Перейти к содержанию

Постконфессиональное христианство


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Приходит время постконфессионального христианства. Видя недостатки собственной церковной юрисдикции, ее глубокие и неизлечимые болезни (хоть в связи с Украиной, хоть в связи с Всеправославным собором - что как под лупой показывает рельефно наши изъяны), в то же время понимаешь, что идеальной конфессии и юрисдикции не существует. Как не существует идеального человеческого сообщества. Везде проблемы и недостатки. Изнутри их видишь больше, снаружи порой кажется, что их почти нет, но это - иллюзия.

 

Кто-то приходит в православие из Католической Церкви или от протестантов. Кто-то уходит в протестанты из Православной Церкви или от католиков. Кто-то уходит в католики из православных. Разделившись на конфесии, юрисдикции и деноминации, направления и секточки, мы, христиане, забыли, что "разномыслиям дОлжно быть" между нами. Вместо того, чтоб радоваться Христу, объединяющему нас, мы стали цепляться за нюансы в понимании этого. Мы забыли слова Христа, сказанные ученикам: "Кто не против вас, тот за вас". Мы помним лишь "кто не со Мной, тот против Меня", и толкуем это так, что с Ним лишь наша церковная организация, а остальные, значит, - против Него. Но есть ли у нас основания быть настолько уверенными?

 

"Ни одну церковь, исповедующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной", - писал святитель Филарет Московский. Ему же приписывают и фразу о том, что наши церковные "земные перегородки до Неба не доходят". Какая радость обнаруживать братьев из иной традиции. Открывать то, что люди живут верой там, где ты об этом и не знал ранее, и эта жизнь глубокая, как мощный поток, как свежий ветер.

 

Как однажды я услышал от Michael Cherenkoff (он кого-то цитировал, не помню), на глубине разные христианские традиции оказываются гораздо ближе друг ко другу, чем к собственной поверхности.

 

Постконфессиональность - это не отказ от конфессиональности. Это понимание ее пределов. И понимание того, что Церковь Божия во Христе - шире, глубже и полнее моей собственной конфессиональной ограниченности. Смена конфесии - не выход. Это, если хотите, новое понимание экуменизма. Не как поиск "сверх-церкви" или объединения всех в одну общую "солянку". Но как осознание того, что Церковь Божия есть - и она состоит из всех, кто верен Богу и Христу Его. Где бы ни были эти люди, в какой бы из рассеянных и разделенных земных юрисдикций они ни состояли.

 

Это не есть отрицание собственной конфессиональности. Напротив, это ее утверждение. Моя конфессия причастна Церкви Божией настолько, насколько мы, в ней находящиеся, верны Богу в своей жизни.

 

Перефразируя беседу Иисуса с самарянкой, наступает время, когда и не в Москве, и не в Константинополе, и не в Риме, а в духе и истине будут поклоняться Отцу. При этом можно находиться где угодно на земле - хоть в первом Риме, хоть в "новом", хоть в "третьем", хоть ни в каком... На земле нам где-то надо быть. Но при этом - поклоняться в Духе и Истине.

 

https://www.facebook.com/a.dudchenko/posts/10208616392141789

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это, если хотите, новое понимание экуменизма.

Точно. Это такой экуменизм. Но не совсем понятно, что тут нового. Насколько я понимаю, идея экуменизма как раз и состоит в совершенстве богозданной Церкви, преодолевающей человеческие в своем происхождении отличия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Ни одну церковь, исповедующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной", - писал святитель Филарет Московский.

 

Вопрос скорее риторический, т.к. я не узнаю ответ Филарета Московского на мой следующий вопрос. Но мне было бы интересно Ваше мнение, если считаете его высказывание верным.

Вопрос - как он относился к мусульманам, которые верят, что Иисус (мир ему) есть Христос, т.е. "помазанник/мессия"? Или в слове "Христос" нынче заложено другое значение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос - как он относился к мусульманам, которые верят, что Иисус (мир ему) есть Христос, т.е. "помазанник/мессия"? Или в слове "Христос" нынче заложено другое значение?

Не другое, но имплицитно здесь подразумевается нечто большее, чем просто помазанник - слово, которым могли именоваться все вообще цари, пророки или первосвященники. Высказывание свт. Филарета по сути параллельно библейскому свидетельству: "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден" (1Ин 5:1). И вот как это место комментирует блаж. Феофилакт: "Если мы от Учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что Учитель наш Иисус есть Христос, а Христос Он в том смысле, что есть Бог и вместе человек, должны соблюдать и заповеди Его, как Учителя и как Бога."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Перефразируя беседу Иисуса с самарянкой, наступает время, когда и не в Москве, и не в Константинополе, и не в Риме, а в духе и истине будут поклоняться Отцу. При этом можно находиться где угодно на земле - хоть в первом Риме, хоть в "новом", хоть в "третьем", хоть ни в каком... На земле нам где-то надо быть. Но при этом - поклоняться в Духе и Истине.

 

https://www.facebook...208616392141789

Можно хоть в Америке быть, хоть в Африке, но тот Христов, кто Его Истинную Плоть и Кровь вкушает. Всё остальное ерунда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно хоть в Америке быть, хоть в Африке, но тот Христов, кто Его Истинную Плоть и Кровь вкушает. Всё остальное ерунда.

Иуда тоже причастился...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно хоть в Америке быть, хоть в Африке, но тот Христов, кто Его Истинную Плоть и Кровь вкушает. Всё остальное ерунда.

Иуда тоже причастился...

И что дальше?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что дальше?

Говорят, Христа предал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И что дальше?

Говорят, Христа предал.

Ну и ? К чему Иуду то приплёл? Он своим предательством Причастие испортил?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты же сам сказал, что кто истинные Тело и Кровь вкушает, тот Христов. Иуда Христов?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты же сам сказал, что кто истинные Тело и Кровь вкушает, тот Христов. Иуда Христов?

А чей же? :D Конечно был Христов. Пока не помер. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чей же? :D Конечно был Христов. Пока не помер. :D

Правда? "Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол." (Ин 6:70)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Правда? "Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол." (Ин 6:70)

Так может и ты дьявол? Кто знает?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не как поиск "сверх-церкви" или объединения всех в одну общую "солянку"

боюсь, что на практике речь пошла бы именно об этом

Изменено пользователем wrobel
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...