Перейти к содержанию

Святой Франциск Ассизский – апостол христианской новизны


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

DSC_0532-199x300.jpg

 

Проповедь гвардиана Крестовоздвиженской обители францисканцев и настоятеля прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске отца Джона Гиббонса, OFM, на Мессе памяти св. Франциска Ассизского 4 октября 2017 года.

 

— Сейчас я хочу сказать несколько слов о св. Франциске. О нем написана масса книг, снято множество фильмов на разных языках. И даже спустя 800 лет после его ухода из нашего мира он остается актуальным – вплоть до того, что наш нынешний Папа принял его имя, имя Франциска Ассизского. Он всегда был популярен. Больше того, мы считаем, что он самый популярный святой среди католиков, а, может быть, и среди всех верующих.

 

Существует много причин этой его популярности, того, что так много людей любили и продолжают любить его. Я хочу сегодня остановиться только на некоторых из них. Прежде всего, святой Франциск Ассизский явил Церкви и всему христианскому миру новый тип святого. Ранее Церковь знала несколько категорий святых. Во-первых, это был чин мучеников, исповедников, затем – выдающиеся богословы, учителя, пастыри. Еще – аскеты, отшельники, предававшиеся покаянию за свои грехи и грехи мира, и чудотворцы. Иногда приписываемые святым чудеса носили совершенно грандиозный, неправдоподобный характер. Но Папы, канонизировавшие св. Франциска (Григорий IX, Иннокентий IV), изначально подчеркивали, что их цель – представить его не как образец чрезвычайных дарований, а как реалистичный пример для народа Божия. Чтобы глядя на него, обычный верующий мог сказать: «И я тоже мог бы так жить». Совершаемые же святым чудеса имели при этом второстепенный характер.

 

sv.FR_.jpg

 

Руководствуясь подобными соображениями, Папа Григорий IX попросил одного из францисканских братьев описать жизнь Отца-Основателя их Ордена, составить его биографию. Этим человеком, призванным представить новый тип святого с новыми, отличными от традиционных, «знамениями святости», был Фома из Челано. Святостью должна быть отмечена сама повседневная жизнь. Фома специально оговорился, что будет писать о чудесах совсем немного, что главное для него – приободрить тех, «кто взыскует благодать новых благодатей». Вообще, слово «новый» он использует в своем творении очень часто – по его убеждению, Франциск – это избранник Божий, пришедший обновить этот мир собственным примером, жизнью, наставлением… Приход в мир Франциска стал «дождем благодати» для всех людей доброй воли, желающих жить праведно и благочестиво. Кто-то будет сам следовать этому конкретному примеру, а кто-то – хотя бы искренне изумляться ему. Франциск – это новое благословение для мира. Правда, автор того, первого жития использовал стандартные приемы, характерные для агиографии своего времени, для житий прежде живших и широко известных подвижников, но сквозь эту устоявшуюся жанровую форму определенно просвечивало новое содержание. Франциск всей своей жизнью доказал, что буквально следовать самым радикальным евангельским советам – возможно. Он стал основателем сразу трех Орденов: для мужчин, для женщин и для мирян («третий орден св. Франциска»).

 

И, конечно же, отличительной чертой св. Франциска была его пламенная любовь к творению Божию. Сочиненным им гимном в честь творения мы начали сегодняшнее богослужение. В нем звучат такие возвышенные эпитеты как «брат солнце», «сестра луна», «земля – кормящая мать». И даже физическую смерть он называет «сестрой плоти».

 

Св. Франциск обручился с Бедностью, которую представлял себе в виде прекрасной дамы. Он первым выразил тайну Боговоплощения в декорациях Рождественского вертепа, так что о пришествии Бога на землю теперь можно было не только слышать, но и видеть его своими глазами. Он же первым в истории был отмечен святыми стигматами ран Христовых.

 

И процедура его посмертной канонизации была для того времени совершенно новой. Именно тогда возникло само понятие «канонизационного процесса», проходящего под личным патронатом Папы. Можно утверждать, что св. Франциск Ассизский радикально обновил жизнь Церкви во многих аспектах: он – новый евангелист, благовестник христианской радости, новый, пришедший с небес свет, положивший новое начало. Его духовные чада стали новыми учениками Христа. Его стигматы – знак особой сопричастности Страстям Христовым – стали «Божественной печатью», подтвердившей свыше неординарную новизну его служения, его новую интерпретацию Евангелия, его новые отношения с Иисусом и творением Божиим.

 

Пример святого Франциска продолжает нас вдохновлять и сегодня, побуждает нас к обновлению нашей веры, к поиску новых форм и способов христианского служения.

 

Аминь.

 

Источник

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Его стигматы – знак особой сопричастности Страстям Христовым – стали «Божественной печатью», подтвердившей свыше неординарную новизну его служения, его новую интерпретацию Евангелия, его новые отношения с Иисусом и творением Божиим.

Для православных это, наверное, самый соблазнительный момент в жизнеописании св. Франциска. Кажется, до него никаких сведений о получении святыми стигматов нет (не считая мнения об их наличии у ап. Павла и свидетельства коптского жития Макария Египетского). Помню, на форуме Заглобы я открывал о стигматах отдельную тему. Суть того, что мне ответили, сводится к следующему: возникновение феномена стигматов у католических святых якобы свидетельствует о том, что Западная церковь живет и развивается, а Православная застыла на месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИМХО, появление феномена стигматов ни о чём не свидетельствует. Просто всё когда-то случается первый раз. Новое не значит плохое, новое не значит хорошее. Стигматы случились впервые в 13-м веке - ну и что?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стигматы случились впервые в 13-м веке - ну и что?

То, что возникает вопрос: почему именно тогда? Точнее не просто тогда, а именно с того времени и по сей день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что возникает вопрос: почему именно тогда?

 

Тут как-то сам собой возникает ответ: а почему нет? Чем отличается 13 век от других? Время-то вообще-то очень хорошее было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут как-то сам собой возникает ответ: а почему нет? Чем отличается 13 век от других? Время-то вообще-то очень хорошее было.

Так в этом и вопрос: чем отличается? Что же, феномен стигматов возник, потому что время хорошее было? А чем оно было лучше других времен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Вы не рассматриваете возможность, что стигматы даются людям (которые встречаются крайнетредко), обладающим какими-то определенными духовными свойствами? Т.к. именно они могут принять/вынести этот дар? Ср. о различных дарах Духа.

А, возможно, и другие были, и раньше, но до нас информация на дошла. Или явления Христа или Богоматери? Тоже не припомню информацию о них в первом тысячелетии н.э. Тоже дар редчайший.

Изменено пользователем Надзея
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ничем он не отличается. Впервые стигматы могли бы быть и раньше, и позже. Думаю, нечего тут осмысливать.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А время - просто хорошее. По мне, Южная Европа 13-го века - самое интересое время-место во всей истории. Уже ходят первые францисканцы и доминиканцы, ещё натуральные, первобытные - можно присоединиться. Можно в Падую пойти святого Антония вживую слушать.Ещё держатся крестоносные королевства в Святой Земле, можно туда. А можно в Испанию, там как раз Толедо отбили. А можно в Прованс с Симоном де Монфором. Песнь о Нибелунгах только-только с пылу с жару, а ещё свежи ведь Песнь о Роланде и Артуровский цикл. Кругом сплошная куртуазность, трубадуры состязаются. Первые университеты - иди, учись, интересно, ново! Готические храмы новенькие здесь и там. Голова крУгом! Ну скажите, разве было когда-то время интереснее? :) :) :)
  • Like 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что возникает вопрос: почему именно тогда? Точнее не просто тогда, а именно с того времени и по сей день.

Есть мнение, что Ап. Павел имел стигматы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное, в то время учение о соискупительстве святых стало более ясным (?) Сострадать со Христом за ближних (субъективное искупление) — это ведь и есть духовная стигматизация. А тут просто она ещё и видимой стала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иоанн 22 зайдите, пожалуйста, в тему ЖР. К сожалению Вам невозможно отправить личное сообщение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А время - просто хорошее. По мне, Южная Европа 13-го века - самое интересое время-место во всей истории.

Дикое и жестокое время ... Впрочем, для некоторых современников, безусловно, интересное ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Говорят, что рецепт их приготовления известен еще со времен Серафического Отца и бережно хранился братией монастыря св. Франциска.

 

Единственная разница - Серафический Отец в них ещё золу от костра добавлял, позже от этого отказались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
Тема разделена. Подбирать крестильное имя для ТАНа пожалуйте сюда
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...
А давайте вспомним, что такое благочестие, вот по Франциску Сальскому. Внешние формы благочестия и, если хотите, святости, они ведь разными могут быть. Как пишет Франциск, иное благочестие у епископа, иное у монаха, иное у мирянина. А я бы в контексте поднятой Вами, Денис, темы добавил: иное благочестие у средневекового католика, иное у современного. А считать всех, кроме монахов, недохристианами очень неправильно, хотя в восточной традиции такое, как Вы справедливо заметили, и присутствует.

Отче, а Вы не обращали внимания, что у древних римо-католиков, аскетика то нормальная, нет ничего подобного как у Анжелы, а до Франциска Ассизского, никаких упоминаний про стигматы в западном христианстве просто не упоминается?! Римо-католики, бывает ссылаются на Апостола Павла, хотя толкователи говорят, что он пишет о ранах, полученных им за Христа. Но речь не об этом, а о том, что до Франциска, просто никаких свидетельств про стигматы, я не встречал. У самих римо-католиков появление Рейнской мистики, было ответом на женскую мистику. Вроде бы так я читал. У католиков была здравая аскетика, в лице Бенедикта Нурсийского, Иоанна Кассиана Римлянина, конечно они в аскетику наверное привнесли опыт восточных монахов. Мне думается, что здравое и у Бернарда Клервоского, хотя на счет него не знаю. Реутов сравнивает Майстера Экхарта с Григорием Паламой, а рейнскую мистику с паламизмом. Рейнскую мистику, не только Экхарт представляет, но и Иоганн Таулер и Генрих Сузо, последний кстати беатифицирован. Но факт в том, что до Франциска Ассизского, нет никаких упоминаний в западном христианстве о стигматах и нет никаких упоминаний в западном христианстве той женской мистики средневековья, которая встречается у Анжелы, у Агнессы Бланбекин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

120719211_10215883798200108_7203514033440067346_n.jpg?_nc_cat=109&_nc_sid=110474&_nc_eui2=AeGLDYbqrzfmviKyCn_cHKVT6sob5DhVZMLqyhvkOFVkwgQpU8eKIS4zZewYbHETRoDbS9aPL3k_R0zgTyZraBSr&_nc_ohc=1KngFaufZb0AX-ROeSW&_nc_ht=scontent-frt3-1.xx&oh=e10a56966b755a77151038a81db50c0a&oe=5F9E8C48

Св. Франциск Ассизкий

(икона Давида Хидашели)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...