Перейти к содержанию

Как православные уходят к католикам


Neta

Рекомендуемые сообщения

Православно-католический экуменизм, или Как православные уходят на Запад

 

Статья на "Ахилле". Орфография сохранена

 

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о том, как разрешился мой духовный кризис, вызванный тем, что я чувствовал себя не на своем месте в современной Русской Православной Церкви. Как это ни покажется странным для большинства православных читателей этого ресурса, я нашел выход из него благодаря переходу в Римско-Католическую Церковь.

 

Готовясь написать этот материал, я посмотрел в Сети, как обосновывают свой мировоззренческий выбор русские католики. Больше всего по этой теме мне понравился материал издания The Village — «Переходный период: Как православные становятся католиками».

 

Я систематизировал причины перехода в католичество, выделенные молодыми прихожанами РКЦ:

 

— объединение христиан вокруг папского авторитета;

— нетерпимость православных священников и молодежных активистов к другим христианским исповеданиям и инакомыслию как таковому (респонденты подчеркнули то, что в РКЦ подобные проблемы практически отсутствуют;

— адекватная система катехизации в Католической Церкви;

— активная приходская жизнь РКЦ;

— отсутствие клерикализма (в особенности, разобщенности между духовенством и мирянами).

 

Могу сказать, что определяющими в моем выборе были следующие убеждения:

— вера во вселенский характер Католической Церкви, то есть отсутствие в ней несовместимых с христианством представлений о национально-культурной исключительности, которые, напротив, свойственны Русской Православной Церкви;

— искреннее стремление католических иерархов, богословов и простых мирян к видимому христианскому единству (кстати, богозаповеданному), всякие препятствия к которому снял II Ватиканский Собор;

— единство вероучения Восточной и Западной Церкви (во всем, кроме учения о Деве Марии; тем не менее сомнительные западные нововведения в этой области никоим образом не влияют на спасение), при наличии неоспоримого преимущества РКЦ — отсутствия политизации церковно-общественных и церковно-государственных отношений;

— и, в конце концов, я не мог больше оставаться в РПЦ из-за постоянно возрастающей черносотенной волны, которая становится церковным мейнстримом. (Сами знаете, о чем я: для примера скажу о поддержке Патриархом Кириллом правящего режима, который виновен в развязывании войн на постсоветском пространстве, а также в разжигании ненависти к представителям других народов (грузин, украинцев, белорусов, американцев и так далее) и внесистемной оппозиции. Также упомяну о реабилитации высшими иерархами советского лихолетья и о толерантности Святейшего к установке в Орле памятника Ивану Грозному.)

 

Подчеркну, что для меня не осталось иного выбора: на территории России, в отличие от евроатлантических стран, нет других православных

юрисдикций.

 

В моем решении меня укрепили следующие обстоятельства: многолетнее изучение католического богословия, древнего и современного западного богослужения и приходской жизни. Также скажу, что знающим изнанку церковной жизни людям все сложнее оставаться в Русской Православной Церкви. Обо всем этом хорошо написал выдающийся православный публицист протоиерей Павел Адельгейм. Обязательно почитайте его книгу «Догмат о Церкви в канонах и практике», где батюшка, ставший подлинным исповедником веры во Христа, разложил по полочкам все основные виды отступления от принципа соборности в РПЦ.

 

Раньше все это не касалось рядовых верующих, но теперь сплошь и рядом происходят гонения на приходское духовенство, разрушение церковных общин и их долговое закабаление — и во всем этом есть вина епископата. Все это от того, что ни у кого из членов Церкви нет возможности отстоять свою правоту ни в церковном суде, ни в Священном Синоде, ни в государственном суде. Впрочем, обо всем этом вы можете узнать из ежедневных обновлений «Ахиллы».

 

А мне близка риторика Папы Франциска, в особенности из его послания Вселенскому Патриарху Варфоломею (2015 года), где он заявил следующее: «После восстановления отношений любви и братства в духе взаимного доверия, уважения и любви больше нет препятствий к евхаристическому общению, которое наступит не иначе как через молитву, очищение сердец, диалог и утверждение истины». Здесь епископ Рима говорит о том времени, когда Папа Павел VI и Патриарх Афинагор начали путь к полному единству, подписав в 1965 году Совместную католико-православную декларацию о снятии взаимных анафем.

 

Для нас не менее важно и заявление понтифика, сделанное в этом году: «Католики и православные, исповедуя вместе догматы первых семи Вселенских соборов, веруя в действенность Евхаристии и других Таинств, сохраняя апостольское преемство епископского служения, уже чувствуют глубокую близость друг к другу», — пишет Папа, ссылаясь на утверждения Второго Ватиканского собора, и далее отмечает «безотлагательность возрастания в полном и видимом единстве».

 

78620.jpg

 

Как удивительно, что Католическая Церковь готова переступить тысячелетнюю пропасть, разделяющую ее и православные поместные церкви. К примеру, с V по XX века на Западе доминировало учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате). А вот что сегодня говорит об этом догмате Франциск:«Консенсус может нам помочь предусмотреть способ осуществления служения Епископа Рима в актуальном контексте соборности и служения церковному единству. Эта деликатная задача должна решаться в атмосфере взаимной открытости и прежде всего послушания требованиям Святого Духа к Церкви».

 

Конечно, остается догмат о безошибочности богословских определений понтифика, но чем он отличается от восточного учения о безошибочности вселенских соборов? К тому же, папы не злоупотребляют этим догматом, дорожа единством с преданием Вселенских Соборов. В истории он был применен лишь однажды: по случаю провозглашения истины о Вознесении Пресвятой Девы Марии, которая также есть и в православном предании (это событие произошло в 1950 году при Папе Пие XII). Что интересно, учение о Непорочном Зачатии девы Марии было принято в 1854 году — то есть задолго до утверждения догмата о папской безошибочности. При принятии католичества никто не требует его исповедания от новообращенных, что особенно важно для восточных верующих, считающих учение об избавлении Божией Матери от первородного греха ошибочным и умаляющим подвиг Ее святости.

 

Стоит также подчеркнуть, что пресловутый филиокве является одним из возможных истолкований тайны бытия Пресвятой Троицы. Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, приводя к выводу, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе:«Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из Евангелия от Иоанна: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26). Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

 

После всего вышесказанного хочется спросить: что же сделала Русская Православная Церковь для восстановления евхаристического единства со своими западными братьями? Ведь, как известно, РПЦ даже осуждает Константинопольский Патриархат за единоличное снятие противокатолических анафем. Могу указать разве что на один достойный шаг, совершенный ради будущего единства с православной стороны: в конце 1969 г. Синод Русской Православной Церкви издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в храмах Московского Патриархата. Сделано это было в связи с тем, что в большинстве регионов СССР отсутствовали храмы и духовенство этих деноминаций. Через 17 лет после этого решения, в 1986 г., Русский Синод приостановил его действие — якобы из-за того, что эта практика не получила развития.

 

На самом деле, основанием для этого послужила фобия католицизма в поместных церквах, возглавляемых греческой иерархией. Тем не менее во многих приходах Московского Патриархата до сих пор осуществляется причащение католиков (конечно, без лишней огласки). Примечательно, что эта практика была рождена стремлением ответить на симметричное постановление II Ватиканского Собора о причащении православных верующих в Католической Церкви. Как мы видим, единство Восточной и Западной Церквей зарождается уже на нашем веку, но официальное воссоединение церквей может никогда не свершиться по причине разобщенности и этнофилетизма (крайней степени церковного национализма) в православной среде.

 

В заключение мне хотелось бы перейти к более обыденным явлениям: к примеру, в Католической Церкви отсутствует культура требоисполнительства, характерная для Православной Церкви, и это помогает священникам не отвлекаться от служения Богу в соборной молитве, духовничества и решения практических проблем приходской общины. Представителей молодого поколения особенно обрадуют активные межприходские и межнациональные связи: ведь РКЦ открыта для всех желающих. Также важно то, что каждый волен выбрать для себя богослужебный обряд по душе: в России это греко-католический и обновленный западный обряд, а в Европе, помимо них, вы сможете найти даже те приходы, где служится тридентская месса.

 

Виктор ЛЕВШИН

Ссылка на комментарий
  • Ответов 113
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Я систематизировал причины перехода в католичество, выделенные молодыми прихожанами РКЦ:

 

— объединение христиан вокруг папского авторитета;

Т.е. тут дело в экклесиологии. Ну допустим.

 

 

— нетерпимость православных священников и молодежных активистов к другим христианским исповеданиям и инакомыслию как таковому (респонденты подчеркнули то, что в РКЦ подобные проблемы практически отсутствуют;

— адекватная система катехизации в Католической Церкви;

— активная приходская жизнь РКЦ;

— отсутствие клерикализма (в особенности, разобщенности между духовенством и мирянами).

А если в РПЦ активизируется приходская жизнь, будут разработаны долгожданные программы катехизации, преодолеют еще пару проблем, то все эти "молодые прихожане РКЦ вернутся обратно в Русскую православную церковь?

 

 

Могу сказать, что определяющими в моем выборе были следующие убеждения:

— вера во вселенский характер Католической Церкви, то есть отсутствие в ней несовместимых с христианством представлений о национально-культурной исключительности, которые, напротив, свойственны Русской Православной Церкви;

И вновь экклесиология, пускай.

 

— искреннее стремление католических иерархов, богословов и простых мирян к видимому христианскому единству (кстати, богозаповеданному), всякие препятствия к которому снял II Ватиканский Собор;

А какие были препятствия до собора?

 

— единство вероучения Восточной и Западной Церкви (во всем, кроме учения о Деве Марии; тем не менее сомнительные западные нововведения в этой области никоим образом не влияют на спасение), при наличии неоспоримого преимущества РКЦ — отсутствия политизации церковно-общественных и церковно-государственных отношений;

Где же это единство? Не совсем понял мысль.

 

 

Подчеркну, что для меня не осталось иного выбора: на территории России, в отличие от евроатлантических стран, нет других православных

юрисдикций.

Т.е. была бы возможность сменить юрисдикцию, перейдя в другую Поместную церковь, автор бы даже и не глянул в сторону католичества? А если такая возможность однажды представится, уважаемый автор покинет РКЦ?

  • Like 1
Ссылка на комментарий

— отсутствие клерикализма (в особенности, разобщенности между духовенством и мирянами).

Идеализирует. Зависит от конкретного епископа или священника. Хотя конечно шанс встретить какого то владыку раздувшегося как индюк от ЧСВ все же ниже. ))

 

Мне кажется, помимо каких то богословских убеждений, самый важный пункт - второй. У РПЦ сейчас довольно неприглядный имидж.

  • Like 1
Ссылка на комментарий

— отсутствие клерикализма (в особенности, разобщенности между духовенством и мирянами).

Идеализирует. Зависит от конкретного епископа или священника. Хотя конечно шанс встретить какого то владыку раздувшегося как индюк от ЧСВ все же ниже. )

Ага.:)
Ссылка на комментарий

Что интересно, учение о Непорочном Зачатии девы Марии было принято в 1854 году — то есть задолго до утверждения догмата о папской безошибочности. При принятии католичества никто не требует его исповедания от новообращенных, что особенно важно для восточных верующих, считающих учение об избавлении Божией Матери от первородного греха ошибочным и умаляющим подвиг Ее святости.

 

 

 

Как это не требуют? :o

Католик, который не признаёт догматы, перестаёт быть католиком.

 

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

«…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына“».

Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества.

 

 

ИМХО. Все остальные причины признания истиннности КЦ кроме осознанного принятия власти Папы на земле, как преемника Петра, являются слабыми.

Только это удержит человека в КЦ в моменты сомнений и испытания.

 

 

и Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Евангелие от Матфея 16 глава

Изменено пользователем Helena
  • Like 2
Ссылка на комментарий

О какой адекватной системе катехизации в Католической Церкви, если автор допускает ляпы, подобные этим -

\При принятии католичества никто не требует его исповедания от новообращенных, что особенно важно для восточных верующих, считающих учение об избавлении Божией Матери от первородного греха ошибочным и умаляющим подвиг Ее святости.

  • Like 3
Ссылка на комментарий

О какой адекватной системе катехизации в Католической Церкви, если автор допускает ляпы, подобные этим -

\При принятии католичества никто не требует его исповедания от новообращенных, что особенно важно для восточных верующих, считающих учение об избавлении Божией Матери от первородного греха ошибочным и умаляющим подвиг Ее святости.

Может он имеет ввиду текст присяги? Там действительно этого явным образом нет. Хотя там есть "верую всему, чему учит Католическая Церковь"

Ссылка на комментарий

Там есть - "во все догматы", это я помню.. :)

Или "принимаю все догматы, власть Папы"..

 

Ну это еще на катехезе запомнилось - понимаешь не понимаешь, но обязан принимать все догматы КЦ.

поймёшь потом.. :)

Что, собственно, и случилось..

Изменено пользователем Helena
  • Like 2
Ссылка на комментарий

Там есть - "во все догматы", это я помню.. :)

Или "принимаю все догматы, власть Папы"..

 

Ну это еще на катехезе запомнилось - понимаешь не понимаешь, но обязан принимать все догматы КЦ.

Если точно то вот (после Символа веры):

Я также твёрдо верую во всё то, что содержится в слове Божием, записанном или переданном, и во что Церковь либо торжественном суждением, либо обычным и вселенским Учительством предлагает веровать как в Божественное Откровение. Также я твёрдо принимаю и храню всё, взятое вместе и по отдельности, что определённо предлагается ею относительно учения о вере или нравах.

Кроме того, с благоговейным послушанием воли и ума я придерживаюсь тех учений, которые либо Римский Понтифик, либо Коллегия епископов возвещают, осуществляя аутентичное учительство, даже если они не намереваются провозгласить их окончательным актом.

 

Честно говоря, читала по диагонали и думала это православный размышляет о том, почему от них уходят в РКЦ. Так что до абзаца где он рассказывает о том что он стал католиком не добралась. Тогда да, странно.

Изменено пользователем Magdalena
Ссылка на комментарий

У нас другая епархия.

Интересно глянуть.

Не помню.

 

В любом случае - догматы входят в учительство Церкви.

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий

Да, я тоже не поняла, что это пишет католик.

Думала, православный. :)

 

Катехизация..да..оставляет желать лучшего..

Экуменизм?

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Хм. Да. Много странного. Особенно о возможности не принимать Учение Церкви. Я не знаю кем мне себя считать, так как я когда-то крестилась в православном храме "за компанию", оставаясь, в сущности, убеждённой атеисткой. В то время католических структур в России попросту не было. Однако, я в своё время вынесла для себя твёрдую уверенность о первичности католичества из учебника истории для 6 класса советской школы. Советской школе религия была глубоко параллельна и по этой причине учебникам не было нужды что-либо изображать и передёргивать. Так что я сознательная латинистка и папистка. Едва обретя веру, я пришла именно в КЦ где и осталась. Что касается спорных догматов, то Догмат о Непорочном Зачатии на самом деле уходит своими корнями в изыскания восточных отцов, у нашего Чистилища есть вполне адекватное подобие в Учении РПЦ, а Филиокве хорошо подтверждается евангельскими цитатами. То есть, к католичеству можно прийти гораздо проще, не городя околоидеологический огород, хотя я признаю, что отдельные его "штакетины" имеют место. Я к тому, что всё-таки приходить надо к Учению, а не к удобствам. И понимание Учения у автора сильно размытое. Подозреваю, как католического так и православного. И тут, возможно, дело как раз в изначальной принадлежности к РПЦ. Так или иначе, человек, пришедший в КЦ с течением времени осознаёт насколько у нас всё жёстко и структурировано. Скорее всего, эта жёсткость хотя бы на обрядовом уровне (обязательное посещение воскресных служб и торжеств) была РПЦ утеряна за годы Советской власти. Изменено пользователем andros700
  • Like 3
Ссылка на комментарий

Интересно и более полезно (имхо) было бы узнать, что удерживает от перехода желающих перейти из православия в католичество. :)

 

Многое. Стадность, например. Если Вы думаете, что когда говорят, оставь все и следуй за мной, это просто, вы ошибаетсь .

.

.

  • Like 3
Ссылка на комментарий

что удерживает от перехода желающих перейти из православия в католичество. :)

 

Видимо прежде всего родные и близкие, и также малочисленность католических приходов в РФ - просто технически трудно туда добираться (удаленность проживания). Хотя, думаю сейчас, уже никто и ничто не удерживает - кто хотел перейти - спокойно переходят.

Изменено пользователем black cat
  • Like 1
Ссылка на комментарий

Мою маму в свое время удержала память о ее крестном. Р.Б. Иоанн был православным священником и погиб в сталинских лагерях. Смену конфессии мама воспринимала как измену его памяти.

А меня, вероятно, удерживал Бог, пока я не приняла, что бОльшая часть того, о чем пишет Левшин, если не чушь, то неважно. Те претензии к РПЦ, частично озвученные, оказались несущественными. Он пишет о том, почему в католической Церкви психологически комфортнее, а суть в том, что это правильнее, независимо от степени комфорта.

 

Кстати, мне очень не нравится слово "переход", разве не правильней говорить "воссоединение (со Святым престолом)"?

  • Like 1
Ссылка на комментарий

Кого то удерживает русское православное монашество и святые, которые суть душа и сердце Церкви. С их суровостью и аскетизмом.

Какой-нибудь католический монастырь на юге Франции или Италии воспринимается как курорт в сравнении с теми же Соловками. Некого "противопоставить" Сергею Радонежскому, Серафиму Саровскому, Василию Блаженному и т.д.

В России вообще мало что знают про католическое монашество и святых.

 

ЗЫ Стадное чувство - это слишком банально. Человек, который сознательно ищет иную по отношению к традиционной религию, однозначно не страдает инстинктом толпы.

Изменено пользователем avpdiver
Ссылка на комментарий

Он пишет о том, почему в католической Церкви психологически комфортнее, а суть в том, что это правильнее, независимо от степени комфорта.

 

Не встречал человека, который перешел в КЦ из-за филиокве, непорочного зачатия Девы Марии или безошибочности Папы. Т.е. тех догматов, что отличают "их" от "нас" или "нас" от "них". Плюсом сюда заглавный пост, в котором отмечается, что можно благополучно "забить" на те догматы, что не нравятся. В совокупности получаем, что да, комфорт скорее всего на первом месте из причин перехода.

Ссылка на комментарий

Комфорт? :o

 

1,5 года подготовки к переходу в КЦ, занятий с отцом-настоятелем и сестрами, без Таинств?

Ну-ну.. :)

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий

Не встречал человека, который перешел в КЦ из-за филиокве, непорочного зачатия Девы Марии или безошибочности Папы.

<...> В совокупности получаем, что да, комфорт скорее всего на первом месте из причин перехода.

Сомневаюсь что вы вообще встречали католиков вне интернета. :P Тут где то старя тема есть о "как я стал католиком" или что то в этом роде, почитайте на досуге.

 

Что до комфорта:

отсутствие разводов

запрет на контрацепцию

обязательное посещение каждого воскресного и праздничного богослужения (непосещение - смертный грех и отлучение от Причастия) при условии что в России католических храмов мало и многим до них надо пилить на другой конец города или еще дальше (мне напр. до ближайшего храма РПЦ 5 мин, до любого московского католического - 45-50 мин.)

 

Это прям такой комфорт закачаешься. ))

 

Что там в РПЦ-то подвижнического? В реальном РПЦ, а не в книжечках про старцев. Вычитка правил да сезонное вегетарианство, которые по статистике практикует аж целых 2% православных? Пфф.

Не говоря уже о том, что католики тоже могут и молиться долго, и поститься строже чем требует обязательный минимум, просто делают это абсолютно добровольно.

Изменено пользователем Magdalena
  • Like 4
Ссылка на комментарий

Не встречал человека, который перешел в КЦ из-за филиокве, непорочного зачатия Девы Марии или безошибочности Папы.

<...> В совокупности получаем, что да, комфорт скорее всего на первом месте из причин перехода.

Сомневаюсь что вы вообще встречали католиков вне интернета. :P Тут где то старя тема есть о "как я стал католиком" или что то в этом роде, почитайте на досуге.

 

Что до комфорта:

отсутствие разводов

запрет на контрацепцию

обязательное посещение каждого воскресного и праздничного богослужения (непосещение - смертный грех и отлучение от Причастия) при условии что в России католических храмов мало и многим до них надо пилить на другой конец города или еще дальше (мне напр. до ближайшего храма РПЦ 5 мин, до любого московского католического - 45-50 мин.)

 

Это прям такой комфорт закачаешься. ))

 

Что там в РПЦ-то подвижнического? В реальном РПЦ, а не в книжечках про старцев. Вычитка правил да сезонное вегетарианство, которые по статистике практикует аж целых 2% православных? Пфф.

Не говоря уже о том, что католики тоже могут и молиться долго, и поститься строже чем требует обязательный минимум, просто делают это абсолютно добровольно.

Я не собирался и не собираюсь ни куда переходить, но могу подтвердить, что именно крайность в вере тот момент, что отвращает нормального христианина от католичества, православного там, или протестанта.

Наши "особоправославные" и вы одного поля ягодки. Всё вас к чистоте учения тянет. Так тянет, что ради Чистоты Христианства саму суть Христианства отрицаете...

Ссылка на комментарий

Это прям такой комфорт закачаешься. ))

Мне то зачем рассказываете. Я просто интерполирую мысли того человека из первого поста и из журнала The Village.

 

отсутствие разводов

Вот это серьезно вы? Католики никогда не разводятся? Вообще? ;)

 

запрет на контрацепцию

Который по опросам 78% католиков благополучно игнорируют. Коли уж есть такие, которые игнорируют догматы, то уже не догматы вообще не можно не учитывать.

 

 

Что там в РПЦ-то подвижнического?

Не знаю, что там в РПЦ в миру. Я говорю про монашество и святых.

 

 

Что то вы разволновались. :) Еще раз. Я говорю о том, что люди могут думать (потому что сам так думал), а не то, что есть на самом деле. На самом деле, надо ж контекст темы помнить.

Изменено пользователем avpdiver
Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.

×
×
  • Создать...