Neta Опубликовано 3 ноября, 2017 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2017 Благодаря Обществу Иисуса, у нас появились несколько вещей, которые мы в современном мире воспринимаем, как должное. Дотошные ученые-иезуиты и их успешная миссионерская деятельность внесли огромный вклад в развитие астрономии, сейсмологии, математики и техники, ботаники, медицины, театра и даже кулинарии. 1. Календарь Христофор Клавий, SJ (1538-1612 гг.) – известный немецкий математик и астроном. Клавий сыграл важную роль в преобразовании календаря, предложенного итальянским врачом Алоизием Лилия. Григорианский календарь, разработанный Клавием, был одобрен в 1582 г. Папой Римским Григорием XIII и является официальным календарем, признанным во многих странах. 2. Гипертекст Итальянский священник Роберто Буса, SJ (1913-2011 гг.) – один из основателей компьютерной лингвистики. Когда он изучал сочинения Св. Фомы Аквинского, понял, что компьютеры можно использовать не только для чисел, но и для текстов и убедил в этом Томаса Уотсона, основателя IBM (англ. International Business Machines – крупнейшая фирма по производству программного обеспечения). 3. Селенография Итальянский астроном Джованни Баттиста Риччоли, SJ (1598-1671 гг.) и физик Гримальди Франческо Мария, SJ (1618-1663 гг.) опубликовали в 1651 г. научный трактат «Новый Альмагест»(лат. Almagestum Novum), указав на карте кратеры, лунные моря и другие изображения, что стало фундаментом для современной астрономической номенклатуры. 4. Математические вычисления Жан Шарль де ла Файль, SJ (1597-1652 гг.) – фламандский математик; в его книге Theoremata de centro gravitatis partium circuli et ellipsis (1632) он определил центр тяжести сектора круга.Андре Таке, SJ (1612–1660 гг.) – еще один фламандский математик, его научные работы подготвоили почву для открытия математического анализа. 5. Потайная дверь В 16-17 вв. иезуиты писали сценарии для своих спектаклей и ставили их в своих школах. Считается, что в 17 в. иезуитский учитель изобрел потайную дверь. Кроме того, предполагается, что иезуиты первыми стали использовать занавес для создания фоновых декораций. 6. Темпура В 16 веке, когда миссия иезуитов из Португалии прибыла в Японию, монахи стали жарить креветок, воздерживаясь от мясной пищи в постные дни во время каждого из четырех времен года (англ. Ember Days). Темпура (англ. Tempura) и английское Ember восходят к лат. Quatour Tempora, что значит «4 времени года». По иронии судьбы (или по Божественному Провидению) сёгун Токугава Иэясу, начавший тогда преследования католиков, умер от переедания темпуры. 7. Иезуитский чай (матэ) В середине 17 в. монахи-иезуиты выращивали дерево парагвайский падуб в Южной Америке, делая из него напиток, известный как «эликсир иезуитов» или иезуитский чай (исп. t? de los Jesuitas; нем. Jesuitentee). Скорее всего, этот напиток они предлагали местному населению, которое было подвержено алкоголизму. Долгое время этот напиток был запрещен; за его употребление следовало отлучение от Церкви. 8. Маракуйя / Страстоцвет Испанские монахи-иезуиты назвали страстоцвет или «цветок пяти ран» в память о Страстях Христовых.— Копьевидные листья должны были обозначать Копье, пронзившее бок Христа.— Усики означают плети, которые использовали во время бичевания Христа.— 10 лепестков символизируют 10 верных апостолов (исключая Св. Петра, отрекшегося от Христа, и Иуду Искариота, предавшего его).— Лучевые волокна цветка, которых у него более ста (у каждого цветка по-разному), представляют собой терновый венец.— Завязь в форме чаши с цветоложем напоминают Святой Грааль.— 3 рыльца на пестике обозначают 3 гвоздя, которыми был прибит Христос, а 5 пыльников под ними – 5 ран (4 от гвоздей и 1 от копья).— Белый и голубой цвет символизируют Рай и Чистоту. По всей Европе этот цветок стали называть именно так в связи с его символической трактовкой. В Испании он известен как espina de Cristo (терние Христа). В Германии он называется Christus-Krone (Венец Христа) или Christus-Strauss (Букет Христа), Dorn-Krone (терновый венец), Jesus-Leiden (Страсти Христа), Marter (Страсти), Muttergottes-Stern (Звезда Матери Божьей). 9. Камелии и игнация Шведский биолог Карл Линней, разработавший систему классификации растительного и животного мира, назвал цветок камелии в честь монаха-иезуита Георга Йозефа Камела (1661–1706 гг.). Камел провел много времени, создавая перечень флоры и фауны на Филиппинах в рамках своей медицинской практики. Он открыл лекарственные свойства игнации (Strychnos ignatii), которая и сегодня является важным источником стрихнина. Линней был так впечатлен работой брата Камеля, что переименовал названия вида из чайная в камелию. Этот вид включает в себя и кустовое растение, которое используется для создания чая. 10. Хинин (Иезуитская кора) В 17 в. испанский монах-иезуит в Перу узнал от местных жителей, что кора хинного дерева может вылечить малярию. Монах-иезуит показал это лекарство всему миру, вылечив императора Японии. Сегодня хинин применяется и в создании содовой воды, так что благодаря иезуитам, у нас есть джин с тоником. 11. Громкоговоритель Иезуит Афанасий Кирхер, SJ (1602–1680 гг.) – немецкий ученый-полимат эпохи Возрождения, одним из первых изучал микробов под микроскопом и доказал, что бубонная чума распространяется через микроорганизмов-носителей. Когда он не был занят спусками в вулканы, выживанием в кораблекрушении и изучением чумы, Кирхер изобретал: часы, автоматические устройства и первый громкоговоритель. 12. Зонтик Зонтики от солнца и дождя появились в 17 в. во Франции и Англии под влиянием иезуитов, которые долгое время провели в Восточной Азии. 22 июня 1664 г. английский писатель Джон Ивлин написал в своем дневнике о коллекции священника-иезуита Томпсона, который был в Китае и Японии. Среди предметов коллекции он отметил «веера, похожие на те, что используют наши дамы, но намного больше и на длинном стрежне, причудливо гравированные и выполненные в восточном стиле». Это были зонтики от солнца. Так что в следующий раз, когда будете сидеть под зонтиком, прячась от солнца, потягивать джин с тоником, лакомясь темпурой и маракуйей, и листать страницы в Интернете, вспомните Св. Игнатия и иезуитскую общину, которые сделали много открытий для углубления наших знаний – Ad maiorem Dei gloriam, «к вящей славе Божьей». РУСКАТОЛИК.РУ 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти