Перейти к содержанию

Евангелие от Фомы


Агностик
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

В тексте гностического Евангелия от Фомы меня поразило одно изречение: "15. Иисус сказал: Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу.

 

Думаю, эти слова столь ярко свидетельствуют о демонической сути этого "евангелия", что это видно любому мало-мальски думающему человеку.

Христос, Который постился 40 дней (Матфея. 4:1-2), Который сказал, что демоны изгоняются "только молитвою и постом" (Матфея. 17:21), Который Сам заповедовал пост (Матфея. 6:16-18) - это совсем не тот "Христос", который предстает перед нами в тексте этого лжеевангелия.

Христос Евангелий молится смиренно Богу Отцу (Матфея. 14:23), молится перед Преображением (Луки. 9:28), перед смертью на Кресте (Матфея. 26:36-44).

Христос учил творить милостыню, не хвалясь при этом этой добродетелью (Матфея. 6:1-4).

 

В связи с этим возникает вопрос: как вообще в уста Христа автор "Евангелия от Фомы" смог вложить такое дикое изречение, разрушающее всю духовную жизнь?

 

Далее в тексте тоже идут странные высказывания: "20. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник". Что это, если не учение о предсуществовании душ?

 

42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

 

Очень похоже на то, что практиковала секта адамиан, против которой писал святой Епифаний Кипрский в "Панарионе": "Ибо, во-первых, как сказывают, они свои церкви, или норы и пещеры (я так назвал бы еретические сходбища) устрояют в отапливаемых снизу помещениях, подтапливают же снизу для того, чтоб было тепло для согревания собирающихся внутри презренного дома. А при входе, у дверей, ставят они каких-то хранителей одежд, наподобие сторожей одежды в банях (??μ?????ν); и каждый входящий, мужчина ли то, или женщина, раздевается вне и входит совсем нагой, как из утробы матери; и все их мнимые начальники и учители, как из утробы матери, сидят одни выше, другие ниже, смешанно и рассеянно. Все у них, конечно, только называются и слывут воздержниками и девственниками, как обманывают они самих себя. И чтения, и все прочее они совершают нагие" (Против адамиан, тридцать второй и пятьдесят второй ереси).

 

54, Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.

Слова о "возвращении в царствие" опять очень напоминают учение о предсуществовании душ, по которому все мы были на Небесах, а потом ниспали на эту землю, согрешив, после чего должны очиститься и вернуться.

 

57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв.

 

В этих словах видно пренебрежительное отношение к пророкам, мол, они уже умерли, что о них вспоминать и заводить разговор.

Христос же Евангелий, написанных истинными "очевидцами и служителями" (Луки. 1:2) Сына Божьего, неоднократно ссылался на свидетельства пророков о Нем. "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" (Иоанна. 5:46). "И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Луки. 24:27).

 

65. Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе: один умрет, другой будет жить. Саломея сказала: Кто ты, человек, и чей ты (сын)? Ты взошел на мое ложе, и ты поел за моим столом.

 

Христос "взошел на ложе" Саломеи. Скрытое указание на то, что у них были интимные отношения? Иаков говорит своему первенцу Рувиму: "но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел" (Бытие 49:4). Под этим восшествием Писание понимает то, что "...Рувим пошел и переспал с Валлой, наложницей отца своего" (Бытие. 35:22).

 

81. Иисус сказал: ... Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь меня там.

Очень похоже на пантеизм, когда Бога смешивают с сотворенным миром. Но христианское учение вовсе не таково: "Божество проникает все, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто" (св. Иоанн Дамаскин).

 

108. Они сказали [ему]: Пойдем помолимся сегодня и попостимся. Иисус сказал: Каков же грех, который я совершил или которому я поддался?

 

Весьма странная позиция: если не совершил греха, то молитва и пост не нужна. Апостол же Павел заповедует совсем иное: "Непрестанно молитесь" (1 Фессалоникийцам. 5:17). И царь Давид возвещает: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" (Псалом. 33:2).

 

118. Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царствие небесное.

 

Отрицание различия пола в воскресении мертвых? Женщины должны сложить с себя плоть и стать мужчинами?

Блаженный Августин опровергает это мнение: "Глава XVII. В своем ли поле воскреснут и останутся женские

тела

Некоторые ввиду слов, что все мы достигнем «меру полного возраста Христова» (Еф. IV:13)

и что Бог «предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. VIII:29) полагают, что

женщины воскреснут не в женском, а в мужском поле, так как Бог сотворил из земли одного

лишь мужчину, а уж из мужчины — женщину. Но, по моему мнению, вернее смотрят на дело

те, которые не сомневаются, что воскреснет тот и другой пол. В самом деле, там не будет уже

похоти, которая служит причиной стыда. Ведь и до грехопадения муж и жена были наги и не

стыдились. Поэтому тогда тела человеческие очистятся только от недостатков, но природа

останется... Кто установил оба эти пола, Тот и восстановит их. Наконец, и сам Иисус Христос на вопрос отрицавших

воскресение саддукеев, какого из семи братьев будет женою женщина, которую каждый из них

имел, чтобы восстановить, как предписывал закон, семя умершего брата, отвечал:

«Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. XXII:29). И хотя Он мог бы сказать:

«Та, о которой вы Меня спрашиваете, сама будет мужчиной, а не женщиной», однако сказал Он

не это, а вот что: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы

Божии в небесах» (Мф . XXII:30)... Таким образом, Господь отрицал в воскресении браки, а не

женщин" ("О Граде Божьем. Кн. 22.17).

 

После всего нет сомнения, что "Евангелие от Фомы" проповедует "другого Иисуса" (2 Коринфянам. 11:4), который совершенно чужд истинному Сыну Божию.

Кто-нибудь из уважаемых форумчан встречал в текстах других апокрифических "евангелий" то, что прямо или косвенно входило в противоречие с учением Священного Писания? Было бы интересно ознакомиться.

Изменено пользователем Артемий
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам мало канонических Евангелий? :)

 

Нет, конечно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, если ученики апостолов на соборах выкинули эти вещи в мусорку, - нам они зачем? :)

 

Тут бы канонические Евангелия постичь хоть чуть-чуть - жизни не хватит...

Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где-нибудь доступны комментарии к Евангелию от Фомы? Если там осуждается практика поста, то как это коррелирует с учением гностиков?

Интересно, что некоторые ученые выдвигали гипотезу о том\. что Евангелие от Фомы и есть тот самый источник Q.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...