Перейти к содержанию

Российское патриаршество: за и против


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

1905 год, 26 марта

Н. Глубоковский — В. Розанову

Достоуважаемыий Василий Васильевич!

Опубликованные (не в полноте) сегодня сведения (за 26 марта) о духовной цензуре могли бы служить достаточным предостережением насчет того, чем грозит нам столь муссируемая монахами реформа в устройстве нашей церкви... Что же будет с духовной наукой при автономном патриаршестве?Здесь нужно иметь в виду следующее.

1) Сии монахи говорят о возвращении церкви к “богоустановленному” строю, но пусть кто-нибудь наперед докажет резонными доводами на основании писаний Нового Завета и истории апостольской церкви, что требуемый ими строй был учрежден Богом в лице Христа и освящен (санкционирован) апостольскою практикой. Предложите-ка этот вопрос оо.”воздыханцам” для гласного обсуждения, чтобы верующие слышали не жупельные устрашающие слова, а здравые соображения, доступные разумной проверке. Посмотрим, что тогда выйдет?...

2) Кто ссылается на пример новозаветно-апостольской истории, тот должен знать, что тогда церковь была еще вне государства, а отсюда следует, что в таком случае и теперь необходимо полное разделение между ними. Желают ли сего “воздыханцы” патриаршества, воздыхающие о всяком ордене, не говоря уже о звездах?...

4) Главное же в том, что — значит — патриаршая система исторически обусловлена, а вовсе не “богоучрежденная”.

5) Следует ли желать восстановления при такой — единственно приемлемой — точке зрения? для сего вспомните историю нашего патриаршеского периода и сравните с Синодальным: тогда для каждого беспристрастного наблюдателя едва ли будет вопросом, что это грозит нам умственным застоем и моральною спячкой — и даже в сугубой, трегубой или , какой угодно степени.

6) Знамения сего ясны. Заметьте, что предполагается собор монахов, которые будут выбирать патриарха сами из себя, с устранением даже белого духовенства, автономию которого они так ненавидят, что управление протопресвитера военного и придворного открыто зовут “протопресвитерскою церковью”, т.е. чуть не еретическим... А что ожидать от монашества, несомненно должно быть для всякого, кто оглядывается кругом[2]. Иерархия пала во всех отношениях и никак не может служить образцом даже благочестия или добродетелей... это и понятно, если монашество стало не способом устроения своей нравственной жизни («созидания спасения»), а самым дешевым средством скверного ради прибавка... И разве нормально, что везде в церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны известного черного цвета... Духовная школа сверху донизу развращена монахами, и свет знания едва мерцает, причем могу Вас уверить, что для всех иноков наука есть величина только едва терпимая... парада ради... Белое духовенство и парализовано, и деморализовано, и напрасно бьется в этих тисках...

7) Неужели мало всех этих знамений?.. А ведь в основе всех рассуждений “воздыханцев” — чистейший папизм. Узурпировав в свою пользу епископию, монахи желают захватить в свои руки полное и бесконтрольное верховенство в церкви с устранением народа и с обречением белого духовенства на роль требоисполнителей. Но у нас не было и не ожидается талантов в монашестве, а потому вместо столь внушительного явления, каково даже современное папство, получается несмелая деспотия, — просто грубый произвол...

8) Ожидают, что при патриархе исчезнет чиновничий бюрократизм. Но a) последний в известной мере необходим и неизбежен; б) вспомните, что исторически было при наших патриархах и кто тогда правил церковными делами; в) о современном положении скажу, что здесь господствует: a) крайний формализм, доведенный до necesse ultra. Пример сего — к сожалению, — у всех нас в СП6 “под носом”. Либо б) совершенный произвол, не сообразующийся ни с какими законами и g) правителями везде являются личные секретари архиереев и секретари консисторий ?— вместе или порознь... Tertium non datur...

9) Архиереи напрасно плачут об отсутствии у них власти. Напротив, этого у них слишком много, и для своих епархий они являются пастырями деспотами, которые часто и действуют с чистейшим вандализмом...

10) Не есть ли обер-прокурор (по принципу) именно тот законный способ соучастия верующих в делах церковных? И если пастыри вопиют о выбираемом патриархе, то почему бы нам не мечтать о выбираемом обер-прокуроре (хотя бы под другим именем при нем?)...

12)Низшие и средние школы духовные служат прежде всего потребностям культа и должны находиться во владении /слово неразборчиво/ последнего. Но высшая духовная школа обязана удовлетворять запросам знания и не связывать по существу с сословием и т.п. Было бы вполне законно вывести ее из “духовного затвора" на широкий простор для удовлетворения требований религиозной мысли, — напр., в виде факультетов при Университетах и т.п. Опасения за судьбу иерархии нашей напрасны, ибо 1) она не связана (не должна быть связана) непременно с сословиями и 2) в автокефальных (восточных) церквах не оскудевает без академий.

С истинным почтением

Н. Глубоковский

 

https://vk.com/wall-111677185_43864

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Теперь перейду к вопросу об учреждении в Российской Церкви патриаршества, которого многие сильно желают, видя в нем спасение от всех зол. Действительно ли оно нужно для пользы Церкви православной? Я не вижу никакой нужды в учреждении патриаршества по следующим причинам: 1) патриарх без особенной власти не сделает для блага Церкви более того, что может сделать Святейший Синод; 2) патриарх с особенною властью легко может допустить много злоупотреблений, 3) патриарх должен благоразумием, святостью и благочестием превосходить всех архипастырей, без чего он может унизить свой великий сан и потеряет всякое уважение; 4) история нашей Церкви показывает, что без патриарха Церковь может управляться не хуже, чем при патриархе; 5) та же история убеждает, что патриархи ничего особенно полезного для отечества не могут сделать; 6) история церковная показывает, что в нашей Церкви и всех других церквах происходили распри и весьма печальные события при патриархах, которые были почти главной причиной разделения Церквей и введения разных злоупотреблений, например: в греческой Церкви — преследование целых наций за желание иметь самостоятельное церковное управление, в римско-католической церкви — введение ересей, в нашей Российской — происхождение раскола; 7) патриаршеский сан, возвышая патриарха перед всеми другими епископами, способствует ложному и крайне вредному самомнению: 8) многие митрополиты, управлявшие Российской Церковью, и другие епископы прославлены Богом, а из 10-ти российских патриархов ни один не числится в числе святых; 9) говорят, что обер-прокурор стесняет Святейший Синод. Но и волю патриарха еще легче стеснить. Если ныне обер-прокурор стесняет Святейший Синод, то в этом виноват сам Синод. Потому что, при полном единомыслии Святейшего Синода, не только обер-прокурор, но и сам Царь не может стеснить Святейшего Синода в его деятельности. Патриарха сместить весьма удобно, а всех епископов — весьма трудно и даже невозможно; 10) наконец, учреждение патриаршества, иначе — особенное возвышение одного епископа, несогласно с примером святых апостолов, из которых ни один не позволял придавать себе особенное значение, несмотря на выдающиеся качества. Итак, в учреждении патриаршества нет ни нужды, ни пользы. Патриарх Никон восстановил против себя бояр, а в наше время Патриарх легко может восстановить против себя всех". (Паисий (Виноградов), епископ Туркестанский // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть первая. - М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. - С. 90)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну св. Патриарх Тихон доказал однозначно, что Церковь была права вернувшись у традиционному управлению. К чему публиковать сейчас эти страхи и недоумения людей которые ошиблись в своих рассуждениях?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну св. Патриарх Тихон доказал однозначно, что Церковь была права вернувшись у традиционному управлению.

А Патриарх Сергий доказал обратное, не так ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну св. Патриарх Тихон доказал однозначно, что Церковь была права вернувшись у традиционному управлению.

А Патриарх Сергий доказал обратное, не так ли?

У вас какие то претензии к Патриарху Сергию? Он очень хороший Патриарх был. И далее и далее. Вот если и есть претензии так к нынешнему... но вряд ли у католиков. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну св. Патриарх Тихон доказал однозначно, что Церковь была права вернувшись у традиционному управлению.

А Патриарх Сергий доказал обратное, не так ли?

Папа Франциск доказывает что-то обратное Пию XI, да?

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ля сего вспомните историю нашего патриаршеского периода и сравните с Синодальным: тогда для каждого беспристрастного наблюдателя едва ли будет вопросом, что это грозит нам умственным застоем и моральною спячкой — и даже в сугубой, трегубой или , какой угодно степени.

 

Как-то не сходится для беспристрастного взгляда. Самая движуха РПЦ, приведшая к расколу, относится к патриаршьему периоду. А весь умственный и моральный застой, кончившийся толпами вчерашних верующих, уничтожавших Церковь - плод синодального периода.

 

Интересно, а люди прочитывают весь текст прежде, чем тиснуть его сюда? И вообще, о чем тема?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы, друзья, как ни садитесь...

Тут дело не в патриархе и не в синоде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Папа Франциск доказывает что-то обратное Пию XI, да?

Аркадий, Вы же умный человек...ну, я так думаю. Это Олега утверждает, что личность одного Патриарха как-то доказует верность институции :D Я ему как раз возразила, а Вы... Фу, школьничеством сие называется: лишь бы католичек за косички подергать :huh:

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассуждения о патриаршестве при царской власти. Когда царь - глава Церкви.

При республике, когда такого главы Церкви уже нет - иной расклад.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это Олега утверждает, что личность одного Патриарха как-то доказует верность институции :D

Чегой то одного то? Я вообще не понимаю чего эти мирские теоретики до института Патриархии докопались? Все Патриархи очень приличные наши. А есть и святые, Иов и Ермоген например. Понимаю что они вам совсем не нравятся, потому и упоминать не стал. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы, друзья, как ни садитесь...

Тут дело не в патриархе и не в синоде.

Это ты о чём? Не по нраву Русская Церковь вся сама по себе? А что, Католическая чем лучше?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

лишь бы католичек за косички подергать :huh:

Дык ведь как аукнется - Вы не заметили, что и Ваш постинг не для погладить по голове? :)

Вообще, это какой-то синдром гідністі: когда сам человек иронизирует, то ему свой постинг кажется верхом остроумия и уместности, а когда прилетает в ответ симметричная ирония - реакция "а нас за що?"

 

Не глумитесь да не глумимы будете.

Изменено пользователем Хараим
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...