Перейти к содержанию

Святой Бенедикт Нурсийский


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Totila.jpg

Нероччо де Ланде. Три эпизода из жизни св. Бенедикта

 

Святой Бенедикт считается основателем монашеского движения в Западной Церкви. На самом деле, монашество существовало на Латинском Западе и до Бенедикта, однако именно этот святой придал ему форму и твердое основание, дал устав и обеспечил его подлинный размах. Ему же принадлежит знаменитый принцип ora et labora («молись и трудись»), как девиз всего монашеского служения, значимость которого было трудно переоценить, особенно в эпоху хаотизации политической и хозяйственной жизни Европы в раннем средневековье, когда именно монашество наряду с Кафедрой Святого Петра в Риме, сыграло решающую роль в выработке и сохранении европейского религиозного и культурного единства, а шире говоря – в формировании самой европейской идентичности. Как раз за эти заслуги Папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта небесным покровителем Европы. Первое же обширное Житие этого святого составил святой Папа Римский Григорий Великий, живший полувеком позднее.

 

st-benedict-121x300.jpg

 

Бенедикт родился около 480 г. в древнем итальянском городке Нурсии в центральной части Апеннинского полуострова в зажиточной семье. Мальчиком он был послан на учебу в Рим, который тогда находился под властью короля остготов Теодориха, однако склонности к светским наукам не проявил. По словам св. Григория Великого: «Желая быть угодным одному лишь Богу, он решил всё бросить и сделаться монахом».

О подвигах монахов-анахоретов в Египте и вообще в восточной части бывшей Римской империи тогда много рассказывали в Италии, и 14-летний Бенедикт воспылал желанием им подражать. Сначала он в сопровождении кормилицы переселился из Рима в деревню Аффидо (совр. Аффиле), где, вероятно, жили какие-то его родственники. А когда ему было около 20 лет, и вовсе покинул населенный пункт, найдя себе убежище в горном районе близ Субиако, в окрестностях разрушенной виллы императора Нерона. В это время его сестра-близнец Схоластика также приняла решение всецело посвятить себя Богу. Позднее она стала основательницей первого в Западной Европе женского монастыря. Память святой Схоластики отмечается 10 февраля.

 

Junge-220x300.jpg

 

В горах юному подвижнику встретился старец-монах по имени Роман. Он преподал юноше монашеский постриг и согласился помогать ему: указал в чаще у подножия горы пещеру и посоветовал поселиться в ней. Три года старец приносил Бенедикту пищу, иногда навещая его, но по большей части спуская еду на веревке с вершины горы. Юноша жил в это время в полном одиночестве. В борьбе с плотскими искушениями он, раздевшись донага, бросался в заросли крапивы и терновника, катаясь в них до тех пор, пока жгучая боль от порезов и ран не заставляла отступать греховные помыслы.

 

Bratia-300x239.jpg

 

Спустя три года на пещеру подвижника случайно наткнулись пастухи, после чего многие в окрестностях узнали о его существовании. Насельники одного из близлежащих монастырей принялись уговаривать его стать их духовным наставником и пастырем. Бенедикт долго отказывался, ссылаясь на то, что его нравы слишком суровы для обычных монахов, но, в конце концов, позволил себя уговорить. Возглавив таким образом монастырь, он ввел там суровые правила по образцу египетских киновий, так что братия вскоре пожалела, что избрала себе такого настоятеля. Его даже попытались отравить, однако, по преданию, когда Бенедикт совершил над чашей с отравленным вином крестное знамение, чаша распалась на куски. Бенедикт тут же всё понял, но не стал гневаться, а с улыбкой сказал: «О чада! Да помилует вас милосердный Господь! Зачем вы задумали сделать мне это? Поищите себе другого отца, я же не могу больше у вас оставаться», после чего вернулся в свою пещеру.

 

El-Greco-Benedictus-209x300.jpg

 

Но его слава продолжала распространяться и разошлась уже по всей Италии. Многие люди, вдохновленные идеалами иноческой жизни, специально селились неподалеку, так что вокруг пещеры вырос целый городок из новопостроенных келий, которые постепенно заполнили весь лес. Тогда Бенедикт провел первую структуризацию стихийно возникшего вокруг него движения: он разделил учеников на 12 общежительных монастырей, каждый – со своим настоятелем во главе, а за собой оставил координацию и общее руководство. Его резиденцией стал монастырь Св. Климента на берегу озера. Однако следствием роста нового монашества стал конфликт с местным белым духовенством, в результате чего Бенедикт принял решение оставить свою обитель и вместе с несколькими учениками (большинство осталось в уже основанных им монастырях) отправился на юг Италии, где поселился в окрестностях городка Касин близ Неаполя. Тут он обнаружил на высокой горе заброшенный языческий храм, который Григорий Великий назвал храмом Аполлона, хотя проведенные раскопки показали, что это был храм Юпитера. На этом месте св. Бенедикт заложил две церкви: во имя Св. Мартина и во имя Св. Иоанна Крестителя. Так было положено начало знаменитому аббатству Монте-Кассино.

 

Именно для этой обители Бенедикт написал свой разошедшийся по всей Европе и ставший классическим Устав, что произошло около 529 года. Устав Святого Бенедикта (Regula Benedicti) творчески вобрал в себя традицию древнегалльского монашества, монашества св. Августина, но главным образом – киновийного восточного монашества, восходящего к наследию св. Пахомия Великого, с которым св. Бенедикт познакомился через сочинения св. Василия Великого и св. Иоанна Кассиана. Однако Бенедикт адаптировал его к возможностям и нуждам западного христианства. Сознавая, что аскетическая монашеская жизнь Востока трудно прививается на Западе, Бенедикт несколько смягчил требования. Его правила не требовали от монашествующих тех лишений, которые возлагали на себя восточные пустынники, но заповедовали порядок, умеренность и трудолюбие. Тем не менее, даже в таком виде, Устав Бенедикта многим казался слишком строгим.

 

Antony_Benedict-1024x413.jpg

 

Имущество монахов было общим, и после поступления в монастырь они не должны были иметь никакой личной собственности, что, однако, не означало, что быть бедным и не владеть собственностью должен был весь монастырь в целом. Так было положено начало практике крупных аббатств, превратившихся в центры хозяйственной и культурной жизни средневековой Европы.

Regula-300x234.jpg

Духовность братии основывалась на трех добродетелях: послушании, безмолвии и смирении. Смирение и послушание Бенедикт ставил выше физической аскезы. Все монахи должны были практиковать отречение от собственной воли и находиться в полном и безусловном подчинении у настоятеля: им вменялось в обязанность смотреть на него как на наместника Христа на земле. Иноки должны были вставать в 2 часа ночи и отправлять ежедневно 8 богослужений. На физический труд отводилось 7 часов. Часть времени предназначалась для заучивания наизусть текстов Священного Писания, для чтения Житий святых и других благочестивых и назидательных книг. В ходе трапезы вслух читалась духовная литература и не допускалось никаких разговоров.

 

Некоторые заметные отступления от восточных строгостей имели место в правилах питания. По Уставу Бенедикта, монахам предлагалось два рода кушаний, и если первое было строго вегетарианским, то второе включало яйца и рыбу. Для больных монахов допускалось даже вкушение мяса птицы, только мясо четвероногих животных исключалось абсолютно. Каждому монаху полагалась чаша вина в день. Ежедневной порцией был фунт хлеба, но вообще все детали относительно того, какие продукты и в каком количестве употреблять, Бенедикт оставлял на усмотрение аббатов.

 

Одежда монахам полагалась грубая и простая. Они должны были спать по 10-12 человек в помещении, каждый на отдельной кровати, не снимая одежд и поясов. После Вечерни не дозволялось никаких разговоров. Монахи должны были жить только тем, что заработали сами, а избыток отдавать нуждающимся. Сам Бенедикт строго следовал этому правилу и трудился наравне со всеми. Приношения, которые ему посылали жители соседних сел, он раздавал нищим.

 

Monki.jpg

 

Чтобы обеспечить себе средства для пропитания, монахи занимались полевыми работами. По Уставу, хозяйству каждого монастыря должны были принадлежать сад, мельница, колодец, пекарня и другие необходимые службы. Части монахов в качестве послушания вместо физического труда могла вменяться в обязанность переписка рукописей. Этот пункт Устава Святого Бенедикта сыграл огромную роль в истории европейской культуры. Следуя ему, бенедиктинцы на протяжении всего средневековья переписывали и передавали последующим поколениям сочинения христианской и классической древности, основная часть которых только благодаря им дошла до нашего времени.

 

Устав Святого Бенедикта стал правилом жизни для всех монастырей Западной Европы в раннем средневековье. Ему до сих пор следуют обители Ордена бенедиктинцев, из него же выводятся уставы Орденов цистерцианцев, траппистов и картезианцев.

 

Житие Бенедикта, написанное св. Григорием Великим, приписывает ему сверхъестественные дары благодати и способности. Так сообщается, что около 544 г. в аббатство Монте-Кассино приехал король остготов Тотила, который в то время вел войну за обладание Италией с войсками Восточно-Римского (Византийского) императора Юстиниана. Во время духовной беседы святой упрекнул Тотилу в жестокостях и предсказал, что тот отобьёт обратно Рим, который на тот момент находился в руках византийцев, и умрет на десятый год своего правления. Все эти предсказания в точности сбылись. Существуют свидетельства, что после той встречи Тотила, помня о словах святого Бенедикта, несколько укротил свою жестокость. В Житии сообщается о многих других чудесах отца западного монашества: кроме дара прозорливости, ему приписывали дар исцеления и даже один случай воскрешения из мертвых. В заключение своего повествования Папа Григорий пишет, что святой Бенедикт предвидел свою смерть и знал день, в который она наступит. Когда этот день настал, он попросил отнести его в монастырскую часовню, где принял Святое Причастие и умер стоя, поддерживаемый монахами, с молитвенно воздетыми ввысь руками.

 

Святой закончил свой земной путь в аббатстве Монте-Кассино 21 марта 547 г., но уже в конце VIII столетия его память в Западной Церкви стали совершать 11 июля. Почитают св. Бенедикта (св. Венедикта) и в Восточной (Православной) Церкви: здесь его память приходится на 14 (27) марта. В иконографии святого Бенедикта обычно изображают в чёрном монашеском облачении. Его иконографические символы: свиток Устава, жезл аббата, пучок розог, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве. Первые изображения св. Бенедикта датируются VIII веком.

 

Andrea_Mantegna_Saint_Benedict-110x300.jpg

 

Папа Павел VI в Апостольском послании Pacis nuntius (24 X 1964) провозгласил святого Бенедикта Покровителем Европы ввиду огромной роли этого святого и монахов основанного им ордена в становлении христианской цивилизации Старого Континента. Святой Иоанн Павел II в Апостольском послании Egregiae virtutis (31 XII 1980) провозгласил со-покровителями Европы святых Кирилла и Мефодия (ср. Энциклику Slavorum apostoli, 2 VI 1985).

 

Сибирская католическая газета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

StBenedict21.jpg

 

Правило жизни вечной

 

Год назад, вспоминая святого Бенедикта Нурсийского, мы цитировали 72 наставления из его монашеского Правила. Но знаете ли вы, что сегодня основные принципы Правила Бенедикта изучают в бизнес-школах? Удивлены? Что ж, давайте посмотрим на историю бенедиктинского ордена.

 

Зародившись в VI веке, он пережил времена расцвета и упадка, всякий раз возрождаясь. Новые и новые попытки вернуться к изначальному духу Правила Бенедикта и его строгому соблюдению дали жизнь созерцательным орденам камальдулов, картезианцев, цистерцианцев, траппистов, которые тоже можно рассматривать как входящие в большую бенедиктинскую семью, ибо отец у них один – автор Правила.

 

Кроме монахов – от свв. Августина Кентерберийского, Бруно Кёльнского, Учителей Церкви папы Григория Великого, Беды Достопочтенного, Бернара Клервоского и многих других до создателя нотной записи музыки Гвидо Аретинского, создателя шампанского дома Периньона, трапписта о. Людовика (Томаса) Мертона, — к бенедиктинской семье принадлежат в качестве облатов (примерный аналог францисканских, доминиканских и кармелитских терциариев) святые мученики епископы Томас Беккет, Оливер Планкетт и лорд-канцлер Томас Мор, мирянка св. Франциска Римская и германский король св. Генрих II, поэт Поль Клодель и философ Жан Маритен, богослов Романо Гуардини и политик, один из создателей ЕЭС Робер Шуман, американская анархистка Дороти Дэй и папа Бенедикт XVI.

 

После собственно христианской Церкви и, возможно, иудейского раввината бенедиктинской орден, чей нынешний аббат-примаc Ноткер Вольф играет на электрогитаре и флейте в рок-группе Feedback (в свободное время, конечно) – пожалуй, самая древняя из существующих корпораций в истории человечества (не будучи историком религий, не могу оценить индуизм, буддизм или зороастризм как «оргструктуры», а не только верования).

 

Полтора тысячелетия – до такой истории ещё плыть и плыть таким «динозаврам» бизнеса, как старейший в мире банк Monte dei Paschi di Siena (540 лет), Hennessy (250 лет), Krupp или Siemens (около 150 лет). Как человек с определённым опытом менеджмента, попробую рассказать о Правиле Бенедикта с точки зрения его актуальности как правила долгой и успешной жизни человеческой корпорации. (Единственный полный русский перевод Правила принадлежит епископу Феофану Затворнику – что ж, будем считать, что язык XIX столетия намекает нам на древний аромат столетия VI, и ждать современного перевода.)

 

Кажется, святой Бенедикт согласился бы как со старой русской пословицей «Рыба гниёт с головы», так и со сталинским лозунгом «Кадры решают всё», ибо сразу после вступления и краткого обзора «родов жизни монашеской» (отшельнической, общежительной, анархистской либо бродяжнической) он переходит к вопросу «Каким должен быть авва», то есть аббат – настоятель монастыря (читай – CEO, генеральный директор).

 

«Когда кто принимает имя аввы (и бремя), то должен двояким руководством предшествовать своим ученикам, т.е. не словом только предлагать, но делом показывать все доброе и святое: ученикам более способным пусть и словом изъясняет заповеди Господни; а более грубым по сердцу и простым пусть делами своими показывает Божеские заповеди. О чем учит учеников своих, что оно противно (воле Божией и их званию), пусть делами показывает, что всего того делать никак не должно, чтобы проповедуя другим, самому не остаться недостойным». – Когда кто принимает имя (и бремя) руководителя, пусть не словом только, но и делом показывает пример сотрудникам как в том, что должно делать, так и в том, как действовать нельзя.

 

«Не должен он смотреть на лица; ни одного любить больше чем другого, разве только найдет кого лучшим в добрых делах и послушании. … Итак, да будет у аввы одинаковая ко всем любовь, — и одинаковая ко всем да прилагается дисциплина, смотря по делам их». – Думаю, каждый, кто сталкивался с семейственностью в отечественных корпорациях, может только мечтать о таком руководителе, не правда ли?

 

«Пусть не пропускает без внимания погрешностей и опущений, но как только они начнут показываться, с корнем да отсекает их, чтобы не усилились, помня беду, какой подвергся Первосвященник Илий (1 Цар. 2). Мужей честных и разумных в первое и второе увещание пусть вразумляет словом, а невежды и грубых сердцем, гордых и непокорных, пусть в самом начале остепеняет даже телесным наказанием, зная написанное: «глупый словами не исправляется»». – Пожалуй, наряду с сугубым упоминанием о необходимости бдительного контроля и своевременного реагирования на первые признаки проблем, мы видим явное указание, какого рода сотрудников нужно подвергать штрафам!

 

«Если какой брат упорен или непослушлив, или горд, или ропотлив, или в чем-нибудь погрешает против святого Устава, или презирает повеления своих старцев, то такового, по заповеди Господа нашего, старцы пусть усовещивают, однажды и дважды, наедине. Если не исправится, — обличить его публично перед всеми. Если и после этого не исправится, удалить его от общения с братьями, чтобы понял как велика его вина. Если же он невежда, — подвергнуть его телесному наказанию». – Телесные наказания вышли из употребления, но кто возьмётся утверждать по совести, что исчезли они вместе с невеждами? Обратим внимание на евангельскую тактичность: сперва замечание должно быть сделано наедине, «однажды и дважды», и лишь затем чьё-либо неверное поведение выносится на публичное обсуждение.

 

И, конечно, никакого начальнического самодурства: «Эпитимия должна быть соразмеряема с виной, и определение это зависит от суда аввы.» Более того: руководитель-аббат призван уделять особое внимание проблемным монахам-сотрудникам, при этом даются рекомендации, основанные на глубоком знании человеческой психологии: «Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, — подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был «поглощен чрезмерной печалью» таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы оказать ему любовь, и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2)».

 

Мудрый Бенедикт предлагает сочетать вполне монархическую власть аббата с демократией при обсуждении вопросов, до момента принятия решения: «Коль скоро надобно делать по монастырю что-либо особенное, авва пусть соберет все братство и скажет ему в чем дело. Выслушав мнение братий, он обсудит все сам, и сделает что найдет более полезным. Того ради мы сказали приглашать на совет всех, что нередко Господь юнейшему открывает что лучше. Братия пусть предлагают свои мнения со всякой смиренной подчиненностью, не дерзая настойчиво защищать то, что им придумалось. Всячески при этом в воле аввы состоит постановить что почтет он более спасительным, и все должны ему покориться. Но как ученикам надлежит повиноваться наставнику, так и ему пристойно всем распоряжаться осмотрительно и с правдой. Итак пусть все во всем последуют воле настоятельской, как неотложному закону, да никто от нее не уклоняется неразумно».

 

Жёстко и вместе с тем терпеливо регулируется повторный приём «уволившихся сотрудников»: «Брат, по какой-либо вине сам вышедший из монастыря или изверженный, если захочет опять в него возвратиться, пусть прежде даст ручательство, что исправится в вине, за которую выслан; после чего принять его на последнюю степень, чтобы этим испытать его смирение. Если опять лишится монастыря, и опять захочет вступить в него, опять принять его, — так до трех раз. И да ведает, что после этого вход в обитель уже будет для него заключен, если еще подвергнется извержению из него».

 

Советы по подбору менеджеров высшего звена – настоящая настольная книга для хедхантеров и членов совета директоров. Тут и описание идеального «завхоза» (административного директора, директора по общим вопросам): «В монастырские келари избирать надо из братьев человека мудрого, зрелых нравов, трезвого, воздержанного, невозносливого, не гневливого, не обидчивого, не ленивого, не расточительного, но Богобоязненного, такого, который для всего братства был бы как отец. Он должен о всех иметь попечение, но ничего не делать без позволения аввы. Пусть соблюдает что приказано, и братий не опечаливает. Если случится что иной брат потребует у него чего-нибудь несколько гневно, пусть не отвечает ему презрением, но если нельзя удовлетворить его прошения, пусть откажет ему разумно и со смирением». И принципы выбора генерального директора: «Во внимание при сём иметь достоинство жизни и степень умственного образования, хотя бы кто последнее имел место в числе братий». Т. е., независимо от стажа работы в организации – порядок мест, или старшинство, за исключением справедливо раздаваемых аббатом отличий, в бенедиктинских монастырях и поныне соответствует порядку поступления в монастырь, независимо от возраста и прочих критериев – чтобы выжечь тщеславие.

 

Святой Бенедикт прекрасно разбирается и в возможных политических играх, и в психологии топ-менеджеров, поэтому строго предупреждает о назначении первого зама или исполнительного директора и о дальнейшей работе с ним: «О препозите монастыря (наместнике, втором по авве). Часто случается, что чрез поставление препозитов происходят большие скандалы в монастырях, когда эти лица, возгордившись, и почитая себя вторыми аввами, начинают действовать самоуправно и чрез это сеять разделения в братстве. Это наипаче бывает там, когда теми же аввами, которые избирают авву, избирается и препозит. Как это нелепо, видно из того, что избранному таким образом препозиту с самого начала дается повод гордиться. Злые помыслы внушают ему, будто он совсем не зависит от власти аввы своего, как поставленный теми же лицами, какими поставлен авва. Отсюда разногласия, споры, противления, зависть и всякие разлады. Когда же авва и препозит находятся в таким немирных отношениях, тогда и прочим братьям угрожает опасность погубы душевной. Виновниками же этого зла надлежит считать тех, которые участвовали в поставлении такого препозита. Итак, для сохранения мира и любви постановляем, чтобы в монастыре все учреждалось по воле аввы. … Если по местным обстоятельствам, или по численности братий, окажется нужным препозит, пусть авва сам изберет себе такого с разумной осмотрительностью, и с совета богобоязненных братий. Этот препозит должен делать со всякой почтительность только то, что будет возложено на него аввой, не позволяя себе ничего противного воле и распоряжениям аввы. Чем более он почтен перед другими доверием, тем с большим старанием надобно ему оказывать покорность главе монастыря. Если препозит замечен будет в каком пороке, или вознесется в гордости, или нарушит какие-либо святые правила, увещевать его до четырех раз. Если не исправится, — употребить Уставом определенные меры исправления. Если и после этого не исправится, — низвести его со степени препозита и на его место назначить другого достойного. Если и после этого он не будет жить в братстве спокойно и послушливо, — изгнать его из монастыря. Да памятует однако ж авва, что должен во всех своих судах дать отчет Богу, и не допускать, чтобы душа его при сем, вместо истинной ревности, горела огнем неприязни, или зависти».

 

Для свеженазначенного руководителя – своя памятка на рабочий стол: «В исправлении неисправных пусть действует со всем благоразумием, избегая чрезмерности, чтобы когда станет очищать ржавчину с усиленным напряжением, не разломать самого сосуда. … Этим не то внушается, чтобы он позволял свободно размножаться порокам, но то, чтобы благоразумно и с любовью отсекал их и смотрел как всякого [ис]пользовать, как сказано. Пусть со всем усердием так ведет дела, чтобы его более любили, чем боялись. Да не будет он суетлив и многозаботлив, да не будет ни в чем чрезмерен и упорен в своих мыслях, да не будет ревнив и слишком подозрителен: иначе никогда не увидит он спокойного дня. В своих делах и распоряжениях он должен быть осмотрителен и предусмотрителен, духовных ли сторон жизни они касаются, или телесных. Работы назначать должен он с разборчивостью, соразмерно с силами каждого». Впрочем, эти советы важны не только для руководителей.

 

Помимо же заботливых советов о ежедневном управлении, Бенедикт снова и снова напоминает о стратегическом видении и мудром формировании и сплочении команды: «Всегда должен помнить авва, что он есть, помышлять о том кем называется и знать что кому больше вверено, с того больше и взыщется. Да ведает, сколь трудное и тяжелое дело взял он на себя управлять душами и устроять нравы многих. Пусть старается действовать на всех, на кого ласками, на кого угрозами, на кого убеждениями, ко всем применяясь, судя по их свойствам, или по их разумности, чтобы не допустить чего вредного во вверенное ему стадо, а напротив всегда радоваться о его умножении и преуспеянии. Паче же всего да опасается он, вознерадев о спасении вверенных ему душ, более заботиться о вещах преходящих, земных и тленных, но всегда да помышляет о том, что он взялся управлять души в царстве, за которых и отчет должен будет дать. Пусть не оправдывается скудостью потребного, помня написанное: “ищите прежде царствия Божия и правды его: и это все приложится вам (Мф. 6:33), и еще: «нет лишения боящимся Его» (Пс. 33:10)».

 

Мудрость, осмотрительность, трезвость, реалистичность, понимание, что аббат имеет дело с реальными, несовершенными людьми, а не с идеальными монахами, дальновидность, смирение – эти качества Бенедикта Нурсийского пронизывают весь немалый текст его Правила, или Устава. С его принципами управления человеческой корпорацией – будь то монашеская община или целый орден, коммерческая фирма или общественная организация, школа или университет – можно, конечно, при желании поспорить… но для этого аргументы должны обладать убедительностью, способной выдержать вес полуторатысячелетней бенедиктинской истории.

 

При этом читатель, конечно, понимает, что мы попытались сделать обзор сравнительно малозначимой части Правила святого Бенедикта. Ведь главное, чему оно посвящено, — не долгосрочное выживание корпорации, а возрастание человеческой души – до конца, до созревания к жизни вечной. Только поэтому эффект вечности дают организационные принципы Правила. И, как бессмысленно рассматривать в темноте прекрасные многоцветные витражи, так читать Правило св. Бенедикта, конечно, нужно только в свете Евангелия.

 

С праздником святого Бенедикта Нурсийского, покровителя Европы – и, как говорят бенедиктинцы, pax Christi!

 

Сергей Сабсай

 

РУСКАТОЛИК.РФ

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13647024_1203.jpg

 

Безмолвие в духовности св. Бенедикта

 

11 июля Церковь чтит память св. Бенедикта Нурсийского, родоначальника западного монашества и небесного покровителя Европы. По этому случаю мы публикуем фрагмент из книги сестры Джоан Читтистер OSB «Правило Бенедикта — источник озарения на все времена».

 

Безмолвие – краеугольный камень бенедиктинского образа жизни и духовности. Но цель монашеского безмолвия – не в том, чтобы просто прекратить разговоры. Цель безмолвности монаха, равно как и монашеской речи – обретение почтительности к окружающим, чувства места и времени, мирного духа. Правило не призывает нас к тотальному отказу от речи, но говорит нам о том, насколько важно, чтобы наша речь приобрела осмысленность. И данная глава разъясняет нам суть того принципа, на котором основано монашеское «хранение языка». Молчание, замкнутое само на себе; молчание, ведущее к изоляции; молчание, пассивно-агрессивное; молчание, игнорирующее нужды окружающих – все это не есть безмолвие бенедиктинской духовности.

 

Духовность св. Бенедикта учит нас всегда прислушиваться к голосу Бога. Становясь источником шума, в котором тонут любые слова, мы превращаем нашу духовную жизнь в сплошное притворство. Правило ведет нас к познанию собственного места в общей картине мира. Отказываясь предоставить свободное пространство присутствию окружающих, заполняя все вокруг звуком собственных речей, собственными истинами, собственными идеями и мудростью мы просто не оставляем места для кого-либо еще, для чьих-либо еще идей.

 

Постоянно споря с кем-то, не говоря уже о спорах с нашими учителями – с теми, кто является нашими наставниками на жизненном пути, мы позволяем эго тотально доминировать в себе и утрачиваем тех, у кого мы могли бы обучаться. Не будем забывать, что бенедиктинская духовность – не что иное, как инструмент формирования общины, состоящей из самых обычных людей. Если речь станет бесконтрольной, а болтливые сплетни – привычной пищей нашей души, момент краха общины станет все более близким. Шумные и возбужденные разговоры, привычка постоянно обсуждать все подряд и непрерывно подшучивать – все это сводит серьезность нашей жизни на нет, и ослабляет нашу душу, скрывая от нее красоту, а также истинный смысл реальности.

 

Без сомнения, способность прислушиваться к окружающим, безмолвно пребывать в Божьем присутствии, хранить трезвость и взвешенность являются ядром духовности, которую нам предлагает Правило. И вероятно, это именно то, что наиболее утрачено в наше время, время, которое переполнено разнообразной информацией, но которому так не хватает созерцательного внимания к Священному Писанию. Слово, которое мы ищем, произносится в безмолвии внутри нас самих. Но Его присутствие внутри нас блокируется самой разной бессмыслицей изо дня в день, мы становимся глухи к нему, оставляя дух безмолвия, позволяя нашему бенедиктинскому сердцу впасть в оцепенение, оглохнуть в этом загрязненном шумом мире.

Древняя мудрость, пересказанная Энтони Де Мелло SJ («Одна минута мудрости» ч. 1, Чуткость), гласит:

 

«Однажды ученик спросил Мастера:

— Как мне достичь единения с Творцом?

— Просто слушай.

— Как я должен слушать?

— Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи».

 

с. Джоан Читтистер OSB

 

Община «Сестры Эри», США

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

107701949_10157858054112496_8082288717755831392_n.jpg?_nc_cat=106&ccb=1-3&_nc_sid=b9115d&_nc_eui2=AeGbR-pISZn-jcFXWeFHqzVmLoHsYQj_P2MugexhCP8_Y1uuvuM658Ocac7hwHlLslaOFv-9v2rs1PxzmHkJ9fTV&_nc_ohc=9l1bg-HCyTQAX_zVFxt&_nc_ht=scontent-arn2-1.xx&oh=bf9427f73f80ed4f16e681fee129bbd2&oe=60EFB088 b9d0c684b79b191fe80f1068e43dd252.jpg

 

 

Сегодня Церковь особенно молится Бенедикту Нурсийскому: несомненно, одному из величайших святых и важнейших деятелей западного христианского. Святой Франциск Ассизский, так непримиримо, говорят нам Францисканские Источники, не хотел принять Правило Святого Бенедикта. Франциск, конечно же, не бенедиктинский монах! Тем не менее, история и опыт святости Франциска и францисканства очень связаны с фигурой и святостью Бенедикта и Бенедиктинского монашеского опыта: святость никогда не противопоставляется, но интегрируется друг с другом в единую святость Христа.

 

Франциск, принял некоторые черты бенедиктинского опыта и сделал их своими, как он не принимал других, и как тот же Бенедикт, в свою очередь, принял черты предыдущих монастырских опытов: Августина, Кассиана, Антония, Василия и других. Для того, чтобы процитировать, некоторые примеры, можно сказать, во-первых, что Франциск сам был паломником в Субиако, где сохраняется фреска одного из самых' древних 'портретов' Святого из Ассизи. Кроме того, Франциск, который бесподобно любил церквушку Порциункула, потому что ее посетили сама Дева и Ангелы, попросил ее у бенедиктинцев горы Субазио, к которым она принадлежала.

 

Они предоставили ее Франциску бесплатно, но он, чтобы братья не чувствовали себя собственниками, каждый год жертвовал монахам бенедектинцам рыбок. Монахи, в свою очередь, одаривали подарком францисканцев вазой масла: этот жест повторяется с тех пор каждый год и по сей день и символизирует духовную связь и дружбу между двумя Орденами. Но, конечно же, наибольшее влияние мы находим в Уставе, составленном Франциском. Например, он, посвятил одну целую Главу своего Устава, Пятую, "Работе": и, насколько была важна "Работа" для опыта Бенедикта и Бенедиктинцев, мы знаем также от выражения, которое характеризовало их "Forma vitae", то есть: "Ora et labora". Пусть два великих умбрийских святых, Бенедикт и Франциск, которые революционизировали Церковь и мир, актуализируя в свое время свежесть Евангелия, поддержат нас на нашем пути призвания и к святости.

 

Францисканцы OFM в России

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

214159942_4096068313824436_6944353189548562625_n.jpg?_nc_cat=105&ccb=1-3&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeHELvwvg2ggsz5SuLaGiRsM_c1uBeXzihn9zW4F5fOKGcCuM68TiCJzEY-x2LPLuFJw5bvP8fY6tgh-UeiiDtSx&_nc_ohc=_Fn_mfJGuvgAX-wQ64T&_nc_ht=scontent-arn2-2.xx&oh=19720ad7f26ef5af662e8232af805c38&oe=60EED770

 

В день памяти св.Бенедикта Нурсийского, небесного покровителя Европы и основателя западного монашества, предлагаем обратиться к его мудрости, способной принести пользу всем верующим.

 

Прошло почти 1500 лет со дня его смерти, но его идеи будут всегда актуальны 1f4cc.png

 

***

 

Святой Бенедикт Нурсийский жил около 1500 лет назад (480-547), но многие из его заповедей так же актуальны сейчас, как и тогда, когда он записал их в Уставе для своей монашеской общины, известной сегодня как Орден Бенедиктинцев. Они и сегодня следуют его Правилу в своем стремлении к святости.

 

Его руководство основано на принципах, которым он сам следовал. 72 правила, составленные им, исходят из его собственного опыта повседневной жизни и понимания человеческой природы и представляют собой истинный путь обращения сердца и духовного возрождения. Однако нам не обязательно быть монахами или святыми, чтобы получить помощь от его вечной мудрости.

 

1f4dd.png Вот 10 советов, которые могут принести пользу всем нам:

 

1. «Слушай внимательно, дитя мое»

 

Так начинается его Устав. Чтобы слушать, мы должны сначала хранить молчание. Для монаха-бенедиктинца говорить без нужды, не сказав ничего стоящего, было настоящим наказанием. Большинство из нас не связаны такой степенью строгости, но соблюдение умеренности в разговорах (в т.ч. избегание пустой болтовни и поспешных суждений) и внимательное сосредоточение на слушании, позволяет нам размышлять о себе, лучше понимать других и помогает нам быть более умиротворенными.

 

2. Превращайте каждую задачу в молитву.

 

«Праздность - враг души», - пишет Бенедикт. Он предписал своим монахам делить свое время между работой, чтением и молитвой таким образом, чтобы они развивали сбалансированное тело, разум и душу. Для святого Бенедикта каждое дело участвует в созидательной работе Бога и страданиях Христа. Труд следует рассматривать как служение другим и как форму молитвы. Именно это лучше всего объясняет, что девизом Ордена Бенедиктинцев стал призыв «молись и трудись».

 

3. Наши дни должны следовать определенному распорядку (режиму) и нам следует соблюдать дисциплину

 

В монастыре Устав устанавливает время для всего: молитвы, работы, чтения, размышлений ... Эти древние принципы, по сути, до сих пор преподаются как часть навыков тайм-менеджмента (управления временем) в бизнес-школах и книгах по саморазвитию, которые побуждают нас установить определенное время начала и окончания для каждой задачи.

 

Святой настоятель предписал своим монахам вовремя прекращать все, что они делали, когда приходит время переходить к другой задаче. Даже если это может быть трудно сделать, но все же следует, помня о послушании воле Божьей. У нас может не быть настоятеля, указывающего нам, каким должно быть наше расписание, но следование хорошо составленному плану дня (обязательно включающего и время для молитвы) на самом деле освобождает нас от рабства наших импульсов.

 

4. Будьте внимательны к другим.

 

По мнению святого Бенедикта, служение и уважение должно характеризовать все наши отношения с другими людьми. «Пусть все будут приняты как Христос», - сказал он монахам о тех, кого они встречают каждый день, - «особенно бедные и путешественники». Если мы все будем внимательны, заботливы и тактичны друг к другу - даже к нашим врагам - мы внесем свой вклад в построение мира, отражающего Божью любовь. Этот принцип явно предназначен для подражания Христу, который сказал о себе, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28).

 

5. Простота жизни.

 

Устав гласит, что монахи, дав обет бедности, должны отказаться от личного имущества. Для мирян такая радикальная бедность непрактична и неразумна. Однако все христиане могут стремиться к тому, чтоб искоренять дух потребительства, гонку за материальными благами и привязанность, просто соблюдая умеренность и бережливость во всем. Это же касается еды и напитков. Церковь предписывает поститься и воздерживаться от мясной пищи в определенное время всем верующим, но регулярное воздержание в еде и питье важно не только как духовная практика, но и полезно для здоровья. Наши тела – это храмы Духа Святого и мы должны относиться к ним соответственно.

 

6. Часто читайте, чтобы питать свой разум и душу.

 

Св. Бенедикт заповедал своим монахам посвящать значительную часть своего дня чтению Священного Писания или других назидательных книг, наряду с периодами работы, молитвы и трапезы. Чтение хороших книг может дать нам свежие идеи, сделать нас более чуткими, расширить кругозор и научить мудрости прошлого и настоящего.

 

7. Примиритесь с другими.

 

В различных ситуациях и обстоятельствах святой Бенедикт призывает своих монахов просить прощения всякий раз, когда они, возможно, обидели других. Он напоминает им о предписании Священного Писания искать мира и стремиться к нему и в случае разногласий с кем-либо заключать мир до захода солнца. Это помогает нам расти в доброте, а также способствует стабильности общества.

 

8. Понимайте и уважайте собственные приоритеты.

 

Для монахов высшим приоритетом является поиск Бога, особенно в молитве. Все в Уставе построено вокруг этого принципа. Св. Бенедикт снова и снова повторяет, в несколько разных формулировках: «Пусть они ничего не предпочитают Христу». Когда наша жизнь сосредоточена на Иисусе Христе, все остальное рассматривается в надлежащей перспективе. Если мы знаем, каковы наши приоритеты, то уважаем их в том, как используем свое время.

 

9. Живите каждый день так, как если бы он был последним.

 

Святой настоятель велел своим монахам «ежедневно видеть смерть перед глазами». Это помогает нам помнить о наших приоритетах и сосредотачиваться на главном.

 

10. Учитесь на протяжении всей жизни.

 

Принято считать, что в Уставе св.Бенедикта 72 правила, но на самом деле есть еще одно. В заключительной главе подчеркивается, что соблюдение этих правил - только первые шаги на пути к духовному совершенству. К счастью, в нем представлена и «программа обучения» на всю жизнь. Во-первых, изучайте Библию: «Какая страница, какой отрывок из богодухновенных книг Ветхого и Нового Заветов не является самым верным руководством для человеческой жизни?» Во-вторых, читайте Отцов и Учителей Церкви: «Какая книга святых католических Отцов не зовет нас на истинный путь к Творцу?». Однако это непрерывное образование важно не само по себе, а призвано помочь нам в нашем стремлении возрастать в добродетели, святости и дружбе с Иисусом Христом.

 

Мы можем не быть монахами, но монахи - люди, как и все мы, и человеческая природа не меняется. Взгляд святого Бенедикта на человечество по-прежнему имеет ценность сегодня. Надеемся, эти советы просветят нас или напомнят нам о том, как мы можем быть счастливее, лучше, с Божьей помощью.

Святой Бенедикт Нурсийский, молись о нас!

 

Подготовлено: Катология

На основе материалов: Aleteia, Catholic-Link

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 недель спустя...

xlarge.jpeg

 

Монахи-бенедиктинцы возвращаются в историческое аббатство в Солиньяке

 

Монахи-бенедиктинцы 1 августа 2021 года переехали в историческое аббатство святых апостолов Петра и Павла в Солиньяке на западе центральной Франции после 230-летнего отсутствия. Подробности передает Седмица со ссылкой на CNA.

 

Впервые после Французской революции бенедиктинцы вернулись в эту историческую христианскую обитель, основанную святым Элигием в VII веке.

 

Это событие, которое местные католики считают провиденциальным, действительно имеет символическое значение, особенно в то время, когда многие религиозные сооружения во Франции находятся в состоянии упада и разрушения, обречены на исчезновение, или же приобретаются для перепрофилирования под светские цели.

 

О возвращении монахов недавно объявила Лиможская епархия Католической Церкви Франции в пресс-релизе, подписанном местным епископом Пьером-Антуаном Бозо и о. Жаном-Бернаром Мари Бори, настоятелем аббатства Сен-Жозеф де Клерваль во французском регионе Бургундия, который приобрел аббатство, чтобы вновь устроить в нем монастырь. Монахи Клерваля одобрили проект основания новой обители большинством в две трети голосов.

 

После того, как антиклерикально настроенные революционеры изгнали монахов-бенедиктинцев в 1790 году, аббатство в Солиньяке последовательно использовалось как тюрьма, школа-интернат для девочек и фарфоровая фабрика до 1930 года.

 

Аббатство также служил убежищем для католических учителей во время Второй мировой войны, прежде чем принять в свои стены Миссионеров Облатов Непорочной Девы Марии в 1945 году. Община Облатов оставалась здесь до 1990-х годов. Наконец, монастырь был передан в собственность Лиможской епархии в 2011 году. Аббатство оставалось незанятым последние 17 лет.

 

Unknown.jpeg

 

Епископ Бозо сказал в интервью CNA, что возвращение бенедиктинцев стало плодом долгого периода взаимного знакомства и узнавания, в течение которого он несколько раз встречался с будущим настоятелем нового монастыря.

 

«Я благодарю за эту замечательную новость, потому что мы много лет искали различные решения для этого места, и в конечном итоге этот успешный проект наиболее соответствует первоначальной цели этого аббатства, построенного святым Элигием, то есть принятие общины монахов, особенно монахов-бенедиктинцев», – сказал прелат.

 

Отец Жан-Бернар Мари Бори сообщил местной епархиальной газете, что, помимо восстановления бенедиктинского монастыря, его главная цель – сделать аббатство духовным центром, посвященным молитве и уединению, устроенным вокруг монастыря и вмещающим большее количество людей, чем аббатство Сен-Жозеф де Клерваль.

 

Имеются также планы разместить в обители молодых людей, готовящихся к конфирмации и другим церковным мероприятиям.

 

О. Бори сказал: «В этом месте поколения молящихся следовали друг за другом, образуя монашескую питательную среду, на которой «вырастет» новая возрожденная поросль старого бенедиктинского ствола: более 1150 лет монашеского присутствия связывают нас с великой традицией, таким образом возобновляя цепочку молитв».

 

Однако эти обширные планы потребуют нескольких лет работы внутри различных зданий аббатства, которые расположены на значительной площади. Ожидается, что этот процесс будет долгим, трудным и дорогостоящим.

 

Несколько монахов прибыли в аббатство в Солиньяке в начале августа, чтобы подготовиться к возобновлению в нем монашеской жизни. Они будут наблюдать за начальной работой, чтобы затем принять в монастыре остальных собратьев, которые переедут в монастырь позднее.

 

Snimok-2.png

 

Епископ Бозо отслужит в аббатстве инаугурационную мессу 28 ноября этого года, в первое воскресенье Адвента. Епархия объявила, что с этого дня монахи будут ежедневно проводить мессу в церкви аббатства, следуя ординарной форме римского обряда, но с григорианским пением на латыни. Богослужения будут открытыми для публики.

 

Монахи также будут участвовать в местной хозяйственно-экономической жизни, начав с сотрудничества с католической системой образования. Также планируется открыть магазин с местными продуктами в рамках двухлетних технических курсов в области сельского хозяйства. Монахи смогут продавать свою продукцию через магазин и вносить свой вклад в обучение студентов, время от времени приглашая их в свои сады.

 

По словам епископа Бозо, новый монастырь обещает стать «настоящим благословением для этого очень дехристианизированного сельского региона, полностью лишенного мужских созерцательных общин со времен революции».

 

«Я глубоко убежден в плодотворности созерцательной жизни, особенно в нашем быстро меняющемся мире, отмеченном материализмом и индивидуализмом», – сказал прелат в интервью CNA.

 

Snimok.PNG-.png

 

Епископ добавил, что «добрые плоды» от возрожденной обители будут видны «в долгосрочной перспективе» через «более глубокие корни, которые порождает это присутствие и которые обеспечат поддержку миссионерам». Он продолжил: «Эта изначальная форма жизни, которая идет вразрез с течением современного мира, может принести много пользы людям, которым будет предложено то, что Бенедикт XVI называл «оазисом», местом, в котором нуждаются все христиане, чтобы помолодеть духом».

 

«В тени этой общины можно освежиться, помолиться, встретиться с Господом в тишине, в мире, в окружении людей, колеблющихся в медленном и очень правильном ритме… это прекрасно, – сказал епископ. – Эта жизненная мудрость, присущая правлению святого Бенедикта, в том, как оно действует, является чем-то таким обнадеживающим для наших дезориентированных времен».

 

СКГ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • 1 год спустя...
  • 4 недели спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...