Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

- - - - -

Отец Александр Мень глазами католика


Сообщений в теме: 3

#1 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 17 553 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 09 Сентябрь 2015 - 11:59

Мало кто знает, что одну из самых известных фотографий о. Александра Меня, растиражированную во многих изданиях, сделал католический священник Стефано Каприо, более десяти лет проработавший в России. Мы побеседовали с ним об отце Александре в 25 годовщину смерти этого великого проповедника и христианского просветителя.

- Отче Вы знали о. Александра Меня, общались с ним и в России и даже возили по Италии…

- Да, я встречался с ним. Общение было достаточно тесное. Я с ним встретился в России в 1986 году. Я был у него в гостях в Новой Деревне, и мы договорились о его возможной поездке в Италию. Первой причиной были проблемы его дочери, Ляли, которая уехала. Она оказалась в Австрии, вообще без гражданства. Мы ей помогли устроиться в Италии. Первая поездка о. Александра Меня была связана именно с дочерью. Вторая поездка была связана с посещением университетов, богословских факультетов. Особенно специалистов по библиистике, которая его интересовала. Посещение друзей, общин. Разные были встречи.

Изображение
Фотография о. Стефано Каприо


- Какое впечатление он на Вас произвел?

- Сильное. Он один из тех священников, которые повлияли на формирование моей личности и на священническое призвание. Его жизнерадостность и дружба были для меня большим открытием. Во-первых, он произвел на меня впечатление как пример священника – пастыря. И во-вторых, как проповедника христианской культуры. Его открытость, его способность передать Евангелие различными путями. Не только прямой путь, через проповеди и богослужения. Но и через культуру, через иные проявления. Я тогда думал, что если бы я не был христианином, то, слушая о. Александра, я бы обратился. Глядя на него я понимал, что хочу быть таким священником, как он.

- Его книги многочисленные книги переводили на западные языки, в том числе и на итальянский. Я всегда задавался вопросом — почему? Чем он так интересен западному читателю?

- Я в этом прямо не участвовал. Когда он погиб, я был уже в России. Даже был одним из первых, кто прикоснулся к его телу. И после этого я не знал, как лучше сохранить и распространить его наследие. Лично я предпочитал доносить его до своей паствы. Не думал, что его книги можно переводить на разные языки. Они очень специфические, написанные для России. Они очень эффектные и в этом смысле полезные для читателей из всех стран, как Востока, так и Запада. Но они были написаны в контексте России, России 70-80-х годов. И, как специалист по богословию и библеистике он был убедителен, но, я бы не сказал, что оригинален или гениален. Он очень хороший популяризатор христианской культуры, культуры Библии, истории религий. В этом смысле его литература очень ценна и важна. Хотя, конечно, такого плана литературы на Западе существует очень много. Конечно, его личное свидетельство, особенно его мученическая смерть, придает этим книгам особую ценность. Поэтому я был рад, что их перевели на западные языки. И благодарен тем людям, которые этим занимались.


Изображение


- Вы сказали, что были в России, когда о. Александр погиб…

- Я приехал в Россию в 1988 году. В 1990 году, в последний год жизни о. Александр, я был капелланом посольства Италии и мог передвигаться относительно свободно. Был одним из немногих, очень немногих, католических священников в Москве. До этого я сопровождал его в поездках по Италии и мы были дружны. Ничего удивительного, что мы общались.

Практически два года я приезжал к нему почти еженедельно. Присутствовал во время его бесед, проповедей, встреч с разными людьми. Частично, можно так сказать, участвовал в его деятельности. Тем более, что он пытался последние месяцы, последний год, когда становилось все свободнее и свободнее, собрать несколько его общин и создать единое движение.

На тот сентябрь, когда его убили, была назначена встреча многих разных ответственных и членов его общин. В этой встрече должен был участвовать и я. В какой-то мере очень точно было выбрано время, когда его убить. Не дали этому миру, который вокруг него вертелся, объединиться по-настоящему.


Изображение


Я часто был с ним еще и потому, что его нужно было сопровождать из Новой Деревни в Москву. Он никогда не хотел жить в Москве. Говорил, что для него было бы слишком тяжело жить в этом городе. Он предпочитал жить у себя на приходе и только приезжать в Москву. Я часто повозил его на посольской машине. С удовольствием участвовал во встречах, слушал его с удовольствием. Для меня это было время благодати.

- Как получилось, что Вы оказались рядом с ним после его гибели?

- В тот вечер, когда его убили, я находился под Москвой в Балашихе с одной из общин его круга. Мы молились. Это была встреча экуменического типа, были православные и католики. И нам сообщили о покушении на о. Александра именно во время молитвы. Мы все помчались кто куда. Кто-то поехал в морг. Я же утром рано поехал в Новую Деревню, куда привезли его тело. Я дотронулся и по-католически благословил, сразу как привезли в храм. Потом были похороны, и пришел народ, который его любил.

Изображение

- За эти 25 лет мир сильно изменился, применялись люди… Насколько актуально наследие о. Александра Меня?

- Очень актуально. О. Александр смотрел вперед на много-много лет, даже больше чем двадцать пять. Диалог между христианскими вероисповеданиями, диалог между религиями сегодня крайне необходим всем, не только России. О. Александр оставил некое пустое место, которое до сих пор не заполнено, несмотря на огромные плоды, которые вышли из его наследия. Я думаю, что сейчас после разных переустройств и изменений в российском и европейском обществе стоит повернуться к нему и его проницательности и предвидению.

Беседовал Михаил Фатеев

Фотографии с сайта «Наследие протоиерея Александра Меня

Гаудете.ру
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#2 Гость_Harib_*

  • Гости

Отправлено 09 Сентябрь 2015 - 14:31


Вспоминая о своих впечатлениях от общения с отцом Александром философ Григорий Померанц сказал:

– Отец Александр разрушил наше отчужденное отношение к людям, занимающим официальные места в Церкви.

Я почувствовал, что человек, занимающий место священнослужителя, может быть при этом естественным, живым, подлинным, чутким.

Это не только мое впечатление, это впечатление моих родных и знакомых.

Очень комично это выразил отец моей супруги, когда он пригласил отца Александра к обеду, а после как отец Александр ушел, он сказал:

"Если это поп, то мне надо креститься".

Мнения католического священника и философа об отце Александре перекликаются.
Священник Стефано Каприо; О. Александр оставил некое пустое место, которое до сих пор не заполнено, несмотря на огромные плоды, которые вышли из его наследия. Я думаю, что сейчас после разных переустройств и изменений в российском и европейском обществе стоит повернуться к нему и его проницательности и предвидению.

Григорий Померанц: Мне трудно ответить определенно. Если говорить о жизни масс, то, может быть, жизнь масс оно не изменило и для нее оказалось "гласом вопиющего в пустыне". Но я особенно глубоко пережил смерть отца Александра. Я очень ярко помню, как мы с ним познакомились. А когда я узнал о его смерти, мне показалось, что меня самого ударили по голове. И в первые дни я чувствовал эту рану, нанесенную не только моей жизни, но и жизни целой группы творческого меньшинства, меньшинства, живущего напряженной духовной жизнью, а как на это откликнулись массы, я даже не знал, и сейчас не знаю.

Сообщение отредактировал Harib: 09 Сентябрь 2015 - 14:39


#3 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 230 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 13 Сентябрь 2015 - 12:27

Неожиданный для меня выпад против против о. Александра.

Откуда у прот. А. Меня ноги росли?


В дополнение к вот этой дискуссии приведу несколько цитат из статьи А. Занемонца, очень плохого ученого, эмигрировавшего в Израиль и принимавшего участие в издании книги "Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость" (мать его была прихожанкой Меня):

+«Кто из богословов и писателей оказал на Вас наибольшее влияние? – спрашивали Меня в одном интервью. – На первом месте я должен назвать Владимира Соловьева. Хотя многие его воззрения я не разделял, но он был моим настоящим учителем. А уже после него я изучал труды представителей русской религиозной философии. Бердяеву, Флоренскому, Булгакову, Франку, Лосскому и другим я очень многим обязан. Из западных философов в начале моих занятий наибольшее влияние на меня оказали европейские философы докантовского периода, а также Бергсон и Кристофер Доусон. Впоследствии, познакомившись с трудами Тейяра де Шардена, я обнаружил в его идеях много для меня близкого. Среди отцов Церкви излюбленными остаются Апологеты, Климент Александрийский и Григорий Богослов».
<...>

В текстах и в пастырстве отца Александра довольно четко намечен отказ от значительной части церковного наследия. Воспоминания многих духовных чад говорят о том, что он сам не любил и другим не советовал читать отцов Церкви.+

После этого не возникает вопросов, почему брюссельская "Жизнь с Богом" не издавала святых отцов (кроме самых ранних авторов), печатая вместо них ПСС В. Соловьева -- визионера-оккультиста, делавшего механические записи под бесовские диктовки, как показал в свое время Г. Чулков. Ничего удивительного и в том, что о межрелигиозном диалоге у Меня рассказывает теперь +раввин Зиновий Коган, вице-президент КЕРООР+, равно как и представители католиков и мусульман.

Мне как патрологу больно, что ИМП вместо Отцов Церкви издает труды, бывшие данью своему времени и которые должны были бы пылиться в библиотеках и архивах как безнадежно устаревшие.

Надеюсь, Меня никогда не канонизируют.

http://danuvius.live...com/484906.html


#4 Владимир М.

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 9 230 сообщений
  • ГородCharcovia
  • Вероисповед.:РПЦ

Отправлено 13 Сентябрь 2015 - 14:56

25 марта 1974 года Андропов, в то время председатель Комитета Госбезопасности, написал письмо в ЦК КПСС, в котором был следующий абзац: «Группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А. Менем (Московская область), в своих богословских трудах протаскивает идею, что идеалом церковной жизни может являться только католичество. Указанные труды, нелегально вывозимые за границу, издаются католическим издательством “ Жизнь с Богом” (Бельгия) и направляются затем для распространения в СССР».
http://pretre-philip...48793#t19848793





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных