Перейти к содержанию

Притча о талантах


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

47051677_vedro.jpg

 

Как не закопать таланты – дар Божий

 

В эти последние дни литургического года Церковь предлагает нам чтения из Священного Писания, которые говорят о конце света, о суде, в том числе, используя эти притчи, которые использовал Иисус Христос, которые мы находим в Евангелиях. Сегодня мы слышали притчу о талантах. Таланты – денежная единица, она соответствовала примерно 25 кг. Из притчи ясно, что это был талант серебра, то есть 25 кг серебра, по курсу на сегодня 1 талант – примерно 500 тысяч рублей. Я не нашёл , что в то время можно было купить за такую сумму, за пять талантов, или за один талант, самая меньшая цифра, которая есть в Евангелии сегодня. Понимаем, что эти таланты, то есть эти деньги, господин в притче, перед тем как уходит, дает для того, чтобы слуги ими пользовались и принесли прибыль.

 

Закопать талант, что сделал третий слуга, значит не служить господину, значит не желать послужить, поработать для своего господина, для того, кто дает тебе работу, в конце концов. Что показывает лень этого человека, который не хочет служить другим, а все только для себя. Не хотел работать, закопал этот талант, закопал этот 25-ти килограммовый кусок серебра. Можем представить себе, какая должна была быть яма, то есть он должен был постараться, в этом смысле у него были силы. И когда приходит, возвращается господин, то этот неверный слуга начинает оправдываться и говорит: «Я испугался. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал» (Мф 25, 24).

 

Очень странные претензии: «жнешь, где не сеял» – то есть приходишь и просто отбираешь. Но господин дал ему 25 кг серебра. Что значит «не сеял»? Посеял, то есть дал, что должно вырасти, дал тебе первоначальную сумму, которую надо было вложить. Получается, что раб этот врет. То, что он говорит, не соответствует правде. Он обвиняет своего господина в том, что правдой не является, эти обвинения неоправданны. Он пытается оправдать себя, оправдать свою лень, сказать: «Ты не имеешь права от меня требовать».

 

И так же в некоторых случаях, или довольно часто, мы поступаем с теми дарами, которые получаем от Бога, потому что слово «таланты» мы сейчас используем в другом смысле, во второстепенном смысле: дары, которые мы получили от Бога, либо у тех, кто в Бога не верит, способности, которые есть у человека. Первое значение теперь имеем в виду такое. Мы тоже, когда не используем дары, полученные от Бога, пытаемся их не замечать, становимся как этот раб. Мы не хотим служить нашему Господу. Мы как бы пытаемся Ему сказать: «Ну не требуй от нас. Ты не имеешь права от нас требовать. Ты несправедлив, если требуешь от нас, чтобы мы что-то делали». Это значит, что мы хотим жить спокойно, чтобы Бог нас не трогал, ничего от нас не требовал, то есть, чтобы нам расслабиться и отдыхать.

 

Но видно, что у Бога на нас другие планы. И те дары, которые у нас есть, в том числе, способности – это то, что должно приносить плоды, что мы должны вкладывать. Все эти дары мы должны вложить, чтобы послужить Богу. Каковы эти дары, что это может быть? Что это за таланты, которые у нас есть? Некоторые возможные варианты: таланты – это знания, которые у нас есть, например то, что мы учили в школе, что мы приобрели в профессии, те знания, которые у нас есть, в том числе о вещах церковных, о вещах Божественных. Те знания, которые Бог нам дает не просто, чтобы они в нас лежали, но чтобы мы их использовали, чтобы мы их могли передать другим, чтобы мы их распространяли, делились ими.

 

Как таланты – деньги, которые мы вкладываем в различные вещи, в различные банки, скажем так, в какие-то вклады, потом возвращаются, приумножаются, так и наши знания приумножаются, когда другие люди начинают ими владеть, приобретают их, когда мы другим людям их передаем. Поэтому, таланты – это также и наша вера, то есть то, что мы обрели. Это дар, дар Божий. Дар, который нам дан не для того, чтобы мы много получили и теперь можно дальше сидеть, как сидели, или лежать на диване, как лежали. Это дар, который нужно стараться передать другим, и не только передавать другим, но и менять свою собственную жизнь согласно этой вере, согласно тому, что она нам говорит, чему она нас учит. Изменять свою жизнь, чтобы вера приносила видимые плоды также и в нашей жизни.

 

Таланты – это время, которое дано нам Божьим провидением, отпущенное на нашу жизнь. Время, которое измеряется не только годами, но и минутами, часами в течение дня. На что мы используем наше время? Используем ли мы его на то, чтобы послужить Богу в наших ближних, то есть уделять время нашим ближним, уделять это время тому, чтобы углублять нашу веру, а значит, пытаться как-то посвящать время молитве или духовному чтению? Или мы просто теряем это время, закапываем этот талант в землю, теряем его, не приносит оно плодов?

 

Таланты – это наше здоровье, которое позволяет нам трудиться на благо других. Но также можно сказать, что и болезни – это тоже дары от Бога. Это те возможности, которые Бог нам дает, чтобы расти в терпении, в принятии Божьей воли, в послушании, чтобы даже в трудные моменты уметь учиться служить Богу, служить нашим ближним. Поэтому таланты – это и трудности, которые Бог нам посылает. Те трудности, с которыми мы сталкиваемся. Не нужно от них бежать, нужно их принимать. Это Божьи дары – трудности, преодолевая которые, мы становимся сильнее, терпеливее, храбрее, мужественнее.

 

Поэтому искушения – тоже таланты, которые у нас есть. Это дары от Бога, это то, преодолевая что, мы становимся добродетельнее. Борясь с искушениями, мы продвигаемся по пути совершенства, по пути святости, мы все больше подтверждаем нашу любовь к Иисусу Христу. Но если мы впадаем в искушение, то есть еще другие таланты, другие дары от Бога. Другой дар – это возможность исповеди, это дар, которым мы часто пренебрегаем. Бог готов простить нам наши падения, готов помочь нам в наших трудностях, а мы от этого отказываемся, мы закапываем и этот талант в землю.

 

Талант или дар Божий – это воскресная Месса, на которую мы приходим и принимаем Самого Христа в наше сердце, участвуем в жертве Христовой, в жертве, которую Он принес на Кресте и которая реально присутствует здесь на алтаре, когда мы совершаем Литургию. Жертва, в которой Христос показал Свою любовь и благодаря которой наша ответная любовь к Нему может возрастать. Это дар, который Бог нам дает, и который мы опять же не должны закапывать в землю. Но принимать – значит, пользоваться этим даром: участвовать в Святой Мессе и стараться участвовать в ней наиболее осознанно, с наибольшим вниманием, готовиться к ней заранее, может быть, читая какие-то подготовительные молитвы, молясь Розарием перед Мессой, или даже дома, еще перед тем, как выйти на Мессу, читать молитвы перед причастием.

 

Таланты – это Священное Писание, это Слово Божие, которое мы слышим на Мессе, это Слово Божие, которое есть у нас дома – Священное Писание, Библия. Это также книги святых и книги о святых, которые мы можем найти. Это те дары, которые существуют, которые нужно просто взять и которые помогут нам больше послужить Богу, научат нас, как служить Богу и нашим ближним.

 

Талант – это молитва, то есть это тоже Божий дар, способность разговаривать с Богом, способность соединяться с Ним, чтобы душа наша возносилась к Нему, обретать единение с Ним, которое совершенным способом обретем уже на Небесах. Это тоже дар, который мы часто закапываем в землю, которым мы не пользуемся, в который не вкладываем наши силы, и который теряем.

 

Таланты – это также материальные средства, которые Бог нам посылает, которые позволяет нам заработать, которыми мы можем помочь, например, нищим. И сегодня, в этот день, в первый Всемирный день бедных, это тоже особая вещь, которую нам нужно вспомнить, и помнить, что возможность помочь нищим, это также возможность заслужить в очах Божьих хоть что-то. Это значит «собирать себе сокровища на Небесах», как говорит Иисус Христос.

 

Попросим Господа нашего Иисуса Христа о благодати не закапывать все те дары, все те таланты, которые Он нам посылает.

 

о. Андрей Старцев

 

Приход Воздвижения Святого Креста

г. Казань

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И другой вариант: разменять талант на погремушки:

 

По трубному звуку восстану – и вот:

Господь – мой Творец и Судья,

Податель, но в долг лишь несчетных щедрот

Долги мои спросит с меня:

- Рабов наделял я неравно: кому

– Лишь грош, а тебе дал талант,

Скажи, ты нашла примененье ему?

Взгляни: предо мною стоят

Доверенный раб, что талант получив,

Его преумножил стократ,

И раб, что сокровище в землю зарыв,

Сберег И вернуть его рад.

Что ж ты? Свой нетронутым тоже вернешь,

Отдашь ли умноженным мне?

– О Боже, - воскликну, - что с нищей возьмешь?

Лохмотья лишь те, что на мне!

Я вечность меняла на тяготы дней

Да счастья потертую медь,

- Вот все, что осталось от жизни моей

(О прочем не стоит жалеть).

Да, Господи, я промотала талант,

Пропив и растратив на хлам –

На шутку, на детскую сказку и фант,

Не пряча в избе по углам

Ни денег, ни песен для черного дня,

Запаса не сделав к зиме.

Ну что ж? Я и мерзла, друзей не виня,

И зря не взывая к Тебе.

Я словно в буран потеряла тропу,

Во время ночевки в лесу

До крошки весь хлеб я доела к утру

И злобу растратила всю.

…И вот пред Тобою, Создатель стою,

Сумевшая все промотать,

Приемлю и славлю я волю Твою,

Одно лишь позволь мне сказать,

Дрожащей рукой рассыпая гроши –

Раскаянье, жалость и стыд:

Вот, Господи, сдача с бессмертной души,

Но мною талант не зарыт.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не нашёл , что в то время можно было купить за такую сумму, за пять талантов, или за один талант, самая меньшая цифра, которая есть в Евангелии сегодня.

Если 1 талант = 6000 динариев, а динарий - стандартная поденная плата в то в время, то, считая, что в году примерно 300 рабочих дней, получаем, что талант - это зарплата аж за 20 лет. Это 6 млн гривен: 3000 (минимальная зарплата)/30 = 100 гривен в день, т.е. динарий - это 100 гривен (очень грубое приближение, конечно). А в России какая минимальная зарплата?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в России какая минимальная зарплата?

Меньше 100 евро.

Россия в нищете, почти как Болгария...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Я испугался. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал» (Мф 25, 24)

 

Представьте, что человек работает на такого господина, который не брезгует рейдерством и рэкетом. Несложно, да? И вдруг ты этот слиток с 2-пудовую гирю не сможешь ему вернуть? Башку снимет. Многие бы испугались и закопали...

Изменено пользователем TAH
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Очень странные претензии: «жнешь, где не сеял» – то есть приходишь и просто отбираешь. Но господин дал ему 25 кг серебра. Что значит «не сеял»? Посеял, то есть дал, что должно вырасти, дал тебе первоначальную сумму, которую надо было вложить. Получается, что раб этот врет. То, что он говорит, не соответствует правде."

 

А это не претензии. Это оправдание своего страха. И это НЕ ложь! Что подтверждается словами самого господина:

 

 

"лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще интересное дополнение:

"Схожая (но не тождественная) притча приводится и в Евангелии от Луки (19:11-28), но вместо талантов в ней фигурируют мины (более мелкие единицы измерения). Рассказ Луки интересен сообщением, что когда господин уехал, то «граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами» (Лк. 19:14). "

Не любит народ в душе жестоких господ. Но боится ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как уже говорил, притчи взаимосвязаны, и понимать их нужно в связи друг с другом, они дополняют друг друга.

 

Что такое талант, символом чего он выступает? Того же, символом чего выступает в другой притче масло в светильнике. Это прежде всего любовь Божья, или благодать, или (по Евангелию) Царство Небесное, или, как говорилось здесь, Слово Божие, молитва и т.д. В принципе, при всех различиях - тождественные все вещи (ну как тождественны дождь, ручей и река - все одна вода).

 

И если в случае с маслом внимание обращалось на его сохранность, на наличие/отсутствие, на некоторое пороговое его количество, при котором светильник не будет гаснуть, то на примере с талантом наоборот, демонстрируется необходимость его умножения, возрастания его величины. Одной сохранности здесь маловато будет: зарытие в землю не спасает и не оправдывает.

 

Почему же? Да потому что к сущности Царства Небесного относится свойство самоумножения, самовозрастания, как во многих притчах о зернах, закваске и т.д. Они сами умножаются, надо только не мешать им, идти вслед за ними. Но умножение невозможно без отдачи: чтобы талант умножился, его надо вынуть из-за пазухи/кошелька, раздробить, пустить в дело, на некоторое время потерять его, и даже рискнуть, поскольку дело-то может и прогореть. И уже вложенный в дело талант возвращается - в умноженном виде.

 

Это может выглядеть по-разному в разных областях жизни, как в плотских, так и в духовных. Самая грубая проекция: предприниматель вкладывает деньги в дело, развивает предприятие и получает прибыль (Капитал здесь - прямая проекция Царства Божия в экономической действительности. Может показаться смешным, но диалектика "Капитала" Маркса с производством и оборотом прибавочной стоимости, основанная на переворачивании вверх ногами диалектики духа Гегеля - не что иное как отдаленное отражение "той самой" диалектики "производства" и "самовозрастания" Царства Небесного в человеке). Ученый, отдавая силы и знания, совершает открытие нового закона или нового пласта реальности. Художник, употребляя свой талант, творит произведение искусства. Меценат, вкладывая деньги в вещи, казалось бы, заведомо не приносящие денежной прибыли, получает свой, не менее важный результат, например, собирает около себя многие произведения искусства, и собрание это дает начало новому музею.

 

Удовлетворение творческих деятелей и их счастье от трудов праведных - лишь их субъективное переживание. Объективно же в результате их деятельности появляются новые вещи, новая реальность, призванная далее служить на пользу человеку, быть ему поддержкой и примером. А вот в абсолютном плане (абсолютное - единство субъективного и объективного), умножается любовь, происходит возрастание во Христе, духе и истине, в том что служит и альфой, началом, и омегой, концом всего. С любви происходит всякое начинание - в любовь все в итоге переходит. Л-Т-Л - любовь - творение - любовь.

 

Еще один важный момент. Любовь, Царство Божие дается человеку Богом в пользование, но она не становится его собственностью. Вещами человек может пользоваться и управлять, любовью же – нет, в ней можно только жить, двигаться, существовать (Деян.17:28). Результат, итог, прибыль, большую часть любви, и начальной и итоговой - надо отдавать истинному ее Владельцу (возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим МФ 22:37...), а человеку приходится довольствоваться крохами. Впрочем, "крохи" таковы ("войди в радость господина твоего"), что человеку, конечному существу, причастному божественной бесконечности, их может с достатком хватить на всю вечность. Наоборот, приватизация Божественного капитала любви, попытка пристроить его себе обычно плохо заканчивается - вспомним, например, падение диавола, который, возвеличившись, все дары Бога в себе решил приписать себе и оставить за собой. В этом случае итог печален: уже данный дар, талант отнимается у неимеющего (неимеющего Бога, любовь, сказавшего им "нет") и дается тому, кто имеет (кто остается открытым и Богу, и любви). Погнавшийся за многим из ему не принадлежавшим, может утратить и свою, ему предназначенную награду.

 

В нашем случае раб признает за господином Его собственность, если угодно - уважает Его собственность (хотя вполне возможно - чисто из-за страха). Но вот "работу" на него, причем в том, что является существеннейшим требованием Господина, - открыто саботирует. Потому что "предвидит" - делиться надо, отдавать потребно будет! Почему же ему жалко отдавать? Лень работать? Да. Трусость, боязнь начать, рискнуть пустить талант в дело? И это тоже. Но здесь не просто забвение дара, отбрасывание таланта, или же нерадивое обращение с ним. Притча не об этом. Здесь наоборот, скорее - безусловное признание дара, его ценности и необходимости. И вдобавок отношение: я получил от господина - это я и пронесу через всю жизнь, этого мне хватит, а потом, если попросит - отдам. А вот если буду крутиться, рисковать пытаться умножить талант - то будет тяжело, да я ведь могу и потерять его. Ой беда будет... Нашли дурака!

 

Зарытие таланта в землю - это прежде всего попытка, "отхватить", "закапсюлировать" дар Божий, унести его с собой, спрятать в укромном месте, может быть, на свой "черный день". Скупой Рыцарь, хранящий свои сокровища в сундуках в подвале, любующийся ими и переживающий за ключи и доступ к ним - характерный пример. Это поведение связано с недоверием Богу, с соображением, что ни на кого, кроме себя, нельзя полагаться. Это - и попытка запереть, закопать, спрятать то, что по своей природе не подлежит такому запиранию и прятанию. Запертые в сундуке деньги - уже не капитал; закапсюлированная в душе любовь Божья - уже не Царство Небесное. Вожделеющий здесь пытается схватить на самом деле одну только иллюзию.

 

Это поведение, как и итоговая попытка "договориться" с Господином, представляет из себя высокоумное богоборчество: ты сам по себе, Боже, а я сам по себе, Ты себе возьми свое, мне чужое не надо, а мне оставь мое. Вроде бы здесь раб обретает гарантию того, что он - в выигрышной позиции по сравнению со своими товарищами, пустившими талант в оборот. Они-то - суетящиеся - могут потерять, а я - покоящийся - уж точно не потеряю... Но финал оказывается не таким радужным, как он представлялся рабу. Не понимает раб, что ничего "своего" у него нет, из праха взятый, в прах и обратится. Созданный из ничего, он удерживается в своем существование на божественном fiat (да будет).

 

Претензия, которая может иметь право на существование в деловых отношениях земных раба и господина, не имеет никакого основания в отношениях Творца и творения, касаемо таланта-Царства Небесного.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Я испугался. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал» (Мф 25, 24)

Господин представляется рабу "жестоким" и "несправедливым", поскольку последний в душе уже порвал с ним и отделил себя от Него. Чуждый, потусторонний Бог так и представляется - только лишь гневным ревнителем, огнем поядающим и т.д. В общем - жестоким хозяином.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И другой вариант: разменять талант на погремушки:

 

По трубному звуку восстану – и вот:

Господь – мой Творец и Судья,

Податель, но в долг лишь несчетных щедрот

Долги мои спросит с меня:

- Рабов наделял я неравно: кому

– Лишь грош, а тебе дал талант,

Скажи, ты нашла примененье ему?

Взгляни: предо мною стоят

Доверенный раб, что талант получив,

Его преумножил стократ,

И раб, что сокровище в землю зарыв,

Сберег И вернуть его рад.

Что ж ты? Свой нетронутым тоже вернешь,

Отдашь ли умноженным мне?

– О Боже, - воскликну, - что с нищей возьмешь?

Лохмотья лишь те, что на мне!

Я вечность меняла на тяготы дней

Да счастья потертую медь,

- Вот все, что осталось от жизни моей

(О прочем не стоит жалеть).

Да, Господи, я промотала талант,

Пропив и растратив на хлам –

На шутку, на детскую сказку и фант,

Не пряча в избе по углам

Ни денег, ни песен для черного дня,

Запаса не сделав к зиме.

Ну что ж? Я и мерзла, друзей не виня,

И зря не взывая к Тебе.

Я словно в буран потеряла тропу,

Во время ночевки в лесу

До крошки весь хлеб я доела к утру

И злобу растратила всю.

…И вот пред Тобою, Создатель стою,

Сумевшая все промотать,

Приемлю и славлю я волю Твою,

Одно лишь позволь мне сказать,

Дрожащей рукой рассыпая гроши –

Раскаянье, жалость и стыд:

Вот, Господи, сдача с бессмертной души,

Но мною талант не зарыт.

Это скорее уже притча о блудном сыне (или блудной дочери, кому как нравится).

 

А еще есть вариант: когда и дары есть, и талант вроде бы вложен, пущен в дело, но вдруг ничего не клеится, все разваливается по непонятной причине. Это уже многострадальный Иов получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что такое талант, символом чего он выступает? Того же, символом чего выступает в другой притче масло в светильнике. Это прежде всего любовь Божья, или благодать, или (по Евангелию) Царство Небесное, или, как говорилось здесь, Слово Божие, молитва и т.д. В принципе, при всех различиях - тождественные все вещи (ну как тождественны дождь, ручей и река - все одна вода).

Возможно, на одном из уровней понимания, масло и символизирует любовь. Даже соглашусь, что талант тоже может это символизировать. Но суть притчи, как мне кажется, ясна: рискуй, иначе все равно проиграешь и попадешь в "тьму внешнюю". А шанс "выиграть" есть только у тех, кто "играет". Под зарытый талант и вода не течет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...