Перейти к содержанию

Школа иезуитов: быть, а не казаться


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

2019-05-07_11-12-10_843607-1170x600.jpg

 

Почему школа иезуитов до сих пор лучшая в мире?

 

– Что меня удивляет в России? – говорит отец Штефан и улыбается. – Если ребёнок болеет, его мама говорит: «Мы уже две недели болеем!». Я часто слышу такое… Но всё-таки это же не она болеет.

 

Отец Штефан Липке – директор католического Института св. Фомы в Москве. Он принадлежит к ордену иезуитов или Обществу Иисуса и вплоть до прошлого года преподавал английский язык в католической гимназии Томска. Это единственная гимназия в России, где преподавание и воспитание учеников основано на принципах знаменитых иезуитских школ.

 

Когда о. Штефан удивляется нашему речевому обороту «мы болеем», его удивляет не русская грамматика, а наше отношение к личности – для иезуита здесь слишком много коллективизма и слишком мало отдельного человека. А вся иезуитская школа всегда про это – про личность, про пафос умного, взрослого, самодостаточного человека.

 

Эти ужасные иезуиты!

 

Как это часто бывает, иезуиты очень часто страдали от того, что делали свою работу хорошо. Иезуитские школы, появившиеся ещё с лёгкой руки основателя ордена Игнатия Лойолы в середине XVI века, ругали и протестанты, и гуманисты. Вольтер, закончивший иезуитский колледж, со свойственной ему иронией замечал, что «отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Впрочем, ревность гуманистов и протестантов вполне понятна – потенциальные ученики валом уходили от них к иезуитам. Почему? Потому что, как говорил Френсис Бекон, «следует брать пример со школ иезуитов, ибо ничего не может быть лучше их».

 

Иезуиты были первыми в Европе, кто задумался о системном и последовательном образовании, причём не религиозном, а светском

 

И это действительно так. Иезуиты были первыми в Европе, кто задумался о системном и последовательном образовании, причём не религиозном, а светском. Если даже оставить в стороне тему школьных учебников, которые появились впервые именно в иезуитских школах, нам останется самое главное – иезуиты первыми, если не сказать последними, научились формировать личность ученика в соответствии с чёткими моральными целями. Именно этот факт послужил причиной некоторого мистического ужаса, которым окружён орден. Впрочем, этот ужас связан только с тем, что иезуиты просто очень хорошо выполняют свою работу.

 

Несмотря на некоторый скепсис о. Штефана, иезуитам есть, за что благодарить коллективистскую Россию. Когда в 1773 году папа Климент XIV распустил орден, Екатерина II запретила читать указ папы на территории России и тем самым спасла орден. Особо любви к иезуитам Екатерина не питала, но имела свой расчёт. Она надеялась, что иезуиты помогут ей наладить российское образование. Иезуиты в долгу не остались и образование наладили. Уже после смерти Екатерины в Петербурге появился иезуитский колледж. Он процветал вплоть до скандала, разразившегося в царствие Александра I. Тогда крупный государственный чиновник князь Голицын, выпускник иезуитского колледжа, перешёл в католичество. Это было уже слишком и бедных иезуитов попросили вон из страны.

 

– Иезуиты умели воздействовать и убеждать, – говорит историк религии Борис Филиппов. – Вот смотрите. Одно время в Италии на Сицилии процветала жуткая коррупция. Власти обратились к папе с просьбой помочь. Папа послал на Сицилию пятерых иезуитов. Что они могли сделать? Только одно – организовать школу. И они её организовали. Через 15 лет выпускники этой школы выиграли все местные выборы и заняли ключевые позиции в администрации острова. На этом коррупция на Сицилии была практически уничтожена. Эти выпускники были просто не в состоянии даже подумать о том, чтобы принять взятку. Понимаете, что такое иезуитская школа?

 

Со времён Игнатия Лойолы мало что изменилось. Иезуитские школы как были лучшими школами в мире, так ими и остались. Беда только в том, что их мало. К шестидесятым годам прошлого века в них училось меньше миллиона учащихся по всему миру. В России в единственной иезуитской гимназии учится всего пара сотен детей.

 

Иезуиты для элиты?

 

– А правда, что иезуитские школы – это образование для элит? – задаю я коварный вопрос о. Штефану.

– Так было раньше. Отчасти. Но сейчас уже нет, – отвечает о. Штефан, – Игнатий (Лойола – ред.) с самого начала требовал, чтобы все школы были бесплатными. Но понятно, что все равно там учились дети образованного сословия. С XIX века школы стали платными, потому что стало трудно найти благотворителей. Сейчас все зависит от платы за обучение. Если государство поддерживает школы, как в Германии, то наше образование там почти бесплатно. Но во многих странах такой поддержки нет и тогда это дорого.

 

Обучение одного ученика в иезуитской школе стоит от 1 до 4 тысяч евро в месяц. Кстати, наше государство поддерживает все лицензированные учебные заведения, поэтому стоимость обучения в Томской гимназии составляет всего 6 тысяч рублей в месяц.

 

Как учат иезуиты

 

– Есть такое выражение «июньская температура», – говорит о. Штефан. – Это когда перед экзаменами все начинают учиться, потом сдают экзамены и все забывают. Это не про нас.

 

Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил все, что изучается в школе

 

Иезуитская школа всегда работает с каждым учеником в отдельности, а не с массой. Иезуитам совершенно безразлична формальная отчётность и, так сказать, валовые показатели. Им важно, чтобы каждый отдельный ученик понял и полюбил все, что изучается в школе.

 

– Говорят, что это иезуиты придумали оставлять учеников на второй год, – улыбается о. Штефан. – На самом деле это не так. Это началось в Парижском университете ещё до нас. Но мы исходим из того, что ученику нельзя переходить к следующему материалу, если он не усвоил предыдущий. Мы хотим, чтобы он понял что-то очень важное, базовое в любой науке. Чтобы он не просто запомнил что-то, а лично встретился с этой наукой. Пока этого не происходит, дальше двигаться нельзя.

 

Формировать, а не информировать – это один из принципов иезуитского воспитания

 

Формировать, а не информировать – это один из принципов иезуитского воспитания. Поэтому учат монахи не экстенсивно, а интенсивно, то есть глубоко. Иезуитская школа – это, с одной стороны, очень медленная школа, а, с другой, – очень быстрая. Как смотреть. Монахи придерживают принципа «лучше меньше, но глубже». Поэтому ученики не информируются в быстром темпе о массе разных вещей, а обстоятельно изучают каждый предмет. Самое интересное, что для такого обучения много времени не требуется. По правилам ордена учебный год в школе длится не более 180–190 учебных дней (в нашей школе учебный год составляет 210 дней) и постоянно прерывается школьными лагерями, праздниками, экскурсиями. Каждый день ученик находится за партой не более 5 часов. Вечную головную боль российского учителя о том, как успеть пройти всю программу, иезуиты снимают одним лёгким движением руки, просто сократив программу.

 

– Конечно, во всех странах есть свои стандарты, и мы должны соответствовать, – вздыхает о. Штефан. – В России очень перегруженная школьная программа. Мы в рамках возможного делаем все, чтобы её как-то уменьшить.

 

Они умеют главное – свободно и самостоятельно использовать свои знания

 

Результат такого «легкомыслия» сказывается в институтах, уже после окончания школы: выпускники иезуитов всегда бывают удивительно успешны. И не потому что очень много знают, а потому, что знают очень хорошо. Они умеют главное – свободно и самостоятельно использовать свои знания. Напомним, что Россия при своём уникальном опыте качественного массового образования плетётся в самом конце списка по результатам PIZA – международного теста на умение школьников практически применять свои знания. У иезуитов с этим нет никаких проблем – если школьник не научился работать и думать самостоятельно, это значит, что мы просто сотрясаем воздух, считают монахи.

 

Латынь или математика?

 

Традиционная иезуитская школа – это школа гуманитарная. И хотя иезуиты очень гордятся, что первые в XVII веке ввели в курс среднего образования астрономию, все-таки главными предметами в колледжах всегда оставалась латынь и языки. «Родители часто говорят: “Если наш ребёнок не научится высшей математике, как он поступит в колледж, как он станет инженером?”, – пишет отец Тирни в трактате «Учитель и обучение» 1915 года. – Ответ таков: если ваш ребёнок правильно сформировался к 18 годам и умеет мыслить, он может поступить в любой колледж и заниматься любыми предметами по своему выбору. Это значит, что мы обучили его базовым вещам. Если человек знает алгебру и знает её хорошо, у него не будет проблем с анализом в колледже».

 

Самостоятельность – одно из важнейших понятий иезуитского образования

 

Иезуиты придумали специальный термин для описания базового принципа собственного образования – «совершенное красноречие». В понимании иезуитов это способность правильно организовывать свои знания и выражать их в совершенной форме в устной и письменной речи. Латынь и языки – это обучение культуре в самом широком значении этого слова: умение ценить яркую мысль, чувствовать красоту и точность её словесного оформления и уметь порождать её самостоятельно.

 

Самостоятельность – одно из важнейших понятий иезуитского образования. Вообще иезуитский учитель – это не тот, кто долго и нудно читает лекцию. Учитель присутствует на уроке только для того, чтобы инициировать желание и способность ученика мыслить. Как это делается? Во-первых, учитель задает дома прочитать тему следующего урока и самостоятельно ее изучить. Во-вторых, учитель должен приучить каждого ученика генерировать мысль в течение урока.

 

– Если к нам переводились ученики из других школ, они поначалу очень возмущались – почему меня спрашивают на каждом уроке? – говорит о. Штефан. – Но уже через один-два месяца они понимают, зачем это нужно, и наоборот сами рвутся отвечать.

 

Где личность?

 

В документе Ratio Studiorum, регулирующем правила жизни в иезуитских школах, говорится: «Развитие интеллектуальной способности учащегося есть основная задача школы. Однако это развитие примет искажённый и даже опасный характер, если оно не будет подкреплено и дополнено упражнением воли и формированием характера».

 

– Мы должны научить наших детей быть, а не казаться, – скромно сообщает о. Штефан.

Учитель-иезуит находится со своими учениками не только на уроке, но почти постоянно

Для этого, считают иезуиты, нужно относится к ученикам как к книгам, которые надо обязательно прочесть. Иезуиты – монахи. Они работают не за зарплату, а по призванию и послушанию. Им не жаль личного времени. Учитель-иезуит находится со своими учениками не только на уроке, но почти постоянно. Каждого из них он должен понять и узнать. Более того, узнавание ученика учителем всегда связано с тем, что и ученик узнает сам себя.

 

– Когда к нам приходят ученики, мы их всегда спрашиваем, как им удобно заниматься, когда надо побыть в одиночестве, когда надо отдохнуть, – говорит о. Штефан. – Все дети разные, все по-разному воспринимают. Мы должны сами это понимать и научить ученика прислушиваться к себе и понимать себя.

 

Традиционные иезуитские школы – это школы-интернаты. За эти интернаты иезуитам очень доставалось в прошлом. Злопыхатели утверждали, что коварные иезуиты таким образом полностью подчиняют учеников своей воле, что в школах царит дух доносительства и взаимной зависти. Однако сами ученики не жаловались. И понятно почему. Иезуиты были первыми, кто отменил телесные наказания в школах. Дисциплина в школах всегда была очень мягкой. Уподобиться Христу в милосердии – эта задача для иезуитских учителей имела прямое методологическое следствие: уважение учеников и строгая дисциплина достигается не страхом, а любовью.

 

Любовь невозможна без взаимной заинтересованности. Вот что говорит о. Тирни: «Учителя больше уделяют внимания не формированию интеллекта, а формированию души и характера. Поддержание близких отношений есть средство вдохновлять учащихся, формировать высокие идеалы, учить своим примером в духовном и в интеллектуальном отношениях… Какую роль должен играть учитель в формировании характера ученика? Вообще говоря, он должен добиваться и усвоения принципов, и формирования навыков. Это требует от него постоянной активности и непростого, но определенного знания. Простого знакомства с распространёнными слабостями человеческой природы недостаточно. Надо хорошо знать каждого мальчика и каждого учить индивидуально. Иначе это обучение будет бесполезным сотрясанием воздуха».

 

Учитель в иерархии иезуитов стоит очень высоко. Чтобы приступить к самостоятельной работе в школе, обычный монах должен пройти курс длиной в 11 лет. В Томской гимназии таких преподавателей только двое. Да и всего-то в России проживает только одиннадцать иезуитов – холодно и трудный язык. Но приглашая преподавателей из обычных школ, о. Штефан сразу объясняет местные правила: надо не только провести урок, но находиться с детьми постоянно, надо внимательно прислушиваться к каждому и оперировать не успеваемостью, а личными успехами каждого ученика.

 

Традиционная практика требует, чтобы изучение каждого очередного литературного произведения заканчивалось спектаклем, который ставят сами ученики

 

– К нам довольно много учителей приходило, – говорит о. Штефан. – Но очень мало оставалось. Уже через пару месяцев становилось понятно, что человеку тяжело так работать, и он уходит.

 

Иезуиты очень рано поняли то, о чем школьные психологи начали говорить недавно: лучше всего знания усваиваются в процессе общего дела, которое всех страстно интересует. Поэтому иезуиты придумали школьный театр. Традиционная практика требует, чтобы изучение каждого очередного литературного произведения заканчивалось спектаклем, который ставят сами ученики. Нетрудно догадаться, что эта перспектива придаёт урокам литературы особенный азарт.

 

Оценки: с ними или без них

 

Ещё одна претензия к иезуитам – оценки и дух соперничества. Гуманистическая педагогика требует оценки отменить и дух соперничества из школы изгнать, ибо и первое и второе травмирует детей. Иезуиты придерживаются другого мнения. Оценки они ставят и дух соперничества приветствуют. Каждый месяц ученики пишут конкурсное сочинение и выбирают победителя. Во всех, даже самых мелких занятиях, всегда есть тот, кто особенно отличился и кого надо обязательно похвалить. Это заставляет остальных подтягиваться. Такое соперничество вовсе не приводит к травматичным результатам, чего боятся педагоги-гуманисты. Напротив, ученики становятся удивительно отзывчивы к чужим успехам.

 

– Моя задача, – говорит о. Штефан, – научить их радоваться, когда у другого что-то получается. И знаете, я смотрю на них со стороны, особенно в школьных лагерях, во время подготовки к спектаклям, и вижу – да, они радуются успехам своих товарищей! Искренне радуются! Значит, мы их чему-то важному научили.

 

andreeva-222x240.jpg

 

Автор: Ольга Андреева

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...

20181107t0843-21989-cns-israel-catholic-nation-state-936x560.jpg

 

Замечательный материал Правмира об отце-иезуите Давиде Нойхаузе, его чудесном обращении, и о том, как быть евреем-христианином среди арабов, а еще немножко о книге Улицкой "Переводчик" и о. Даниэле Штайне.

 

Самым счастливым человеком из всех, кого я знал, была монахиня. Она сказала: «Я влюблена»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...

safe_image.jpg

 

«ПАЛОМНИЧЕСТВО В БЕДНОСТИ»: ОПЫТ СВ. ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ И ИЕЗУИТОВ ПОСЛЕ НЕГО

 

21 мая 2021 года начался юбилейный год, посвященный 500-летию обращения св. Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса. После ранения при защите крепости Памплоны этот солдат решил сражаться не ради земных заслуг и достижений, а для славы Божьей. Так начался его путь паломника: именно таким образом Игнатий называет себя, когда под конец жизни рассказывает свою историю в ответ на настойчивые просьбы собратьев по ордену. Надиктованная им автобиография называется «Рассказ паломника», и в ней святой из Лойолы рассказывает не только о своих многочисленных сухопутных (в основном – пешком, реже – на осле) и морских путешествиях, но, прежде всего, о духовных путях, которыми его вел Учитель. В этом смысле даже в последние 15 лет своей жизни, когда Игнатий почти не покидал Рим, руководя оттуда недавно утвержденным Папой орденом, он оставался паломником.

 

Однако опыт физического паломничества до того, как Игнатий «осел» в Риме, во многом объясняет то, как он представлял себе отношения с Богом и действие Божьего Провидения в человеческой жизни. Например, когда вскоре после своего обращения Игнатий отправился в паломничество на Святую Землю, он отказался от любой финансовой помощи, которую ему предлагали на это весьма опасное в те времена путешествие, поскольку считал, что таким образом выказал бы недоверие Богу, на которого рассчитывал во всех своих нуждах. Это убеждение Игнатия также в различных других ситуациях иногда доходило до крайностей, которые нам сегодня трудно понять, но для него такая позиция была необходимым и конкретным условием доверия Богу в любых обстоятельствах. Таким образом, каждое его путешествие превращалось в паломничество, поскольку он отправлялся в путь, ища во всем волю и поддержку Бога.

 

Этот дух святой Игнатий пытался передать и тем, кто хотел пойти по его пути, присоединившись к Обществу Иисуса. Во время новициата иезуиты там, где это возможно, на протяжении нескольких дней должны совершить путешествие (желательно пешком), в которое они не берут деньги и провизию, а просят еду и ночлег у людей по пути. Такое паломничество становится опытом, подобным опыту самого Игнатия и его первых товарищей, которые также прошли многие сотни километров по дорогам Европы, доверяясь Божьему Провидению, действовавшему через человеческую щедрость.

 

Во время моего новициата в Новосибирске было сложно организовать такое паломничество, потому что Сибирь, как известно, не густонаселенная территория и чтобы пройти пешком от одного населеннго пункта до другого иногда не хватит и целого дня. Поэтому на том первом этапе иезуитской формации “паломничествами” для меня и других новициев стали долгие путешествия на поезде к месту пастырской практики, которую я проходил в Гомеле и Индуре (недалеко от Гродно).

 

Но позже, изучая богословие, мне сильно захотелось пережить опыт, который так высоко ценил и желал всем иезуитам св. Игнатий. Поэтому я попросил одного собрата-украинца присоединиться ко мне и пройти вдвоем несколько дней пешком по дорогам Беларуси. Нашей целью мы выбрали Будслав, а отправной точкой – Молодечно. Это был не самый сложный маршрут, по которому в июне-июле организуются большие паломничества. Мы запланировали паломничество на конец августа 2012 года, на три дня и три ночи, и, переночевав у знакомых в Молодечно, отправились в путь. Просить милостыню – не самое легкое дело в жизни, и нередко в пути нам приходилось встречаться с реакцией непонимания и даже осуждения: вот, мол, здоровые взрослые мужики обращаются за помощью…

 

Но учиться принимать такой отказ со спокойным сердцем – это «часть процесса». Зато как приятно и радушно нас принимали другие: чаще всего эти щедрые люди сами жили очень просто и скромно, но были готовы делиться тем малым, что у них было. Одну из ночей мы провели на сеновале под шуршание мышей или крыс, с которыми делили сарай. Во время паломничества мне пришлось «практиковать аскезу» способом, который я не предполагал заранее: я не осознавал, насколько зависим от кофе, и мне очень не хватало дозы кофеина с утра, чтобы ощутить прилив энергии в венах…

 

За эти три дня я так и не дождался, чтобы кто-нибудь угостил меня черным напитком. Но в остальном нам хватало всего необходимого, и такой опыт скромной жизни помогает осознать, как мало нам действительно нужно, чтобы чувствовать радость – или, скорее, как такая простота, в которой проявляется Божья забота, становится источником радости. А в самом Будславе на месте ночлега, который мы также нашли не с первого раза, нас даже ждала баня! Конечно, особой радостью для души после нескольких дней паломничества является возможность созерцать лик Богородицы в Ее столь красивой иконе, которая хранится в Будславском санктуарии.

 

Таким был для меня финал игнатианского опыта на родной земле.

Интересно, что итальянские иезуиты предлагают испытать «паломничество в бедности» и мирянам – молодым людям, которые готовы принять такой вызов и в то же время ощутить особую благодать Божьего Промысла, присутствующую в этом духовном опыте. Возможно, когда-нибудь и на наших землях молодежь сможет подобным образом пойти по следам святого Игнатия.

 

о. Виктор Жук SJ

Ave Maria” №7-8 (316-317) 2021

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...