Перейти к содержанию

"Нечестиво надеяться, что Бог прощает наполовину"


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Встретилась мне у Фомы Аквинского (Collationes in decem praeceptis, а также Summa Theologiae, I-II, Q.113, Art.5; III, Q.70, Art.4) латинская фраза "impium est a Deo dimidiam sperare veniam", "нечестиво надеяться, что Бог прощает наполовину".

 

Сама фраза у Фомы в "Collationes..." приводится, когда он учит о полном избегании греха как условии для любви Божией и указывает на тех людей, которые не соблюдают это. Во-первых, тех, "которые избегают один вид греха, например, такой как разнузданность, впадая в другой, например ростовщичество. Но они по-прежнему пребывают под осуждением, потому что “кто… согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак 2:10).

 

Во-вторых, Фома там же выделяет еще одну группу людей, "которые исповедуют одни грехи, а другие нет, или же делят свое исповедание между двумя или более исповедями (quantum ad diversos confessionem dividunt). Но это не идет им в заслугу, наоборот, они, делая это, грешат, поскольку надеются обмануть Бога и производят разлом в таинстве".

 

Получается, каясь на исповеди в одном грехе, но не называя другой, поскольку не знает о нем как о грехе (ибо если он знает, но умалчивает о нем, это относится к другой рубрике), человек на самом деле не получает отпущения вообще? То есть на нем висят в том числе и неосознанные им грехи, даже если священник все ему отпускает?

И тогда почему именно к этому случаю Фома относит фразу "нечестиво надеяться..."; разве несознающие за собой грех надеются, что Бог простит им "наполовину"?

 

Ну и хотелось бы узнать, может еще у кого-то или где-то встречается обсуждение этой фразы. Она приписывается вроде Августину, но вот из какого произведения она у него взята и в каком контексте звучала первоначально - неясно.

 

Латинский текст Фомы в "Collationes in decem praeceptis":

 

Contra istud praeceptum duo genera hominum peccant. Illi scilicet homines, qui vitando unum peccatum, utputa luxuriam, aliud committunt, ut usuram. Sed nihilominus damnantur: quia qui offendit in uno, factus est omnium reus, ut dicitur Iac. II, 10. Item sunt aliqui qui confitentur quaedam, quaedam non, vel quantum ad diversos confessionem dividunt. Sed isti non merentur, immo peccant in hoc, quia Deum decipere intendunt, et quia divisionem in sacramento committunt.

 

Quantum ad primum dicit quidam: impium est a Deo dimidiam sperare veniam. Quantum ad secundum, Psal. LXI, 9: effundite coram illo corda vestra: quia videlicet omnia sunt in confessione revelanda.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во-вторых, Фома там же выделяет еще одну группу людей, "которые исповедуют одни грехи, а другие нет, или же делят свое исповедание между двумя или более исповедями (quantum ad diversos confessionem dividunt). Но это не идет им в заслугу, наоборот, они, делая это, грешат, поскольку надеются обмануть Бога и производят разлом в таинстве".

 

Получается, каясь на исповеди в одном грехе, но не называя другой, поскольку не знает о нем как о грехе (ибо если он знает, но умалчивает о нем, это относится к другой рубрике), человек на самом деле не получает отпущения вообще? То есть на нем висят в том числе и неосознанные им грехи, даже если священник все ему отпускает?

И тогда почему именно к этому случаю Фома относит фразу "нечестиво надеяться..."; разве несознающие за собой грех надеются, что Бог простит им "наполовину"?

Разве речь идет не о тех, кто сознательно умалчивает на исповеди о некоторых грехах?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это как раз и непонятно. Вроде бы тех, которые умалчивают, Фома относит ко второй группе, второму "роду". Если же и первые умалчивают, тогда в чем разница между двумя группами людей?

И еще меня заинтересовало, что это за казус такой - "делят свое исповедание между двумя или более исповедями" (если у меня, конечно, перевод корректный). Это что же: сегодня я признаюсь, что убил, а в следующее воскресение - что украл? А все сразу, что, духу не хватает сказать?

Такая психологическая "оптимизация" через "разнесение" во времени исповеди, она бывает на практике?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это как раз и непонятно. Вроде бы тех, которые умалчивают, Фома относит ко второй группе, второму "роду". Если же и первые умалчивают, тогда в чем разница между двумя группами людей?

Об умалчивании первых ничего не говорится.

 

И еще меня заинтересовало, что это за казус такой - "делят свое исповедание между двумя или более исповедями" (если у меня, конечно, перевод корректный). Это что же: сегодня я признаюсь, что убил, а в следующее воскресение - что украл? А все сразу, что, духу не хватает сказать?

Такая психологическая "оптимизация" через "разнесение" во времени исповеди, она бывает на практике?

Бывает всякое. Бывает, что у людей по два духовника и более с тем, чтобы одном говорить одни грехи, другому другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у людей по два духовника и более с тем, чтобы одном говорить одни грехи, другому другие.

 

Следователь добрый и следователь злой? Хм...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот это как раз и непонятно. Вроде бы тех, которые умалчивают, Фома относит ко второй группе, второму "роду". Если же и первые умалчивают, тогда в чем разница между двумя группами людей?

И еще меня заинтересовало, что это за казус такой - "делят свое исповедание между двумя или более исповедями" (если у меня, конечно, перевод корректный). Это что же: сегодня я признаюсь, что убил, а в следующее воскресение - что украл? А все сразу, что, духу не хватает сказать?

Такая психологическая "оптимизация" через "разнесение" во времени исповеди, она бывает на практике?

 

Возможно, Тома Аквинский писал о явлениях, свойственных его времени?

И просто в первом случае предупреждал, что избегание одного греха не избавляет от наказания за другой. Все-таки за 800 лет человеческое мышление очень поменялось, и то, что очевидно нам, могло быть совершенно неочевидно его современникам.

А со второй ситуацией еще проще. Я у своих знакомых невоцерковленных православных такую практику повсеместно встречаю. Т.е. имея "тяжесть на душе" и чувствуя угрызения совести от одного проступка, идут на исповедь только с этим одним, осознавая, в то же время, наличие других и необходимость исправления. По аналогии с болезнью: болит горло, зуб и колено; сегодня иду лечить зуб. Но я никогда не вмешивалась, т.к. совершенно не знаю требований ПЦ. О том, что в КЦ так категорически нельзя, говорила.

 

А, кстати, как правильно с т.зр. ПЦ?

Изменено пользователем Надзея
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...