Перейти к содержанию

Римские интеллектуалы – о помощи бездомным


Neta
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

«В юности я игнорировал мысли о старости и слабости, меня это не трогало, – ну какое все это имеет отношение ко мне, молодому, цветущему, успешному?»

 

homeless.jpg?x41640

Падение температуры, — призыв к солидарности. По всей Италии собирают одеяла и спальные мешки для бездомных. Фото с сайта santegidio.org

 

50 лет назад группа римских интеллигентов-католиков решила помогать бездомным – так родилась Община святого Эгидия. Адриано Роккуччи (Adriano Roccucci) – не только ее генеральный секретарь, но и профессор истории, заведует кафедрой Новейшей истории университета Roma Tre. Так что наш разговор о жизни Общины неизбежно коснулся кризиса веры и отношения европейских интеллектуалов к Церкви.

 

«Слова перестали быть намерениями»

 

Cinodromo_1968.jpg?x41640

Итальянские трущобы 1968 года. Фото из блога основателя Общины Святого Эгидия Андреа Рикарди.

Фото с сайта riccardiandrea.it

 

— Зачем вы пришли в общину святого Эгидия? Чего искали?

 

— Когда я заканчивал школу, а потом поступил в университет, я чувствовал неудовлетворенность своей церковной жизнью, которая заключалась в хождении на литургию по воскресенья.

Получалось, что церковная жизнь шла отдельно, и была какая-то другая жизнь, которая тоже шла отдельно. Я понимал, что здесь что-то не так.

В Общину меня привел однокурсник. И я понял – что искал именно такого, когда моя жизнь не делится на части, становится целостной, единой. Когда молитва, служба сочетается с прямым участием в судьбах конкретных людей, одиноких стариков, детей из бедных римских кварталов.

Такие встречи изменили меня. Ведь в юности я, признаться, игнорировал мысли о старости и физической слабости, которая ее сопровождает. Меня это совсем не трогало, казалось – ну какое все это имеет отношение ко мне, молодому, цветущему, успешному, небедному. И вот тогда, когда я пришел в общину и начал встречаться с людьми, делать для них что-то, слова Евангелия перестали быть абстрактными высказываниями, заявлением о намерениях. Слова совпали с жизнью.

И речь не только о делах наших, о «помощи», но и об экзистенциальном ощущении одиночества и будущего спасения. Осмелюсь сказать, что мое одиночество закончилось.

 

— А как на ваш выбор посмотрела семья? Были ли сложности, непонимания?

 

— Я из семьи, которую можно назвать буржуазной. Мои родители приехали в Рим из небольшого старинного города Лукка, что в Тоскане. Разница в образе жизни там и здесь огромна. Огромный, современный Рим с колоссальным культурным и историческим наследием и тихий средневековый город… У родителей не было ностальгии по Тоскане. Но и в Риме им удалось сохранить внутри то христианское сокровище – веру, которое они обрели в родном городе.

Я думаю, что актуальной проблемой моего поколения, чьи родители покинули маленькие города, было понять, как оставаться христианином в большом городе. И в мире, в котором идут процессы глобализации.

О том, как «правильно верить в Бога» у моих родителей было свое представление, которое не совпало с моим. Поэтому сначала родители мой шаг не поняли и не приняли.

Жизнь общины св. Эгидия в конце 70-х годов прошлого века была чем-то новым, необычным по сравнению с привычным строем христианской жизни в приходе. Мы жили в спокойном и благополучном римском квартале Делья Виттория, в микрорайоне Винья-Клара. А я начал ездить в рабочий квартал Примавалле, который тогда считался опасным.

Считалось неприличным и неуместным молодому человеку моего района посещать рабочие кварталы. Так что родители не сразу поняли мой поступок.

Но тут тяжело заболел мой отец. Мы с сестрой, наши родственники и мои друзья из Общины заботились о нем. Не знаю, как бы я справился с болезнью отца, если бы помощь друзей по Общине. И этот факт помог родителям принять мой выбор.

 

Кризис веры

 

Sant_egidio_albenga_2017.jpg?x41640

Совместная молитва молодежи, инвалидов, беженцев во время акции солидарности в 2017 году. Альбенга, Северная Италия.

Фото с сайта santegidio.org

 

— В последние годы много говорят о кризисе в христианской Церкви, о борьбе за права либеральных сообществ, женском священстве и пр. Влияют ли вас, ваших друзей-христиан все эти процессы?

 

— С одной стороны, говорю как историк, в христианской Церкви было много кризисов. Жизнь христианина по существу – борьба. Внутренняя духовная борьба.

 

И сегодня поговаривают, что христианство на Западе и в России переживает глубокий кризис, что мы накануне падения Церкви. Но мы уже не раз переживали времена, когда и кризис был поглубже, и падение Церкви было практически предрешено…

Конечно, итальянская интеллигенция сегодня – больше светская. Но тема Церкви, христианской веры, так или иначе, — актуальна для моих коллег, соотечественников. И это лучше корректного равнодушия, когда человек «не холоден и не горяч».

Случаи педофилии внутри Церкви, духовенства – это тяжелое испытание для всех католиков. Люди, которые должны были служить другим, воспользовались своим положением. Эти события вызвали очень много вопросов к Папе Римскому, к тем общинам, которые оказались втянуты в эти скандалы. Что делать в такой ситуации?

 

Я всегда молюсь Господу, чтобы Он укрепил мою веру. Дело в том, что встреча с Иисусом и Его Словом для меня стали не жизнью «по правилам», или принципам, до которых я «дорассуждался». Эта встреча — мой живой опыт.

Поэтому я воспринимаю подобные скандалы как призыв к тому, чтобы мое христианство стало менее поверхностным. Для меня подобные ситуации – повод задать себе вопрос о качестве моей веры и жизни.

И еще. Человеческие грехи не могут поколебать мою веру. Ведь я видел чудеса, которые сотворяет Евангелие.

И я знаю, что эти скандалы вызваны не Словом Божьим. Проблема не в Боге, а в человеке, в том, что те священники, кто, например, воспользовался своим положением, отошли от Евангелия.

 

— Что для вас самое дорогое в Христианстве?

 

— Я не богослов. Но сказал бы, что самое дорогое для меня в Христианстве – это доверие, слышание, любовь и дружба. В какой-то момент, я понял, что вера в моей жизни — это доверие к Иисусу и к тем, кто говорит мне о Нем.

Вопрос слышания – у апостола Павла в Послании к римлянам есть выражение “вера от слышания”. Эта вера – доверие – возникает от того, что я начинаю слушать и слышать Евангелие. Как много внутреннего и внешнего подталкивает мое внимание к рассеиванию, и не к слышанию. Это постоянный подвиг слушания.

 

Nigeria.jpg?x41640

Открытие больницы для прокаженных, построенной Обществом святого Эгидия в Нигерии.

Фото с сайта santegidio.org

 

Вопрос веры, мне кажется, это вопрос желания любить, тяготение к любви. Ты чувствуешь, что ты возлюблен и хочешь любить.

Вера воплощается в общении с Господом, с братьями и другими людьми. У апостола Иоанна в Послании к римлянам сказано: «Кто говорит, что “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец». Или посмотрите, Евангелие от Матфея, где речь идет о последнем суде и о любви к алчущим, жаждущим, нагим, больным и заключенным в темнице. Любовь очень связана с верой.

В моей жизни вера — это насыщенное, плотное общение со многими людьми. И друзья у меня есть благодаря тому, что в моей жизни есть вера.

 

— Но бывает так, что вера слабеет. Или человек устает, как-то гаснет. Все повторяется, идет по кругу. И Бог знает про это качество, и мы говорим Ему словами святых: «И обнови нас, молящихся Тебе». Как обновить веру?

 

— В моей жизни были тяжкие моменты. Переживал я и ослабления веры. Из-за рутинного подхода христианская жизнь стала серой, она вдруг перестала давать мне силы.

Как преодолевал их? Бывало по-разному. Думаю, что самое главное в моем опыте – я был среди людей, которым доверял. Они не дали упасть еще ниже моей едва бодрствующей душе. Они, любя меня, заметили, что со мной что-то происходит. И разбудили мою душу Словом. Для меня было важно тогда слушать, читать Евангелие, бывать на службе в храме.

Как я понимаю, что такое обновление веры? Могу рассказать о своем личном опыте. У меня это произошло, когда я пришел к одному бедному старику, чтобы помочь ему. Мы начали общаться. Я пытался разделить с ним его страдания, трудности. Но однажды почувствовал его любовь ко мне, которую ничем не заслужил.

Это было очень сильное ощущение, прямо какой-то внутренний толчок, он поразил меня и обновил мою веру.

 

Упражнение от превосходства

 

Foto-Adriano-Roccucci-02.jpg?x41640

Адриано Роккуччи в России

 

— Вы – профессор, благополучный, небедный человек. Помогаете бедным, обделенным. Ловили ли вы себя на чувстве превосходства, пусть невольном?

 

— Здесь есть большой соблазн, вы правы. Но духовная жизнь спасла меня от него.

Тут может помочь только одно – всегда помнить о собственной слабости, греховности перед жизнью и Богом. Например, я в такие моменты вспоминал о каком-нибудь своем конкретном грехе.

Это хорошее упражнение, которое помогает измерить собственную человечность и не позволяет поддаваться своему нарциссизму.

Я могу быть известным интеллектуалом, но когда я иду зимой на улицу, разговариваю с бездомным, пытаюсь ему помочь, чтобы он не замерз, — что-то происходит между нами. Трудно это определить, но происходит взаимообмен. Я ему что-то даю, но и этот человек мне что-то дает. И даже интеллектуализм здесь не помеха (улыбается).

 

Но в нашей помощи бездомным нет формул. Мы служим старикам, инвалидам, цыганам, больным СПИДом и другим людям, но не считаем бедных и обездоленных нашими «клиентами».

Мы стремимся установить с ними личные человеческие отношения. Чтобы каждый из них понял – он нужен, важен, значим, дорог. А потом уже помогаем.

Мы исходим из того, что бедные, это, прежде всего, люди, такие же, как и мы. Не добрые и не злые, они, как все мы, нуждаются в изменениях, в смягчении каких-то проявлений своего характера. Поэтому от нас требуется деликатность, чтобы принять и понять трудности и тяжесть их жизни. У меня есть крыша над головой, а они бездомные. Но кто может гарантировать, что однажды и я не окажусь в подобной ситуации?

 

— Как помогать и не выгорать – вопрос, неизбежный от помогателей. Есть итальянский рецепт?

 

— Для меня было важным толкование 10 главы Евангелия от Луки, притча о милосердном самарянине и о встрече Иисуса с Марфой и Марией. Кажется, что между притчами есть противоречие. В первой – призыв остановиться рядом с едва живым человеком и позаботиться о нем. А во второй, когда Иисус пришел в дом к Марфе, та предпочла проявить все свое гостеприимство, но не услышать благую весть, тогда как ее сестра Мария села у ног Иисуса и слушала его. И

Христос сказал: Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Часто и мы не можем остановиться и избрать благую весть. И все же в жизни нашей общины молитва занимает важное место. Мы ежедневно собираемся, чтобы помолиться, именно вместе, именно с теми, с кем связан одним общим делом. И так возвращаешься к источнику, от которого идет сила любви, благодаря которой мы можем не выгорать.

 

— Вы смотрели сериал Соррентино «Молодой папа»?

 

— Не смотрел и не жалею об этом.

 

Община святого Эгидия была основана 50 лет назад по инициативе студента Андреа Риккарди. Сегодня он — профессор истории, а в далеком 1968 году ему не было и 20 лет. Андреа собрал несколько студентов и школьников старших классов для совместного чтения Евангелия. В эпоху молодежных протестов, когда о христианстве говорить было немодно, эти молодые люди встречались, обсуждали Писание и задавались вопросами: как сделать жизнь лучше? Постепенно сформировалась католическая Община святого Эгидия — община мирян, главное место в которой занимает молитва и дела милосердия. Члены общины следовали примерам первой христианской общины, описанной в Деяниях апостолов и у святого Франциска Ассизского. Сегодня Общины святого Эгидия есть по всему миру – более чем в 70 странах на 4 континентах, а в Москве и в Киеве действуют православные «Друзья общины святого Эгидия».

 

У московских «Друзей святого Эгидия», кроме помощи бездомным, есть служение пожилым людям в домах престарелых, проект «Школа мира» по интеграции детей мигрантов в городскую среду, движение «Молодежь за мир». О дружбе с бездомными рассказывает Светлана Файн.

 

Милосердие.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
 Поделиться

×
×
  • Создать...