Перейти к содержанию

Какова жизнь – таково и успение


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

154.jpg

 

Божия Матерь, усыновляющая нас, как бы напоминает своим успением о том, что кончина христианина – это его праздник, если, конечно, он к этому событию достойно подготовился.

 

Я вам не скажу за весь Советский Союз, но большая часть моего поколения (за исключением тех, кто вырос в местах, где успехи богоборческой зачистки не были, скажем так, идеальными) в детстве и в молодости даже не задумывалась о происхождении фамилий детского писателя Эдуарда Успенского, поэтов Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского.

А ведь это – так называемые «семинаристские фамилии», которые в духовных училищах, семинариях и академиях давали взамен «неблагозвучных». Ну, о происхождении этих фамилий многие не знают и поныне, а вот в до чего же параллельной реальности мы жили, если эти фамилии не ассоциировались у нас с церковными праздниками?.. Да и о каких праздниках, кроме Пасхи и Рождества (спасибо Гоголю) мы знали?

 

 

Любопытно было бы провести хотя бы теперь социологический опрос о происхождении фамилии «Успенский». Что-то мне подсказывает, что даже сегодня, когда церковная терминология на слуху, а по СМИ, пусть поверхностно и не без путаницы, освещаются все великие церковные праздники, все равно найдутся люди, которые скажут, например, что фамилия эта происходит от «успевать» или «быть успешным».

«Успение» – от слов «спать», «уснуть». Смерть для христианина – сон как бы. «У Бога все живы», поэтому мы называем тех, кто покинул этот мир, не «мертвыми», а «усопшими», т.е. «уснувшими».

 

Родство ветхое и новое

 

Говоря о всечеловеческом родстве, мы имеем в виду, что человечество – все люди, когда-либо родившиеся, и кому это еще предстоит, – происходит от одной супружеской четы. Это единство еще называют «Адамом» – по имени первого человека, из которого ему была «пожата» жена (чем, по мнению святителя Иоанна Златоуста, показывается «равночестие» женщины с мужчиной), и «в чреслах» которого уже от сотворения пребывало все человечество.

Единство в «ветхом Адаме» – единство родовое, можно сказать, единство биологическое, но с поправкой на то, что если условием биологической жизни вообще является сочетание души и тела, то биология человека обусловлена особенностями его душевной жизни, неразрывно связанной с его духовным началом (каким бы оно ни было подавленным).

 

Отсюда призвание к богоуподоблению, но отсюда же – наследование первородного греха и его последствий, ибо «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5; 12).

 

Однако родовое единство человечества не замыкается на первой супружеской чете, но восходит к Богу, сотворившему человека по Своему образу и подобию (Быт. 1; 27). Потому мы и обращаемся к Нему «Отче наш» (Мф. 6; 9–13), как бы напоминая себе о том, что Он – Небесный Отец всем нам – всем людям, независимо от каких-либо особенностей происхождения или состояния и даже от мировоззрения, в силу единой богоподобнойчеловеческой природы, сотворенной Им в Адаме.

 

Единство в Адаме не в прародительском грехе состоит, а в Отце Небесном, и благодаря этому становится возможным единство в Новом Адаме – Иисусе Христе, Которого апостол Павел еще называет «последним Адамом», говоря: «первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. <…> Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15; 45–49).

 

Первый Адам – образ Божий, человек, призванный к богоуподоблению, Новый Адам – Бог, вочеловечившийся, чтобы мы обожились (святитель Афанасий Великий). Именно ставший человеком, а не гуманоидом, сотворившим для Себя некое точное подобие человеческой природы; Бог, ставший поистине Человеком, а не всего лишь принявший призрачный образ, или же, согласно ереси Нестория, родившийся человеком, который потом якобы принял Божественную природу…

 

164.jpg

В первом Адаме все согрешили, но и Небесный Отец у всех один

 

Нет, потому и отстаивали Отцы III Вселенского Собора термин «Богородица», что родила Она совершенного Богочеловека, в Котором обе природы полноценны, и соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (определение IV Вселенского Собора).

 

Святитель Григорий Палама так обосновывает необходимость вочеловечения Бога: «Чтобы нам уничтожить в себе смертоносный яд душевный и телесный и снова приобрести себе жизнь вечную, для нашего рода совершенно необходимо было иметь новый корень. Нам необходимо было иметь нового Адама, который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных ему, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него».

 

И далее: «Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая».

 

И вот Господь нам провозглашает новое родство, родство в Нем, во Христе, указывая при этом на признаки родства: слушание слова Божия и его исполнение, т.е. не только жизнь по заповедям «как получится», но живой интерес к слову Божию, стремление знать его, чтобы по нему жить. Рождение свыше в таинстве крещения – это еще не все, оказывается. «Слушать» и «исполнять», т.е. узнавать и вникать, прилагая слово Божие ко всем жизненным ситуациям, решая их в новозаветном ключе.

Именно так поступала Пресвятая Богородица, которая почитается как новая Ева, «ибо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая чрез слова Ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его Слову. И как та была непослушна к Богу, так эта склонилась к послушанию Богу, дабы Дева Мария была заступницею девы Евы.

 

И как чрез деву род человеческий подвергся смерти, так чрез Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление чрез наказание Перворожденнаго, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти» (святой Ириней Лионский).

 

Успение христианина – его кончина в родстве с Богородицей

 

Дважды посещая преподобного Серафима Саровского на одре болезни, Божия Матерь, исцеляя его, говорила сопровождавшим Ее апостолам Петру и Иоанну: «Сей от рода нашего».

 

173.jpg

«Сей от рода нашего»

 

Выше мы упоминали о смерти как успении, предваряющем всеобщее воскресение, о нашем родстве во Христе, которое стало возможным благодаря Пресвятой Деве, а также о признаках и условиях этого спасительного родства. Божия Матерь, усыновляющая нас, как бы напоминает своим успением о том, что кончина христианина – это его праздник, если, конечно, он к этому событию достойно подготовился. Успенский пост символизирует образ жизни, к которому человек призван, чтобы его кончина стала торжеством, а не крахом.

 

Все мы движемся по жизни навстречу вечности, приближаясь к порогу разлучения души от тела, к порогу, за которым покровы спадают, и все становится ясно: и что чего стоило, и каковы были истинные намерения, – вся подоплека наших мыслей и чувств, слов и дел.

 

Будет ли наше посмертное состояние «во блаженном успении вечным покоем» в ожидании всеобщего воскресения мертвых или ожиданием этого дня в «мучительном стыде за бесцельно прожитые годы… за подленькое и мелочное прошлое», как начала Страшного суда?

Какова жизнь – таково и успение. Успенским постом готовимся встретить Успение Пречистой, своей жизнью – свое успение… или смерть – это уж как проживешь.

 

 

Протоиерей Игорь Прекуп

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...