Перейти к содержанию

Ненависть к новус ордо


Дeниc
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Ну к примеру то, что о модернизации богословия говорить не приходится.

 

....[в литургии ]особо ничего не поменялось

Вы это всё серьезно?

 

Абсолютно! Есть прямая преемственность Традиции Церкви во всем. На том и стою

 

Церковь гарантирована Христом от смерти, но не от болезней. Можно вспомнить времена после Халкидонского Собора, когда в Константинополе десятилетиями бал правили криптонесториане, и на западе Папа Геласий, говорил, что-то очень странное и невразумительное о евхаристии. Почти 100 лет понадобилось, чтобы все постепенно пришло в норму.

 

Мыслю, что сейчас в чем-то аналогичная ситуация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 год спустя...

>> Отчего у так называемых традиционалистов новус ордо вызывает такую ненависть?

 

Несколько лет назад я столкнулась с этим неприятием и никак не могла понять, чем оно обосновано. Сверяла тексты "старой" и "новой" Мессы и пришла к выводу, как и многие, что изменения незначительные. В то время я имела дело только с благоговейным служением Новус Ордо, в нескольких странах.

 

Некоторое время назад, однако, у нас сменился состав духовенства и новый священник постепенно начал вести себя все более и более как рок-звезда. Постепенно Месса стала "Мессой об о. Ф.", а не о Христе. И я поняла, что, в ориентация священника к прихожанам, в отличие от аd orientem дает возможность для внесения некоего нового смыслового акцента, который отвлекает внимание от Бога. Если священник стоит спиной к прихожанам, ему крайне сложно быть "звездой шоу". А лицом - самое то. Кстати, Новус Ордо не придписывает ориентацию, можно как угодно служить.

 

Я пришла к выводу, что Новус Ордо сам по себе никак не плох, более того - именно Месса Новус Ордо и была первой Мессой, которую я увидела и которая меня поразила до глубины души. Но Новус Ордо дает возможность священнику определенного склада сделать себя, любимого, центром внимания и "отстранить" Бога. И дело здесь не только в ориентации, а и уменьшении "вектора к горнему миру", если так можно выразиться. Например, убрано начало Евангелия от Иоанна и молитва к Архангелу Михаилу в конце Мессы. Зачем? Ведь не помешало бы услышать лишний раз "В начале было Слово", уходя из храма.

 

Короче говоря, у Новус Ордо, при всех его достоинствах, я вижу некое смещение вектора внимания от Бога к человеку. Этот вектор малозаметен, если служит благоговейный священник, не страдающий нарциссизмом и думающий только о Боге. В противном случае слишком часто Месса превращается из богослужения в служение себе и угождение прихожанам. В последнее, к сожалению, очень часто приходится видеть это явление.

 

Возможно, именно этим и объясняется отношение традиц-ов к Новус Ордо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствуем вас на нашем форуме, Кармелита. Интересно, что православные интересуются тонкостями католического учения. :)
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо Neta, у меня вполне жизненный, даже прикладной интерес :) .
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Продолжу свою старую тему :) У меня есть пару размышлений о том, что происходит и что это может значить.

 

Я проживаю в католической стране, где традиции не прерывались. Потому, найдя очень старых священников, которые до сих пор служал, я точно расспросил их о том, что было до литургической реформы. Ну, я оказался не удивлен. В целом, я и так знал что было. Они говорили, что на триденских мессах народ просто читал розарий, люди приходили в храм делиться новостями, священник часто что-то там тихо-тихо себе читал, не обращая внимание на людей. А иногда, по их признаниям, священник просто дремал за алтарем, делая вид, что правит мессу.

 

Все без исключения старенькие священники преветствовали реформы и никто из них не желал возвращения старой мессы. Но суть не в этом.

 

В большинстве приходов моего города служат тот самый "трэшовый" новус ордо, который снится лефевристам в кошмарах. У нас большинство месс - под гитару, есть женские министранты и бабульки раздают причастие. На Санктус люди хлопают в ладоши, Патер Ностер читают с поднятыми руками, причащают людей часто в руку. Вообщем, весь набор зла :)

 

Мне долгое время было просто не понятно, от чего все это. Зачем это нужно, ведь рубрики нового мисала ничего такого не предписывают. Но недавно я говорил с апостольским нунцием, который был у нас в городе в гостях на празднике и вот что он мне объяснил:

 

В середине 20 века ряд протестантских проповедников из США двинулись на юг, в испаноязычную Америку. Их успехи на первых порах были столь велики, что ряд стран Центральной Америки приобрел значительный протестантский груз: в некоторых традиционно католических странах число протестантов стало доходить до 40%, протестантские миссии успешно действовали в Бразилии, в других странах Южной Америки.

 

За счет чего они выезжали? Богословские тонкости мало кому интересны. Особенно, полу-грамотным индейцам и крестьянам-метисам, которые и читать-то не умели.

А вот обрядово-культурный аспект понятен всем. Протестанты использовали народные языки, простые облачения, примитивные архитектурные решения, создавали ощущение близости к народу и так далее.

 

И чтоб противостоять протестантам, Католическая Церковь сделала подобные реформы на базе Новус Ордо. Но добавив к этому очень сильное Марианское благочестие. Именно этот ход смог остановить продвижение протестантов на юг. И сейчас в наших регионах нет этой проблемы. Многие протестанты вернулись в КЦ, некоторые из таких возвращенцев сейчас епископы.

 

Надо сказать, что при таком варианте обряда, у нас тем не менее очень строго подходят к ортодоксии, к проповедям, к адорации, почитанию святых и так далее. Недавно я зашел в один новый для себя храм и слушал мессу. А после говорил со священником. Он очень детально расспашивал меня, верю ли я в пресуществление, во все ли догматы верю? Какой по счету у меня брак, венчан ли я и так далее. При том, что он видит меня первый раз. А прихожан на мессе в будний день у него было человек 700.

 

Я вообще думаю, что новус ордо, как таковой - это не конечный вариант обряда, а, платформа для формирования новых и новых обрядов. Новус Ордо Латинской Америки - это не тоже самое, что Новус Ордо Польши.

 

Я разговаривал об этом с нашими епископами и нунцием, и они согласны с моим предположением: лет через 100-200 этот наш региональный извод Новус Ордо явно оформится в новый обряд, по типу того, как сформировались обряды Мосарабский, Амвросианский, Брагский или обряды орденов.

 

К слову сказать, у нас есть и триденские мессы в столице, в кафедральном соборе и в удобное время по воскресеньям и в будний день. Но на них ходят человек 100. Как вы понимаете, для католичекой страны - это ничто. Только сегодня в нашем провинциальном городе в обычом храме на мессе было около 800 человек, а у нас 73 католических храма в городе и во многих храмах по воскресеньям по 5-6 месс.

 

Я абсолютно не против триденской мессы, в чем то я даже ее люблю. Но делать из нее "святое неприложное апостольское предание" - не хочу. И в нашей стране настолько все "плохо" с мессами, что нет ни одного лефевристского священника в стране. Приезжает один священник каждые 3 месяца, служит в столице человек для 10 (это он мне сам сказал, я с ним хорошо общаюсь и даже вместе пиво пили). Людям вся эта реконструкция не интересна. Когда я вижу на наших новус ордо очень старых бабулек, дедов-индейцев, очень много детей и молодежи, а на триденских мессах вижу в большинстве мигрантов из США (у нас их много), да разного рода реконструкторов, которые чуть ли не в кольчуге ходят к таким мессам, то как-то все становится на свои места.

 

Я знаю таких священников, которым реально больше 100 лет!! Они служат в горах, в маленьких деревяных храмиках, на высоте больше 4 км. И даже такие священники не желают возвращения триденской мессы. У одного такого священника я жил 3 дня, в Андах. Мы вместе каждое утро на рассвете ходили к горному озеру и молились розарий. Священник - старый старый индеец-каньяр, еще до Собора хиротонию получил.

 

В конце хочу сказать, что все эти вот вскрики, эпотажные желания тридентской мессы россиянами - это просто шило в одном месте и не более. В Росии служат новус ордо очень замечательно. В моем родном храме в России священник часто сумму читал григорианским пением , хор пел под орган, все было очень благочестиво. Так что жиру кто-то в Новгородах и Питерах с Москвой бесится.

 

Но если бы мне дали выбор, я бы выбрал доброный новус ордо, как его служат в Польше :) Все таки, это мое, "родное".

 

У нас еще действует очень хороший литургический орден Heraldes del Evangelio. У них служат очень качественно, без вот этих всех местных особенностей.

 

59286049_351395942171156_7077260557891403776_n.jpg?_nc_cat=106&_nc_ht=scontent.fcue2-1.fna&oh=2ee827400103812a1e8efe9f95288e3c&oe=5D75A034

 

Тут даже про этот орден видюшка есть на Ютубе

 

https://youtu.be/OGp5VYljOgQ

 

Пока что свое понимание строго в один текст я не свел, просто делюсь мыслыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я проживаю в католической стране, где традиции не прерывались. Потому, найдя очень старых священников, которые до сих пор служал, я точно расспросил их о том, что было до литургической реформы. Ну, я оказался не удивлен. В целом, я и так знал что было. Они говорили, что на триденских мессах народ просто читал розарий, люди приходили в храм делиться новостями, священник часто что-то там тихо-тихо себе читал, не обращая внимание на людей. А иногда, по их признаниям, священник просто дремал за алтарем, делая вид, что правит мессу.

Я пытаюсь это представить. Для пущей убедительности дремлющий священник читал Писание, совершал поклоны и преклонял колени, разводил и сводил руки, благословлял Гостию и Чашу, периодически возглашал нечто громким гласом и т.д.

Поистине, только в той стране, где католические традиции не прерывались, можно было вывести такую удивительную породу священников.

Все без исключения старенькие священники преветствовали реформы и никто из них не желал возвращения старой мессы.

Абсолютно все и совсем никто.

Но недавно я говорил с апостольским нунцием, который был у нас в городе в гостях на празднике и вот что он мне объяснил:

 

В середине 20 века ряд протестантских проповедников из США двинулись на юг, в испаноязычную Америку. Их успехи на первых порах были столь велики, что ряд стран Центральной Америки приобрел значительный протестантский груз: в некоторых традиционно католических странах число протестантов стало доходить до 40%, протестантские миссии успешно действовали в Бразилии, в других странах Южной Америки.

 

За счет чего они выезжали? Богословские тонкости мало кому интересны. Особенно, полу-грамотным индейцам и крестьянам-метисам, которые и читать-то не умели.

А вот обрядово-культурный аспект понятен всем. Протестанты использовали народные языки, простые облачения, примитивные архитектурные решения, создавали ощущение близости к народу и так далее.

 

И чтоб противостоять протестантам, Католическая Церковь сделала подобные реформы на базе Новус Ордо. Но добавив к этому очень сильное Марианское благочестие. Именно этот ход смог остановить продвижение протестантов на юг. И сейчас в наших регионах нет этой проблемы. Многие протестанты вернулись в КЦ, некоторые из таких возвращенцев сейчас епископы.

Просто удивительно слушать от Вас с апостольским нунцием такие речи.

 

1.Вы, часом, не собираетесь индийский культ коровы приправлять Марианским благочестием? А то ведь просто беда – по всему миру "харе кришну" поют, Харрисона соблазнили… И как это испанцы в свое время не догадались соединять обряды инков и ацтеков с Марианским благочестием? Ей-ей, пятидесятникам там нечего было бы делать.

 

2. Не совсем понятно, если принять эту гипотезу происхождения литургических хлопаний, топаний и свистелок, в чем провинился весь остальной мир. Хорошо, раз латиноамериканцы сдались протестантам, то их не жалко. Справедливо даже будет, если они помучаются в порядке своего рода епитимьи. Но за что должна страдать Европа – родина готики, барокко и св. Бенедикта?

В самом деле – карнавалы и пятидесятники – в Бразилии , но на гитарах играют в Испании, а на батутах прыгают в Швейцарии.

 

3. Особо поразительны вести с полей о колоссальных успехах гитаро-миссионеров. Остановили продвижение еретиков на юг. Какие молодцы!

Есть, правда, и немного другие данные.

Поскольку по имени у Вас была помянута одна Бразилия, давайте для предметности приведем данные по ней:

1970 г. – 4,64 % протестантов

1980 г. – 5,41 % протестантов

1990 г. – 6, 78 % протестантов

2000 г. – 10,9 % протестантов

2010 г. – 22,2(8) % протестантов.

95c07e00ec21.jpg

Совершенно очевидно, что по мере развития литургической реформы, а особенно - по мере перехода от "лицом к народу" и португальского языка к быстрым горячим девам, танцующим интроит, и гостиям в пластиковых стаканчиках протестанты совсем забросили продвижения на юг. Вместо юга они решили добраться, видимо, до 50 %. В Чили тоже, как видим, произошел поворот от юга вверх. Но девы и стаканчики, наверное, дотуда еще не добрались. Жалких 16 % "евангеликов" в сравнении с бразильскими 22-мя– это несерьезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сообщение удалено. Дионисий, перечитайте Устав портала. А пока вам предупреждение согласно пункту 3.5. На форуме запрещено: использовать нецензурную лексику, оскорблять собеседника, комментировать в унижающем собеседника тоне его высказывания и прибегать к аргументации «ad personam» - Neta*
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причина развития протестантизма в Латинской Америки вряд ли лежит в литургической сфере. Это скорее вопрос социальный. Но здесь это оффтоп.

А по теме - большинство пожилых людей, с кем я общался, не хотят возвращения Тридентины и довольны НО. Только один католик не прочь ходить на Тридентину, но для этого он в Калгари, за 220 км не поедет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новус Ордо, особенно с 1 евхаристической молитвой мало отличается от тридентины. 1) Я не разделяю такого уж сильного пиетета к тридентине, как некому супер пупер совершенному обряд. Я не разделяю какой-то сакральности этого чина. Для меня это просто один из обрядов, даже просто вариант обряда. 2) Я больше верю Церкви. Прошли реформы и на них была рецепция папы и Церкви. Папа и епископы служат этот обряд. Какие могут быть претензии? Остальное - натягивание совы на глобус. Из серии "а вот в тридентине священник поворачивается на 13,5° в право, и это означало творение Богом мира за 6 дней", "манипул на руке священника означал божественный покров Марии над людьми" и все в таком духе. Отсебятина, хотя и имеющая некий период существования в Церкви, а-ля благочестивые сказки.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всякий случай хочу напомнить из Устава портала:

 

3.13. Участники форума должны с уважением относиться к Св. Мессе, обрядам и богослужениям, совершаемым в Св. Католической Церкви. Запрещаются какие-либо уничижительные или презрительные комментарии в адрес Св. Мессы, совершаемой в Святой Католической Церкви. При обсуждении обрядов и богослужений от участников требуется уважение к существующим обрядам и богослужебным формам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новус Ордо, особенно с 1 евхаристической молитвой мало отличается от тридентины.

Вероятно, это несложно Вам продемонстрировать.

 

А то Вы сейчас намекнули на тот факт, что в одном случае существуют 4-х евхаристических канона, а в другом - один, в одном случае они могут произвольно выбираться священником, в другом - нет никакого выбора, но, тем не менее, считаете столь отличающиеся друг от друга по этому параметру обряды одним, особенно когда в первом случае 2 или 3 раза в году (в среднем) читается в переводе на вульгарный язык тот канон, который как бы должен быть для обряда родным. При этом структура канонов, которые читаются в 98 или 99 % случаев с Римским каноном имеет общих черт не более, чем с каким-нибудь каноном Фаддея и Мария.

 

И это не касаясь всего остального. Словом, прошу, будьте добры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причина развития протестантизма в Латинской Америки вряд ли лежит в литургической сфере.

Очень может быть. Осталось сказать, что "развитие литургической сферы" так же не связано с миссионерством в отношении протестантов.

А по теме - большинство пожилых людей, с кем я общался, не хотят возвращения Тридентины и довольны НО.

Да и прекрасно. Единственно - не мешайте старому обряду спокойно возвращать свои позиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новус Ордо, особенно с 1 евхаристической молитвой мало отличается от тридентины.

Вероятно, это несложно Вам продемонстрировать.

 

А то Вы сейчас намекнули на тот факт, что в одном случае существуют 4-х евхаристических канона, а в другом - один, в одном случае они могут произвольно выбираться священником, в другом - нет никакого выбора, но, тем не менее, считаете столь отличающиеся друг от друга по этому параметру обряды одним, особенно когда в первом случае 2 или 3 раза в году (в среднем) читается в переводе на вульгарный язык тот канон, который как бы должен быть для обряда родным. При этом структура канонов, которые читаются в 98 или 99 % случаев с Римским каноном имеет общих черт не более, чем с каким-нибудь каноном Фаддея и Мария.

 

И это не касаясь всего остального. Словом, прошу, будьте добры.

 

Я вообще не понял, что вы имеете ввиду. Что в миссале есть 4 евхаристических канона? Да, так. И что в этом плохого? Или по-вашему плохо то, что Святую Мессу служат на родных и понятных языках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вообще не понял, что вы имеете ввиду. Что в миссале есть 4 евхаристических канона? Да, так. И что в этом плохого? Или по-вашему плохо то, что Святую Мессу служат на родных и понятных языках?

Я имею в виду, что это признаки разных обрядов. Это ведь Вы написали: "Новус Ордо, особенно с 1 евхаристической молитвой мало отличается от тридентины". И я Вам отвечаю, что уже по помянутому признаку существует огромное различие: 1. В Римском обряде был только один евхаристический канон 2. В Римском обряде не было выбора канонов уже потому, что он был один. Кстати, и в тех восточных обрядах, где приняты разные литургии, нет права выбора канонов и нет права выбора самой литургии: что и когда служится, регулируется календарем, а не личным выбором 3. В новом обряде этот канон читается в 1-2 % случаев служения Мессы.

 

Ну и? Где признаки такой общности, чтобы "мало отличалось"? Это разные обряды, сильно отличающиеся один от другого, пожалуй, больше, чем римский обряд отличается от византийского. Не согласны - пожалуйста, докажите.

 

По-моему, у Вас не будет никаких доказательств, кроме того, что Папа Бенедикт назвал их формами одного обряда, или чего-нибудь в этом духе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доказать в этой области вообще ничего не возможно. Ибо нет чётких критериев, на основании которых можно определить что есть обряд. Думай как хочешь.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доказать в этой области вообще ничего не возможно. Ибо нет чётких критериев, на основании которых можно определить что есть обряд. Думай как хочешь.

Да ну ладно. Если я начну утверждать, что армяне служат византийским обрядом, меня несложно будет опровергнуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну придумывай критерии,излагай определение. Почитаем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну придумывай критерии,излагай определение.

Критерии чего мне надо придумать и определение чего мне надо изложить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обряда.

Богослужебный обряд - совокупность внешних особенностей богослужения, обусловленных этническими и культурными факторами, и закрепленная в традиции одного или нескольких христианских народов.

 

Особенности обряда создаются структурой богослужебных циклов и отдельных богослужений, используемыми литургическими языками, организацией храмового пространства, используемыми молитвами и церемониями, особенностями музыкального сопровождения богослужений и другими чертами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доказать в этой области вообще ничего не возможно. Ибо нет чётких критериев, на основании которых можно определить что есть обряд. Думай как хочешь.

Может, и науки "литургика" нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты не привёл ни критериев, ни чёткого определения. Под это определение можнл втиснуть очень многое. Во всяком случае, оно не решит вашего спора с Денисом один это обряд или два.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты не привёл ни критериев, ни чёткого определения.

Я тебе привел энциклопедическое определение обряда и настолько четкие критерии, насколько они выделяются литургистами. Это не F=ma, но вполне достаточные точность и ясность.

Под это определение можнл втиснуть очень многое. Во всяком случае, оно не решит вашего спора с Денисом один это обряд или два.

Наш спор с Денисом решается элементарно: в левый столбик мы выписываем черты сходства novus ordo и usus antiquior, а в правую - черты различия. Потом из левой колонки мы уберем черты, присущие литургиям вообще. А затем сравним. Это занимательнейшее и поучительное зрелище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вписывай, коль заняться нечем.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты без энтузиазма реагируешь. Не буду.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...