Перейти к содержимому

IP.Board Style© Fisana
 

Женский день со святыми мученицами


В теме одно сообщение

#1 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 16 839 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 07 Март 2018 - 00:10

Изображение

«Обращайтесь с благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1Петр., 3:7)

«Чем слабее сосуд, тем больше благодать,
тем блистательнее трофей, тем славнее победа». (Св. Иоанн Златоуст, похвала мученице Дросиде)


Гендерные праздники в нашем обществе вызывают самую неоднозначную реакцию. Часть женщин вполне разумно напоминает, что цветы и комплименты они готовы получать не только 8 марта, но и во все остальные дни; более радикально настроенные дамы усматривают в женском празднике проявление сексизма. Впрочем, и те, и другие – а также мужчины — охотно пользуются возможностью получить дополнительный выходной. Я же предлагаю сегодня вспомнить об уроках, которые нам преподают святые женщины – девы, жены, вдовы, сестры, матери, подруги, претерпевшие мученическую кончину в период гонений на христиан. Это не самые праздничные истории, и все же они, в конечном счете, о Любви.


О раннехристианских мученицах мы знаем очень мало; по сути, самая достоверная часть их житий – сам факт мученической кончины. Тем не менее, повествования о мучениях и о многочисленных чудесах, сопровождавших страсти мучениц, отражают восхищение и даже удивление авторов-мужчин подвигом святых. Казалось бы, в патриархальном обществе первых веков нашей эры молодая девушка, не вышедшая замуж и еще не принесшая потомства не имела никакой самостоятельной ценности (в Риме даже имя женщины было всего лишь производным от имени ее отца, например Юлий – Юлия, Друз – Друзилла и т.п.). Согласно определению, данному еще Аристотелем, в женщине видели «незавершенного мужчину», а для христиан слабость праматери Евы привела в мир грех и смерть.

Поэтому любая патриархальная община, в том числе и христианская, ожидала от добронравной девицы смирения, послушания и покорности. А что же наши мученицы? «Для иудеев соблазн, для эллинов — безумие»: в эпоху гонений мужчинам пришлось признать: почтенные матроны и совсем юные девочки не только способны давать пример пламенной веры, но и превосходить мужчин в стойкости и мужестве. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Эти жены, если только можно называть их женами, – так как в женском теле они показали дух мужей, или – лучше – не только показали дух мужей, но и превзошли самую природу и состязались с бестелесными силами» («Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине»). Пусть пример мучениц для современного общества будет непреходящим напоминанием о силе и достоинстве женщины – дочери Христа.

Изображение

Мы привыкли думать, что мужчины и женщины, отдавшие жизнь за Господа, ходатайствуют прежде всего об укреплении веры в каждом человеке и во всей Церкви. Несомненно, это так. Но есть и другие ситуации, где их заступничество и пример необходимы.

Юные христианские мученицы – 15-летняя св. Агата, 12-летняя св. Агнесса, св. Люция, св. Мартина, св. Цецилия, св. Екатерина и многие, многие другие – вдохновляющий пример для девочек-подростков, делающих свой жизненный выбор. Девочки, которые по современным меркам учились бы в последних (а то и в предпоследних) классах школы, сделали свой выбор сами, несмотря на давление семьи и общества. (Особенно примечательна в этом отношении история св. Люции и ее сложных отношений с мамой, которая, как известно, хотела как лучше, и уже замужней св. Перпетуи с ее отцом. Св. Варвару, по легенде, отец и вовсе всю жизнь держал взаперти – его дочь, его право). Но девочки выбрали Христа. Это было самое важное решение в их жизни, и они не побоялись его принять. Более того: дал слово – держи. Свой самостоятельный выбор они отстаивали и защищали последовательно, вплоть до смерти. Словом, мученицы эпохи гонений – заступницы женщин, которым необходимо мужество для принятия самостоятельных важных решений и защиты своего выбора.

Раннехристианские девы-мученицы – это еще и ходатаи за родителей, у которых в семье трудные подростки. Посвятила девство Христу? Раздать наследство нищим? Не выйти замуж за отличного парня из богатой семьи? Тебе еще жить и жить! Что это еще за радикализм? Уж не промыли ли тебе, дорогая, мозги? Ситуация, знакомая многим детям и родителям. Амвросий Медиоланский в повествовании о о страстях св. Агнессы, говорит именно об удивлении и непонимании: «Многие удивлялись, что она столь легко расстается с жизнью: в самом деле, она еще не успела испытать ее, но уже отдает, как бы насладившись ею. Все изумлялись, что она, которая по своему возрасту еще не могла быть исповедницей, становится свидетельницей божества».


Изображение

Казненные римскими властями девочки-подростки на протяжении многих столетий своим примером учат уважать ближнего своего, даже если этот ближний «мал еще» и «что он\она понимает в жизни». Выбор, который с высоты жизненного опыта выглядит глупым, может оказаться истинным. Бесспорно, родители увещевают своих упрямых чад только из любви, а для детей их слова могут быть дополнительным источником терзаний. Так, отец говорит св. Перпетуе в тюрьме: «Сжалься, дочь моя, над моими сединами. Сжалься над твоим отцом, если я могу ещё называться твоим отцом. Этими самыми руками я воспитал тебя до нынешнего твоего цветущего возраста, я всегда предпочитал тебя твоим братьям, не предавай же меня. Подумай о своих братьях, подумай о твоей матери, о твоей тетке, подумай о твоем сыне, который не сможет жить без тебя. Отложи свою храбрость и не доведи нас всех до погибели, потому что никто из нас не сможет жить со свободным сердцем, если ты пострадаешь».

Безумная и непонятная с обывательской точки зрения влюбленность в Небесного Жениха привела наших героинь по кровавому пути прямиком в Царствие Небесное. Очень хочется, чтобы сегодняшние родители были достаточно чуткими для того, чтобы видеть ростки Царства в колючих подростках, способных вывести из себя даже матерого отшельника-столпника.

Истории о мученичестве – это еще и истории о женской красоте, над которой не властна смерть. Церковное предание говорит, что мученицы были прекасны – а как же иначе? Но ведь нет ничего красивого или романтичного в том, что женщине отсекают грудь, колесуют, убивают на арене с дикими зверями – впрочем, как нет ничего эстетически привлекательного в позорной смерти на Кресте. Попытка унизить женщину (раздеть ее, отдать в публичный дом, лишить девства) – еще один часто встречающийся в житиях эпизод. И те же самые тексты житий говорят о том, что Небесный жених выступает защитником женского достоинства: так, ангел укутывает св. Агнессу покрывалом, св. Пелагии удается надеть брачную одежду перед добровольной смертью. А св. Перпетуя, как настоящая женщина, успевает подумать о внешнем виде даже на арене цирка: «Перпетуя была поражена первая. Она упала на бок. И когда она увидала, что ее рубашка порвана сбоку, она запахнула ее более в знак скромности, нежели страдания. Потом она встала и подняла свои ниспадающие волосы, потому что не подобает мученице страдать с ниспадающими волосами, чтобы не являть знака печали в час ее славы» («Страдание святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката»).

***

Я глубоко уверена в том, что претерпевшие страсти до конца молодые женщины неустанно ходатайствуют о своих сестрах, сегодня переживающих насилие в семье, страдающих от несправедливого отношения в обществе, о переживших изнасилование, о жертвах торговли людьми. О тех, кого сегодня стремятся лишить человеческого достоинства и красоты. Будем взывать к их заступничеству и просить о том, чтобы не только в «женский день», но и во все остальные дни светского и церковного календаря ненависть уступала место любви, а где милосердие и любовь – там Христос посреди нас.

Изображение


Анастасия Паламарчук,
доктор исторических наук, историк-медиевист, органистка, прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге


Сибирская католическая газета
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)

#2 Neta

    Завсегдатай

  • Капитул
  • 16 839 сообщений
  • Городюжный
  • Вероисповед.:католичество

Отправлено 2 недель назад

Изображение

Святые Перпетуя и Фелицитата – мученицы, принявшие смерть за веру во Христа в Карфагене в 203 г. Об их подвиге рассказано в дошедшем до нас документе под заглавием «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» – одном из самых ранних текстов такого рода. Первая его часть написана от первого лица и представляет собой свидетельство самой Перпетуи и ее учителя Сатура, а заключение, посвященное казни мучеников, считается принадлежащим перу Тертуллиана. Некоторые исследователи приписывают Тертуллиану авторство всего текста.

Изображение

Перпетуе было 22 года, и она была дочерью аристократа, ранее исполнявшего должность проконсула, т.е. главы имперской администрации Северной Африки, а Фелицитата была ее рабыней. Перпетуя только что родила ребенка, но, по-видимому, ее мужа уже не было в живых, поскольку предание не содержит никаких сведений о нем.

Перпетуя, Фелицитата с мужем Ревокатом (оба – рабы) и двое молодых свободных граждан Сатурнин и Секундул были катехуменами Карфагенской Церкви и готовились приступить к Крещению. Согласно эдикту императора Септимия Севера, ранее принявшие христианство подданные не подвергались гонениям за свои взгляды, однако вновь присоединяться к Церкви было под страхом смерти запрещено. На основании этого указа пятеро молодых людей были схвачены, брошены в темницу, а затем преданы суду. Перед заключением все они успели принять Крещение. К ним добровольно присоединился их наставник в вере Сатур.

Изображение

Для Перпетуи первые дни заключения были омрачены тревогой о ее новорожденном младенце. Однако два диакона, служащие в Карфагенской общине, сумели подкупить стражу и принести ребенка матери, а затем ей разрешили иметь дитя при себе постоянно. Отец Перпетуи приходил к ней в темницу и убеждал ее не позорить имя благородной семьи и отречься от Христа, но она оставалась непреклонной. Отец пришел и на судебный процесс: он забрал у дочери ребенка и вновь склонял ее к отречению, шантажируя ее разлукой с младенцем, но опять безуспешно. Римский префект тоже пытался действовать уговорами и даже пытался идти на уступки, требуя от Перпетуи лишь фиктивной жертвы богам, но она решительно отказалась создавать какую-либо видимость отступничества. В итоге все шестеро подсудимых еще раз объявили себя христианами и выслушали смертный приговор.

Изображение

В ожидании казни Перпетуя и ее друзья находились в возвышенном и восторженно-радостном состоянии духа. Днем они беседовали о духовных вещах, а ночами молились и пели гимны. Еще более укрепляли их решимость переживаемые ими видения. В одном из видений Перпетуя увидела в мрачном и темном месте своего некрещеного брата Динократа, умершего в детстве от обезобразившей его болезни. Но когда она усердно помолилась за него, он явился ей во свете прекрасным, здоровым и торжествующим, а о его прежней болезни напоминал лишь маленький и почти незаметный шрам.

Изображение

В другом видении ей явилась золотая лестница до небес, по которой восходили праведники, а у ее подножия притаился дракон. Но Перпетуе удалось пройти мимо него, поправ его голову, и взойти по лестнице на обширный зеленый луг, на котором Добрый Пастырь пас стадо овец. Он дал ей причаститься из Своих рук, а все окружающие произнесли при этом «Аминь». «Я была счастлива в жизни, — заявила Пертетуя после этого видения, — но теперь я еще счастливее».

Изображение

Фелицитата в это время находилась на последнем месяце беременности, и очень переживала, что ей не дадут умереть за Христа, т.к. Римское право запрещало приводить смертные приговоры в исполнение над беременными. Но за два дня до установленной даты казни она разрешилась от бремени, и ее дочку забрала одна свободная христианка. Фелицитата громко кричала во время родов, и тюремщики иронически спросили у нее: «Как же ты собираешься переживать мученичество?», на что она ответила: «Сейчас страдаю я одна, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним».

Изображение

Тем временем Секундул скончался в ожидании казни, а для оставшихся пятерых время их последней битвы наступило 7 марта 203 г., когда в Карфагенском цирке были устроены игрища по случаю дня рождения сына и соправителя императора Септимия Севера Гета. Многие горожане приходили проститься с мучениками, и Сатур сказал им: «Внимательно изучите наши лица, чтобы вы смогли узнать их в день Суда».

Трех мужчин и двух женщин вывели на арену, чтобы отдать на растерзание диким зверям. Против мужчин выпустили кабана, медведя и леопарда, а против женщин – бешенного тура. Однако звери лишь изранили мучеников, но не убили их. Страдальцы, собравшись вместе в центре арены, обнялись и обменялись братскими поцелуями, после чего были убиты ударами мечей. Неопытный палач никак не мог убить Перпетую, и она помогла ему, сама приставив меч к своему горлу. Карфагенские христиане выкупили тела мучеников и устроили им торжественные похороны. После прекращения гонений над их гробницей была воздвигнута большая базилика.

Изображение

Под впечатлением подвига Перпетуи и ее друзей, силы их веры и глубины свидетельства, в городе произошли многочисленные обращения ко Христу, в том числе, обратился и один из стражников по имени Пуденций. Имена Перпетуи и Фелицитаты очень скоро стали известны далеко за пределами Карфагена и вокруг них сложился культ почитания. Тесная связь Карфагенской и Римской Церквей обусловила их почитание и в центре Западного христианства: с IV века Перпетуя и Фелицитата упоминаются в Римском календаре, а затем – и в Римском Евхаристическом каноне.
Огромной популярностью пользовались «Страсти Перпетуи и Фелицитаты» – вплоть до того, что св. Августину приходилось предупреждать подчиненных ему священников, что нельзя ставить этот текст в один ряд с Евангелиями.


Источник
Святая Месса (Missa), потому что литургия, в которой совершается тайна спасения, заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни. (ККЦ)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных