Перейти к содержанию

Почему Екатерину Сиенскую не сожгли?


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Tqu-qvtAnZ8.jpg?size=604x600&quality=96&

ПОЧЕМУ ЕКАТЕРИНУ СИЕНСКУЮ НЕ СОЖГЛИ?

В истории Екатерины Сиенской для меня остается один нерешенный вопрос. Почему ее не сожгли на костре?

Разумеется, я ничуть не жалею, что в день памяти св. Екатерины священники облачаются в белое, а не в мученическое красное. Но все же, почему? Казалось бы, самый что ни на есть подходящий кандидат для костра. Женщина. Уже подозрительно. Видения, экстазы случались? Еще как. Вот у Жанны д’Арк тоже были видения, результат известен. Может быть, Екатерину не сожгли из-за ее подвижнической жизни, проповеди идеалов Евангелия? Видимо, именно это в 1370 – 74 гг. навлекло на Екатерину обвинение в ереси. Суд инквизиции, а затем капитул доминиканского ордена Екатерину оправдал, однако так крупно везло далеко не всем подвижникам, вспомним Савонаролу. Кроме того, сама причастность к политической игре под названием «Авиньонское пленение пап» легко могла стоить головы слишком смелым писателям или ораторам.

В доминиканском ордене св. Екатерина Сиенская считается покровительницей доминиканцев-мирян, однако ее пример может внести новые краски в представления о роли мирян в Церкви вообще.

Екатерина – человек самостоятельный и сознающий свое достоинство. Разумеется, прежде всего достоинство дочери и невесты Христа. Но была еще добрая почва – чувство собственного достоинства итальянских горожан. Это уже не «безмолвствующее большинство» средневекового крестьянства, покорно внимающего всему, что скажет сеньор или проповедник. Это люди, которые знают цену своему труду, умеют добиваться своего, знают свои права. Сознают, что если хочешь достичь цели, надо действовать. Екатерина – дочь своего народа и своего города.

Екатерина Сиенская, как мне кажется, обладала одним качеством, важным для всех мирян, а особенно для женщин. Она умела вдохновлять. Она не только идет собственным путем, не ожидая, пока к ней прибежит заботливый проповедник или духовник, объяснит и подтолкнет, скажет, куда идти и с какой скоростью. Наоборот: духовный опыт и жизненная смелость Екатерины, мирянки, давали вдохновение тем, кто ее окружал, в том числе и духовенству, и братьям доминиканцам. Позитивный духовный заряд, желание святости. Дорогие миряне, признаемся честно: в нас сегодня есть то, чем мы можем вдохновлять наших священников? Инициативы, идеи, апостольский огонь, креатив? Можем ли мы жить взрослой, интересной, достойной христианской жизнью, такой, чтобы духовенство пораскрывало рты? Зрелость мирян – хороший стимул для пастырей. Если развиваются одни, неизбежно придется подтягиваться и всем остальным.

Она была смелой женщиной, эта дочь красильщика. Не знаю, была ли она смелой всегда, или ей приходилось перебарывать смущение, держа речи перед клиром и знатью. Однако правители земли – всего лишь люди, а осмелиться впустить Бога в свою жизнь – так просто и так страшно. Все же Он – великий Бог, и, чего доброго, начнет творить через тебя великие дела. Если даже не великие – все равно начнет действовать. Это означает, что чем ближе Бог, тем больше вероятность трудностей, неудобств, конфронтации с обычаями мира сего. Вероятно поэтому мы предпочитаем не очень-то подпускать Его к себе. Может быть больно. У Екатерины болели ее невидимые стигматы, а сердце разбивалось от боли церковной схизмы. Дорогие миряне, вступая в Церковь, становясь частью Тела Христова, не ждите счастья, а запасайтесь смелостью и твердостью. Пригодятся.

И все же, возвращаясь к исходному вопросу: почему Екатерина Сиенская не поплатилась за свои слова и поступки? У меня есть две версии. Первая: то, чем заняты миряне, их слова, мольбы, надежды и просьбы для церковной иерархии вопрос все-таки второстепенный. Поэтому, возможно, до Екатерины просто не дошли руки – еще бы, великие дела церковной политики, передел мест и должностей был в самом разгаре. Так что мистиком-другим можно было просто пренебречь.

Вторая версия. Так как Церковь все же водима Духом Святым, в ней, вопреки всей человеческой предсказуемости, остается место для божественного Промысла. Истории св. Екатерины Сиенской – своего рода сказка про Золушку. Самое большое чудо – то, что ей действительно удалось сделать то, чего она жаждала, но еще большее чудо, возможно – то, что ее голос был услышан. Это дает надежду.

Анастасия Паламарчук

Gaudete.ru

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казалось бы, самый что ни на есть подходящий кандидат для костра. Женщина. Уже подозрительно. Видения, экстазы случались? Еще как. Вот у Жанны д’Арк тоже были видения, результат известен. (...) Кроме того, сама причастность к политической игре под названием «Авиньонское пленение пап» легко могла стоить головы слишком смелым писателям или ораторам.

 

1) Женщина,

2) имела видения,

3) была причастна к политической игре.

 

Маловато аргументов за сожжение, я бы тоже не стал её жечь.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наша справка. Святая Жанна д'Арк канонизирована и почитается как Virgo (дева), не как мученица, и цвет облачений на ее день - белый. Для того, чтобы считаться мучеником, необходимо быть убитым in odio fidei, т. е. чтобы убийцами двигала ненависть к католической вере. (Есть еще варианты вроде in defensum castitatis, но это редкие и особые случаи). Идея о том, что инквизиционный трибунал действует, исходя из ненависти к католической вере - а не преступает нормы правосудия из политической целесообразности, как в случае с Жанной - это идея очень... смелая, скажем так. Типа вот есть такие "мы", все их себя духоводимые, а есть средневековый обскурантизм, который "нас" жег на кострах вплоть до Соборной Весны Возрождения.
  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне другая мысль понравилась. О том, насколько миряне могут быть вдохновителями и помощниками духовенства.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

279156964_5207619992635162_6721206461163201847_n.jpg?stp=dst-jpg_s640x640&_nc_cat=105&ccb=1-5&_nc_sid=5cd70e&_nc_ohc=VUbW5ACHZJYAX_Ua7Ma&_nc_ht=scontent-cdt1-1.xx&oh=00_AT97iUpN5518lmNKFSvLUoJqC16QQ-S4hEz4pKoCHGYYgQ&oe=626F9E61

Вспоминать своих учителей никогда не лишнее.

29 апреля Церковь вспоминает святую Екатерину Сиенскую.

Какое педагогическое образование было у этой учительницы?

Она родилась в многодетной семье. По-настоящему многодетной. Когда мне после рождения третьего ребёнка дали удостоверение о многодетности, я испытывал лёгкое неудобство: не только перед Юмашевыми, у которых к тому времени детей было в два раза больше (даже более, чем в два раза), но и перед святой Екатериной, которая была 24-м ребёнком.

Отец её был ремесленник, красильщик; мать тоже из семьи ремесленника, который изготовлял плуги.

Короче, пединститут она не закончила.

И в монастырь не ушла: вступила в Третий доминиканский орден, объединявший мирян. Ко времени принесения обетов научилась читать (к 20-ти годам).

Так что её обучение: Святое Писание, молитва, пост (настоящий), аскеза, проповедь (слушание), чтение святых Отцов, Евхаристия.

Потом научилась писать и стала учить.

Кого учила она?

Разных людей: кардиналов, государей Италии, правителей европейских стран, Пап.

С 23-х лет она писала им письма, в которых призывала совершить невероятное. И невероятное совершилось.

Какая-то провинциальная девица пишет Папе, что нужно делать (да как она смеет?! учить Папу?! да кто она такая?! Папа сам разберётся!! надо внимать и благоговейно улыбаться!!!). А Папа взял – да и послушался, и сделал.

И теперь святая Екатерина и Учитель Церкви, и небесная покровительница Европы.

Теперь осталось спросить себя: а когда мы последний раз приходили на урок к святой Екатерине?

#Доминиканский_календарь

 

=AZWtnRLdYNrtEsdi3xvIEbVZKaLoUDPeH4xjKD9q78cGYg85WRtFfdQRPkxIw3y4-_JxfPUQsA24cmISI8DnxQ_mXdvEmeN1uZFBWjH5Z7RjL_qRRDgQv6ESAbOkMNN8Xx8AAD8nKp844PZaszOZ-DZSqLwOg5-Y1RjFh4gx94bV3KnFvJtFV7H0J5UGHHoSw4w&__tn__=%2CP-R"]Евгений Крашенинников

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

wi_8NcO5cDNxHChJotrhyUt15P7uAM7w1dqIKXNBhtmW-GZv1rXUHwMFpsI_A_8r0mlxUQaijqrPad8N3yYhB1AL.jpg?size=720x884&quality=95&type=album

 

Святые нашего алтаря: Екатерина Сиенская. День памяти - 29 апреля

 

Под алтарной плитой в нашем храме - частицы мощей 8-ми великих святых Церкви. Среди них - реликвии святой Екатерины Сиенской.

 

Сверхъестественное и мистическое сопровождало Екатерину с самого раннего детства, начиная со дня рождения, пришедшегося на Благовещение — она родилась 25 марта 1347 г., в Сиене, в большой семье зажиточного ремесленника Джакомо Бенинказа и его супруги моны Лапы ди Пьяченца, где была двадцать пятым ребёнком. Её сестра-близнец Джованна, двадцать шестая, родившаяся на несколько минут позже, умерла в младенчестве. С детства Екатерина отличалась деятельным характером, живостью, умом, обаянием и немалым упрямством, которое в дальнейшем не раз помогало ей исполнять волю Божию, несмотря на то, что, казалось бы, этому препятствовал весь мир.

 

Когда ей было шесть лет она пережила первое из множества своих мистических видений – ей явился Христос, сидящий на папском троне, увенчанный тиарой в окружении святых апостолов Петра, Павла и Иоанна. Он ничего ей не сказал, но улыбнулся и благословил её, и это впервые пробудило в ней желание служить Ему. В семь она приняла решение остаться девой ради Христа и не отступила от этого решения позднее, когда вошла в брачный возраст, и семья, намеренная выдать её замуж, устроила ей настоящий террор, чтобы заставить её изменить решение. Тогда же, в семь лет, для неё кончилось детство, и началась подвижническая жизнь в молитве, посте и воздержании. Ещё девочкой, ей было свойственно стремление подчинить себе своё тело, в то время как всё её окружение, напротив, подчинялось велениям плоти. Для этого она умела использовать любой случай — когда она вместе с матерью отправилась на горячие источники, то искупалась в том, в который не входил никто, так как он был очень горячим. На вопрос, зачем она это сделала, девочка ответила, что хотела попробовать каковы адские муки. В конце концов, она пришла к тому, что ела только причастный хлеб и выпивала немного воды, спала 1-2 часа раз в двое суток и обходилась в любую погоду и в любое время года одним платьем, предохранявшим её и от холода, и от зноя.

 

В двенадцать лет ей нашли жениха, но она, в знак того, что принадлежит другому Жениху, обрезала свои прекрасные золотистые волосы. Отец попытался настоять на своём – Екатерину заставили заниматься тяжёлой работой, не выпускали из дома, но она была упрямее отца, потому что ею двигала любовь. С ней происходили удивительные вещи, но, как это часто бывает, на близких они не производили особого впечатления – например, однажды Екатерина, находясь в молитвенном экстазе, упала лицом в очаг с горячими углями, но даже не пошевелилась, а когда её подняли, то на лице не оказалось никаких следов ожога. Тем не менее, считалось, что она восторженная и упрямая сумасбродка, которая сама не знает, чего хочет, и для её же блага её необходимо образумить. Семья смирилась с её выбором только после того, как увидела, как над головой молящейся Екатерины парит белый голубь. Усмотрев в этом знак свыше, родственники отступились.

 

Когда ей было шестнадцать лет, ей явился святой Доминик, который держал в одной руке пылающую, но не сгорающую лилию, а в другой чёрно-белое доминиканское облачение. Следуя этому видению, Екатерина вступила в сиенскую общину мантеллаток – носящих мантии – так называли в Сиене доминиканок-терциарок. Община, в основном состоящая из почтенных немолодых вдов, приняла девушку без восторга. В её экстазы и откровения они не верили – весь их жизненный опыт свидетельствовал о том, что девической восторженности доверять нельзя, а её усердие в молитве и подвиги отречения они считали следствием непомерной гордости и стремления выделиться. Устав третьего ордена не требовал от братьев и сестёр уподоблять свою жизнь монашеской, но Екатерина организовала собственную жизнь по примеру самых строгих монастырей. На ближайшие три года маленькая комната в родительском доме стала пустыней, в которую удалилась молодая девушка. Она дала обет молчания, разговаривая только с духовником во время исповеди, или в случае крайней необходимости, молилась, часто всю ночь напролёт, и читала книги духовного содержания. Теперь не семья запрещала ей покидать дом, она сама выходила из своей комнатки-кельи только в церковь или в больницу Санта-Мария делла Скала или же в лепрозорий святого Лазаря, где ухаживала за больными, отдавая предпочтение самым тяжёлым. Позднее, когда Сиену поразила эпидемия чумы, она самоотверженно и без всякого страха ухаживала за чумными.

 

2 марта 1366 г. во время карнавала она пережила новый мистический опыт – обручение со Христом. Подобно её святой покровительнице святой Екатерине Александрийской, она увидела Пресвятую Деву Марию, которая соединила её руку с рукой Своего Божественного Сына. Кольцо, полученное от Небесного Жениха, с бриллиантом и четырьмя жемчужинами, она видела с тех пор всегда, хотя этот дар оставался невидим для всех прочих.

 

В 1370 г. ей были посланы ещё два мистических переживания. Однажды, когда она молилась словами псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь и дух правый обнови внутри меня» ей явился Христос, Который вынул из её груди сердце, и взамен вложил Своё. Современники говорили, что на груди её навсегда остался след, напоминающий шрам от раны. Осенью того же года, молясь, она впала в транс и оставалась неподвижной и безгласной несколько часов: казалось, что она умирает или уже умерла. Перед ней предстали видения ада, рая и чистилища. В то время, как в этом мире уже готовились оплакивать святую, она услышала голос, сказавший ей: : «Вернись, дитя Мое, тебе нужно вернуться, чтобы спасти души многих: отныне и впредь ты будешь жить не в келье, но тебе нужно будет покинуть даже город твой… Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви и христианского народа». Бог пожелал, чтобы простая горожанка, девушка не имевшая ни образования, ни политического опыта выполнила невероятную по сложности задачу, с которой не могли справиться ни политики, ни армия, ни Церковь. Ей предстояло принести мир враждующим, вернуть Папу в Рим и укрепить Церковь.

 

Она немедленно принялась трудиться там, куда была послана. Она писала письма Папе и князьям Церкви, королям и правителям, монашествующим и отшельникам. Она путешествовала из города в город, из страны в страну. Она просила всех трудиться для мира и торжества веры и любви, стремясь не только примирить враждующие государства или города, но и поссорившиеся семьи. Ради этого она готова была терпеть любые неудобства. Письма, которые она диктовала, хотя и исполненные должного почтения, дышали удивительной силой, заставлявшей прислушиваться к её словам. В них часто повторялись слова: «я хочу» или «я желала бы». Она желала мира своей стране, покаяния грешникам, обращения еретикам. Она просила Папу оставить Авиньон, исправить нравы духовенства, вернуть Церкви дух любви. Она хотела бы отправиться в Крестовый поход, но не для того, чтобы с оружием в руках отвоевать Гроб Господень, а для того, чтобы принести Свет Христов не знающим Его, а может быть и снискать венец мученичества.

 

В 1378 г. ещё неокрепшую после долгих лет Авиньонского пленения Церковь постигло новое испытание. После смерти Григория XI Папой был избран Урбан VI, обладавший тяжёлым, вспыльчивым характером, который, в сочетании с практически полным отсутствием способности к дипломатии, сразу создал ему множество врагов повсюду. Противники нового Папы объявили его низложенным и избрали антипапу Климента VI, избравшего своей резиденцией Авиньон. Для того, чтобы поддержать законного Папу, она приехала в Рим, где оставалась до самой своей смерти. Со свойственным ей здравомыслием, удивительным образом сочетавшимся в ней с мистическим даром, она сразу поняла в какую страшную опасность ввергнута Церковь. Вновь она диктует множество писем, стремясь привлечь на сторону Урбана VI как можно больше сторонников. В глазах Екатерины не имеют решающего значения ни характер, ни способности наместника святого Петра, она исходит из того, что раз он избран, значит, долг каждого христианина подчиняться ему и защищать его и только при этих условиях возможно сохранить единство Церкви. В одном из писем, адресованном монахам-отшельникам, убеждая их не оставаться в стороне, когда Церковь находится в опасности, она пишет: «Церковь находится ныне в такой нужде, что нужно отказаться от самого себя, чтобы ей помочь» и в другом: «…теперь не время думать о себе и углубляться в себя ради спасения своего». Когда римляне восстали против Папы, ей удалось примирить враждующие стороны.

 

Екатерине исполнилось тридцать три года. Она была очень слаба. Пост, отречение, аскетическая жизнь подрывали её силы. Она молилась с такой пылкостью, что, по словам одного из её биографов, час молитвы отнимал у неё столько сил, сколько два дня пыток. Невидимые стигматы, которых она удостоилась 1 апреля 1375 г. в церкви св. Кристины причиняли ей сильнейшую боль. Раскол, поразивший Церковь, разрывал ей сердце. Она уже не могла ни есть, ни пить, не чувствовала ног и говорила, что когда выходит из дома, можно видеть как «…мёртвая идёт в собор святого Петра», но не прекращала трудиться «в лодке Святой Церкви». Перед мозаикой Джотто – аллегорическим изображением Церкви в виде лодки — она часто молилась, прося, чтобы между Папой и христианскими народами воцарился мир. Она молила, чтобы Христос дал ей пострадать за грехи мира и отдать свою жизнь в жертву за Церковь. Наконец, она больше не смогла выходить из дома на улице Виа ди Папа, где жила на подаяние, вместе с небольшой общиной преданных ей учеников и близких. В последнем видении она почувствовала, как лодка Церкви ложится на её плечи и под этой ношей она падает, раздавленная её непосильной тяжестью.

 

Она умерла 29 апреля 1380 г. прожив на земле столько же лет, сколько прожил Христос. Её святость была очевидна для всех, кто знал её, слышал о ней или читал её сочинения, однако, несмотря на то, что между 1411 и 1413 гг. были собраны необходимые свидетельства и написаны две её биографии «Большая легенда», написанная её духовником братом Раймондом ди Капуа и «Малая легенда», Стефано Макони, её секретаря, из-за продолжающихся политических сложностей процесс канонизации затянулся. Святая Екатерина Сиенская была канонизирована только в 1461 г. Папой Пием II. Её мощи покоятся в Риме, в церкви Санта Мария сопра Минерва, за исключением головы, которую жители Сиены, в соответствии с нравами времени тайно вывезли в свой город, будучи уверены, что «их святая» конечно, «хочет домой».

 

В 1970 г. Папа Павел VI провозгласил её Учителем Церкви, которую она так отважно защищала при жизни и ради целостности которой с радостью принесла в жертву свою жизнь.

 

Анна Кудрик, Санкт-Петербург,

для информационной службы архиепархии

 

Источник

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...