Перейти к содержанию

Митрополит Шептицкий и немецкая оккупация. Отчет из канцелярии Розенберга


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Приход немецкой армии во Львов митрополит Шептицкий, как и многие другие украинцы, воспринял как освобождение от большевиков. Этот общий настрой вылился в торжественном поздравлении «победоносной немецкой армии», армии, которая могла также принести определенную форму законности. На его оценку политической ситуации также повлияла изоляция, вызванная политическими обстоятельствами и состоянием здоровья. Митрополит пользовался ограниченным числом источников информации, и можно сказать, что его информаторы пытались манипулировать его мнением и действиями. Для Шептицкого немецкое войско и представители гитлеровской гражданской власти в первые дни/месяцы войны олицетворяли две важнейшие вещи – освобождение от безбожия и террора советской власти, а также надежду на восстановление украинской государственности.

 

Вскоре Шептицкий начал критически оценивать действия новой оккупационной власти. Можно предположить, что больше всего повлияли на это не ограничение функционирования его Церкви или присоединения Галичины к Генеральному губернаторству (22 июля 1941 г.), а массовое уничтожение еврейского населения. Дружелюбное отношение Шептицкого к еврейской общине Галиции, его почитание еврейской культуры и религии были широко известны, хотя составляли скорее исключение, чем норму для украинской и польской общин межвоенной Польши. В письме к папе Пию XII, которое Шептицкий написал 29-31 августа 1942 и передал через доверенных лиц, митрополит открытым образом резко критически высказался о немецком оккупационном режиме.

 

Митрополит протестовал против беззакония и массового истребления гражданского населения как евреев, так и украинцев и поляков, которые стали ежедневным явлением в его городе. Важнейшим документом было пастырское послание «Не убий!», обнародованное 21 ноября 1942. Строки прошедшего цензуру оккупационной немецкой власти текста пастырского послания митрополита осуждают человекоубийство как таковое, без указания национальностей жертв и исполнителей, без обозначения конкретных обстоятельств.

 

Для исследования взглядов, мыслей и действий главы Греко-католической церкви в годы Второй мировой войны существует довольно ограниченный круг источников, относительно немного архивных документов. Часть важных документов, хранящихся в Ватиканских архивах, является пока недоступной для исследователей. Малоисследованными в контексте отношение Третьего рейха к Греко-католической церкви являются также некоторые немецкие коллекции, такие как документы канцелярии Гиммлера. Учитывая обстоятельства жизни под нацистским режимом, документов периода немецкой оккупации, которые характеризовали бы взгляды и мнения митрополита, осталось очень мало.

 

Документ, который мы хотим представить вниманию, является отчетом некоего д-ра Фредерика о поездке во Львов и о его разговорах с митрополитом Шептицким, Климентием Шептицким и некоторыми другими украинскими общественно-политическими деятелями. Этот документ хранится в Еврейском документационном центре в Париже, расположенном в мемориальном комплексе Холокоста французской столицы. Отчет или рапорт д-ра Фредерика является частью собрания архивных документов из канцелярии Альфреда Розенберга, министра оккупированных восточных территорий. Эти документы были отобраны и переданы Еврейскому документационному центру сразу после завершения Нюрнбергского процесса, некоторые из них являются копиями, а некоторые – оригиналами. Как видно из сопроводительной записки министерства оккупированных восточных территорий, др. Фредерик выполнял поручение министерства иностранных дел нацистской Германии. Из преамбулы рапорта видим, что др. Фредерик во время своей поездки во Львов получал всяческое содействие немецкой администрации в Галиции, в частности со стороны губернатора Отто Вехтера.

 

Ни в документе, ни в записке не указывается ни должность, ни звание д-ра Фредерика, которого любезно принимал губернатор Вехтер и с кем вели долгие и довольно откровенные разговоры митрополит Андрей и его брат архимандрит Климентий Шептицкий. Воспоминания Костя Панковского проливают свет на то, кем на самом деле был д-р. Фредерик. В частности, Кость Панковский вспоминает о приезде в августе 1943. во Львов французского историка и журналиста Рене Мартеля, который имел несколько встреч с митрополитом Шептицким. Вполне резонным выглядит предположение, что профессор Рене Мартель и д-р Всеволод Фредерик – одно и то же лицо, и именно Рене Мартель встречался с митрополитом Шептицким в августе 1943 г..

 

Это подтверждает косвенным образом также то, что в начале своего рапорта д-р Фредерик утверждает, что знает лично митрополита уже 15 лет. В архиве митрополита Шептицкого хранится копия письма митрополита к проф. Мартелю от 09.08.1931 г. В нем митрополит поздравляет профессора с успешным выходом в свет его книги о гетмане Иване Мазепе. После Второй мировой войны проф. Рене Мартель долго работал в Лилльском университете.

Упомянутые выше обстоятельства дают возможность предполагать, что митрополит Шептицкий был довольно открытым и откровенным с Рене Мартелем. Взгляды, убеждения, предыдущие публицистические/научные труды Мартеля и, очевидно, неведение митрополита о его сотрудничестве с нацистским министерством иностранных дел повлияли на ход и содержание бесед. Шептицкий, возможно, также, учитывая его изоляцию и существование в обстоятельствах надзора и цензуры, довольно искренне делился своими мыслями со знакомым ему с довоенных времен французским ученым. То есть, все это дает нам основание думать, что рапорт д-ра Всеволода Фредерика, то есть проф. Рене Мартеля, в достаточной мере достоверно отражает взгляды и мнения митрополита Шептицкого в конце лета 1943 г.

 

Документ этот является едва ли не единственным источником, пространно характеризующим взгляды митрополита в 1943 г., в частности, на немецкий оккупационный режим и на будущий исход войны. Этот документ развеивает сомнения относительно поддержки митрополитом создания дивизии «Галичина». Из публикуемого ниже документа следует, что Шептицкий все же поддержал создание дивизии и он же объяснил французскому историку, из каких соображений он это сделал.

 

Очень важным моментом в документе является разговор Рене Мартеля с митрополитом об истреблении еврейского населения Галиции. Осуждение митрополитом нацистской политики геноцида еврейского населения убеждает в том, что его помощь еврейскому населению не была ситуативной или спонтанным актом милосердия в отношении конкретных представителей еврейской общины. Другим важным моментом в цитируемом документе есть глубокая обеспокоенность митрополита Шептицкого украинско-польским противостоянием.

 

Митрополит также выразил свое абсолютно негативное отношение к немецкому нацизму, который, учитывая его привлекательность для масс, особенно для молодежи, он считал явлением более опасным, чем большевизм.

 

В целом опубликованный здесь документ из архива Розенберга исчерпывающим образом характеризует отношение митрополита к немецкому оккупационному режиму и помогает лучше понять конкретные действия Шептицкого в чрезвычайно сложный исторический период.

 

Лилиана Гентош

(перевод с украинского)

 

PS. В целом автор отчета, от лица которого ведется речь, представляет собой убежденного коллаборациониста, стоящего на защите интересов германского Рейха, верящего в "Новую", "Молодую" Европу под его главенством, что нужно учитывать при разборе его позиции и стилистики текста.

 

https://comiter-478.livejournal.com/133500.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

CXLVa-61 КОПИЯ

(5) 1

Штемпель: Группа управления

Журнал № р/.../44...

Получено: 25.5.44

Копия

Перевод.

 

Берлин, 19 сентября 1943 года

 

Прежде всего я хотел бы выразить свою благодарность немецким властям в Львове, которые во время выполнения этой задачи оказывали мне всяческое содействие.

 

Меня принял губернатор Вехтер, и я имел с ним продолжительную беседу. Его помощник, г-н д-р Бауэр, в то время нездоровый, порекомендовал меня д-ру Нойману, который во всех деталях организовал мое пребывание [во Львове]. И наконец у меня были очень интересные беседы со штурмбаннфюрером СС, шефом полиции безопасности во Львове д-ром Шенком. Я информировал эти лица о различных своих разговорах, предоставивших мне полезную информацию. Господину губернатору Вехтеру я пообещал, что один экземпляр этого отчета ему пришлют через министерство иностранных дел, и прошу соответствующее распоряжение.

 

I Беседы с владыкой Шептицким, митрополитом греко-католической церкви во Львове.

 

Высокодостойный господин граф Шептицкий, митрополит греко-католической церкви во Львове, очень известная личность. Он польского происхождения, но предан национальному украинскому движению и имеет огромное влияние во всей провинции. Я знаком с ним лично уже 15 лет. Я дважды разговаривал с ним и с его братом, умным мужем, который тесно связан с бывшей польской аристократией провинции, но он не такого крупного масштаба, [как его брат-митрополит].

 

Вот начало этих разговоров: митрополит был очень обеспокоен все более опасной ситуацией в провинции. Эта опасность проявляется в польско-украинской гражданской войне, в убийствах, диверсиях на железной дороге, грабежах в отдаленных селах, совершаемых вооруженными бандами.

 

Брат графа Шептицкого насчитал 7 видов банд в Восточной Галиции:

  1. Бывшие военные польской армии 1939 года, которые скрылись в лесах и в горах.
  2. Бывшие военные советской армии, разгромленной немецкими войсками в июле 1941 года.
  3. Бывшие части румынской армии, которые дезертировали и находятся вне закона.
  4. Банды украинских националистов, одинаково враждебно настроенные и к Германии, и к Польше, и к России.
  5. Евреи, которые избежали мер безопасности [со стороны немецкой администрации].
  6. Бандиты в прямом смысле слова: воры, грабители и криминальные элементы.
  7. Красные партизаны, хорошо вооруженные и организованные, сфера деятельности которых простирается от восточной границы Украины и до Карпат.

 

(Примечание: Согласно собранной информации, первые группы носят менее выраженный бандитский характер. Евреи достаточно многочисленны и агрессивны, но не опасны. Преступность здесь имеет место с 1921 года, и сейчас, возможно, ее даже больше, чем раньше. Единственную настоящую угрозу – согласно информации из надежного, но неофициального источника – составляют красные партизаны. Их армия под командованием советского генерала насчитывает около 6 000 человек, обладает тяжелым стрелковым оружием, имеет офицерский корпус и разветвленную разведывательную сеть. Поставки им обеспечивают советские самолеты. После того, как вермахт перешел против них в наступление, они постепенно ушли в леса юго-восточной Галиции. Одной из первых задач новообразованных украинских дивизий СС должно быть участие в их уничтожении).

 

Тогда митрополит разъяснил причины и ход гражданской войны между украинцами и поляками. Успехи русских[1] вдохновили активную, решительную и в любом смысле хорошо управляемую тайную польскую организацию с центром в Варшаве распространять свою деятельность и на Восточную Галицию. На Холмщине они уже уничтожили 540 украинских активистов, сторонников политики объединенной Европы[2]. Даже в день нашего разговора был убит профессор украинского университета во Львове д-р Андрей Ластовецкий. Незадолго перед тем убили другого украинского врача и двух украинских милиционеров. Цель поляков в уничтожении потенциальных украинских руководителей – хотя обе львовские жертвы никогда не интересовались политикой, – чтобы народ, который в интеллектуальной сфере и без того беден на потенциальных лидеров, в ходе столкновения лишился руководства и опоры. Митрополит с сожалением констатировал, что его усилия положить конец польско-украинскому противостоянию не увенчались успехом.

 

(Примечание: По этому поводу я узнал, что владыка Шептицкий связался с польскими епископами. Была договоренность, что в одно воскресенье с амвонов всех церквей и костелов Галиции будут произнесены епископские послания с призывом к миру, адресованные украинцам и полякам. Тогда как послание владыки Шептицкого греко-католики зачитали, польские епископы со своей стороны обещания не сдержали и не обнародовали никакого призыва по этому поводу. Учитывая опасность гражданской войны, владыка Шептицкий поддержал создание украинского войска, которое должно состоять из дивизий СС для подготовки в учебных лагерях и народном ополчении, чтобы поддерживать порядок в городах и селах. Брат митрополита по этому поводу заметил, что «добровольцы» – это не добровольцы в прямом смысле этого слова, а набор этого войска «осуществляла» (в принудительном порядке) немецкая власть).

 

(Примечание: Все полученные показания очевидцев противоречат этому утверждению. После зимней кампании, когда население с ужасом осознало, что его ждет, когда вернутся большевики, украинские добровольцы начали записываться в войска совершенно самостоятельно).

 

Далее владыка Шептицкий рассказал, что создание украинского войска, по его мнению, крайне необходимо. Когда немецкое войско в дальнейшем будет терпеть поражение, – добавил он, – и когда наступит время анархии и хаоса, будет очень хорошо, если мы будем иметь национальное войско, которое будет поддерживать порядок и препятствовать произволу, пока сюда не вступят регулярные советские части.

 

Ибо митрополит, несмотря на его лояльное сотрудничество с Германией, убежден в неизбежности ее поражения. Он утверждает, что военное поражение на Восточном фронте уже очевидно, и что на этом фронте не найдется ни одного немецкого солдата, который бы еще имел надежду на разгром большевиков.

 

Он также считает, что англо-американцы на Западе возобладают, но на короткое время, поскольку окончательная победа большевизма неотвратима!! «Они, вне всякого сомнения, будут управлять всем миром. Они благодаря Азии и китайцам обладают неисчерпаемыми людскими резервами, они технически хорошо оснащены и с ними вся молодежь мира».

 

На мое замечание, что победа большевизма будет означать уничтожение Церкви, митрополит ответил: «Церковь может быть уничтожена по разным причинам».

 

– Но спасение, – сказал я, – разве оно не в руках Германии?

– Германия хуже большевизма. Национал-социализм привлекательнее для масс, он имеет большее влияние на молодежь, чем большевизм, но это – грубое явление, которое долго не продлится или же претерпит [существенное] перерождение.

– Но разве вам теперь не лучше с немцами, чем было под большевистской властью, которая ликвидировала ваши общины, разрушала епархии, облагала священников огромными налогами, и намеревалась уничтожить в Галиции всякую религию?

– В настоящее время у нас, несомненно, спокойно, но Галиция – не Германия. В Германии же церковь преследуют.

– Но разве не потому, что она через свои связи с бывшей политической партией, с Центром – постоянно находится в оппозиции к правительству?

– Если она в оппозиции, то таково требование Ватикана, который вынужден заниматься политическими делами.

 

Что касается Ватикана, то митрополит был особенно обеспокоен судьбой папы, который теперь будет находиться в руках немцев, и проведенной в Ватикане «чисткой». Он с возмущением констатировал, что радио Ватикана после того, как оно молчало, теперь транслирует передачи на немецком языке и только на религиозные темы, не касаясь никакой политики.

 

Далее митрополит обвинил немцев в бесчеловечном отношении к евреям. Только во Львове они убили 100 000 из них, по всей же Украине - миллионы. Один молодой человек на исповеди признался ему, что только за одну ночь во Львове он лично убил 75 человек.

 

Я заметил, что, по моей информации, нет ничего удивительного в том, что украинцы принимали участие в этих массовых убийствах после того, как советы незадолго перед отступлением российских войск казнили во Львове и в окрестностях 18 000 человек. Кроме того, почти все сотрудники НКВД были евреями, что и объясняет ненависть населения к ним. Разве евреи не представляют смертельной опасности для христианства, которое они клялись уничтожить?

 

Митрополит согласился с этими доводами, но и в дальнейшем настаивал на том, что уничтожение евреев все же недопустимо.

 

(Примечание: В этом смысле митрополит высказывает такие же мысли и теми же словами, что и французские, бельгийские и голландские епископы. Дело обстоит так, как будто они получают одинаковые директивы из Ватикана).

 

Затем владыка Шептицкий рассказал мне о временах большевистского господства в Восточной Галиции. Присутствие иностранцев, особенно журналистов, было для него достаточным объяснением относительной мягкости первых времен оккупации, тогда же имели место раздача продуктов русской армией и относительное «счастье» первых пропагандистских месяцев. Его брат высказался значительно резче об обложении священников огромными налогами и о реквизиции монастырей. Монахам было разрешено какое-то время находиться служащими размещенных там учреждений. Но им дали понять, что это лишь временное решение. Впоследствии их депортировали - в лучшем случае, - и они исчезли. Владыка Шептицкий видит в такой их судьбе проявление воли Божьей. Но такое смирение не помешало ему решительно осудить распространение русского террора.

По его словам, было вывезено 300 000 галичан, и неизвестно, живы ли они еще. Многие погибли и некоторых из них нашли в Виннице[3], но от большинства уже нет никаких вестей, последние следы обнаруживаются в лагерях для интернированных возле Киева и Харькова. А потому существует вероятность (такое мнение вообще распространенная среди украинского населения), что их доставили на территорию за Полярным кругом, где вроде бы открыты невероятные запасы полезных ископаемых. Интернированные будут работать там подобно тем политическим заключенным, которые выкопали знаменитый сталинский канал. В целом митрополит смирился с тем, что Европа станет большевистской. Это, – сказал он, – неизбежный исторический факт. Религия, которая в России уже мертва, наверное, исчезнет и на Западе! Таков общий смысл нашего разговора.

 

Подытоживая, я должен подчеркнуть три объективные вещи:

Бесспорен тот факт, что митрополит Шептицкий, имея немалое и реальное влияние в Галиции, употребляет его на дело сотрудничества с Германией. Можно констатировать, что он приносил и еще принесет огромную пользу.

 

Что касается его личных взглядов об окончании войны и его любви к Германии, то это уже несущественно.

 

Зато большое политическое значение имеет то, что в его высказываниях о Германии и о будущем ходе военных операций прослеживаются те же мысли, высказываемые теми же словами, что и у церковных иерархов во Франции, Бельгии, Голландии и Польше.

 

Приходится констатировать наличие общих, установленных Ватиканом директив. Это важный момент, имеющий решающее значение, свидетельство того, что Ватикан есть и будет заядлым и неисправимым врагом Молодой Европы[4], сообщником еврейства. Этот факт имеет чрезвычайно большое значение.

 

II. Разговоры с руководителями Украинского движения во Львове.

 

Во Львове я общался с наиболее значимыми руководителями Украинского Национального Комитета, который расположен на Площади Парковой, 10. Это: президент комитета, д-р Панковский, д-р Михаил Демкович-Добрянский, ответственный секретарь Украинского краевого комитета во Львове, д-р Полянский, профессор университета, бывший бургомистр Львова сразу после ухода советской армии, профессор Шимович, директор издательского отдела Научного общества имени Шевченко (его фамилии я не помню) и еще несколько человек менее значимых. Среди этих лиц два лица выглядят особенно интересными, а именно: д-р Панковский, президент Украинского Национального Комитета, и д-р Полянский. К сожалению, мне не удалось встретиться с еще одним очень важным человеком: профессором Крипьякевичем, которого в то время не было во Львове.

Д-р Панковский – адвокат, имеет ясный и четкий ум, руководствуется фактами и реальным положением вещей. Выражает мысли нумерованными параграфам, так сказать, что свидетельствует о наличие интеллекта, с одной стороны, способного властвовать над собой, с другой стороны, привыкшего полностью охватывать компоненты анализируемого материала и правильно их классифицировать. Д-р Полянский, бывший бургомистр Львова, произвел на меня впечатление взвешенного и беспристрастного аналитика с твердой волей и непоколебимой решительностью. Это – человек большого формата. Все представители реалистичного и позитивного направления в национальном украинском движении произвели на меня наилучшее впечатление. Все они хотят сотрудничать с Германией и с Новой Европой. Не из сентиментальности или из личных интересов, а потому, что эта политика абсолютно разумная и единственно возможная.

 

Их враждебность к большевизму неоспорима. В случае приближения большевистской опасности к их земле они решительно настроены защищать ее с оружием в руках и скорее умрут, чем попадут в руки советов. У меня сложилось впечатление, что они полностью честны и искренни. Рядом с такой принципиальной позицией они выразили желание, чтобы Германия в украинском вопросе заняла несколько более выразительную позицию и решилась на более четкую программу действий. Это желание не связано с сиюминутными требованиями. Поскольку они реалисты и очень хорошо осознают трудности нынешней ситуации, то понимают, что украинский народ пока что не в состоянии управлять собой сам: большевики уничтожили его элиту, а двадцатилетняя политика угнетения Польшей исключила (внеможливила) создание нового класса, способного возглавить общество. Поляки, в чьих руках находились все учреждения и службы, имеют здесь еще многочисленный руководящий персонал, которого ощутимо не хватает украинской стороне. Кроме того, Украинский Национальный Комитет придерживается мнения, что Рейх призван управлять Восточной Галицией и контролировать ее до тех пор, пока не созреет новое поколение чиновников и руководителей украинской национальности. Такая позиция, учитывая ситуацию, кажется мне дельной.

 

С другой стороны, они выразили желание, если немецкая власть им все-таки доверяет, чтобы им дали немного больше возможностей проводить пропаганду среди украинцев. Поскольку они хорошо знают свой народ, то было бы лучше, если бы они сами высказывали свои мнения и приводили аргументы, самые убедительные для него.

Наконец, они выразили желание, чтобы Германия дала украинцам некоторые обещания. Лозунг «Сначала надо выиграть войну» хотя и отражает абсолютную и полностью понятную необходимость (доконечність), но нужно понимать и то, что этот лозунг не может заменить даже скромной программы. Чтобы украинские массы можно было сильнее убедить в утверждении идеи Новой Европы, им нужно очертить запланированные цели, реальные возможности и определенные свободы как в узких рамках национального бытия, так и в более широких рамках европейского будущего. Такой минимум обещаний и обязательств, которые никак не могут навредить Рейху в политической свободе его действий, очень облегчил бы украинским активистам осуществление пропаганды и лишил бы радикальных националистов – о которых пойдет речь ниже – одного из их основных аргументов.

 

Такие мысли мне было высказаны.

 

Тогда я попытался узнать, – хотя мне и пришлось несколько настойчивее задавать вопросы, – что, по их мнению, немедленно нужно изменить на практике. Что касается пропаганды, то они хотели бы издавать газеты и публикации, – конечно же, в духе сотрудничества с Германией и формирования Новой Европы, но чтобы их редактировали украинцы для украинцев, где вопросам, которые интересуют население, отводилось бы больше места.

 

Владыка Шептицкий сказал примерно то же: «Наши газеты – это на самом деле немецкие, переведенные на украинский язык. В них речь идет о Южной Америке, о Парагвае, про Австралию, но это наших крестьян не интересует, в них ничего не найдешь про нашу провинциальную жизнь, а лишь такие темы способны заинтересовать рядового читателя».

Не можно было бы, – если смею выразить эту мысль, – перенять принципы французской прессы: «Французские газеты, редактируемые французами для французов, внятного европейского толка, но в национальных рамках». Во Франции это дало отличные результаты, французские читатели покупают теперь больше газет, чем перед войной, и они в итоге формируют у них соответствующее желаемое видение [ситуации в стране и мире].

 

Нужно, по моему мнению, обратить внимание и на такое: галицийские украинцы знают, что происходит в оккупированной Рейхом Большой Украине. Они хотели бы, чтобы Рейх усилил возрождение украинской культуры на востоке, позволив открывать начальные, семилетние и средние школы. Это нанесло бы ощутимый удар по аргументу большевистской пропаганды, что только-де большевики заботятся о культурном возрождении и развитии образования на Украине. По моему мнению, это все было бы благоразумно. Это не большая политика, а расчетливые усилия, которые не оставляют без внимания реальное положение вещей, и их последствия не содержат опасности.

 

И последний вопрос, который возникает в связи с Украинским Национальным Комитетом во Львове. Каково его настоящее и фактическое влияние? На эту тему я слышал самые разные мнения. Одни говорят, что Комитет очень влиятельный, другие – что его действенность ограничена. Ниже излагаю свое личное впечатление, которое может быть и ошибочным, однако основывается на моем опыте:

 

Нет сомнения в том, что Национальный Комитет имеет определенное влияние на старшее поколение, на тех, кто еще помнит счастливые австрийские времена, и кого, судя по возрасту его членов, он теперь представляет.

 

Не менее несомненный его влияние в интеллектуальных кругах, о чем свидетельствует уже его состав – в основном профессора и ученые.

 

Определенное влияние оказывает он и на молодежь, поскольку среди молодых людей есть много его сторонников. Так же значительной была его деятельность в формировании галицийских дивизий СС, а те средства, которые он собрал для этих формирований, свидетельствуют о том, что к нему прислушиваются.

 

Во время каждого моего пребывания в управе Комитета там царила оживленная атмосфера: молодые люди приезжают из сел, чтобы получить консультацию или чтобы записаться в СС, в кабинетах всегда было много посетителей. Управа Комитета производит впечатление живого организма.

 

Радикальные украинские националисты.

 

Меня всегда очень интересовала эта партия, бывшая УВО, тогда ОУН., главу которой, полковника Коновальца, убитого чекистом в Роттердаме, я хорошо знал лично. Со времени его смерти я потерял связь с этой фракцией украинского политического движения и во Львове не разговаривал ни с одним из ее представителей. Поэтому нельзя довольствоваться тем, что мне о ней рассказали.

 

Известно, что украинские националисты разделены на две группы:

 

а) Сторонники Мельника, преемника Коновальца, который сейчас находится в Берлине и не занимается активной политикой. По примеру своего вожака эти украинцы воздерживаются от всякой непосредственной политической деятельности, наблюдая за развитием ситуации. Они составляют меньшинство в партии.

 

б) Большинство принадлежит группе «Бандера». Она очень активна и враждебно настроена, а поэтому против нее нужно вести борьбу. Эта группа имеет множество сторонников в Париже. Она враждебно настроена к Рейху, предъявляет ему претензию, что он не создал Украинского государства, во главе которой, конечно же, стали бы украинские националисты. Их обвинения и критика достаточно известны, а потому нет нужды их еще раз пересказывать.

 

Что они представляют из себя на самом деле? Также и здесь очень сложно дать правильную оценку, поскольку высказываемые мнения разнятся между собой. Одни уверяют, что на их стороне вся молодежь, другие утверждают, что они не имеют почти никакого влияния. Бесспорен тот факт, что им не хватает руководителей. Основные агитаторы арестованы. Те из них, кого я знаю в Париже, – посредственности, без политического мировоззрения, чрезвычайно легковерные и доверчивые. Существует опасность, что они могут стать легкой добычей английской пропаганды и агентуры английской разведки, что, к сожалению, часто случается во Франции.

 

Польская пропаганда, очень хорошо проинформированная в этом смысле, время от времени предлагает украинским националистам антинемецкое сотрудничество. Кажется, что эти предложения – по крайней мере до сих пор – они отклоняли.

 

Радикальные националисты группы «Бандера» имеют, по моему мнению, действительно сильное влияние на украинскую молодежь. Как можно это предотвратить?

 

Прежде всего - увеличивая наборы рекрутов и организовывая украинские СС. Эти меры, кажется, пользуются всеобщей популярностью среди народа. Этот бедный и обнищавший народ, жертвуя очень мелкие суммы, за несколько недель собрал для украинских СС 2 500 000 злотых (1 125 000 рейхсмарок). Свидетельство воистину достойной удивления общественной солидарности. Украинец – это храбрый борец, переполненный лютой ненавистью к большевизму. Нельзя упускать такого благоприятного случая, поскольку много молодых людей, попавшие под влияние радикального национализма, могли бы здесь найти применение своим силам, и их можно было бы использовать для европейского дела.

 

Идя на некоторые незначительные уступки лояльным украинцам, мы добьемся положительного влияния на общественное мнение. Те активисты, которые выступают за сотрудничество с Рейхом, могут таким путем восстановить часть утраченных позиций, с успехом апеллируя к той угрозе, которая появляется в результате последних боев на Востоке.

 

Ибо непосредственным следствием успехов большевиков станет рост в Восточной Галиции ненависти к коммунизму, а, следовательно, и расширение сотрудничества всего населения с Рейхом.

 

III. Разное.

А. Коммунистическое движение

 

Все официальные лица, с которыми я общался на эту тему, были едины в том, что коммунистического движения больше не существует.

 

 

Потрясающие неудачи советской власти в Восточной Галиции в период с сентября 1939 до июля 1941 годов, неприязненное отношение сельского населения, обнищавшего в результате коллективизации и изъятия их имущества, православной Церкви и католиков, украинцев и поляков, память о 300 000 вывезенных, массовые убийства накануне отступления большевиков – все это исключает возможность установления коммунизма [на этой земле]. Восточная Галиция должна теперь быть привита от этой чумы. Перед лицом красной угрозы после Сталинграда 84 000 человек записались добровольцами – спонтанное выступление народа, обреченного на смерть, если сталинские армии победят. Украинцы утверждают, что в случае опасности смогут сформировать хорошо войско в 500 000 человек, готовых лучше умереть с оружием в руках, чем еще раз попасть под советское господство. В этом нет никакого сомнения. Единственные сторонники советов – это так называемый «люмпен-пролетариат», подонки больших городов, грабители и преступники, которые надеются на легкую добычу, когда вернется Красная Армия. В сельской местности вообще нет никаких коммунистических элементов: советы могут сплотить вокруг себя разве что еврейские банды и некоторых партизан. Но если коммунистическое движение, что касается партии и идеологии, и исчезло, то нельзя того же утверждать в отношении советских агентов. Напротив, нет никакого сомнения в том, что в крае полно советских шпионов, информаторов и диверсантов, которых оставил здесь НКВД, и вреда от которых нельзя недооценивать. Нет сомнения, что из 10 000 советских служащих, которые остались в Восточной Галиции, и которые теперь являются, так сказать, нашими союзниками, определенную часть составляют сотрудники НКВД. Долгое время их работа сводилась к сбору и передаче информации. С последними успехами русских они взялись за агитационную работу.

 

Все лица, с которыми я общался по этому поводу, соглашались с тем, что здесь существует определенная опасность.

 

Однако эту опасность не следует преувеличивать, поскольку весь народ независимо от вероисповедания, политической партии и национальности настроен против большевиков.

 

Б. Польские интриги.

 

В связи с тем, что население Львова на 60% состоит из поляков, и они составляют значительную часть населения в Западной Галиции, польские интриги заслуживают особого внимания.

 

В Европе известен тот факт, что в Варшаве образовалась тайная польская организация, которая обладает большими средствами и деятельность которой заметна не только в Польше, но и во всех странах, к которым поляки предъявляют свои претензии. Эта организация опирается не только на безудержный патриотизм поляков, но и использует те средства, которые доставляют ей Англия и Соединенные Штаты через Польский Комитет в Лондоне, поддерживающий постоянную связь с родиной. Поляки в своей работе используют и устную пропаганду, и террор. Они вновь и вновь повторяют, что победа англичан и американцев несомненна и что большевики будут отброшены за границы бывшего Польского государства, гарантированные Рижским договором 1921 года. А новая Польша будет простираться от Берлина до Риги. Повторение этих грез, тотальное непонимание большевистской опасности, наивная вера в непобедимость англо-американцев достаточно хорошо характеризует бессмысленность и беспочвенность этой пропаганды. Даже самые простые люди как раз наоборот, убеждены в том, что большевистские силы является единственной настоящей угрозой для Европы, тогда как англо-американцы постоянно одерживают легкие победы предательским путем.

Относительно украинцев письменная и устная польская пропаганда колеблется между двумя различными позициями.

 

С одной стороны, украинцам грозят после победы союзников полностью уничтожить их народ - за помощь немцам, - с другой, их призывают объединиться в борьбе против общего врага, то есть Германии.

 

Украинский Национальный Комитет действительно, видимо, с целью запугивания, получает отправленные из Варшавы заказные письма с манифестами обоих содержаний. Деятельность поляков, а именно убийство потенциальных лидеров украинцев, что особенно ощутимо на Холмщине (см. объяснение владыки Шептицкого), распространилось и на Восточную Галицию.

 

Убивают не только политических руководителей, но и врачей, интеллектуалов с целью уничтожения и так немногочисленной элиты украинского национального движения.

 

На улицах совершают нападения на украинских полицейских и членов местной милиции, созданной в начале этого года.

 

Техника этих покушений, как мне рассказывали, хорошо отработана. Убийцам в основном удается скрыться, поскольку поляки действуют по давним террористическим традициям, методами, которые использовал еще Пилсудский до 1914 года. С другой стороны, они уверены в поддержке польского населения Львова, которое способствует им и в совершении преступлений, и в побеге. В конце концов, члены украинской полиции, на которых совершают нападения на улицах, в основном, крестьянского происхождения, которые не разбираются в тактике ведения уличных боев, а потому они несут неизбежные потери.

 

Понятно само собой, что руководители этой польской организации находятся в Варшаве.

Подаю изложенный выше материал с обычным предостережением относительно правдивости источников информации. В целом же они мне кажутся достоверными.

 

Д-р Фредерик

 

Министерство оккупированных восточных территорий Берлин, 25 мая 1944 года

Отчет министерства иностранных дел об общении с митрополитом греко-католической церкви во Львове и с руководителями украинского движения во Львове.

 

В приложении направляю копию указанного отчета, представленного несколько дней назад для ознакомления референту, руководителю участка Розенфельдеру в министерстве пропаганды, с просьбой принять к сведению.

 

https://comiter-478....com/133177.html

 

Оригинал текста - https://uamoderna.com/shafka-dok/hentosh-sheptytsky

 

[1] Имеется в виду победа под Сталинградом

[2] Имеется в виду «объединенной под сенью германского Рейха»

[3] Имеются в виду раскопки 1943 г.

[4] То есть Европы под властью германского Рейха.

Изменено пользователем Марион
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...