wrobel Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Есть такая бродячая идея о том, что человечество в ходе своей эволюции распадется на две ветви. Огрубляя, можно сказать, что одна ветвь будет состоять из умных и добрых, а другая из злых и тупых. Эти ветви ни как смешиваться не будут, но будут изредка и трагично сталкиваться. Эта идея разработана, например, у Герберта Уэлса в Машине времени и у Стругацких.Одним из сторонников данной концепции является писатель Дмитрий Быков, который в тоже время исповедует православное христианство.Такое сочетание мне показалось странным, но оказалось, что соответствующий вопрос Быкову уже задавали, и вот диалог с его ответом. Презентация сборника «Если нет…» // Москва, магазин «Читай-город», Европейский ТРЦ, 3 февраля 2017 года [реплика из зала:]— Вы думали когда-нибудь о том, как увязывается ваша концепция разделения на людей и люденов и Христианство. Если думали, то было бы очень интересно услышать… [Дмитрий Быков:]— Она так и увязывается. Христианство — это способ ускорить этот процесс. Он же к кому пришёл? Понимаете, он все время говорит, что он пришёл к последним, к отверженным. Ну, там «Чтобы войти не во всём открытый, // Протестантский, прибранный рай, // А туда, где разбойник, мытарь // И блудница крикнут: «Вставай!»» [Николай Гумилёв «Я и вы»]. Он пришёл к новым людям, которые уже народились, которые в силу своей новизны вот в этом мире оказываются маргиналами. И он сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков» [Матф. 4:19]. Это довольно сложная история. Я бы, кстати, с удовольствием об этом когда-нибудь написал — о Библии как о художественном произведении. Потому что всякие попы тут же начинают кричать, что это кощунство и богохульство. А потому что литературоведческий анализ Библии — это самое интересное, что может быть. Вот я сейчас… К сожалению, мне эту лекцию пришлось читать в Норильске, потому что в Москве я не могу её себе позволить. А тут меня позвали с лекцией в Норильск и спросили, о чём я хочу рассказать. Я говорю: вот я вам могу дать абсолютный рецепт мирового бестселлера. Ведь все главные бестселлеры в истории человечества (их не много, я могу их перечислить), все они написаны на один и тот же сюжет, и все они сделаны в жанре высокой пародии: это Библия, «Гамлет», «Дон Кихот» и «Гарри Поттер». Все эти книги написаны на один и тот же сюжет с одним и тем же набором персонажей в одном и том же жанре. Там семь черт постоянных. Я в общем всё это там подробно рассказываю. И главное, что я знаю, как написать следующий бестселлер в этом жанре, вопрос в том, как привязать его к эпохе, потому что ещё не случилось то, о чём его стоит писать. Ветхий завет спародирован в Новом завете, рыцарские романы спародированы в «Дон Кихоте», там «Хроники» Холиншеда спародированы в «Гамлете» (потому что история Амледа была совершенно другой; Шекспир написал жестокую пародию на историю Гамлета; Гамлет, который терпит поражение по всем фронтам; там только, вы помните, он победитель, мощный не рефлексирующий и т.д.). Так вот Христианство — это история о том, как в мир приходят новые люди и постепенно его завоёвывают. Приходят они всегда на сломе эпох. Иногда в эпоху ретардации (в эпоху такого отступления). Ну, в общем они… ну грубо говоря, это как раз история о разделении человечества на Ветхий и Новый завет. Ветхозаветные люди до сих пор в огромном большинстве: око за око, зуб за зуб. И они находятся примерно в таком же соотношении с христианами, как Новый завет с Ветхим. Сравните по IQ. Новый завет — это пятая часть света. 86% человечества — это новозаветные… т.е. ветхозаветные люди. А Новый завет это вот 15–14%, но очень малая часть, малое стадо. Но ситуация этого малого стада она чрезвычайно творчески продуктивна, она интересна. У меня есть такой трактат, не буду его сейчас читать, а, может быть, буду, я ещё не понял. Но вот там всё это написано. Оно короткое. Так что просто то, о чём вы спросили, это как раз и есть сущность Христианства. Как сказал Пастернак: «сигнальная острота Христианства». Она в том, что вот мир разделился: на соль и на пресное, на присное. А соль, если она перестанет быть солёной, что с ней надо сделать, помните? [реплика из зала:]— Выбросить. [Дмитрий Быков:]— Выбросить её вон на попрание людям, что очень важно! [«если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»] Вот интересная, кстати, метафора: присное и соль, да? Это она сейчас мне пришла в голову. [смех в аудитории] Так что спасибо! Я, честно говоря, в объяснении Быкова не понял вообще ни чего. Но отдельные фразы, которые я уловил, мне показались странными. Например, Быков говорит: «Он пришёл к новым людям, которые уже народились, которые в силу своей новизны вот в этом мире оказываются маргиналами.” Возникает вопрос: если Он пришел к людям, которые уже новые, то кого Он искупает на Кресте? Вообще прокомментируйте, пожалуйста, это все на предмет отношения к православному богословию. Думаю, что конфессиональные отличия католичества от православия в данном контексте исчезающе малы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Neta Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Какой "богослов", такое и "богословие". Если честно, я не заморачиваюсь подобной заумью Быкова и иже с ним. Им хлеб, а нам головная боль. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
n-vilonov Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Есть такая бродячая идея о том, что человечество в ходе своей эволюции распадется на две ветви. Огрубляя, можно сказать, что одна ветвь будет состоять из умных и добрых, а другая из злых и тупых. Эти ветви ни как смешиваться не будут, но будут изредка и трагично сталкиваться. Эта идея разработана, например, у Герберта Уэлса в Машине времени и у Стругацких.Одним из сторонников данной концепции является писатель Дмитрий Быков, который в тоже время исповедует православное христианство.Я, честно говоря, в объяснении Быкова не понял вообще ни чего. Но отдельные фразы, которые я уловил, мне показались странными. Например, Быков говорит: «Он пришёл к новым людям, которые уже народились, которые в силу своей новизны вот в этом мире оказываются маргиналами.” Возникает вопрос: если Он пришел к людям, которые уже новые, то кого Он искупает на Кресте? Вообще прокомментируйте, пожалуйста, это все на предмет отношения к православному богословию. Думаю, что конфессиональные отличия католичества от православия в данном контексте исчезающе малы. ИМХО, с точки зрения православного богословия, или католического богословия, или англиканского (реагирую на Ваш юзерпик), или реформатского, или лютеранского богословия - или вообще с точки зрения хоть какой-нибудь разновидности классического христианского богословия, обсуждать слова Быкова бессмысленно. Тем не менее, текст интересный, потому что Быков человек чуткий, но глупый. То есть, он что-то улавливает из текстов, из "атмосферы", а обдумать уловленное не может - и прямо в таком, не обработанном виде, вываливает на слушателя/читателя. Поэтому в том его тексте, который Вы цитируете, очень хорошо видно, как в сознании современного интеллигента пересекаются друг с другом, и смешиваются друг с другом (не синтезируются, а именно смешиваются - в том смысле, что сам субъект их не способен отличить друг от друга) две истории. С одной стороны, это самая главная история христианства, с другой стороны - самая главная история современного прогрессизма/гуманизма/левого либерализма/социализма. 1) Христианство. Быков хорошо (лучше, чем многие умные ортодоксальные богословы) чувствует напряжение между Ветхим и Новым Заветами. То напряжение, которое нам, читающим Библию post factum, не всегда заметно. Напряжение, связанное с тем, что пришёл к своим, но свои Его не приняли. Да и иные из принявших, как мы помним, порой сомневались и колебались. Это история о том, как Бог проявляется не в том, и не так, как мы хотели бы рассчитывать. О том, как величайшее раскрывается через низкое и презренное - через крест, и как, поэтому, раскрытие Бога оказывается, в то же самое время, Его сокрытием, скандалом и соблазном для многих - и не только для внешних, для язычников, но и для своих, для иудеев (а в их лице - для всех благочестивых и религиозных людей вообще). Говоря короче, Бог открывается через отверженного человека, через маргинала. 2) Главная история современного левого гуманиста - это история о "прогрессе". Сначала людям жить плохо, но потом приходят те, кто знает, как надо сделать лучше, и постепенно "те, кто знает", побеждают, и причиняют всем добро. Почему это происходит "постепенно"? Потому, что на первом этапе "тех, кто знает" - немного. Поскольку их немного, они не могут сразу добиться своего. Наоборот, их сначала отвергают, порой даже преследуют, мучают, убивают, или, по крайней мере, высмеивают и травят. Говоря короче, они начинают в положении маргиналов. И вот найдена точка смычки между двумя (радикально различными) дискурсами! Иисус Христос - маргинал. И прогрессоры, в начале любого прогрессивного движения - тоже маргиналы. Используя эту точку смычки, левые/либералы/гуманисты уже третье столетие успешно перехватывают у христианства аудиторию, представляют свои идеологии усовершенствованной альтернативой христианству, или даже маскируют свою историю в христианские цвета и захватывают христианство изнутри (ср. с такими направлениями, как "социальное Евангелие", "теология освобождения", "прогрессивное христианство", и т.п.). Но обычно это делают умные, или, как минимум, хитрые люди. Они работают аккуратно. А у глупого Быкова все белые нитки снаружи болтаются. "У Вас ус отклеился". Этим Быков, в данном случае, и интересен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Amtaro Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Я бы не сказал, что Быков глупый. Он просто чересчур самоуверенный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wrobel Опубликовано 18 июня, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 июня, 2017 (изменено) n-vilonov Да, это Вы хорошо написали, а я как-то не сообразил сразу, что за всем этим прогрессорством стоит всего только банальный левацкий суповой набор. Переоценил я несколько всех этих господ. Изменено 18 июня, 2017 пользователем wrobel Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Томина Опубликовано 18 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2017 А мне кажется, Д.Быков взял на себя роль "великого провокатора" (наверное, в детстве любил Эренбурга). Потому и текст обсуждать бессмысленно: это не концепция, а эпатаж. Мне нравится Быков, но он не философ (возможно, по счастью) и как мыслитель столь же поверхностен, сколь большинство нас, грешных. Большая часть его аудитории, конечно, пойдет нести сию ахинею, как услышали, но кое-кто, может, откроет Библию - поискать, откуда ноги растут.P.S. Соль может потерять силу, но соль изначально создана соленой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wrobel Опубликовано 18 июня, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 18 июня, 2017 (изменено) а что можно почитать по поводу либеральный дискурс vs христианство? А мне кажется, Д.Быков взял на себя роль "великого провокатора" думаю, что нет, то что написал n-vilonov хорошо сочетается с длинным рядом других высказываний Быкова. Стругацкие это вообще существенная часть его картины мира. Изменено 18 июня, 2017 пользователем wrobel Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
TAH Опубликовано 18 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2017 Я бы не сказал, что Быков глупый. Он просто чересчур самоуверенный.Абсолютно верно подмечено! В том числе в бытовых ситуациях )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
wrobel Опубликовано 15 июля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 15 июля, 2017 Быков хорошо (лучше, чем многие умные ортодоксальные богословы) чувствует напряжение между Ветхим и Новым Заветами. ТЗаинтриговали. А в чем напряжение? Я как-то по наивности думал, что все достаточно просто: высшее не стоит без низшего (с). Если нет Закона, то нет и греха. а значит и спасение по благодати теряет смысл. и Крест. Разве не так? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
n-vilonov Опубликовано 25 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2017 (изменено) Быков хорошо (лучше, чем многие умные ортодоксальные богословы) чувствует напряжение между Ветхим и Новым Заветами. ТЗаинтриговали. А в чем напряжение? Я как-то по наивности думал, что все достаточно просто: высшее не стоит без низшего (с). Если нет Закона, то нет и греха. а значит и спасение по благодати теряет смысл. и Крест. Разве не так? Прошу прощения, что долго не отвечал. Я, в общем-то, тоже не имел ничего сложного. 1 Кор.1:23. То, что распятый Христос - соблазн (в данном контексте - нечто немыслимое и невозможное) для иудеев - это же ведь не просто так. Это не чья-то субъективная прихоть, не случайная блажь, которой могло бы и не быть. Приход Христа, с одной стороны, исполняет чаяния Ветхого завета, но, с другой стороны, радикально их переворачивает, придаёт им непредвиденный смысл. Изменено 25 июля, 2017 пользователем n-vilonov Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Томина Опубликовано 26 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2017 И это видно при первом же прочтении. Ветхий Завет – Его глас и призыв для народа, и чудеса Ветхого Завета – публичные, громкие, грозные, «общественно-значимые», и «верный» избранный - лишь представитель/прародитель народа, вождь, царь, пророк. И отношение к «оппонентам» - иное, потому как коллективная совесть целого народа обычно способна перенести и жестокость к тем, кто угрожал существованию народа. История Нового Завета начинается почти симметрично: Он обещает рождение ребенка бесплодной «пенсионерке» в ВЗ, и дитя рождается; Он возвещает Рождение Деве, и рождается Младенец. Но Иисус призывает своих – каждого лично, по имени, и чудеса творит не громкие, а «камерные»; Его призыв – не к избранному народу, а к отдельным людям, из которых Он творит Свой новый народ. Помните: «лучше, чтобы один человек погиб за народ»? – это еще Ветхий Завет, а «кто твой ближний» - Новый, и правоверный ВЗ не может принять и понять призыв Нового, не понимает, что Бог, тот же Бог вновь обращается к людям. Не понимает и не принимает и потому, что неизменность Бога воспринимает как механическую неизменность исторического процесса. Вспоминая А.Сурожского, фарисей свою индивидуальную ограниченность воспринимает как Божественное ограничение. Поэтому на поверхности лежит различие между Ветхим Заветом и Новым, а их глубинное единство постигается не сразу и не легко. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти