Перейти к содержанию

"Чистилище" в Византийской Традиции


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Покойникам, которые были в мире с Церковью, грехи именно прощаются. Об этом писал Феодор Студит. Но что Феодор? - Вот слова разрешительной молитвы из византийсокго чина отпевания:

Вы противечитсам себе, не понимая смысла примирения с Церковью. Если человек находился в мире Церковью, как вы пишите - значит, он покаялся в смертных грехах (ежели они были) при жизни. А простительные грехи и так прощаются Богом без покаяния и разрешительной молитвы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

 

. В ПЦ официально таинств тоже семь, а не восемь или бесконечное количество. Вы можете приводить любые аргументы, но по авторитетности они не перевесят "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной".

 

Иоанн, я прекрасно знаю, что пишут в наших «Катехизисах». А еще там пишут, что латиняне – еретики, и что Филиокве – страшная ересь. Учение о том, что «таинств семь и только семь» - из этой же серии. Аргументировано возразить по существу Вы не смогли, а ссылаться на необоснованные никак (богословки) тексты – глупое занятие. Вы сами не все принимаете на веру, а пытаетесь понять смысл и обоснование тезиса.

 

Насчет мертвых, которые «не человеки» вы забыли, что у Бога все живы». Церковь совершает Евхаристию и делает участниками этого Таинства в т.ч. умерших. Да, в уста покойника никто не вложит Св.Причастие, но участие покойника в сакраментальной жизни Церкви не прекращается, а продолжается. И погребение – первый акт этого участия в сакраментальной жизни Церкви человека, который на время (а не на вечно) расстался с бренной плотью, но не расстался с Церковью. Да, плоть его пошла в землю (сакраментальной печатью чего является погребение), но сам субъект скончавшийся остается членом Церкви. Вот почему прав преподобный Феодор Студит (пользовавшийся большим уважением в Риме!), называвший погребение «сакраментумом христианской смерти».

 

Заметим так же, что и сам Феодор, и многие, как восточные, так и западные отцы, придерживались мнения о высоком авторитете корпуса «Ареопагитик». А в нем Монашеский Постриг и Погребение отмечены в числе Таинств!

 

В 14 веке в канонических ответах Ефесского митрополита Иоасафа встречается вопрос о количестве таинств: «Что входит в семь Таинств Церкви?» пишет к митрополиту вопрошающий его иерей Георгий Дразин. На что Иоасаф ответствует: «Таинств Церкви не семь, а больше, чего я придерживаюсь Это: а) Таинство просвещения, 2) святого Причащения честного Тела и Крови Христа, 3) Помазания святым Миром, 4) священнических совершений, 5) освящение храма, 6) Брак в Господе, 7) Последование над священно скончавшимися, 8) Елеопомазания, 9) Таинство монашеское, 10) Исповеди»[1]. Этот же иерарх, в ответ на вопрос о том, можно ли священнику перед Литургией касаться тела умершего, отвечает: «Это (т.е. совмещение служения и погребения усопшего) запрещал древний закон. …Новое же учение апостолов не только не запрещает это, но помещает это как Таинство среди прочих Таинств»[2].

 

Вы противечитсам себе, не понимая смысла примирения с Церковью. Если человек находился в мире Церковью, как вы пишите - значит, он покаялся в смертных грехах (ежели они были) при жизни. А простительные грехи и так прощаются Богом без покаяния и разрешительной молитвы.

 

Нисколько!

1. В восточных Церквах издревле установилось покаяние и для простительных грехов, а потому и от них дает священник «прощение и отпущение». (Да у думаю и у Вас в исповедальню идут не только после убийства или грабежа, но и после ссор, раздражений, обид, и пи этом священник дает отпущение грехов, разве нет?).

2. Так же тут же дается и прощение смертных грехов – не только тех, в которых покаялся при жизни, но «аще же что по немощи естества забвению предаде и не покаялся – от всех тех от вины и уз мною разрешает тя Христос».

3. Здесь же, наконец, совершается и примирение с Церковью тех, кто был отлучен от Нее в качестве кающегося (и не успел получить примирение при жизни).

 

Вообще советую Вам ознакомиться с фундаментальной монографией Алмазова «Тайная Исповедь» (в 3-х тт.). Там в 3-м томе собраны все виды разрешительных молитв, в т.ч. и «прощальные посмертные».

 

Кстати, в Римской Церкви тоже есть посмертное примирение. В 1498 лично папа Римский предал отлучению и анафеме Савонаролу, но потом отлучение было снято, и даже начался процесс подготовки его прославления в лике святых.

 

А как поступают в Римской Церкви в тех случаях, когда человек находился под законным и обоснованным отлучением (временным) и умер, не получив примирения? Его что, не примиряют с Церковью, а так и оставляют в числе отлученных?

 

Далеко не все Таинства и сакраменталии напрямую связаны с чином Литургии.

 

Изначально не было так. 1. От Крещения до благословения плодов – все было связано с Евхаристией. 2. Потом понятие «литургический» хотя и подразумевает связь с Евхаристической Литургией, все же немного шире и означает акт церковный (в отличие от «частного», скажем, освящения дома или колодца отдельному лицу). 3. Наконец, в византийском обряде монашество, к примеру, по чину пострига может совершаться только на Евхаристической Литургии (перед пением «Трисвятого»). Тогда как брак – не обязательно.

 

Как понять добровольно? А мой отец добровольно родился в ссылке, где не было церквей? Добровольно воспитывался в атеистической среде? Добровольно жил в стране, где Бог был запрещен? Где тут воля моего отца? Ее нет и в помине. А теперь он видите ли виноват, что некрещен, и ПЦ за него молиться не желает. Слава Богу, есть Католическая Церковь, где молятся за всех.

 

Гермиона, все намного сложнее. Вы же помните слова Павла про нравственный закон в сердце человека, который и язычника делает безответным? Атеизм – это не результат воспитания. Это – уклад души, к сожалению. Мы все воспитывались примерно одинаково, но один стал священником, а другой – рэкетером.

 

Я не согласна со всем категорически. Христос умер ЗА ВСЕХ. Не за горстку православных, а ЗА ВСЕХ. На кресте Он молился за распинающих :"Прости их, Отче..." Вот Вам и пожалуйста! Христос на кресте молился за верных? Нет! Значит, и Церковь должна молиться за всех.

 

Да, Христос умер за всех, но спасение получить могут люди только через причастность к Церкви. Христос дал дар, а принятие дара – это вхождение в Церковь.

 

Сравнили слона с чайником. Мусульманин живой и умерший - это не одно и тоже. После смерти всё раскрывается как оно есть, и мусульмане могут убедиться, в реальности Христа-Бога, а не их пророка. Православная Церковь молится только за православных. Это сектантский подход.

 

Гермиона, не будьте такой смелой на выводы. Разве РКЦ молится, скажем, за отлученных от Неё? А если человек сам себя отлучил от общения? А если еще и оплевал Евангелие и осмеял Таинства? Все же слова Павла из 1Кор.5 про «предание сатане» нераскаянного грешника и утратившего веру не стоит забывать.

 

Святой Макарий Великий однажды сказал: "Сейчас я буду молиться за одного человека, чтобы Бог освободил его из ада". Значит и в 4 веке было представление, что муки после смерти могут быть не вечными. Вот лично у меня это вызывает ассоциации с Чистилищем.

 

Петр, Вы слишком вольно передаете сюжет с Макарием. Он не молился об избавлении из ада и нет там никакого намека про Чистилище, так как речь шла о язычнике. Он стукнул череп палкой, и череп ответил ему на вопрос – «кто ты». То был языческий жрец, который признался, что они мучатся в аду вечно, и что им бывает «немалое облегчение, когда ты молишься о пребывающих в аду». Ни о каком избавлении из ада нет и речи.

 

Но по моему раз в год на Духов день есть служба специальная когда Церковь молится о всех, и о самоубийцах и не крещёных

Ни коем случае. На Духов день молятся только о тех, кто утонул (по пьяни или ещё как). Больше не о ком.

 

Если уж на то пошло, то не на Духов День, а в субботу накануне Пятидесятницы.

 

 

 

 

 

[1] Иоасаф, митр. Ефесский. Канонические ответы (вопрос № 47).

 

[2] Иоасаф, митр. Ефесский. Канонические ответы (вопрос № 11).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Атеизм – это не результат воспитания. Это – уклад души, к сожалению. Мы все воспитывались примерно одинаково, но один стал священником, а другой – рэкетером.

 

Простите, но я с этим не согласна. Иногда у человека настолько преобладает рассудок над всем остальным, что ему бывает сложно поверить во что-то сверхъестественное. Особенно, когда ему всю жизнь говорили, что Бога нет. Женщины в этом плане более гибки и пластичны, потому что они чувствуют не умом, а сердцем. Поэтому маму мне удалось привести к крещению почти перед смертью, а папу - нет.

 

И поэтому я считаю, что Католическая Церковь более милосердна в том плане, что не отказывает в молитве за любых умерших, в том числе и за некрещеных.

Изменено пользователем Hermiona317
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иоанн, я прекрасно знаю, что пишут в наших «Катехизисах». А еще там пишут, что латиняне – еретики, и что Филиокве – страшная ересь. Учение о том, что «таинств семь и только семь» - из этой же серии. Аргументировано возразить по существу Вы не смогли

 

Нет там такого. О латинянах там, насколько помню, ничего не сказано и говорится просто, что Дух исходит только от Отца, что можно толковать по-католически в двух смыслах:

1) только от Отца как от нерождённого (так как Отец нерождённый),

2) только от Отца как от causa efficiens primaria.

 

Учение о семи таинствах утверждено восточными патриархами против Кальвина.

 

Я не только опираюсь на авторитеты, но и использую богословскую аргументацию. Я Вам сказал о трёх критериях таинства, одним из которых является сообщение благодати ex opere operato. Во время пострижения благодать не сообщается. При отпевании благодать также не сообщается, так как мёртвым она вообще не сообщается. Человек либо умирает в благодати, либо умирает без благодати. На том свете он уже не может ни потерять благодать, ни получить благодать. Если он умер с благодатью, то наследует славу. Благодать — это начало славы, а слава — это завершение благодати. По смерти уже нет благодати. Благодать даётся в этой земной жизни. А если умереть без благодати, то смертный грех, замещающий благодать, приводит к каре. На том свете невозможно получить отпущение вины греха или согрешить.

 

Что касается участия умерших в таинстве евхаристии, то Вы неправильно понимаете что есть таинство. Причащение не есть таинство. Таинством является жертвоприношение Христа Богу, которое вместо заклания жертвы осуществляется через пресуществление. Участвуют в таинстве жертвы те умершие, которые своей молитвой на небесах приносят жертву, и те умершие, которые принимают милости от жертвы в чистилище, облегчающие их страдания, либо — если так рассудит Бог — полностью выводящие их из чистилища в рай. Благодать, которая была прилеплена к их душам, когда они умирали становится основанием для того, чтобы после очищения страданиями эти души получили славу в раю. При этом благодать им не прибавляется.

 

Богословскую аргументацию предложил и св.Фома Аквинский. Почитайте раздел в третьей части "Суммы теологии" почему таинств должно быть ровно семь.

 

Что касается Отцов Церкви, то их цитаты можно было бы приводить в качестве доказательства восьми или больше таинств, если бы они различали сакраменталии и таинства. Только такой контекст гарантирует, что они точно считали пострижение или погребение НЕ сакраменталией, а именно таинством. Но в восточной части Церкви, да ещё и в то время не было чёткого разграничения терминологий в сакраментологии. Поэтому эти цитаты недоказательны. Это всё равно, что приводить цитаты свт.Кирилла Александрийского о единой природе Христа или о нетленности плоти Христа с воплощения, при том, что сам свт.Кирилл не разграничивал для себя чётко природу и ипостась, а также понимал нетление широко и туманно, включая в это понятие неистление. Такое цитирование не учитывает контекст, то есть знания автора цитаты, место и эпоху.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, Христос умер за всех, но спасение получить могут люди только через причастность к Церкви.

 

Это не так. Человек причастен Церкви через крещение. Оглашённые, например, к Церкви не причастны. Но спастись могут и те, и другие. Это же касается некрещённых мучеников за Христа. Поэтому правильнее говорить иначе: спасение могут получить люди только через хабитуальную благодать, к которой они были причастны каким-то образом до отхода души от тела. А получить эту благодать возможно и без таинств.

 

Петр, Вы слишком вольно передаете сюжет с Макарием. Он не молился об избавлении из ада и нет там никакого намека про Чистилище, так как речь шла о язычнике.

 

Язычники тоже могут попасть в чистилище, если успели получить хабитуальную благодать при жизни. Ад — это омоним. Исходя из смысла либо подразумевается чистилище, либо — место вечной кары. Я вообще думаю, что большинство людей попадают в чистилище на тот или иной срок. Перед смертью они каким-то образом сообразовались со Страстями Христовыми, получили хабитуальную благодать. Например, покаялись в грехах и терпеливо, без ропота перенесли страдания тела. А в вечный ад попадают те, кто полностью сознательно и полностью добровольно отреклись от Бога и Его промысла, уподобившись бесам, почему Христос им потом и скажет, что они пойдут в место, приготовленное для бесов. А относительно тех, кто прошёл через чистилище Он скажет, что они накормили голодного, одели нищего, посетили больных и заключённых..., так как они сделали это Христу, не зная этого.

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это же касается некрещённых мучеников за Христа.

Ну некрещенные мученики за Христа считаются крещенными "крещением кровью"

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это же касается некрещённых мучеников за Христа.

Ну некрещенные мученики за Христа считаются крещенными "крещением кровью"

 

Крещёнными не считаются. Крещение кровью — это не таинство. Некрещённые мученики не имеют сакраментальной печати, в Церковь не вошли и не суть члены Церкви.

 

Св.Фома Аквинский. Сумма теологии, 3 часть, 66 вопрос, 12 раздел: "крещение водой полагает печать, чего не делает крещение кровью".

 

Людвиг Отт. "Основные положения католической догматики":

 

"Членами Церкви не считаются:

a) некрещёные. Ср. 1 Кор. 5, 12: «Ибо чтo мне судить и внешних (qui foris sunt)?» Т.н. «крещение кровью» и «крещение желанием», хотя и заменяют крещение водой по отношению к дарованию благодати, однако не способствуют вхождению в Церковь, потому что они не придают такому крещению сакраментальный характер, в котором коренятся церковные права общения.

Катехумены, вопреки воззрению Суареса, не считаются членами Церкви. Хотя у них и есть желание (votum) принадлежать к Церкви, всё же они в действительности (actu) к ней не причислены. Церковь не претендует ни на какую юридическую власть над ними (D 895). Отцы Церкви проводят четкую грань между катехуменами и «верными». Ср. Тертуллиан, De praescr. 41; Августин, In Ioan. tr. 44, 2".

 

"Отцы Церкви с самого начала рассматривали мученическую смерть как замену крещения. Тертуллиан называет её «купелью крови» (lavacrum sanguinis) и приписывает такому крещению действие, которое «заменит купель крещения, если она не была принята, и обновит то, что было потеряно» (De bapt. 16). Согласно Киприану катехуменам, которые претерпевают мученичество, даётся «наиславнейшее и наипревосходнейшее крещение крови» (Ep. 73, 22). Ср. Августин, De civ. Dei XIII 7.

Т.к. по свидетельству Предания и церковной литургии (ср. Праздник св. невинных младенцев Вифлеемских, мучеников), малые дети также могут достичь крещения кровью, значит, оно действует не только ex opere operantis, как крещение желанием, но также и как объективное исповедание quasi ex opere operato. Её результатом является даяние благодати оправдания, а при соответствующей диспозиции также прощение всех повседневных грехов и временных наказаний за грехи. Августин говорит: «Это – оскорбление, молиться за мученика; напротив, мы должны поручать себя его молитвам». (Sermo 159, 1). Печать крещения при этом не запечатлевается. Ср. S. th. III 66, 11. 12".

Изменено пользователем ioann22
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Атеизм – это не результат воспитания. Это – уклад души, к сожалению. Мы все воспитывались примерно одинаково, но один стал священником, а другой – рэкетером.

 

Простите, но я с этим не согласна. Иногда у человека настолько преобладает рассудок над всем остальным, что ему бывает сложно поверить во что-то сверхъестественное. Особенно, когда ему всю жизнь говорили, что Бога нет. Женщины в этом плане более гибки и пластичны, потому что они чувствуют не умом, а сердцем. Поэтому маму мне удалось привести к крещению почти перед смертью, а папу - нет.

 

И поэтому я считаю, что Католическая Церковь более милосердна в том плане, что не отказывает в молитве за любых умерших, в том числе и за некрещеных.

 

Гермиона, дело не в гибкости, да и вера – не состояние рассудка, а путь сердца. Думаете, Аврааму, жившему среди язычников и богатства, было легче услышать глас Бога, чем Вашему отцу? Простите!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. По вопросу о грехах и смерти: вот есть доля правды в критике того, что некоторые богословы мнят себя знатоками в тех вещах, в которых схем на самом деле нет. Выкладки нашего разума следует отличать от Откровения.

 

2. Теперь собственно о Таинствах:

Учение о семи таинствах утверждено восточными патриархами против Кальвина. Я не только опираюсь на авторитеты, но и использую богословскую аргументацию. Я Вам сказал о трёх критериях таинства, одним из которых является сообщение благодати ex opere operato. Во время пострижения благодать не сообщается.

 

А. Учение о семи Таинствах не подразумевает, что их только семь. Кальвин отрицал Евхаристию и Священство и Миропомазание – нужно было их закрепить. Так же статус брака. Но все рассмотреть не успели.

Б. Насчет пострижения – Вы заблуждаетесь. Только тот, кто пережил это таинство, может говорить о нем. Бойтесь оказаться хулителем того, чего не ведаете!

В. Повторяю еще раз: богословская аргументация «числовой кодификации» неубедительна.

Г. Так же еще раз повторяю: не только восточные, но и западные отцы (Амвросий, Августин, Иероним, Лев и Григорий Великие и др.) в отношении сакраментального посвящения монахов применяли понятия «сакраментум» и «мистериум». Аналогично обстоят дела в самих литургических текстах – как греч., так и лат. Так ч то поздняя и весьма сомнительная доктрина расходится с опытом и свидетельством Церкви. Но я верю, что это будет преодоленным со временем и в Церкви Рима.

 

 

При отпевании благодать также не сообщается, так как мёртвым она вообще не сообщается. Человек либо умирает в благодати, либо умирает без благодати. На том свете он уже не может ни потерять благодать, ни получить благодать.

 

Вы невнимательно читаете и заставляете меня повторять! Мертвым благодать именно подается – не телам уже, однако, но одним душам (хотя обращено к созиданию и освящению и тела в будущем воскресении). Насчет же того, что невозможно получить благодать умершему без благодати – тогда свт. Григорий I, Папа Римский еретик: Он в своих «Собеседованиях» дает пример того, как мучимую в аду душу Траяна вымолили за милость, которую он оказал вдове-христианке.

 

Вы неправильно понимаете что есть таинство. Причащение не есть таинство. Таинством является жертвоприношение Христа Богу, которое вместо заклания жертвы осуществляется через пресуществление

 

Знаете, мил человек, Вы верно мните себя вселенским учителем Церкви. Только совершителем Таинства являюсь я, а не Вы – и уж всякого лучше Вашего понимаю его природу. Таинством является не только жертвоприношение, но и само причастие есть величайшее Таинство. Вы (простите за прямоту) – худший популяризатор «схоластики» (в отрицательном смысле этого, в целом положительного, понятия). Ум дан и верующему человеку – в т.ч. и для того, чтобы понимать: не все, что наваяли средневековые университетские теологи – безусловная Истина.

Теперь насчет деления «сакраментум» и «сакраменталии»: в византийском богословии было подобное деление, и второму лат. понятию соответствовало понятие «обряд» или «чинопоследование» (аколуфия). Но именно на Востоке отцы Церкви прекрасно развили и рассмотрели мистериальную природу действия Церкви и привязку этих действий к действиям Христа. И именно поэтому никто никогда из них не говорил о «мистерии», скажем, освящения дома или кладбища. Это – «треба». Но никак не монашество и не освящение мира, и не освящения воды и т.д. – Все это – полноценные мистериумы-сакраментумы в высшем смысле этого понятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гермиона, дело не в гибкости, да и вера – не состояние рассудка, а путь сердца. Думаете, Аврааму, жившему среди язычников и богатства, было легче услышать глас Бога, чем Вашему отцу? Простите!

 

Так я же и пишу - сердце. Мужчина - это ум, а женщина - сердце. Женщинам поверить легче. Сравнение с Авраамом неуместно: я думаю, мой папочка тоже бы сделал все, если бы услышал голос Бога. У него вряд ли остались бы сомнения на Его счет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так я же и пишу - сердце. Мужчина - это ум, а женщина - сердце. Женщинам поверить легче. Сравнение с Авраамом неуместно: я думаю, мой папочка тоже бы сделал все, если бы услышал голос Бога. У него вряд ли остались бы сомнения на Его счет.

 

Гермиона, простите, что снова причиняю Вам боль, но:" Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20) Христос стучит в двери абсолютно всех сердец. То, что кто-то не услышал - результат того, что в его сердце было что-то, что помешало услышать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гермиона, простите, что снова причиняю Вам боль, но:" Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20) Христос стучит в двери абсолютно всех сердец. То, что кто-то не услышал - результат того, что в его сердце было что-то, что помешало услышать...

 

Ну это же просто смешно. Вы хотите сказать, что пигмей, живущий в глубине африканских джунглей будет наказан за то, что не услышал стук Христа. А может быть он и услышал, но не знал и не мог узнать, что это Христос.

Католическая Церковь учит по-другому, поэтому Православной путь к моему сердцу навсегда закрыт.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну это же просто смешно. Вы хотите сказать, что пигмей, живущий в глубине африканских джунглей будет наказан за то, что не услышал стук Христа. А может быть он и услышал, но не знал и не мог узнать, что это Христос.

Католическая Церковь учит по-другому, поэтому Православной путь к моему сердцу навсегда закрыт.

Папуля постарался... и себя отринул и доче путь перекрыл.(((

Гермиона, про пигмеев это к Апостолу Павлу. Отец Тимофей о разумных существах вещал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папуля постарался... и себя отринул и доче путь перекрыл.(((

Гермиона, про пигмеев это к Апостолу Павлу. Отец Тимофей о разумных существах вещал.

 

Папочка мой ничего не перекрыл, не сгущайте тучи. ;) За последний год я поняла, что конфессия - это не вопрос выбора. Ты тот, кто ты есть, и другим быть не можешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

"Следственно, таинство Евхаристии совершается не во время самого приобщения оного, но прежде сего".

[Послание Восточных Патриархов]

 

Вот православная догматика. Не придумывайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

В православном "Чистилище" нет временного огня, приносящего ощутимые страдания, смысл которых в очищении души и удовлетворении правде Божьей, как в католическом Чистилище. У православных не столько временное Чистилище, сколько временная Темница, в которой души плачут, чают утешения и из которой могут быть освобождены по молитвам Церкви.

Я заметил, что Марк не нападал на представление о посмертном очищении: нет лишь временного огня, тем более материального, как настаивали латиняне*. Марк предложил свои варианты посмертного очищения: через страх души при выходе из тела и, очень интересный на мой взгляд, через угрызения совести, попаляющего сильнее всякого огня. Если бы собор проходил в наши дни, то с угрызениями совести католики вполне согласились бы, предлагая и иные варианты понимания чистилищного огня. Стал ли бы возражать Марк, если бы вместо кардинала Цезарини учение о чистилище разъяснил кардинал Ратцингер?:) Огонь - образ страданий, испытываемых неочищенной душой при встрече с Христом (точнее Папа Бенедикт, насколько я помню, выразил мнение, что огонь - Сам Христос).

 

 

*Интересный аргумент кард. Цезарини в пользу его материальности: ведь никто, мол, не оспаривает материальности вечного огня, хотя там будут мучимы и демоны - бесплотные духи. Но это действительно так? Есть ли у отцов или в православных учебниках догматики такое утверждение? Что-то я вообще не помню, чтобы в наших учебников рассматривалась такая возможность.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Митр.Марк отвергал временность огня, хотя тут он противоречил сам себе, так как в другом месте писал как кто-то был спасён из адского огня. Видимо, тут митр.Марк сам колебался и не знал что сказать латинянам. Но надо признать, что он последовательно отрицал чистилищность в этом временном пребывании в аду, то есть ощутимые душой физические страдания от некоего внешнего начала (огня). То есть, души могут стенать в этой Темнице, но они там не жарятся как в аду.

 

Если я неправильно понял митр.Марка Эфесского, то поправьте меня.

Посему и молитвы об усопших, – которыя, прияв от самих Апостолов и Отцев, Церковь совершает в Таинственной Жертве и в иных богослужениях, совершаемых в различные времена, – творятся, в равной мере, о всех скончавшихся, и мы утверждаем, что эти молитвы всем что-то способствуют и содействуют и на всех простираются бывающия от них значение и польза: в отношении грешников и заключенных в аду – дабы они получили, если и не совершенное освобождение, хотя бы – некое малое облегчение. И сие говоря в молитвах, чтомых на Пятидесятницу, Василий Великий дословно пишет следующее: “Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися”. И нет ничего удивительнаго, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них.

 

Об огне Марк тут ничего не говорит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...