Перейти к содержанию

Католики и литература


Drogon
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Католики и литература

 

Существует ли список запретных для католиков книг? Насколько опасными могут быть для души книги? Запрещено ли католикам читать «Гарри Поттера» и кто формирует «правильные» списки для чтения?

 

«Запретный плод»

 

«Забрать все книги бы да сжечь» — рекомендует Фамусов. Под этим девизом иногда идет полемика с Церковью относительно границ допустимого в литературе.

Забавно порой бывает слышать от людей аргументы вроде «Да вам, католикам, Церковь диктует, что читать, а что нет». Ссылаются на индекс запрещенных книг и костры из манускриптов. Спешу напомнить, что «Индекс запрещенных книг» не действует вот уже полвека, да и так ли он ужасен? Во многих государствах, несмотря на свободу слова, существуют законы, ограничивающие распространение и издание экстремистской литературы. В России, например, запрещена “Mein Kampf” Гитлера, пусть даже эта книга и представляет собой памятник эпохи и могла бы быть интересна для исследователей. Так же и с «Индексом»: Церковь не стремилась запретить искусство, а всего лишь ограждала верующих от сомнительных идей. Тех, которые могли нанести вред душе.

 

index.jpg

 

То, что художественное произведение имеет власть над читателем, ни для кого не секрет. Достаточно вспомнить о волне самоубийств, прокатившейся в 18 веке после издания романа И.В. Гете «Страдания юного Вертера», после чего во многих странах книгу запретили. Не Церковные власти, а светские. То, что Церковь была против романов, изображавших безнравственное поведение или распространявших безбожные идеи – кажется, вполне логично и оправдано. Тем более странно слышать о нападках Церкви на фэнтези и безобидные детские книги вроде «Гарри Поттера». Церковью он никогда не осуждался и не запрещался, более того, если не основоположниками жанра фэнтези, то оказавшими существенное влияние на его становление, считаются два несомненно христианских автора – Дж.Р. Р. Толкин и К.С. Льюис.

 

Так есть ли список запрещенных книг? Такого списка нет. Строго запрещать что-то – тактика, безусловно, не слишком удачная, сладость запретного плода известна со времен Адама и Евы, так что запрет только подогреет интерес. Но существуют некоторые книги, которые, скажем, не рекомендованы к прочтению – например, произведения, имеющие оскорбительный характер для Церкви.

 

Pope-reading-Israels-book.jpg

 

Можно ли католику читать все подряд? Пожалуй, тут стоит ограничиться здравым смыслом и собственным вкусом. Если человек приемлет «литературную жвачку», то почему бы и нет. Питаются же некоторые фаст-фудом. А в книгах стоит быть разборчивым, как в пище: стоит набить живот всем без разбора, проблем не избежать. Если после книги в голове остаются не мысли, а желание вымыть руки, то нужно ли было брать ее?

 

Атеистическая и антирелигиозная литература

 

Бывает и так, что тот или иной текст человеку необходимо прочитать, несмотря на то, что он порочит церковь или содержит гнусную клевету на святыни. Случаи необходимости могут быть самые разные: например, литературоведу в рамках его работы; судье для ознакомления с доказательствами по делу о религиозном экстремизме; библиотекарю, знакомящемуся с новинками литературы – должен же он понимать, что стоит на полке и можно ли рекомендовать это читателю. Что делать, если читать такую книгу не хочется, но необходимо? Как относиться к такой литературе?

 

Пожалуй, как к любому грязному, но обязательному труду. Осознавая его вредность и стараясь не запачкаться самому в этой клевете, не опуститься до уровня авторов. Оскорбить Господа невозможно, а по реакции верующих можно судить только о самих верующих. К тому же неисповедимы Его пути: сколько известно случаев, когда в Советском Союзе, где духовной литературы не издавалось вообще, зато в больших количествах печатались гнусные пасквили вроде «Забавного Евангелия» или «Библии для верующих и неверующих», люди приходили к вере, прочитав эти книжонки. Хотя бы потому, что из них впервые узнавали о существовании Евангелия. Да, это было кривое зеркало, но и в нем можно было увидеть пусть искаженное, но отражение истины. Это вызывало желание узнать ее, найти чистое звучание. И люди находили, по крупицам собирая сведения в атеистических брошюрах, пропагандистских материалах и прошедшей одобрение умеренно богоборческой классике.

 

Chained-Library-2.jpg

 

«Внеклассное чтение»

 

А есть ли наоборот – списки рекомендованной литературы? Этакие «100 книг для доброго католика» или что-то вроде того?

К сожалению, списков рекомендуемого и душеполезного чтения, после которого повышается уровень католичности, так и не изобрели. Каждый сам для себя определяет, что больше полезно его душе и разуму. И не факт, что более благочестивым будет чтение исключительно богословской литературы или священных текстов. Возможно, для кого-то прочитать абсолютно светский художественный текст о любви, красоте или добре будет куда ценнее, чем целые тома благочестивых мудрствований. Для кого-то, возможно, полезнее будет честное и неприкрытое описание жизни. Книги – это ведь не только благостные пасторальные картинки. В них есть страдание, боль, смерть. Все то, что вошло в жизнь человека вместе с утратой рая. Осознание, сочувствие и сопереживание делают человека живым. Исцеляют и пробуждают душу. Возможно, человек, впервые заплакавший над книгой, продвинулся по пути духовности куда больше, чем сугубый молитвенник, автоматически твердящий слова, не трогающие его душу.

 

88623489.jpg

 

Конечно, очень важно, чтобы родители следили за кругом чтения своих детей и ненавязчиво формировали свой список – ведь мало ли на какую «литературную жвачку» выйдет чадо самостоятельно – книжку про эмо-вампиров или ужастики, от которых потом придется лечить у психотерапевта, чтобы ребенок не просыпался с криками по ночам. Но для самих родителей подходящего списка чтения никто не подготовит, придется ориентироваться только на свой вкус и здравый смысл. И Церковь за нас это не сделает.

 

Ирена Квасневская

 

Irko%20Kwa-16.jpg

Ирена Квасневская

 

Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Журналист, писатель. Лауреат нескольких творческих конкурсов. Замужем. Мать троих детей.

 

 

https://gaudete.ru/literature-cath/

  • Like 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, кстати, весьма прав насчет "Забавной Библии". "Библия для верующих и неверующих" Ярославского была на порядок гнуснее, чем "Забавная Библия" Таксиля, но Ярославский цитировал св. Писание целыми главами. Помню, по детству я эти главы переписывал - тогда это был один из реальных способов познакомиться с Библейскими текстами.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, кстати, весьма прав насчет "Забавной Библии". "Библия для верующих и неверующих" Ярославского была на порядок гнуснее, чем "Забавная Библия" Таксиля, но Ярославский цитировал св. Писание целыми главами. Помню, по детству я эти главы переписывал - тогда это был один из реальных способов познакомиться с Библейскими текстами.

Да. На меня огромное впечатление произвел отрывок из Первого послания коринфянам, который есть у З. Косидовского в "Сказаниях евангелистов"..

Изменено пользователем Maxim Bulava
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, кстати, весьма прав насчет "Забавной Библии". "Библия для верующих и неверующих" Ярославского была на порядок гнуснее, чем "Забавная Библия" Таксиля, но Ярославский цитировал св. Писание целыми главами. Помню, по детству я эти главы переписывал - тогда это был один из реальных способов познакомиться с Библейскими текстами.

Да. На меня огромное впечатление произвел отрывок из Первого послания коринфянам, который есть у З. Косидовского в "Сказаниях евангелистов"..

 

Да и "Библейские сказания" тоже. Там он ВЗ очень подробно цитирует. Кстати, Косидовский еще не так одиозен, может, потому что поляк все-таки?

Изменено пользователем Mitrich
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор, кстати, весьма прав насчет "Забавной Библии". "Библия для верующих и неверующих" Ярославского была на порядок гнуснее, чем "Забавная Библия" Таксиля, но Ярославский цитировал св. Писание целыми главами. Помню, по детству я эти главы переписывал - тогда это был один из реальных способов познакомиться с Библейскими текстами.

 

Ну таки автор ориентировался на имеющийся опыт :)

Сразу несколько человек независимо друг от друга рассказывали мне о том, что именно так впервые вообще узнали о Библии. Один рассказал, что до этого был матерым атеистом, но начитался этих гнусностей, полез проверять... И все...

 

В моем детстве, по счастью, уже были адекватные источники. У меня была детская Библия - хорошее красочное немецкое издание, и шикарные "Библейские легенды" с гравюрами Дюрера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

Прелестный анекдот в тему.

Советское время. Библиотекарь говорит молодому человеку, уже не раз берущему книги определенной направленности:

- Товарищ, а что это вы так много атеистической литературы читаете? Смотрите, как бы верующим не стали.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, а скольких просветил и обратил курс научного атеизма в вузе ;)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...