Перейти к содержанию

Церковная архитектура сквозь призму патристической традиции


Владимир М.
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Недавно на семинаре читали Максима Исповедника "Мистагогия". Весь мир для него состоит из множества разделений. Но удивительно другое, он рассматривает храмовое пространство как место совершения Таинств, прежде всего Евхаристии. Ему важно, что созерцание видимого возводит к невидимому; и что разделение между алтарем и пространством для верующих - внутри единства церкви происходит.

 

4119_900.jpg 4815_900.jpg

 

 

Думаю, что в патрологии первого тысячелетия "Мистагогия" Максима Исповедника (написана в 628-638гг.)- практически единственныйпример богословия церковной архитектуры. Первые семь глав представляют в этом смысле интерес. И Максим при этом играет с понятиями "разделение" и "синтез" - его идея в том, что в мире существует множество разделений (мужское-женское, неподвижность-движение, тварное-нетварное) и все они преодолеваются в литургии, весь космос оказывается в этот момент в единении, при чём некоторые противоположности могут поменяться местами перед этим.

 

4389_900.jpg

Можно отметить, что Мистагогия написана в контексте христологических споров седьмого века и основным своим аргументом и герменевтическим методом имеет халкидонский догмат (451г.) о двух природах во Христе "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" (?????????, ????π??? , ??????????, ?????????, inconfus?, immutabiliter, indivis?, inseperabiliter). Традиционный пример антиномии христианского мышления.

 

5137_900.jpg

 

Новшеством св.Максима является расположение литургии в конкретном архитектурном пространстве Compositio loci. Церковь (Ekklesia) становится и как собрание верующих и как архитектурное место особым мистагогическим или евхаристическим пространством. Неординарно то, что св.Максим описывает церковное пространство литургии с точки зрения народа, а не священства, поэтому у него отсутствует рассуждение о внутрицерковной иерархии, как у Дионисия Ареопагита оно присутствует в рассуждениях об алтаре, об алтарном перстоле, жертвеннике и далее. Св.Максим рассматривает всю церковь как литургическое пространство для верующих.

Фрагмент из второй главы:

"Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием, допускает различие в силу особого назначения своих частей и делится на место, предназначенное только для иереев и служителей, которое называется у нас алтарем, и место, доступное для всех верующих, именуемое у нас храмом. Но, с другой стороны, она остается единой по ипостаси, не допуская разделения своих частей, [могущее произойти] вследствие различия их между собой. И возводя эти части к своему единству, она освобождаетих от выраженного наименованиями различия, являя тождество этих частей. Еще церковь показывает, что есть каждая часть для самой себя, когда существует взаимосвязь обеих частей. Ибо храм есть алтарь в возможности, поскольку он освящается, когда священнодействие восходит к своей высшей точке. И, наоборот, алтарь есть храм, действительно обладая им, как началом своего тайнодействия. Церковь же и в алтаре, и в храме пребывает единой и той же самой."

 

Алтарь и собрание верующих - мистагогическое пространство единения человека и Бога. Алтарь отделён от общего собрания, однако он не имеет смысла, если не является частью церковного единства. Различение отделённого алтаря и общинного пространства церкви также важно как и их единство - они сосуществуют неслитно и нераздельно.

 

 

 

4881_900.jpg

 

Этот образ становится основной метафорой Максима для антропологических, нравственных, экзегетических, экклезиологических, космологических реальностей: алтарь и церковь соотносятся как видимый и невидимый мир, как небо и земля в видимом мире, как дух и буква в Писании, как душа и тело в человеке, как ум и разум (ν??? и ?????) в человеческой душе. Так что церковное пространство - это пространственная динамика единения несоединяемого.

 

Кроме этой антиномии разделения-единения Максим говорит о возможности этим частям меняться местами, т.е. пространство верующих потенциально существует как алтарь. Это сила, которой обладает Церковь. Материал церковного строения - это потенциально духовное сакраментальное пространство, а дух актуально материализуется в Боговоплощении, где человеческая природа, не соединяемая с Божественной, становится соединена с ней неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, благодаря чему человеческая природа получает освящение Божественным присутствием.

 

https://prav-theolog.livejournal.com/1693.html

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот у меня сейчас так в православных храмах - всё бы прекрасно, но храм как бы слепой что ли без престола. Престола не видно - как-будто ты и не совсем в храме. Нет, алтарная перегородка не должна зрительно отделять алтарь.

 

Владимир, а что это за церковь на третьей по счёту картинке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владимир, а что это за церковь на третьей по счёту картинке?

Не знаю, но мне кажется, что эту картинку я уже видел,это как бы не проект какого-то современного храма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...