Перейти к содержанию

День святого Николая


Sandra889
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

ikona-svyatogo-nikolaya-episkopa-800x400.jpg

 

Святой Николай, молись за нас!

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

912_42.jpg

 

Святой Николай Мирликийский (греч. Agios Nikolaos, «Победа человека»), епископ Мира (город в древней Ликии, современная Анталия, Турция).

Родился 15 марта 270 года, умер 6 декабря 346 года.

 

За многие чудеса, совершаемые им, святой Николай известен еще и как Николай Чудотворец или Николай Угодник.

При жизни Николай имел репутацию «тайного дарителя» - человека, который мог сделать что-то доброе незаметно: например, положить монеты в ботинки бедняку, чтобы последний их случайно нашел.

 

Примечательно, что святой Николай избежал процесса канонизации, святой стал официально считаться святым просто из-за вековой и крепкой веры людей, среди которых его репутация всегда была таковой.

 

В 1087 году его мощи были перенесены в г. Бари (южная Италия). По этой причине он также известен как Святой Николай из Бари.

Исторически святой Николай почитается в среде католиков, православных, некоторых англикан и лютеран.

 

Святой Николай является покровителем: матросов, купцов, стрелков, детей и студентов в Греции, Бельгии, Румынии, Болгарии, Грузии, России, Республике Македонии, Португалии, Словакии, Сербии и Черногории. Он также является покровителем г. Санкт Барранкилья (Колумбия), г. Бари (Италия), г. Амстердама (Нидерланды), г. Бейт-Джала на Западном берегу Палестины, Ливерпуля (Англия), Нью-Йорка.

 

61098494.png

 

Святой Николай - Хранитель Моряков (Gentile da Fabriano, 1425, Pinacoteca Vaticana)

 

По преданию, святой Николай родился в семье состоятельных родителей-христиан (возможно – управленцев рыболовецким флотом) на территории Малой Азии в греческой колонии Патара римской провинции Ликия. Унаследовав от родителей крупное состояние, Николай отдал его на нужды благотворительности.

Еще в раннем детстве Николай проявлял религиозное рвение и посвятил свою жизнь Богу. Считается, что во времена римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305), Николай был рукоположен во священника.

 

В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан во всей империи. Николай был заключен в тюрьму, где провел целых восемь лет. Находясь в заключении, несмотря на пытки, продолжал проповедовать христианство.

 

В мае 305 года оба императора отреклись от престола, после чего произошли кардинальные изменения в политике по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования вплоть до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

 

После смерти Галерия христианские общины стали развиваться, к этому-то периоду и относится основные события еписпоской жизни святого Николая, который успел стать участником первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее.

 

Благодаря своему характеру и щедрости, чувству справедливости (Николая почитают как защитника тех, кого постигла участь быть гонимым из-за чужой клеветы), разнообразной благотворительной деятельности, Николая очень любили у себя дома, в Мире.

Почитание Николая как святого началось относительно рано. Уже Юстиниан I, император Византии (Восточной Римской империи) (годы правления 527—565) построил храм в честь святого Николая в столичном Константинополе.

 

Bari-Basilica-di-San-Nicola-svjatie-grobnica.jpg

 

Гробница святителя Николая в Бари

 

(По материалам сайта https://catedra.ru )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(греч. Agios Nikolaos, «Победа человека»)

 

Какого такого человека? Имя Nikolaos состоит из двух корней: n?k? "победа, власть" и la?s "народ" (отсюда же в латыни laicus "мирянин"). "Победа народа", тогда уж.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все претензии к сайту московского Кафедрала. И лучше бы не в этой теме.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всех Католиков поздравляю с днём Святого Николая.

Святой Николай, молись за нас грешных.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всех Католиков поздравляю с днём Святого Николая.

 

Напоминаю, что и православные, живущие по Григорианскому календарю. тоже отметили этот праздник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По новоюлианскому, если точно.

Но в целом тоже хочу всех поздравить!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...
Вроде бы есть некое летописное свидетельство о том, как свтой Николай сломал руку человеку, работавшему в день его памяти. Кто-нибудь что-то об этом знает?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вроде бы есть некое летописное свидетельство о том, как свтой Николай сломал руку человеку, работавшему в день его памяти. Кто-нибудь что-то об этом знает?

вот так вот пришёл и об колено сломал? Ай да Николай! Деканонизацией попахивает :)

С уважением, о.Олег

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот так вот пришёл и об колено сломал? Ай да Николай! Деканонизацией попахивает :)

Ага, вроде того. А то все поем "образ кротости"... :D

Еще один случай чуда, скорее всего мнимого, - так называемое Зоино стояние. Слышали о таком, отче?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот так вот пришёл и об колено сломал? Ай да Николай! Деканонизацией попахивает :)

Ага, вроде того. А то все поем "образ кротости"... :D

Еще один случай чуда, скорее всего мнимого, - так называемое Зоино стояние. Слышали о таком, отче?

да - читал и фильм даже смотрел (или два, не помню - в одном точно имя главной героини другое было, но история в основе именно эта), но Зоя, думаю, прогневила Бога ...гм... немного больше, чем работой в празничный день. Сравнивать у меня как-то не получается. Хотя - наверное важен контекст. А "образ кротости" - это же о Николае предание, что о.Арию :) залепил??

ОООО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зоя, думаю, прогневила Бога ...гм... немного больше, чем работой в праздничный день.

Большевики с иконами и не такое проделывали, а вот, поди, никто не окаменел.

 

А "образ кротости" - это же о Николае предание, что о.Арию :) залепил??

Тоже спорно, был ли св. Николай на I Вселенском соборе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тоже спорно, был ли св. Николай на I Вселенском соборе.

спорность безспорна :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как гласит памятник древнерусской литературы "Повесть о бражнике", -

 

Бражник же начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом святитель Никола: «Кто есть толкущися у врат рая?» — «Аз есть бражник, хощу с вами в раю во царствие внити». Рече Никола: «Бражником зде не входимо в рай! Им есть мука вечная и тартар неисповедим!» Бражник рече: «Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю, кто еси ты?» Рече Никола: «Аз есть Николай». Слышав сия бражник, рече: «Ты еси Николай! И помниш ли: егда святи отцы были на вселенском соборе и обличили еретиков, и ты тогда дерзнул рукою на Ария безумнаго? Святителем не подобает рукою дерзку быти. В законе пишет: не уби, а ты убил рукою Ария треклятаго!» Николай, сия слышав, отъиде прочь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

10426736_982889598443852_6559886528710487849_n.jpg?oh=b781c7d6ba8e3d8736a51270300422c7&oe=56DA5057

 

Католиков восточного обряда и православных с праздником! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Католиков восточного обряда и православных с праздником! :)

NEwqg2l6EYQ.jpg Изменено пользователем Олега
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

1510266449.jpg

 

Праздник св. Николая в Хорватии

 

Рождественские праздники начинаются в Европе 6 декабря, когда католики всего мира празднуют День святого Николая (Saint Nicholas Day).

О добродетельной жизни святого известно немного. Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

 

Некоторые биографы считали, что он был единственным и поздним ребенком в семье. Оставшись сиротой в молодом возрасте, будущий святой употребил значительное состояние, доставшееся ему от родителей, на добрые и богоугодные дела, вел аскетический образ жизни и готовился к принятию сана. Его дядя — епископ рукоположил его в пресвитеры.

 

Предание рассказывает, что когда освободилась епископская кафедра в Мирах, ликийские епископы долго не могли избрать нового епископа, пока им не было указано на пресвитера Николая в особом знамении. Во время своего епископского служения Николай боролся с ересями, причем ему, как упоминается в Энкомии (восхвалении), авторство которого приписывается святому Андрею Критскому, удалось обратить маркионитского епископа Феогнита в истинную веру.

 

Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

 

Житие святителя Николая рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

 

Святой был погребен в Мирах Ликийских, и его мощи, источавшие миро, а также чудеса, происходившие на его могиле, стали привлекать множество почитателей.

 

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари (по другим данным, это были норманнские рыцари) привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

 

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа начал строительство сооружения, предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

 

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

 

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

 

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

 

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

 

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

 

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон. Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

 

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

 

РИА Новости

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

238609776.jpg

 

Доподлинно известно о святом Николае немногое. Он родился во 2-й половине III в городе Патары в Малой Азии в семье почтенных и верующих родителей. Некоторые биографы считали, что он был единственным и поздним ребёнком в семье, усматривая в этом сходство с Иоанном Крестителем. Долгое время считалось, что история сохранила и имена его родителей, однако более поздние исследования неопровержимо доказали, что в церковном предании соединились повествования о двух святых, носивших одно и то же имя, один из которых был епископом Мир Ликийских, а другой — настоятелем Сионского монастыря возле Мир, жившим около VII века. Именно этого последнего родителями и были Епифаний и Нонна.

 

Оставшись сиротой в молодом возрасте, будущий святой употребил значительное состояние, доставшееся ему от родителей, на добрые и богоугодные дела, вёл аскетический образ жизни и готовился к принятию сана (интересно, что итальянские антропологи, исследовавшие мощи святого Николая с уверенностью утверждали, что этот человек с раннего возраста не ел мяса). Его дядя – епископ рукоположил его в пресвитеры.

 

Одно из наиболее известных благодеяний, совершенных святым и вошедшим во все его жизнеописания, благодаря которому он сделался не только покровителем девушек на выданье, но и основателем обычая тайно от всех приносить подарки, было, вероятно, совершено им именно в это время. В родном городе Николая разорился некий отец семейства и, доведённый до отчаяния невозможностью прокормить семью, принял решение, не необычное с точки зрения человека поздней античности, но постыдное и ужасное в глазах христианина – торговать своими красавицами дочерьми и, таким образом, зарабатывать пропитание себе и остальным домочадцам. Молодой священник не стал обличать отца девушек и стыдить его за это бесчеловечное и безнравственное решение. Ночью, втайне от всех он бросил в окно дома обедневшего семейства три мешочка золота – приданое для трёх девушек. Благодаря этому милосердному делу не только девушки были спасены от позора, но и очистилась раскаянием душа их бедного отца, который, если бы не случайное совпадение, так и не узнал бы имени своего благодетеля. Этот эпизод впоследствии был рассказан Данте в «Божественной Комедии».

 

Предание рассказывает, что когда освободилась епископская кафедра в Мирах, ликийские епископы долго не могли избрать нового епископа, пока им не было указано на пресвитера Николая в особом знамении. Во время своего епископского служения Николай боролся с ересями, причём ему, как упоминается в Энкомии (восхвалении), авторство которого приписывается св. Андрею Критскому, удалось обратить маркионитского епископа Феогнита в истинную веру. Другой его задачей было обращение язычников. Проповедь христианства все ещё оставалась опасной и требующей большого мужества, гонения на христиан то стихали, то возобновлялись вновь.

 

Во время диоклетиановых гонений на христиан святитель Николай подвергся длительному тюремному заключению, во время которого поддерживал и ободрял других узников. Возможно, он подвергался пыткам и истязаниям – современные исследования мощей святого показали, что состояние его костей указывает на длительное пребывание в тёмном и сыром помещении и что нос его был сломан.

 

Греческие источники называют его в числе участников I Никейского Собора, хотя в восточных списках он и не упоминается.

 

Анна Кудрик

 

РУСКАТОЛИК.РУ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

317845623_5791595537573210_1059530701530405264_n.jpg?stp=dst-jpg_s960x960&_nc_cat=109&ccb=1-7&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=BopCt9Qp11UAX8KirNW&_nc_ht=scontent-fra5-2.xx&oh=00_AfCOm-EvPS36uRdzK3dU-hbbLuiqVlU4Rw2eykhhjjOsIA&oe=6392DCEB

 

6 декабря - День святого Николая Мирликийского. В иллюстрированной инфографике рассказываем о том, кем он был, какое отношение имеет к Санта-Клаусу (и нет, он никогда не жил на северном полюсе и не ездил на санях, запряженных оленями)

 

А эти 3 прекрасные молитвы о заступничестве святого Николая напомнят нам, что он больше, чем просто веселый даритель подарков 1f64f.png

 

***

 

2705.png 1. Готовясь к Рождеству: О добрый святой Николай, ты - радость детей, вложи в мое сердце дух детства, о котором говорит Евангелие, и научи меня сеять счастье вокруг себя. Ты, чей праздник готовит нас к Рождеству, открой мою веру для познания тайны Бога, ставшего человеком. Ты, добрый епископ и пастырь, помоги мне найти свое место в Церкви и вдохнови Церковь быть верной Евангелию. О добрый святой Николай, покровитель детей, моряков, друг и защитник всех, кто в беде или нужде, присматривай за теми, кто молится Иисусу, а также тех, кто смиряет себя перед Господом. Приведи всех нас в благоговении к Святому Младенцу из Вифлеема, да обретем мы истинную радость и мир. Аминь

 

2705.png 2. В день памяти: Господи, Ты делаешь этот день особенным памятью о добром епископе Николая. Он прославлял Тебя во всех чудесах, которые он творил, благодарил Тебя за все дары, которыми он делился с бедными. Пусть у нас будут уши, подобные святому Николаю, чтобы слышать, когда кто-то нуждается, и руки, всегда готовые помочь и поделиться. Благословен Ты, Господи, во всех святых Твоих. Аминь

 

2705.png 3. Во время Адвента: Добрый Святой Николай, помоги нам подготовиться к чуду пришествия Иисуса. Помоги не быть слепыми к дарам Адвента. Помоги быть искренними во всем, что мы делаем или говорим, чтобы наполняли все это любовью и вдохновлялись молитвой. Да научимся мы от тебя, как избегать суеты, потребительского расточительства, чтобы быть добрыми и щедрыми ко всем, особенно к тем, кто одинок, материально беден и живет в страхе. Пусть празднование твоей памяти поможет увидеть истинное значение дарения и направит всех людей к величайшему из всех даров - Иисусу Христу, нашему Господу и единственному Спасителю. Аминь

 

270f.png Подготовлено: Катология

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

St_Nicholas_Icon_Sinai_13th_century.jpg

 

Св. Николай Мирликийский: «побеждающий народ»

12 ноября 1892 года наследник Российского Императора посетил базилику Сан Никола в итальянском городе Бари, чтобы поклониться мощам своего святого покровителя. Храму он подарил икону, а в книге почетных гостей остался краткий автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». На средства будущего Российского Государя был перемощен мраморный пол в крипте.

Как писал известный русский историк-литургист А.А. Дмитриевский, на храм этот «обращены взоры всего христианского мира, без различия вероисповеданий. Созданный повелением Папы Урбана II, всегда подчиненный непосредственно ведению главы Католической Церкви, хранитель мощей патрона города и святыни, чтимой всем христианским миром, храм святого Николая в Бари пользовался вниманием королей польских и сербских, лиц, принадлежащих Русскому Царствующему дому». Короли и королевы (в т.ч. польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1519 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом святителя. Его сын Урош III в 1525 г. пожертвовал запрестольный образ святителя Николая Угодника.

1_399.jpg

Базилика Сан Никола в Бари (Италия), где находятся мощи святителя Николая. Фото: peopleandcountries.com

Перенесение мощей святителя Николая в Бари и Западная, и Восточная Церкви празднуют 9 мая (т.н. «Вешний Никола»). Праздник этот собирает массу богомольцев со всей Италии и из других стран, как католиков, так и православных, и обставлен торжественными службами и литаниями.

Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена Папой Урбаном II 1 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана – византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (30 метров в длину и 15 метров в ширину) членится рядами 26 колонн, две из которых – редкого нумидийского мрамора, остальные греческие.

6575879809.jpg

Вид крипты, где под престолом покоятся мощи святителя. Фото: www.pravoslavie.ru

Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, обхваченная железными связями, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам святитель своими руками с помощью двух Ангелов водружал на место эту колонну.

3%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B1.jpg

Колонна из Никольского храма в Мирах Ликийских, которая чудесным образом приплыла в барии вслед за мощами святителя Николая и была установлена в крипте базилики Сан Никола.

Гробница чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое священники проникают внутрь для сбора чудесного мира. Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых (т.н. «манна святого Николая», которую собирают раз в год, 9 мая).

В 1911 году начались работы по строительству русского православного храма в Бари. 12 мая 1911 года Николай II утвердил Комитет, занимающийся данным вопросом. Вскоре был построен храм и гостиница по проекту А.В. Щусева – в стиле новгородского храма XV века.

La_Chiesa_Russa_Ortodossa_di_Bari.jpg

Русский православный храм святителя Николая в г. Бари. Фото: Wikipedia

Об известной любви восточных христиан к святому Николаю говорит, например, еще и такой факт. В Кракове, на дороге, ведущей из Киева, был построен храм в честь Святого Николая, чтобы люди с востока, хорошо себя чувствовали, придя в город.

Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых в России. Зайдя в православный храм, легко найти его образ – на почетном месте, со множеством горящих свечей и лампад. В детстве, когда я однажды спросила, что значит Троица, то кроме ответа «Отец, Сын и Дух Святой» получила еще один. Интеллигентная атеистка, знакомая моих родителей, ответила иронично: Иисус, Мария и Николай Угодник. Люди, далекие от Церкви, в трудные минуты, чувствуя свою слабость, и ищущие сверхъестественной помощи, идут в храм, и, не умея молиться, ставят свечи перед образом этого святого – с завидной верой в чудо.

Рассказывая о Николае «научно», придется то и дело повторять: «предания рассказывают». От святых на земле остаются легенды и мощи — народное благочестие подвергает образы своих любимцев сильной фольклорной мифологизации. Так Святой Николай становится соединительным звеном межу дохристианскими персонификациями благодетельных сил и новейшей рождественско-новогодней «мифологией» (Санта Клаус – искажение голландского Синте Клаас, Sinte Klaas, «Святой Николай»; его модификации — англ. Father Christmas, «батюшка Рождество», герм. – Кнехт Рупрехт, Knecht Ruprecht, русск. Дед Мороз).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, предания рассказывают, что родители святого Николая чудотворца – Феофан и Нонна – жили в городе Патарах, в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Они происходили из благородного рода, были весьма зажиточны и, как благочестивые христиане, отличались праведной жизнью, милосердием к бедным и усердием к Богу.

Господу угодно было послать им, подобно Захарии и Елизавете, родителям Иоанна Крестителя, и многим другим ветхозаветным праведникам, тяжелое испытание: старея в честном браке, они не имели детей. Безчадие сильно огорчало их, и они не переставали усердно молиться Господу о даровании им сына, причем дали обет посвятить его на служение Господу.

Усердная молитва праведников была услышана. Нонна родила сына, которому при Крещении было дано христианское имя Николай, что значит «победитель народа».

Уже в первые дни своего младенчества святой Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Во время Крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в течение трех часов; чем предзнаменовал свою будущую веру в Святую Троицу, Которую он ревностно защищал в продолжение всей своей жизни.

С первых же дней своего младенчества святой Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой и остался верен до конца своей жизни. При кормлении грудью он принимал молоко только из правой груди своей матери, а по средам и пятницам воздерживался даже и от этой пищи и вкушал ее только однажды, по совершении обычного древним христианам правила.

Подрастая, Николай почти все время проводил в храме за чтением Священного Писания, подвизаясь в посте и молитве. Благочестивая жизнь молодого Николая вскоре сделалась известной всем жителям города, и дядя-епископ посвятил его во пресвитера.

Однажды дядя уехал в Палестину, поклониться святым местам, оставив паству попечению племянника. В городе Патарах жил тогда один человек, имевших трех красавиц-дочерей. Сначала он был очень богат, но потом, вследствие несчастных обстоятельств, лишился всего, что имел, и впал в крайнюю нищету.

Несчастного отца, потерявшего всякую надежду на улучшение своего положения, она привела к ужасной мысли: пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь для себя и для них средства к существованию. Но, к его счастью, в одном с ним городе обитал святой Николай, бдительно следивший за нуждами вверенной ему паствы. Получив от Господа откровение о его преступном намерении, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной погибели.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и, следовательно, не могли заметить его благодеяния, когда спал и несчастный отец, и его дочери, святой Николай тихо подошел к хижине его и, отворив окно, бросил в глубину комнаты золото, а сам поспешно возвратился домой.

Утром проснулся хозяин, и взор его прежде всего упал на лежавший в хижине узел с золотом. Можно представить его неожиданную радость, когда, развязав узел, он нашел в нем то, из-за чего хотел отдать на позор своих дочерей. Решив, что сам Промысел Божий послал ему тайного благодетеля, он горячо возблагодарил Господа и на полученное золото выдал свою старшую дочь замуж.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащие плоды, решил довести его до конца: в одну из следующих ночей он так же тайно бросил через окно в хижину бедняка другой узел с золотом. Поблагодарив со слезами Господа, отец выдал замуж вторую свою дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом пошлет милость и для третьей его дочери. Вместе с тем он решился во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля, чтобы достойным образом поблагодарить его, и для этого не спал ночей, ожидая его появления.

Не долго пришлось ему ждать. Скоро пришел в третий раз также ночью добрый пастырь Христов к хижине и, бросив в окно узел с золотом, поспешно направился домой. Но на этот раз ему не удалось скрыть своего благодеяния. Бедняк, услышав звон упавшего золота, поспешно вышел из дому и нагнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святого Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его, как освободителя от неминуемой беды его самого и его семьи.

Святой Николай поднял его и, советуя больше благодарить за милость Господа и молиться Ему, взял с него клятву никому не говорить о сделанном ему благодеянии.

В связи с этим эпизодом, где Николай фигурирует как неведомый благодетель, на Западе возник обычай от его лица потихоньку подкладывать детям подарки в чулок или ботинок.

Отмечают, что этот рассказ – один из самых любимых о святом Николае. Я имела счастье пережить это на опыте. Как-то рассказывая в одной из деревень молодежи о святом Николае, по случаю его памяти 6 декабря, я перечисляла различные чудеса, совершенные Святителем: о заступничестве за трех невинно осужденных горожан Миры (Николай успевает выхватить меч из руки палача и всенародно обличает подкупленного судью); о чудесном избавлении от голода жителей Миры; об укрощении бурь на море и избавлении мореплавателей и утопающих; даже о воскрешении разрубленных на части школьников и другие. В конце занятия в комнату вошел переодетый в костюм Николая семинарист в сопровождении двух «ангелов». На его вопрос: «А вы знаете, кто я?», парни ответили, что знают, но обычно видят в другом виде, а единственная в группе девушка прилежно сказала: «Святой Николай…» На второй вопрос о том, что же они знают о святом Николае, первым прозвучал ответ: «Замуж помогает выходить!»

5%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BA.jp

 

Кондак, глас 3 из Канона святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских

Однако вернемся к преданиям. Не уставая благотворить, Николай очень быстро раздает полученное от родителей наследство. Желая удалиться от суеты мирской, он уходит в Сионскую обитель. Но вскоре на молитве он слышит призыв Господа к активной жизни среди людей. Послушный воле Бога, Николай покидает монашескую обитель и идет в столицу и митрополию Ликии – Миры, где, как он думает, о нем никто не знает. Как раз в это время в Мирах умирает архиепископ, и собравшиеся архиереи ищут достойного преемника. Один из старейших епископов в видении видит Николая, которому Иисус и Мария подносят знаки епископского сана – Евангелие и омофор. Кроме того, говорится, что избранник Божий – человек по имени Николай, явится в храм к заутрене первым. Укрывшись ночью в притворе, старый епископ обнаруживает молодого монаха, пришедшего прежде других задолго до начала службы.

Добрый пастырь Ликийской Церкви разделил судьбу своей паствы во время гонений при императоре Диоклетиане. Николай был заключен в темницу, где терпеливо переносил голод, жажду и тесноту, исповедуя веру в Иисуса Христа. А дальнейшие события разворачиваются очень быстро: сначала преемник Диоклетиана ослабляет преследование и освобождает узников, а вскоре к власти приходит Константин, утвердивший христианство в своей империи, и созвавший Первый Вселенский Собор в Никее в 325 г.

На Собор собралось 318 епископов (по некоторым данным – немного меньше). Главным вопросом было отношение к учению ливийского священника Ария, который отвергал Божество Сына Божия и не признавал Его единосущным Богу. Николай защищал веру самой верой и поистине был украшением Никейского Собора. Зная святость его жизни, чистоту намерений, признаваемую даже его врагами, дар чудес, свидетельствовавший о непосредственном общении с Духом Божиим, Церковь нарекла его «правилом веры».

6%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1

 

Тропарь — греч. «обращаю» — церковное песнопение. Стихи, следующие за ирмосом в каноне, называются тропарями потому, что они обращаются к ирмосу, ведут от него ряд мыслей и в самом пении подчиняются ритму и тону ирмоса.

В одно из соборных заседаний святитель Николай, не стерпев богохульства Ария, в присутствии всех ударил этого еретика по щеке. Отцы собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святого Николая преимущества его святительского сана – омофора, и самого заключили в башню. Но вскоре, убежденные в правоте такого поступка великого угодника Божия видением, в котором пред очами некоторых из них Господь наш Иисус Христос подал ему Евангелие, а Пречистая Богородица возложила на рамена его омофор, они освободили его из заключения.

На самом деле, о Николае можно писать долго и много, потому что написано уже много, а сказано и пересказано – еще больше. Рекомендую «Четьи Минеи» Димитрия Ростовского или сказки о. Мечислава Малинского. А в рамках статьи хотелось бы коротко коснуться иконографии и празднования.

Церковное чествование Николая в России отличается от традиций, распространенных на Западе. Православная Церковь чтит Угодника длительными всенощными, торжественными архиерейскими литургиями. Выпадая на Рождественский пост, служба святому Николаю становится также усилением подготовки к Рождеству. В нее включаются стихиры, рисующие картину ожидаемого Рождества, а последний канон имеет ирмосы «Христос рождается». Разве что на Украине дети поют колядки с припевом «Святый Николай, всему миру помогай…»

В католической иконографии Николай изображается как епископ с белой бородой, держащий Евангелие и три золотых шара (символизирующие житийные эпизоды о трех девах или о защите тезиса о Троице на Никейском Соборе). Иногда как атрибуты, указывающие на житие, выступают три хлеба или камня (в связи с избавлением жителей Миры от голода), якорь и корабль (в связи с избавлением от бушующей морской стихии).

Православная иконописная традиция знает очень характерный «портретный» облик Николая: высокий лоб, мягко круглящиеся линии лика, заботливый взгляд «пастыря», в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность. Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе Святителя – грека, обрусил его даже в одеянии – «Зимний Никола» — в шапке-митре, «вешний» — с открытою головой.

Saint_Nikolas_XIII_c.jpg

 

Святой Николай Чудотворец, икона середины XIII в., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото: Wikipedia

Павел Флоренский, размышляя об образе Николая пишет: «…для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле».

Замечательно, что когда тридцать лет назад итальянские антропологи по черепным костям попытались восстановить подлинный исторический облик святого, они сами удивились, насколько схож он с ликом, характерным для русских икон.

Примечания:

ИРМОС – греч. «связь, род» — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона и служащей в нем связью между песнями из Священного Писания и тропарями.

КАНОН – греч., букв.: мера, определяющая прямое направление – здесь – особая группа богослужебных песнопений, связуемых в одно целое единством предмета (напр. прославление того или иного святого).

ОМОФОР – греч. «нарамник, наплечник» — облачение, носимое на плечах, отличие архиерея.

СТИХИРА – греч. «многостишие» — песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами из Священного Писания.

Наталья Ивашковская

Рускатолик.рф

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...