерни / утрени, и т.д. выглядит как затяжное, монотонное и как правило маловразумительное вычитывание. Разумеется, жае самым сознательным прихожанам вскоре становится скучно и тягостно. Вот и отвлекаются на трёп и хождение со свечками, а детишки - на подвижные игры по углам храма. Поелику есть к тому вполне объективные предпосылки. Даже когда в судах приговоры и постановления в подобной же манере зачитывают, монотонной скроговоркой, - там вроде и текст свежий, а не такой, что из раза в раз годами один и тот же; и смысл текста для кого-то весьма насущное значение имеет... - а все равно присутсвующих в сон клонит. Но они на оглашении хоть стоять все время не обязаны..."Периодические повторы" - да разные всякие... Как заведут какое-нибудь "отче Кириаче, моли бога о нас" периодически в течение всей службы - так к концу поли половину паствы от этого отче Кириаче передергивать начинает. Изменено 3 августа, 2015 пользователем kajum Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Корнилий Опубликовано 3 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2015 Ну возможно в приходе автора статьи Ионы Черепанова успевают утомить паству и за 20 минут, - либо у них часы читают дольше. Вообще же, речь идет о характере современного формата богослужения в РПЦ в целом. Ибо зело он тягостен он и зануден, даже для самих прихожан, не то что уж для залетных захожан. Ведь не только часы, а и большая часть самой Литургии, и всенощной, и вечерни / утрени, и т.д. выглядит как затяжное, монотонное и как правило маловразумительное вычитывание. Разумеется, жае самым сознательным прихожанам вскоре становится скучно и тягостно. Вот и отвлекаются на трёп и хождение со свечками, а детишки - на подвижные игры по углам храма. Поелику есть к тому вполне объективные предпосылки. Даже когда в судах приговоры и постановления в подобной же манере зачитывают, монотонной скроговоркой, - там вроде и текст свежий, а не такой, что из раза в раз годами один и тот же; и смысл текста для кого-то весьма насущное значение имеет... - а все равно присутсвующих в сон клонит. Но они на оглашении хоть стоять все время не обязаны..."Периодические повторы" - да разные всякие... Как заведут какое-нибудь "отче Кириаче, моли бога о нас" периодически в течение всей службы - так к концу поли половину паствы от этого отче Кириаче передергивать начинает.Если человек участвует в богослужении то там нет времени скучать. А если просто так стоит то зачем он вообще там?Насчет повторов посмотрел часы и не нашел там особо повторов. Разве что те которые за отсутствием священника читаются. Сомневаюсь что в новых книгах по другому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Stanislaus Olaus Опубликовано 3 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2015 ...некоторые христиане считают для себя возможным во время богослужения, во время Литургии – общего дела, не вместе со всей церковью молиться, а подпевать хору... ...Видится мне, что слова владыки Ионы актуальны не только для православных... Ой, а я всегда подпеваю на Мессе в меру сил. Разве это неправильно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ermina Опубликовано 3 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2015 В кафедральном в Москве наоборот говорят, чтобы пели прихожане. Что это их задача, а хор в этом только помогает. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти