Перейти к содержанию

Притча о десяти девах


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

25.jpg

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Мф 25, 1-13

 

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

 

Прежде, чем мы начнём извлекать из этой притчи, так называемые благочестивые выводы, скажем сначала о том, что в этой притче сложно и непонятно. Притча говорит о Царстве Божием, о встрече с Господом, о небе, рае. Но что это за рай, где один с другим не делится тем, что имеет? Чтобы случилось с этими пятью девами, такими праведными и совершенными, если бы они немного своего масла отдали остальным пяти? Что это за небо, в котором, кажется, действует правило: « Умеешь считать? Рассчитывай на себя».

 

И ещё поведение жениха, который, как мы знаем, символизирует в этой притче Самого Христа. Он не только опаздывает, но ещё, слушая просьбы дев, возвращающихся с маслом, отвечает им очень жестоко твёрдым голосом: « Истинно говорю вам: не знаю вас». Так ли ведёт себя кто- то, о ком мы говорим, что Он милосердный и понимающий человеческую слабость? Разве так трудно было заметить, что те, кому не хватило масла, потом сильно старались, чтобы исправить свою ошибку? Ведь даже мы бы это поняли?

 

Честно говоря, смотря на другие притчи, мы ожидали другого ответа. Мы ожидали, что Он, увидев поведение всех этих дев, скажет имеющим масло: « Это совсем неважно, что у вас осталось больше масла, чем у других. Намного важнее, что вы не поделились им с нуждающимися. Поэтому они, а не вы, войдут на брачный пир». Почему Он так не сказал и так не сделал?

 

Я знаю, что ответы на эти вопросы совсем непростые, и что намного проще говорить о Христе из притчи о потерянной овце, о блудном сыне или милосердном Самарянине. Но ведь эта наша сегодняшняя притча – это тоже слово Божие.

 

Во-первых, эти горящие светильники в руках дев из сегодняшней притчи – это символ всего того, что человек считает в жизни самым важным, символ всех ценностей, которым он хочет быть верным: любовь, семья, друзья, доброта, бескорыстность. Пламя, огонёк этих светильников можем поддерживать только мы сами. Только мы сами можем следить за тем, чтобы он не погас. Потому, что – и это главный урок из сегодняшнего Евангелия – невозможно прожить жизнь по- другому, как только за свой счёт, невозможно дать жизнь кому- то взаймы, невозможно прожить жизнь за кого- то, даже если это кто- то очень близкий.

 

Во-вторых, как можем поддерживать этот огонёк и сохранять его? Конечно, заботясь о масле, постоянно его подливая. Но что такое это масло? Что оно означает? Это наша вера и наше упование на Господа. Только уповая на Него, можем наполнить наши сосуды маслом, без которого наши светильники гаснут.

Без веры не сохраним того, что самое важное в жизни, не сохраним наших ценностей. Но веры и упования на Господа мы не можем себе купить. Видя наш недостаток веры, мы можем только просить Господа, чтобы умножил её.

 

Именно в этом заключается – и это третий ответ на наши вопросы, заданные вначале, - главная вина этих неразумных дев. Дело не в том, что они задремали и уснули. Как мы слушали, рассказывая эту притчу, Господь говорит очень ясно, что как жених замедлил, то все девы задремали и все уснули. Все! Это значит, что разница между мудрыми и неразумными не в том, что первые бодрствовали, а вторые уснули. Нет! Все уснули, потому что из- за человеческой слабости невозможно не спать.

 

Что это значит? Это значит, что невозможно быть совершенными, никогда не ошибаться, никогда не грешить и всегда, и везде всё делать хорошо. Нет, это невозможно. Раньше или позже мы все задремлем.

 

Но если ты уже задремал, и проснувшись, видишь, что у тебя нет масла, что у тебя не хватает веры, не слушай никаких подсказок и не доверяй, что можешь спастись самостоятельно, покупая себе спасение чем-нибудь.

 

Спаситель только один и даже если увидишь, что у тебя большой недостаток веры из- за того, что ты о ней не заботился, не уходи никуда, но проси Господа, чтобы Он умножил твою веру. Чем более тебе не хватает веры, тем более проси. Осознай перед Господом всю твою вину и расскажи Ему всю твою беду. Но, не отходи! Проси!

 

Именно в этом ошиблись эти неразумные девы. Во-первых, увидев свой недостаток, отошли от жениха, ища спасения за свои деньги, т.е., через свои дела; а во-вторых, вернувшись с маслом, они просто сказали Господу, чтобы им открыл дверь, думая, что теперь это их право, что это им просто принадлежит.

Они не рассказали Ему своей беды, не сказали, почему им не хватило масла, не высказали Ему своей беспомощности, не плакали перед Ним, и даже не просили Его постоянно и упорно. Именно поэтому Он сказал: « Истинно говорю вам: не знаю вас!».

 

Давайте не будем закрывать перед Господом наших сердец. Давайте не будем скрывать перед Ним наших недостатков и бед, и грехов, и страданий, и вины. Видя, как нам не хватает веры, давайте не будем уходить никуда от Него, давайте не будем пытаться спастись своими силами, но давайте упорно просить Его, чтобы Он умножил нашу веру, чтобы Он спас нас. Таким образом, даже мы, неразумные, будем являться частью Царствия Божиего.

 

Потому что, как нам говорит сегодняшнее Евангелие, Царство Небесное подобно будет

десяти девам. Не жениху, не пяти девам, но десяти. Неважно мудрые или неразумные, неважно как, важно, чтобы мы вместе с Ним вошли на брачный пир. Аминь.

 

о. Войтек Зиолек SJ,

 

Проповедь "Не дайте угаснуть лампадам!"

община Покрова Пресвятой Богородицы, Царицы Святого Розария,

Томск

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая-то логическая ошибка в данной проповеди мне видится. Если масло - это наша вера и упование на Господа, то получается, что разумные девы имеют и большую веру, и упования на Господа у них достаточно. Но именно они советуют почему-то неразумным отойти от Господа и попытаться спастись своими силами, вместо того, чтобы посоветовать им все то, что должны были делать неразумные по мнению автора проповеди - плакать, высказывать свою беду, просить. Изменено пользователем Радка
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В известной монографии К. Бломберга "Интерпретация притчей" справедливо, на мой взгляд, отмечается, что не стоит доискиваться, что именно означает масло в лампадах: веру, дела милосердия или что-то еще; равно не нужно придавать значение прочим деталям повествования. Смысл притчи в том, что необходимо духовно бодрствовать и быть готовым к встрече с Женихом, все остальное - это, так сказать, литературное обрамление.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В известной монографии К. Бломберга "Интерпретация притчей" справедливо, на мой взгляд, отмечается, что не стоит доискиваться, что именно означает масло в лампадах: веру, дела милосердия или что-то еще; равно не нужно придавать значение прочим деталям повествования. Смысл притчи в том, что необходимо духовно бодрствовать и быть готовым к встрече с Женихом, все остальное - это, так сказать, литературное обрамление.

Но разумные девы не бодрствовали, они спали точно также, как и неразумные. Неразумным не сон помешал выйти к жениху, а именно отсутствие масла в светильниках, потому и возникает вопрос - что это за масло такое, без которого на брачный пир не попасть? А там зачем-то еще просьба поделиться маслом, и отказ, и указание на то, что и у разумных тогда может масла не хватить (т.е. под угрозой окажется и их попадание на брачный пир). Весь сюжет притчи построен вокруг этих светильников и масла. Как же оно не важно?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но разумные девы не бодрствовали, они спали точно также, как и неразумные.

И тем не менее не подлежат за это упреку, не так ли?

 

Неразумным не сон помешал выйти к жениху, а именно отсутствие масла в светильниках

Так вот отсутствие масла и есть, по всей видимости, символ духовного "небодрствования", см. вывод притчи: "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Опоздание Жениха и сон дев - это скорее лишь указание на то, что парусия может наступить не так скоро, как думают ученики.

 

А там зачем-то еще просьба поделиться маслом, и отказ, и указание на то, что и у разумных тогда может масла не хватить (т.е. под угрозой окажется и их попадание на брачный пир). Весь сюжет притчи построен вокруг этих светильников и масла. Как же оно не важно?

Вы полагаете, Радка, что каждая из этих деталей должна подлежать истолкованию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, согласно традиц. толкованию, масло - это благодать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему, согласно традиц. толкованию, масло - это благодать.

Дела милосердия - тоже вполне традиционно, основано также и на созвучии греч. elaion (масло) и eleos (милость).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В известной монографии К. Бломберга "Интерпретация притчей" справедливо, на мой взгляд, отмечается, что не стоит доискиваться, что именно означает масло в лампадах: веру, дела милосердия или что-то еще; равно не нужно придавать значение прочим деталям повествования. Смысл притчи в том, что необходимо духовно бодрствовать и быть готовым к встрече с Женихом, все остальное - это, так сказать, литературное обрамление.

Я лично абсолютно согласна.

 

Обсуждение данной темы в FB напоминает обсуждение вопроса в Что Где Когда? - куча версий, дотошное желание объяснить каждое слово, чтобы всё сложилось как пазл. А он никак не складывается.

Смысл притчи в том, что необходимо духовно бодрствовать и быть готовым к встрече с Женихом

Вот именно об этом говорил на вчерашней проповеди наш настоятель отец Владимир . О том, что никто из нас не знает, когда предстанет перед Христом, и поэтому не надо откладывать 'на потом' то, что мы должны делать сейчас и всегда: укрепляться в вере и любви к Господу, совершать добрые дела и прочее.

Свет Христов да пребудет с нами !

Изменено пользователем Petra
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут некий проповедник говорит, что хотел бы оказаться даже не мудрой девой, а тем, кто крикнул в полночь "Вот жених идет!" и у кого оказалось достаточно масла, чтобы не только встретить Господа, но и бдеть на протяжении ночи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё поведение жениха, который, как мы знаем, символизирует в этой притче Самого Христа. Он не только опаздывает, но ещё, слушая просьбы дев, возвращающихся с маслом, отвечает им очень жестоко твёрдым голосом: « Истинно говорю вам: не знаю вас». (...)

 

Честно говоря, смотря на другие притчи, мы ожидали другого ответа.

Почему же? Разве ответ жениха не напоминает сказанное в Нагорной проповеди? "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф 7:22-23)

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но разумные девы не бодрствовали, они спали точно также, как и неразумные.

"Бодрствовать" означает не "не спать", а заботиться о полноте масла в светильнике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы полагаете, Радка, что каждая из этих деталей должна подлежать истолкованию?

А почему следует отказываться от истолкования, если вопросы все же возникают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Притча интересная и непростая. Похоже, она выходит за рамки своей основной морали ("бодрствуйте") и ставит проблемы, которые внутри нее решать крайне затруднительно.

 

С одной стороны ее логика вроде бы вписывается в общую логику евангельских притч о Царстве Божием. Центром этих притч выступает любовь Божья в душах людей, показываемая часто в динамическом плане, в ее самовозрастании (притча о зернах, закваске, талантах и прочем). Здесь же рассматривается не самовозрастание-умножение любви, но статически-дискретный план "или-или", делается акцент на ее возможном наличии/отсутствии в душе в час предстояния перед Богом.

 

 

Рассмотрим, что означают основные части притчи.

 

1. Масло в светильниках прежде всего - любовь в душе. Аналог умноженных талантов, поднявшегося от закваски теста, урожая зерна, выросшего горчичного дерева и т.д.

 

2. Заправленность светильников маслом - наполненность души любовью и способность любить Бога.

 

3. Сон дев - пребывание человека в состоянии мирского забвения, погружение в пучину забот и некоторая отстраненность от Бога.

 

4. Бодрствование - забота о том, чтобы светильники, несмотря на житейскую суету (и сон в притче), были полны масла.

 

5. Явление Жениха - тут или Второе Пришествие, или даже частный суд человека за гробом. В общем, резкая смена обстановки, когда человек - внезапно - берется от своих забот или развлечений и ставится на суд Божий с последующим итогом, радостным или печальным.

 

Неразумность пятерых дев состоит в том, что они прошляпили, пустили на авось самую нужную для них заботу - в наполненности светильников маслом. То что заснули? - все спят, без этого никак. Но вот масло должно быть, несмотря на всевозможные мирские заботы. Вспоминая Екклезиаста, можно сказать, что в мирских заботах мы разбрасываем камни - но их в то же время надо и собирать. Вызывают тебя к Господу - будь добр придти к Нему с маслом в светильнике/с любовью/Царством Небесным в душе. Дальше идут ультиматум. Нет масла? - не проблема Господа, проблема твоя, кто не успел, тот опоздал. Сам виноват - не расслабляйся. Жестко? Зато назидательно и подстегивающе.

 

Понятно (не совсем понятно) также и почему разумные девы с неразумными не поделились маслом. Можно, конечно, тому у кого с избытком любви, дать тому, у кого недостаток ее, но вот научить любви нельзя. Поделиться маслом в данном случае - не принесет никакой пользы нуждающимся. Через любовь можно облагодетельствовать другого, можно позаботиться о нем, но перелить ее из души в душу как из сосуда в сосуд?

 

 

Непонятны следующие моменты:

 

1. Почему разумные девы намекают на то, что и им может не хватить, если они поделятся? Если только здесь не так обстоит дело, когда в ситуации предстояния перед Женихом ("свистать всех наверх") любая задержка в связи с переливанием масла может означать срыв всего мероприятия, то о чем тогда речь идет?

 

2. Что означает совет в самый ответственный момент пойти купить масло, и почему разумные девы дают его неразумным, и сознают ли они, что советуют? Что такое "покупка масла", что ей соответствует в действительности? Это, наверное, одна из самых сложных частей притчи.

 

Можно предположить, что покупка масла - определенный аналог заполнения души любовью. Мы помним, что масло в светильнике - образ любви Божией в душе. Но как появляется любовь в душе? Она - дар от Бога, в виде искры Божией, в душе она умножается и возрастает, воспроизводится. А масло в светильнике в каком порядке должно появляться? - в притче не совсем проговорено. Да и не получится маслу заполнить светильник по методу таланта, закваски и т.д., оно не может в нем самозарождаться, в этой притче другая схема и немного о другом речь идет. По идее его все же девы должны купить и залить (разумные девы скорее всего так и сделали), только вот сделать это нужно было заранее. В таком случае грех неразумных дев - в их нерадении и безалаберности, чему итог - опоздание на пир, но не в том, что они не добыли в конце концов искомое. Добыли.

 

3. Почему девы, уже после наполнения светильников маслом оказались отвергнутыми Женихом? непонятно. Ведь по идее наличие масла/любви в душе делает их достойными войти в Царство Божие, пусть не в числе первых, но последних (тем более, что по другой притче первые и последние могут даже меняться местами). Почему такое ультимативное "кто не успел, тот опоздал"? Что-то мне не верится, что Господь оставить за бортом своего Корабля тех, кто в принципе благонадежен для Царства Божия... Или опоздавший неблагонадежен только лишь в силу опоздания? Я понимаю, что опоздавшему студенту двери на экзамен могут быть закрыты - даже если он полностью готов к нему, - но так ли точно дело обстоит у Господа? Не будет ли действительность гораздо сложнее, чем это предусмотрено форматом данной притчи?

 

Можно предположить с натяжкой: двери перед неразумными девами оказались закрытыми, потому что запоздалая покупка масла девами - это на самом деле акт симонии, покупка благодати за деньги, поэтому формальное наполнение светильников неразумных дев не оправдало, с фальшивым ордером место в небесной Обители не получить. То есть девы схитрили, грубо говоря, залили в светильники не настоящее масло, а суррогат. (Впрочем, об этом в притче нет никакого намека). Ну а если бы "настоящее" масло купили и залили, в последний момент успев наработать любовь в душе (это сложно, но в принципе можно, Бог милостив)? Или у торговцев в этот час принципиально не может быть "настоящего" масла?

 

Домыслы, вопросы...

  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодняшнее чтение предлагает нам притчу Иисуса о Его предстоящем возвращении. В ней Иисус снова обращается к теме готовности (точнее, неготовности) Его последователей к этому событию. Казалось бы, к нему невозможно было не быть готовым, ведь ученики Иисуса действительно ждали встречи с Ним, как невеста ждёт встречи со своим женихом. Понять это ожидание может лишь человек, родившийся и выросший на Востоке, там, где ещё сохраняется традиционный уклад жизни и где невеста не может встречаться со своим женихом до самого дня свадьбы.

Сегодня, надо признать, даже среди христиан мало кто ждёт возвращения Спасителя как главного события своей жизни, но для первого христианского поколения такое ожидание было нормой. Но долгожданная встреча срывается из-за, казалось бы, сущего пустяка: ожидавшие жениха невесты не подумали о том, чтобы запастись маслом для своих ламп (ст. 3). А лишнего масла ни у кого не оказалось (ст. 8–9). Между тем, двери в брачные покои закрываются быстро, малейшая задержка может оказаться (и для некоторых действительно оказывается) роковой (ст. 10 – 12).

История эта напоминает притчу Спасителя о засохшей смоковнице: Иисус подошёл к дереву неожиданно, на смоковнице не было и не могло быть плодов, но Царство приходит не тогда, когда его ждёшь, и Иисус тоже появляется неожиданно и не так, как, по человеческим понятиям, Он должен появиться. В такой ситуации духовная собранность означает прежде всего готовность к неожиданностям. Конечно, в ожидании столь значимого события нетрудно забыть о такой мелочи, как запас масла для лампы. Но уже давно было замечено, что в духовной жизни не бывает мелочей. Ведь духовное состояние — это, прежде всего, определённый уровень осознания реальности, когда значимым становится всё, что делается, когда исчезают безотчётные, едва осознаваемые, мелькающие мысли и такие же безотчётные, автоматически совершаемые действия. Тогда-то и становится значимой каждая мелочь: ведь глубина осмысления этой мелочи в таком случае оказывается не меньшей, чем глубина осмысления любого «великого» дела.

В деле Божием мелочей нет, мелочи становятся мелочами тогда, когда мы перестаём воспринимать окружающую нас реальность как реальность наступающего Царства. В нашем ещё не преображённом мире есть важные дела и есть дела мелкие, недостойные внимания; в Царстве значимо всё. И если мы не научились видеть реальность такой, значит, мы ещё не знаем, что такое Царство.

Притча Спасителя о десяти девах имеет совершенно очевидный эсхатологический смысл. Понятно, что речь идёт о приходе, точнее, о возвращении Мессии, и встреча Его подобна встрече жениха: ведь образ Царства как брачного пира в те времена был уже традиционным. Остаётся лишь понять, что имеется в виду под маслом и светильниками. Сам Иисус говорит, что для человека, для его внутреннего мира светильником является око, его собственное зрение. Речь идёт не только о физическом зрении, но и о духовном, о том, которое делает для человека возможным в том числе и богообщение. Масло же даёт человеку возможность видеть, это то, что питает его духовное зрение.

Погасший светильник означает, что человек обессилел духовно, что он уже не в состоянии совершить то внутреннее усилие, которое позволяет ему видеть. Конечно, притча есть притча, здесь присутствуют не только символы, но и аллегории. Такой аллегорией и является поход за маслом в самый неподходящий момент, когда надо бы быть дома и сосредоточенно ждать. Речь идёт о неготовности человека к моменту возвращения Спасителя, о неготовности духовной, связанной с тем, что в своё время человек этот не думал о своей духовной жизни и не заботился о том, чтобы оказаться достаточно сильным духовно для предстоящей встречи.

Казалось бы, у человека вообще нет своих сил, все наши силы — от Бога, и именно так Богом было задумано изначально. Однако за своё духовное состояние перед Богом отвечает всё же сам человек. Бог даёт нам все возможности для духовной жизни, для её выстраивания и наполнения, но реализовать их нам придётся самим, хотя и с Его помощью. Если же не делать вообще ничего, данные нам Богом возможности так и останутся нераскрытыми. Могут сказать: ну что ж, пусть так, вот вернётся во славе Христос, и Он сделает всё, что нужно — невзирая на наше состояние.

Главное — готовность и желание встретить Его. На самом же деле ситуация сложнее: опоздавшие к встрече девы теряют всё. Тут не какая-то жёсткость правил игры или жестокость Бога — просто встреча со Христом становится завершением длительного и непростого духовного процесса, без которой она не произойдёт, хотя Христос и может при этом быть рядом — как жених в Его притче, который рядом, но встретиться с которым невозможно.

https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/mt/25:1

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему следует отказываться от истолкования, если вопросы все же возникают?

Потому что в противном случае мы рискуем привнести в текст смысл, отличный от того, который вложил в него автор (или Автор), заняться эйзегезой вместо экзегезы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы полагаете, Радка, что каждая из этих деталей должна подлежать истолкованию?

Видимо, предполагается 4 уровня истолкования...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видимо, предполагается 4 уровня истолкования...

Можете их выделить применительно к данной притче?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можете их выделить применительно к данной притче?

Думаете, справлюсь? ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 лет спустя...

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...