Перейти к содержанию

Униатизм и униатство


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

35162256_170122180503917_959711778026029056_n.jpg?_nc_cat=0&oh=a9814fcfbdcab3c05a82eb40bc81788b&oe=5BA51375

 

На самом ли деле Папа Римский осудил униатство? Разговор с униатским богословом

 

После встречи Папы Франциска с руководителем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата РПЦ митрополитом Иларионом не утихают споры вокруг высказывания понтифика об униатизме. Нередко утверждают, что Папа осудил униатство и униатов, и даже отрекся от них.

Радио «Свобода» обратилось к одному из клириков Белорусской Греко-Католической (униатской) Церкви отцу-диакону Вячеславу Горчакову с просьбой объяснить суть заявлений Папы Франциска.

 

EDABAC23-4739-466D-8106-E4C4BCDEADE4_w250_r0_s.jpg

 

Что на самом деле сказал Папа

 

- Отец Вячеслав, так что же конкретно сказал Папа 30 мая 2018 года во время встречи с митрополитом Иларионом об Унии, униатстве и униатизме?

- Я процитирую те фрагменты высказываний Папы, касающиеся предмета нашего разговора, в переводе на белорусский (оригинальный язык статьи – прим. переводчика).

«Я доволен возможностью идти вместе с вами путем единства: единственным путем, который обещает нам что-то надежное, потому что путь разделения ведет нас к войнам и разрушениям. Я хочу заверить вас, особым образом тебя, дорогой брат, и всех вас, что Католическая Церковь никогда не допустит, чтобы среди ее членов возникла позиция разделения. Мы никогда себе этого не позволим, я этого не хочу. В Москве - в России - есть только один Патриархат: ваш, и для нас не будет другого.

Если какой-либо католик – будь то мирянин, священник или епископ - поднимает знамя униатизма, который уже не действует и исчерпал себя, то это тоже боль для меня лично».

 

Далее Папа добавил слова, которые мало цитировались в СМИ:

 

«Необходимо уважать церкви, которые находятся в единстве с Римом, но униатизм как путь единства сегодня не годится. (По-итальянски это звучало как "Si devono rispettare le Chiese che sono unite a Roma, ma l'uniatismo come cammino di unit? oggi non va" - В. Г.). Меня, наоборот, утешает, когда я вижу дружелюбно протянутую руку, братские объятия, единомыслие, движение навстречу. Экуменизм происходит в движении. Будем же двигаться!»

Невозможно без печального недоумения не заметить, что в переводах на русский язык богословский термин «униатизм» (l'uniatismo) переведен не как уже «униатизм» (как это было раньше принято), но как «униатство» (что обычно относится к историческим результатам заключения унийных соглашений).

И еще одно замечание. Папа сказал: «Экуменизм происходит в движении. Будем же двигаться!» Но в православном окружении понятие «экуменизм» считается, мягко говоря, ошибочным и совместные молитвы не приветствуются.

 

Какая разница между униатизмом и униатством

 

- Вы говорите, что «униатизм» - это богословский термин. Что именно он означает и как давно используется?

- Папа в своем выступлении 30 мая не сказал ничего нового из того, чем Католическая церковь живет последние годы.

400-летие Брестской Унии, которое отмечалось в 1996 году, было для восточных католических Церквей поводом осмыслить значение Унии в наше время.

В 1997 году по приглашению тогдашнего префекта Конгрегации Восточных Церквей кардинала Акилле Сильвестрини (который в 1996 году посещал Беларусь), в венгерском городке Nyiregyhaza (Ньи?редьха?за), прошла встреча иерархов восточных католических Церквей Европы. В ней от БГКЦ принимал участие Апостольский визитатор для греко-католиков в Беларуси, доктор богословия, архимандрит Сергей Гаек.

В ходе встречи была образована редакционная группа для приготовления декларации относительно участия в межконфессиональном диалоге и экуменических инициативах. В группу вместе с первоиерархом УГКЦ кардиналом Любомиром Гузаром и профессором Димитриясом Саляхасом входил и архимандрит Гаек.

В принятой декларации восточно-католические иерархи Европы подчеркнули необходимость продвижения диалога и сотрудничества с православными братьями в духе прощения, отхода от униатизма (который - и это важно подчеркнуть - имел место с двух сторон) и ответственности за евангелизацию.

Уже с тех пор позиция восточных католических Церквей далека от униатизма. Эти Церкви утверждают, что, с одной стороны, им очень дорого единство с Римом, а с другой - они хотят развития диалога с православными братьями и не собираются сегодня продолжать те методы, при помощи которых некогда заключались унии.

Вот в таком духе и с таким пониманием восточные католики восприняли и декларацию Папы Франциска и патриарха Кирилла (Гавана 2016), где ясно сказано, что восточные католические Церкви имеют право на существование и деятельность.

Такое же содержание мы находим и в речи Папы Франциска перед делегацией РПЦ 30 мая.

 

- Давайте все же вернемся к термину «униатизм». Что точно он означает?

 

- Если мы говорим об униатизме, то действительно не все до конца понимают, что это такое.

В богословском смысле это явление, когда одна Церковь присоединяет к себе часть другой Церкви, отрывает ту часть, присваивает себе. Таким примером униатизма был Львовский Собор 1946 году, когда Украинская Греко-Католическая Церковь была присоединена к Русской Православной Церкви.

Дело в том, что до сегодняшнего дня РПЦ признает действительность постановлений Львовского собора, не отказывается от них, не взирая на четкий сталинский контекст того события. Это прекрасный пример современного униатизма.

 

Как я уже сказал, сегодняшние униатские (греко-католические) Церкви очень далеки от униатизма и хотят нормального диалога с православными братьями.

Примером униатизма является и Полоцкий Псевдособор 1839 года. Фактически, митрополит Иосиф Семашко был униатом, который продвигал униатизм и присоединил нашу Церковь к Московскому Патриархату.

- А Брестская уния была униатизмом?

- Конечно, была. Поэтому Папа и говорит, что сегодня этот метод не работает. Папа также говорит, что чувствует боль, когда кто-то поднимает знамя униатизма. Поэтому нужно еще раз констатировать и подчеркнуть, что униатство и униатизм - это разные вещи. Это два разных термина и два различных слова в итальянском, английском, белорусском и других языках.

 

К чему призывает Папа

 

- Итак, ваше объяснение означает, что Папа защищает права униатских Церквей, признает, что униатизм как принцип и метод объединения сегодня не актуален и призывает православных к сотрудничеству с католиками, в том числе, и с униатскими (греко-католическими) Церквями. Верно?

- Да, конечно. Папа говорит (еще и еще раз подчеркиваю это!) об униатизме как о методе воссоединения, но не об униатской Церкви. Сохранять, строить единство - это самое важное призвание христианской Церкви и христиан, это завещание и заповедь самого Иисуса Христа.

В последней молитве Евангелия от Иоанна, в 17-ой главе, в первосвященнической молитве Иисус Христос молится о том, «чтобы все были едино». Вся 17-я глава - это молитва Христа, где Он разговаривает с Отцом и просит об апостолах и учениках, чтобы сохранили единство.

И мы не можем не сохранять единство. Раньше это происходило через унии. Сегодня это не работает. Поэтому Папа говорит, что нужен экуменический диалог. Диалог - это когда есть две стороны и два слова (логос - слово). Необходимо произнести слово, открыться для другого, нужно услышать его слово, познать, кто он такой, кто мы такие взаимно.

 

Более того, в разговоре с митрополитом Иларионом Папа говорит о действенном экуменизме. То есть, не только нужно друг друга познавать, но увидев то, что нас объединяет - жизненные ценности и евангельские заповеди - вместе что-то делать в жизни. С православными можно вместе и работать, и молиться.

После II Ватиканского Собора (1962-65 гг.) православный человек при необходимости может исповедоваться у греко или римо-католического священника и остаться при этом православным. Может принять святое Причастие и остаться православным.

Более того, после II Ватиканского Собора верующий католик в экстраординарной ситуации, когда нет католического пастыря, имеет право пойти на исповедь до православного священника.

 

Поэтому сегодня об униатизме говорить нет смысла, нужно думать и говорить о диалоге, о сотрудничестве и взаимном познавании. Но неожиданно возникла какая-то неточная, чрезмерно искажённая интерпретация слов Папы.

И последнее мое замечание. Папа говорит о диалоге и совместной молитве, но православные принципиально не хотят молиться вместе с униатами.

- Перед венгерской была еще более ранняя декларация об униатизме. Я имею в виду Баламандское соглашение 1993 года, подписанное представителями католической и православной Церквей в Ливане.

- Это так. Но и это соглашение часто переводят неправильно. Даже в русской версии Википедии путаются термины «униатство» и «униатизм». И в Баламанде речь шла именно об униатизме (l'uniatisme), а не об униатстве.

Именно поэтому во время встречи Папы с Патриархом в Гаване два года назад речь шла об униатизме и о том, что восточные католические Церкви имеют право на существование и нормальное развитие.

 

Вот как раз это и сказал папа Франциск 30 мая. К сожалению, в российских переводах, даже на сайте Ватикана, говорится не об «униатизме», а об «униатстве».

 

Тем временем, после встречи Папы и Патриарха в Гаване официальные российские источники давали правильный перевод и писали именно «униатизм» - т.е. давали правильный перевод этого богословского термина.

В результате неправильного перевода и искажения мысли Папы в некоторых комментариях сразу оказалось поставленным под вопрос право на существование восточно-католических Церквей - и не только существование, но и их участие в экуменическом диалоге.

- А как православная сторона относится к этим инициативам Римско-католической церкви? Я имею в виду и Баламанд, и Ньиредьхаза, и другие документы и предложения.

- Со стороны православных не было каких-то позитивных оценок Баламанду. Единственный, кто поддержал и принял эту декларацию, был патриарх УГКЦ кардинал Любачивский.

 

Более того. В декларации Ньиредьхаза, которую в составе редакционной комиссии также вырабатывал наш Апостольский визитатор архимандрит Сергей Гаек, восточно-католические Церкви, с одной стороны, подчеркнули свою глубокую связь с Римом и Папой, а с другой, просили прощения у православных за те ошибки, которые имели место в прошлом.

Но от самих православных до сегодняшнего дня не было никаких извинений. Только идут искаженные интерпретации высказываний главы Католической Церкви, мол, Папа осудил униатство.

 

Интервью брал Сергей Абамейко

Подготовка русского текста: Илья Астапов

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 93
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

- Если мы говорим об униатизме, то действительно не все до конца понимают, что это такое.

В богословском смысле это явление, когда одна Церковь присоединяет к себе часть другой Церкви, отрывает ту часть, присваивает себе. Таким примером униатизма был Львовский Собор 1946 году, когда Украинская Греко-Католическая Церковь была присоединена к Русской Православной Церкви.

Дело в том, что до сегодняшнего дня РПЦ признает действительность постановлений Львовского собора, не отказывается от них, не взирая на четкий сталинский контекст того события. Это прекрасный пример современного униатизма.

А, так это Папа на встрече с митрополитом Иларионом осудил Львовский собор? В принципе все сразу так и поняли. :D

 

 

Более того, в разговоре с митрополитом Иларионом Папа говорит о действенном экуменизме. То есть, не только нужно друг друга познавать, но увидев то, что нас объединяет - жизненные ценности и евангельские заповеди - вместе что-то делать в жизни. С православными можно вместе и работать, и молиться.

В общем, давайте вместе молиться, поститься и слушать радио "Радонеж" радио Ватикана. А какие конкретные пути достижения единства видит Папа?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- А Брестская уния была униатизмом?

- Конечно, была. Поэтому Папа и говорит, что сегодня этот метод не работает. Папа также говорит, что чувствует боль, когда кто-то поднимает знамя униатизма. Поэтому нужно еще раз констатировать и подчеркнуть, что униатство и униатизм - это разные вещи.

Иными словами, уния как процесс - это плохо, а как результат - хорошо? Но если предложенная отцом Вячеславом интерпретация слов Папы верна, то о его Святейшества явный дефект логики: это все равно как сказать: мы одобряем переезд в другую страну, но мы не одобряем пересечение границы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял, тут имелось виду -ТАКОЙ МЕТОД ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ , а не вообще пересечения границы ,
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял, тут имелось виду -ТАКОЙ МЕТОД ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ , а не вообще пересечения границы ,

А как можно быть в унии с Римом, не заключая унию? Я ведь выше как раз и задал вопрос: какие пути достижения единства предлагает Папа?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А термин экуменизм употребленный в разговоре ( хотя смысловую нагрузку термина знает один Бог и его Святейщество Папа Римский ) могу предположить -СОЕДИНЕНИЕ , а не ВКЛЮЧЕНИЕ в состав , но это мои догадки и возможна игра слов .

 

в принципе Папа Римский из ордена Иезуитов , а у них " Входи чужими дверями , выходи своими " так что ОН не глупый мужик , может говорит одно , а делать и думать другое

Изменено пользователем Romulus
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А термин экуменизм употребленный в разговоре ( хотя смысловую нагрузку термина знает один Бог и его Святейщество Папа Римский ) могу предположить -СОЕДИНЕНИЕ , а не ВКЛЮЧЕНИЕ в состав

Хорошо, говорите не "униатизм", а "включение в состав". Так почему включать (-ся) в состав плохо, а быть включенным хорошо?:)

Изменено пользователем Владимир М.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стесняюсь спросить.. :)

А в чем разница между этими двумя понятиями?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стесняюсь спросить.. :)

А в чем разница между этими двумя понятиями?

Какими?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стесняюсь спросить.. :)

А в чем разница между этими двумя понятиями?

 

А почитать статейку? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из письма блаженного Экзараха Леонтия Фёдорова к А. Евреинову.

 

"Затем мы думаем, что прозелитизм и обращение отдельных лиц мало чем помогут делу св. соединения. Это не значит, что мы отказываемся приобретать приходящие к нам души. Наоборот, при случае сами стараемся подражать великим “ловцам человеков”, но не ставим это главной целью нашей миссии и когда приходится нам выбирать между эфемерным успехом в приобретении новых душ и основными задачами нашей миссии, то мы не колеблясь жертвуем первыми для второй цели. Главной же целью нашей миссии мы считаем распространение и популяризацию здоровых идей в католичестве и сближение с православным духовенством.

[...]

Нужно понять латинскому духовенству, что Россия не Конго и Замбези, не Китай и Япония, куда нужно идти и проповедовать с крестом в руке, а страна с очень древней, в плоть и кровь вошедшей христианской культурой, в сущности своей вполне католической и искаженной только по форме и по своему применению на практике".

 

Полностью здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты считаешь, Наташа, что униатизм, о котором говорится в стаье, и индивидуальный прозелитизм, о котором рассуждает блаж. Леонид Федоров, - одно и то же?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иными словами, уния как процесс - это плохо, а как результат - хорошо? Но если предложенная отцом Вячеславом интерпретация слов Папы верна, то о его Святейшества явный дефект логики: это все равно как сказать: мы одобряем переезд в другую страну, но мы не одобряем пересечение границы!

Скорее уния как процесс униатизма - плохо, а не всякий процесс вообще, ведущий к унии. Соответственно в аналогии с границей: и переезд в другую сторону одобряется, и пересечение границы тоже, но как последнее законно не во всякое время и не во всяком месте, так и не все методы, ведущие к унии, являются надлежащими и допустимыми, особенно в настоящее время. В том числе униатизм.

ЗЫ: О.Вячеслав, имхо, больше затемнил, чем прояснил суть вопроса.

А какие конкретные пути достижения единства видит Папа?

Судя по многочисленным высказываниям, на сегодня актуален один путь - путь экуменического диалога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Униатизм, судя по оценкам о. Кирилла Королевского, связан с образованием церковного единства посредством постепенного облатинивания и использования латинствующих практик. Уния здесь - лишь мосток для постепенного перехода в латинский обряд. "Униатизм по своему происхождению занимает переходное положение, и он не может оставаться таковым, о чем свидетельствует история. Он должен либо достичь фатальной цели всецелой латинизации, либо повернуть назад. Неверно, что уния с Римом является мостком для переходу в латинство, но таким мостком является униатизм". (Кирило Королевський "Уніятизм", Львiв 2014, с. 125)

 

Тогда как униатство - это церковное единство без отказа от своей традиции.

В общем, как в случае с папством-папизмом Вл.С. Соловьева, униатство - "хорошее, годное", а униатизм - "нехороший, негодный".

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А термин экуменизм употребленный в разговоре ( хотя смысловую нагрузку термина знает один Бог и его Святейщество Папа Римский ) могу предположить -СОЕДИНЕНИЕ , а не ВКЛЮЧЕНИЕ в состав

Хорошо, говорите не "униатизм", а "включение в состав". Так почему включать (-ся) в состав плохо, а быть включенным хорошо? :)

 

Может поможет с инета скопировал- " Думаю многие из завсегдатаев ЛиИ знакомы лично с отцом Гиацинтом Дестивелем ОР, который является и автором текста "Гаванской" декларации, и письма Папы с огорчением от "униатизма" и тд.

Как человек проведший много часов в дискуссиях с ним, думаю что могу прояснить его позицию.

Он выдумал термин "униатизм" как некий "прозелитизм над целой поместной церковью".

По этой логике кстати Львовский " собор" 1946 это классический "униатизм" в толковании падре Гиацинта.

При этом его концепция возвращения раскольников в Церковь ничем иным кроме как уния не является, хотя он сам отрицает использование этого термина.

Дискуссия продолжается."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как говорят в Одессе, это две большие разницы... :) Изменено пользователем Helena
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте уж заодно придумаем разницу между католицизмом и католичеством.
  • Like 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Униатизм, судя по оценкам о. Кирилла Королевского, связан с образованием церковного единства посредством постепенного облатинивания и использования латинствующих практик. Уния здесь - лишь мосток для постепенного перехода в латинский обряд. "Униатизм по своему происхождению занимает переходное положение, и он не может оставаться таковым, о чем свидетельствует история. Он должен либо достичь фатальной цели всецелой латинизации, либо повернуть назад. Неверно, что уния с Римом является мостком для переходу в латинство, но таким мостком является униатизм". (Кирило Королевський "Уніятизм", Львiв 2014, с. 125)

 

Тогда как униатство - это церковное единство без отказа от своей традиции.

В общем, как в случае с папством-папизмом Вл.С. Соловьева, униатство - "хорошее, годное", а униатизм - "нехороший, негодный".

Такое объяснение вносит полную ясность в предложенное разграничение между униатизмом и униатством. Дело за малым - показать, что пресловутая Брестская уния в самом деле рассматривалась Католической церковью как "мосток для перехода в латинский обряд". Хотя в православной литературе такое утверждение встречается, необходимо все же в первую очередь обращаться к католическим источникам. Я так понимаю, условия унии регулировались апостольской конституцией Magnus Dominus. Я не сумел найти текст этого документа (ни в сети, ни у Денцингера), но если исходить того, что цитируется в Википедии, там нет и намека на стремление латинизировать Западную Русь. Также представляет интерес сочинение Петра Скарги, считающегося идеологом Бресткой унии, "О единстве Церкви Божией под единым пастырем". Можно ли встретить в нем идеи "униатизма"?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте уж заодно придумаем разницу между католицизмом и католичеством.

Мне вот кажется что разделение термина униатизм и униатство, это такой финт ушами экуменистический прогиб перед православными братьями, чтобы была возможность не осуждать восточные католические церкви за их существование (собственно плоды этой унии), но при этом успокоить православных иерархов, мол "никогда снова".

Со стороны и кажется, что утверждается (как писал о. Владимир) что "уния как процесс - это плохо, а как результат - хорошо".

  • Like 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, я, конечно, признаю, что можно договориться о разграничении любых понятий, но где, скажите, в каком словаре можно познакомиться с объективным различием слов "униатизм" и "униатство" (в старт-топике подчеркивается, что это разные слова во многих языках)? А так-то, повторю еще раз, можно условиться относительно значения тех или иных терминов. Вот я как-то стал свидетелем беседы двух моих приятелей-католиков о некоем священнике отце Н. "Он грекокатолик, не униат", - говорил один из них. "Разве есть разница?" - недоуменно спросил я, вмешавшись в разговор. Оказалось, что в их терминологии грекокатолик - это просто священник византийского обряда, являющийся искренним и убежденным католиком, а униат - латинизированный поп, бритый и при этом украинский националист.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело за малым - показать, что пресловутая Брестская уния в самом деле рассматривалась Католической церковью как "мосток для перехода в латинский обряд"...Там нет и намека на стремление латинизировать Западную Русь.

Необязательно. Во время Брестской унии ни проблема униатизма не вставала, ни сам униатистский метод, конечно, не озвучивался. Предполагалось, что после заключения соглашения о присоединении (унии) глав восточных епархий пасомые как бы автоматически пойдут за своими авторитетными пастырями. (по этому поводу говорится "гладко было на бумаге, но забыли про овраги", ну да ладно). Но это значит, что данный метод обозначился позже, в процессе конкретного осуществления и адаптации присоединенных епархий. Да так обозначился, что Папам регулярно приходится делать оговорки против него (другое дело, насколько это результативно), что ни униатизму, ни прозелитизму, ни облатиниванию места нет и быть не может.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще по термину "униатизм". Текст касается Баламандских соглашений. Что показательно, "униатизм" и "униатство" иногда путаются - не знаю, особенность ли это переводчика, или самого автора текста, или даже особенность текста принятого документа, о котором идет речь. По смыслу получается так, что всякий процесс присоединения отделенных восточных есть униатизм/униатство, и это есть плохо, тогда как существование уже присоединенных униатских церквей - в принципе есть хорошо. В общем, близко к тому, что озвучил о. Владимир.

 

События, последовавшие за революциями 1989 г., выдвинули вопрос об униатстве на первый план. Православные усмотрели угрозу для себя в том, что они оценивали как возрождение униатства и католический прозелитизм. Поэтому на шестом заседании комиссии во Фрайзинге (Германия) в июне 1990 г. православные делегаты настояли на том, чтобы вместо намеченных к обсуждению тем рассмотреть вопрос об истоках униатства и о современном статусе греко-католических церквей, исключив из повестки дня все остальное.

По тексту заявления, принятого в конце встречи во Фрайзинге, видно, что оно готовилось в спешке. Впрочем, в тех условиях это было неизбежно. Тем не менее, заявление содержало ряд важных положений. Во-первых, в нем провозглашался принцип свободы религии и, следовательно,- право униатских церквей на существование. Кроме того, заявление осудило “униатство”, определенное в нем как политика, к которой прибегали в прошлом, чтобы достигнуть единства с православием путем отторжения православных верующих от материнских Церквей и присоединения их к западной Церкви. Это был “метод воссоединения, противоречащий общей Традиции наших Церквей” и экклезиологии братства Церквей. Поэтому “был бы достойным сожаления” возврат к такой политике на фоне того прогресса, который уже был достигнут на пути к церковному единству...

На заседании во Фрайзинге комиссия пришла к выводу, что необходимы дальнейшие исследования, и приступила к ним. В результате возник рабочий документ, представленный координационным комитетом в июне 1991 г. в Ариччиа, близ Рима.

Несмотря на то, что этот текст не предназначался для публикации, он тем не менее был напечатан на нескольких языках. Его название — “Униатизм как метод воссоединения в прошлом и современные поиски полного единства” — отражает основной тезис: поскольку политика униатизма, относящаяся к прошедшей стадии взаимоотношений между католиками и православными, в нынешних условиях неприемлема, сегодняшний поиск примирения должен продолжаться с использованием новых методов.

В документе вкратце говорится об истории греко-католических церквей и признается, что униатство потерпело крах как путь объединения Востока и Запада: “…разделенность сохраняется, лишь усугубляясь этими попытками” (пункт 4). Далее в тексте, принятом в Ариччиа, отмечается последовательное развитие — сначала в католической, а затем, в качестве реакции, и в православной Церкви — экклезиологических идей, согласно которым каждая из Церквей считается исключительно ведущей к спасению. В результате обращение верующих иных конфессий стало рассматриваться как необходимое условие их спасения. Такая точка зрения была причиной ущемления религиозной свободы и даже применения силы в целях возвращения восточных католиков в Церковь их предков.

Наряду с этим, однако, в документе признается, что обстановка коренным образом изменилась после Всеправославных совещаний и Второго Ватиканского собора. Теперь ни католики, ни православные не могут стоять на позиции исключительности своей Церкви. Поэтому обе конфессии несут равную ответственность за то, чтобы “Церковь Божия была верна Божьему замыслу, особенно в вопросе о единстве”.

Документ, принятый в Ариччиа, утверждает, что для достижения единения обеим Церквам следует направить свои усилия на то, чтобы установить полное согласие о содержании веры (пункт 9). С возникновением этого согласия установится полное единство католической и православной Церквей, и тогда проблема униатских церквей устранится сама собой. Единственным средством для достижения этой цели признается диалог между Церквами. Первый раздел документа завершается цитатой из совместной декларации папы Иоанна Павла II и Вселенского патриарха Димитрия I от 7 декабря 1987 г., где отвергаются все формы прозелитизма.

Второй раздел документа представляет собой серию конкретных рекомендаций в связи с ситуацией в Восточной Европе. В нем католическая Церковь призывается искать пути к тому, чтобы греко-католики участвовали в деле примирения. Православных, в свою очередь, призывают принять заверения католической Церкви в том, что она не стремится расширять свои пределы за счет православного Востока и отказывается от политики прозелитизма в среде православных.

Увы, и это лишь рабочий проект, а не официальный документ как результат международного диалога...

При анализе документов международной комиссии важно ясно осознать одно обстоятельство. Отвергая униатство как путь объединения Западной и Восточной Церквей в сегодняшнем мире, комиссия ни в коей мере не ставит под вопрос само право греко-католических церквей на существование. Некоторые комментаторы упустили из виду это четкое разграничение. “Униатизм” в документах комиссии — это рабочий термин, относящийся только к политике, к отжившему методу примирения католиков и православных. Современные греко-католические церкви обычно не называются в документах “униатскими”, потому что это звучало бы с осуждением. Можно представить следующую иллюстрацию действий комиссии: методы, которыми создавалась англиканская церковь при Генрихе VIII, неприемлемы из-за их несоответствия сегодняшним отношениям между католиками и англиканами, но, разумеется, такое заявление не означало бы, что англиканская церковь не имеет права на существование или не играет никакой положительной роли.

 

https://www.pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-i-pravoslavnyx-v-postkommunisticheskoj-evropeprizraki-proshlogo-i-zadachi-na-budushhee/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда какие основания утверждать, что Брестская уния была униатизмом? Ну и если все так, как Вы говорите, то почему бы Папе прямо не сказать: мы против латинизации востояных католиков? С другой стороны, если Папы всегда выступали против латинизации восточных, т.е. фактически РКЦ была официально против, то почему говорится об униатизме как методе соединения с католиками, имевшем место в прошлом? Его и в прошлом не было! Были лишь отдельные тенденции.
  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще по термину "униатизм". Текст касается Баламандских соглашений. Что показательно, "униатизм" и "униатство" иногда путаются - не знаю, особенность ли это переводчика, или самого автора текста, или даже особенность текста принятого документа, о котором идет речь. По смыслу получается так, что всякий процесс присоединения отделенных восточных есть униатизм/униатство, и это есть плохо, тогда как существование уже присоединенных униатских церквей - в принципе есть хорошо. В общем, близко к тому, что озвучил о. Владимир.

Вы меня с Папой Франциском не путаете?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, близко к тому, что озвучил о. Владимир.

Вы меня с Папой Франциском не путаете? :)

Нет, вот Ваши слова:

Иными словами, уния как процесс - это плохо, а как результат - хорошо?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...